Научная статья на тему 'Размышления о методологии Online-Offl ine Phenomena Studies : к дискуссии на симпозиуме «Пути России — 2014»'

Размышления о методологии Online-Offl ine Phenomena Studies : к дискуссии на симпозиуме «Пути России — 2014» Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
49
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
онлайн / оффлайн / online-offl ine phenomena studies / methodology / Пути России / online / offl ine / online-offl ine phenomena studies / methodology / Ways of Russia

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Иван Климов

Выступления коллег на секции «Онлайн-активизм и социальные движения в оффлайне», состоявшиеся на симпозиуме «Пути России — 2014», побудили к разговору о методических и методологических задачах, стоящих сегодня перед сообществом исследоватлей Интернета и социальных сетей. В тексте обсуждаются как методические проблемы представленных исследований, так и реализованные интересные решения и подходы. На наш взгляд, становится очевидной необходимость формировать методологию Online-Offl ine Phenomena Studies. В ее основе должно лежать понимание, что уже на начальном этапе в дизайн исследования нужно закладывать указанную двойственность в качестве методологического принципа и руководствоваться им при постановке исследовательской проблемы, выборе методов и планировании образа результата.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

About Online-Offl ine Phenomena Studies methodology: discussion after symposium “Ways of Russia — 2014”

Speeches at the section “Online activism and social movements offl ine”, held at the symposium “Ways of Russia — 2014”, prompted a conversation about methodological problems and issues of the Internet and social networks. In our view, it is necessary to form methodology of Online-Offl ine Phenomena Studies. It must be based on the understanding that at an early stage of design of the study it’s need to lay this duality as a methodological principle. It should be refl ected in the formulation of the research problem, the choice of methods and planning result. The text discusses the methodological problems presented in the speeches, as well it describes some interesting solutions and approaches.

Текст научной работы на тему «Размышления о методологии Online-Offl ine Phenomena Studies : к дискуссии на симпозиуме «Пути России — 2014»»

Размышления о методологии

Online-Offline Phenomena Studies:

к дискуссии на симпозиуме «Пути России — 2014»

Иван Климов*

Выступления коллег на секции «Онлайн-активизм и социальные движения в оф-флайне», состоявшиеся на симпозиуме «Пути России — 2014», побудили к разговору о методических и методологических задачах, стоящих сегодня перед сообществом исследоватлей Интернета и социальных сетей. В тексте обсуждаются как методические проблемы представленных исследований, так и реализованные интересные решения и подходы. На наш взгляд, становится очевидной необходимость формировать методологию Online-Offline Phenomena Studies. В ее основе должно лежать понимание, что уже на начальном этапе в дизайн исследования нужно закладывать указанную двойственность в качестве методологического принципа и руководствоваться им при постановке исследовательской проблемы, выборе методов и планировании образа результата.

Ключевые слова: онлайн, оффлайн, online-offline phenomena studies, methodology, Пути России

На симпозиум «Пути России» мы предложили секцию «Онлайн-активизм и социальные движения в оффлайне». Ниже — заметки по ее итогам, не претендующие на полноту описания события. Скорее это обозначение задач на ближайшее будущее. Одновременно на сайте Центра изучения Интернета и общества мы выложили презентации к докладам выступивших коллег, к которым я буду апеллировать.

Как всегда — не все получилось так, как задумывалось, и некоторые очень ожидаемые сюжеты и исследования не были представлены. Тем не менее некоторые выводы из очень познавательных выступлений были сделаны, и хочется их обсудить. Поскольку мы нарабатываем опыт эмпирических исследований, это и есть самый важный результат.

Мы видим, что число исследований и публикаций по тематике Интернета и социальных движений растет (это показано в работе Полины Колозариди, НИУ ВШЭ, Центр изучения Интернета и общества). Я думаю, это не случайно.

И дело не только в том, что социальные движения — модная тема после всех арабских и постсоветских историй с «революциями». Просто сама рамка «возникающих сообществ» оказывается парадигматически, модельно и понятийно близкой исследованиям социальных сетей (SNA), содержательным задачам для алгоритмов Big Data и полезна для прикладных задач в области новых медиа. А возникающие сообщества и формирование их «сообщественных» практик в онлайне как раз удобнее всего изучать на примере гражданских мобилизаций, различимых нашим исследовательским оком в онлайне только потому, что они уже легитимировали себя в оффлайне. С низовыми

* Климов Иван. Кандидат социологических наук, руководитель Центра изучения Интернета и общества РЭШ, доцент факультета социологии НИУ ВШЭ. klimov_ivan@list.ru

Рис. 1. Полина Колозариди. Число исследований по запросу в Science Direct: ALL («social movements», internet). Всего — 1,145 статей за 1994-2014 гг.

инициативами — сложнее, тут придется решать вопрос, а не фейк ли это, какое отношение это имеет к «реальности», и не медийная ли это мобилизация, которая возникает, разворачивается и умирает исключительно на сетевых просторах. В общем, возникает запрос на методологию, преодолевающую герметичность computer science и онлайн-методов, задействующую исследовательские возможности как онлайн, так и оффлайн подходов. Не случайно многие вопросы были из серии: а отличается ли онлайн-лидер-ство от феномена лидерства, известного нам по длинной традиции исследований? И если да, то чем?

Острая методологическая недостаточность

Собственно, это первый пункт резюме по секции. Стало ясно, что очень многого пока нет. А именно:

— Нет общего языка исследователей: очень часть априорные понятия и термины предопределяют наши исследовательские выводы. Точнее — умозаключения. Если мы методами SNA исследуем «сообщества» — вершины и связи между ними по признаку «общей (одинаковой) связи» — то мы в итоге и говорим о «существовании» «сообществ». В лучшем случае оговариваемся, что это «онлайн-сообщества» или «онлайн-лидеры» 1.

— Нет общего понимания реперных точек в методологии, которые стоит обсуждать прежде, чем обращаться к содержанию работы и выводам. Получается, что решения по дизайну исследования принимаются, исходя из логики возможного (возможностей данных, возможностей алгоритмов), а не из логики методологической необходимости и получения валидного вывода. Важно понимать, что в интернет-исследованиях непривычно многое зависит от уже имеющихся ограничений как алгоритмических, аппаратных, так и от особенностей дата-сетов (data-sets).

1 Кроме того, есть множество орфографических неясностей: «блог (г)ер», «оф (ф) (-)лайн» «И (и)нтернет».

— Нет понимания — что делать с полученными результатами, зачем они? Даже если результат исследования оказывается осмысленным и удовлетворительным «изнутри» какой-либо отдельной дисциплины (computer science, медиалогии, политологии, социологии и т. д.), то с позиций других дисциплин обнаруживаются угрозы для его валидно-сти и осмысленности. То есть многомерного и междисциплинарного понимания феноменов не складывается.

Приращения в теории пока неочевидны (я имею в виду теории, связанные с социальными движениями). С ответом на вопрос «а что происходит?» мы, исследователи, опаздываем — только сейчас разбираем кейсы 2011-2012 (хорошо, если 2013) годов. Единственный раз ценность всей работы по моделированию графов сформулировал в кулуарах коллега: знание помогает определить «бриджи» (вершины — пользовательские аккаунты, через которые изолированные сообщества, сети коммуникаций сообщаются друг с другом, от англ. «bridge»). То есть определить тех, кого надо «закрыть» в онлайне и оффлайне для того, чтобы нарушить координацию, распространение информации и сбить мобилизацию.

Светлана Бодрунова (СПБГУ) совершенно точно замечает — никто из нас не ставит вопрос, как оценивать развитие социальных движений в сети (как и развитие медиа) с точки зрения «больших» междисциплинарных теорий, типа теории модернизации, демократической теории и так далее? (правда, намек на такой подход есть в презентации И. Соболевой, НИУ ВШЭ, и в выводах — у П. Колозариди).

Электоральный авторитаризм

• Особенности режима

• Стратегии власти и оппозиции

ЭА: гибридный режим, где формальные демократические процедуры комбинируются с неформальными авторитарными практиками (Schedler 2002, 2006, 2009, 2013) «Переходная зона» между электоральной демократией и закрытой автократией (Diamond 2002; Levitsky, Way 2010; Howard, Roessler 2006) Правило «80% автократов»

Режим с высокой степенью электоральной поддержки может существовать бесконечно долго (обычные диктатуры - до 15 лет) (Levitsky, Way 2013; Hadenius, Teorell 2007; Hale 2013; Geddes 1999)

Единственным гарантом успешного демократического перехода является сплоченность оппозиции (Hale 2013; Schedler 2006; Kuntz, Thompson 2009)

со Ф "6

to

CD С Ф

£ о

с ф

£

ф с

5=

О ф

.g

с О

S £

о §

к ф

0

04

5

1 ф

i §

00 £

CQ

0 §

S

£

1 CD

Рис. 2. Ирина Соболева. Концептуализация понятия «электоральный авторитаризм» для исследований политического активизма

Лично для меня примером такой работы в области теории является выступление До-нателлы дела Порты прошлой осенью на «ВДНХ» — конференции Европейского Университета в Санкт-Петербурге. Однако и она все-таки не затрагивала более важных для нас проблем — как оцениваются сетевые феномены с точки зрения этих «больших теорий». Ведь очевидно, что примеры уличных протестов и революций социологически амбивалентны: с одной стороны, они показывают рост политической вовлеченности (например,

Л. Тевено), с другой — неэффективность институциональных механизмов политической репрезентации. То есть (это мысль Светланы Бодруновой) при планировании исследования неплохо было бы задаваться вопросом — какой вклад в обсуждение одних и тех же феноменов в рамках «больших» теорий мы могли бы сделать со своей «дисциплинарной» стороны.

«Одномерные» исследования

Становится понятно, что исследовать что-либо по одной из сетей — работа с заведомым риском систематических смещений. Очень тонкое и выверенное по реализованным процедурам исследование Светланы Бодруновой об отображении событий в Бирюлево в Твиттере сталкивается с некоторыми проблемами:

— Опыт анализа по другим дата-сетам: на начальном этапе наибольшая доля дискурса про Бирюлево продуцировалась на местных форумах молодых мам (работа тоже не вполне корректна, но уже в другой ее части). Соглашусь со С. Бодруновой: нет софта (программ). Наши исследования — очень софт-ориентированные, зависимые от заложенных в него алгоритмов, а значит — платформенно-ограниченные. Поэтому мы изначально очень редко можем отследить данные на разных платформах. Что с этим делать — никто не придумал. Ну, разве что мы стараемся задавать такие исследовательские вопросы, ответы на которые можно экстраполировать «за пределы» платформы.

— Опыт сетевой антропологии (тематический серфинг) и обычных интервью-бесед: на втором этапе тема перекочевала на фанатские (спартаковские) форумы через кого-то из бирюлевских фанатов.

К сожалению, не состоялось выступление Л. Полищука (НИУ ВШЭ) с рассказом об их исследовании с М. Петровой, Р. Ениколоповым (ЦИИО) и А. Макарьиным (НИУ ВШЭ). Их работа посвящена изучению активности протестных сообществ в социальных сетях и сопоставлению ее с реально происходившими акциями протеста. Их вывод: диверсификация социальных сетей в городе, когда популярными оказываются 2-3 конкурирующих платформы, снижает интенсивность и численность акций протеста. То есть сама по себе вовлеченность в социальные сети, наличие протестных настроений и возникновение соответствующих сообществ не являются строгим детерминантом участия в протестных действиях, и доскональное изучение специфики какой-либо одной платформы не гарантирует получения валидных выводов о механизмах протестной мобилизации в оффлайне.

Без сравнения — никак

На секции было много вопросов из серии: В чем схожесть и специфика онлайн-фе-номенов в сравнении с их оффлайновыми синонимами (активизм, лидерство, солидарность и т. д.)? Можно ли проследить рецепцию онлайн-феноменов в оффлайне? Например, очень интересна работа Анны Саниной (НИУ ВШЭ) про инструменты формирования иронии на примере сообщества «Поцтриот», существующего примерно лет 8, пережившего московские уличные события 2011-2012 гг. Но в дизайне исследования не предусмотрен вопрос о выяснении социальных эффектов того креатива, который производит сообщество. Являются ли выявленные механизмы специфичными для онлайн-иронии, или же в них обнаруживаются универсальные приемы смеховой реинтерпретации реальности? Как можно отследить именно трансляцию, передачу мемов из этой «артели» в иные сообщества и практики? Тот же самый аргумент адресую и нашему исследованию с Татьяной Индиной (ЦИИО): какими аргументами мы можем обосновать схожесть и отличия оффлайн- и онлайн-лидерства, кроме прозвучавшего «я так вижу» (с вежливой оговоркой, что это, мол, гипотеза, наше пока еще ничем не подтвержденное впечатление от беглого анализа данных).

Ирина Ксенофонтова вместе с Ириной Тартаковской (ИС РАН) и Александриной Ваньке (РГГУ) предприняли попытку нащупать механизмы протестной мобилизации «изнутри» активности онлайн-сообществ. Однако, на мой взгляд, исследовательская задача реализовалась скорее дискурсивно. Вот пара выводов: «онлайн- и оффлайн-ак-тивность... органично и непротиворечиво перетекают друг в друга»; «интернет-коммуникация является "несущим стержнем" современного протеста.». Положа руку на сердце, материалы исследования лишь отчасти позволяют увидеть как именно «перетекают» онлайн-офлайн активности (постинг фотографий с митинга), и никак не свидетельствуют об «органичности и непротиворечивости» такого перетекания. Собственно, авторы в своих выводах как раз и говорят о необходимости дополнить уже реализованный подход иными, оффлайновыми методами.

Вывод для нашего цеха очевиден: важная перспектива в развитии интернет-исследований — развитие методологии Online-Offline Phenomena Studies. В ее основе должно лежать понимание, что уже на начальном этапе в дизайн исследования нужно закладывать обозначенный дуализм как методологический принцип и руководствоваться им при постановке исследовательской проблемы, выборе методов, планировании образа результата.

Online-Offline Phenomena Studies

Какими могут быть приемы OOPS-подхода? Не претендую на полноту, перечислю только то, что пришло в голову, когда слушал выступления коллег.

Во-первых, смотреть, какие признаки поведения в оффлайне мы можем обнаруживать в онлайне. Например, как это сделал Carlos Diuk, Facebook Data Science; он показал, как в соцсетях меняется ориентированное друг на друга (лайк, шеринг, коммент) поведение мужчины и женщины, после того как они образовали пару в реале. На рисунке 3, как меняется активность в сети.

Еще вариант — использовать возможности геолокации с учетом имеющихся ограничений. Например, это было использовано Бенджаменом Линдом (НИУ ВШЭ), собиравшим твиты с геометками сначала в течение проходивших акций протеста в Москве, а затем — через неделю после.

со ф

"6 -4-j

сп

со

с ф

£ о

с ф

£

CD С

5=

О ф

.g

с О

S £

о §

к ф

0

Os

S

1 ф

i

2

§1.64

о

о.

о с

"55

.11.60

а>

jQ

11,56

* t •v V'. • \ • \ *

• *

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• • л** • *< 4 • * t • In a relationship

Single • я \ * . íij.. ■

•AV, • « " - - * • * , . * 1

-100 -50 С ) 50 100

со £

CQ

0 §

S

£

1 со

Days before/after relationship

Рис. 3. Carlos Diuk. Сто дней до и после изменения сетевого статуса на «In a relationship»

Во-вторых, нужно проводить исследования одних и тех же кейсов на базе различных дата- сетов по социальным сетям (поскольку алгоритмы работы с ними в разных организациях имеют существенные различия), плюс к этому — дополнять их данными иной природы (например, метеорологическими, что может быть полезно для исследования протестов).

Понятно, что сейчас мы накапливаем опыт работы с большими данными, со стратегиями SNA (Social Network Analysis), сентимент-анализа, анализа семантики, смотрим, какого рода выводы мы можем делать на основе этих методов. Радует, что коллеги приближаются к следующему шагу — одновременное использовать и новые, и традиционные методы. Хороший пример — исследование наблюдателей на московских выборах, представленное Сергем Давыдовым, Ольгой Логуновой, Екатериной Лыткиной (НИУ ВШЭ) и Павлом Лебедевым (Wobot). И эта работа навела меня на мысль, что одна из проблем, которую предстоит решить в рамках OOPS, — как при исследовании одного кейса или феномена преодолевать дискретность, недостаточную согласованность используемых методов. Причина дискретности — в очень уж разной природе данных, получаемых, например, при анализе постов в соцсетях и из интервью. Напримермы вытаскиваем мотивацию наблюдателей из интервью. Что это нам дает для стратегии SNA? Можем ли мы при интерпретации результатов SNA опереться на список мотивов, полученных с помощью интервью? Или — более прагматичный вопрос: из интервью мы выяснили медиа-предпочтения наблюдателей — можем ли мы сравнить это с данными SNA или данными иной природы? Тут стоит подумать о методиках, которые можно применять шире, чем для одного дата-сета, применимых к разным типам исходных данных.

Вывод такой: если мы ставим определенную задачу и подбираем метод ее решения (а тем более, если используем набор методов), важно проговаривать эпистемические ограничения, которые возникают в следствие а) специфики методов, б) особенностей сбора первичных данных. Особенно это важно для процедур сбора данных по социальным сетям, онлайн-опросов, опросов по панели и т. д. Вместе это все как раз и нужно, чтобы понимать возможности именно комплексного использования методов и подходов для решения единой исследовательской задачи. Это звучит тривиально, но если мы будем трезво оценивать дескриптивные способности данных, то будем точнее планировать дизайн исследования, не будем мыслить категориями репрезентативности в тех исследованиях, где ее в принципе невозможно обеспечить.

У меня есть мнение, но я с ним не согласен

Еще одна область задач для развития — валидизация процедур и выводов как обязательный элемент дизайна исследования. Такое вот тонкое, социологически снобистское наблюдение-трюизм. Так в чем же проблема? Тут я вижу три области задач.

Первое. Мы имеем дело с новыми социальными феноменами, для которых еще не выработано операционального языка. Ну, во всяком случае, нет конвенционального языка, есть понятия, основанные на ощущении «интуитивной уместности» их использования. «Френды» — это не друзья, и даже не всегда сообщество. «Пост» имеет лишь некоторое отношение к «мнению» и «позиции»; у него обнаруживается множество коммуникативных задач и свойств, а сами пишущие различаются по уровню компетенций управлять ими. Но речь все-таки о другом пласте профессионального языка. И если уж мы используем какие-то теоретические идентификаторы, то надо сомневаться в их адекватности. Например, одно из исследований мы начали с сомнения, что наблюдатели — социальное движение. Дальше напрашивалось, что нужно построить операциональную концепцию «социального движения» и проверить применимость ее к кейсу наблюдателей. Примерно та же критическая логика напрашивалась, когда я слушал некоторые из выступлений. Ну, про роль исследователей социальных протестов в легитимации понятия «креативный класс» применительно к «оппозиции» говорилось уже много раз. Коротко — если

вначале презентации идет ссылка на Флориду, то можно с уверенностью предполагать, что в выводах будет показано существование «креативного класса». :

Но для других случаев это уже не является столь очевидным. Например, если мы из- со учаем роль сетей в «политической мобилизации», то можем ли мы быть уверенными, что ^ мы умеем отделить ее от разновидностей «неполитической» мобилизации и что в дан- 3 ном конкретном случае мы изучаем именно ее? На чем строится наша уверенность, что это «политическая» мобилизация — только на том, что мы изучаем активность «протест-ных групп»?

Аналогичную проблему мы горячо обсуждали с Татьяной Индиной — применительно к понятиям «онлайн-активизма» и «онлайн-лидерства». У меня нет твердой уверенности, что мы смогли решить эту проблему методологически аккуратно и операционально кор- ^ ректно. Опасность в том, что само понятие «лидерства» заставляет нас наделять наших щ онлайн-респондентов качествами «лидеров», подразумеваемых в оффлайне, хотя мы .с старательно проговариваем дистанцию между онлайном и оффлайном.

В общем, наш теоретический язык, который мы используем, предопределяет наши

Большие данные и SNA позволяют получать порой уникальную информацию о процессах, однако неполнота и однобокость дизайна исследования может скрывать нео-

для того, чтобы прояснить: а с какими именно сообществами, выделенными в результате ее методологии «зерновой кластеризации», она имеет дело? В результате все сообщества распались не просто на три большие группы — «провластные», «оппозиционные», «националистические». Стало возможным посмотреть, какого типа сообществ в каждом классе больше — досуговых, ориентированных на конкретную проблему, политизированных, фанатских, фейковых и т.д.

Насколько я понимаю, была реализована процедура, аналогичная кодированию открытых вопросов, когда сначала исследователь проводит «сетевую антропологию» выделенных онлайн-сообществ и систематизирует увиденное в кодификаторе. Затем с группой кодировщиков-«экспертов» проговаривается логика идентификации того или иного признака применительно к всему набору сообществ, а следом происходит кодировка материала: присвоение кодов конкретным объектам — онлайн-сообществам. После этого данные SNA получают больший содержательный «объем».

О

выводы. Находясь внутри исследования, сложно поймать действие этого ограничения.

Надежда только на критику коллег. "j=

Вторая проблема — непредсказуемость содержательных лакун и смещений. О

S £

о

жиданные смещения. То же самое относится и большому циклу опросов на митингах g

(российских, украинских). В условиях, когда репрезентативности добиться невозможно, с^

репрезентация участников реализуется через процедуры систематического отбора. Од- к

нако мы не можем быть в полной уверенности в том, что своеобразный уличный опрос ^

в экстремальных условиях не имел неожиданных систематических смещений. Напри- о

мер, если опрос «активистов Навального» показывает, что они были вовлечены в его К

московский предвыборный проект в режиме «full time», то напрашивается задача пере- i

проверить такой контринтуитивный вывод. с~

Андрей Щербак и Олеся Кольцова (НИУ ВШЭ) с помощью анализа блогов в ЖЖ пока- Э зали, что для 2011-2012 гг. основным выгодополучателем от политической активности

блоггеров стали «оппозиционные» партии, и в большей степени — КПРФ. Они смотрели со

на соответствие результатов анализа блогов с данными поллстеров, и экспликация ана- Qu

лиза такого соответствия оказывается важнее, чем сам содержательный вывод. Конеч- щ но, тут возникают дальнейшие вопросы по вализидации выводов (можно ли сравнивать

с общероссийскими данными анализ топ-2000 в ЖЖ), но важен пример установки на ва- S лидизацию результатов SNA.

И третье. В целом ряде работ и выступлений была показана необходимость «экс- I

пертного кодирования». Галина Градосельская (НИУ ВШЭ) использовала эту процедуру со

Характеристики экспертно размеченных групп (легенда)

1- I

Красный

ЖвП(ЫЙ

Салатовый

Серый

Оранжевый

Фиолетоя ый

оппозиционные

пропутинские националистические характерные, хобби

реклама. М1.М, «пирамиды»

экстремистские

«политический винегрет»

переквалификация в политическую

закрытые группы бытовые

выредеыы тлозициотые ¿иттравнгель с таенные ытигосунарственше алляди ннйткенае босл^мятие пи-лести В в Путина

Оргачимюнь> я паддврюу в 6 Пугин« в игёткяцит и каимрлэсмя* вьражэетсн поддлртха его действий и осу-кпвиие оппозиции

Посиимны проСле<лам тмкэциочашшх шаткм ношений гренеСсежееию отастей дискриминации русой го населения

ХлаяитАрчу^-от деятельность групп с р«1к%иии папитичясиши устадавьами. маприида, чаииоикмгшчйсии группа -древнерусская религия

Как правило, тчусствемно сэтиют^ч группы по рзстчхкдремению рангами и есвпемэнию в сетевой »мривти«

Содержат прил-е и актовом лротепчыи действия!) пикетам, шгтингаи *мформ*р>^ о проведении протвстных а<цнй

Поток ннфсриационных ссылок о последим лолиттеом соОытийк демонстрации собственной точки прения

Захват рэскручен^х грулл с ре1Л9мой. М| М и герелро<{*1рмро№ие ич 9 политические

Нет доступа к ачализу иирсризции Однако «окно отследить.»"о релдатгр адиимигтрвтерты

ГЬсьядечы конкретно« просяемам например ЖКХ

Рис. 4. Галина Градосельская. Место экспертного кодирования в работе по кластеризации политически активных сообществ в Фейсбуке

Похожий подход реализован в исследовании Светланы Бодруновой и ее коллег по теме Бирюлево в твиттере. Вначале проводилось предварительное чтение с отбором . хэштегов. Затем: закачка твитов для создания словаря; автоматическое создание сло- со варя с очисткой и лемматизацией; экспертное чтение словаря и создание двух «экспертных» словарей с разной степенью присутствия общей лексики. Дальше — собственно :з кроулинг на основе словарей. Вторая — независимая линия — это кодирование дата- О) сета твитов по 26 параметрам в мета-данных, не связаных с анализом словаря. Этот то разрыв в дизайне исследования может быть преодолен, если использовать выделенные ф лексико-семантические ряды для автоматического (или полуавтоматического) кодиро- £

вания твитов. И этот методический кейс будет показателен: что можно делать автомати- §

ф

■с

ческими методами, а где и насколько можно вмешиваться «экспертным» образом.

То есть создавался «автоматический частотный словарь» текстов твитов, а затем Q,

проводились его очистка и лемматизация. Это, видимо, может быть подготовительным ^

этапом — создание кодификатора, на основании которого затем можно производить jg

кодировку твитов. С моей точки зрения, описанный набор действий опять же отсылает q

к методическим требованиям процедуры кодирования открытых вопросов с необходи- щ

мостью триангуляции, обсуждения правил группировки, иерархической организации ко- .с

дов, правил присвоения кодов и т. д. J5 Итак, напрашивается резюме — SNA не может быть полностью автоматическим;

ствие алгоритма, исходя из каких-то своих соображений. Соответственно, вывод пер-

Итак, общее впечатление от выступлений и обсуждения — оптимистическое. Во-первых, есть сообщество высоко мотивированных исследователей и оно динамично

данных.

В-четвертых, такого рода исследования требуют не просто коллективной работы, но и работы междисциплинарных команд и кооперации организаций. Надо готовиться к появлению публикаций с десятком соавторов. Ну и, конечно, вопрос оперативности. Невозможно обсуждать эффекты социальных сетей, отыгранные три года назад. Все вполне оптимистично: есть чем заняться!

О

5

в ряде важных этапов реализации той или иной процедуры аналитик вмешивается в дей- ^

и о

вый: важно эксплицировать логику принятия решений, показывать, где и какое было ^ произведено вмешательство человека в действие алгоритмов анализа. И второе: актуальной становится задача по содержательной идентификации результатов автомати- к ческой кластеризации, комбинаций, списков и т. п. А это, так или иначе, предполагает ^ «экспертное кодирование», содержащее в себе 4 действия: знакомство с массивом дан- 0

ных, выделение компонентов, значимых для исследования, организация кодификатора, к кодировка — приписывание кодов м няться. И только затем — обработка.

кодировка — приписывание кодов массиву, в ходе которого кодификатор может изме- ^

ф I

Все отлично! £

00 £

развивается. Во-вторых, очевидна потребность в экспликации уже полученного обшир- § ного опыта и скучного разговора о процедурах, методических и методологических про- >| блемах. В-третьих, понятна необходимость валидизации исследовательских процедур с^ и выводов, получаемых на основании SNA. Отсюда — необходимость развивать OOPS- ^ подход, в рамках которого должны сопоставляться дата-сеты с различной природой щ

Презентации докладов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Бодрунова С. Фрейминг и структурные особенности дискуссии о Бирюлево в Твиттере: методология и первые результаты/ZCenter for the Study of New Media & Society на Scribd, 2014. URL: http://ru.scribd.com/New_Media_Center. Дата обращения: 20.04.2014 г.

Градосельская Г. Группировка политическиактивных сообществ в facebook методом зерновой кластеризации/ZCenter for the Study of New Media & Society на Scribd, 2014. URL: http://ru.scribd. com/New_Media_Center. Дата обращения: 20.04.2014 г.

Давыдов С., Лебедев П., Логунова О., Лыткина Е. Московские наблюдатели «второй волны»: мотивация, медиапредпочтения, онлайн дискурс/Center for the Study of New Media & Society на Scribd, 2014. URL: http://ru.scribd.com/New_Media_Center. Дата обращения: 20.04.2014 г.

Индина Т., Климов И. Исследование специфики онлайн-активизма/ZCenter for the Study of New Media & Society на Scribd, 2014. URL: http://ru.scribd.com/New_Media_Center. Дата обращения: 20.04.2014 г.

Колозариди П. Международные исследовательские центры о социальных движениях: тематическая и методологическая карта/center for the Study of New Media & Society на Scribd, 2014. URL: http://ru.scribd.com/New_Media_Center. Дата обращения: 20.04.2014 г.

Кольцова О., Щербак А. «Livejournal Libra!» Влияние политической блогосферы на политическую мобилизацию в России в 2011-12 гг. //Center for the Study of New Media & Society на Scribd, 2014. URL: http://ru.scribd.com/New_Media_Center Дата обращения: 20.04.2014 г.

Ксенофонтова И., Ваньке А., Тартаковская И. Интернет-коммуникации как средство и условие политической мобилизации в России/ZCenter for the Study of New Media & Society на Scribd, 2014. URL: http://ru.scribd.com/New_Media_Center. Дата обращения: 20.04.2014 г.

Паниотто В. Социологическое описание Майдана: опыт полевого исследования/ZCenter for the Study of New Media & Society на Scribd, 2014. URL: http://ru.scribd.com/New_Media_Center. Дата обращения: 20.04.2014 г.

Полищук Л., Ениколопов Р., Макарьин А., Петрова М. Социальные сети и гражданская актив-ность/ZCenter for the Study of New Media & Society на Scribd, 2014. URL: http://ru.scribd.com/New_ Media_Center. Дата обращения: 20.04.2014 г.

Санина А. Визуальная политическая ирония в социальных сетях и блогах/ZCenter for the Study of New Media & Society на Scribd, 2014. URL: http://ru.scribd.com/New_Media_Center. Дата обращения: 20.04.2014 г.

Соболева И. Рекрутинг оппозиции: политические активисты в электоральном авторитаризме// Center for the Study of New Media & Society на Scribd, 2014. URL: http://ru.scribd.com/New_Media_ Center. Дата обращения: 20.04.2014 г.

Diuk C. The Formation of Love//Facebook Data Science. 14 февраля 2014 г. URL: https://www. facebook.com/notes/facebook-data-science/the-formation-of-love/10152064609253859. Дата обращения: 20.04.2014 г.

Lind B. Contrasting Protest and Mundanity: Centralization & Cohesion in Opposition Communication Networks//Center for the Study of New Media & Society на Scribd, 2014. URL: http://ru.scribd.com/New_ Media_Center. Дата обращения: 20.04.2014 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.