Научная статья на тему 'РАЗРАБОТКА АНКЕТЫ СТУДЕНТОВ ДЛЯ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ'

РАЗРАБОТКА АНКЕТЫ СТУДЕНТОВ ДЛЯ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
353
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АБИТУРИЕНТ / АГИТАЦИОННАЯ РАБОТА / РЕКЛАМА СПЕЦИАЛЬНОСТИ / РЕКОМЕНДАЦИИ / ENROLLEE / CAMPAIGN WORK / ADVERTISING / SPECIALTIES / RECOMMENDATIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Федорова Светлана Александровна

Данная статья посвящена разработке анкеты опроса студентов с целью определения направлений агитационной работы с абитуриентами. Вопросы сформированы по 4 группам, характеризующим подготовку абитуриента, получению им информации о нашем институте, выбор специальности и факторами агитационной работы, которые были использованы не в полной мере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Федорова Светлана Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF A STUDENT'S QUESTIONNAIRE FOR EVALUATING THE EFFECTIVENESS OF VOCATIONAL GUIDELINES

This article is devoted to the development of a questionnaire for interviewing students in order to determine the directions of campaigning with applicants. The questions are formed in 4 groups that characterize the preparation of the applicant, receiving information about our institute, the choice of specialty and the factors of campaign work, which were not fully used.

Текст научной работы на тему «РАЗРАБОТКА АНКЕТЫ СТУДЕНТОВ ДЛЯ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ»

профессионально - значимых качеств и насколько правильно он диагностирует наличие или отсутствие у себя нужных качеств.

Качество профессиональной подготовки будущих сотрудников ОВД в большей степени определяет последующую эффективность профессиональной деятельности по раскрытию, расследованию и предупреждению преступлений.

В этой связи организация системы подготовки полицейских кадров нуждается в самом пристальном внимании и постоянном совершенствовании. Особенно велика и ответственна в этом процессе роль образовательных учреждений системы МВД - академий, университетов, центров по повышению квалификации сотрудников ОВД и др. В процессе обучения особенно важно обеспечить развитие личности будущих сотрудников ОВД. их профессионально - значимых качеств.

Литература:

1. Васильев В.Л. Юридическая психология - М., 2009

2. Психолого-педагогические аспекты формирования личности правоведа [Электронный ресурс]: https://studopedia.info/1-16808.html

3. Восковская А.С., Карпова Т.А. Использование веб-квестов для организации самостоятельной работы студентов в процессе обучения иностранному языку в неязыковом вузе // Мир науки, культуры, образования. 2019. № 6 (79). С. 9-11.

4. Лопуха Т.Л., Лопуха А.Д., Макаренко В.С. Профессиональное воспитание курсантов в современных военных вузах // Мир науки, культуры, образования. 2019. № 6 (79). С. 61-64

5. Сорокопуд Ю.В., Матюгин Н.Е. Структура профессионально важных качеств специалистов в сфере гостиничного бизнеса // Мир науки, культуры, образования. 2019. № 6 (79). С. 39-41.

6. Устинова Л.Г., Султанова М.В. Гуманитарная подготовка будущих сотрудников правоохранительных органов в зарубежной образовательной практике // Мир науки, культуры, образования. 2015. № 5 (54). С. 268-269.

7. Устинова Л.Г., Султанова М.В. Влияние экстремальных ситуаций на личность и деятельность сотрудников ОВД // Мир науки, культуры, образования. 2018. № 1 (68). С. 323-324.

Педагогика

УДК 378

кандидат педагогических наук, доцент Федорова Светлана Александровна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Севастопольский государственный университет» (г. Севастополь)

РАЗРАБОТКА АНКЕТЫ СТУДЕНТОВ ДЛЯ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ

Аннотация. Данная статья посвящена разработке анкеты опроса студентов с целью определения направлений агитационной работы с абитуриентами. Вопросы сформированы по 4 группам, характеризующим подготовку абитуриента, получению им информации о нашем институте, выбор специальности и факторами агитационной работы, которые были использованы не в полной мере.

Ключевые слова: абитуриент, агитационная работа, реклама специальности, рекомендации.

Annotation. This article is devoted to the development of a questionnaire for interviewing students in order to determine the directions of campaigning with applicants. The questions are formed in 4 groups that characterize the preparation of the applicant, receiving information about our institute, the choice of specialty and the factors of campaign work, which were not fully used.

Keywords: enrollee, campaign work, advertising, specialties, recommendations.

Введение. Среди основных целей и задач образования до 2025 года «Национальная доктрина образования в Российской Федерации» отмечает непрерывность образования в течение всей жизни человека и преемственность уровней и ступеней образования [11.

Демографическая ситуация, которая на сегодняшний день сложилась в РФ, предопределяет снижение, а порой и отсутствие конкурса в ВУЗы. Особенно это отражается на образовании технического направления. В этом случае система непрерывного многоуровневого образования может быть адаптирована путем усиления профориентационной работы. Вопросы довузовского самоопределения школьников рассмотрены в работах [2, 3, 4, 51. Различные методы пассивной и активной профориентационной работы рассмотрены в работе [61. В работе [71 к пассивным довузовским методам самоопределения относят различные виды взаимодействия представителей ВУЗа со школьниками и их родителями, организацию информационных стендов, проведение дней открытых дверей. Сложнее организовывать довузовскую работу с использованием активных методов: организация на базе ВУЗа различных клубов, олимпиад, консультаций, создание имиджевых роликов и т.п.

В результатах исследования [81 отмечено, что особое внимание уделяется трем факторам: набору абитуриентов, трудоустройству выпускников и профориентационной работе (86%, 93%, 98%). Т.е. эти величины достаточно тесно коррелируются между собой. Для повышения эффективности профориентационной работы рекомендуется тестирование абитуриентов, усиление индивидуальной работы со старшеклассниками и более широкое внедрение активных методов довузовской работы.

Целью нашего исследования является анализ эффективности используемых методов довузовской подготовки. Рассмотренные типы пассивных и активных методов работы со школьниками, спектр факторов деятельности проориентационной работы были полужены в основы разработанной анкеты студентов.

В данной работе приведен анализ опроса студентов 2015-2019 гг. набора по направлению подготовки 18.03.01 - Химическая технология и 18.05.02 - Химическая технология материалов современной энергетики.

Изложение основного материала статьи. Анкета по опросу студентов разбита на 4 блока. Первый блок характеризует уровень подготовки абитуриента. Кроме того, по результатам этого блока студенты разбивались на группы: севастопольцы, крымчане, материковые абитуриенты. К контингенту этих групп возможно применение различных форм взаимодействия.

К учащимся севастопольских школ представители института могут придти несколько раз в год по предварительной договоренности с администрацией школы. преподаватели ВУЗа могут встретиться с родителями на собрании, пригласить провести урок химии (мы готовим по направлению 18.03.01 -Химическая технология), провести еженедельные занятия со школьниками по подготовке к ЕГЭ (бесплатно), взаимодействовать с учителями школ на различных олимпиадах, телевидение, радио и т.п. От администрации института необходимо выделить группу педагогов и студентов, которые будут целенаправленно этим заниматься. Как правило, это педагоги, которые проживают вблизи этих школ, а студенты - выпускники этих учебных заведений.

Работа с нашими абитуриентами, которые проживают в других городах Крыма, предполагает несколько иные формы взаимодействия. Преподаватели не могут проводить еженедельные занятия по профильным дисциплинам, приходить на родительские собрания, проводить занятия на базе института, кафедры. Степень контакта со школьниками, родителями, учителями ограничивается затратами на поездки (автомобиль, автобус, электричка, поезд). Кроме того, на Дни открытых дверей в силу удаленности и тех же транспортных проблем, количество прибывающих родителей и школьников (наших будущих студентов) невелико.

Материковые выпускники практически не могут быть охвачены вниманием наших преподавателей в полной мере. Во-первых, достаточно высокая конкуренция среди местных университетов. Имея рядом Томских политехнических университет, или Владивостокский ВУЗ, маловероятно, что родители отпустят учиться ребенка за тридевять земель. Единственным плюсом, даже при равенстве всех прочих показателей, является уникальная природа Крымского полуострова. Я твердо убеждена в том, что «жизнь дается человеку один раз и ее нужно прожить в Крыму». Да, мы входим в перечень опорных ВУЗов РФ, которые могут готовить специалистов для атомной энергетики. Да, периодически мы ездим в командировки по атомным станциям Российской Федерации. Это - Балаково, Удомля, Полярные Зори, Курчатов, Сосновый Бор, Нововоронеж, Смоленск, - география имеет более чем широкий спектр. Не говоря о командировочных затратах для ВУЗа, преподаватель выбивается из графика учебных занятий не на одну неделю. Представители станций, курирующие вопросы набора, работают более чем организованно: одновременно собирают выпускников нескольких классов, иногда с родителями, предоставляют возможность выступить на радио, материал бегущей строки и т.д. Но подобные командировки по нескольку раз в год проблематичны.

Таким образом, поскольку разные возможности использования активных методов довузовского самоопределения [7], то и мнение студентов по направлениям работы с абитуриентами для этих групп обобщать нельзя. Поэтому в анкете стоит пункт «Место получения аттестата».

Для анализа целевой аудитории были предложены вопросы о том, какое учебное заведение окончили выпускники: среднюю школу, лицей, спецкласс. Это позволяет выявить те группы, работа с которыми проведена слабо или не велась вообще.

При поступлении в ВУЗ части студентов достаточно школьных знаний, другие занимаются на различных подготовительных курсах, с репетиторами. Поскольку мониторинг проводился на студентах с 1 по 5 курс направления подготовки 18.03.01 - Химическая технология и 18.05.02 - Химическая технология материалов современной энергетики, то была возможность сравнить уровень школьной подготовки и успеваемость в ВУЗе. Кроме того, эти же характеристики можно сопоставить с результатами сдачи ЕГЭ. Таким образом, группа вопросов «Знания» включала вопросы по результатам ЕГЭ, среднему баллу аттестата, среднему баллу последней сессии, занятия с репетиторами, занятия на подготовительных курсах, при этом отдельно выделен пункт занятий на подготовительных курсах к ЕГЭ при СевГУ.

Следующий блок носит информационный характер: сколько времени занимает просмотр телевизора, объем времени за компьютером, в социальных сетях, сколько компьютерного времени уходит на поиск учебной информации. С одной стороны мы может оценить искренность студентов при ответе на вопросы и выбросить из расчетов недостоверные результаты. Например, в социальных сетях проводит 8 ч, поиск учебной информации 2 ч, а за компьютером всего 4 ч. При этом под компьютерным временем понимается использование любых электронных устройств: нетбут, ноутбук, смартфон, компьютер и т.п. Кроме того, можно проанализировать сами информационные потоки, которыми чаще всего пользуются наши будущие студенты.

Блок информации о нашем институте ядерной энергии и промышленности Севастопольского государственного университета включает направления видов рекламы, рекомендации различного круга лиц. Прежде всего, это работа представителей ВУЗа со школьниками, которая позволяет выявить школы, в которых работа проводится на достаточном уровне и школы, которые не охвачены вниманием довузовской работы. Далее анализируем группы, оказывающие влияние на решение школьника продолжить обучение в нашем институте - учителя, родители, друзья. Контактная работа с этими аудиториями целиком зависит от того, насколько представитель ВУЗа может интересно рассказать о будущей профессии, найти реперные точки целевой аудитории, показать перспективы материального и карьерного роста. Есть группы абитуриентов, которые до последнего момента не определились с направлением подготовки. В этом случае «первой скрипкой» «в борьбе за студента» становится работа консультантов в приемной комиссии. Немаловажную роль о качестве подготовки и степени востребованности и для родителей, и для учителей, а особенно для школьников, играет мнение наших выпускников. Это - непосредственно информация от друзей и знакомых, отзывы в социальных сетях, резюме руководителей различного уровня, где указывается вузовское образование. Рекламу в интернете можно разделить на 2 направления: когда поиск ведется целенаправленно по направлениям подготовки, и когда реклама идет в различных всплывающих окнах. Здесь достаточно большой стоимостной разброс. Кроме того, можно сделать вывод о том, насколько качественно использована технология дизайна и грамотно поставлены акценты для различной целевой аудитории при разработке рекламы.

В этом же блоке предусмотрена группа вопросов, которая позволит проанализировать различные виды рекламы: на телевидении, радио, на транспорте и в транспорте. Можно оценить насколько они актуальны и целесообразно ли вкладывать в них денежные средства, которые измеряются тысячами рублей. Сюда же относится вопросная группа, которая посвящена реализации печатной рекламы: флаеры и бигборды. Они разнятся как по стоимости, так и по организации.

Следующий, третий вопросный блок, посвящен вопросам выбора специальности. Это те факторы, которые позволят грамотно расставить акценты при проведении рекламной кампании, выборе узловых точек. Прежде всего, это возможность трудоустройства. Спектр работы для химиков-технологов очень широкий: от

лабораторий анализа технологических сред (виноградарство, водоподготовка, котельные и т.п.) до ТЭС, химических цехов и лабораторий атомных станций. Возможность учиться на бюджете также является привлекательной стороной для выбора будущей профессии. Кроме того, не все школьники четко знают свою будущую профессию и ВУЗ, в котором однозначно будут получать образование. Влияние на их выбор оказывают родители, те, кто уже получает высшее образование, консультанты с приемной комиссии. В приемной комиссии на вопросы абитуриентов отвечают как преподаватели, так и студенты. Немаловажным фактором является и месторасположение нашего института - бухта Голландия. Из окон общежития видно море (50 -100 м), вверх по лестнице - учебные корпуса. Это может быть интересно как для крымчан (недалеко от дома), так и для материковых ребят. Мальчиков может заинтересовать наличие военной кафедры. В этот блок включили вопросы названия специальности и ее престижа.

Последний, четвертый блок, ориентирован на мнение студентов по направлениям работы с будущими абитуриентами. Выделили группы: встречи представителей ВУЗа со школьниками, социальные сети, различные виды рекламы, работу консультантов и студентов-волонтеров с приемной комиссии.

Заполнение 2, 3, 4 блоков анкеты проводилось по бинарной системе (1 - да, 0 - нет).

Результаты опроса студентов-химиков по направлению подготовки 218.03.01 - Химическая технология и 18.05.02 - Химическая технология материалов современной энергетики по блоку 4 представлены ниже. В опросе участвовали студенты 2015-2019 гг. набора.

Самым существенным фактором, который требует развития, является охват социальных сетей. По мнению севастопольцев этот фактор отработан на 21, 24%, крымчан - на 28,79%, материковые студенты считают, что на 44%. Примерно такой же рейтинговый разброс наблюдается по рекламе в интернете (25,95%, 30,45%, 44,00%). Встречи представителей ВУЗа со школьниками отработаны на 40, 71% (севастопольцы), 49,70% (крымчане), 52, 67% (материк). Только на 50% задействована реклама на телевидении по мнению севастопольцев и крымчан, а материковые ребята считают, что телевизионный ресурс сказался на их выборе на 14, 67%. Работа волонтеров-студентов и консультантов в приемной комиссии реализована на 50-70% по мнению севастопольцев и крымчан, и на 60% - по мнению материковых абитуриентов. Реклама на транспорте, бигбордах, печатная продукция, по радио занимает более низкие позиции. Севастопольские и крымские студенты считают, что на 30 - 40%, материковые - на 10 - 25%.

Выводы. В результате анализа опроса студентов-химиков 2015-2019 гг. набора по направлению подготовки 218.03.01 - Химическая технология и 18.05.02 - Химическая технология материалов современной энергетики по блоку 4 можно сделать следующие выводы о рейтинге направлений работы с абитуриентами.

В рейтинге направлений работы с абитуриентами 1-2 и 2-е место все опрошенные студенты отдают предпочтение социальным сетям и рекламе в интернете. Т.е., на сегодняшний день эти направления отработаны на 21-44%.

Севастопольцы отдают предпочтение встречам представителей ВУЗа со школьниками, рекламе на телевидении. Т.е. прослеживается визуализация информации с речевым сопровождением. Затем следует реклама на печатной продукции, мнение волонтеров с приемной комиссии, радио и, на последнем месте, работа консультантов, которая уже реализована на 71%.

Крымчане более высоко ценят рекламу на бигбордах, встречи с представителями ВУЗа, работу волонтеров. Т.е., по Крыму целесообразно задействовать студентов в рекламной кампании. Реклама натранспорте и в транспорте, на телевидении и радио менее значимы. Рекомендации преподавателей в приемной комиссии и флаеры отработаны, по их мнению, на 70%.

Материковые студенты считают важной информационной составляющей встречи представителей ВУЗа со школьниками и мнение волонтеров-студентов, своих сверстников, работу консультантов в приемной комиссии. Акцент делается на контактную работу. Затем следуют все виды рекламы.

Литература:

1. Национальная доктрина образования в Российской Федерации (одобрена постановлением Правительства РФ от 4 октября 2000 г. N 751) URL: https://clck.ru/Mznwu (дата обращения 09.04.2020).

2. Загузина Н.Н. Довузовская подготовка как условие содействия профессиональному самоопределению старших школьников URL: https://clck.ru/Mzo5g (дата обращения 16.04.2020)

3. Клюсова В.В., Яркова Г.А. Возможности педагогического вуза в организации профориентации школьников // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 2. С. 8-12.

4. Соловьева Ю.А., Корнева А.В., Кушнарев В.А. Опыт использования интерактивных технологий для организации профориентационной работы на довузовском этапе // Информация и образование: границы коммуникаций. 2015. №7 (15). С. 302-304.

5. Осипова А.Б. Довузовская подготовка как фактор профессионального самоопределения выпускников школы (из опыта профориентационной работы) // Казанский педагогический журнал. 2015. № 5-2 (112). С. 338-342.

6. Титова С.В. Эффективный метод профориентационной деятельности вуза // Мир современной науки. 2011. № 6. С. 3-18.

7. Безусова Т.А., Шестакова Л.Г. Методы профориентационной работы высшего учебного заведения // Педагогические науки. 2016. № 54-2. URL: https://novainfo.ru/article/8479 (дата обращения 10.04.2020)

8. Профориентационная работа в вузах России Результаты исследования Март 2019 URL: https://clck.ru/Mzofe (дата обращения 16.04.2020)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.