УДК 81.272
РАЗНОВИДНОСТИ ЯЗЫКОВОГО НИЧТО © Б. Т. Ганеев
Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы
Россия, Республика Башкортостан, 450000 г. Уфа, ул. Октябрьской революции, 3а.
Тел.: +7 (917) 75 62 349.
Email: [email protected]
В статье сделана попытка дать классификацию разных видов языкового и речевого ничто, рассматривается функционирование в языке нулевых референтов и нулевых знаков на разных уровнях языка - фонетическом, орфографическом, грамматическом, лексическом и стилистическом. Затрагиваются проблемы философского и религиозного ничто. Дана краткая классификация пар «бытие / ничто» в различных языках.
Ключевые слова: бытие, небытие, ничто, нулевые референты, отрицательное ничто, апофатика, вербальное ничто, языковое ничто, речевое ничто, объективное ничто, субъективное ничто, личное ничто, пара бытие/ небытие, классификация ничто.
Мир как сфера восприятия человека, как ограниченное бытие противостоит ограниченному параллельному небытию. Каждому цветку противопоставлен не-цветок, причем как минимум. Назовем этот мир человека персональным бытием, или Я-бытием. Представим себе совокупность персонального бытия и персонального небытия в виде трубки наподобие термометра, которая может быть в разной степени заполнена веществом прекрасного цвета бытия. Все остальное в этой трубке - небытие, но в разной степени. Теперь допустим, что эта трубка - наш язык, который в разной мере соотносится с небытием, с ничто, которое то слегка, то чересчур, вторгается в наш язык, делая персональное бытие неполным.
Соответственно, в нашем внутреннем, ментальном мире происходят аналогичные процессы, с попеременным исчезновением и появлением простых и сложных концептов, что вводит в наш внутренний мир ментальное, концептуальное ничто.
Итак, мы живем, в мире с разной степенью бытия и ничто, т.е. с разным количественным их соотношением. Но как бытие качественно разнообразно, так и виды ничто различаются по качеству.
В данной работе делается попытка определить эти разновидности ничто, в первую очередь в языковом аспекте.
I. Объективное ничто
Древнегреческий философ Парменид (ок. 540-480) впервые ввел в философию термин бытие, противопоставив ему небытие, ничто. Небытия (ничто) согласно Пармениду нет: «Бытие есть, небытия -вовсе нет» (Естг уар е^аь, § оик Ест^). При
этом «мыслить и быть есть одно, и то же» (то уар аито voеlv ёст^ те ка1 шаг), т.е. мыслить - то же, что и быть. Поскольку небытия нет - это значит, что его и мыслить нельзя. Все, что мыслимо, есть бытие [17].
Ничто, независимое от сенсуальной или вербальной деятельности субъекта, а поэтому оно непознаваемо, фактически не существуя, но возможно лишь в силу гипостазирования, т.е. приписыва-
ния этому отвлеченному понятию самостоятельного «пустого» существования.
Если исходить из корреляционной тождественности языка и мышления, гипостазированное объективное ничто относится к вербальному ничто.
II. Субъективное ничто
Субъективное ничто - это ничто, возникающее в сенсуальной или вербальной деятельности субъекта.
1. Сенсуальное ничто
Ничто, которое возникает вследствие невозможности воспринять объект органами чувств вследствие препятствования восприятию или физической невозможности восприятия.
2. Вербальное ничто.
Вербальное ничто существует в языке и возникает и речи человека. Парадоксальность небытия/ ничто состоит в том, что, поскольку мы о нем говорим, то оно существует, пусть даже виртуально, а если оно существует, то уже не может быть ничем (проблема давно затронутая Мейнонгом). Следовательно, перед нами то, что мы назовем экзистенциальным ничто.
Мы имеем референт (предмет разговора), но не имеем денотата (реального объекта).
2.1 Языковое ничто
Языковое ничто существует на всех уровнях языка.
В семантическом плане проблему ничто исследовали Б. Т. Ганеев [2-3], Есперсен [4] (проблемы отрицания), Т. Г. Миролюбова [9] (намеренные смысловые пропуски), в плане референции П. Ф. Стросон [16], Г. Фреге [18], A. Meinong, [24], Robert Kaplan [25] и другие исследователи.
II.1.1. Фонетическое и фонологическое ничто
Отсутствие звука может служить знаком, например, согласия.
Семантические пропуски, не выраженные фонетически, часто заключают в себе значение, что особенно часто используется в стилистическом плане.
С другой стороны, звук речи может быть бессмысленным, привнося в высказывание семантическое «ничто».
11.1.2. Орфографическое ничто
Существуют два вида орфографического ничто:
а) Письменный знак ничего не обозначает.
Если «немые» буквы (знаки) сами ничего не
обозначают, то они напрямую указывают на пустоту означаемой языковой единицы. Например, в ирландском языке нередки случаи таких пустых знаков, напр. Aodh [e:] (Эд).
Сюда можно отнести случаи «этимологического» ничто, когда знаки добавляются по этимологическим соображениям, но не читаются, например, для восстановления исходной формы, существовавшей в латинском языке: анг. receipt от нормандского французского receite через средневековое латинское recepta от исходного латинского recipere (ср. to receive).
Если же они, не представляя языковую единицу, выполняют служебную функцию, указывая на определенное прочтение той единицы, в которую они входят, а иногда той единицы, вне которой они находятся (немое e в английском языке, случаи liaison во французском языке, указания на мягкость или твердость согласных в ирландском языке, т.е. «узкое с узким, широкое с широким»,), то они не имеют отношения к «ничто».
б) Отсутствие знака само по себе несет какое-то значение.
Пропуски знака могут быть семантически значимыми, например, при табуировании слова «Бог» (у правоверных евреев) (Б-г). Правда, в данном примере имеет место, парадоксальным образом, знак, указывающий на отсутствие знака.
Следовательно, в этом случае ничто указывает на бытие.
в) «немая» буква несет значение, обычно грамматическое, но не произносится, например, фр. les filles.
11.1.3.Лексическое ничто
Такие слова, как «ничто», «ноль», «пустота» в своем прямом (не переносном) значении указывают на отсутствие воспринимаемой реальности. Подавляющее большинство абстрактных слов и несуществующих существ и предметов (литература и фантастика) составляют неисчерпаемое богатство лексического ничто.
11.1.4.Грамматическое ничто
Пример на поверхности: нулевые морфемы, которые эксплицитно не выражены, но указывают своим отсутствием на определенный падеж, например, в слове «слон» отсутствие падежной морфемы указывает на именительный падеж.
Другой случай: английское существительное во множественном числе (tables) указывает на наличие неопределенного артикля, который эксплицитно выражен в единственном числе (a table).
II.1.5. Отрицательное ничто
Отрицание вводит в высказывание ничто, поскольку отрицает, фактически аннулируя, предмет в поле зрения. Это ограничение, налагаемое на бытие, делает его неполным бытием. С другой стороны, отрицание удваивает бытие как совокупность денотатов языковых единиц.
Значительное исследование проблемы отрицания в языке было осуществлено О. Есперсеном [4].
II.2.Речевое ничто
Индивидуальная природа речи, использующая язык как гибкий инструмент, неисчерпаемый источник ее креативности.
II.2.1.Окказиональное ничто
При этом возникает огромное количество выражений-однодневок, среди которых многие относятся к сфере ничто, немалое количество которых уходит в родственное им небытие, освобождая место для кандидатов на роль полноправных членов языка.
11.2.2. Стилистическое ничто
Как в разговорной, так и в литературной речи любители и профессионалы красочных высказываний и словечек, используя уже имеющийся инвентарь стилистических средств, и порождая ежедневно новые выражения, попутно вводят ничто в язык, и как временное явление, и как потенциальное дополнение к богатству языка.
11.2.3.Литературно-художественное ничто
Художественный вымысел, опираясь на концептуальное ничто, порождает фиктивные миры, параллельные существующему реальному миру. Идеальные миры - это неполное бытие, а следовательно, частично опустошенное неисчерпаемым ничто.
11.2.4.Религиозное ничто
В мыслительной сфере ничто и небытие - одни из важнейших понятий в богословской и философской литературе. Достаточно привести примеры создания Богом бытия из небытия в христианстве, апофатики в патристике, ученого незнания у Ку-занского, роли ничто в буддизме.
11.2.5. Философское ничто
В философской литературе (зачастую переплетающейся с религиозной) термины «небытие» и «ничто» трактуются со времен Парменида и Платона в работах классических философов от Канта и Гегеля до Хайдеггера и Сартра.
Огромный вклад в философское рассмотрение этой проблемы принадлежит Фридугису [19], И. Канту [5-6], Н. Кузанскому [7-8], Ж. П. Сартру [12]. Заметный вклад в изучении проблемы небытия и ничто внесли П. П. Гайденко [1], Р. А. Нурул-лин [10], А. И. Селиванов [13], Н. М. Солодухо [1415], С. С. Хоружий [20], А. Н. Чанышев [21], S. W. Simon Critchley [22] , Laycock [23].
В истории философии и теологии прослеживается три основных подхода к проблеме ничто.
Первый подход, при котором отрицается ре-
альность небытия, был заложен Парменидом. В нем утверждается происхождение ничто из формального отрицания, т.е. источником ничто являются негативные суждения. Ничто рассматривается как формально-логическое понятие, категория «ничто» оказывается только в сфере суждения.
При втором подходе, противоположном первому (учения Платона, Шеллинга, Гегеля, христианские мистические пантеисты и т.д.) отвергается принцип ex nihilo nihil fit (из ничто ничего не возникает). «Когда мы говорим о небытии, мы разумеем ... не что-то противоположное бытию, но лишь иное» (Платон, Софист 257Ь).
При третьем подходе, «компромиссном», представленном в Ветхом Завете и развитом в патристике, «все сотворил Бог из ничего» (2 Мак. 7, 28) актом чистого Своего воления, и потому ничто здесь - чистое несуществование, лишенное любых собственных свойств. Но здесь нет чистого номинализма, так как ничто не полностью «выводится из онтологии в сферу суждения, а ставится в дискурс воли, энергии» [20].
Субъективное ничто, особенно вербальное ничто, ближе всего к первому подходу.
Для разграничения первых двух подходов «сыграло важную роль наличие в греческом языке двух способов выражения отрицания: ou - как формальное утверждение несуществования, чистое НЕ; me| - как не-определенность, не-оформлен-ность - отрицание, существенно вторичное по отношению к утверждению, носящее оттенок «уже НЕ» либо «еще НЕ» [20].
Это указывает, что в создании терминологии для пары бытие/небытие большую роль играет конкретный язык, рождающий оттенки в обозначении и понимании проблемы ничто.
КРАТКИЙ ОБЗОР ТЕРМИНОЛОГИИ ДЛЯ ПАРЫ БЫТИЕ/НЕБЫТИЕ
За основу анализа взяты переводы с разных языков знаменитого философского труда «Бытие и ничто» (L'Être et le néant: Essai d'ontologie phénoménologique) французского мыслителя Жана Поля Сартра, написанного в 1943 г.
Все термины этой пары можно разделить на три основные группы.
1. [А не-А] Однокоренные слова, одно из которых имеет отрицательный аффикс или отрицающее слово.
Oleminen ja ei-oleminen (фин.), Adaan Keti-adaan (индон.)
Bütis ir Nebütis (лит.)
2. [А не-В] Разнокоренные слова, одно из которых имеет отрицательный аффикс или отрицающее слово.
L'ésser i el no-res (катал.)
L'Èsser e lo Nonrés (оксит.)
Eívai Kai то ^n^év (греч.)
3. [А B] Разнокоренные слова, противоположные по значению.
Славянские языки
Бытие и ничто (рус.), буття й нщо (укр.), быц-це i шшто (бел.).
Битие и нищо (болг.), битак и ништавило (сер-бохорв.).
Bitak i nisto (хорв.), Bytí a nicota (чеш.), Bytie a nicota (словацкий).
Романские языки
Esse et nihil ("Ens et nihilum), L'essere e il nulla (итал.).
El ser y la nada (исп.), O ser e o nada (порт.), Fiinta si neantul (рум.).
Германские языки
Being and Nothingness (англ.), Das Sein und das Nichts (нем.).
Het Zijn en het Niet (нидерл.), Varat och intet (швед.).
Vsren og intet (норв. - букмол), eksistensen og ingenting (норв. - нюнорск).
Vera og neind (исл.).
Уральские языки A lét és a semmi (венг.)
Балтийские язики Esamiba un nekas (лат.)
Кельтские языки 'Beith agus Neamhní (ирл. гэльск.)
Тюркские языки
Varlik ve Higlik (тур.), Mövcudluq va Heglik (азерб.), «Бытие жана жок нерсе» (киргиз).
Семитские языки
рхс / (араб.) Wujud wa adam.
Иранские языки (перс.) (hasti-o-nisti) 3
Дальний Восток
féfeZM (япон.) sonzai to mu
(^Й^ЙЖ) (кит.) cun zai he xu wu
^XHSf' ¥ (кор.) sonzai wa mu.
Как мы видим, в подавляющем большинстве случаев переводчики использовали термины, используя третью модель.
Отдельно можно выделить здесь подгруппу, которая состоит полностью или частично из заимствованных слов. Например, в японском и корейском языках обычно используются иероглифы, заимствованные из китайского языка, или японизи-рованные/кореизированные китайские термины.
Следует при этом отметить, что в ряде случаев пары могут оказаться в различных группах, т.к. синонимы пока составляют заметную особенность любого языка человека.
Данная попытка анализа терминов пока опирается на крайне ограниченное количество языков.
В дальнейшем список будет значительно расширен в отдельной работе.
Две вышеприведенные классификации (разновидностей ничто и отражение пары бытие/ничто в языках мира), данные в первом приближении, будут подробнее исследованы в последующих работах автора.
ЛИТЕРАТУРА
1. Гайденко П. П. Бытие // Новая философская энциклопедия / 2-е изд., испр. и допол. М.: Мысль, 2010.
2. Ганеев Б. Т. Язык и ничто (нулевые знаки и нулевые референты) / Вестник ВЭГУ. 2009. №3(41). С. 15-24.
3. Ганеев Б. Т. Пустые имена и нулевые референты. Вестник ВЭГУ. Филология, 2010. №3(47), С. 12-19.
4. Есперсен О. Философия грамматики. М.: изд-во иностранной литературы, 1958.
5. Кант И. Опыт введения в философию понятия отрицательных величин. Соч. в 6 тт. Т. 2. М.: Мысль, 1964.
6. Кант И. Критика чистого разума // Соч. в 2-х тт. Т. 3. М.: Мысль, 1964.
7. Кузанский, Н. Соч. в 2-х тт. Т. 1. М.: Мысль, 1979.
8. Кузанский Н. Соч. в 2-х тт. Т. 2. М.: Мысль, 1980.
9. Миролюбова Т. Г. Намеренные смысловые пропуски в рамках микро- и макротекста: автореф. дис. ... канд. фи-лол. наук: 10.02.04. Л.: 1986.
10. Нуруллин Р. А. Небытие как виртуальное основание бытия: автореф. дисс. ... д-ра философ. наук. Самара, 2006.
11. Пупышев В. Н. «Не-Я» в будийской теории и практике // Психологические аспекты буддизма. Новосибирск: Наука.
Сиб. отд., 1991.
12. Сартр Ж. П. Бытие и ничто: Опыт феноменологической онтологии. М.: Республика, 2000.
13. Селиванов А. И. К вопросу о понятии «ничто» // Вопросы философии. М., 2002. №7. С. 52-65.
14. Солодухо Н. М. Бытие и небытие как предельные основания мира // Вопросы философии, .№6. 2001.
15. Солодухо Н. М. Философия небытия. Казань: изд-во Казан. гос. техн. ун-та, 2002.
16. Стросон П. Ф. О референции // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. 13. Логика и лингвистика / (Проблемы референции). М.: Радуга, 1982. С. 55-86.
17. Фрагменты ранних греческих философов / отв. ред. И. Д. Рожанский. Ч. I. От эпических теокосмогоний до возникновения атомистики. М.: Наука, 1989.
18. Фреге Г. О понятии и предмете // Логика и логическая семантика. М.: Аспект Пресс, 2000.
19. Фридугис. О субстанции ничто и тьмы // Историко-философский ежегодник '96. М.: Наука, 1997. С. 108-115.
20. Хоружий С. С. Ничто // Новая философская энциклопедия / 2-е изд., испр. и допол. М.: Мысль, 2010.
21. Чанышев А. Н. Трактат о небытии // Вопросы философии, 1990, №10. С. 158-165.
22. Critchley Simon. Very Little... Almost Nothing . Death, Philosophy, Literature. London and New York, 1997.
23. Laycock Steven William. Nothingness and Emptiness: A Buddhist Engagement with the Ontology of Jean-Paul Sartre, SUNY Press, 2001.
24. Meinong A. Über Gegenstandstheorie. Selbstdarstellung. Hamburg, 1988.
25. Kaplan Robert. The Nothing That Is. A Natural History Of Zero. Oxford University Press, 2000.
Поступила в редакцию 13.02.2017 г
236
©hmnoratf h hckycctbobeflehhe
VARIETIES OF LINGUISTIC NOTHINGNESS © B. T. Ganeev
M. Akmullah Bashkir State Pedagogical University 3a Oktyabrskoi Revolutsii Street, 450000 Ufa, Republic of Bashkortostan, Russia.
Phone: +7 (917) 756 23 49.
Email: [email protected]
The article is devoted to the problem of nothingness in the linguistic aspect. In this regard, an attempt is made to give classification of various kinds of linguistic and speech nothingness. The verbal nothingness can be found in the language and arises in the human speech. The terms incomplete being and personal being are introduced. The paradox of non-being/nothingness is caused by an empty referent, which has no denotatum (real object). Existential nothingness presupposes a null subject, which is made real by speaking on it. The functioning of null referents and null signs is studied on various language levels such as phonetic, orthographic, grammatical, lexical, and stylistic ones. The problems of philosophical and religious nothingness are noted. The concise classification of the being/non-being couples subdivided into three main groups is given. Group[A not-A]: the couple of paronymous words, one of which has a negating affix or a negating word. Group [A not-B]: the couple of words with different roots, one of which has a negating affix or a negating word. Group [A B]: the couple of words with different roots, which have an opposite meaning.
Keywords: being, personal being, existential being, non-being, nothingness, null referents, negative nothing, apophatic, verbal nothing, linguistic nothing, speech nothing, objective, subjective nothing, being/non-being couple, classification of nothingness.
Published in Russian. Do not hesitate to contact us at [email protected] if you need translation of the article.
REFERENCES
1. Gaidenko P. P. Bytie. Novaya filosofskaya entsiklopediya / 2 ed., ispr. i dopol. Moscow: Mysl', 2010.
2. Ganeev B. T. Yazyk i nichto (nulevye znaki i nulevye referenty) / Vestnik VEGU. 2009. No. 3(41). Pp. 15-24.
3. Ganeev B. T. Pustye imena i nulevye referenty. Vestnik VEGU. Filologiya, 2010. No. 3(47), Pp. 12-19.
4. Espersen O. Filosofiya grammatiki [The philosophy of grammar]. Moscow: izd-vo inostrannoi literatury, 1958.
5. Kant I. Opyt vvedeniya v filosofiyu ponyatiya otritsatel'nykh velichin. Soch. v 6 tt. Vol. 2 [Attempt to introduce the concept of negative magnitudes into philosophy. Works in 6 vol. Vol. 2]. Moscow: Mysl', 1964.
6. Kant I. Soch. v 2-kh tt. Vol. 3. Moscow: Mysl', 1964.
7. Kuzanskii, N. Soch. v 2-kh tt. Vol. 1 [Works in 2 vol. Vol. 1]. Moscow: Mysl', 1979.
8. Kuzanskii N. Soch. v 2-kh tt. Vol. 2 [Works in 2 vol. Vol. 2]. Moscow: Mysl', 1980.
9. Mirolyubova T. G. Namerennye smyslovye propuski v ramkakh mikro- i makroteksta: avtoref. dis. ... kand. filol. nauk. Leningrad: 1986.
10. Nurullin R. A. Nebytie kak virtual'noe osnovanie bytiya: avtoref. diss. ... d-ra filosof. nauk. Samara, 2006.
11. Pupyshev V. N. Psikhologicheskie aspekty buddizma. Novosibirsk: Nauka. Sib. otd., 1991.
12. Sartr Zh. P. Bytie i nichto: Opyt fenomenologicheskoi ontologii [Being and nothingness: An essay on phenomenological ontology]. Moscow: Respublika, 2000.
13. Selivanov A. I. Voprosy filosofii. Moscow, 2002. No. 7. Pp. 52-65.
14. Solodukho N. M. Voprosy filosofii, No. 6. 2001.
15. Solodukho N. M. Filosofiya nebytiya [The philosophy of nothingness]. Kazan': izd-vo Kazan. gos. tekhn. un-ta, 2002.
16. Stroson P. F. Novoe v zarubezhnoi lingvistike. No. 13. Logika i lingvistika (Problemy referentsii). Moscow: Raduga, 1982. Pp. 55-86.
17. Fragmenty rannikh grecheskikh filosofov. Ed. I. D. Rozhanskii. Ch. I. Ot epicheskikh teokosmogonii do vozniknoveniya atomistiki [Fragments of the early Greek philosophers / Part 1. From the epic theo-cosmogonies to the emergence of atomic theory]. Moscow: Nauka, 1989.
18. Frege G. Logika i logicheskaya semantika. Moscow: Aspekt Press, 2000.
19. Fridugis. O substantsii nichto i t'my. Istoriko-filosofskii ezhegodnik '96. Moscow: Nauka, 1997. Pp. 108-115.
20. Khoruzhii S. S. Nichto. Novaya filosofskaya entsiklopediya / 2 ed., ispr. i dopol. Moscow: Mysl', 2010.
21. Chanyshev A. N. Voprosy filosofii, 1990, No. 10. Pp. 158-165.
22. Critchley Simon. Very Little. Almost Nothing . Death, Philosophy, Literature. London and New York, 1997.
23. Laycock S. W. Nothingness and Emptiness: A Buddhist Engagement with the Ontology of Jean-Paul Sartre, SUNY Press, 2001.
24. Meinong A. Über Gegenstandstheorie. Selbstdarstellung. Hamburg, 1988.
25. Kaplan Robert. The Nothing That Is. A Natural History Of Zero. Oxford University Press, 2000.
Received 13.02.2017.