РАЗМЫШЛЕНИЯ О ТВОРЧЕСКОМ ПУТИ К.А. ФЕДИНА
Ван Лэй
Аннотация. В статье рассматривается творческий путь советского писателя К.А. Федина, в 1920-е гг. вошедшего в литературную группу «Серапионовы братья», в которой он воспринял идеи свободного творчества М. Горького, Евг. Замятина и опубликовал известный роман об Октябрьской революции «Города и годы», получивший высокую оценку в России и за рубежом. Автор полагает, что творческий путь К.А. Федина типичен для писателей «официальной советской литературы»; интересна и поучительна эволюция творчества К.А. Федина.
Ключевые слова: К.А. Федин, «Города и годы», свободное творчество, история советской литературы.
Summary. The creative way of K..A. Fedin is analyzed in this article. In 1920 years, he attended the "Serapionovy brothers" writing group, having received Gorky and Zameyatin's idea of free writing, then he published his first important novel "Cities and Years", which brought him lots of fame in Russia and abroad. The author thinks that creative way of Fedin is very typical for writers in the USSR era, especially concerning the evolution of his writing orientation throughout Fedin, 's life.
Keywords: Konstantin Fedin, Cities and Years, free writing, history of Soviet literature.
344
Константин Александрович Федин (1892-1977) написал рад произведений, которые пользовались большой популярностью в советское время. Первый литературный успех К.А. Федину принес написанный в 1920-е гг. рассказ «Сад», а в 1924 г. он опубликовал роман «Города и годы», который явился одним из первых романов об Октябрьской революции, созданных в начале 1920-х гг. Он принес К.А. Федину большую славу. Позже за романы «Первые радости» (1945) и «Необыкновенное лето» (1947-1948) К.А. Федину была присуждена Сталинская премия первой степени. В поздний период своей
жизни он занял важные должности в Союзе писателей СССР.
Но следует заметить, что по сравнению с прошлым столетием К.А. Федин не пользуется популярностью в сегодняшней России. В учебниках по истории русской литературы XX в., вышедших в последние 20 с лишним лет в России, К.А. Федина почти не упоминают, его поздние произведения современным поколением россиян не читаются. Приведем пример: в книге под редакцией В.В. Агеносовым «Русская литература XX века» (2004 г.) написано только то, что К.А. Федин был членом организации «Серапионовы братья», а о его произведениях не сказано ни слова.
Преподаватель XX
3 / 2012
В этой связи закономерен вопрос: почему известный советский писатель теперь не читается в России? В чем причина невнимания к творчеству писателя? Перед тем как ответить на этот вопрос, следует познакомиться с творческим путем К.А. Федина.
Подготовка к правдивому изображению истории
Начало 1920-х гг. для К.А. Федина -самый важный период в его жизни. В сентябре 1918 г. К.А. Федин вернулся из Германии на Родину - в новую, послереволюционную Россию, и с тех пор он начал более пристально следить за событиями, происходящими в новом российском обществе. Главным событием в жизни Федина этого периода являлась первая встреча с М. Горьким (1920 г.). Позднее Федин называл это событие важнейшим и определяющим в его писательской биографии [1, с. 88]. Именно по совету М. Горького в 1921 г. К.А. Федин вступил в группу «Серапионовы братья».
Литературная группа «Серапионо-вы братья» была создана в феврале 1921 г. в Петрограде. Руководителем ее был Евгений Замятин (1884-1937), человек свободомыслящий, способный смело противостоять партийной идеологии. Он учил молодых писателей не только мастерски писать, но думать, анализировать жизнь, как еретик, не зависимо от господствующей идеологии. В 1920-1921 гг. он работает над романом «Мы», который является одним из главных антиутопических произведений мировой литературы и который оказал большое влияние на такие вышедшие впоследствии романы-антиутопии, как «О дивный новый мир» (1932 г.), «1984» (1948 г.), «451°по Фаренгейту» (1953 г.).
Отбор членов в литературное сообщество «Серапионовы братья» был очень строгим, всего в объединении состояли 12 человек, среди которых самым младшим был 19-летний Н. Никитин, а самым старшим - 29-летний К.А. Федин. Эти молодые талантливые люди собирались и совместно обменивались друг с другом новыми творческими идеями. Их основная линия состояла в независимом творчестве. Они считали: во-первых, «Слишком долго и мучительно правила русской литературой общественность», во-вторых, «мы же вместе, мы - братство - требуем одного: чтобы голос не был фальшив», «мы пишем не для пропаганды» [2].
Очевидно, что такие великие личности в литературе в литературе, как Максим Горький, Евгений Замятин и объединение «Серапионовы братья», оказали сильное влияние на К.А. Фе-дина в начале его творческого пути. Гуманизм, сосредоточенность на горькой жизни «маленьких людей», реализм, правдивое отражение настоящей жизни, независимость от политической идеологии, все это являлось идейными основами творчества молодого К.А. Федина.
В этом правильном творческом направлении, указанном М. Горьким и Евг. Замятиным, К.А. Федин написал ряд таких лучших рассказов, повестей и романов, как «Сад», «Анна Тимофеевна», «Города и годы» и т.д. Написал он эти произведения на основе личных наблюдений, основываясь на своих чувствах и жизненном опыте. Эти произведения являются результатом независимого творчества. Словосочетание «независимое творчество» здесь подразумевает то, что писатель творит по собственной воле, а не по чу-
345
ВЕК
346
жому требованию, - правительственному ли, партийному ли. Он, писатель, пишет просто то, что соответствует его духовным желаниям, точнее, то, что велят писать его идейные эстетические взгляды.
В ранний период К.А. Федин сознательно обращался к изображению прошлого времени, ожидая, по его признанию, «собственного времени». На материале прошлого и настоящего К.А. Федин ставил и по-своему пытался решать важнейшие вопросы современности: о противоречиях психологии крестьянства и разнице между жизнью в городе и деревне, об интеллигенции и маленьких людях, о судьбах гуманизма в мире, ожесточившемся в годы войны. Отражение образа времени и характера эпохи - это главная задача для писателя. Бурная, изменяющаяся действительность того времени тянет писателя к описанию своего понимания истории. Но в 1920-е гг. для советского романа характерно изображение совершенно иных характеров и совершенно иной действительности.
В 1923 г. вышел в свет роман Д. Фурманова «Чапаев», которым открылась революционная литература в СССР. В 1924 г. публикуется роман А.С. Серафимовича «Железный поток». О Гражданской войне и послевоенной жизни в начало 20-х гг. пишут также Ф. Гладков и А. Фадеев. Роман Ф. Гладкова «Цемент» (1925) и роман А. Фадеева «Разгром» (1927) продолжают стиль Фурманова и Серафимовича, показывают, как лучшие командиры Красной армии «закаляются» в горниле войны с белыми врагами, изображают формирование сознательных борцов революции в Гражданской войне. Эти романы по-
казывают общую характеристику литературы в 1930-е гг.: в романе отсутствует гуманизм, существует только черно-белая мысль, герой в романе либо хорош, либо плох, и человек в романе рассматривается как материал. Эти романы выдвинули Д. Фурманова, А. Серафимовича, Ф. Гладкова, А. Фадеева в первый ряд официально признанных советских писателей. В отличие от этих писателей, К.А. Фе-дин писал иначе.
Вершина творчества К.А. Федина -роман «Города и годы»
В романе «Города и годы» К.А. Фе-дин показывает жестокость и безжалостность военных лет и революционного периода. Яркими примерами тому служит судьба Федора Лепендина - русского крестьянина, солдата-фронтовика, потерявшего обе ноги, стойко перенесшего тяжелейшие жизненные испытания в германском плену, а по возвращении из плена на родину убитого по приказу маркграфа Мю-лен-Шенау. Этой же теме посвящен эпизод посещения Мартой Бирман своего мужа, ослепшего и оглохшего, лишившегося рук и ног в немецком военном госпитале.
Антагонист Курта Вана - Андрей Старцов - является ключевой фигурой в размышлениях Федина о новом человеке в послереволюционной стране.
Андрей Старцов оказывается жертвой насилья. Он - представитель русской интеллигенции, ему присущи восприимчивость к чужой боли, чужому страданию, отвращение к любым формам насилия над личностью другого человека, свободолюбие, стремление к доброте и красоте, высокая романтическая настроенность. На самом деле, К.А. Федин считает его не
Преподаватель век
3 / 2012
только представителем русской интеллигенции, но и носителем лучших достоинств всего человечества. Все качества, которыми обладает Андрей, являются именно наилучшими качествами, присущими всему человечеству. Но Андрей убит, то есть человеческое богатство уничтожено «революционерами» во время бестолковой русской революции. Андрей Старцов, как другие интеллигенты того сурового времени, избегает кровавой битвы. Он стремится «отдать себя лучшему, что он узнал в жизни» [3, с. 84], пытается не убивать никого, поэтому и помогает маркграфу Мюлен-Шенау вернуться в Германию.
Наоборот, Курт Ван все время поступает с позиции своей революционности, воинственной настроенности. А человеческая сущность в этом герое показывается не только неполноценной, но и ущербной, уродливой. Сам Курт Ван признается, что он не знает любви. По его мнению, «дружба - мистическое что-то» и вообще «все чувства следуют подчинить раз навсегда рассудку», «самое большое» в его жизни - это «классовая революционная ненависть», он даже оправдывает свою сухость и жестокость, крича: «Откуда мне взять добро, если кругом - зло?» [там же, с. 240]. Это типичный фанатик-революционер, человек такого типа не осознает ни доброты, ни прощения, у таких людей есть только желание добиваться целей.
«Города и годы» также показывает высокое мастерство повествования К.А. Федина. Критика 1920-х гг. очень сильно упрекала К.А. Федина и за «смесь детектива с Достоевским», и за то, что его герои порой живут в 1917 г., порой в 1921-м, как будто это разные, а не одни и те же люди. На самом деле,
роман К.А. Федина, подобно великолепной архитектурной конструкции, построен сложно, он не развивается линейно по шкале времени. Российский исследователь М.М. Кузнецов высоко оценивает именно мастерство К. Федина, который умел столь виртуозно организовать материал романа: «В советской литературе мало найдется романистов, которые могут соперничать с ним в искусстве организации романа, чувства целого, умения придать самой форме книги глубокий смысл" [4, с. 30].
В романе «Города и годы» повествуется о событиях, происходящих с 1914 до 1922 г. Начинается он с развязки - с 1922 года, после 1922 года идет глава о 1919 г., а за ней - глава о 1914-м. Потом - «глава отступлений» -опять назад: в детство и девичество Мари Урбах. Позже идут главы о 1916, 1917, 1918 гг. Снова некий сдвиг: «Глава вторая о девятьсот девятнадцатом (1919 г.), которая предшествует первой». Последняя глава - о 1920 г. Как видим, «перетасовка» основательная. К.А. Федин сознательно ломает хронологию, рассказывает о событиях не в хронологической (фабульной) последовательности.
Нужно отметить, что такая перетасовка порядка событий не мешает восприятию. Внутри романа явно ощутима железная логика исторической последовательности. Тогда возникают вопросы, почему в романе «Города и годы» перетасованы и «годы» и «города»?
Мы полагаем, что сложная архитектоника романа связана с авторским отношением к материалу и замыслу произведения, напряженность сюжета определяется значением материала, его спецификой, характе-
347
348
ром конфликтов и способом их выражения. «Смятенная» композиция романа отражала и смятенность времени, его контрастность, и смятенность сознания главного героя [5, с. 16]. Не желая превращать роман в «собрание во ен но-исторической последовательности картинок» [6, с. 78], писатель нарочно отказывается от хронологической последовательности в изложении событий и решает в начале романа выдвинуть на первый план судьбы людей, какими он видит их в революционную эпоху.
Кроме того, со стороны восприятия читателя такая «перевернутая» композиция привлекает читателя, вызывает интерес, усиливает читательские впечатления. Здесь заметно влияние на молодого К.А. Федниа основателя формализма В. Шкловского, ибо в романе «Города и годы» К.А. Федин актвно обращается к теории формализма. Использованное писателем остронение вносит в роман мистическую окраску, которая делает сюжет романа драматическим и привлекает читателя к чтению романа дальше с большим интересом. С точки эстетики, композиция романа «Города и годы» затрудняет восприятие читателями произведения, что способствует усилению заинтересованности читателя и продлению процесса наслаждения красотой.
Самое ценное этого романа состоит и в двух аспектах: Во-первых, К.А. Федин с большим мастерством описал быт и нрав немецкого народа. Да, К.А. Федин 4 года жил в Германии, но в истории литературы не каждый писатель, кто жил в другой стране смог прекрасно описать духовный мир и менталитет другого народа. К.А. Федин достиг в этом большого
успеха. В образах Мари Урбаха, маркграфа Шенау и немецкого художника Курта Вана К.А. Федин удачно показал реальную жизни дореволюционной Германии. Когда немецкие империалисты объявляют войну России Курт Ван превращается в ярого милитариста и шовиниста, что было характерно для кайзеровской Германии. В главах, посвященных милитаристской Германии, прекрасно и с большой сатирой показан старый и страшный мир мещанского, бюргерского «курятника», его жестокость и человеконенавистничество [7, с. 78-79]. Как сказал Ю.М. Оклянский: «Германия 19141918 годов является как бы одним из главных действующих лиц» [8, с. 51].
Во-вторых, К.А. Федин занимается творчеством по призыву своей души, а не как другие писатели того времени, которые огульно и без разбора воспевают подвиги революции. Зорко и внимательно наблюдая за жизнью народа и трезво и глубоко размышляя о жизни реального общества, К.А. Федин выбрал свой стиль, высказал свое мнение о произошедшем. Реальность революционных времен требует от художника адекватных принципов в отражении эпохи, она изображается сквозь призму индивидуальных исканий писателя. Здесь существует ряд вопросов: Как относиться к революции? Насилие -это хорошо или плохо? Отсюда следуют и вопрос о том, каким образом писатель должен изображать революционную реальность? Должен ли он следовать правилам художественного творчества, своей совести или ему стоит овечать потребностям «революционной ситуации»? Ответы на все эти вопросы определяют идейную и эстетическую позиции автора. Вне
всякого сомнения, К.А. Федин находится на правильной позиции, он пишет роман по своей совести, на основе личных наблюдений и размышлений, так что его идейные поиски проявляются не только в отражении реальной действительности во время войны и после революции, но и в объяснении концепции человека, его противоречий со временем и средой.
Жизнь и творчество К.А. Федина после 1930-х гг.
В 1932-1934 гг. К.А. Федин активно занимался общественной деятельностью, связанной с созданием Союза писателей СССР, вместе с тем он работал над романами «Похищение Европы» (кн. 1-2, 1933-1935) и «Санаторий "Арктур"» (1937-1939). Эти романы посвящены критике политических и нравственных устоев буржуазного мира. В них писатель хотел показать темные стороны буржуазного общества и счастливую жизнь в красном СССР. Романы рассказывают о пороках буржуазии, воспевают успехи социализма. Из этих романов видно, что автор отошел от позиции независимого творчества.
Говоря о реальности в СССР в 1930-е гг., нельзя не упомянуть раскулачивание, коллективизацию, организованные доносы, расстрелы, бездушные истязания миллионов людей в лагерях и ссылках. К.А. Федин, вероятно, сознательно не стал освещать такие темы, решив изображать теневые стороны жизни за рубежом. Уже тогда в Советском Союзе утвердился социалистический реализм, который требовал от писателей воспитания народов в духе социализма. А это значило воспевать все советское и критиковать буржуазное и ка-
питалистическое. Иначе их произведения просто не стали бы опубликовывать. Таким образом, украшение советской действительности, освещение пороков капиталистических стран - это и есть социальный заказ, который открывает новую перспективу творчества К.А. Федина.
Трилогия «Первые радости» (1945), «Необыкновенное лето» (1947-1948), «Костёр»(кн. 1-2, 1961-1965)являет-ся главным трудом позднего периода К.А. Федина. За эту трилогию в апреле 1949 г. ему присуждают Сталинскую премию. Но трилогия знаменует собой поворот на творческом пути К.А. Федина. В романах «Первые радости» и «Необыкновенное лето» писатель изобразил Гражданскую войну в послереволюционный период, но к сожалению, необъективно, искажая историческую реальность, ни слова не упоминая о роли Троцкого, но воспевая великие подвиги Сталина и высоко оценивая его роль в революционной и Гражданской войнах. На самом деле, Лев Давидович Троцкий (1870-1940) был одним из главных организаторов Октябрьской революции и создателем Красной армии. С 1918 г. он занимал посты наркома по военным и морским делам, и в период своей деятельности на этом посту Троцкий сделал Красную армию более боеспособной, чем она была ранее. Под его руководством Красная армия одержала победу над белыми. И.В. Сталин же во время Гражданской войны не играл активной роли, не помогал в борьбе против Белой армии, а просто укреплял свое влияние в партии.
Сравнивая ранний и поздний периоды творчества К.А. Федина, мы можем заметить, что их разница оче-
349
ВЕК
350
видна и в языке романа, и в его композиции, и в синтаксических конструкциях, использующихся для описания развития событий. В романе «Города и годы» темы в прозаическом произведении развиваются как будто музыкально, а в трилогии К. Федина подобное ощущение отсутствует. Роман «Города и годы» отражает «образ времени», обличает серьезную проблему того времени и противоречие между культурой и насилием, добром и злом, а трилогия воспевает только счастливую жизнь в Советском Союзе, в ней нет ни типичных общественных проблем, ни сложных перипетий. Создавая образы героев в романе «Города и годы», К.А. Федин показал бедного интеллигента Андрея и его антипода жестокого революционера Курта Вана. Образы этих людей сложны и в духовном плане, и в плане поступках. А трилогия соответствует всем правилам официальной литературы. Так, вместе с Д. Фурмановым, А. Серафимовичем, А. Фадеевым и др. К.Федин создает схожие образы командиров Красной армии, положительных героев в духе социалистического реализма, где важен тип нового советского человека, а не его индивидуальность. Таким образом, талантливый писатель, автор «Городов и годов» превратился в шаблонного пропагандиста-автора «трилогии».
Следует сказать, что в своих произведениях К.А. Федин не хотел быть пропагандистом государственной идеологии, но к сожалению, он невольно вошел в такой круг, в котором у человека нет своей воли и мысли. Это очень хорошо отражается в кампании против Б.Л. Пастернака, во время которой когда К.А. Федин уговаривал поэта отказаться от Нобелевской пре-
мии. Приведем фрагмент из книги «Борис Пастернак» Д. Быкова:
С утра,, не поздоровавшись с именинницей и не поздравив ее, на дачу Пастернака явился седовласый,, сановитый Федин. На втором этаже, в кабинете Пастернака, произошел разговор на повышенных тонах. По воспоминаниям сына, Борис Леонидович был более всего потрясен тем,, что старый друг и многолетний сосед впервые заговорил с ним не как близкий человек, а как должностное лицо. Пастернак твердо заявил, что отказываться от премии не будет, и удивился фединской готовности выражать официальную, а не личную точку зрения. Федин взял тоном ниже и с видом конфиденциальности сообщил, что миссия его подневольна («Уменя на даче сидит Поликарпов!») - и что, если Пастернак не откажется от премии, его ждут непредсказуемые последствия
<...> [9, с. 772].
Федин «сановитый», потому что он - председатель правления Московской писательской организации (с мая 1955 г.), и потому он взял на себя задачу уговорить Пастернака отказаться от премии. Это не было его работой, но это постепенно становилась его обязанностью. В записке главного идеолога ЦК КПСС содержалось требование к К.А. Федину отправиться к другу, уговаривать его, а глава Союза Писателей ждала от него положительного результата. «У меня на даче сидит Поликарпов!» - в этом предложении заключалось все: бессилие, угроза и трусость. Дмитрий Алексеевич Поликарпов - секретарь Союза Писателей СССР, приверженец и исполнитель партийной идеологии. Именно он приехал к К.А. Федину и отправил его к Б.Л. Пастернаку. По сравнению с К.А. Фединым, Всеволод Иванов, тоже старейший и беспартийный писатель,
поступил иначе. Когда Борис Пастернак был у него дома, Вс. Иванов узнал о том, что Борису Пастернаку была присуждена Нобелевская премия по литературе, и радостно поздравил писателя, сказав: «Ты великий поэт и достоин любой существующей в мире премии» [там же, с. 772].
С тех пор прошло более полувека. Сегодня мы, вспоминая о поступке К.А. Федина в то время, с большой определенностью можем сказать, что К.А. Федин совершил ошибку, которая не принесла ему славы. В чем причины этой ошибки? Главная состоит в том, что его точка зрения со временем сближается с государственной идеологией, а сам он подчиняется власти. Кроме позора К.А. Федина в уговорах Пастернака отказаться от премии, существуют и другие: В частности, известно, что он участвовал и в политическом преследовании А. Солженицына, которому потом пришлось бросить гражданство СССР и жить за рубежом. Узнав об этом, старый друг Федина, один из членов «Серапионо-вых братьев» В.А. Каверин не хотел пожать ему руку на собрании и прекратил с ним всякое общение.
Некоторые выводы
Анализируя биографию К.А. Фе-дина, мы замечаем, что писатель в его ранние годы был близок к простому народу, хорошо знал жизнь бедных людей и потребности общества, но в поздний период, после того, как стал председателем правления Литфонда СССР (1937-1939 г.), он постепенно отдалился от народа и встал на позицию официальных властей.
Союз Писателей в советское время не являлся самостоятельным органом, а был своего рода министерством
литературы, голосом партии, правительства, зависимым от политической идеологии и административных функций. Когда К.А. Федин занял должностное место в Союзе Писателей, он вынужден был выполнять даваемые ему поручения и решать поставленные перед ним задачи. Хотя пе Б.Л. Пастернака и не было обязанностью К.А. Федина, у него уже не было выбора, потому что это было решением коллектива, волей правительства.
Независимость как от политической идеологии, так и от материальных соблазнов - необходимое условие для творчества, позволяющее писателю создавать произведение по своему желанию. К.А. Федин принимает теорию официальной литературы и бросает свободное творчество. Теория советской литературы нелепа, она живе своей жизнью, оторванной от закономерностей художественного творчества. Тотальный контроль над художественным творчеством приводит к тому, что литература превращается в пропаганду партийной политики. Если бюрократизм сковывает инициативу писателя, то он находится уже недалеко от духовной смерти. В этом отношении лучшим примером служит писатель А.А. Фадеев, председатель Союза советских писателей в период с 1946 по 1954 год. Оглянувшись на пройденный путь, талантливый А.А Фадеев, в конце концов понял, что талант его погублен многолетней чиновнической карьерой.
Будучи писателем с совестью, А.А. Фадеев потерял последнюю надежду на честность руководства, «Литература - этот высший плод нового строя - унижена, затравлена, загублена. Жизнь моя, как писателя, теряет всякий смысл, и я с превеликой радо-
351
352
стью, как избавление от этого грустного существования, где на тебя обрушиваются подлость, ложь и клевета, ухожу из этой жизни» [3]. В то время «лучшие люди литературы умерли в преждевременном возрасте» - многие талантливые писатели занимались не творчеством, а бюрократическими делами, Союз Писателей стал средством управления, точнее, был оружием Сталина для ликвидации тех людей, которые были не на его стороне. Лидия Чуковская в письме М.А. Шолохову предсказывает: «Выступая на XXIII съезде партии, Вы, Михаил Александрович, поднялись на трибуну не как частное лицо, а как "представитель советской литературы". <...> Ваша позорная речь не будет забыта историей. А литература сама Вам отомстит за себя, как мстит она всем, кто отступает от налагаемого ею трудного долга. Она приговорит Вас к высшей мере наказания, существующей для художника, - к творческому бесплодию» [там же]. В этом смысле и М.А. Шолохов является типичным примером.
Китайский мыслитель Чень Инь-цюе (1890-1969) в разгар первой гражданской войны в Китае сумел провозгласить идеал «независимой личности и свободной мысли», и в этом, на наш взгляд, заключается главная суть независимого творчества учёного и писателя. Быть независимым от власти, далеким от политики - важный принцип
для писателя. Как сказал А.С. Пушкин почти два века назад: «Книгопродавец: Теперь, оставя шумный свет/ И муз, и ветреную моду,/ Что ж изберете вы?/ Поэт: Свободу"; "И долго буду тем любезен я народу,/ Что чувства добрые я лирой пробуждал,/ Что в мой жестокий век восславил я Свободу/ И милость к падшим призывал».
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Оклянский Ю.М. Федин. - М.: Молодая гвардия, 1986.
2. Лунц Л. Почему мы Серапионовы братья // Литературные записки. - 1922. - № 3.
3. Фадеев А.А. Предсмертное письмо А.А. Фадеева в ЦК КПСС. 13 мая 1956 [J]. - URL: http://historydoc.edu.ru/catalog. asp?cat_ob_no=&ob_no=13361
4. Кузнецов М.М. Советский роман. - М.: Советский писатель, 1986.
5. Ефимова В.П. Эволюция стиля в раннем творчестве К. А. Федина. - М.: Институт мировой литературы им. А.М. Горького, 1987.
6. Бугаенко П.А. Константин Федин: Личность, творчество. - Саратов: Приволжское книжное издательство, 1980.
7. Брайнина Б.Я. Константин Федин. - М.: Гослитиздат, 1962.
8. Федин К.А. Города и годы. - М.: Художе-ственная литература, 1974.
9. Быков Д.Л. Борис Пастернак. - М.: Молодая гвардия, 2007.
10. Чуковская Л. «Михаилу Шолохову, автору "Тихого Дона"». - URL: http://www. laidinen.ru/ women.php?part=2918&letter= %D7&code=5751 ■