Научная статья на тему 'Размышления о неклассической художественности западноевропейской и русской литератур второй половины XX - начала XXI В. Рец. На кн. : Исаев С. Г. , Владимирова Н. Г. Актуальная поэтика: Смена художественной парадигмы. Великий Новгород: Изд-во Новгородского гос. Ун-та, 2017. 482 с'

Размышления о неклассической художественности западноевропейской и русской литератур второй половины XX - начала XXI В. Рец. На кн. : Исаев С. Г. , Владимирова Н. Г. Актуальная поэтика: Смена художественной парадигмы. Великий Новгород: Изд-во Новгородского гос. Ун-та, 2017. 482 с Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
54
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Размышления о неклассической художественности западноевропейской и русской литератур второй половины XX - начала XXI В. Рец. На кн. : Исаев С. Г. , Владимирова Н. Г. Актуальная поэтика: Смена художественной парадигмы. Великий Новгород: Изд-во Новгородского гос. Ун-та, 2017. 482 с»

УДК 82.091(048)

Вестник СПбГУ Язык и литература. 2018. Т. 15. Вып. 1

Бурова Ирина Игоревна

Санкт-Петербургский государственный университет, Россия, 199034, г. Санкт-Петербург, Университетская наб., 7-9 i.burova@spbu.ru

Размышления о неклассической художественности западноевропейской и русской литератур второй половины XX — начала XXI в.

Рец. на кн.: Исаев С. Г., Владимирова Н. Г. Актуальная поэтика: Смена художественной парадигмы. Великий Новгород: Изд-во Новгородского гос. ун-та, 2017. 482 с.

Для цитирования: Бурова И. И. Размышления о неклассической художественности западноевропейской и русской литератур второй половины XX — начала XXI в. Рец. на кн.: Исаев С. Г., Владимирова Н. Г. Актуальная поэтика: Смена художественной парадигмы. Великий Новгород: Изд-во Новгородского гос. ун-та, 2017. 482 с. // Вестник Санкт-Петербургского университета. Язык и литература. 2018. Т. 15. Вып. 1. С. 161-163. https://doi.org/10.21638/11701/spbu09.2018.114

Монография известных российских филологов С. Г. Исаева и Н. Г. Владимировой «Актуальная поэтика: Смена художественной парадигмы» посвящена изучению глубоко внутренних и еще не получивших завершения процессов, которые характеризуют новизну и творческую оригинальность художественной литературы второй половины ХХ — начала XXI столетия. В рецензируемом исследовании рассмотрено двунаправленное движение теоретической поэтики: 1) ее усилия, направленные на постижение самого изменившегося литературно-художественного творчества; 2) ее стремление к самосовершенствованию изнутри, основанное на взаимодействии с различными областями современного знания, а также поиск ею новых терминов и определений, которые давали бы представление об опыте реорганизации текста словесного произведения. Таким образом, речь идет как о рефлексии самого литературоведения, стремящегося к новому уровню научности, связанному с неизбежным пополнением поэтики новыми категориями и понятиями и расширением терминосферы, так и о новом уровне самосознания самой художественной литературы.

С учетом этого актуализируются проблемы неклассической художественности, зарождающиеся в текстах эпохи художественной модальности, а также их развитие и трансформация в современной западноевропейской и русской литературах второй половины ХХ — начала XXI в.

Намеченная авторами двуединая проекция изучения классической и современной словесности мотивирует интерес к поискам «несказанного», к глубинным структурам произведения и выделению в качестве самостоятельной проблемы «события текста», обостряющего понимание формирующего процесса, в который, как убедительно показывают С. Г. Исаев и Н. Г. Владимирова, сегодня активно вовлечен и читатель как соучастник процесса выбора художественных моделей.

Саморефлексия текста, его изменившиеся проекции потребовали и переосмысления в новом контексте предшествующего теоретического и художественного опыта. С этой целью

© Санкт-Петербургский государственный университет, 2018

https://doi.org/10.21638/11701/spbu09.2018.114

161

в монографии оказались привлечены актуально представленные произведения Г. Р. Державина, В. Ф. Одоевского, Д. С. Мережковского, Б. Л. Пастернака, А. А. Вознесенского, А. Г. Битова, В. О. Пелевина, Д. Г. Россети, М. Пруста, Г. Грина, Дж. Фаулза, Дж. Барнса, Дж. Уинтерсон, Д. Сет-терфилд и др. С этой же целью в исследовании используется и широкий эстетико-литерату-роведческий теоретический материал, создающий внятные представления о неклассической художественности, целостности, игре, вариативности (работы Г. Гердера, А. Шопенгауэра, Ю. Кристевой, Р. Барта, М. Фуко, Ж. Деррида, Ж. Женетта, В. Б. Шкловского, Н. А. Бердяева, М. М. Бахтина, Ю. М. Лотмана, М. Л. Гаспарова и др.).

Успешное сочетание в работе синхронного и диахронного подходов позволяет авторам выработать не только представление о диалектически целостном художественном пространстве, но и наметить поворотные моменты в его развитии — «точки» происходящей смены художественной парадигмы, зарождения новых понятий и категорий, которые раскрывают поэтологические особенности сложного и нетрадиционного устройства современных литературных произведений. Так, авторами монографии показано, что намеченная еще Андреем Белым в «Серебряном голубе» саморефлексия текста находит продолжение в романе Бориса Пастернака «Доктор Живаго», приобретая при этом значение его главного структурирующего принципа. В этой связи С. Г. Исаевым и Н. Г. Владимировой плодотворно рассмотрена интерди-скурсивность и взаимодействие разных видов знания, приводящие к синтезу аналитического и художественного модусов, как в научных трудах («Записи и выписки» М. Л. Гаспарова), так и в художественных произведениях («Маг» Дж. Фаулза, «Повесть о Платоне» П. Акройда).

Особо следует отметить производимый авторами отбор художественных текстов. Он определен намеченными «пуантами» смены художественной парадигмы и рассмотрением таких не до конца отрефлексированных современной теоретической поэтикой понятий, как «лабиринт», «принцип домино», «герменевтический круг», экфрасис, палимпсест. Так, палимпсест как новая форма интертекстуальности рассматривается на примерах творчества Томаса де Квинси, Марселя Пруста, Дженет Уинтерсон. Актуально представлена и визуальная, сенсорная поэзия, «рассказанные истории» и широкий спектр «вставных конструкций».

Интересно применен и неизбежный в контексте отмеченного выше мультидисциплинар-ный подход, приобретающий особенную актуальность при рассмотрении проблем взаимодействия разных видов искусств, экфрасиса и вышеупомянутого палимпсеста. Он сочетается с эстетическим, теоретическим и литературоведческим подходами к анализу самых разнообразных текстов, что и позволяет выявить последовательность и мотивированность происходящей смены художественной парадигмы как в русской, так и в западноевропейской литературе, осознать типологическую значимость происходящих в художественной сфере процессов.

На этой основе авторами успешно формируется целостная система типологии неклассической художественности, благодаря которой удается обобщить процесс своеобразного художественного развития современной русской и западноевропейской литератур, представить многообразие явлений неклассической художественности с избранной ими методологической точки зрения. Акцентируя инновационные черты поэтики, авторы вместе с тем руководствуются идеей о непрерывности выразительных традиций.

Все изложенные соображения позволяют осмыслить истинную ценность проведенного исследования, его научную новизну и актуальность, определяющие перспективу его востребованности в среде преподавателей русской и зарубежной литературы, филологов, культурологов, студентов бакалавриата, магистратуры и аспирантуры гуманитарных направлений, а также в широких читательских кругах.

Статья поступила в редакцию 13 ноября 2017 г.

Статья рекомендована в печать 20 ноября 2017 г.

Burova Irina Igorevna St. Petersburg State University

7-9, Universitetskaya nab., St. Petersburg, 199034, Russia i.burova@spbu.ru

Meditations on nonclassical artistry of Western European and Russian literature of the second half of the 20th — beginning of the 21st century Book Review: Isaev S. G., Vladimirova N. G. Current poetics:

Change of the artistic paradigm. Velikii Novgorod: Novgorod State Univ. Press, 2017. 482 p.

For citation: Burova I. I. Meditations on nonclassical artistry of Western European and Russian literature of the second half of the 20th — beginning of the 21st century. Book Review: Isayev S. G., Vladimirova N. G. Current poetics: Change of the artistic paradigm. Velikii Novgorod: Novgorod State University Press, 2017. 482 p. Vestnik of Saint Petersburg University. Language and Literature, 2018, vol. 15, issue 1, pp. 161-163. https://doi.org/10.21638/11701/spbu09.2018.114

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.