Значительной задачей преподавателя является воздействие на ученика и побуждение его к осмыслению способов для индивидуальной работы. Когда преподаватель находиться вместе с учащимся, то происходит обсуждение их предстоящей работы.
Раз в неделю учащиеся посвящают себя трудовой деятельности. При этом они сами для себя определяют виды трудовых занятий, это могут быть занятия кулинарией, шитьем, работой в библиотеке, и другие. А спустя пару месяцев свое занятие можно поменять. Отсюда, следует, что на протяжении нескольких лет ученик реализует свои способности в различных видах деятельности.
В старшей школе подготовка ведется по индивидуальным планам, составленным самим учеником, кроме некоторых обязательных предметов.
Федеральные государственные образовательные стандарты, собственные педагогические прерогативы требуют внедрения в образовательный процесс инновационные формы, методы работы с детьми. Работу по личностному самоопределению, определению будущей профессиональной перспективы лучше всего начинать с раннего возраста. Резюмируя вышеизложенный материал, можно сделать вывод о том, что заложенные концептуальные основы обучения «Школы самоопределения» раскрывают пути решения актуальной в современном обществе проблемы самоопределения и самореализации личности. Благодаря приобретенным при обучении навыкам в различных вида труда, ученик способен лучше социализироваться и соответствовать задачам модернизации российского образования, отражающим воспитание образованного, конкурентоспособного, творческого гражданина.
ЛИТЕРАТУРА
1. Александр Тубельский. Биография [Электронный ресурс] // Знаменитые люди планеты. - Режим доступа: http://persones.ru/person-12058.html. - 10.03.2015.
2. Сидоров, С.В. Теоретические предпосылки проектирования рефлексивной компетентности [Текст] / С.В. Сидоров, А.Г. Гаврилов // Мир науки, культуры, образования. - 2010. - № 1. - С. 253-256.
3. Храпченкова, И.В. Педагогическая инноватика : учеб. пособие для студентов педвузов [Текст] / И.В. Храпченкова. - Новосибирск : НГПУ, 2011. - 101 с.
УДК 371.315.7
С.С. Кучкильдина, г. Шадринск
Разработчик образовательных траекторий как перспективная педагогическая специальность
В статье раскрываются особенности профессиональной деятельности в области развития образовательных траекторий, разработки и применения образовательных траекторий в онлайн-обучения.
Образовательная траектория; разработчик образовательных траекторий; онлайн-обучение; педагогическая специальность.
S.S. Kuchkildina,
Shadrinsk
Developer of the educational trajectories as a promising pedagogical
specialty
The article describes the features of professional of development activities educational trajectories, development and application of educational trajectories in online learning.
Key words: educational trajectories; developer of the educational trajectories; online learning; pedagogical specialty.
В мире происходят стремительные изменения, затрагивающие структуру образовательной системы и обусловленные развитием процесса глобализации, инновационных технологий и Интернета. В новых условиях необходимо быстро адаптироваться к сложившейся ситуации, которая выступает как сложный социальный процесс.
Сегодня наряду с уже известными педагогическими специальностями, как, например, педагог-психолог, социальный педагог, мастер производственного обучения и др., появляются и новые, еще зарождающиеся профессии. Одной из таких профессий является разработчик образовательных траекторий.
Индивидуальная образовательная траектория (ИОТ) - это инновационная образовательная программа, определенная последовательность элементов учебной деятельности, направленной на реализацию личностного потенциала каждого конкретного ученика в соответствии с их возможностями, способностями, интересами, при консультирующей, координирующей деятельности педагога во взаимодействии с родителями [3].
В сравнении с понятием «индивидуальный образовательный маршрут», значение термина «индивидуальная образовательная траектория», гораздо шире, что обусловило необходимость учитывать огромное количество внешних и внутренних факторов, которые влияют на специфику образовательной траектории.
К внешним факторам здесь можно отнести любые, даже спонтанные: поведение педагога и обучающихся, обстановка в коллективе и др. В качестве внутренних факторов выступают интересы, мотивы, потребности, а также эмоциональное и физическое состояние личности. Индивидуально-ориентированный подход в образовании позволяет добиться наиболее качественных результатов в обучении.
Разработчик образовательных траекторий - профессионал, создающий «путь обучения», в соответствии с которым будет построено обучение новых специалистов из предоставленных образовательными учреждениями курсов, также доступных онлайн, в том числе стимуляторов, тренажеров, стажировок и т.д., разрабатывающий на их основе образовательный трек с учетом индивидуально-психологических качеств и способностей конкретного человека [1].
Из приведённого определения становится ясно, что одним из способов представления информации разработчиком образовательных траекторий, является и онлайн-обучение. В этом и заключается перспективность данной профессии, так как весьма длительное время все проекты в данной области сводились к предоставлению доступа к видеозаписям лекций профессоров, либо электронной версии учебника. Сейчас это направление динамично развивается, оно поднялось на новый уровень, и поэтому приобрело широкую аудиторию из многочисленных пользователей онлайн-курсами сети Интернет со всего мира.
В России онлайн-обучение существует давно, однако широко известные проекты пока отсутствуют. Вероятно, это обусловлено направленностью на предоставление платных образовательных услуг, что, вследствие, не приводит к охвату широкой аудитории. На сегодняшний день функционирует лишь малая часть проектов с бесплатным доступом:
- образовательные онлайн-программы;
- библиотеки обучающего видео;
- платформы отдельных онлайн-курсов [3].
К основным функциям, которые необходимо выполнять разработчику образовательных траекторий, относятся следующие:
- проектирование личностной модели самоорганизации и саморазвития;
- прогнозирование самостоятельного профессионального роста с учетом личностных качеств, возможностей и ценностно-ориентированных установок;
- самостоятельное занятие поиском профессионально-значимой информации;
- использование в качестве источника обучения личного опыта (педагогического, социального, профессионального).
В профессиональной разработке образовательных траекторий должны быть реализованы принципы результативности, динамичности, модульности, практической направленности, вариативности, массовости. В общих чертах к этапам данной деятельности можно отнести прогностический, технологический, аналитический. На прогностическом этапе происходит проектирование структуры программы
самообразования и оценки педагогической деятельности. На технологическом этапе разработчик наполняет программу конкретными способами и средствами её реализации. Аналитический этап представляет собой соотнесение уже полученных результатов с ранее запланированными задачами и целями.
При проектировании образовательной траектории, производящейся по модели образовательного процесса в виде составленного план-графа, целью является создание минимального модульного плана (ММП) - перечня упорядоченных образовательных модулей и их тем (базовых образовательных модулей) для реализации программы. Вместе с тем, образовательная траектория должна быть представлена разработчиками как целостный образовательный процесс, при этом они должны исходить из ограничения времени на формирование результата обучения. Сам процесс планирования -итерационный (т.е. такая организация обработки данных, при которой действия повторяются многократно, не приводя при этом к вызовам самих себя). Поэтому на каждом этапе итерации производится примерка трудоемкости формирования ожидаемого результата обучения к времени, отведенному на его осуществление [2].
Итак, сегодня можно с полной уверенностью сказать, что специальность разработчика образовательных траекторий, безусловно, имеет хорошие перспективы развития, поскольку направлена на развитие уровня образования во всем мире. Благодаря данной специальности, возрастет количество образованных людей, которые желают идти в ногу со временем. Реализация и проектирование развития профессии разработчика образовательных траекторий основывается на инновационных требованиях образования и общества, потребностях современного рынка труда, модели внедрения системы непрерывного образования.
ЛИТЕРАТУРА
4. В России составлен перечень новых профессий в сфере образования, которые появятся к 2030 году [Электронный ресурс] // Сидоров, С.В. Сайт педагога-исследователя. - Режим доступа: sv.com/news/2014-02-19-200. - 17.02.2015.
5. Лисицына, Л.С. Методология проектирования модульных компетентностно-ориентированных образовательных программ : методическое пособие [Электронный ресурс] / Л.С. Лисицына // Единое окно доступа к образовательным ресурсам. - Режим доступа: http://window.edu.ru/library/pdf2txt/527/66527/38786/. - 17.02.2015.
6. Собина, Т.А. Индивидуальная образовательная траектория - образовательная программа ученика [Электронный ресурс] / Т.А. Собина // Образовательный студенческий портал. - Режим доступа: http://area7.ru/metodic-material.php?9186. - 17.02.2015.