Разнообразие и происхождение местных сортов абрикоса в Дагестане
З.М. Асадулаев, д.б.н, Д.М. Анатов, к.б.н, Р.М. Османов,
аспирант, ФГБУН Горный ботанический сад ДНЦ РАН
Значение абрикоса для человека связано как с пищевой, так и с лекарственной ценностью его плодов [6, 7]. Промышленное разведение абрикоса ограничено районами, где для этого имеются необходимые экологические условия [8, 9].
В России основные территории, пригодные для промышленного разведения абрикоса, сосредоточены в Горном Дагестане по долинам рек Аварское Койсу, Андийское Койсу, Казикумухское Койсу и Кара-Койсу. Дикорастущие популяции абрикоса (курага) распространены на известняковых щебнистых склонах до 1500 м, их можно встретить и на южных склонах до 1850 м н.у.м, где они образуют мощные массивы редколесий.
Длительная история возделывания абрикоса в Дагестане, значимость культуры для местного населения привели к созданию большого количества местных сортов, являющихся результатом как естественного, так и искусственного отбора. Многие из них часто имеют локальное распространение, порой встречаясь единичными деревьями, и представляют значительный селекционный интерес.
Абрикос Дагестана, согласно эколого-географи-ческой классификации К.Ф. Костиной [1], относится к Ирано-Кавказской эколого-географической группе и дагестанской региональной подгруппе [10]. Ирано-Кавказский ареал считают вторичным центром доместикации многих диких родичей плодовых культур [2], поэтому изучение генофонда природных популяций и местных сортов абрикоса в Дагестане имеет важное значение для решения ряда вопросов систематики, генетики и селекции.
Цель данной работы — изучение генетических ресурсов местных сортов абрикоса Горного Дагестана и оценка возможных путей его проникновения в регион.
Материал и методы исследования. В Горном ботаническом саду ДНЦ РАН с 1992 г. проводится планомерное изучение генетических ресурсов абрикоса Горного Дагестана. За это время выявлено более 90 местных форм и сортов [3], очерчены ареалы его природных популяций, основные очаги культивирования.
При описании признаков генеративных и вегетативных органов растений применяли общепринятую методику сортоизучения плодовых, ягодных и орехоплодных культур [4].
Отнесение описанных форм и сортов к предполагаемым историческим центрам формообразования абрикоса по признакам плода и косточки было проведено по К.Ф. Костиной [3].
Местные сорта абрикоса были оценены по качественным признакам плодов (размер, форма, окраска кожицы и мякоти, наличие румянца) и косточек (размер, форма, отделяемость от мякоти, вкус ядра). Статистическая обработка данных проведена с помощью системы обработки данных Statistica V. 5.5, кластерный анализ — методом Уорда [5].
Результаты исследования. В недавнем прошлом очень популярным среди местного населения был абрикос сорта Бухара. Считают, что этот сорт завезли в Дагестан из Бухары. В настоящее время он постепенно вытесняется сортом Краснощёкий. Плоды сорта Бухара внешне привлекательные, но вкусовые качества у них ниже, чем у абрикоса сорта Краснощёкий. Основными достоинствами сорта Бухара являются высокая зимостойкость, позднее цветение, устойчивость к ветрам и большая устойчивость к грибковым болезням.
До середины ХХ в. в посадках широко был представлен и местный стародавний сорт Шиндахлан. Этот сорт в настоящее время практически исчез из садов. Некоторые его посадки сохранились в садах с. Хиндах Гунибского района. При очень высоких вкусовых качествах недостатками плодов этого сорта являются высокая восприимчивость к грибковым заболеваниям, неустойчивость к весенним заморозкам и низкая транспортабельность.
Абрикос одного из лучших местных сухофрук-товых сортов — Хонобах в настоящее время также практически исчез из садов. Уменьшение доли этого сорта в посадках во многом обусловлено переориентированием местного населения на возделывание транспортабельных сортов столового и консервного применения.
Таким сортом в настоящее время во Внутрен-негорном Дагестане у садоводов стал известный армянский сорт Шалах, обладающий хорошими вкусовыми и товарными качествами, крупноплод-ностью и транспортабельностью. Широкое распространение этот сорт получил в Унцукульском, Гергебильском и частично в Гунибском районах на высотах до 900 м, где он даёт высокий и регулярный урожай. Однако на равнине и предгорьях сорт Шалах малоурожаен и встречается редко.
Помимо описанных выше сортов в садах и приусадебных участках Горного Дагестана выявлено более 90 сортов абрикоса местной селекции. Эти сорта классифицированы нами по признакам плода и косточки методом кластерного анализа (рис.).
Анализ по признаку «окраска плодов» позволил выделить 3 главные группы сортов: кремово-белые, оранжевые и жёлтые. При этом группы оранжевых и жёлтых сортов были разделены на подгруппы. Всего выделено 8 подгрупп (табл.).
Дендрограмма Метод Уорда Дистанция Сити-блок Ман>эттена
Оранжевая
SL
1 2 3 4 5
Подгруппы
Рис. - Диаграмма кластерного анализа
по качественным признакам плода и косточки
50
50
5 40
0
И 21 14 12 92 11 21 11 16 34 1 91 31 17 1S 32 13 29 31 9 19 36 2S 2 14 6 4 37 71 1 97 12 96 11 94 9S И 79 22 S6 100 91 13 SS 33 S 66 24 3S 7S 17 1S 21 72 26 19 16 7 99 3 27 23
6
7 8
Первая группа (кремово-белая или кремово-белоплодная) сортов абрикоса включает одну подгруппу — крупноплодная и имеет в своём составе сорта с плодами средних и крупных размеров. По пищевому назначению эти сорта отнесены к столовым и универсальным. Большинство сортов имеет местное происхождение, за исключением сорта Эсделик, происхождение которого связано со среднеазиатским сортом Супханы.
Вторая группа (оранжевая или оранжевоплод-ная) подразделилась на 3 подгруппы в зависимости от признаков плодов и косточки. В этой группе отсутствуют сорта с удлинённой формой плода и косточки, но встречаются и горькосемянные крупноплодные формы. В подгруппе встречаются и сорта сухофруктового назначения.
Сорта среднеплодной подгруппы, например Хонобах, Узбекский, отличаются крупными и округлыми косточками, что указывает на их среднеазиатское происхождение. По назначению
эти сорта имеют столовое, консервное и сухо-фруктовое применение.
Крупноплодная подгруппа является самой многочисленной в этой группе. Сюда вошли многие крупноплодные сорта с овальной или круглой формой, но и с горькими семенами. Эти сорта имеют столовое, консервное, универсальное назначение.
Третья группа (жёлтая или желтоплодная) — самая обширная, имеет 4 подгруппы. Классификация этой группы основана на форме и размерах косточки. Здесь отсутствуют сорта с мелкими плодами и с горькими косточками. Первая подгруппа выделилась по крупным размерам косточек и округлым плодам.
Подгруппа круглокосточковая (самая обширная — близка по признакам к первой подгруппе) отличается от предыдущей лишь мелкими размерами косточки. В эту подгруппу вошли местные формы, со средними размерами и округлыми плодами и с такими же по форме, но мелкими косточками.
В овальнокосточковую подгруппу вошли местные сорта со средними и округлыми плодами, но с овальной формой косточки. Большинство из этих сортов обнаружены в одном (Гумбетовском) районе.
Четвертая, удлинённокосточковая подгруппа образована формами и сортами, близкими к армянскому сорту Шалах, которые характеризуются удлинённой формой как плода, так и косточки.
При оценке сортов по общеизвестной классификации К.Ф. Костиной [1], подавляющее большинство подгрупп — 5, или 66,7%, отнесено к среднеазиатской группе, 2 подгруппы, или 19,3% — к ирано-кавказской и 1 подгруппа, или 14,0% — к европейской.
Классификация культурных сортов Prunus armeniaca L. по результатам кластерного анализа
Группа Подгруппа* Классифицирующий признак Сорт и образец Группа по классификации К.Ф. Костиной
Кремово-белая крупноплодная крупные плоды Шиндахлан, Малалмагомедил, Гунибский, Джамалудинил, Кахаб, Эсделик ирано-кавказская
Оранжевая мелкоплодная мелкие округлые плоды Исин-ахбазан, Сеянец Исин-ахбазана, Сеянец Хонобаха, Кириш, Качасул среднеазиатская
средне-плодная круглые плоды с крупной округлой косточкой Бухара, Хонобах, Зубаирил, Сеянец Красного партизана, Чахаб, Ках, Узбекский среднеазиатская
крупноплодная крупные плоды, часть горькосемянные Чамастак, Муса, Камиль, Заводской, Мусал Омарил, Персиковый, Цекаб курак, Салтинский-1 европейская
Жёлтая крупнокосточковая округлые плоды с крупной косточкой Карандалаевский, Курбанил, Цекаб, Тлох-ский-1, Чахияб, Тамаша, Мухамадкамилил среднеазиатская
кругло-косточковая средние округлые плоды с округлой косточкой Хеккобарш, Унцукульский поздний, Зубаирил Хажил, Хоточ, Махмутиласул, Хеккобаршулеб, Салтинский-2, Батаалил, Салиматил, Тлохский-2, Уллубил, Читлерил среднеазиатская
овально-косточковая средние округлые плоды с овальной косточкой Дженгутаевский, Уздень, Ратла кварт, Гисин, Гоорский, Заибский, Зайнал среднеазиатская
удлинённо-косточковая вытянутые плоды с удлинённой косточкой Абидил, Сулебанасул, Умумузул, Шамалул, Хибил баквалеб ирано-кавказская
Примечание: * — классификация подгрупп кремово-белой и оранжевой групп основана на размерных признаках плодов, жёлтой — на размерах и формах косточек
Таким образом, итоги сравнительного анализа дагестанских сортов абрикоса по качественным признакам плода и косточки показали, что в формировании местного сортимента большее влияние имеют среднеазиатские сорта, чем ирано-кавказские и европейские. Прежде всего это проявляется в характерных для дагестанских сортов средних размерах плодов, их округлой форме и крупных косточках. Кроме того, среди местных сортов обнаружены формы сухофруктового назначения, которые, по всей видимости, могли образоваться путём естественного скрещивания природных форм с интродуцированными сортами среднеазиатского происхождения.
Вывод. Формовое разнообразие абрикоса в Дагестане имеет длительную историю и большее сходство со среднеазиатской эколого-географической группой, в которой преобладают плоды средних размеров с жёлтой или оранжевой окраской, с относительно крупной косточкой по сравнению с ирано-кавказской группой, в которой преобладают крупноплодные формы с белой или кремовой окраской, овальной или вытянутой мелкой косточкой. Таким образом, можно предположить, что культурный генофонд абрикоса Дагестана сложился непосредственно под влиянием среднеазиатской
эколого-географической группы и проник с торговыми караванами по Шелковому пути, минуя
Иран и Армению.
Литература
1. Костина К.Ф. Ботанико-географическое изучение абрикоса в целях селекционного использования. Доклад на соискание ученой степени докт. с.-х. наук. М., 1965. 36 с.
2. Вавилов Н.И. Дикие родичи плодовых деревьев Азиатской части СССР и Кавказа и проблемы происхождения плодовых деревьев. Избр.труды в пяти томах. М.-Л.: изд. АН СССР, 1960. С. 343-360.
3. Газиев М.А., Асадулаев З.М., Абдуллатипов Р.А. Генетические ресурсы плодовых культур Горного Дагестана. Махачкала, 2009. 176 с.
4. Программа и методика сортоизучения плодовых, ягодных и орехоплодных культур / Под общ. ред. академика РАСХН Е.Н. Седова и докт. с.-х. наук Т.П. Огольцовой. Орёл: Изд-во Всероссийского научно-исследовательского института селекции плодовых культур, 1999. 608 с.
5. Ивантер Э.В., Коросов А.В. Введение в количественную биологию. Учебное издание. Петрозаводск: Изд-во Петрозаводского государственного университета, 2003. 320 с.
6. Davidson A., and C. Knox. Fruit. A connoisseur's guide and cookbook. Simon & Schuster, London, 1993.
7. Faust M., Suranyi D., Nyujto F. Origin and Dissemination of Apricot. Horticultural Reviews Volume 22, 1998. Р. 225-267.
8. Bailey C.H., and 1. F. Hough. 1975. Apricots. Р. 367-383. In: J. Janick and J.M. Moore (eds.), Advances in fruit breeding. Purdue Univ. Press, West Lafayette, Indiana.
9. Layne R. E.C., C. H. Bailey, and 1. F. Hough. 1996. Apricots. Р. 79-111. In: J. Janick and J.N. Moore (eds.), Fruit breeding. Vol. 1. Wiley, New York.
10. Mehlenbacher, S.A.; Cociu, V. & Hough, L.F. (1991). Apricots (Prunus). In: Moore J.N., Ballington J.R. (eds) Genetic Resources of Temperate Fruit and Nut Crops. Acta Hort. 290, Р. 63-109.
Фенологическое развитие Crataegus chlorosarca в г. Екатеринбурге
А.В. Яковлева, аспирантка, Т.Б. Сродных, д.с.-х.н, профессор, ФГБОУ ВПО Уральский ГЛТУ
Во второй половине XX в. Ботанический сад УрО РАН проводил исследования состояния и ассортимента зелёных насаждений в центральной части города Екатеринбурга, объектами были улицы и дворовые территории, а также промышленные районы и территории заводов. Изучаемый нами вид - Crataegus chlorosarca - был обнаружен только на заводских территориях - УЗТМ.
Повторные исследования встречаемости растений рода Crataegus в центральной части г. Екатеринбурга, проведённые нами в 2012 г., обнаружили боярышник зеленомясый в южной части Исторического сквера и на территории около кукольного театра.
Цель исследования - определить сроки прохождения фенологических фаз боярышника зеле-номясого в условиях г. Екатеринбурга, сравнить с ранее полученными данными, выяснить влияние экологических факторов на изменения сроков и длительности фенологических фаз.
Материалы и методы исследования. Наблюдения проводились в течение трёх лет. Объектами исследования являлись насаждения боярышника зеленомя-
сого в виде рядовых и групповых посадок. Условия произрастания изучаемых насаждений различны:
1-й объект — территория около кукольного театра;
2-й объект — южная часть Исторического сквера.
Насаждения около кукольного театра располагаются вдоль ул. Мамина-Сибиряка — магистральной улицы общегородского значения, транспортная нагрузка которой составляет 700 ед/час [1]. Объект характеризуется высокой степенью загазованности, расстояние от деревьев до парковочной площадки составляет 5 м. Степень освещённости низкая. Насаждения располагаются с севера на юг, закрыты постройками: с западной стороны расположено здание оперного театра, с восточной — семиэтажное офисное здание, с северной — здание кукольного театра. Деревья расположены на открытой асфальтированной площадке, не защищённой от климатических и антропогенных воздействий.
Насаждения в южной части Исторического сквера — 2-го объекта — также расположены недалеко от магистральной улицы общегородского значения — ул. Малышева, однако от повышенной концентрации пыли и выхлопных автомобильных газов деревья защищены высокой подпорной стенкой, которая также закрывает насаждения от сильных ветров. Благоприятные условия произ-