К. В Марков, О. П. Шураев
Систематизация опыта подготовки операторов компьютерных систем управления ...
5. Составив технологическую карту, оператор должен ее выполнять в запланированном порядке. Нельзя оставлять технологические процессы незавершенными. Неконтролируемые процессы могут ухудшить техническое состояние оборудования, оказывать негативное влияние на ход других процессов. В ряде аварийных ситуаций оператор может изменить технологическую карту - незавершенные технологические цепочки признать завершенными. После ликвидации аварийной ситуации технологические цепочки могут быть выстроены исходя из текущего (послеаварийного) состояния СЭУ. В любом случае оператор должен добиваться завершения выполняемого процесса. Не надо бросать начатые мероприятия и «метаться» по мнемосхемам в попытках «еще что-нибудь запустить».
Подводя итог, заметим, что тренажеры КСУ СЭУ целесообразно использовать не только для отработки навыка управления каким-либо конкретным оборудованием или даже типом судового оборудования, но и для выработки умения строить и осуществлять алгоритмы управления в зависимости от состояния и режима работы СЭУ.
Волжская государственная академия водного транспорта.
603600, Нижний Новгород, ул. Нестерова, 5, e-mail: konrnark@mail.ru. solwrk@inbox.ru
SYSTEMATIZATION OF EXPERIENCE OF PREPARING THE COMPUTER MANAGERIAL SYSTEM OPERATORS BY SHIPS
ENERGY PLANT
K. V. Markov, O. P. Shuraev
Literate usage of ships energy plant - a safety guarantee on the water transport. One of the ways of educating and raising a qualification are occupations on simulators, imitating work of ships energy plant. International maritime organization (¡MO) recommends to include simulator preparation under certification of officers in charge of an engineering watch. Training on the simulator promote a practical skills to literate usages ships energy plant with the possibility of analysis of operator errors. The Authors of article implement training on the simulator TEC-2000 (company Norcontro!) with students of profession "Usage of ships energy plants" and mechanical engineers, having already considerable length of service of work on ship. Proposed material systematize a background of experience.
УДК 378.146
РАЗРАБОТКА БАНКОВ ВОПРОСОВ ДЛЯ АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ ПРОВЕРКИ
КОМПЕТЕНЦИИ
О. П. Шураев, К. В. Марков, О. В. Кулиш на
С использованием автоматизированной системы проверки компетенции (АСПК 1.0) разработаны банки вопросов и на их базе созданы тесты проверки знаний. Среди тестируемых слушатели специализированных курсов центра переподготовки кадров, студенты, а также все желающие проверить свое знание города Нижнего Новгорода. Приведена техническая информация о разработанных тестах. Рассказывается об опыте тестирования.
Вестник ВГАВТ
Межвузовская серия Моделирование и оптимизация сложных систем. 2005. Вып. 14
Ценность любой системы тестирования определяется не только возможностями, заложенными в оболочку тестирования и подготовки тестов, но и самими тестами. Разработанная НИГРСЭТ автоматизированная система проверки компетенции (АСПК) позволяет готовить тесты по самым различным областям знаний. Причем оболочка позволяет одинаково успешно разрабатывать «серьезные» тесты по конвенционным программам для курсов подготовки моряков, предметные тесты по дисциплинам. преподаваемым в ВУЗе и занимательные тесты, как, например, тест по краеведению «Прогулка по городу».
Банк вопросов «Спасательные средства»
На базе банка вопросов «Спасательные средства» разработан тест, который предназначен для проверки компетенции слушателей курсов «Специалист по спасательным шлюпкам и плотам, дежурным шлюпкам», проводимых в соответствии с требованиями Международной Конвенции ПДМНВ - 78/95 [1].
Каждый спасательный плот должен выдерживать влияние окружают«! среды не менее
» СуЛЧч
' суток
60 cyrv.1t.
'А' отчк
II
Вопрос« В«рос47
я
I
¿¡ ■ ,[ Аь1
Рис. 1. Пример вопроса из банка «Спасательные средства»
Содержание вопросов составлено на основе ряда нормативных документов [1-5]. Вопросы содержат иллюстрации, подобные [5], что обеспечивает лучшее понимание и.х предметной области.
В банке 105 вопросов, представляющих следующие темы: индивидуальные спасательные средства, спасательные и дежурные шлюпки, спасательные плоты. Для каждого тестируемого формируется выборка из 20 вопросов. Время, отводимое на сдачу теста, составляет 23 минуты.
При ответе на поставленное задание требуется выбрать один правильный ответ из четырех возможных. Каждый вариант ответа оценивается от 0 до 10 баллов.
О. П. Шураев, К. В. Марков, О. В. Кулизина Разработка банков вопросов для автоматизированной системы ...
Банк вопросов «Танкерная подготовка»
На базе банка вопросов «Танкерная подготовка» составлены два теста, позволяющих осуществлять проверку знаний лиц командного состава танкеров по курсу «Специализированная подготовка персонала нефтеналивных танкеров» и слушателей курса «Ознакомительный курс для работы на нефтеналивных танкерах». Вопросы, включенные в банк, охватывают основные разделы курсов:
- основные физические и химические характеристики грузов;
- токсичность нефти, нефтепродуктов и сопутствующих их транспортировке веществ, предельно допустимые концентрации;
- пожароопасность, средства пожаротушения на танкерах;
- конструктивные особенности танкеров, танкерная терминология;
- специальные системы танкеров;
- грузовые и технологические операции на борту судна, принципы разделения груза на борту;
- меры безопасности на танкерах;
- предотвращение загрязнения;
- аварийные мероприятия и судовые тревоги.
Банк вопросов разработан на базе ряда нормативных документов [1 - 3, 6, 7], регламентирующих поведение на танкере и вопросы эксплуатации танкера и его систем.
Иллюстрации к вопросам тестов содержат как поясняющую информацию, так и содержательную часть задания (например, вопросы типа: «Что изображено на рисунке?»).
Банк содержит 120 вопросов, из них в тест «Специализированная подготовка» включено 110 вопросов, а в тест «Ознакомительный курс» - 50 вопросов. На сдачу теста «Специализированная подготовка», состоящего из 35 задаваемых вопросов отводится 30 минут, а тест «Ознакомительный курс» (18 вопросов) сдается за 20 мин. Требуется выбрать один правильный ответ из 3-х возможных. Каждый вариант ответа оценивается от 0 до 10 баллов.
Банк вопросов «Теплотехника: Теплопередача»
На основе банка вопросов «Теплотехника: Теплопередача» составлен тест для студентов 3-го курса электромеханического факультета Волжской государственной академии водного транспорта, обучающихся по специальности 2405 Эксплуатация судовых энергетических установок.
На настоящий момент банк вопросов содержит более 200 вопросов, отражающих основные разделы курса «Теплотехника: Теплопередача», читаемого студентам по указанной специальности. Вопросы сгруппированы по следующим темам:
- базовые определения;
- теплопроводность;
- основы теории подобия и экспериментальное изучение конвективного теплообмена;
- конвекция, в т. ч. теплоотдача при движении жидкости в трубах и обтекании одиночной трубы и трубных пучков, теплоотдача при изменении агрегатного состояния, теплоотдача при естественной конвекции, интенсификация теплоотдачи;
- теплоотдача излучением;
- теплообменные аппараты;
- теплоиспользование на судах и вторичные энергетические ресурсы.
Вопросы соответствуют требованиям по дисциплине «Теплотехника», изложенным в государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования по специальности «Эксплуатация судовых энергетических установок».
Вестник ВГАВТ
Межвузовская серия Моделирование и оптимизация сложных систем. 2005. Вып. ¡4
На базе данного банка вопросов создан тест (см. рис. 2) для итоговой проверки знаний студентов в конце семестра. При этом задается 35 вопросов, на которые следует дать ответ в течение 28 мин. Такая выборка позволяет задать вопросы по всем рассматриваемым темам. Время тестирования подобрано таким образом, чтобы за два академических часа в компьютерном классе (7-9 компьютеров) можно было протестировать студенческую группу (подгруппу), состоящую из 20-25 человек.
Рис. 2. Пример вопроса из банка «Теплотехника: Теплопередача»
Используемое при подготовке и проведении теста программное обеспечение (АСПК версии 1.0) позволяет на базе одного банка вопросов подготовить несколько тестов. Таким образом может быть организован и рубежный контроль знаний, обычно проводимый в течение семестра, после изучения очередной темы. Это позволяет задолго до финального тестирования ознакомить студентов с работой в системе тестирования.
В 2003-2004 учебном году тест проходил опытную эксплуатацию. Среди первых итогов можно отметить достаточно высокую объективность результатов тестирования. Студенты, хорошо занимающиеся в течение семестра, сдают тест с положительными результатами. В то же время не зафиксировано ни одного случая успешной сдачи теста без достаточной подготовки. С 2004-2005 учебного года тест используется для промежуточного контроля и итоговой оценки знаний студентов специальности «Эксплуатация судовых энергетических установок».
Банк вопросов «Прогулка по городу»
Банк содержит вопросы, ответы на которые позволяют определить, насколько тестируемый знает город Нижний Новгород. Знает его не по статистическим данным.
О.П. Шураев, К. В. Марков, О. В. Кулизина _Разработка банков вопросов для автоматизированной системы ...
не по карте, а «в лицо». Задания вопросов содержат фотографии многочисленных улиц, площадей, зданий, расположенных во всех районах Нижнего Новгорода. Фотографии сделаны под тем ракурсом, в то время суток, которое с точки зрения автора передают неповторимый облик города. Цель представить в банке не какой-то район, не какой-то спектр зданий, а весь город, заставила включить в банк около сотни вопросов с видами вокзалов и театров, стадионов и магазинов, центральных улиц и небольших улочек. На основе банка разработаны тесты по городу в целом и по отдельным районам, что позволяет использовать их на различных районных и городских краеведческих конкурсах, олимпиадах.
Список литературы
1. Международная конвенция по подготовке и дипломированию моряков и несению вахты (ПДМНВ 78/95)
2. Международной конвенции по охране человеческой жизни на море (COJ1AC 74/88)
3. Международной конвенции по предотвращению загрязнения моря (МАРПОЛ) 4 Международный кодекс по спасательным средствам (Кодекс J1CA)
5. Руководство по оставлению судна. РД 31.60.25-97.
6. Положение о подготовке капитанов, лиц командного и рядового состава танкеров.
7. Бабиков И.Н., Карпов В.Ф., Попов С.С., Щуров Н.В. Специализированный курс подготовки персонала нефтяных танкеров. СПб, 1997.
8. Селиверстов В.М., Бажан П И. Термодинамика, теплопередача, теплообменные аппараты. - М.: Транспорт, 1988.
Волжская государственная академия водного транспорта.
603600, Нижний Новгород, ул. Нестерова, 5, e-mail: konmark@mail.ru. solwrk@inbox.ru
DEVELOPMENT OF BANKS OF QUESTIONS FOR AUTOMATIC SYSTEM OF CHECKING A COMPETENCY O. P. Shuraev, K. V. Markov, O. V. Kulizina
With using an automatic system of checking a competency development banks of questions and on their base created tests of checking the knowledges. Amongst tested listeners of single-purpose courses of refresher course centre personnel, students, as well as all wanting check its knowledge of Nizhny Novgorod. Brought technical information on a develop tests. Told on experience of testing.
УДК 519.8
СИНТЕЗ ОПТИМАЛЬНОЙ СТРАТЕГИИ ОБСЛУЖИВАНИЯ ГРУППЫ СТАЦИОНАРНЫХ ОБЪЕКТОВ ДВУМЯ МОВШЕ-ПРОЦЕССОРАМИ
А. В. Синий
Рассматривается задача синтеза оптимальной стратегии обслуживания двумя тоЬИе-процессорами группы стационарных объектов, расположенных вдоль одномерной зоны.