УДК 334
Л. И. ГУБАЙДУЛЛИН
РАЗНОВИДНОСТИ И ФУНКЦИИ КООПЕРАТИВНЫХ ОБЩЕСТВ В ТАТАРСКИХ ДЕРЕВНЯХ (начало ХХ века)
Ключевые слова: кооперация, кооперация мелкокредитная, кооперация потребительская, кооперация пчеловодческая, общества сельскохозяйственные, товарищества по продаже книг, товарищества по производству кумыса, товарищества ткачей, товарищества по пользованию мельницей, товарищества животноводческие.
Исследованы процессы формирования и дальнейшего функционирования таких явлений общественноэкономической жизни татарской деревни начала ХХ в., как мелкокредитнье, потребительские, пчеловодческие, сельскохозяйственные товарищества. Акцентировано внимание не только на экономической, но и духовно-просветительской деятельности татарских кооперативных сообществ.
L.I. GUBAYDULLIN
VERSIONS AND FUNCTIONS OF COOPERATIVE SOCIETIES IN THE TATAR VILLAGES (BEGINNING OF XX-TH CENTURY)
Key words: cooperation, small-credit cooperation, cooperation consumer, cooperation beekeeping, agricultural societies, sale books association, koumiss manufacture associations, weavers association, using mill associations, cattle-breeding associations.
In article processes of formation and further functioning of such phenomena of socioeconomic life of the Tatar village of the beginning of the XX-th century, as small-credit, consumer, beekeeping, agricultural associations are traced. The article touches upon not only economic, but spiritually-educational activity of Tatar partnership communities.
В начале XX столетия в татарских деревнях начинают появляться кооперативные товарищества (в татарских источниках «кооператив ширкэтлэре», «бе-регеп эшлэY ж,эмгыятьлэре»), и процесс их зарождения и развития был связан со следующими факторами. Экономические факторы: рост татарского торгового и промышленного капитала, проникновение машинного способа производства в различные сферы, в том числе и в сельское хозяйство, увеличение народонаселения и, соответственно, спроса. Социальные факторы: социальная дифференциация в крестьянской среде становится более резкой, снижается уровень жизни крестьян. Финансовые факторы: развитие кредитно-банковской системы ускорило и упростило операции по выдаче кредитов, снизило проценты по ним, что сделало займы доступными для простых граждан. Идеологические факторы: в русской и татарской периодической печати появляются статьи, освещающие теоретические основы и практическую деятельность кооперативного движения, выходит в свет специальная литература, среди населения ведется пропагандистская работа в виде докладов-проповедей.
Особо широкое распространение получили мелкокредитные товарищества [4, с. 6-7]. В источниках понятие обозначается разнообразными терминами: «кредит кооперациялэре», «вак бурыч ширкэтлэре», «вак бурыч цэмгыятьлэре», «ссудо-сберегательная касса», «кредитное товарищество», «мелкий кредит». Подобные товарищества начинают возникать в значительных количествах лишь в 1908-1912 гг. Татарское крестьянство получало следующие выгоды от сотрудничества с мелкокредитными товариществами: 1) появлялась возможность брать кредиты под незначительные проценты для приобретения сельскохозяйственных машин, семян, племенного скота и т.д. - это освобождало сельчан от необходимости распродавать землю или идти в кабалу к деревенским баям; 2) прибыль, полученная товариществами, направлялась на развитие образования и культуры в деревнях, на удовлетворение социальных нужд.
В литературе, посвященной татарскому кооперативному движению, понятие «потребительская кооперация» передается следующими словами: «коопе-
ратив кибете», «щэмэгать кибете», «ил кибете», «артельная лавка», «йорт кирэге ж,эмгыяте», «потребительский ж,эмгыять», «дэфгы ихтыяж, (удовлетворение нужд) ж,эмгыяте кибете», «халык кибете» и т.д. В татарских деревнях пользовательская кооперация получила распространение лишь в годы первой мировой войны [6], принеся крестьянам немало пользы: 1) продавая наиболее востребованные товары, кооперативы снижали спрос на них, а следовательно, и цену; 2) из вырученных средств оказывалась материальная помощь сельским учреждениям культуры и образования; 3) члены товариществ получали прибыль в виде товаров или денег; 4) пользуясь услугами потребительских кооперативов, жители деревень в определенной степени освобождались от влияния баев и пришлых купцов.
С 1910 г. представители сельской интеллигенции начинают объединяться в пчеловодческие товарищества (встречается два наименования: «умарта-чылык ширкэтлэре», «умартачылык ж,эмгыятьлэре») [11]. Эти товарищества сыграли положительную роль в жизни татарского народа: 1) в силу того, что большая часть их членов являлась имамами или мугаллимами, последние рассматривали создание подобного рода объединений как средство к духовному удовлетворению, поддержанию телесного здоровья, общению между собой; 2) материальные блага, которые приносило членство в пчеловодческих товариществах, использовались не только в личных целях, но и направлялись на развитие образования и культуры в деревнях; 3) организация работы пчеловодов татарских деревень в форме товариществ ускорило переход к рамочным ульям, положило начало более рациональному их использованию, внедрению в хозяйство новейших научных достижений в этой области.
Оставшиеся виды кооперативных объединений населения татарских деревень существовали лишь в очень незначительном количестве. Среди таковых можно назвать сельскохозяйственные общества. Их деятельность была направлена на приобретение сельскохозяйственных машин и инвентаря, распространение газет и журналов о жизни деревни, открытие библиотек, организацию агрономических и животноводческих курсов. Кроме того, эти общества вели работу по созданию опытных полей, испытанию новых образцов сельскохозяйственной техники и земледельческих орудий, внедрению в практику последних достижений агротехники.
В начале XX в. в татарских деревнях начинают открываться артели по производству масла, изначально возникшие в сибирских деревнях [10]. Постепенно подобные артели проникают в татарские населенные пункты Западного Урала. В период, когда молоко стремительно дешевело по причине его переизбытка на рынке, и, следовательно, жители села не приобретали никакой прибыли от разведения крупного рогатого скота, открытие таких артелей было особо актуальным.
Оставшиеся разновидности кооперативных товариществ, как видно из исторических источников, существовали лишь в единственном экземпляре. Из числа таковых - товарищество по посеву хлеба, созданное в 1913 г. в деревне Новые Карамалы Стерлитамакского уезда Уфимской губернии. Состоявшее из 12 человек товарищество засевало хлебом 12 десятин земли, пользуясь новейшими методами земледелия и сельскохозяйственными машинами. Часть урожая сохранялась на случай голода [3].
В 1909 г. в деревне Челны Мензелинского уезда 12 молодых людей организовали товарищество по продаже книг [1]. Члены этого объединения распространяли печатную продукцию в окрестных деревнях и на рынках сел Карамалы и Заинска. Автор газетной заметки о деятельности товарищества не сомневался в его безоблачном будущем, отмечая высокий спрос на книги, существовавший в татарском обществе.
В 1914 г. у леса, расположенного в пяти-шести километрах от деревни Байрака Бугульминского уезда Самарской губернии, силами трех человек было открыто товарищество по производству кумыса [8], которое, помимо продажи самого продукта, принимало отдыхающих, желавших поправить свое здоровье.
В 1915 г. в деревне Муртыш Тамак Мензелинского уезда Уфимской губернии некий Муллин с группой единомышленников создал товарищество ткачей. Для мужчин, работавших в товариществе, был выстроен отдельный дом, женщинам бесплатно предоставил свое жилище Гыйрфанутдин Мусин [2].
В деревне Старый Кутлумбат Богурусланского уезда Самарской губернии было организовано товарищество по пользованию мельницей, имевшее 72 членов. Такие работы, как рытье мельничного пруда, выполнялись сообща, к их выполнению привлекались даже те, кто ни разу в жизни не держал в руках лопату [5]. Также в этой деревне была создана кустарная артель, изготавливавшая по заказу сельскохозяйственный инвентарь [7]. Эти два объединения возникли под влиянием сельскохозяйственного общества и по инициативе его председателя - Абдулфатыха Аширова.
Газета «Вакыт» сообщала о предстоящем открытии еще одного нетрадиционного объединения - животноводческого товарищества мугаллимов. Причинами создания подобного рода товарищества послужили недостаточная материальная обеспеченность преподавателей и исходящее отсюда стремление последних увеличить свой заработок. Свою деятельность это общество планировало начать с разведения овец, затем приступить к выращиванию гусей, кур и прочей живности. Членами товарищества могли быть мугаллимы из разных областей России. Основную часть физической работы должны были выполнять сами преподаватели в летние месяцы [9].
Подводя итоги, можно отметить следующее: в начале XX в. увеличилось число разнообразных кооперативных сообществ, организованных населением татарских деревень Уфимской, Оренбургской, Самарской, в меньшей степени -Саратовской, Казанской, Вятской губерний. В результате деятельности этих объединений сформировалось кооперативное самосознание татарского народа, которое провело к росту его благосостояния.
Литература и источники
1. Авылда китап сату ширкэте // Вакыт. 1909. 14 июль.
2. Авылда туку ширкэте // Тормыш. 1915. 28 май.
3. Авылда ширкэтлэр // Вакыт. 1913. 30 гыйнв.
4. Эмир Ш. Авыл халкына байлар кулыннан котылырга юл яхуд вак бурыч урыннары / Ш. Эмир. Казан: Нашире: «Сабах» кит-се, «Шэрэф» матб., 1908. 71 б.
5. Берегеп эшлэY: Иске Котлымбэт авыл тормышы ^эмгыяте // Тормыш. 1914. 19 нояб.
6. Брегеп эшлэY: щэмэгать кибетлэре тирэсендэ // Тормыш. 1917. 20 янв.
7. Иске Котлымбэт кустарьный артеле // Вакыт. 1912. 19 авг.
8. Кымыз ширкэте // Вакыт. 1914. 31 май.
9. Мамишев Г. Мегаллимнэр ширкэте / Г. Мамишев // Вакыт. 1914. 7 нояб.
10. Себер крестьяннары ничек байый? // Вакыт. 1909. 26 май.
11. Хэмидов Г. Авылларда умартачылык ширкэте / Г. Хэмидов // Вакыт. 1914. 25 апр.
ГУБАЙДУЛЛИН ЛЕНАР ИЛЬГИЗОВИЧ - аспирант кафедры истории и культуры татарского народа, Казанский государственный университет, Россия, Казань ([email protected]).
GUBAYDULLIN LENAR ILGIZOVICH - post-graduate student, Kazan State University, Russia, Kazan.