Научная статья на тему 'Разработка брендинга выставки как неотъемлемая часть продвижения художника на современный арт-рынок'

Разработка брендинга выставки как неотъемлемая часть продвижения художника на современный арт-рынок Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
561
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
брендинг выставки живописных работ / айдентика / фирменный стиль / арт-рынок / branding of the exhibition of paintings / corporate identity / art market

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Карнаев Михаил Анатольевич, Карнаева Дарья Михайловна

Актуальность исследования состоит в том, что благодаря эффективному ис-пользованию современных коммуникаций, возможно создать позитивное от-ношение к бренду за короткое время. Привлечение аудитории с помощью визу-альных коммуникаций является одним из эффективных решений проблемы про-движения искусства на современный арт-рынок. Возникает потребность в кон-цептуальном оформлении экспозиций, где все элементы, включая навигацию, подчинены одной общей идее и систематизации множества работ в каталоге, оформления зала и рекламных носителей (деловая документация, печатная, наружная реклама, интернет, PR-компании). Была выявлена следующая пробле-ма: существует дефицит профессионального продвижения арт-объектов, что от-ражается на уровне развития всего рынка как внутри страны, так и за её преде-лами. Особенность рынка искусства диктует применение коммуникационных стратегий, отвечающих его потребностям. Налаживание коммуникации с потре-бителями становится одним из важнейших пунктов дальнейшего развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of the exhibition branding as an integral part of the artist's promotion to the modern art market

The relevance of branding an exhibition of paintings in the modern world is gaining momentum, since it is difficult to imagine such an event without develop-ing an identity. Attracting an audience through visual communications is one of the most effective solutions to the problem of promoting art to the modern art market. There is a need for a conceptual design of expositions, where all elements, including navigation, are subordinated to one general idea and the systematization of many works in the catalog, hall design and advertising media (business docu-mentation, print, outdoor advertising, Internet, PR companies). The following prob-lem was identified: in most Russian cities, the art market is at a development stage, mass attendance of exhibitions is a rather rare phenomenon, in addition, in many exhibitions, expositions do not have a design design, they look monotonous and are not able to attract a modern audience and, accordingly, potential buyers.

Текст научной работы на тему «Разработка брендинга выставки как неотъемлемая часть продвижения художника на современный арт-рынок»

М.А. Карнаев, доцент

Новосибирский государственный университет архитектуры, дизайна и искусств

имени А.Д. Крячкова

Д.М. Карнаева, магистрант

Российский государственный университет им. А.Н. Косыгина M. Karnaev, Associate Professor

Kryachkov Novosibirsk State University of Architecture, Design and Arts D. Karnaeva, MA student Kosygin State University of Russia

Разработка брендинга выставки как неотъемлемая часть продвижения художника на современный арт-рынок

Development of the exhibition branding as an integral part of the artist's promotion to the modern art market

Актуальность исследования состоит в том, что благодаря эффективному использованию современных коммуникаций, возможно создать позитивное отношение к бренду за короткое время. Привлечение аудитории с помощью визуальных коммуникаций является одним из эффективных решений проблемы продвижения искусства на современный арт-рынок. Возникает потребность в концептуальном оформлении экспозиций, где все элементы, включая навигацию, подчинены одной общей идее и систематизации множества работ в каталоге, оформления зала и рекламных носителей (деловая документация, печатная, наружная реклама, интернет, PR-компании). Была выявлена следующая проблема: существует дефицит профессионального продвижения арт-объектов, что отражается на уровне развития всего рынка как внутри страны, так и за её пределами. Особенность рынка искусства диктует применение коммуникационных стратегий, отвечающих его потребностям. Налаживание коммуникации с потребителями становится одним из важнейших пунктов дальнейшего развития.

Ключевые слова: брендинг выставки живописных работ, айдентика, фирменный стиль, арт-рынок

The relevance of branding an exhibition of paintings in the modern world is gaining momentum, since it is difficult to imagine such an event without developing an identity. Attracting an audience through visual communications is one of the most effective solutions to the problem of promoting art to the modern art market. There is a need for a conceptual design of expositions, where all elements, including navigation, are subordinated to one general idea and the systematization of many works in the catalog, hall design and advertising media (business documentation, print, outdoor advertising, Internet, PR companies). The following problem was identified: in most Russian cities, the art market is at a development stage, mass attendance of exhibitions is a rather rare phenomenon, in addition, in many exhibitions, expositions do not have a design design, they look monotonous and are not able to attract a modern audience and, accordingly, potential buyers.

Keywords: branding of the exhibition of paintings, corporate identity, art market

Введение

На сегодняшний день отмечается неослабевающий общественный интерес к художественной выставке, как к форме международного культурного обмена, приобщения к гуманитарным ценностям, встрече с шедеврами мирового искусства или творческими экспериментами начинающих мастеров. Художественная выставка является одним из наиболее важных элементов такого становящегося всё более актуальным в жизни современного общества гуманитарного направления как «цивилизация досуга» [1]. Таким образом, являясь заметным явлением культурной жизни современного общества, художественная выставка, имея давнюю историю своего существования, представляет собой интересный феномен искусствоведческого интереса, что и определяет актуальность настоящего исследования.

На сегодняшний день в социокультурном пространстве формируется новый рынок искусства (арт-рынок) со своими законами функционирования, особенностями и перспективами, он представляет собой специфичную систему взаимоотношений произведений искусства с социумом. Рынок изобразительного искусства является неотъемлемым компонентом культуры, так как формирует материальную основу для развития художественного сообщества, влияет на развитие духовной стороны личности и является показателем уровня развития государства в целом. Сегодня арт-рынок — это оборот художественных ценностей на мировом и национальном уровнях. Особенность арт-рынка заключается в его интегрированной структуре, возникающей на пересечении духовно-художественной, материальной экономической сферах общественной жизни.

Особенность рынка искусства диктует применение коммуникационных стратегий, отвечающих его потребностям. Налаживание коммуникации с потребителями становится одним из важнейших пунктов дальнейшего развития. Основными субъектами арт-рынка являются производители (художники) и потребители.

Результаты и обсуждение

Стоит отметить тот факт, что арт-рынок, по своим потребительским группам, весьма разнообразен. Известно, что спрос на искусство есть всегда, но в зависимости от стабильности в политике и экономике, уровня жизни потенциальных покупателей, тенденций в мире искусства, он меняется.

Так, например, основная масса потребителей — посетители, которые приходят на выставки с целью получить эстетическое удовольствие, восхищаясь произведениями искусства. Очевидно, что не каждый посетитель художественной выставки может себе позволить приобрести дорогостоящую картину, особенно в России, находящейся в бесконечном экономическом кризисе.

Вторая группа — инвесторы, они поверхностно разбираются в тонкостях искусства, но при этом готовы вкладывать в его развитие свои финансы с целью создания вокруг себя положительного имиджа продвинутых бизнесменов.

Следующая группа — ценители искусства, для которых покупка картины скорее средство для поддержания постоянного эстетического удовлетворения и наслаждения, нежели долгосрочное вложение денег.

Отдельно стоящая группа потребителей — дилеры, которые рассматривают искусство исключительно как приносящий доход, успешный бизнес. Они могут существенно влиять на ценовую политику и спрос, устраивать искусственный ажиотаж и формировать общественное мнение вокруг имиджа художника, или группы художников, или наоборот, вытеснять последних на периферию арт-рынка.

Российский арт-рынок нельзя назвать окончательно сформированным, поделённым между основными игроками или переполненным, следовательно, для каждого художника существует возможность заявить о своём творчестве. Выход на арт-рынок, действительно, является проблемой для многих художников. Это связанно с большой конкуренцией в сфере изобразительного искусства, с определёнными трудностями по созданию имиджа художника, с его персональным позиционированием, а также с грамотным применением тех или иных PR-технологий.

На современном этапе развития общества бренды играют роль глобальных коммуникаторов между продавцами и покупателями. Создавая определённый бренд, продавец стремится заручиться поддержкой потребителей, которые в будущем помогут развить бизнес, сделать его более успешным. Актуальность исследования состоит в том, что благодаря эффективному использованию современных коммуникаций, возможно создать позитивное отношение к бренду за короткое время.

Изначально фирмы рекламировали свою марку и только спустя несколько лет смогли зарекомендовать себя, как производители качественного продукта. Сегодня, с развитием информационных технологий, возможностями рекламы и продвижения развить бренд стало намного быстрее. Говоря о различных компаниях, следует отметить, что их главной задачей в начале своего существования является создание позитивного имиджа.

Формирование имиджа художника достаточно сложный и долгий процесс, который требует больших усилий и денежных вложений, которые при успешном развитии событий должны окупиться. Брендинг сейчас активно развивается и подстраивается под постоянные изменения рынка и экономики в целом. В постиндустриальном обществе бренд играет ключевую роль, так как является долгосрочной инвестицией.

Современный бренд художника — это не только совокупность креативных дизайнерских разработок логотипа и основных носителей фирменного стиля, а безусловный знак качества, за который производитель несёт полную ответственность перед своими клиентами. Современные технологии позволяют каж-

дому потребителю иметь доступ к актуальной информации в кратчайшие сроки. Приверженцем бренда не становятся, основываясь на визуальном восприятии информации в рекламе. Всегда происходит взаимная коммуникация потребителя как с брендом, так и с отзывами других потребителей.

Интернет способствует не только повышению коммуникаций, но и увеличивает скорость формирования имиджа бренда. Мобильность — это один из важнейших принципов существования современного общества. Каждый потребитель хочет постоянно иметь доступ к интересующей его информации и быть в курсе событий.

Глобализация затрагивает почти все сферы современной жизни. Самая актуальная тенденция в мире искусства мгновенно распространяется по всему миру и оказывает влияние на все слои общества любого государства. Все мировые течения имеют глобальный характер и, взаимодействуя с населением одной страны, вы оказываете влияние на другую.

Успех современных конференций, выставок, семинаров и других мероприятий также во многом зависит от известности и привлекательности айдентики [13].

В. Глазычев определяет фирменный стиль как «совокупность визуально воспринимаемых признаков, вызывающих у потребителя устойчивый стереотип конкретной промышленной или торговой компании» [3, с. 43]. Он так же связывает явление фирменного стиля с появлением индустриального дизайна вообще и отождествляет этот процесс с монополистическим капитализмом [2]. Похожие сужения можно найти и в книге В. Рунге и В. Сеньковского «Основы теории и методологии дизайна» [8]. «Стратегией синтеза искусства и промышленности» называют фирменный стиль В. Сидоренко и И. Счетчиков, рассматривая его, «как сложную систему, в которой проект комплекса продукции обоснован превосходной организацией целого — маркетинговой и художественной концепцией изделий...» [9, с. 76].

Фирменный стиль выставки — это набор цветовых, графических, словесных, типографских, дизайнерских постоянных элементов (констант), обеспечивающих визуальное и смысловое единство выставки, всей исходящей от неё информации, её внутреннего и внешнего оформления [11].

Современные экспозиции заметно отличаются от выставки прошлого столетия, однако интерес общества не ослабевает, но требует пересмотра содержания и необходимости поиска новой подачи художественного оформления с помощью трендов графического дизайна. По мнении В.В. Зотова, brand book — это своеобразная «библия» бренда, представляющая собой совокупность подробной информации о торговой марке, её миссии, легенде, позиционировании [4, с. 36].

Создание айдентики начинается с разработки персонального логотипа учитывая много факторов: темперамент заказчика, целевую аудиторию, сферу деятельности и многое другое. Поэтому отдельным этапом работы над фирменным стилем выставки, является создание личного фирменного стиля художника [10].

Именно разработка системы визуальных коммуникаций для выставки является одним из ключевых элементов, способствующих повышению интереса в культурной среде, не только к привлечению новых посетителей, но и важная составляющая положительного имиджа художников и выставочных площадок.

В связи с появлением новых направлений в искусстве, а также новых технологий, меняется и оформление выставки. Классический подход к дизайну выставочного пространства и его навигации перестаёт быть актуальным для современных экспозиций [2]. Возникает потребность в концептуальном оформлении экспозиций, где все элементы, включая навигацию, подчинены одной общей идее. Очень важную часть в художественной выставке составляет то, как подана экспозиция, построение экспозиционного образа, создание специфической атмосферы выставки, поиск оригинальной художественно-пространственной композиции, цветовая гамма и освещение, функциональные качества экспозиции.

Выводы

Разработка современной айдентики для художественной выставки является одним из основных инструментов привлечения посетителей и потенциальных покупателей. Оформление различных печатных и электронных носителей, экспозиции должно стать единой системой, строящейся на общей концепции, всё это помогает посетителю формировать направленное впечатление об авторе, и выставке в целом, вызывает интерес и привлекает новых посетителей.

Современный арт-рынок представляет собой специфическое коммуникативное поле, в котором предметом коммуникации являются произведения искусства, которые переходят от одного субъекта коммуникации (собственника) к другому, при этом основная масса арт-продуктов проходит путь через множество посреднических каналов.

Была выявлена следующая проблема: существует дефицит профессионального продвижения арт-объектов, что отражается на уровне развития всего рынка как внутри страны, так и за её пределами. Особенность рынка искусства диктует применение коммуникационных стратегий, отвечающих его потребностям. Налаживание коммуникации с потребителями становится одним из важнейших пунктов дальнейшего развития. В большинстве городов России арт-рынок находится на стадии развития, массовое посещение выставок является довольно редким явлением, кроме того, во многих выставках экспозиции

не имеют дизайнерского оформления, они выглядят однообразно и не способны привлечь современную зрительскую аудиторию и соответственно потенциальных покупателей. Возникает потребность в концептуальном оформлении экспозиций, где все элементы, включая навигацию, подчинены одной общей идее и систематизации множества работ в каталоге, оформления зала и рекламных носителей (деловая документация, печатная, наружная реклама, интернет, PR-компании).

Тщательно продуманные компоненты и принципы фирменного персонального стиля работают на узнаваемость торговой марки творческой личности, помогают выделить предоставляемые услуги среди конкурентов, создать оригинальный бренд на современном арт-рыночном пространстве.

Список литературы

1. Богородский С.В. Художественная выставка в условиях современной культуры: Автореф. дис. канд. искусствоведения. СПб.: 2007. 27с. [Электронный ресурс] URL: http://cheloveknauka.com/ (дата обращения: 16.12.2019).

2. Глазычев, В.Л. Дизайн как он есть. М., 2006.

3. Глазычев, В.Л. О дизайне. Очерки по теории и практике дизайна на Западе. М., 2006.

4. Зотов В.В. Бренд-маркетинг. М.: МФПА, 2005. 36 с.

5. Кумова М.А. Айдентика. М.: КАК проект, 2015. 512 с.

6. Основы бренд-менеджмента. М.: Аспект Пресс, 2006.

7. Панченко А.С. Основные тенденции современной выставочной деятельности художественного музея: на материале музеев Санкт-Петербурга рубежа XX-XXI вв.: дисс. канд. искусствоведения. СПб.: 2007. 199 с. [Электронный ресурс] URL: https://www.dissercat.com (дата обращения: 16.12.2019).

8. Рунге В.Ф. Основы теории и методологии дизайна: учеб. пособие / Рунге В.Ф., Сеньковский В.В. М., 2005.

9. Счетчиков И.Е. Эволюция фирменного стиля в проектной культуре ХХ века: автореф. Дисс. ... канд. Техн. Наук. М., 2005.

10. Федина Е.В. Биеннале и фестивали как форма актуализации современного искусства: на примере проектов Фонда «Современная графика» Автореф. дис. канд. Искусствоведения. СПб.: 2007. 31 с. [Электронный ресурс] URL: https://www.dissercat.com (дата обращения: 20.12.2019).

11. Филоненко И. Выставочный менеджмент: стратегии управления и маркетинговые коммуникации [Электронный ресурс] URL: https://marketing. wikireading.ru/18585 (дата обращения: 16.12.2019).

12. Фирменная айдентика: сущность и правила создания [Электронный ресурс] URL: https://costper.ru/design/51-firmennaya-aydentika (дата обращения: 20.12.2019).

13. Яковлева С.И. Дизайн-образование и проектная деятельность. Проблемы и решения // Культура и образование. Июль 2015. № 7 [Электронный ресурс]. URL: http://vestnik-rzi.ru/2015/07/3388 (дата обращения: 20.12.2019).

14. Яковлева С.И. Экспозиционный дизайн на примере визуального оформления выставки светового искусства // Universum: филология и искусствоведение. 2017. № 11 (45). с. 8-10.

References

1. Bogorodskij S. Hudozhestvennaja vystavka v uslovijah sovremennoj kul'tury [Art exhibition in the context of modern culture]: Avtoref. dis. kand. Iskusstvovedeni-ja. SPb.: 2007. 27 p. URL: http://cheloveknauka.com/ (date accessed: 16.12.2019).

2. Glazychev V. Dizajn kak on est [Design as it is]. Moscow, 2006.

3. Glazychev V. O dizajne. Ocherki po teorii i praktike dizajna na Zapade [About the design. Essays on the theory and practice of design in the West]. Moscow, 2006.

4. Zotov V. Brend-marketing [Brand Marketing]. Moscow, 2005 36 p.

5. Kumova M. Ajdentika. [Identity]. Moscow, 2015. 512 p.

6. Osnovy brend-menedzhmenta. [Fundamentals of Brand Management] Moscow, 2006.

7. Panchenko A. Osnovnye tendencii sovremennoj vystavochnoj deja-tel'nosti hudozhestvennogo muzeja: na materiale muzeev Sankt-Peterburga rubezha XX-XXI vv. [The main trends of the modern exhibition activity of the Art Museum: based on the material of the museums of St. Petersburg at the turn of the XX-XXI centuries]: diss. kand. iskusstvovedenija. St. Petersburg, 2007. 199 p. URL: https://www.dissercat.com (date accessed: 16.12.2019).

8. Runge V. Osnovy teorii i metodologii dizajna [Fundamentals of design theory and methodology]: ucheb. posobie / Runge V., Sen'kovskij V. Moscow, 2005.

9. Schetchikov I. Jevoljucija firmennogo stilja v proektnoj kul'ture [The evolution of corporate identity in the project culture of the twentieth century]: avtoref. Diss. ... kand. Tehn. Nauk. Moscow, 2005.

10. Fedina E. Biennale i festivali kak forma aktualizacii sovremennogo iskusstva: na primere proektov Fonda "Sovremennaja grafika" [Biennales and festivals as a form of actualization of contemporary art: on the example of the projects of the Foundation "Modern Graphics"] Avtoref. dis. kand. iskusstvovedenija. St. Petersburg, 2007. 31 p. URL: https://www.dissercat.com/ (date accessed: 20.12.2019).

11. Filonenko I. Vystavochnyj menedzhment: strategii upravlenija i market-ingovye kommunikacii [Exhibition management: management strategies and marketing communications]. URL: https://marketing.wikireading.ru/18585 (date accessed: 16.12.2019).

12. Firmennaja ajdentika: sushhnost' i pravila sozdanija [Corporate identity: the essence and rules of creation]. URL: https://costper.ru/design/51-firmennaya-aydentika (date accessed: 20.12.2019).

13. Jakovleva S. Dizajn-obrazovanie i proektnaja dejatel'nost'. Problemy i reshenija [Design-education and project activities. Problems and solutions] // Kul'tura i obrazovanie. Ijul' 2015. № 7. URL: http://vestnik-rzi.ru/2015/07/3388 (date accessed: 20.12.2019).

14. Jakovleva S. Jekspozicionnyj dizajn na primere vizual'nogo oformlenija vystavki svetovogo iskusstva [Exhibition design on the example of visual design of the exhibition of light art] // Universum: filologija i iskusstvovedenie. 2017. № 11 (45). pp. 8-10.

Карнаев Михаил Анатольевич, канд. пед. наук, доцент кафедры рисунка, живописи и скульптуры НГУАДИ.

Карнаева Дарья Михайловна, магистрант кафедры графического дизайна и визуальных коммуникаций РГУ им. А.Н. Косыгина

Для цитирования | For citation:

Карнаев М.А., Карнаева Д.М. Разработка брендинга выставки как неотъемлемая часть продвижения художника на современный арт-рынок // Ноэма (Архитектура. Урбанистика. Искусство). 2021. № 2. С. 189-196.

Лицензия CC BY-NC 4.0 Материал поступил в редакцию 30.05.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.