Научная статья на тему 'Размещение петлевых разворотов на лесовозных усах'

Размещение петлевых разворотов на лесовозных усах Текст научной статьи по специальности «Сельское хозяйство, лесное хозяйство, рыбное хозяйство»

CC BY
86
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕТЛЕВЫЕ РАЗВОРОТЫ / АНАЛИТИЧЕСКИЕ ЗАВИСИМОСТИ / ПОГРУЗОЧНЫЕ ПУНКТЫ / LOOP CURVES / ANALYTICAL DEPENDENCES / LOADING PO

Аннотация научной статьи по сельскому хозяйству, лесному хозяйству, рыбному хозяйству, автор научной работы — Афоничев Д. Н.

Афоничев Д.Н. РАЗМЕЩЕНИЕ ПЕТЛЕВЫХ РАЗВОРОТОВ НА ЛЕСОВОЗНЫХ УСАХ. Получены аналитические зависимости, которые позволяют рассчитать количество погрузочных пунктов между петлевыми разворотами, обеспечивающее минимум суммарных удельных дополнительных затрат на устройство петлевых разворотов и дополнительный пробег автопоездов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Afonichev D.N. LOOP CURVES ALLOCATION ON THE SPUR ROAD. Analytical dependences making it possible to calculate the number of loading points between the loop curves with the minimized specific extra construction expenses and additional auto trucks run are presented.

Текст научной работы на тему «Размещение петлевых разворотов на лесовозных усах»

ЛЕСОИНЖЕНЕРНОЕ ДЕЛО

жает оставаться актуальной для собственников и лесопользователей.

Библиографический список

1. Ширнин, Ю.А. Технология и эффективность рубок с естественным возобновлением леса: учеб. пособие / Ю.А. Ширнин, Е.И. Успенский, А.С. Белоусов. - Йошкар-Ола: МарПИ, 1991. - 100 с.

2. Агатьев, В.В. Проблемы рационального управления использованием природных ресурсов (на примере лесопользования): моногр. / В.В. Агатьев.

- М.: ООО «Паритет Граф», 2001.- 264 с.

3. Лесной план Свердловской области на 2009 - 2018 годы.: Утв. указом губернатора Свердловской области 29.12.2008 г. № 1370-УГ, Екатеринбург, 2009.

- 670 с.

4. Прешкин, Г. А. Теоретико-методологические основы оценки лесов / Г. А. Прешкин // Известия Урал. гос. экон. ун-та: Екатеринбург: изд-во УрГЭУ, 2006.- № 5(17). - С. 163-169.

5. Прешкин, Г. А. Подходы к определению оценок лесных ресурсов / ГА. Прешкин, В.П. Петрова // Экономическое развитие Сибири. Природопользование, землеустройство, лесоустройство, управление недвижимостью: Сб. матер. Ш междунар. научн. конгресса «ГЕО-Сибирь-2007». - Новосибирск: Изд-во СГГА, 2007. Т. 2, ч. 2, С. 195-197.

6. Разработка методики расчета сортиментных планов прирельсовым леспромхозам / Г. А. Прешкин и др. - Тюмень: Минлеспром СССР, Ин-т НИ-ИПлесдрев, Деп. ВИНИТИ, 1976. - № Б532248.

- 608 с.

7. Ковалев, РН. О стратегии устойчивого лесопользования на Урале / РН. Ковалев, Г.А. Прешкин // Вестник МГУЛ - Лесной Вестник. - 2008. -№ 3(60). - С. 44-46.

8. Прешкин, Г. А. Оценка экономического потенциала лесосырьевых ресурсов территорий на основе эмпирических моделей / ГА. Прешкин, РН. Ковалев // Урал промышленный - Урал полярный: социально-экономические и экологические проблемы лесного комплекса: Сб. матер. VI междунар. научн.-техн. конф. / Урал. гос. лесотехн. ун-т.

- Екатеринбург, 2007. - С. 17-20.

9. Прешкин, Г. А. Планирование производства на базе ЭВМ / Г. А. Прешкин, М.А. Велищанский // Лесная промышленность. - 1987. - № 4. - С. 11-12.

10. Внедрение методики расчетов на ЭВМ сортиментных планов рационального использования лесосечного фонда леспромхозов при их специализации / Г. А. Прешкин и др.; М-во образования Рос. Федерации, Уральский лесотехнический институт. - Свердловск Деп. в ВИНИТИ, 1985. -№ 0285.0058714. - С. 103-105.

РАЗМЕЩЕНИЕ ПЕТЛЕВЫХ РАЗВОРОТОВ НА ЛЕСОВОЗНЫХ УСАХ

Д.Н. АФОНИЧЕВ, проф. каф. транспорта леса и инженерной геодезии ВГЛТА, д-р техн. наук

Для безопасной и эффективной эксплуатации лесовозного автомобильного транспорта следует в конечных пунктах лесовозных дорог (пункты погрузки древесины на лесосеках и разгрузочные фронты лесных складов) устраивать разворотные площадки и петлевые развороты [1]. На лесовозных усах в пределах лесосек устраивают петлевые раз-

dmafonichev@yandex. ru вороты для безопасного выполнения маневра разворота автомобилей-тягачей или автопоездов [2, 3], но нет конкретных рекомендаций по размещению петлевых разворотов [1, 3,

4], что снижает эффективность работы лесовозного автотранспорта на усах и не обеспечивает создания оптимальных транспортных сетей в лесных массивах.

Рис. 1. Схема петлевого разворота: 1 - ус; 2 - петлевой разворот

ЛЕСНОИ ВЕСТНИК 6/2010

93

ЛЕСОИНЖЕНЕРНОЕ ДЕЛО

Стоимость строительства и содержания петлевого разворота CP (руб) зависит от его размеров (рис. 1) и применяемой дорожной конструкции

Cp = Lp(Cy + By), (1)

где Lp - длина петлевого разворота, км;

Cy, By - стоимость строительства и содержания 1 км петлевого разворота, руб/км.

Схема, показанная на рисунке 1, позволяет установить следующие параметры

Lp = 0,0068r; lp = 0,0028r, (2)

где r - радиус кривых петлевого разворота (км), который принимается в зависимости от типа подвижного состава и способа доставки прицепа-роспуска на лесосеку, м;

lp - протяженность уса в пределах петлевого разворота после погрузочного пункта, км.

Расстояние между петлевыми разворотами определяет дополнительные затраты на устройство и эксплуатацию уса C так как петлевые развороты являются его элементами, и затраты на дополнительный пробег подвижного состава для совершения маневра разворота Cnn. Значение C (руб/км) равно

C = —

УД k

At;

C

pyLnp

(3)

где kpy - коэффициент развития уса;

Lnp - расстояние между петлевыми разворотами, км.

Cnn = Sbyv (4)

где S - дополнительный пробег подвижного

состава для совершения маневра разворота, км;

b- стоимость пробега подвижного состава по усу без груза, руб/км.

Оптимальное расстояние между петлевыми разворотами соответствует минимуму суммарных удельных дополнительных затрат на устройство петлевых разворотов и дополнительный пробег автопоездов C (руб/м3),

которые равны

Cp + С .

-> min, (5)

C =

суд

j=1

где n - количество погрузочных пунктов между петлевыми разворотами при одно-

стороннем размещении погрузочных пунктов или количество пар погрузочных пунктов при их двухстороннем размещении вдоль уса;

Q. - объем вывозки древесины с j-й пары погрузочных пунктов или j-го погрузочного пункта, расположенных между петлевыми разворотами, м3.

Q = 100dyY(ln + j (6)

где dy - ширина зоны тяготения к усу (ширина лесосеки), км;

Y - ликвидный запас древесины на 1 га,

м3/га;

ln - расстояние между погрузочными пунктами, км.

В формуле (6) c = 0 для всех погрузочных пунктов или пар погрузочных пунктов, которые не являются конечными (n-ми). Для конечной n-й пары погрузочных пунктов или n-го погрузочного пункта cn = 0 или cn = lK - ln в зависимости от места положения петлевого разворота (рис. 2), где lK - расстояние от последнего погрузочного пункта (последней пары погрузочных пунктов) до границы зоны тяготения ветки, км.

В работе [2] рекомендуется расстояние между петлевыми разворотами принимать кратным расстоянию между погрузочными пунктами ln (км), оптимальное значение которого согласно [2] составляет

l

п

0,14

V

kK

ybTkpTdy

(7)

где k - параметр, зависящий от положения уса на лесосеке, при размещении уса по середине лесосеки k = 2, при расположении уса по краю лесосеки к = 1 [2];

K - стоимость устройства погрузочного пункта, руб.;

bT - стоимость трелевки древесины по магистральным волокам, руб/(м3' км);

kpT - коэффициент развития магистральных волоков.

Дополнительный пробег подвижного состава S зависит от объема древесины, вывозимой с погрузочных пунктов, расположенных между двумя соседними петлевыми разворотами. Согласно рисунку 2 расстояние между петлевыми разворотами равно

Lnp = nln- (8)

94

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 6/2010

ЛЕСОИНЖЕНЕРНОЕ ДЕЛО

Рис. 2. Схема размещения погрузочных пунктов и петлевых разворотов на лесосеке: 1 - ветка; 2 - погрузочный пункт; 3 - ус с покрытием; 4 - петлевой разворот; 5 - грунтовый ус; 6 - магистральный волок; 7 - пасечный волок

Расстояние от лесовозной ветки до первого петлевого разворота составляет

LnP = /0 + (« - 1)/п> (9)

где /с - расстояние от оси ветки до границы лесосеки, км.

Формула (8) является частным случаем зависимости (9) при /с = /п, а поэтому далее будем использовать зависимость (9). Учитывая выражения (7) и (9), можно поиск оптимального расстояния между петлевыми разворотами Lnp свести к нахождению оптимального количества погрузочных пунктов или пар погрузочных пунктов, расположенных между петлевыми разворотами, то есть к обоснованию оптимального значения n.

При количестве погрузочных пунктов (пар погрузочных пунктов) между петлевыми разворотами n дополнительный пробег S составит

S = t, S,, (10)

j=1

где Sj - дополнительный пробег для j-го погрузочного пункта или j-й пары погрузочных пунктов, км.

Схема размещения погрузочных пунктов и петлевых разворотов (рис. 2) позволяет установить дополнительный пробег подвижного состава для совершения маневра разворота по каждому погрузочному пункту или каждой паре погрузочных пунктов S.. Для погрузочных пунктов, которые находятся не-

посредственно рядом с петлевым разворотом (n-я пара или n-й погрузочный пункт), данный пробег Sn составит

S

n

2/donkPyQn

kucnQn

(11)

где /доп - расстояние от центра остановочной площадки до петлевого разворота, км;

Qn - объем древесины, вывозимый с погрузочных пунктов, которые находятся непосредственно рядом с петлевым разворотом, м3;

кисп - коэффициент использования полезной нагрузки подвижным составом;

Qn - полезная нагрузка на автопоезд, м3.

Для погрузочных пунктов первой пары или первого погрузочного пункта при объеме вывозки Q

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

S = 2кРУ [/п (n -!) + /don ]Q1

kucnQn

(12)

Для погрузочных пунктов j-й пары или j-го погрузочного пункта при объеме вывозки Qj

S, =

2kpy [/п (n - j) + ldon ]Qj

kucnQn

(13)

Затраты на дополнительный пробег подвижного состава для совершения маневра разворота Спп с учетом формул (10)-(13) будут равны

ЛЕСНОИ ВЕСТНИК 6/2010

95

ЛЕСОИНЖЕНЕРНОЕ ДЕЛО

с = 200dyук,руЬух х

Спп = k О

п'исЛ^П

<±{1п (" - J)+L„ Wn + c,) =

j=1

200dy ykpyk

,УГТУУУ Vn (In + c, )(» - j)] +

kucnQn I j=1

+Z [доп (IП + c, )][•.

(14)

j=1

Если учесть, что для погрузочных пунктов с номерами 1, 2, ..., (п - 1) с. = 0, то в зависимости (14) можно сделать следующие замены

Z [1п (1п + сj)(п - j)] = 0,5|П (п" - п);

j=1

Z [Ln (1П + с, )] = Ln (п1П + сп ). (15)

j=1

С = 200dyJkpybyx Х

Спп = k О

“'исп^П

Х{0, 5|П (п - п) + Ln (п1П + сп )} (16)

п

Так как Z (1П + с,) = п1П + сп, то

j=1

п

Z б; =1 №dyy(.nln +cnl (17)

y=i

С учетом формул (16) и (17) целевая функция (5) примет вид

с

с = —

СУД 100dy у(п1п + сп)

(12п(п2 -п)

+

+

\

V п1П + сп

+ 2L

(18)

kucnQn

Возьмем от функции (18) производную по п, и, выполнив алгебраические преобразования, получим

dC,

суд _

In

dn (п1П + сп)

lnkpybyx (п 1П + 2псп + сп ) _

, kucnQn

Так как п1п + с Ф 0 и

П п

j

ф 0,

с

100dy у

(19)

(п1П + сп )

то условие экстремума функции (19)

jnkpybyx (п jn + 2псп + сп ) - СР

КМп 100dy y

= 0.(20)

Х

2

X

Оптимальное значение п - решение следующего уравнения

пП|П + 2псп + сп

СркМп

100dy Jjnkpybyx

(21)

n =—=- +

п

Cn Cn | CpkucnQn l2n ln I00dyyl2nkpyb:

П

УХ

. (22)

При сп = 0 формула (22) упрощается и примет вид

п = 0,1

CPkucnQn

dy Yjnkpybyx

(23)

Формулы (22) и (23) позволяют рассчитать количество погрузочных пунктов между петлевыми разворотами, которое обеспечивает минимум суммарных удельных дополнительных затрат на устройство петлевых разворотов и дополнительный пробег автопоездов С и позволяет оптимально размещать петлевые развороты на лесовозных усах, для чего используются зависимости (8) и (9).

Выводы

1. Оптимальное размещение петлевых разворотов на лесовозных усах позволяет снизить затраты на вывозку древесины и обеспечить эффективную работу лесовозного автотранспорта.

2. Полученные зависимости для расчета количества погрузочных пунктов, размещаемых между петлевыми разворотами, позволяют на стадии проектирования разработать оптимальные схемы размещения погрузочных пунктов и петлевых разворотов на лесовозных усах.

Библиографический список

1. СНиП 2.05.07-91*. Промышленный транспорт / Госстрой России. - АПП ЦИТП, 1996. - 120 с.

2. Афоничев, Д.Н. Оптимизация размещения внутриплощадочных дорог в сырьевых базах лесозаготовительных предприятий / Д.Н. Афоничев // Природопользование: ресурсы, техническое обеспечение: межвуз. сб. научн. тр. / ВГЛТА. - Воронеж, 2007. - Вып. 3. - С. 36-42.

3. Ильин, Б.А. Основы размещения лесовозных дорог в сырьевых базах лесозаготовительных предприятий / Б.А. Ильин. - Л.: ЛТА, 1987. - 63 с.

4. Пядухов, А.В. Формирование транспортных сетей в лесосырьевых базах / А.В. Пядухов, Д.Н. Афоничев, С.М. Гоптарев. - Воронеж: ГОУ ВПО ВГЛТА, 2009. - 34 с.

96

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 6/2010

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.