THE APPLICATION OF THE COMPUTER TECHNOLOGIES FOR THE STUDYING OF RADIOTECHNICAL SUBJECTS
T. V, Kubishhina, V I. Plushaev
The experience of the usage of Electronics Workbench package version 5 for the studying of radiotechnical subjecís has been analysed in the work.
УДК 681.322
ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ТРЕНАЖЕРНОЙ ПОДГОТОВКИ СУДОВЫХ МЕХАНИКОВ НА РЕЧНОМ ТРАНСПОРТЕ
К. В. Марков, О. П. Шураев
Выполнен анализ тренаж ерной подготовки механиков речных судов с использованием специализированных компьютерных тренажеров. Рассматриваются причины, сдерживающие широкое применение тренажеров в учебном процессе. Оцениваются возможные пути решения поставленных проблем.
Подготовка судовых механиков включает в себя две обязательные составляющие: теоретическую подготовку на берегу, в стенах учебного заведения, и плавательскую практику. Во время прохождения плавательской практики будущий судовой механик должен приобрести навыки эксплуатации судовой энергетической установки (СЭУ) на различных режимах ее работы. Однако, вследствие ряда причин, это не всегда возможно. Например, аварийные ситуации сознательно создавать никто не будет, а отработка действий в нештатных ситуациях составляет неотъемлемую часть подготовки судовых механиков. Восполнить этот пробел позволяет использование в процессе обучения тренажерных комплексов. «Лишь компьютерные тренажеры, имитирующие реальные системы, устройства корабля и разнообразные ситуации, способны постоянно поддерживать высокий профессиональный уровень штурманов, механиков, электриков и других судовых специалистов» [1].
Тренажерный практикум уже давно используется при подготовке судоводителей. Тренажеры для подготовки механиков еще только начинают завоевывать свое место под солнцем (И эго несмотря на то, что отдельным тренажерам уже более 15 лет). В нашей стране тренажерная подготовка судомехаников получила наибольшее распространение в приморских тренажерных цешрах: Калининграде, Санкт-Петербурге, Мурманске, Астрахани, Владивостоке. В последнее время тренажеры появились и в центральных районах, в том числе и в Волжском регионе: в Москве, Нижнем Новгороде, Самаре.
Тренажеры судовых механиков (ТСМ) имеют различные варианты реализаций. Изначально ТСМ состоял из физической модели реальных постов управления судовых энергетических установок. Впоследствии тренажеры стали дополняться компьютерной техникой. И, наконец, появились так называемые компьютерные тренажеры, где все реальные посты управление выполнены в виде компьютерных мнемосхем управления.
Несмотря на разнообразие реализаций, тренажеры судовых механиков имеют общую структуру (см. рис. 1), которая представлена взаимодействием двух основных модулей: имитационной модели и модели системы управления (интерфейса). Имитационная модель СЭУ определяет:
- полноту и точность воспроизведения работы реальных систем;
- функциональные возможности тренажера.
Вестник ВГ'АВТ
Межвузовская серия Моделирование и оптимизация сложных систем. Новые информационные технологии и развитие образования. 2004. Вып. 9.
Модель системы управления имитирует функции штатного поста управления, являясь промежуточным звеном (интерфейсом) между обучаемым и моделью СЭУ.
Тенденции развития ТСМ направлены на расширение списка моделируемых систем СЭУ, на развитие функциональных возможностей. Как правило, современные тренажеры позволяют моделировать взаимосвязанную работу всех систем СЭУ на различных эксплуатационных и аварийных режимах, протоколировать действия обучаемого, воспроизводить его действия и т. д.
Принимая во внимание современное состояние ТСМ, следовало бы ожидать достаточно широкого распространения данного учебного оборудования среди учебных организаций речного транспорта. Однако этого не произошло. Количество рабочих мест измеряется единицами, что не позволяет ввести тренажерную подготовку среди курсантов, студентов, судовых механиков в должном объеме.
Рис, 1. Структура ТСМ
Причиной данного противоречия является соотношение цена/качество современных тренажеров. Обладая грандиозным обучающим потенциалом, тренажеры остаются недоступными из-за высокой стоимости. Стоимость рабочего места достигает 10000 долл. США. Основные фирмы-изготовители (Norcontrol, Ship AnaJytics, Transas) стремятся получить прибыль путем продажи малого количества тренажеров по высокой стоимости, нежели продажи большого количества тренажеров по низкой стоимости. Такая ценовая политика позволяет приобретать современные тренажеры крупным судовладельцам (например, ОАО «Волготанкер») и делает их недоступными речным училищам, вузам.
Второй причиной является ориентация на СЭУ морских судов, что позволяет отрабатывать лишь общие принципы управления судовой энергетикой, без учета оборудования, установленного на речных и «река-море» судах. Специфика управления СЭУ речных судов на данный момент времени не реализована.
Предпринимая попытки найти выход из сложившейся ситуации, научно-исследовательской группой были проведены исследования, направленные на оценку трудоемкости создания подобных обучающих систем. Результаты исследования выявили возможность разработки тренажерных программ, используя собственные ресурсы. Создаваемые тренажеры должны обпадать всеми функциональными возможностями, а также позволять отрабатывать не только общие вопросы управления СЭУ, но и ряд специфических аспектов по управлению СЭУ речных судов и судов смешанного плавания. «Для реализации таких тренажеров необходимо разработать и реализовать полные имитаторы соответствующих технологических процессов на базе ПЭВМ, аппаратно-программные интерфейсы, позволяющие прививать учащимся навыки операции пуска/останова, поддержания в рабочем режиме, планового изменения режима работы, настройки систем управления, действий в экстренных и аварийных ситуациях» [2].
Для подтверждения проведенных исследований группой осуществляется разработка грузобалластного тренажера танкера смешанного плавания. В состав грузобалластного тренажера входят: грузовая и зачистная система, система подогрева груза, система инертных газов, балластная система (см. рис. 2). В дальнейшем предполагается расширение списка моделируемых систем и их объединение в модель всей СЭУ.
Тренажер ориентирован на финансовые возможности учебных заведений, а также на распространенную среди данных организаций вычислительную технику. Программный комплекс реализуется как сетевой продукт для учебных заведений, а также в качестве персонального рабочего места для индивидуальных пользователей.
Успешная организация производства тренажерных программ позволит учебным заведениям приобрести требуемое количество рабочих мест ТСМ. Дополнение теоретического курса и плавпрактики тренажерной подготовкой позволит существенно повысить квалификацию судомехаников. Существование тренажеров в персональной поставке позволит судовым механикам самостоятельно повышать свой профессиональный уровень.
Тренажер выполнения грузобалластнык операций (SES_CBS) - 9. Балластная система
РеЖУ'М г у \ Время 1/ 01:26:20 габога'
Я • Цистерна г балластная
Цистерна
балластная
У.Г T:^:i ЦБК
' Цисгерил балластная
‘ Цистерна балластная
Приборы балласт ной системы
Балластная цистерна 1 Уровень балласта более 95 X балластная цистерна 2 Уровень балласта более 95 % балластная цистерна 3 Уровень балласта более 95 X Балластная цистерна 4 Уровень балластд болев 35 %
Заполнен»« ба^ластмы»: цистерн
Насос
балластный
Псоьчиеинея частоте вращения вала насоса
IН осовая балластная цистерна ¡Уровень балласта белое 95 £ Кормовая балластная цистерна Уровень балласта болев 95 %
Включено
Версия: 103.248 :20.Гк6т
//01:04:40 Балластная системо: К{1І) )вкры»
Рис. 2. Интерфейс разрабатываемого тренажера Список литературы
1. Полоцкий С. Моряки учатся на берегу. - Биржа труда № 22 (173),
(http://www.pre.ssa. spb.ru/newspapers/bireha/arts/birzha- 173-art-6.html).
2. Маслов A.A., Прохоренкос Л.М.. Висков А.Ю., Ушаков С.И. Разработка и внедрение в учебный процесс учебных тренажерных комплексов // Материалы юбилейной международной научно-технической конференции, посвященной 50-летию МГТУ (11-12 окт). - Мурманск: МГТУ, 2000. - С. 193-195.
Вестник ВГАВТ
Межвузовская серия Моделирование и оптимизация сложных систем. Новые информационные технологии и развитие образования. 2004. Вып. 9.
Волжская государственная академия водного транспорта.
603600, Нижний Новгород, ул. Нестерова, 5. E-mail: konmark@mail.ru. solwrk@inbox.ru
PROBLEMS OF THE DEVELOPMENT OF SIMULATOR TRAINING OF ENGINEERS ON RIVER TRANSPORT
К. V. Markov, O. P. Shuraev
The simulator training of engineers of river vessels with the usage of special computer simulators has been analysed. Reasons preventing the wide usage of the simulators in the teaching process are considered. Possible ways of the solution of these problems are estimated.
УДК 332.1(470.341)
К ВОПРОСУ О ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ПОЛЯРИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ
О. В. Каплина
В статье автором рассматривается инструментарий проведения анализа условий социально-экономического развития территорий, исследуются организационные и информационные аспекты решения проблемы.
В настоящее время одной из ключевых проблем региональной политики Российской Федерации является обеспечение равномерного поступательного развития регионов. Решение данной проблемы является особенно значимым при федеративном устройстве, поскольку значительные разрывы в уровне социально-экономического развития территорий способны привести к политической разобщенности и экономической дезинтеграции страны в целом.
По мнению ряда ученых [1-3, 5], в последние годы пространственная неоднородность экономического пространства имеет негативную тенденцию, т. е. налицо различия региональных уровней экономического развития и уровней жизни. Так, по объемам ВРП на душу населения соотношения наиболее и наименее преуспевающих субъектов Российской Федерации превышают более 15:1. Вдобавок к этому рост транспортных тарифов, связанный как с ростом цен на топливо, так и снижением объемов перевозок сократил межрегиональный оборот страны в период с 1990 по 2000 годы примерно в два раза. Это привело к тому, что значительное количество товаров стало выгоднее покупать в ближнем или дальнем зарубежье, чем производить и везти, например, с Дальнего Востока или южных регионов.
Примерно аналогичная ситуация наблюдается и в Приволжском федеральном округе (ПФО). На рис. 1 и 2 приведена сравнительная характеристика по денежному доходу на душу населения и численность официально зарегистрированных безработных субъектов Российской Федерации, входящих в данный округ. В скобках показано место региона по рассматриваемому показателю в целом по стране.
Причины создавшегося положения называются разные, но все авторы приходят к одному: такого рода «поступательное» движение создает угрозу экономической целостности страны. Поэтому в исследованиях, анализирующих пространственную неоднородность социально-экономического пространства, подчеркивается, что изучение