Научная статья на тему 'Разработка «Анкеты пациента КТ-исследования» для оценки целесообразности использования низкодозных методик при компьютерной томографии'

Разработка «Анкеты пациента КТ-исследования» для оценки целесообразности использования низкодозных методик при компьютерной томографии Текст научной статьи по специальности «Клиническая медицина»

CC BY
418
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Research'n Practical Medicine Journal
ВАК
RSCI
Область наук
Ключевые слова
КОМПЬЮТЕРНАЯ ТОМОГРАФИЯ / ДОЗЫ ОБЛУЧЕНИЯ ПАЦИЕНТОВ / НИЗКОДОЗНЫЕ МЕТОДИКИ / АНКЕТА ПАЦИЕНТА / COMPUTER TOMOGRAPHY / PATIENT DOSE / LOW-DOSE METHODS / PATIENT QUESTIONNAIRES
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Разработка «Анкеты пациента КТ-исследования» для оценки целесообразности использования низкодозных методик при компьютерной томографии»

ШЪ Разработка «Анкеты пациента КТ-исследования» для оценки

целесообразности использования низкодозных методик при компьютерной томографии

Ключевые слова: компьютерная томография, дозы облучения пациентов, низкодозные методики, анкета пациента

Keywords:

computer tomography, patient dose, low-dose methods, patient questionnaires

Маткевич Е.И.1, Синицын В.Е.2

1 ФГАОУ ВО «Первый медицинский государственный медицинский университет им. И.М.Сеченова» Министерства здравоохранения Российской Федерации (Сеченовский Университет)

119991, Российская Федерация, г. Москва, ул. Трубецкая, д. 8, стр. 2

2 ФГОУ ВПО «Московский государственный университет им. М.В.Ломоносова» 119191, Российская Федерация, г. Москва, Ленинские горы, д. 1

E-mail: [email protected]

Development of patient questionnaires to assess the feasibility of using low-dose computed tomography techniques

MatkevjchEJi1, Sinitsyn V.E.2

1 I.M. Sechenov First Moscow State Medical University (Sechenov University) 8/2 Trubetskaya str., Moscow, 119991, Russian Federation

2 M.V.Lomonosov Moscow State University

1, Leninskie Gory, Moscow, 119191, Russian Federation E-mail: [email protected]

Как известно, в ближайшие годы за счет внедрения методов медицинской диагностики и лечения с использованием ионизирующего излучения (ИИ) ожидается продолжение роста медицинского облучения населения России, особенно за счет компьютерной томографии (КТ), поэтому важно не допускать необоснованно большого увеличения этих доз.

Лечащий врач и врач рентгенолог должны прийти к компромиссу для определения минимально достаточных вида и области рентгенологического обследования, методов дополнительной визуализации, назначать КТ только по обоснованным показаниям, для чего, в том числе, необходимо использование современных низкодозных методов КТ-диагностики и компьютерных систем визуализации. Эти методы требуют специального оборудования, значительно более трудоемки, длительны, дорогостоящи, и не могут применяться для всех без исключения видов патологии у пациентов. Однако, унифицированных критериев отбора пациентов для направления на низкодозные методы КТ не разработано.

Цель исследования состояла в разработке критериев для направления пациентов на КТ с уменьшением дозы облучения и формализации их в «Анкете пациента КТ-ис-следования».

Пациенты и методы. Проанализированы дозовые нагрузки при КТ головы, органов грудной клетки, брюшной полости и малого таза у 1777 пациентов в многопрофильном лечебном учреждении за 2012-2015 гг. и проведен поиск критериев отбора пациентов для снижения дозовой нагрузки с сохранением диагностической ценности изображений.

Результаты. На этапе обоснования диагностического метода задача лечащего врача и специалиста лучевой диагностики разделить пациентов планируемого КТ-иссле-дования на две группы: проведения сканирования по стандартным либо по низкодозным протоколам. Для объективизации и унификации методики разделения потока пациентов перед проведением исследования предлагается заполнять с использованием балльной оценки разработанную «Анкету пациента КТ-исследования». Она включает

4 раздела: 1) исходная информация о пациенте (возраст, работа с источниками ИИ, участие в ликвидации радиационных аварий, накопленная доза медицинского облучения, онкоанамнез); 2) данные физикального обследования пациента (индекс массы тела, окружность грудной клетки, окружность, поперечный и переднезадний диаметры живота; 3) характер предполагаемой патологии (размеры патологических образований, наличие кальцификации патологических образований); 4) особенности КТ-сканирова-ния (цель КТ-сканирования, кратность или необходимость КТ-сканирований в динамике, количество фаз сканирования и областей КТ-сканирования). По каждому показателю необходимо отметить баллы в соответствующей колонке и подсчитать их сумму. По суммарному баллу врачом-рентгенологом выносится заключение об целесообразности применения низкодозных методик КТ-сканирования с использованием следующей градации уровней:

1) < 0 баллов — низкодозные методики противопоказаны;

2) 0-15 баллов — низкодозные методики как правило не применяются;

3) 16-30 баллов — низкодозные методики рекомендуются;

4) > 30 баллов — низкодозные методики крайне желательны (обязательны).

При первых двух уровнях врач-рентгенолог использует стандартный протокол, при достижении третьего и четвертого уровней решается вопрос о снижении индивидуальной дозы облучения за счет использования низкодозных режимов сканирования.

Заключение. При проведении КТ-исследований необходимо стремиться к максимальному уменьшению дозы облучения пациентов и шире использовать возможности всех направлений по оптимизации лучевой нагрузки. Отобранные критерии для оценки целесообразности применения низкодозных методик КТ-сканирования и разработанная формализованная «Анкета пациента КТ-ис-следования», позволят на основе единых методических подходов применять низкодозную КТ в клинической практике многопрофильного лечебного учреждения.

188 Proceedings of the First International Forum of Oncology and Radiology, Moscow, September 23-27 2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.