Научная статья на тему 'Разработка архитектуры web-интегрированной CRM системы для индустрии интернет-торговли'

Разработка архитектуры web-интегрированной CRM системы для индустрии интернет-торговли Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
699
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯМИ / ОБРАБОТКА ДАННЫХ / АНАЛИЗ / ПРОГНОЗИРОВАНИЕ / ПОДДЕРЖКА ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ / ОПТИМИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Харисов Мансур Нагимович

Рассмотрены проблемы автоматизации процесса управления взаимоотношениями с клиентами в индустрии интернет-торговли. Обоснована актуальность разработки web-интегрированной CRM системы для рассматриваемого сектора экономики. Описана архитектура разработанной системы, функциональность основных блоков и применяемые в них математические модели и алгоритмы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Research paper considers the problem of customer relationship management process automatization in internet trading industry. Topicality of web-integrated CRM system for investigated economic sector development is justified. Architecture of the designed system, functionality of its basic units, used mathematical models and algorithms are described.

Текст научной работы на тему «Разработка архитектуры web-интегрированной CRM системы для индустрии интернет-торговли»

-►

Системный анализ и управление

УДК 519.87

М.Н. Харисов

РАЗРАБОТКА АРХИТЕКТУРы WEB-ИНТЕГРИРОВАННОЙ CRM СИСТЕМы

для индустрии интернет-торговли

Перенасыщенные и управляемые спросом рынки заставляют компании индустрии интернет-торговли сталкиваться с множеством новых проблем. Разница в цене и в параметрах продуктов нивелируется и не может больше выступать в роли конкурентного преимущества. Компании становятся не в состоянии привлекать клиентов, предлагая стандартные продукты и услуги. Клиенты отдают предпочтение не конкретным продуктам, а комплексным решениям, наиболее удовлетворяющим их индивидуальным требованиям и приоритетам. Клиенты и знания компании о своих клиентах - одни из наиболее ценных активов организации. Ориентированные на клиента подходы ведения бизнеса являются основой эффективной бизнес-модели компании индустрии интернет-торговли. Анализ данных уже имеющихся клиентов - наиболее эффективный способ развития ориентированной на клиентов стратегии маркетинга, продаж и оказания сервисных услуг. Данный факт объясняется основной аксиомой маркетинга: чем больше вы знаете о своих клиентах, там легче вам будет поставлять товары и услуги, в которых они заинтересованы [1].

Для оптимизации финансово-хозяйственной деятельности компании в соответствии со структурой целевых сегментов потребителей на основе поощрения поведения, нацеленного на максимальное удовлетворение потребностей клиентов, применяется стратегия управления взаимоотношениями с клиентами (CRM - Customer Relationship Management), включающая в себя технологии для организации, автоматизации и синхронизации бизнес-процессов торговой деятельности, маркетинга, обслуживания клиентов и технической поддержки [2]. Актуальность задачи разработки, адаптированной к данному сектору экономики,

решения для автоматизации процесса управления взаимоотношениями с клиентами следует из неспособности на текущем этапе развития российского рынка CRM систем удовлетворить потребности и ответить индивидуальным особенностям всех игроков индустрии интернет-торговли [6]:

стоимость требуемых клиентских лицензий существующих решений значительно превышает возможности бюджета на автоматизацию бизнес-процессов для большинства компаний сегмента рынка;

низкий уровень поддержки процесса отслеживания и автоматизации взаимоотношений с клиентами - юридическими лицами при доминирующей среди потенциальных потребителей CRM систем в индустрии B2B форме электронной торговли;

большинство решений не способно обеспечить взаимодействие между пространственно-разделенными частями организации и с удаленными сотрудниками, что особо критично для компаний с децентрализованной пространственной структурой;

сложность и трудоемкость внедрения дополнительной функциональности и модификации существующей, что приводит к сужению сферы применения продукта, либо к утрате особенности бизнес-процесса и потере конкурентных преимуществ пользователя системы.

На основе анализа требований потенциальных пользователей CRM системы в индустрии интернет-торговли можно выделить основные задачи, которые будет выполнять разработанное решение:

поиск потенциальных потребителей по параметрам наиболее прибыльных клиентов организации в процессе взаимодействия, продаж, реализации и проведения маркетинговых компаний;

реализация целевого маркетинга на web-сайте компании с учетом принадлежности индивидуального потребителя к сегменту клиентов и определения наиболее популярных товаров и услуг для данного сегмента;

удержание наиболее лояльных клиентов компании посредством их выявления и применения к ним методов поощрения;

расширение взаимодействий с клиентами при помощи web-интерфейса CRM в сочетании с инструментами обслуживания, предлагающими услуги специалистов по продажам и сервису;

стимулирование дальнейшего развития и сокращения расходов в области целевого маркетинга

и управления взаимоотношениями с клиентами.

В соответствии с назначением CRM системы можно сформулировать следующие основные принципы разработки ее архитектуры:

сбор и обработка полной информации о клиентах с использованием всех точек соприкосновения (телефонные звонки, электронная почта, регистрационные формы на web-сайте, продажи и реализация товаров и услуг);

поддержка сбора, обработки и анализа данных клиентов как физических, так и юридических лиц;

наличие единого хранилища данных клиентов, информации о взаимодействии с ними, ре-

Рис. 1. Архитектура CRM системы в индустрии интернет-торговли

зультатов анализа данной информации, принятых управленческих решений;

глубокий анализ собранной информации о клиентах и подготовка данных для принятия управленческих решений.

С учетом сформулированных принципов построения разработана архитектура CRM системы для малого и среднего бизнеса индустрии интернет-торговли, представленная на рис. 1.

Фронтальный сегмент e-CRM системы представляет собой web-формы заполнения данных клиентов при первичной регистрации на web-сайте компании, либо при формировании заказа на товар, и состоит из блока сбора информации о клиентах - физических лицах.

Операционный сегмент представляет собой web-формы данных о результатах взаимодействий с клиентами по всем точкам соприкосновения, данных финансовой отчетности клиентов -юридических лиц, сформированных авторизованными пользователями системы, а также данных управленческих решений, принятых по результатам анализа. Данный сегмент состоит из блоков ввода информации о клиентах - юридических лицах и ввода информации о результатах взаимодействий с клиентами.

Сегмент хранилища данных представляет

собой сосредоточенную реляционную базу данных под управлением клиент-серверной системы управления базами данных mySQL.

Сегмент системы бизнес-анализа и поддержки принятия решения представляет собой совокупность web-интегpированных скриптов, автоматизирующих процесс математического анализа клиентских данных и выработки на его основе управленческих решений по коррекции процессов взаимодействий с клиентами. В состав сегмента входят блоки поддержки решения по управлению взаимодействиями с клиентами - физическими лицами и клиентами - юридическими лицами.

Архитектура разработанного блока поддержки решения по управлению взаимодействиями с клиентами - физическими лицами представлена на рис. 2. В блоке формирования нечеткой информации клиентов с помощью математического аппарата нечеткой логики происходит фаззификация исходных потребительских данных [3]. В блоке прогнозирования финансовых потоков при взаимодействии с клиентами с помощью математического аппарата искусственных нейронных сетей производится расчет значений прибыли с клиента в прогнозном периоде [3]. На основе полученных значений финансовых потоков и данных клиентов в нечетком виде происходит сегментация потреби-

Рис. 2. Архитектура БППР по управлению взаимоотношениями с клиентами - физическими лицами

Рис. 3. Архитектура БППР по управлению взаимоотношениями с клиентами - юридическими лицами

телей компании и выработка по каждому клиенту, в зависимости от его принадлежности к определенному сегменту, управленческих решений:

применение методов поощрения к клиентам, входящим в сегмент наиболее прибыльных и лояльных потребителей компании;

рекомендации клиентам на web-сайте компании товаров и услуг, являющихся наиболее популярными в сегменте, к которому они принадлежат;

выделения сегментов потребителей для проведения маркетинговых компаний;

разработка продуктов и услуг, максимально удовлетворяющих потребностям клиентов.

Архитектура разработанного блока поддержки решения по управлению взаимодействиями с клиентами - физическими лицами представлена на рис. 3.

В блок прогнозирования ФХ показателей клиентов - юридических лиц на основе данных финансовой отчетности организаций и экспертных данных по кумулятивным экономическим коэффициентам с помощью математического аппарата имитационного моделирования и математического аппарата прогнозирования методом процента от продаж производится прогноз значений ста-

тей баланса компании и потребности во внешнем финансировании на прогнозный период [5]. На основе вычисленных значений с помощью математического аппарата анализа финансового состояния компании производится расчет прогнозных финансовых коэффициентов компании (коэффициентов ликвидности, платежеспособности, деловой активности) [4]. В БППР о продлении взаимоотношений с компанией-клиентом на основе прогнозных значений финансовых коэффициентов организации с помощью математического аппарата многокритериальной оптимизации осуществляется принятие управленческого решения о подписании договоров на поставку товаров и оказание услуг.

Апробация разработанных методов и алгоритмов, произведенная на конкретных примерах, показала, что применение созданной CRM системы в малых и средних компаниях индустрии интернет-торговли позволит, с учетом недостатков существующих решений, обеспечить автоматизацию оперативного управления процессом оказания услуг, повысить качество оказываемого сервиса и лояльность клиентов к компании в частности и к отрасли в целом, снизить риски потерь

иммобилизованных из хозяйственного оборота собственных оборотных средств в виде дебиторской задолженности клиентских компаний. Это даст возможность организациям сократить расхо-

ды в области целевого маркетинга и управления взаимоотношениями с клиентами, увеличить объем товарного и денежного оборота, а также повысить значение чистой прибыли компании.

список литературы

1. Sommer, S. Relationship management and customer states: Towards a model of multichannel integration for the electronic commerce [Электронный ресурс] I S. Sommer, А. Hilbert Andreas, Juhrisch Martin II Online Proc. of Modelling Business Information Systems. -2010. -P. 164-174.

2. Hilbert, A. Customer-Value-Based Revenue Management [Электронный ресурс] I A. Hilbert, V Martens, TobiasII J. of Revenue & Pricing Management, advance online publication. -2009.

3. Hilbert, А. Customer data sources and analytical results in Customer Relationship Management [Текст] I А. Hilbert, D.R. Bogdanova, M.N. Kharisov II Proc. of the

4th Russian-German Workshop «Innovation Information Technologies: Theory and Practice». -Ufa, 2011.

4. Шеремет, А.Д. Методика финансового анализа деятельности коммерческих организаций [Текст] / А.Д. Шеремет, Е.В. Негашев. -М.: Экономика, 2008. -371 с.

5. Соколов, Е.В. Управление финансами наукоемких предприятий: Учебник [Текст] / Е.В. Соколов, К.Д. Гайво-ронская, А.В. Пилюгина [и др.]; Под ред. Е.В. Соколова. -М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2008.- 523 с.

6. Результаты исследований [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.index-crm.ru

УДК 519.854.2

A.C. Филиппова, C.B. Телицкий

КОМПЛЕКСНыЙ ПОДХОД К РЕШЕНИЮ ЗАДАЧИ ПОКРыТИя ОБЛАСТИ ЗАГОТОВКАМИ НЕОПРЕДЕЛЕННыХ РАЗМЕРОВ

В различных областях жизнедеятельности возникают ситуации, когда необходимо покрыть заданную геометрическую область объектами меньшего размера так, чтобы была покрыта вся область. Эта задача является частным случаем NP-трудного класса задач «раскроя и упаковки» [1]. Сложность подобных задач экспоненциально увеличивается с увеличением размерности [2]. Задачи геометрического покрытия встречаются при проектировании и размещении систем воздушного и космического наблюдения, систем безопасности, в агротехнических системах.

Задача покрытия ортогонального полигона минимальным количеством прямоугольников получила название «Irreducible Covering Problem». Y. Cheng, S.S. Iyegnar и R.L. Kashyap показали, что эта задача имеет практическое применение в процессе сжатия изображений и в печати интегральных схем [3] и др. Впервые W.J. Masek доказал, что задача является NP-полной [4]. Качество решения оценивается фактором аппроксимации. Фактор аппроксимации для этой задачи

покрытия представляет собой отношение количества прямоугольников в решении алгоритма к количеству прямоугольников в оптимальном решении. Фактор аппроксимации задачи покрытия полигона - O(log n), где n - число вертикальных или горизонтальных ребер многоугольника, стал известен благодаря D.S. Johnson и L. Lovasz, использовавшим «жадную» схему [5]. Таким образом, этот фактор аппроксимации считался лучшим до настоящего времени. D.S. Franzblau ввел дополнительные ограничения [6]: если многоугольник M не имеет отверстий, то фактор аппроксимации равен двум; если M вертикально выпуклый, то точное решение можно найти алгоритмом полиномиальной сложности. В обоих случаях существование отверстий невозможно. J. Gudmundsson и C. Levcopoulos описывают алгоритм решения задачи покрытия прямоугольниками, работающий за время O(n log n) [7, 8].

В данной статье рассматривается проблема, встречающаяся в строительной индустрии. Это задача покрытия заданной геометрической обла-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.