Научная статья на тему 'РАЗОЧАРОВАНИЕ В ЦИФРОВИЗАЦИИ И ДЕЦИФРОВИЗАЦИЯ?'

РАЗОЧАРОВАНИЕ В ЦИФРОВИЗАЦИИ И ДЕЦИФРОВИЗАЦИЯ? Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
199
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАВЫШЕННОСТЬ ОЖИДАНИЙ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО РЕЗУЛЬТАТА ЦИФРОВИЗАЦИИ / РОСТ ЧИСЛА ЧИНОВНИКОВ / ПОВЫШЕНИЕ УДЕЛЬНОГО ВЕСА ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКИ / ЮБЕРИЗАЦИЯ УСЛУГ ТАКСИ / ВНЕДРЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ БЛОКЧЕЙНА В СФЕРУ ФИНАНСОВЫХ УСЛУГ / СНИЖЕНИЕ ТЕМПОВ ЦИФРОВИЗАЦИИ БИЗНЕСА В РФ / ТЕНДЕНЦИЯ К ДЕЦИФРОВИЗАЦИИ / OVERSTATED EXPECTATIONS OF A POSITIVE RESULT OF DIGITALIZATION / THE INCREASE IN THE NUMBER OF OFFICIALS / INCREASE IN THE SHARE OF THE SHADOW ECONOMY / TAXI SERVICE / THE INTRODUCTION OF BLOCKCHAIN TECHNOLOGY INTO THE FINANCIAL SERVICES INDUSTRY / A DECREASE IN THE RATE OF DIGITIZATION OF BUSINESS IN THE RUSSIAN FEDERATION / TENDENCY TO DIGITIZE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Будович Юлия Ивановна

Автор показывает, что ожидания руководством и населением РФ положительного результата цифровизации оказались завышенными. Это выразилось в увеличении численности чиновников, росте удельного веса теневой экономики. Сомнительными, с точки зрения эффективности, представляются автору результаты юберизации услуг такси, внедрения технологии блокчейна в сферу финансовых услуг. Автор подтверждает статистикой резкое снижение темпов цифровизации бизнеса в РФ. К 2016-2017 годам, показывает Ю.И. Будович, в стране возникла тенденция к децифровизации общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DISAPPOINTMENT IN THE DIGITALIZATION AND DEDIGITALIZATION?

The author shows that the expectations of the leadership and the population of the Russian Federation of a positive result of digitalization turned out to be too high. This was reflected in the increase in the number of officials, the increase in the share of the shadow economy. Doubtful from the point of view of efficiency, the author is presented with the results of taxi services, the introduction of blockchain technology into the financial services industry. The author confirms the statistics of a sharp decline in the pace of digitalization of business in the Russian Federation. By the years 2016-2017, shows Yu.I. Budovich, a tendency has emerged in the country to anti-digilization of the society.

Текст научной работы на тему «РАЗОЧАРОВАНИЕ В ЦИФРОВИЗАЦИИ И ДЕЦИФРОВИЗАЦИЯ?»

РАЗОЧАРОВАНИЕ В ЦИФРОВИЗАЦИИ И ДЕЦИФРОВИЗАЦИЯ?

Будович Юлия Ивановна

доктор экономимических наук, доцент,

ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», Департамента экономической теории г. Москва, Российская Федерация. E-mail: JBudovich@fa.ru

Аннотация: Автор показывает, что ожидания руководством и населением РФ положительного результата цифровизации оказались завышенными. Это выразилось в увеличении численности чиновников, росте удельного веса теневой экономики. Сомнительными, с точки зрения эффективности, представляются автору результаты юберизации услуг такси, внедрения технологии блокчейна в сферу финансовых услуг. Автор подтверждает статистикой резкое снижение темпов цифровизации бизнеса в РФ. К 2016-2017 годам, показывает Ю.И. Будович, в стране возникла тенденция к децифровизации общества.

Ключевые слова: завышенность ожиданий положительного результата цифровизации; рост числа чиновников; повышение удельного веса теневой экономики; юберизация услуг такси; внедрение технологии блокчейна в сферу финансовых услуг; снижение темпов цифровизации бизнеса в РФ; тенденция к децифровизации.

JEL: О33; О43

THE DISAPPOINTMENT IN THE DIGITALIZATION AND DEDIGITALIZATION? Yu.I. Budovich

Dr.Econ.Sci., professor of the Financial University under the Government of the Russian Federation Russia, Moscow

Abstract: The author shows that the expectations of the leadership and the population of the Russian Federation of a positive result of digitalization turned out to be too high. This was reflected in the increase in the number of officials, the increase in the share of the shadow economy. Doubtful from the point of view of efficiency, the author is presented with the results of taxi services, the introduction of blockchain technology into the financial services industry. The author confirms the statistics of a sharp decline in the pace of digitalization of business in the Russian Federation. By the years 2016-2017, shows Yu.I. Budovich, a tendency has emerged in the country to anti-digilization of the society.

Keywords: overstated expectations of a positive result of digitalization; the increase in the number of officials; increase in the share of the shadow economy; taxi service; the introduction of blockchain technology into the financial services industry; a decrease in the rate of digitization of business in the Russian Federation; tendency to digitize.

Анализ показывает, что ожидания от цифровизации страны, которую российской государство стало целенаправленно осуществлять еще с начала века, оказались во многих отношениях чрезвычайно завышенными. Так, не сбылись надежды, связанные с цифровизацией государственного управления, в части оптимизации численности чиновников и уменьшения коррупции. Активная цифровизация системы государственного управления в нашей стране началась в порядке реализации Концепции формирования в Российской Федерации электронного правительства до 2010 года, одобренной распоряжением Правительства РФ от 6 мая 2008 г. №632-р [1]. При этом создание электронного правительства должно было обеспечить, в частности, более эффективное и менее затратное администрирование, создающее условия не только для стабилизации, но и сокращения численности чиновничьего аппарата. Так, в Концепции отмечалось, что только в части межведомственного обмена информацией трудозатраты сократятся на 50% [1]. При этом были достигнуты значительные успехи. Уже в 2012 г. Россия по индексу готовности к электронному правительству (E-Government Development

Index (EGDI)) шагнула с 59-го сразу на 27-е место в мире [2]. В том же году в полной мере заработала многообещающая с точки зрения экономии трудозатрат система межведомственного электронного взаимодействия [3]. Однако результатом формирования в стране электронного правительства стало не сокращение численности государственных служащих, обусловленное сокращением бумажной работы, и даже не ее стабилизация, а бурный рост. В 2011 - 2014 гг. она выросла с 1648,4 до 2211,9 тыс. человек, т.е. на 563,5 тыс., или на 34%! [4, с. 58].

Создание электронного правительства, по мысли в те времена Президента РФ Д.А. Медведева, должно было привести к снижению коррупции [5]. Консалтинговая компания McKinsey в докладе «Цифровая Россия: новая реальность» (июль 2017) отметила существенные успехи российского государства в «антикоррупционной» самоцифровизации, в частности наличие на федеральном портале подробной публичной информация о закупках как государственных органов, так и государственных компаний, что дает организациям возможность вести прозрачную закупочную деятельность с контрагентами, а гражданам - бюджетные расходы, запуск в Москве порталов «Активный гражданин» и «Наш город», первый из которых в 2016 году стал финалистом престижной международной премии World Smart Cities Award, задающие мировые стандарты по вовлечению граждан в принятие решений и сбор обратной связи [6, с. 52]. Казалось бы, во время функционирования в России электронного правительства должно было произойти снижение коррупции. Но, в действительности, произошел ее бурный рост. По информации Росстата, в 2011 г потери страны от коррупции достигали 7% ВВП. А в 2016 г., по оценкам независимых экспертов, они составили 25 - 48% ВВП, т.е. выросли на 250 - 585% [7]. Только за один 2016 г., по словам начальника Главного управления экономической безопасности и противодействия коррупции МВД РФ А. Курносенко, средний размер взятки в России вырос на 75%, достигнув 328 тыс. руб. [8].

Цифровизация здравоохранения, проводившаяся в последние годы, не привела к его улучшению. К началу 2017 г. почти во всех субъектах РФ уже были внедрены такие элементы цифровизации медицины, как электронные медицинские карты пациентов, автоматизированные системы диспетчеризации санитарного автотранспорта, автоматизированные системы льготного лекарственного обеспечения, электронная запись на прием к врачу [9]. Однако ситуация в здравоохранении не только не улучшилась, но ухудшилась. По данным опроса медиков и пациентов, проведенного РАНХиГС в конце 2016 г., 66% респондентов считают, что ситуация в здравоохранении за последние пять лет ухудшилась, пациенты по10-балльной шкале оценили работу службы скорой помощи в 5 баллов, стационарной помощи- в4, амбулаторной - в3. В рейтинге эффективности систем здравоохранения, составленном агентством Bloomberg, Россия оказалась на последнем месте [10].

Не сбываются ожидания и от цифровизации частного сектора, в частности от юберизации и технологии блокчейн. Считалось, что юбериация может преобразовать любые рынки услуг, приближенные к рынку свободной конкуренции. Однако выяснилось, что данная бизнес-модель имеет крайне ограниченное применение. Чуть ли не единственными примерами удачной юберизации с точки зрения устойчивости этой бизнес-модели являются рынок услуг такси, с которой и началась юберизация экономики, и юберизация рынка доставки, превратившая экспресс-доставку (доставку в день заказа или на следующий день) из элитной услуги в обычную [11]. При этом UBER-модель плохо приживается на рынках ремонтных услуг, домработниц, преподавателей, репетиторов и др. Так, сын основателя Яндекса недавно закрыл «UBER для ремонтников» под названием «Яндекс.Мастер» [12].

Юберизация такси, вопреки ожиданиям, не привела к ликвидация низкоквалифицированного труда диспетчеров. Какие-то изменения в данном отношении произошли лишь в столичном регионе, где работают онлайн-агрегаторы рынка такси Яндекс.Такси, Jett и Uber. В масштабах страны на рынке такси уверенно лидирует тройка агрегаторов Рутакси, Сатурн и Максим, являющиеся традиционными диспетчерскими, имеющими свои мобильные приложения. Неквалифицированные диспетчеры получают 20% от всей выручки такси в стране [13].

Юберизация такси, безусловно, упростила заказ такси и удешевила перевозку, сделав услугу более доступной для населения. Но теперь таксистам, чтобы заработать необходимые деньги, приходится работать сверх нормального времени, что приводит к их повышенной усталости, создающей угрозу безопасности пассажиров. Далее, UBER-модель создает условия для нелегальной деятельности водителей, в том числе гастарбайтеров. В результате государство недополучает налоги, возникают проблемы с обеспечением безопасности пассажиров и ответственности водителей перед ними в случае чрезвычайной ситуации [13]. Вопреки ожиданиям, юберизация такси не привела и к резкому повышению качества услуг такси. Анализ комментариев в Facebook говорит о том, что качество услуг «большой тройки» такси в Москве из года в год колеблется между «приемлемым» и «отвратительным» [14].

Не сбываются ожидания от технологии блокчейн за пределами криптовалютных систем. С 2014 г. по настоящее время Сбербанк реализовал 15 проектов, связанных с этой технологией. Но только часть из них оказалась удачной, и, что примечательно, удачные проекты не связаны с финансовыми услугами (обмен документами между Сбербанком и ФАС, Аэрофлотом и др., верификация поставок между дочкой Сбербанка Сбербанк Факторинг и компанией М.Видео, обмен между банками данными о мошенниках и о клиентах и управление счетом через доверенность) [15]. Консалтинговые компании «большой четверки» даже занялись приземлением завышенных ожиданий от блокчейн. Так, KPMG выпустила статью «Пять мифов блокчейна, которые не хотят умирать» [16].

Не оправдываются ожидания частного сектора от использования программ для управления предприятием, например, ERP-программ (Enterprise Resource Planning - управления ресурсами предприятия). Даже по данным заинтересованной в продвижении ERP-систем западной компании Panorama Consulting, по итогам 2013 г. только 66% компаний смогли добиться хотя бы 50% намеченных целей в рамках внедрений [17]. Не менее заинтересованные российские специалисты по внедрению ERP-систем приводят данные о том, что 70% проектов внедрения ERP-систем не достигают заявленных целей [18], т.е. они достигаются только в 30% случаев.

Разочарование цифровизацией в нашей стране подтверждает бесстрастная статистика, а именно последние данные Мониторинга развития информационного общества в Российской Федерации [19].

Резко снизились темпы некогда бурного роста таких показателей цифровизации бизнеса, как доля организаций, использовавших электронный обмен данными между своими и внешними информационными системами по форматам обмена (25,7, 52,7, 59,6 и 62,4% в 2013-2016 гг.), доля организаций, использовавших SCM-системы (Supply Chain Management - управление цепочками поставок) (2,6; 4,1; 4,3; 4,4% в те же годы). Доля организаций, использовавших системы электронного документооборота, выросла с 61,9% в 2010 г. до 66,1% в 2016 г., т.е. росла крайне низкими темпами.

Практически стабилизировались доля организаций, размещавших заказы на товары (работы услуги) в Интернете (41,1, 43,4, 41,7, 41,3 и 41,6% в 2013-2016 гг.) и доля организаций, получавших заказы на выпускаемые товары (работы, услуги) по Интернету (18,0, 18,9, 17,6, 18,2 и 19,3% в 20132016 гг.).

Бурный рост доли организаций, использовавших ERP-системы, составлявшей в 2010 г. 5,1%, завершился в 2014 г., достигнув 10,1%. За два следующих года (к 2016 г.) это показатель вырос только до 10,7%. Бурный рост доли организаций, использовавших CRM-системы (Customer Relationship Management - управление отношениями с клиентами), с 4,1% в 2010 г. до 9,9% в 2015 г., в 2016 г. сменился падением до 9,4%. Обратим внимание на крайне низкие доли организаций, использующих ERP-системы и CRM-системы в нашей стране.

Доля организаций, имевших специальные программные средства для управления закупками товаров (работ, услуг), достигнув максимума 38,6% в 2013 г., снизилась до 37,8% в 2016 г. Доля организаций, имевших специальные программные средства для управления продажами товаров (работ, услуг), достигнув максимума 24,3% в 2011 г., упала до 21,8% в 2016 г. Доля организаций, проводивших

дополнительное обучение сотрудников в области ИКТ, в 2010-2013 гг. колебалась от 7,0 до 10,1%, а в 2014 г. упала до 4,9%. Удельный вес затрат на ИКТ в общем объеме отгруженной продукции достиг максимума 2,4% в 2013 г. В 2014 и 2015 гг. значение этого показателя составило 2,0 и 1,9% соответственно. Доля организаций, использовавших персональные компьютеры, достигла максимума 94,1% в 2011 г., снизившись до 92,4% в 2016 г. Доля организаций, использовавших Интернет, достигла максимума 89,0% в 2014 г., снизившись до 88,7% в 2016 г.

Как следствие, удельный вес занятых в секторе ИКТ в общей численности занятого населения в период 2010-2014 гг. не менялся и составлял 2,1%, в 2015-2016 гг. снизился до 2,0%, а в 2017 г. упал до 1,7%.

Как показывают статистические данные, к 2016-2017 гг. возникла тенденция к децифровизации российского общества. Последующие результаты Мониторинга развития информационного общества в РФ, очевидно, покажут, в какой мере преодолеть эту тенденцию помогли очередные «цифровые» усилия российского государства, вылившиеся в принятие в июле 2017 г. и реализацию государственной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» [20].

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 г. № 632-р «Об одобрении Концепции формирования в Российской Федерации электронного правительства до 2010 года» / Электронный фонд правовой и нормативно-технической информации «Кодекс». URL: http://docs.cntd. ru/document/902100691 (дата обращения: 21.11.2017).

2. Калашников Р.В., Попов С.А. Электронное правительство России: текущее состояние и причины отставания от международного опыта // Экономика. Государство. Общество. URL: http://ego. uapa.ru/ru/issue/2015/01/2/ (дата обращения: 16.11.2017).

3. Система межведомственного электронного взаимодействия / Официальный сайт Федеральной налоговой службы. URL: nalog.ru/m23/news/activities_fts/4250696 (дата обращения: 16.11.2017).

4. Россия в цифрах. 2017. Краткий статистический сборник. - М.: Росстат, 2017. 511 с.

5. Медведев: Технологии электронного правительства усилят борьбу с коррупцией / Vsesmi.ru. URL: http://www.vsesmi.ru/news/3473627/5740516/ (дата обращения: 16.11.2017).

6. Цифровая Россия: новая реальность. Июль 2017» / McKinsey. URL: http://www.tadviser.ru/ images/c/c2/Digital-Russia-report.pdf (дата обращения: 12.11.2017).

7. Статистика коррупции в мире / Сайт «Vavilon. Мы объединяем мир». URL: http://vawilon.ru/ statistika-korruptsii-v-mire/ (дата обращения: 12.11.2017).

8. Размер взятки в России вырос на 75% по сравнению с прошлым годом / ИДП Newsland. URL: https://newsland.com/user/4296648016/content/razmer-vziatki-v-rossii-vyros-na-75-po-sravneniiu-s-proshlym-godom/5732154 (дата обращения: 12.11.2017).

9. Муслимов М. Цифровая медицина - будущее российской системы здравоохранения 27апреля2017 / Общероссийская общественная организация «Деловая Россия». URL: https://deloros.ru/ cifrovaya-medicina-budushhee-rossijskoj-sistemy-zdravoohraneniya.html (дата обращения: 10.11.2017).

10. Мамедова М., Духанов С. Как худшее в мире здравоохранение обманывает россиян / Сайт «Свободная Пресса». 06.12.2017. URL: https://svpressa.ru/society/article/166638/ (дата обращения:10.11.2017).

11. Случайный курьер: как заработать на краудсорсинговой доставке // РБК. 22.04.2015. URL: https://www.rbc.ru/own_business/22/04/2015/5534d7029a7947fb9982491c (дата обращения: 16.11.2017).

12. Бирюлин С. О сложностях «уберизации» / Сайт компании Сапиенс Консалтинг. URL: http:// sapcons.ru/blog/o-slozhnostyax-uberizacii/ (дата обращения: 10.11.2017).

13. Соколова А. Кто рулит на российском рынке такси / Сайт компании RUSBASE. 01.02.2016 // https://rb.ru/story/taxi-market/ (дата обращения: 12.11.2017).

14. Бирюлин С. О сложностях «уберизации» / Сапиенс Консалтинг. URL: http://sapcons.ru/blog/o-slozhnostyax-uberizacii/ (дата обращения: 10.11.2017).

15. В России провели первый платеж с использованием блокчейна / TAdviser. URL: http://www. tadviser.m/index.php/%D0%9F%D1%80%D0%BE%D0%B5%D0%BA%D1%82:%D0%91%D0%BB%D 0%BE%D0%BA%D1%87%D0%B5%D0%B9%D0%BD_%D0%B2_%D0%A1%D0%B1%D0%B5%D1 %80%D0%B1%D0%B0%D0%BD%D0%BA%D0%B5 (дата обращения: 11.11.2017).

16. Блеск и нищета блокчейна: приземляем ваши завышенные ожидания от технологии. 18 октября 2017 г. / Сайт компании RUSBASE. URL: https://rb.ru/opinion/blesk-i-nisheta-blokchejna/ (дата обращения: 11.11.2017.

17. Грабли внедрения ERP-систем / TAdviser. 20.10.2014. URL: http://www.tadviser.ru/index.php /%D0%A1%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D1%8F:%D0%93%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0 %BB%D0%B8_%D0%B2%D0%BD%D0%B5%D0%B4%D1%80%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1% 8F_ERP-%D1%81%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%BC (дата обращения: 08.08.2018).

18. Архипова К. Внедрение ERP-системы. Т0П-10 самых распространенных ошибок / Delovoy profil // http://www.delprof.ru/press-center/articles/3861/ (дата обращения: 12.08.2018).

19. Мониторинг развития информационного общества в РФ / Росстат. URL: http://www.gks.ru/wps/ wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/science_and_innovations/it_technology/ (дата обращения: 12.08.2018).

20. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28 июля 2017 г. № 1662-р «Об утверждении программы «Цифровая экономика Российской Федерации» / КонсультантПлюс URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_221756/ (дата обращения: 12.11.2017).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.