Разные поколения — разный педагогический подход
Марина Руслановна Мирошкина,
зав. лабораторией психолого-педагогических проблем самоорганизации детей и взрослых Института психолого-педагогических проблем детства Российской академии образования, доктор педагогических наук, [email protected]
• поколение Y • обучение кадров • теория поколений • цифровое поколение • культурный код поколения •
В прошлом году мне довелось участвовать в конференции по электронному обучению, организованной компанией «E-learning». В ряду спикеров, по меньшей мере, двое делились идеями относительно того, как строить программы обучения для представителей поколения Y. Будучи уже несколько лет знакомой с основными положениями теории У. Штрауса и Н. Хоу, с исследованиями Фонда «Общественное мнение» в рамках специального проекта «Новое поколение», в конце концов, с фильмом «Поколение Y», я всё-таки прежде ничего, кроме критики и обоснования несостоятельности этой теории, не встречала. И вдруг — «это одна из отправных точек образовательной концепции». Почему?
Позже — поняла. Речь идёт о бизнесе. И американцы, и российские деловые люди обеспокоены вхождением на рынок труда нового поколения людей, родившихся и выросших на рубеже тысячелетий, сформировавшихся в сетевом обществе, получающих
_ информацию из любых современных гаджетов в режиме
«on-line». Бизнесмены, чья прибыль напрямую зависит от качества подготовленности рабочей силы, озабочены проблемой обучения своих кадров,
1 Об этом, в частности, шла речь на научно-практической интернет-конференции «Самоорганизация детских сообществ. Точки роста». ФГНУ Институт психолого-педагогических проблем детства РАО. ноябрь-декабрь 2013 г. (см. Ь^Ддист-курс.рф)
2 Howe N., Strauss W. Generations: The History of America's Future, 1584 to 2069. N.Y.: William Morrow & Company, (1991).
задаются вопросами поколенческих характеристик.
А вот в педагогической науке и в образовании этой категории не существует. Притом, что новый Закон «Об образовании в Российской Федерации» уже вступил в силу, уже перевёл статус школы из «образовательного учреждения» в «образовательную организацию». Может быть, школы — по сути и перспективам активные участники образовательного рынка — ещё не ощутили всю глобальность произошедших перемен? Может быть, педагоги и руководители образовательных организаций в большинстве своём не нуждаются в знании о тех, с кем работают?
Значит, нам ещё предстоит взглянуть на ситуацию с другой стороны1.
Что такое «Теория поколений»? Проанализировав различные источники информации, резюмируем следующее. Теория поколений — это социологическая теория, выросшая из исследований Уильяма Штрауса и Нила Хоу2, в основе которой лежит понимание поколения как группы людей, рождённых в определённый возрастной период, испытавших влияние одних и тех же событий и особенностей воспитания, с похожими ценностями. Мы этих ценностей не замечаем, они действуют незаметно, но во многом определяют наше поведение: как мы общаемся, как разрешаем конфлик-
8
ты и строим команды, как развиваемся, что и как покупаем, что нас мотивирует, как ставим цели и управляем людьми3.
Теория поколений в России — предмет анализа социологов, бизнес-тренеров, социальных психологов, маркетологов, журналистов, культурологов, но не педагогов. Согласно этой теории сейчас в России живут представители поколений победителей (1900-1922 г.р.), молчаливых (19231942 г.р.), беби-бумеров (1943-1962 г.р.), Х (икс, 1963-1982 г.р.), миллениум или У (игрек, 1983-2002 г.р.), Z (зет, с 2003 г.р.).
Безусловно, невозможно американскую теорию переносить на российскую реальность буквально. Особенно, если речь идёт о современных подростках и молодых людях. Прежде всего потому, что условия их становления в России и США с 1983 по 2002 гг. были абсолютно разные. Годы, благополучные для Америки, привели к появлению самой многочисленной (75 млн чел.) демографической когорты. Рожденные в это время дети были ожидаемы, любимы, защищены и взлелеяны как родителями, так и страной. Напротив, в России это было время постоянных кризисов, безденежья, самоуничтожения, терактов, войн и нищеты. Рождаемость резко сократилась. В отличие от США, в России это поколение — одно из самых малочисленных.
Но... за пределами национальных границ жители сегодняшнего глобального мира идентичны. «Миллениалы разных стран отличаются друг от друга, но, благодаря социальным сетям, глобализации и скорости перемен, у молодого человека из одной страны куда больше общего с людьми из другой страны, чем со старшими поколениями внутри его собственного народа. Даже в Китае, где семья исторически важнее индивида, Интернет, урбанизация и политика «одна семья — один ребёнок» формируют новое поколение невероятно самоуверенных и зацикленных на себе людей»4.
«Игреки» — первое несоветское поколение. В кризисном 1991 году самым старшим из «нового поколения» было 8 лет. В кризисном 1998 году — 15 лет. Поколение «игрек» в России было сформировано двумя важнейшими факторами — детскими переживаниями нестабильности 90-х (кризис,
рост цен, проблемы с продуктами, политический беспорядок, дефолт — всё это отразилось на жизни родителей нынешних молодых, а значит, и на них самих) и стабильной жизнью 2000-х5.
Каковы же они, «игреки»?
Они живут сегодняшним днём. Эту черту в поколении сформировали, с одной стороны, взрывное развитие технологий, а с другой — многочисленные теракты, выпавшие на период их взросления. Поэтому у них слабо выражено стремление к долгосрочным планам, они ценят быстро достижимые цели.
Социальные сети (основатель <^асеЬсск» Марк Цукерберг родился в 1984 году) сформировали острую потребность в социальном признании, при этом повлияли на стремления «игреков» к самовыражению, самореализации и самоорганизации. Это не просто интернет-поколение, это — сетевое поколение.
А стало быть, важнейшей характеристикой современных подростков и молодых людей является существование в системе горизонтальных коммуникаций, в отличие от «вертикали», исповедуемой старшими поколениями.
Деньги для «игреков» — способ достижения удовольствий, а не самоцель и не мерило успеха.
Они близки со своей семьёй. Особенно с бабушками и дедушками. Ведь их воспитывали они, а не родители, которые в условиях кризиса добывали хлеб насущный. Всероссийское социологическое исследование «Дети и детские организации в условиях модернизации общества» (2010 г., рук. — С.Н. Майорова-Щеглова) показало, что «большая группа опрошенных подростков считают своими идеалами бабушек и дедушек. ... За последние 20 лет роль
3 Проект RuGenerations. Электронный ресурс. Режим доступа: http://rugenerations.su
4 Stein J. Millennials: The Me i Me Me Generation: Why millennials will save us all/ Monday, May 20, 2013. URL: http://content. time.com/time/magazine/article/0,9171, 2143001,00.html#ixzz2 jaE8RTBk j
5 Проект «Новое поколение» Фонда общественного мнения. Электронный ресурс. Режим доступа: http://fomgeneration. wordpress.com
9
матери среди таких ориентиров для подростка стала заметно меньше. Влияние отца же за 20 лет почти не изменилось, количество ребят, которые видят своим идеалом именно отца, отличается за два десятилетия менее чем на 1%»6.
Y — геймеры. Существует мнение, что поп-культура, СМИ не ухудшают интеллектуальные способности подростков, а скорее учат новые поколения думать более сложными способами. Режиссёр С. Джонсон считает, что достижение долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных игровых целей учит геймеров строить иерархии задач, определять приоритеты и выстраивать отношения. В видеоиграх выполнение задачи обычно приводит к поощрению. Геймеры- миллениалы предпочитают быструю обратную связь и поощрение и готовы впитывать информацию, если она предложена им в игровой форме7.
Цифровое поколение — многие из тех, кому за 30, даже не подозревают о существовании многих современных технических изобретений, которые молодёжь осваивает с лёгкостью.
Особенность России — несоответствие социальных характеристик юных жителей столицы и провинции. «Доходы столичных горожан от 18 до 25 лет опережают зарплаты взрослого населения в регионах. Молодые москвичи инициативны, амбициозны и нелояльны к властям. Каждый второй водит автомобиль; каждый третий регулярно ездит за границу. Однако славится столичная молодёжь не только хорошими делами. Именно юные москвичи демонстрируют самый высокий в стране уровень
ксенофобии, взрывную агрессию и плохо скрываемую зависть к более успешным сверстникам»
8
6 Дети и детские организации в условиях модернизации общества [Текст]: Всероссийское социологическое исследование / С.Н. Майорова-Щеглова. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.childsoc.ru/doc/ deti_org_2010.pdf
7 Johnson S. Everything Bad Is Good for You: How Today's Popular Culture Is Actually Making Us Smarter. Riverhead, 2005. 250 p.
8 Грекоёа О. Молодежь московская особая // Московский Комсомолец. № 25657. 2 июня 2011 г. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www. mk.ru/social/article/2011/06/01/594099-molodezh-moskovskaya-osobaya.html
9 Майорова-Щеглова С.Н. Подростки-бунт-что делать: Комментарии по актуальным вопросам. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www. childsoc.ru/ index.php?parametrr=201
11 декабря 2010 года на Манежной площади в Москве собрались около 5 тысяч человек на митинг, посвящённый гибели болельщика «Спартака» Егора Свиридова. Митинг перерос в столкновения с милицией, в результате беспорядков пострадали более 10 человек, несколько десятков фанатов были задержаны. После беспорядков произошла серия массовых митингов и уличных столкновений коренных жителей с выходцами из кавказских республик в городах России. Всего за участие в несанкционированных акциях задержано более 2 тыс. человек, большинство из которых — учащиеся старших классов. С точки зрения С.Н. Майоровой-Щегловой, «молодёжь идёт сегодня на подобные сборища не под влиянием гормонов, а имеет благодаря новым технологиям возможность самоорганизации и постоянного сравнения жизни разных слоёв, усвоения технологий протестного поведения. . Кроме того, подростки посчитали, что от их позиции и выступлений зависит решение наиважнейших проблем жизни в стране»
9
В конце 2009 года канал М^ провёл большое исследование «Юнотопия» («Усы^с-р1а») — умонастроений, ценностных ориентиров, надежд и мечтаний молодёжи в Европе. В нём приняли участие 7 тыс. представителей поколения У из семи европейских стран.
Чтобы лучше понять, как ценностные ориентиры поколения У соотносятся с ориентирами предшествующих поколений, сотрудники компании М^ предложили участникам творческое задание, в ходе которого они должны были переписать десять евангельских заповедей и семь смертных грехов применительно к современности.
Первое важное отличие состояло в том, что современные молодые люди сделали в своих заповедях упор не на запреты, а на то, что МОЖНО делать.
Десять заповедей молодёжи таковы:
• Верь в себя.
• Уважай родителей.
10
• Будь честен.
• Ты отвечаешь за свою собственную жизнь.
• Выполняй обещания.
• Трудись, дабы преуспеть, но не в ущерб другим.
• Относись терпимо к тому, что люди разные.
• Будь счастлив и оптимистичен даже во время невзгод.
• Создавай, а не уничтожай (себя, других, землю, ценности).
Семь новых смертных грехов:
• Расизм.
• Ложь.
• Насилие.
• Жадность.
• Измена.
• Гнев.
• Зависть10.
Таковы Y. А кто идёт за ними? Ответить на этот вопрос корректно достаточно сложно — они ещё малы для полноценного анкетирования. И всё же...
Обзор немногочисленной информации11 позволяет обозначить несколько характеристик следующего поколения — поколения Z:
• Нынешние школьники и дошкольники не знают, что бывает жизнь без Сети.
• Телефонным разговорам они предпочитают обмен SMS, электронным письмам — текстовые диалоги в реальном времени, ведению блогов — социальные сети типа «ВКонтакте».
• Они в совершенстве освоили язык SMS, где одно и то же слово может записываться многими способами в зависимости от оттенков смысла.
• Они обладают способностью к «многозадачности»: могут одновременно слушать тр3-музыку, общаться с друзьями в чате, бродить по Сети, редактировать фотки, вдобавок делая всё это во время учёбы.
• Они поняли, что получить доступ к данным важнее, чем их запомнить.
• Они привыкли к тому, что информации слишком много, чтобы внимательно изучить её всю, и важно уметь найти нужный сейчас кусок и суметь его использовать.
Подход авторов и последователей теории поколений не стал для меня откровением. Наоборот, я получила подтверждение собственным мыслям, т.к. ещё несколько лет назад прошла практически тем же путём.
Идея проекта «Культурный код поколения» возникла случайно и в то же время — не случайно. Будучи руководителем молодёжного клуба ребят с ограниченными возможностями здоровья «Шанс», я понимала, что наша деятельность будет осмысленной, если мы откажемся от шаблонов и поймём, что является приоритетным для самих ребят сегодня. Но как это сделать легко и интересно?
В одном из интервью певец В. Сюткин сказал: «Музыка — это пароль поколения». Мысль зацепилась. А почему только музыка? Какие события в окружающем мире делают каждое поколение иным, не похожим на другое? Может быть, эти события и формируют образ поколения, столь непохожий на все другие? Может быть, эти события формируют определённый код поколения? Код, который задаёт ключ к пониманию менталитета поколения. Так в 2008 году возникла основная идея проекта.
А форма пришла из образца — телепроекта «Сто вопросов взрослому» канала ТВЦ. Пришла из понимания, что наше взрослое общение с ребятами — это дорога с односторонним движе- _
нием. Мы оставляем за ними право интересоваться нашим мнением, а их мнение нами уже подразумевается. Мы решили, что мы им безумно интересны? А они нам? Им есть о чём нас спросить, а нам, конечно, есть, что им ответить! А нам у них? А ведь это они, а не мы — кровь от кро-
10 Ван ден Берг Дж. Крутые всегда остаются крутыми. Брендинг для поколения У / Пер. с англ. СПб.: Питер, 2012. 240 с.
11 Константинов А. Поколение ; быстрых кнопок // Русский репортер. 24 марта 2010. Электронный ресурс. Режим досту-па6 М1р://шшш.ги8гер.ги/2010/11/кфп1егепс_ zal/; Поколение Z: те, кто будет после: Интервью с кандидатом медицинских наук Марком Сандомирским. 03.02.2011. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.e-xecutive.ru/knowledge/ аппоипсетеп1/1450249/; Проект «Новое поколение» Фонда общественного мнения. Электронный ресурс. Режим; доступа: http://fomgeneration.wordpress.com
11
ви и плоть от плоти сегодняшнего дня. Это они могут стать нашими проводниками по реалиям своей жизни. И если мы рядом, то сегодня они чуть впереди.
И отсюда форма — сто вопросов подростку.
Цель проекта — понять и расшифровать закодированные послания поколений друг другу и выстроить отношения и деятельность, приняв эти системы социальных координат.
Проведение проекта не требует никаких затрат. Важно быть вместе. Важно быть интересными друг другу.
Одно из главных условий реализации проекта — наличие разновозрастного сообщества. Причём, чем больше поколений будет представлено, тем эффективнее пойдёт процесс понимания друг друга.
Ход дела
Первая часть — формирование групп участников проекта по возрасту. В клубе «Шанс», объединяющем ребят с ограниченными возможностями здоровья, их здоровых сверстников, родителей, добровольцев, в ток-шоу принимали участие подростки — 15-19 лет, добровольцы в возрасте 2030 лет, взрослые в возрасте 31-40 лет, родители и гости старше 40 лет.
После формирования «поколенческих» групп им даётся задание сформировать код своего поколения, заполнив бланк ответов по определённым позициям.
Сейчас видится важным внести ещё одну позицию — в какие игры играли в детстве представители разных поколений.
После этого каждая группа представляет свой «код» всем участникам проекта, давая им возможность сравнить свои варианты с вариантами младших и старших (см. Приложение). Важно увидеть все совпадения и оценить все различия в «кодах поколений» для того, чтобы предпринять попытку выстроить диалог поколений.
Вторая часть проекта — собственно ток-шоу. У него есть свои правила.
Правила ток-шоу
Участникам от каждой генерации даётся возможность стать «рупором поколения». Для этого нужно по собственному желанию сесть на «горячий стул», представить себя так, как хочется, и ответить на все вопросы, которые зададут герою представители других поколений.
Когда доброволец усаживается на стул, он надевает «жилетку правды», тем самым принимает на себя обязательства отвечать на вопросы только искренне.
Вопросы «рупору поколения» задают представители всех других поколений, кроме своего. Количество вопросов варьируется в зависимости от времени и места проведения ток-шоу (не менее 5 — не более 9).
Культурный код поколения
№ п/п
1 2
3
4
5
6
7
8
9
10 11 12
События
Три политических события Три культурных события Три научно-технических события Три фильма (отечественных) Три фильма (зарубежных) Три мультфильма Три картины
Три музыкальных произведения Три книги
Три песни (исполнителя, группы) Три города, значимых для поколения
Три политических лидера, определивших судьбу поколения.
12
Ответы «рупора поколения» не обсуждаются, не корректируются и не критикуются. Они принимаются как точка зрения.
Вопросы фиксируются на видео. При желании участник может отказаться от записи. Желание участника — закон.
Выдержки из выступлений ребят и взрослых (клуб «Шанс»)
Настя, 16 лет. Сейчас мама.
художница, жена,
— Ты можешь назвать несколько дел, которые ты любишь делать?
— Я люблю своего молодого человека! И это самое главное! Я люблю говорить, люблю самовыражаться. Причём не только через разговоры. Через стихи, рисунки. я очень люблю детей. Моё детство не было детством, и я вынужденно рано повзрослела. В детях я люблю то состояние, в котором они находятся, и я хотела бы в них это состояние защищать.
Я люблю учиться, это мой стиль жизни. Я могу меняться, при этом нужно иметь голову и терпение. Как сказал великий мыслитель: «Чтобы чему-то научиться, надо стать учеником». И это абсолютно правильно — надо замолчать и слушать!
Я люблю вот это состояние — быть свободным. Быть свободным каждый день! Надо просто сесть, закрыть глаза, посидеть минут десять, можно больше и прочувствовать это состояние свободы.
Владимир, 16 лет. Сейчас — первая в России фотомодель в инвалидной коляске.
— Я не верю в плохих людей, я вижу только хорошее. Есть ещё одна важная вещь. Вся проблема только в голове. Если ты чего-то хочешь, главное — представлять цель. Если попросить чего-то у самого себя, то это исполнится, для тебя нет ограничений. Ты — индивидуальность, ты — личность, ты — единственный и неповторимый. Нужно запомнить, что, кроме тебя, другого такого больше нет, а высшие силы награжда-
ют тебя за твою индивидуальность. Главное — чувствовать, чего ты хочешь, и ты этого добьёшься.
— Кем ты себя видишь в жизни?
— Я хочу стать творческим человеком. Вообще я хочу стать известным писателем. Меня очень привлекает журналистика, и я очень хорошо вижу себя в ней.
— На что ты готов пойти ради достижения своей цели?
— Есть такая поговорка: цель оправдывает средства. Но я её отрицаю. Я могу начать учится ради этого, что весьма сложно сделать в моём положении. Я готов сотрудничать, готов сам создавать какие-то проекты в Интернете. Но на что я никогда не пойду — перешагивать через людей в достижении своих целей.
Аня, 16 лет. В 2009 году — победитель Московского городского конкурса «<Лидер XXI века», лауреат Всероссийского конкурса «<Лидер XXI века» в номинации «Признанный лидер». Сегодня — общественный деятель, волонтер Олимпиады в Сочи.
— Что ты больше всего ценишь в жизни?
— Семью. Что бы ни случилось у тебя в жизни, все горести, радости, что бы ни происходило во внешнем мире, семья — это то место, куда ты всегда можешь прийти, где тебя ждут и поймут. Семья — это основа всего. Бывает так, что человек теряет всё, что в жизни наработал. В этом случае главное — не терять основу, которая поможет тебе всё начать сначала. Семья всегда поддержит.
— Что помогает тебе справляться с трудностями внутри тебя?
— Когда тебе предстоит преодолеть какую-то трудность, нужно думать не об этом преодолении, а о том, чего ты достигнешь, преодолев эту трудность.
— Какие цели у тебя в жизни?
— Глобальных целей у меня нет. Обычно я ставлю перед собой какие-то маленькие цели, например: поступить в институт, за-
13
кончить его. Но есть одна самая главная цель — получить удовольствие от жизни.
Ольга, 16 лет. Сегодня — выпускница Литературного института, писатель.
— У тебя есть мечта?
— Я очень люблю музыку, мне бы хотелось проявлять себя в музыке, петь, играть на музыкальных инструментах.
— Если бы ты исполняла музыку, то какую?
— Рок. Эта музыка (и музыка вообще) позволяет прочувствовать состояние души автора.
— Кого ты считаешь элитой страны?
— Творческих людей.
— Ты можешь назвать их имена?
— Например: Анатолий Алексин, Евгений Евтушенко. Из певцов — Светлана Сурга-нова. Я говорю о тех, с кем мне хотелось бы пообщаться.
— А что ты пишешь?
— Пока, в основном, рассказы, но роман я тоже хотела бы написать — о своей жизни или о чём-то, что не вписывается в привычные рамки.
— Твой любимый писатель?
— У меня много любимых писателей. Мой кумир — Анатолий Алексин.
В рамках проведения проекта на выездном заседании Гражданского форума «Стратегия развития социально-воспитательной и досуговой работы с населением по месту жительства» (г. Москва) мы имели возможность задать вопросы представителям поколения «икс» и «беби-бумерам».
Роман, 35 лет.
— Я — человек, который в двадцать лет вдруг взял и прочитал Библию, Коран, ув-
лёкся философией. Хотя раньше играл в футбол, был фанатом. Когда я в первый раз залез в Интернет, я вдруг понял, что на свете есть всё. Пять лет назад я приехал в Москву. В поисках себя и работы устроился в школу, познакомился с одним хорошим человеком. Он на личном примере показал мне, как можно интересно работать с детьми и получать от этого удовольствие.
— Бывают ли у вас разногласия с людьми старшего поколения и в чём?
— Конечно, встречается непонимание. Разница между людьми — в восприятии жизни. Когда произошёл перелом 1991 года, люди старшего поколения уже сложились как личности, они были сильней в силу возраста и сумели отреагировать на это событие, а моё поколение — нет. Мы просто были детьми.
— В чём заключается смысл вашей жизни и работы?
— Смысл жизни любого человека — получать удовольствие.
Елена, 42 года.
— Как, по вашему мнению, с нынешним поколением — 9-11 классы — можно и нужно работать или всё бесполезно?
— У меня дочь такого возраста. Она учится в физико-математической школе, а я работаю с так называемыми дворовыми ребятами. И когда я смотрю на одноклассников моей дочери и на детей, с которыми я работаю, я понимаю что это два разных мира. У нас очень большая разница между простыми школами и всякого рода гимназиями, частными школами. Это рождает два разных слоя одного поколения. Сама я училась в маленьком провинциальном городе. Мы учились все вместе — и дети инженеров, и дети тех, кто мыл полы в этой школе. И общались на равных, поэтому не было такого расслоения. Сейчас это расслоение есть! И мы должны это признать.
Л. П. (пожилой человек). Я из того поколения, на памяти которого — принятие программы КПСС, где было сказано: нынешнее поколение советских людей будет
14
жить при коммунизме. И мы, окрылённые этими высокими идеями, с горящими глазами смотрели вперёд в будущее и верили в него! Нас воспитывали под девизом: думай о Родине, а потом о себе. Многие люди моего поколения в силу своего советского менталитета не ставили конкретных задач. Моё поколение жило, так сказать, по уже проложенному руслу, у нас не было выбора. Моё поколение было воспитано на определённой системе ценностей — нас учили быть ответственными, добросовестно и честно выполнять свою работу, мы свято верили в то, что человек человеку — друг, товарищ и брат. Коммунистические ценности настолько вошли в нашу плоть и кровь, что мы не можем принять тот факт, что мир стал уже совсем другим. Понять можем, а принять — нет. В середине 90-х я работала в Институте молодёжи, на кафедре социологии, и очень сочувствовала своим студентам. Как-то я сказала им, что, когда моё поколение выпускалось, у нас было всё предопределено, не было проблем с трудоустройством. «А что же будет с вами, куда вы пойдёте?» А они сочувствовали мне, говорили: «Мыто привыкнем, а вот ваше поколение будет ещё долго привыкать к этому, теперь уже совсем другому миру».
— Исходя из всего вышесказанного и из вашего личного опыта, хочется спросить: согласны ли вы с мнением, что цель жизни — это получение удовольствия?
— Абсолютно не согласна. Главное — пути достижения удовольствия. Удовлетворение, что ли, которое можно получать и от работы.
Подводя итоги, отметим, что коды представителей разных поколений значительно различаются. Так, для тех, кто старше 40 (а это те взрослые, которые представляют большинство педагогического корпуса), полёт в космос — знаковое техническое событие, определившее мировоззрение поколения. А для нынешних ребят космос — фон жизни, условие развития средств массовой коммуникации. Пять лет назад событием жизни подростков был запуск Большого Адронного коллайдера. Сегодня это тоже фон.
С позиций какого поколения мы относимся, например, к нашим памятным датам? Думаю, что все наши ритуалы обращены, скорее, в прошлое, чем в будущее, к ветеранам, а не к молодёжи. Так, Победа в Великой Отечественной войне определяет в той или иной мере становление каждого поколения. Но у молодых есть ещё война в Афганистане, в Чечне, грузино-осетинский конфликт. Какова должна быть идеология работы по празднованию юбилеев Победы? Застывшие формы нашей молодости или размышления о человеческой цене Победы в контексте современных ценностей — прав человека, неприкосновенности человеческой жизни?
Прямой разговор с молодыми заставляет думать нас, взрослых. Искать формы и мотивы для взаимодействия в формате сегодняшних поколенческих кодов. Иначе наши послания, закодированные в нашей системе координат, останутся непонятыми нынешними поколениями. Именно об этом и рассуждают авторы теории поколений, с которыми оказались так созвучны наши размышления, наши поиски и наша практика.
15
Приложение
Культурный код поколений. Сравнительные таблицы «Клуб «Шанс»
15-19 лет 20-30 лет 30-40 лет От 40 и старше
Политическое событие Приход Единой России. Перестройка. Распад СССР. Экономический кризис 1998 года Распад СССР. Приход В.В Путина. Теракты в России Распад Союза. Перестройка Война на Кавказе Конец эпохи Брежнева. Распад СССР. Избрание Путина
Техническое событие Адронный коллайдер. Развитие микроэлектроники. Лазерный диск Персональный компьютер. Мобильный телефон. Интернет Мобильная связь. Клонирование. Интернет Телевидение. Запуск спутников и ракет. Компьютеризация. Интернет
Культурное событие Открытие Олимпийских игр в Пекине в 2008 году. Евровидение. 3 место сборной России по футболу на чемпионате Европы в 2008 году Олимпиада в Сочи. 2x2 (телеканал) 0лимпиада-80 в Москве. Возвращение Солженицына. Строительство храма Христа Спасителя 0лимпиада-80 в Москве. «Юнона и Авось». Эпоха «Машины времени». В. Высоцкий. М. Магомаев
Фильмы отечественные «Ночной дозор». «9 рота». «Остров» «Ирония судьбы». «12». «Мы из будущего» «Сибирский цирюльник». «Жестокий романс». «Ирония судьбы-2» «17 мгновений весны». «Операция Ы». «Бриллиантовая рука»
Фильмы зарубежные «Адвокат дьявола». «Титаник». «Жанна Д*Арк» «Терминатор». «Титаник». «Однажды в Америке» «Унесенные ветром». «Фантомас». «Анжелика и король»
Мультики «Ледниковый период». «Бременские музыканты». «Смешарики». «Симпсоны» «Ну, погоди!» «Вини-Пух». «Том и Джерри» «Чебурашка». «Ну, погоди!». «Про Фунтика» «Ну, погоди!» «Чебурашка». «Вини-Пух»
Ф
о ь О
х х
Картины «Черный квадрат». «Утро в сосновом лесу». «Рождение Венеры» «Утро в сосновом лесу». «Девятый вал». «Черный квадрат» «Черный квадрат». «Бурлаки на Волге». «Мона Лиза» «Джоконда» Леонардо да Винчи. «Девочка на шаре» Пикассо. «Девятый вал» Айвазовского
Музыка «Черный бумер». «Симфония горного короля». «Времена года» «Свадебный марш» «День Победы» Гимн России Гимн России «Машина времени» «Кино» «Лебединое озеро» П. Чайковского. «Танец с саблями» А. Хачатуряна. «Лунная соната» Л. Бетховена
Книги «Гарри Поттер». «Властелин колец». «Мцыри» «Мастер и Маргарита», «Война и мир» «Дозоры» «Дети Арбата» «Человек-амфибия» Урфин Джюс «Мастер и Маргарита» М. Булгакова. «Три мушкетера» А. Дюма. «Понедельник начинается в субботу» Стругацких
Песни «Звезда по имени Солнце». «Невозможное возможно». Гимн России «Изгиб гитары», «Реквием о мечте», «Песенка мамонтенка» «Изменчивый мир...», «Миллион алых роз...» «Подмосковные вечера» «Миллион алых роз», Р. Паулс. «Поворот» Машина Времени. «По волне моей памяти» — альбом
Город Киев. Пекин. Евпатория. Москва Москва. Сочи. Петербург Москва. Ленинград-Санкт-Петер-бург. Ярославль Москва. Ленинград. Нью-Васюки
Выездное заседание
гражданского форума «Стратегия развития социально-воспитательной и досуговой работы с населением по месту жительства»
11 лет 20-30 лет 30-40 лет 40-50 лет 51 и старше
Политическое событие Медведев — президент Распад СССР, война в Чечне, военные события в Осетии, образование Евросоюза Война в Афганиста-не. развал СССР, путч XX съезд КПСС, XVII съезд ВЛКСМ, война в Афганистане. БАМ. развал СССР, войны Развенчание культа личности, оттепель 60-х, крушение СССР, перестройка, освоение целины
Культурное событие Евровидение-2008. Еврофутбол-2008 Возрождение отечественного кино, Олим-пиада-2014, Евро-2008 0лимпиада-80, фестиваль молодежи и студентов, первый конкурс красоты 0лимпиада-80, возвращение в Россию Солженицына и Ростроповича, ток-шоу, сериалы Бурная театральная жизнь, авторская песня, «Мастер и Маргарита» Булгакова, диссидентство, «Юнона и Авось», «Советский спорт»
Техническое событие Интернет Клонирование. Интернет + моб. бытовая техника Появление видео, компьютеры^ ГМО, Чернобыль Компьютеризация, мобильная связь, клонирование Полет Ю. Гагарина (высадка на Луне), атомные электростанции, Интернет, информационные технологии
Фильмы отечественные «Морозко». «Ландыш серебристый». «Вечера на хуторе близ Диканьки». «Папины дочки» «Брат». Л. Гайдай. «Ночной дозор» «Маленькая Вера». «Интердевочка». «АССА». «Покаяние» «Они сражались за Родину». «Интердевочка». «Ирония судьбы» «Девчата». «Гамлет». «Председатель»
Фильмы зарубежные «Ловушка для родителей». «Двое — я и моя тень». «Брат-2» «Красота по-амери-кански». Фильмы Тарантино, Л. Бессона Первые сериалы. «Зеленая миля». «Форест Гамп». «Танцор Диско» «Три мушкетера». «Эммануэль». «Анжелика...» «Шербургские зонтики». «Мужчина и Женщина». «Брак по-итальянски». «Большие маневры»
Мультики Скубиду. «Джимми-нейтрон». «Тотам спайс» «Ну, погоди!». «Маугли». «Винни-Пух и все, все, все» «Ежик в тумане». «Винни-Пух». «Уолт Дисней» «Ну, погоди!». «Простоквашино». «Том и Джерри» «Бременские музыканты». «Каникулы в Простоквашино»». «Ну, погоди!»
Ф
Музыкальное произведение «Лебединое озеро». Шоу-балет «Тодес». «Призрак оперы» Гимн России. «Трава у дома». «Спят усталые игрушки» «Абба». «Битлз». «Модерн Токинг» «Юнона и Авось». «Олимпийский мишка». «Жестокий романс» «Машина времени». «Битлз». Органисты. «Болеро» Равеля. Классическая музыка
Общественно-политические деятели В. Путин. Д. Медведев М. Горбачев. В. Жириновский. В. Путин М. Горбачев. Л. Брежнев. Б. Ельцин Л. Брежнев. М. Горбачев. В. Путин М. Горбачев. Правозащитники
Герои поколения Д. Билан. Д. Бекхэм. МАМА B. Цой. Ф. Конюхов. C. Бодров. К. Кинчев А. Сахаров. А. Солженицын. Б. Громов Л. Рошаль. И. Роднина. А. Пугачева Д. Лихачёв. А. Сахаров. A. Солженицын. B. Высоцкий. А. Макаревич
Картины Ленардо да Винчи «Черный квадрат». «Утро в сосновом бору». « Три богатыря» (Васнецов) И. Глазунов. М. Шемякин. К. Малевич (Черный квадрат) И. Глазунов «Мистерия века». Портреты Шилова. Джоконда И. Глазунов. Импрессионисты (Дали), классика
Книги «Артур и минипуты» (Люк Бесссон). «Ведьмы» «Мастер и Маргарита». «Так говорил Заратус-тра». «Алхимик», «Фаворит». «Дети Арбата». «Архипелаг-Гулаг» «Дети Арбата». «Архипелаг-Гулаг». «Мастер и Маргарита» «Мастер и Маргарита». А. Солженицын. Василий Шукшин
Песни «Про красивую жизнь». «Невозможное возможно». «Белив ми» «Звезда по имени Солнце». «Скованные одной цепью». «Город золотой» «Поворот». «Звезда по имени Солнце». И. Тальков «Россия» В. Высоцкий. Б. Окуджава. «Миллион алых роз» «Бригантина». М. Магомаев. С. Никитин
Город Москва. Нью-Йорк. Питер Москва. Сочи. Чернобыль Москва, Питер. Екатеринбург Москва. Питер. Нижний Новгород Москва. Ленинград. Владивосток (города-герои)
□
#