Научная статья на тему 'Оценка ключевых показателей эффективности процесса экскурсионного обслуживания в ФГБУ «ГПЗ «Столбы»'

Оценка ключевых показателей эффективности процесса экскурсионного обслуживания в ФГБУ «ГПЗ «Столбы» Текст научной статьи по специальности «Ветеринарные науки»

CC BY
130
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВТОМАТИЗАЦИЯ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ / ОПТИМИЗАЦИЯ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ / КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ / ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ / AUTOMATING OF BUSINESS PROCESSES / OPTIMIZATION OF BUSINESS PROCESSES / CRITERIA FOR EVALUATING BUSINESS PROCESSES / BUSINESS PROCESS PERFORMANCE INDICATORS

Аннотация научной статьи по ветеринарным наукам, автор научной работы — Юшкова С.С., Липинский Л.В.

Рассмотрена система критериев анализа бизнес-процессов организации. Проведена оценка ключевых показателей процессов с целью проведения эффективной автоматизации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASSESSING KEY PERFORMANCE INDICATORS OF THE PROCESS EXCURSION SERVICE IN THE FBI “STATE NATURAL RESERVE “STOLBY”

The article analyses system of business processes of the organization. The research evaluates business processes highlight figures for the effective automation.

Текст научной работы на тему «Оценка ключевых показателей эффективности процесса экскурсионного обслуживания в ФГБУ «ГПЗ «Столбы»»

УДК 65.011.56 + УДК 004

ОЦЕНКА КЛЮЧЕВЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЦЕССА ЭКСКУРСИОННОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ В ФГБУ «ГПЗ «СТОЛБЫ»

С. С. Юшкова*, Л. В. Липинский

Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

*Е-mail: sveta_yushkova@mail.ru

Рассмотрена система критериев анализа бизнес-процессов организации. Проведена оценка ключевых показателей процессов с целью проведения эффективной автоматизации.

Ключевые слова: автоматизация бизнес-процессов, оптимизация бизнес-процессов, критерии оценки бизнес-процессов, показатели эффективности бизнес-процессов.

ASSESSING KEY PERFORMANCE INDICATORS OF THE PROCESS EXCURSION SERVICE

IN THE FBI "STATE NATURAL RESERVE "STOLBY"

S. S. Yushkova*, L. V. Lipinskiy

Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation

*Е-mail: sveta_yushkova@mail.ru

The article analyses system of business processes of the organization. The research evaluates business processes highlight figures for the effective automation.

Keywords: automating of business processes, optimization of business processes, criteria for evaluating business processes, business process performance indicators.

Оптимизация бизнес-процессов в настоящее время является одним из приоритетных направлений развития и становления организаций. Осуществляя преобразование деятельности учреждений различной специфической направленности, создаются эталонные образцы модернизации рабочих итераций, отдельные части или комбинации которых могут послужить основой усовершенствования сложных процессов в промышленной или ракетно-космической отрасли. Проводя исследование в данной области, рассмотрим решение задачи оптимизации на примере ФГБУ ГПЗ «Столбы» [1].

Планируя автоматизацию ключевых бизнес-процессов, посредством внедрения корпоративной информационной системы, необходимо выполнить оценку реализуемых операций, основываясь на системе количественных и качественных показателей эффективности.

Определение подходящих критериев оценки для процесса экскурсионного обслуживания клиентов выступит подспорьем при проведении аналогичного исследования других направлений деятельности природоохранного учреждения.

Для того чтобы преступить к формированию критериев оценки, необходимо выполнить построение диаграммы потоков данных (DFD) «как есть» процесса осуществления экскурсионного обслуживания (см. рисунок) [2].

Основываясь на данных диаграммы, первостепенно следует провести экспресс-диагностику процессов по следующим показателям: сложность, процесс-ность, контролируемость, ресурсоемкость и регулируемость (табл. 1) [3].

Согласно коэффициентному методу оценки, из пяти показателей эффективности в пределах допустимых значений оптимальности находятся только два. Процесс экскурсионного обслуживания является процессным и контролируемым [4]. Показатель сложности иерархической структуры имеет пограничное значение. Использование ресурсов в рамках рассматриваемого процесса не достаточно эффективно, так как значение данного критерия должно стремиться к минимуму [4]. В наиболее критическом состоянии находится показатель регулируемости бизнес-процесса, в виду недостаточного количества нормативных регламентов.

Расширяя диапазон исследования, выделим четыре категории оценки бизнес-процесса: показатели времени, технические показатели, показатели качества и показатели стоимости. Далее определим основополагающие характеристики каждого из выделенных критериев и составим оценочную матрицу (табл. 2) [3].

Анализ значений показателей эффективности, полученных в результате расчётов, основанных на актуальных данных работы учреждения, позволяет выявить необходимость усовершенствования бизнес-процесса, определяя приоритетные направления воз-

Математические методы моделирования, управления и анализа данных

действия [1]. В данном случае, необходимость оптимизации первостепенно вызвана низким уровнем автоматизации и высокой степенью загруженности пер-

сонала [5]. Как следствие, происходит нежелательный рост стоимости реализации процесса и значений временных показателей.

Рис. 1. Диаграмма потоков данных «Экскурсионное обслуживание»

Экспресс-диагностика процесса экскурсионного обслуживания

Таблица 1

Показатель эффективности Формула расчета коэффициента Нормативное значение Значение коэффициента

Сложность Число уровней бизнес-процесса / Сумма экземпляров процесса Ксл < 0,66 0,625

Процессность Число разрывов процесса / Сумма классов процесса 0,5 < Кпр< 1 0,67

Контролируемость Число собственников процесса / Сумма классов процесса Ккон _ 1 1

Ресурсоемкость Количество ресурсов / Сумма результатов экземпляров процесса Кр < 1 0,85

Регулируемость Используемая регламентная документация / Сумма классов процесса Кре г ^ 1 0,33

Таблица 2

Показатели оценки процесса экскурсионного обслуживания

Наименование Формула вычисления Результат

Показатели времени (мин) Плановое время выполнения / фактическое время выполнения 185 / 220

План технического исполнения процесса / фактическое время 5 / 40

Время выполнения / количество функций процесса 220 / 8

Технические показатели Плановое количество простоев / фактическое количество простоев 1 / 6

Плановое кол-во транзакций / фактическое кол-во транзакций 5 / 8

Степень загрузки персонала 0,087

Степень автоматизации 0,125

Показатели качества Количество жалоб за месяц / общее количество клиентов 24 / 750

Плановое количество отмены заказов / фактическое количество 6 / 19

Показатели стоимости (руб.) Суммарные затраты на оплату труда исполнителей процесса 650-1050

Амортизация оборудования и нематериальных активов 80

Затраты на сотовую связь и Internet 50

Стоимость результата процесса для клиента 3200-5000

Формирование системы ключевых показателей эффективности бизнес-процессов необходимо строить, опираясь на специфику рассматриваемого предприятия.

Стратегия всесторонней оценки, базирующаяся на анализе совокупности количественных и качественных критериев, гарантирует осуществление эффективной оптимизации.

Библиографические ссылки

1. Устав ФГБУ ГПЗ «Столбы». М., 2011. 149 с.

2. Черемных С. В., Семенов И. О., Ручкин В. С. Структурный анализ систем: ГОЕБ-технологии. М. : Финансы и статистика, 2003. 208 с.

3. Дубинина Н. А. Показатели оценки бизнес-процессов предприятия // Вестник Пермского университета. 2016. № 2 (29). С. 179-191.

4. Липаев В. В. Программная инженерия : учебник. М. : ТЕИС, 2006. 608 с.

5. Анфилатов В. С., Емельянов А. А., Кукушкин А. А. Системный анализ в управлении : учеб. пособие. М. : Финансы и статистика, 2002. 368 с.

References

1. Charter of FBI "Natural reserve "Stolby". M., 2011. 149 p.

2. Cheremnykh S. V., Semenov I. O., Ruchkin B. C. Structural analysis of systems. IDEF-technologies. М. : Finance and statistics, 2003. 208 p.

3. Dubinina N. A. Assessment indices for business processes at an enterprise // Vestnik Permskogo univer-siteta. 2016. № 2 (29). P. 179-191.

4. Lipayev V. V. Program engineering: textbook. М. : TEIS, 2006. 608 p.

5. Anfilatov V. S., Emel'ianov A. A., Kukushkin A. A. System analysis in management: textbook. М. : Finance and statistics, 2002. 368 p.

© Юшкова С. С., Липинский Л. В., 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.