Научная статья на тему 'Разнообразие каналов продаж как перспективное направление развития розничной торговли'

Разнообразие каналов продаж как перспективное направление развития розничной торговли Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
938
206
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Маслова А.Е., Тимяшева Е.Т., Никишин А.Ф.

Современная торговля характеризуется высоким уровнем конкуренции. В настоящее время покупательская способность населения снизилась, что привело к уменьшению спроса. В статье рассматривается многообразие каналов продажи как способ увеличения конкурентоспособности торговых организаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Разнообразие каналов продаж как перспективное направление развития розничной торговли»

В связи с этим необходимы периодические исследования мнения как обучающихся, так и абитуриентов для четкого понимания параметров, определяющих выбор вуза и разработки конкурентоспособного предложения. По результатам анкетирования респондентов, поступивших на 1 курс Вятской ГСХА, был составлен рейтинг важности параметров, определяющих выбор вуза. Среди 11 параметров оценки лидирующие позиции заняли: предоставление государственного диплома об образовании, наличие востребованных направлений подготовки, доброжелательное отношение, а также престиж вуза с точки зрения работодателей. Статистический анализ базы данных исследования в SPSS Statistics позволил выявить различия в параметрах выбора вуза для разных групп респондентов.

T-тест для независимых выборок (Independent-Samples Т Test) показал, что для абитуриентов, проживающих в г. Кирове в сравнении с респондентами из районов Кировской области, менее важными являются параметры наличия бюджетных мест и общежития, в то же время более важен для горожан престиж вуза с точки зрения как работодателей, так и сверстников.

Однофакторный дисперсионный анализ (One-Way ANOVA) позволил выявить различия в требованиях абитуриентов, поступивших на разные факультеты Вятской ГСХА. Так, наличие бюджетных мест имеет наибольшую важность для абитуриентов агрономического факультета (средний балл по 10-балльной шкале 9,27) и наименьшую важность для поступающих на экономический факультет (6,07). Предоставление отсрочки от армии важнее для абитуриентов инженерного факультета (8,26), чем факультета ветеринарной медицины (5,29). Наличие общежития более важно для будущих инженеров (8,36), чем для экономистов (6,44). Выявленные различия целесообразно учитывать при разработке элементов системы маркетинговых коммуникаций вуза.

Список использованной литературы

1. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/ connect/rosstat_main/rosstat/m/statistics/databases/ (дата обращения 22.04.2015).

2. Березина, Е.А. Процесс формирования корпоративного имиджа образовательного учреждения [Текст] // Проблемы современной науки и образования. -2014. - №9. - С. 49-50.

3. Якименко, А.А. Эффективное целеполагание и программно-целевое управление в государственном секторе [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://static-cdn.universarium.org/modules/626/pdf/module28Lekcii.pdf (дата обращения 22.04.2015).

© И В. Маракулина, 2015

УДК 658.8.011.1

А.Е.Маслова, студент Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова

г. Москва, Российская Федерация Е.Т.Тимяшева, студент Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова

г. Москва, Российская Федерация А.Ф.Никишин, К.т.н., доцент Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова

г. Москва, Российская Федерация РАЗНООБРАЗИЕ КАНАЛОВ ПРОДАЖ КАК ПЕРСПЕКТИВНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЯ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ

Аннотация

Современная торговля характеризуется высоким уровнем конкуренции. В настоящее время покупательская способность населения снизилась, что привело к уменьшению спроса. В статье

рассматривается многообразие каналов продажи как способ увеличения конкурентоспособности торговых организаций.

Ключевые слова.

Торговля, розничная торговля, каналы продаж.

Высокая конкуренция на рынке заставляет торговые организации искать все новые способы привлечения покупателей. Именно поэтому на сегодняшний день все большую популярность среди ритейлеров набирает технология разнообразия методов реализации товаров с использованием омниканальных продаж. Пришедшая с Запада подобная система уже показала свою эффективность[1] и в настоящий момент успешно интегрируется в российскую экономику.

Что же такое омниканальные продажи? Они представляют собой комплексный подход к организации продаж. Другими словами, один и тот же товар клиент имеет возможность приобрести через различные каналы: в магазине, через сайт в Интернете, посредством звонка в call-центр и др. И оплатить его наиболее удобным для себя способом: наличными, кредитной картой, с помощью интернет-кошелька[2,3]. Огромный потенциал имеет смешанное использование каналов.

Что послужило причиной необходимости активного внедрения омниканального подхода? Во-первых, изменилось покупательское поведение: потребитель во главу угла ставит наряду с ценой на товар удобство его приобретения. А во-вторых, с расширением числа интернет-пользователей и пользователей смартфонов такой подход представляется наиболее целесообразным для привлечения покупателей. Кстати именно интернет-магазины и мобильные приложения являются сейчас наиболее востребованными каналами в рамках омниканального подхода.

Очевидно, что использование торговыми организациями технологии омниканальных продаж сопровождается определенными затратами. Прежде всего здесь предполагаются расходы на создание новой ГГ-базы, поскольку возникает необходимость обрабатывать большие объемы информации (консолидировать данные по покупателям, ценам, ассортименту, различным программам лояльности и др.). Кроме того, возникает вопрос об организации и оптимизации логистических процессов, как то распределение товаров между самими магазинами, создание пунктов самовывоза или, например, доставка товара клиенту.

Россия для развития омниканальных продаж является особенной страной. Основной проблемой внедрения указанной системы продаж является различие цен и ассортимента в одних и тех же торговых организациях в различных регионах страны. Причиной этому служат различный уровень доходов населения, логистические затраты[4]. Использования каналов с различными затратами на реализацию устанавливать цены, соответствующие доходам населения.

Однако, несмотря на существующие преграды, большинство российских ритейлеров признают, что будущий успех розничной торговли лежит за развитием омниканальных продаж. На российском рынке первыми торговыми организациями, перенявшими передовой опыт западных организаций в области омниканальных продаж, стали предприятия, специализирующиеся на продаже бытовой техники и электроники. К настоящему моменту в розничной сети бытовой техники и электроники «Эльдорадо» большинство заказов осуществляются онлайн (через интернет-магазины и мобильные приложения).

Удачным примером использования системы омниканальных продаж может служить практика ритейлера «Эльдорадо». Данная организация использует такие каналы продаж, как стационарные магазины, интернет-магазины, мобильное приложение, са11-центр и социальные сети. Выбрав интересующий товар, покупатель может заказать его через са11-центр или интернет-магазин и оформить доставку на дом или забрать его из пункта самовывоза. Все это обеспечивает торговому предприятию конкурентное преимущество и лояльность клиентов.

Использование омниканальных продаж представляет собой на российском рынке явление относительно новое. Многие торговые организации только начинают познавать особенности функционирования омниканальной системы. Грамотное применение технологий омниканальных продаж

открывает перед российскими ритейлерами огромное поле возможностей. При разработке этой системы продаж в первую очередь необходимо определить, какие каналы являются наиболее востребованными.

Интернет-подразделение отвлекает на себя часть клиентов, ранее использовавших другие каналы продажи. Тем не менее, общее клиентов компании, осуществляющий как онлайн-продажи, так и традиционную торговлю, будет больше. Также использование омниканальной системы продаж способствует созданию имиджа организации и улучшению ее деловой репутации, что также привлекает клиентов [5]. В настоящее время большинство потребителей, особенно в регионах, по-прежнему отдают предпочтение традиционным магазинам, желая перед приобретением товара воочию его рассмотреть и при необходимости проконсультироваться со специалистом[6]. Использование же омниканальных продаж позволяет сэкономить как рабочее время продавцов, так и личное время покупателей, поскольку часть информации пользователь получает из сети.

Один и тот же покупатель в зависимости от разных факторов может выбирать различные каналы для совершения покупок. Омниканальные продажи позволяют торговым организациям не терять постоянных клиентов при выборе ими другого канала покупки. Различное стимулирование сбыта в каналах позволит торговое организации убедить клиентов использовать более выгодной организации канал продаж.

Использование омниканальных продаж является методом снижения рисков торговой организации[7,8]. В случае реализации риска в одном из каналов торговая организация может направить усилия на использование другого канала.

Таким образом, подводя итоги всему вышесказанному, необходимо отметить, развитие технологии омниканальных продаж на территории России только набирает обороты. В связи с санкциями и нестабильной экономической ситуацией многие торговые организации закрывают оффлайн магазины и открывают онлайн порталы. Использование различных каналов продаж может предоставить торговым организациям широкие возможности в части сокращения издержек и, соответственно, увеличении прибыли. Дальнейшее развитие российской розничной торговли не может видеться без внедрения интегрированных продаж, особенно в условиях настоящего кризиса.

Список использованной литературы:

1. Феоктистова Е.М. Адаптация зарубежных форматов торговли к российскому рынку // Вестник Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова. - 2014. - № 12 (78). - С. 73-87.

2. Панкина Т.В. Современное состояние электронной торговли в России и за рубежом // Вопросы экономических наук. - 2008. - № 6. - С. 93-99.

3. Панкина Т.В. Электронная коммерция и электронная торговля: подходы к классификации // Вестник Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова. - 2008. - № 5. - С. 80-84.

4. Тимирьянова В.М., Красильникова Е.А., Рузанкин С.О., Каримова А.И. Оценка эффективности товародвижения в экономике регионов // Экономика и управление: научно-практический журнал. - 2014. -№ 1 (117). - С. 65-70.

5. Иванов Г.Г., Майорова Е.А. Деловая репутация и эффективность торговли // Економiчний часопис-XXI. - 2014. - Т. 1. - № 1-2. - С. 54-57.

6. Тюник О.Р., Никишин А.Ф. Региональный аспект в задаче повышения эффективности деятельности торговых организаций. В сборнике: Проблемы социально экономического развития регионов. Сборник статей Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор Сукиасян А.А.. Уфа, 2015.С. 35-37.

7. Тюник О.Р., Никишин А.Ф. Риски в хозяйственной деятельности организаций торговли // Сборник научных трудов Sworld. - 2015. - Т. 18. - № 1 (38). - С. 60-65.

8. Зверева А.О., Иванов Г.Г. Механизмы развития торговых организаций в неблагоприятных экономических условиях: монография. - М.: Издательство «Спутник+», 2010. - 105 с.

© А.Е. Маслова, Е.Т. Тимяшева, А.Ф. Никишин, 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.