Научная статья на тему 'РАЗНОВИДНОСТИ БОЛЬШИХ ОБОРОТОВ НА БРУСЬЯХ РАЗНОЙ ВЫСОТЫ В ЖЕНСКОЙ СПОРТИВНОЙ ГИМНАСТИКЕ'

РАЗНОВИДНОСТИ БОЛЬШИХ ОБОРОТОВ НА БРУСЬЯХ РАЗНОЙ ВЫСОТЫ В ЖЕНСКОЙ СПОРТИВНОЙ ГИМНАСТИКЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
239
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Кронос
Область наук
Ключевые слова
СПОРТИВНАЯ ГИМНАСТИКА / УПРАЖНЕНИЯ НА БРУСЬЯХ / ЖЕНСКОЕ МНОГОБОРЬЕ / GYMNASTICS / EXERCISES ON UNEVEN BARS / WOMEN'S ALL-AROUND

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Российский Государственный Университет Физической Культуры, Парахин Виктор Александрович

Работа посвящена методики обучения большим оборотам на брусьях разной высоты, в современной женской спортивной гимнастике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Российский Государственный Университет Физической Культуры, Парахин Виктор Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VARIETIES OF HIGH TURNS ON BARS OF DIFFERENT HEIGHTS IN WOMEN'S GYMNASTICS

The work is devoted to methods of teaching high turns on bars of different heights, in modern women's gymnastics.

Текст научной работы на тему «РАЗНОВИДНОСТИ БОЛЬШИХ ОБОРОТОВ НА БРУСЬЯХ РАЗНОЙ ВЫСОТЫ В ЖЕНСКОЙ СПОРТИВНОЙ ГИМНАСТИКЕ»

ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ И СПОРТ

РАЗНОВИДНОСТИ БОЛЬШИХ ОБОРОТОВ НА БРУСЬЯХ РАЗНОЙ ВЫСОТЫ В ЖЕНСКОЙ СПОРТИВНОЙ ГИМНАСТИКЕ

Парахин Виктор Александрович

Кандидат педагогических наук, доцент Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодёжи и туризма (ГЦОЛИФК)

Россия, г. Москва

VARIETIES OF HIGH TURNS ON BARS OF DIFFERENT HEIGHTS IN WOMEN'S GYMNASTICS

Viktor Parakhin

Candidate of pedagogical Sciences, associate Professor Russian State University of Physical Education, Sport, Youth and Tourism (SCOLIPE) Russia, Moscow

Аннотация. Работа посвящена методики обучения большим оборотам на брусьях разной высоты, в современной женской спортивной гимнастике.

Abstract. The work is devoted to methods of teaching high turns on bars of different heights, in modern women's gymnastics.

Ключевые слова: спортивная гимнастика, упражнения на брусьях, женское многоборье. Keywords: gymnastics, exercises on uneven bars, women's all-around.

Объект исследования: учебно-тренировочный процесс, гимнасток тренировочного этапа 3 года обучения.

Предмет исследования: элементы большим махом вперед и назад на брусьях разной высоты.

Цель работы: заключалась, в совершенствовании методики подготовки гимнасток и освоении больших оборотов на брусьях разной высоты.

Важной частью тренировочного процесса в гимнастике является техническая подготовка, где основное внимание уделяется изучению и совершенствованию элементам и их соединениям. Уровень технической подготовленности гимнасток, в свою очередь, определяется их физической подготовленностью. Удержание рабочего положения на снаряде и сохранение динамической осанки заставляет гимнастов и гимнасток прилагать необходимые для этого мышечные усилия.

Процесс обучения большим оборотам должен строится по классическим законам обучения любым двигательным действиям, от простого к сложному. Первоначально большие обороты следует выполнять на перекладине со специальными приспособлениями (лямками). Так же на первых этапах обучения проводка тренера обязательна, так как это поможет гимнастке сформировать осанку и технически правильно создать представление о движении. И только после того как сформировался навык выполнения движения, гимнастка может перейти к выполнению оборотов самостоятельно, на жерди установленную в поролоновой яме.

Что же касается обучению большим оборотам, тут в основе так же лежит классическая схема обучения от известного к неизвестному. Первый этап - обучение большим оборотам прямым телом, с проводкой тренера. Второй этап - обучение большим оборотам с «расхлестом» и броском. Третий этап - обучение разгонным большим оборотам назад или вперед. Четвертый этап - обучения разгонным большим оборотам с отпусканием рук в стойке на руках.

Нами были проанализированы упражнения на гимнастической «жерди», это маховые движения, большой оборот назад и большой оборот вперед. Ниже на рисунках 1 и 2 представлено схематическое изображение больших оборотов в виде палочковой диаграммы, с условно разделенными элемента на граничные положения (ГП).

1 ГП-51 V ГП-1 II

ГП-4 1 Л ГП-2

гп-з\ ►

IV III

Рис. 1 Палочковая диаграмма большого оборота назад.

I ГП-1 ' (ГП-5 II

ГП-2

ГП-3 ГП-4

IV ш

Рис.2 Палочковая диаграмма большого оборота вперед.

На рисунке 1 изображена палочковая диаграмма большого оборота назад. ГП- граничное положение. При выполнении большого оборота назад ГП -1 соответствует 1 = 0.00с. ГП-2 соответствует t = 0.68с. ГП-3 соответствует t = 1.2с. ГП-4 соответствует t = 1.52с. ГП-5 соответствует t = 2.2с.

На рисунке 2 изображена палочковая диаграмма большого оборота вперед. При выполнении большого оборота вперед ГП -1 соответствует 1 = 0.00с. ГП-2 соответствует t = 0.6с. ГП-3 соответствует t = 1с. ГП-4 соответствует t = 1.4с. ГП-5 соответствует t = 2.2с. Из выше изложенного следует: время при выполнении большого оборота вперед и большого оборота назад, составляет - t = 2.2с. Следует отметить, что рабочая осанка гимнастки, при выполнении больших оборотов, должна соответствовать граничным положения изображенным на рисунках 1 и 2.

Следующим шагом нашего исследования была попытка усовершенствовать методику обучения большим оборотам на брусьях разной высоты. Мы условно разделили все упражнения на основные и корректирующие. К основным мы отнесли:

Перекладина с использование специальных петлей (лямок):

1. Размахивания на лямках в хвате сверху- 2 подхода 20 раз

2. Размахивания на лямках в хвате снизу - 2 подхода 20 раз

3. На лямках отмах на 45° оборот назад и опуститься на жердь с помощью тренера - 2 подхода 20 раз

4. На лямках отмах в стойку оборот назад с помощью тренера - 2 подхода 20 раз

5. На лямках отмах в стойку оборот назад самостоятельно - 2 подхода 20 раз

6. На лямках отмах в стойку оборот вперед с помощью тренера - 2 подхода 20 раз

7. На лямках отмах в стойку оборот вперед самостоятельно - 2 подхода 20 раз

Жердь в поролоновую яму:

1. Размахивания на жерди в хвате сверху - 2 подхода 20 раз

2. Размахивания на жерди в хвате снизу- 2 подхода 20 раз

3. Отмах на 45° оборот назад и опуститься на жердь самостоятельно - 2 подхода 20 раз

4. Отмах в стойку оборот назад с помощью тренера на жерди - 2 подхода 20 раз

5. Отмах в стойку оборот назад самостоятельно на жерди - 2 подхода 20 раз

6. Отмах в стойку оборот вперед с помощью тренера на жерди - 2 подхода 20 раз

7. Отмах в стойку оборот вперед самостоятельно на жерди - 2 подхода 20 раз

К корректирующим упражнения для обучения большим оборотам на брусьях разной высоты, и воспитанию специальных двигательных способностей и физических качеств, мы отнесли:

Ковер

1. Из седа кувырок назад с прямыми ногами и руками в упор лежа - 2 подхода 10 раз

2. Из седа кувырок назад с прямыми ногами и руками в стойку на руках - 2 подхода 10 раз

3. Из положение стоя, кувырок назад с прямыми ногами и руками в стойку на руках - 2 подхода 10

раз

4. Из положение стоя, кувырок назад с прямыми ногами и руками в стойку на руках в кувырок вперед - 2 подхода 10 раз

5. Из положение стоя, кувырок назад с подскоком в стойке на руках - 2 подхода 10 раз

Напольная жердь:

1. Из положения лежа на спине руки вверх (на гимнастическом мосту),(мост под наклоном 45°) выход в упор лежа - 2 подхода 10 раз

2. Из положения лежа на спине руки вверх (на гимнастическом мосту),(мост под наклоном 45°) выход в стойку на руках - 2 подхода 10 раз

3. Из положения лежа на спине руки вверх (на гимнастическом мосту),(мост под наклоном 45°) выход в стойку на руках, падение на живот на гимнастические маты - 2 подхода 10 раз

Заключение.

Согласно высказываниям теоретиков (Гавердовский Ю.К., Матвеев Л.П.) и собственными наблюдениями, формирования двигательного навыка исполнения гимнастических упражнений происходит, когда гимнастка проходит конструктивный и корректирующий этапы работы, здесь могут выделены две группы упражнений - группа основных упражнений, предназначенных, прежде всего, для формирования общей конструкции упражнения, отвечающей его принципиальной программе, и группа корректирующих упражнений, цель которых - уточнение двигательных действий гимнастки до необходимого уровня параметрической точности, позволяющей достичь корректного выполнения упражнения.

Список литературы:

1. Гавердовский, Ю.К. О проблеме развития теории обучения спортивным упражнениям / Ю.К. Гавердовский // Фундам. и приклад. исслед. физ. культуры, спорта, олимпизма: традиции и инновации : (ГЦОЛИФК, 1918 - 2017) / [под общ. ред. В.И. Столярова] ; Рос. гос. ун-т физ. культуры, спорта и туризма (ГЦОЛИФК). - М., 2017. - Т. 1. - С. 102-114.

2. Гавердовский, Ю.К. Обучение спортивным упражнениям: Биомеханика. Методология. Дидактика / Ю.К. Гавердовский. - М.: ФиС, 2007. - 911 с.: ил.

3. Гимнастика : теория и практика : методическое приложение к журналу «Гимнастика» / [авт. -сост. Н. Г. Сучилин]. - Москва : Советский спорт. Вып. 1. - 2013. - 88с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.