УДК 914/919
Разнообразие нефтяного комплекса Канады как фактор преодоления кризиса низких цен
Анастасия Игоревна Ломакина
к.г.н., научный сотрудник, ФГБУН «Институт географии РАН », г. Москва, Российская Федерация. 119017, г. Москва, Старомонетный пер., д.26, комн. 67, Лаборатория географии мирового развития Тел.:+7 499 122-17-76, E-mail: lomakina.lomakina@ya.ru
В статье рассмотрен феномен разнообразия как способ адаптации нефтяного комплекса Канады к факторам, делающим его уязвимым на мировом рынке: качество нефти (преобладание битуминозных песков с высокой себестоимостью), внутриконтинентальное положение месторождений, слабая развитость сети трубопроводов, ориентация на одного клиента-импортера и др. Именно на примере Канады интересно рассмотреть пути адаптации к новым ценовым условиям, т.к. страна выступает одновременно и экспортером, и импортером сырой нефти. Канадские регионы-производители и регионы-импортеры нефти, разделенные тысячами километров и до недавнего времени практически не связанные между шбой, наконец получили надежные трубопроводные коммуникации, что дало им новые возможности для преодоления кризиса. Выявлено изменение географической структуры импорта нефти: увеличение доли американской нефти, а также замещение импортной нефти канадской. Рассмотрена диверсификация транспортно-логистических схем поставок канадской нефти как на
252
внешние рынки, так и в удаленные от мест добычи канадские центры нефтепереработки. Несмотря на низкие цены и сокращение инвестиций канадские нефтедобытчики намерены придерживаться плана по увеличению добычи и экспорта «черного золота» и диверсифицировать рынок сбыта.
Ключевые слова: нефтяная промышленность; транспортные издержки; кризис; внутриконтинентальное положение; экспорт нефти; импорт нефти; Канада
Canadian oil industry in conditions of low prices and landlocked functioning
Dr. Anastasia Igorevna Lomakina
Researcher, Institute of Geography Russian Academy of Sciences, Moscow, Russian Federation. 119017,
Staromonetniy pereulok 26, Department of Geography of World Development Tel.:+7 499 122-17-76, E-mail: lomakina.lomakina@ya.ru
The article focuses on the diversification as an adaptation way of the Canadian oil industry to the factors which damage its competitiveness: oil quality (predominance of oil sands), landlocked situation of oil deposits, insufficiency of pipeline network, orientation on one client etc. It's the Canadian example of adaptation to the low-price conditions that is most interesting, as the country is both crude oil exporter and importer. Canadian crude regions-producers and regions-importers, separated by thousands of kilometers and until recently unconnected with each other, finally get tied by pipelines, which gave them new possibilities to win through the crisis. Change of transport and logistic schemes as well as
253
geographical structure of crude oil import is fetched out: increase of the part of American crude, replacement of import crude by the Western-Canadian one. The article also analyses diversification of transport and logistic schemes of delivery of Canadian crude oil abroad as well as to the distant oil refining centers in Canada. Despite the low oil prices and decrease of capital investment the Canadian oil producers are going to increase the crude production as well as exportation and diversify the consumer market.
Key words: oil industry; transportation costs; landlocked regions; crisis; crude exportation; crude importation; Canada
Нефтяным сектором движет разнообразие - этот тезис сегодня актуален как никогда, ведь в условиях низких цен именно факторы, обеспечивающие повышение гибкости функционирования сектора, становятся ключевыми. Многообразие на всех стадиях - от изучения проявлении углеводородов в недрах до добычи и последующего использования полученных продуктов - расширяет адаптационные свойства национальных нефтяных секторов, позволяет встраиваться в новые условия нефтяного рынка.
Вся почти столетняя история развития нефтяного комплекса Канады демонстрирует гибкость и адаптивность к заданным природой условиям (качеству нефти и условиям ее залегания, географическому положению месторождений), но также к экономическим и политическим обстоятельствам, особенностям транспортно- и сбыто-географического положения, обусловившим ориентацию экспорта на одного партнера - США, недостаточной развитости инфраструктуры. Несмотря на высокую себестоимость и необходимость «облагораживания» битумной нефти, сложности, связанные с ее транспорти-
254
ровкой, Канада прочно заняла позиции экспортера «черного золота». Однако изменение ситуации на мировом рынке: перепроизводство и затоваривание американского и мирового рынка, превращение США из импортера в экспортера нефти, «передел» мирового рынка нефти и снижение цен на нефть заставили канадскую отрасль адаптироваться к новым условиям. Именно на примере Канады интересно рассмотреть феномен разнообразия и пути адаптации к новым ценовым условиям, т. к. страна выступает одновременно и экспортером, и импортером сырой нефти. Отметим, что разнообразием отличается и территориальная структура нефтяного комплекса Канады, включающая несколько регионов: Западная Канада, Центральная Канада (Онтарио и Квебек), Атлантические провинции. Эти регионы до недавнего времени практически не связанные между собой, отличаются разной обеспеченностью нефтяными ресурсами, набором нефтяных отраслей, специализацией, сырьевыми и сбытовыми связями и др. Как следствие, их адаптации к кризисным условиям различны и мало согласованы.
Разнообразие сегмента «поиск - разведка - добыча» (upstream) проявляется прежде всего в составе добываемого сырья. За последнее десятилетие значительно изменились представления о ресурсах углеводородов, которыми располагают как отдельные страны, так и мир в целом. В 1990-2000-е гг. Канада совершила колоссальный рывок в обеспечении запасами нефти: с 40,1 млрд барр. в 1991 г. до 175,2 млрд барр. в 2011 г. Нефтяные пески Атабаски наряду с другими неконвенциальными источниками углеводородов, способствовали диверсификации сырьевой базы и росту предложения жидких углеводородов на мировом рынке. В Канаде ведется добыча нефти разного качества в зависимости от месторождений:
255
«классическая» легкая и тяжелая нефть добывается в Западно-Канадском осадочном бассейне и на шельфовых месторождениях Ньюфаундленда, битумная нефть добывается из нефтеносных песков оз. Атабаски. Повышение цен на энергоносители начиная с 2003 г. сделало рентабельной разработку битуминозных песков. Вместо ожидаемого сокращения добычи канадской нефти отмечается стабильный рост с 2,8 до 3,9 млн баррелей в день и, как следствие, существенное расширение ее экспорта. Доля битумной нефти в общем объеме добычи выросла до 60% в 2015 г., составив 2,4 млн бар. в сутки. Разное качество канадской нефти обуславливает разную рыночную стоимость, себестоимость добычи, а, следовательно, и рентабельность, и конкурентоспособность на мировом рынке.
Так, «классическая» легкая нефть, шельфовых месторождений приравнена к маркерному сорту Брент и торгуется дороже легкой нефти Западно-Канадского осадочного бассейна - сорта Edmonton Par. Несмотря на относительно высокую рыночную стоимость легкой нефти, хотя она несколько ниже маркерных сортов, в Канаде на ее долю приходятся небольшие объемы добычи и экспорта в связи с выработанностью месторождений. Еще один сорт легкой нефти относится к так называемой «синтетической» нефти, т.е. произведенной из битума. Эта высококачественная нефть марки Synthetic Crude Oil (SCO) приравнена к западно-техасской марке WTI1. Сорок процентов всего добываемого в Атабаске битума перерабатывается именно в это топливное сырье, оно также может поставляться на нефтеперерабатывающие заводы Центра Канады, которые не способны перерабатывать тяжелые битумные сорта нефти.
Тяжелая нефть битуминозных песков поставляется в виде Dilbit - битум, разведенный конденсатом, который в
256
т.ч. торгуется под маркой Western Canadian Select (WCS); Synbit - смесь битума и «синтетической» нефти. Канадские НПЗ за пределами провинций прерий не могут перерабатывать разведенный битум, поэтому для Канады крайне важны выходы на американские нефтеперерабатывающие мощности, что делает страну зависимой от своего южного соседа и уязвимой на мировом рынке углеводородов. Доведение битума до товарного состояния путем каталитического крекинга несет дополнительные затраты, что увеличивает себестоимость производства до 45-50 долл. за баррель, а с учетом капитальных затрат всех 80 долларов [3].
Кроме того, есть затруднения при транспортировке тяжелой и битумной нефти, связанные с ее повышенной вязкостью. Для улучшения перекачки тяжелой нефти и битума используют методы их предварительного нагрева наяду с нагревом трубопровода, смешения или разбавления легкими углеводородными разбавителями, применяют различные присадки. Все это повышает издержки производителя и экспортера, суммируется с транспортными затратами, и в итоге приводит к понижению экономической эффективности и рентабельности продукции. Так, стоимость за баррель тяжелой WCS на 10-15% ниже аналогичной мексиканской смеси Maya и на 20-34% дешевле марки Brent, а это значит, что удельная стоимость транспортировки одного барреля выше [6].
Несмотря на то, что последние полтора десятка лет нефть считалась дорогим сырьем (при цене 110 долл. за 1 баррель - одна тонна обходится в 814 долл.), в действительности в разные периоды цены на нефть равнялись ценам многих руд и металлов (бокситы, свинец и т.д.) и других видов сырья. Это значит, что нефть - не самый дорогой вид сырья, однако самый массовый на мировом
257
рынке. Удельные затраты на транспортировку «черного золота» на порядки выше, чем на перевозку собственно золота, и даже при указанном уровне цен можно отметить, что перемещение на дальние расстояния нефти возможно лишь наименее затратными видами транспорта.
Переходя к рассмотрению феномена разнообразия в сегментах «транспорт - хранение - переработка -сбыт» (midstream и downstream), необходимо подробнее изучить территориальную структуру канадской нефтяной промышленности, включающей несколько регионов: во-первых, нефтяные регионы - Западная Канада и Атлантические провинции - обладающие собственной сырьевой базой, во-вторых, регионы-нефтепереработчики Центральной Канады (Онтарио и Квебек), ориентированные на переработку привозного сырья. Эти регионы до недавнего времени практически не связанные между собой, отличаются разной обеспеченностью нефтяными ресурсами, набором нефтяных отраслей, специализацией, сырьевыми и сбытовыми связями и др. Как следствие, их адаптации к кризисным условиям различны и мало согласованы.
Огромные размеры территории, удаленность регионов-производителей углеводородного сырья от переработчиков предопределяет большую дальность перевозок, что в свою очередь предопределяет протяженность транспортно-инфраструктурной сети. Так, по протяженности нефтепроводов Канада уступает только США и России - свыше 35 тыс. км. Однако расчет плотности нефтепроводной сети показывает, что обеспеченность страны-гиганта нефтепроводами крайне низкая, да и конфигурация сети отражает ориентацию на американский рынок, чем интеграцию национального комплекса. Энергетический комплекс Канады создавался и разви-
258
вался при участии американских ТНК и с самого начала ориентировался на обслуживание сразу двух рынков -канадского и американского, поэтому не удивительно, что большая часть канадской энергетической инфраструктуры соединена с американской. По имеющимся подсчетам [4], две страны связывают 22 нефтепровода и 35 газопроводов. Более того, нефтепровод ЕпЬпё§е, соединяющий нефтедобывающие провинции Прерий с провинциями Центра, частично проходит по территории США. Такое положение лишает нефтяной комплекс Канады вариативности внутренних и внешних поставок сырой нефти, делает Канаду зависимой от южного соседа, а, следовательно, снижает динамику и гибкость нефтяного комплекса.
Недостаточная обеспеченность трубопроводной инфраструктуры ставит перед Канадой не только вопрос об экспорте нефти, но также о ее доставке в удаленные от районов добычи канадские центры нефтепереработки. К таковым относятся, например, крупные НПЗ Онтарио и Квебека, а также Атлантических провинций. Ввиду их значительной удалённости от районов добычи и недостаточно развитой внутренней инфраструктуры Канада в крупных масштабах осуществляет закупки нефти за рубежом. Ориентация этих нефтеперерабатывающих комплексов на импортное сырье была заложена еще при возникновении отрасли в 1915-1930 гг. и сохранялась даже после начала разработок в Альберте. Более того, она была закреплена на правительственном уровне и известна как «линия Бордена»2, просуществовавшая вплоть до нефтяного кризиса 1970-х гг. Лишь в 1976 г. нефтепровод, соединяющий Альберту и Сарнию, был продлен до Монреаля. Однако в конце 1990-х гг. этот нефтепровод начал перекачивать нефть в обратном направлении, по-
259
ставляя импортную нефть из американского Портленда в Монреаль, а затем в Онтарио.
В результате мощные нефтеперерабатывающие комплексы работают полностью (Леви, Монреаль) или частично (Сарния, Сен-Жан) на импортном сырье. В 2000-е гг. импорт Канады составлял 40-45 млн т., а в 2016 г. около 35 млн т. Выгодно используя приморское положение, они получают нефть из Северного моря и Северной Африки (что обходится на 10% дешевле, чем сырьё из внутриконтинентальных районов) и также по морю отправляют часть своей продукции [1].
Еще одна особенность территориальной структуры нефтяного комплекса Канады - глубинное внутрикон-тинентальное положение основных месторождений -скорее рассматривается как негативный фактор. На глубинные районы Канады приходится более 90% запасов и добычи нефти. Именно здесь располагаются основные нефтеносные районы страны - Западно-Канадский осадочный бассейн и битуминозные пески Атабаски. Удаленность основных нефтяных районов от круглогодичных морских портов на 1,5-2 тыс. км. ведет к тому, что при доставке продукции на мировой рынок из континентальных районов подавляющая доля совокупных транспортных издержек придётся на их же производителей. Именно они оплачивают самую дорогостоящую часть пути, т.е. расходы по сухопутной перевозке грузов в пределах территории своей страны до морских портов вывоза и границ3,.Тем не менее, внутриконтинентальное положение главных нефтяных месторождений не мешает Канаде быть одним из крупнейших экспортеров этого важнейшего сырья. В 2016 г. Канада экспортировала около 150 млн т. нефти против 95 млн.т. в 2010 г. и 60 млн т. в 2000 г.
260
Огромные размеры территории и размещение производств топливно-энергетического сектора в глубине материков предопределяет большую дальность перевозок, но Канаде удалось сократить среднюю дальности перевозок за счет использования выгод континентального соседства с США. Канада направляет в Соединенные Штаты треть производимой энергии, в том числе более 95% вывозимой нефти и нефтепродуктов. При этом сухопутное транспортное плечо невелико. Расстояние до границы с США по крупнейшему из трех основных нефтепроводов - Enbridge Pipelines Inc. (две трети всего объема экспорта) - составляет порядка 500 км. Канадская нефтяная промышленность сумела компенсировать невыгодное внутриконтинентальное положение, используя выгоды соседского. Однако имевшиеся мощности трубопроводной сети были загружены и не имели резерва пропускной способности уже к 2010 г. Тогда на пике нефтяных цен активно обсуждались проекты новых выходов к Тихоокеанскому и Атлантическому побережьям, которые позволили бы диверсифицировать рынок сбыта и позволили бы интегрировать канадский нефтяной рынок в единой целое.
Подводя промежуточный итог, отметим, что за прошедшие десятилетия Канаде удалось адаптироваться к заданным природным и социально-экономическим условиям, чему немало способствовало и повышение цен на нефть последние полтора десятилетия, что позволило диверсифицировать сырьевую базу. Рентабельной стала разработка битуминозных песков, что позволило увеличить уровень добычи и экспорта нефти, однако усилило зависимость от единственного импортера канадского разведенного битума - США. Расположение месторождений во внутриконтинентальных регионах предопреде-
261
лило значительные сухопутные расстояния до портов вывоза и мирового рынка, однако выгоды соседского положения позволили сократить транспортное плечо. Для транспортировки нефти на большие расстояния была построена трубопроводная сеть, которая, однако лучше связала канадские месторождения с американским рынком, но привела к изоляции нефтедобывающих регионов провинций прерий от нефтеперерабатывающих центров на востоке страны. Нефтеперерабатывающие комплексы Центра Канады и Атлантических провинций работали на импортном сырье и так же, как и западный регион ориентировались на экспорт своей продукции, выгодно используя приморское положение. Однако падение цен на нефть и изменение ситуации на мировом рынке заставило и регионы-экспортеры сырой нефти, и регионы-импортеры нефти адаптироваться к новым условиям.
В 2014 г. ситуация на мировом рынке нефти изменилась, и не в пользу Канады. Упала цена на нефть, что привело к сокращению валютных поступлений в страну. На фоне падения цен упал курс канадского доллара по отношению к американскому, что помимо прочего осложнило импорт нефти. Кроме того, сами США - основной импортер канадской нефти - наращивают производство сланцевой нефти и экспорт «черного золота». Затоваривание американского рынка нефти и существенное превышение предложения над спросом на мировом рынке ставит Канаду в крайне уязвимое положение, а на глобальном уровне не дает мировым ценам подняться. Структура мировой добычи и экспортных потоков нефти за последние годы заметно изменилась, и Канаде необходимо встраиваться в новую систему торговых связей.
Несмотря на низкие цены, мало кто из крупных компаний в Канаде думает о сокращении добычи из песков.
262
Более того, летом 2017 г. Канадская ассоциация производителей нефти (АСРР) подтвердила намерение увеличить добычу нефти до 5,1 млн бар. в сутки к 2030 г. (ранее увеличение предполагалось до 6 млн бар.). Главным локомотивом этого роста станут битуминозные пески, добыча которых увеличится до 3,7 млн бар. в сутки против сегодняшних 2,4 млн. Этому не помешает ни снижение в два раза объема инвестиций в отрасль с 2014 по 2017 г., ни перенос ввода в эксплуатацию новых участков, ни зарегистрированное сокращение добычи на ряде шахт. Эксперты утверждают, что и на старых инвестициях рост добычи продолжится еще как минимум 18 месяцев. Несмотря на то, что нефтеносные пески Атабаски - одни из самых дорогих нефтяных проектов, инвестиции в них уменьшаются не так сильно. Дело здесь в более долгих циклах развития проектов, поэтому инвестиции в них нельзя изменить быстро, как при других способах добычи. Крупным энергетические компаниям, вложившим миллиарды долларов сложно прекратить инвестиции. Уже функционирующие шахты нефтеносных песков близкого залегания могут оставаться прибыльными при 30-35 долл. за баррель [2]. Ряд компаний, которые ранее отложили новые проекты, продолжают инвестировать в увеличение добычи на своих крупнейших разработках, более того, в 2017 г. запускаются те проекты, которые планировались, когда нефть стоила 100 долларов за баррель.
Перспектива роста производства делает вопрос о диверсификации канадского экспорта и расширении трубопроводной сети еще более острым, чем в период высоких цен на нефть, ведь от гибкости транспортно-логистических схем зависит конкурентоспособность поставок. Что касается диверсификации рынка, то у Канады
263
уже есть потенциальные клиенты, ожидающие начала поставок битумной нефти - это в первую очередь страны Азии (Китай, Япония, Корея, Малайзия), которые выступили активными инвесторами в разработке битумных песков Атабаски. К этому списку может добавиться и Индия, построившая в 2013 г. нефтеперерабатывающие мощности, способные работать на разведенном битуме.
Несмотря на то, что уже нет былого уровня инвестиций, ряд транспортно-инфраструктурных проектов был реализован, и Канада расширила выходы к Тихому и Атлантическому океанам, а также к Мексиканскому заливу.
В 2014 г. введен в эксплуатацию завершающий участок нефтепровода Keystone XL с пропускной способностью свыше 800 тыс. бар. в день, давший выход тяжелой канадской нефти и битуму к портам Мексиканского залива. Его первые участки, позволившие перекачивать нефть Атабаски к нефтеперерабатывающим комплексам Кушинга (Оклахома), заработали еще в 2011 г. Четвертый, спрямляющий участок Keystone XL, идущий через Монтану и Дакоту, не получивший согласования при президентстве Б. Обамы, был поддержан новоизбранным президентом США, Д. Трампом, в марте 2017 г. Привлекательность района Мексиканского залива объясняется наличием здесь больших мощностей по переработке сверхтяжелой нефти, уже перерабатывающих мексиканскую тяжелую нефть марки Maya. Кроме того, терминалы Хьюстона и Порт-Артура предоставляет выход к морю, а значит возможность диверсификации экспорта.
В конце 2015 г. классическая нефть из Западно-Канадского нефтегазоносного бассейна получила выход к Атлантическому океану. После длительных обсуждений и противостояний экологов был реализован «разво-
264
рот» нефтепровода Enbridge 9B4. Вслед за «разворотом» нитки Монреаль - Сарния возможен и «разворот» нитки Портленд-Монреаль. Синтетическая легкая нефть, поступающая из Альберты, Манитобы, но также из Монтаны и Северной Дакоты, снабжает не только НПЗ Монреаля, но дальше танкерами транспортируется до нефтеперерабатывающих комплексов Леви (Квебек). Для этого организовано регулярное движение танкеров класса Panamax (хотя глубины морского пути р. Св. Лаврентия позволяет наполнить его лишь на две трети).
Новых точек выхода к Тихому океану Канада пока не получит, однако одобрено и уже ведется дублирование имеющейся нефтепроводной системы TransMountain, соединяющей Эдмонтонс Ванкувером. Ввод в эксплуатацию, намеченный на конец 2019 г., позволит увеличить объем перекачиваемой «классической» нефти и нефтепродуктов в три раза - до 900 тыс. бар. в сутки, но также загрузит нефтеналивной терминал, доведя количество принимаемых танкеров до 30, что в шесть раз больше нынешнего показателя.
Очевидно, что в условиях низких цен и сокращения инвестиций в нефтедобывающую отрасль вопросы о других транспортно-инфраструктурных проектах и выходах на мировые рынки, вызывавшие такое бурное обсуждение, а зачастую и ожесточенное сопротивление местного населения, уже потеряли свою актуальность. Это касается проекта нефтепровода Northern Gateway с устройством нефтяного терминала в Китимате (недалеко от порта Принс-Руперт). Альтернативный ему проект с мультимо-дальной транспортной схемой, включающий перевозки по железной дороге из Альберты до Дельта-Джанкшен (Аляска) и далее по нефтепроводу Trans-Alaska до незамерзающего порта Валдез (Аляска). Несбыточным оста-
265
ется и вариант нефтепровода Альберта - Маккензи (Северо-Западные территории). Проект активно поддерживался местными властями, которые также надеялись одновременно реализовать строительство газопровода, проект которого существует с 1970-х гг. В октябре 2017 г. после пяти лет продвижения и согласования по финансовым соображениям был отозван еще один проект выхода к Атлантическому океану: нефтепровод EnergieEst (Альберта - Саскачеван - Квебек - Сен-Жан (Нью-Брансуик), который включал бы в себя несколько уже существующих трубопроводов, в т.ч. газопровод, переделанный в нефтепровод. Транспортно-логистические схемы, рентабельные еще в 2013 г. уже утратили свою привлекательность. Так, единичной осталась отправка нефти в Европу через порт Черчилль на Гудзоновом заливе5, стремительным, но недолгим был рост железнодорожных перевозок в 2013 г.6 [5].
Устранение «узких» мест трубопроводной транспортной системы, улучшение транспортно-инфраструктурной обеспеченности и связности регионов-добытчиков нефти и регионов-импортеров нефти, которые стали возможны благодаря реализованным проектам, придали «гибкость» нефтяному комплексу Канады, позволили нащупать пути адаптации к новой ситуации на мировом рынке нефти. В частности, это проявилось в изменении транспортно-логистических схем экспорта и импорта, географии импорта, что не могло не отразиться и на изменении объемов торговли нефтью.
В последние годы в Канаде наблюдается снижение объемов закупаемой нефти. За период с 2006 по 2016 г. объемы поставок сократились на четверть, составив 750 тыс. бар. в день. Этому снижению, отчасти связанному с закрытием ряда НПЗ в Квебеке и Новой Шотлан-
266
дии, не помешало падение цен на импортную нефть. Хотя Брент и подешевел, это не значит, что покупать его канадским провинциям-импортерам стало выгоднее. Дело в том, что канадский доллар вслед за нефтью также упал, а вот расплачиваться за импорт приходится американскими долларами. В этих условиях рынок быстро отреагировал изменением географии закупок, увеличением доли канадской нефти. Впервые за несколько десятилетий Квебек стал закупать нефть Западно-Канадского бассейна, а расширение трубопроводной сети и выход нефти из центра американского континента к востоку от р. Оттавы позволили осуществить доставку относительно дешево. Эти же трубопроводы способствовали «американизации» канадского импорта сырой нефти. Доля ввозимой из США нефти достигла 50% канадского импорта в 2014 г., в частности уже к 2016 г. из США ввозилась вся импортная нефть Онтарио. Помимо Онтарио, НПЗ которого работают полностью на привозном сырье, провинции прерий также закупают легкие сорта американской нефти, необходимые для разбавления битума. Для Атлантических провинций и провинции Квебек эта доля составляет от 20 до 50%. Американская нефть из техасского Игл Форд и Баккена Северной Дакоты поставляется на канадские НПЗ всеми возможными транспортными путями: нефтепроводами, танкерами с побережья Мексиканского залива, железнодорожными составами.
Что касается влияния новых трубопроводов на экспорт, то столь ожидаемой диверсификации пока не произошло. США по-прежнему закупает почти 100% нефтяного экспорта Канады. В то же время введение в эксплуатацию трубопровода Keystone XL позволило сущест-
267
венно нарастить объемы экспорта и перенаправить их в крупные нефтеперерабатывающие центры.
Средний Запад США, прочно удерживает позиции главного импортера канадской нефти, принимая 2/3 всего объема. В 2015 г. этот регион нефтяного стратегического управления (PADDII) импортировал 1,9 млн бар. в сутки из более 3 млн бар. общего экспорта. Благодаря расширению нефтеперерабатывающих мощностей и введению новых трубопроводов, в т.ч. первых линий Keystone XL, канадский экспорт в этот регион вырос с 2010 г. более чем на 50% [5].
Выход Keystone XL к Мексиканскому заливу (PADDIII) позволил нарастить экспорт в этот один из крупнейших в мире нефтеперерабатывающих центров. Объемы поставок увеличились втрое, приблизившись к 400 тыс. бар. в сутки. Однако обвал мировых цен внес свои коррективы, сделав экспорт канадской нефти через порты Мексиканского залива малорентабельным, что, впрочем, может открыть новые возможности для поставки нефти из Альберты в Атлантические провинции Канады. Из-за разницы стоимость транспортировки нефти по суши и по морю, получается, что вывоз нефти танкерами обходится куда дешевле прокачки по суше. Экспорт нефти из Техаса на НПЗ в Нью-Брансуике обойдется всего в 1,5 долл. США за баррель против 4,55 долл. США за доставку по трубопроводу на заводы Филадельфии.
Выводы
Разные секторы нефтяного комплекса Канады неодинаково диверсифицированы. Наибольшее разнообразие проявляется на стадии добычи сырья, чему способствует богатая и разнообразная сырьевая база, и разработка не-
268
конвенциональных источников углеводородов. Транс-портно-логистический сектор на данном этапе находится скорее на пути к разнообразию, чему способствует реализация инфраструктурных проектов по расширению и развитию нефтепроводной сети. Именно эти меры позволили улучшить транспортно-инфраструктурную обеспеченность и связности канадского национального рынка нефти. Регионы-производители и экспортеры нефти получили новые выходы на мировой рынок, но одновременно и на удаленные канадские центры нефтепереработки. С другой стороны, для регионов-импортеров нефти новые трубопроводы позволили частично заместить импортную нефть канадской, но также диверсифицировать импорт, в частности за счет увеличения доли американской нефти. В целом улучшение транспортной инфраструктуры позволяет в кризисные годы находить гибкие логистические схемы и адаптироваться к новым условиям, сохранять конкурентоспособность в период высоких цен. Кроме того, оно позволяет находить наиболее эффективные способы сбыта продукции, т. е. придает всему комплексу отраслей гибкость и жизнеспособность. Для самого же сбытового сектора на современном этапе характерны ориентация и зависимость от одного внешнего рынка - американского, что лишает комплекс гибкости, делает его уязвимым в кризисный период. Диверсификация этого сектора зависит помимо прочего и от того, как будет решаться вопрос расширения транспортно-инфраструктурной сети.
Примечания
1. Цена канадской легкой нефти на мировом рынке определяется относительно маркерного сорта WTI, которая в
269
свою очередь торгуется с доставкой в г. Кушинг, Оклахома. Это означает, что в стоимость закладывается еще и цена на транспортировку до Оклахомы.
2. Для поддержки становящейся нефтеперерабатывающей отрасли в провинциях прерий, было решено ограничить (запретить) поставку нефти на НПЗ Квебека и Атлантических провинций при сохранении экспортных поставках сырой нефти в США. Линия, утвержденная канадским правительством в 1962 г., прошла по долине реки Оттава.
3. Согласно «базисным условиям поставки» продавец-экспортер обязуется осуществить (т. е. оплатить) перевозку товара до границы страны-экспортера. Это значит, что продавец оплачивает доставку в морской порт и погрузку на судно, по условию ФОБ, или перевозку товара в пункт на границе, по условию ДАФ.
4. Изначально (в 1941 г.) нефтепровод и строился для перекачки экспортной нефти из Западного бассейна через Монреаль к Портленду, однако начиная с 1999 г. подавал импортную нефть с восточного побережья США до Монреаля и далее в Сарнию (Онтарио).
5. Транспортировка нефти до порта Черчилль осуществляется по железной дороге. Порт свободен ото льда с июля по октябрь и способен принимать крупнейшие суда типа Рапатах. Через порт предоставляется удобный доступ в Европу (Роттердам и Ливерпуль, Осло и Мурманск), однако запланированные 10 отправлений 2014-2015 гг. не состоялись.
6. С 2009 по 2013 г. объем перевезенной нефти по железным дорогам вырос в 300 раз, превысив 150 тыс. бар. в день, и по прогнозам самих железнодорожных компаний, к 2015 г. должен был достичь 700 тыс. бар. в день, однако в 2016 г. этот показатель уже сократился до
270
90 тыс. бар. в день, что соответствует всего 3% общего экспортного потока. Железнодорожными составами нефть транспортируется из Западной Канады в США либо в Британскую Колумбию.
Литература и источники
1. Ломакина А. И. Производственный и экспортный потенциал ресурсных отраслей Канады во внутриконтинен-тальных условиях // География и природ. ресурсы. 2015. № 4. С. 171-177.
2. Невельский А. Компании не намерены сворачивать разработку нефтеносных песков в Канаде. [Электронный ресурс]. - URL: // https://www.vedomosti.ru/ business/articles/2015/01/13/kompanii-ne-namereny-svorachivat-razrabotku-neftenosnyh (дата обращения: 1.08.2017).
3. Топалов А. Кому хорошо за 50. [Электронный ресурс]. - URL: // https://www.gazeta.ru/business/2016/08/31/ 10169033.shtml (дата обращения 1.08.2017).
4. Экономика и политика Канады / Под науч. ред. В. И. Соколова. М.: Инфо-да, 2013. 328 с.
5. 2016 Oil Exports Statistics Summary. [Электронный ресурс]. - URL: // https://www.neb-one.gc.ca/nrg/sttstc/ crdlndptrlmprdct/stt/crdlsmmr/2016/smmry2016-eng.html (дата обращения: 1.08.2017).
6. Products from the oil sands: dilbit, synbit & synthetic crude explained [Электронный ресурс]. - URL: http://www.oilsandsmagazine.com/technical/product-streams (дата обращения 1.08.2017).
271
References
1. Lomakina A. Proizvodstvennyi i eksportnyi potentsial re-sursnykh otraslei Kanady v usloviyakh vnutrikontinen-tal'nogo funktsionirovaniya [Production and export potential of Canadian mining industries in the condition of inner land functioning] // Geografiya i prirodnye resursy [Geography and Natural Resources]. 2015. № 4. P. 171-177.
2. Nevel'skij A. Kompanii ne namereny svorachivat' razra-botku neftenosnyh peskov v Kanade // URL: https://www.vedomosti.ru/business/articles/2015/01/13/komp anii-ne-namereny-svorachivat-razrabotku-neftenosnyh (Accessed on August 1, 2017).
3. Topalov A. Komu horosho za 50 // URL: https://www.gazeta.ru/business/2016/08/31/10169033.shtml (Accessed on August 1, 2017).
4. Ekonomika i politika Kanady / Pod nauch. red. V. I. Sokolova. M.: Info-da, 2013. 328 s.
5. 2016 Oil Exports Statistics Summary // URL: https://www.neb-
one.gc.ca/nrg/sttstc/crdlndptrlmprdct/stt/crdlsmmr/2016/smm ry2016-eng.htm(Accessed on August 1, 2017).
6. Products from the oil sands: dilbit, synbit & synthetic crude explained // URL: http://www.oilsandsmagazine.com/technical/product-streams (Accessed on August 1, 2017).
272