Научная статья на тему 'Разработка динамической имитационной модели процесса экскурсионного обслуживания в "Anylogic"'

Разработка динамической имитационной модели процесса экскурсионного обслуживания в "Anylogic" Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
87
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИМИТАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ / ОПТИМИЗАЦИЯ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ / ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ / SIMULATION MODEL / OPTIMIZATION OF BUSINESS PROCESSES / BUSINESS PROCESS PERFORMANCE INDICATORS

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Юшкова С.С., Липинский Л.В.

Рассмотрен алгоритм создания динамической имитационной модели процесса экскурсионного обслуживания в «AnyLogic», позволяющей осуществлять комплексную оценку ключевых показателей эффективности бизнес-процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Юшкова С.С., Липинский Л.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF A DYNAMIC SIMULATION MODEL OF THE EXCURSION SERVICE PROCESS IN ANYLOGIC

In this article the algorithm for creating a dynamic simulation model of the excursion service process in AnyLogic is considered. The model allows for a comprehensive assessment of key performance indicators of the business process.

Текст научной работы на тему «Разработка динамической имитационной модели процесса экскурсионного обслуживания в "Anylogic"»

УДК 65.011.56 + УДК 004

РАЗРАБОТКА ДИНАМИЧЕСКОЙ ИМИТАЦИОННОЙ МОДЕЛИ ПРОЦЕССА ЭКСКУРСИОННОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ В «ANYLOGIC»

С. С. Юшкова*, Л. В. Липинский

Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

*E-mail: sveta_yushkova@mail.ru

Рассмотрен алгоритм создания динамической имитационной модели процесса экскурсионного обслуживания в «AnyLogic», позволяющей осуществлять комплексную оценку ключевых показателей эффективности бизнес-процесса.

Ключевые слова: имитационная модель, оптимизация бизнес-процессов, показатели эффективности бизнес-процессов.

DEVELOPMENT OF A DYNAMIC SIMULATION MODEL OF THE EXCURSION SERVICE PROCESS IN ANYLOGIC

S. S. Yushkova*, L. V. Lipinskiy

Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation *E-mail: sveta_yushkova@mail.ru

In this article the algorithm for creating a dynamic simulation model of the excursion service process in AnyLogic is considered. The model allows for a comprehensive assessment of key performance indicators of the business process.

Keywords: simulation model, optimization of business processes, business process performance indicators.

Разработка имитационных моделей бизнес-процессов предоставляет возможность экспериментально исследовать сложные взаимодействия внутри систем и оценить эффективность конструкторских решений.

Используя инструмент моделирования, «AnyLogic», базирующийся на объектно-ориентированном подходе, выполним построение динамической имитационной модели процесса экскурсионного обслуживания ФГБУ ГПЗ «Столбы». Основной концепцией «AnyLogic» является представление модели, как набора взаимодействующих и параллельно функционирующих активностей.

Построение имитационной модели будет начинаться с идентификации моделируемых объектов и задания их поведения. С помощью мастера создания агентов будут созданы четыре популяции, принимающие непосредственное участие в процессе экскурсионного обслуживания. При создании популяции агентов, необходимо указать имя, выбрать фигуру двумерной анимации (2D) и установить общие параметры. Для настройки поведения определенной популяции агентов, создадим автономные подгружаемые базы данных в формате Excel, в которых будет приведен список работников с указанием ФИО и перечня доступных функций, реализуемых в рамках осуществления процесса.

При начальном введении ФИО сотрудников в базу данных лучше использовать латинские буквы, так как

в дальнейшем это обеспечит упрощение процедуры считывания результатов логирования модели. Ведение логов (специальных журналов, хранящих информацию о состоянии работы модели) в процессе проектирования поможет оперативно проверить правильность функционирования модели и сократить время на поиск ошибок.

Кроме человеческих ресурсов, отдельными популяциями агентов будут выступать документы, составление которых производится сотрудниками в процессе работы по обслуживанию клиентов.

Средой обитания популяций будет являться агент «Main». Данная среда задает тип пространства, в котором будут находиться созданные агенты, указывает расположение агентов в этом пространстве и демонстрирует сеть контактов, отражающую взаимодействие агентов (рис. 1).

После визуальной разметки пространства, приступим к непосредственному моделированию функций, составляющих процесс экскурсионного обслуживания (рис. 2). Опишем блоки, необходимые для моделирования происходящих операций внутри процесса. «Source» используется в качестве начального блока диаграммы процесса и создает агентов с определенными атрибутами. «MoveTo» перемещает агента в новое место, а также все присоединенные ресурсы. «Seize» захватывает для агента заданное количество ресурсов. «Release» освобождает ресурсы, занятые агентом.

Математические методы моделирования, управления и анализа данных

Рис. 1. Графическое пространство осуществления процесса

Рис. 2. Модель обработки запроса и проведения экскурсии

Рис. 3. Статистические показатели времени

«Delay» задерживает агентов на заданный период времени. «SelectOutput» направляет входящих агентов в один из двух выходных портов, в зависимости от выполнения заданного условия. «Sink» уничтожает поступивших агентов и обычно используется в качестве конечного блока диаграммы процесса.

Используя функциональные блоки, сконструируем алгоритм обработки запроса и проведения экскурсии, аналогичным образом создадим остальные цепочки операций, составляющие бизнес-процесс.

Создадим накопители статистических данных и визуализируем итоги моделирования с помощью кру-

говых диаграмм (рис. 3). Главными рассматриваемыми параметрами выступают переменные, отображающие время на исполнение операций, связанных с ручным контрольно-отчетным трудом. Для презентации общей картины создадим диаграмму, консолидирующую временные показатели по всем отделам.

Чтобы удостовериться в подлинности результатов работы модели, выполним калибровку, основанную на проведении эксперимента с реальными историческими данными. Далее протестируем модель на искусственно созданной выборке, отражающей возрастание числа запросов на экскурсионное обслужива-

ние. После проверки модели на работоспособность, выполним модернизацию параметров с учётом реструктуризации и внедрения информационной системы, автоматизирующей основные функции бизнес-процесса. Новые модели протестируем на реальной базе данных заповедника и искусственно созданной выборке. По завершению моделирования произведем сбор статистических показателей, позволяющих руководству принять решение относительно целесообразности оптимизации бизнес-процесса и экономической эффективности будущих преобразований.

С помощью разработанной модели можно рассчитать показатели эффективности работы отделов в динамике, изучить воздействие внешних и внутренних случайных возмущений на реализацию бизнес-процесса, а также исследовать степень влияния параметров модели на ключевые показатели эффективности.

Библиографические ссылки

1. Григорьев И. И. Anylogic за три дня: практическое пособие. М., 2017. 273 с.

2. Анфилатов В. С., Емельянов А. А., Кукушкин А. А. Системный анализ в управлении : учеб. пособие. М. : Финансы и статистика, 2002. 368 с.

3. Карпов Ю. Г. Имитационное моделирование систем. Введение в моделирование с Anylogic. СПб., 2005. 400 с.

4. Липаев, В. В. Программная инженерия: учебник. М. : ТЕИС, 2006. 608 с.

References

1. Grigoriev I. I. Anylogic for three days: a practical guide. Moscow, 2017. 273 p.

2. Anfilatov V. S., Emelianov A. A., Kukushkin A. A. System analysis in management: textbook. Moscow, Finance and statistics, 2002. 368 p.

3. Karpov Y. G. Simulation modeling systems. Introduction to modeling with Anylogic. St. Petersburg, 2005 400 p.

4. Lipayev V. V. Program engineering: textbook. Moscow, TEIS, 2006. 608 p.

© Юшкова С. С., Липинский Л. В., 2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.