Научная статья на тему 'Алгоритм расчета в системе автоматизированного проектирования оптимальных параметров размещения лесовозных веток и усов'

Алгоритм расчета в системе автоматизированного проектирования оптимальных параметров размещения лесовозных веток и усов Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
137
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АЛГОРИТМ / АВТОМАТИЗИРОВАННОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ / ДОРОГА / ALGORITHM / AUTOMATED DESIGN / ROAD

Аннотация научной статьи по энергетике и рациональному природопользованию, автор научной работы — Афоничев Д. Н.

Афоничев Д.Н. АЛГОРИ ТМ РА СЧЕТА В СИСТЕМЕ АВТОМАТИЗИРО ВАНО ГО ПРО ЕКТИРО ВАНИ Я ОПТИМАЛЬНЫХ ПАРА МЕТРО В РА ЗМЕЩЕНИ Я ЛЕСОВОЗНЫХ ВЕТОК И УСОВ. Разработан алгоритм расчета оптимальных параметров размещения лесовозных веток и усов, которые соответствуют минимальным суммарным удельным затратам на строительство, ремонт и содержание ветки, строительство и содержание усов, вывозку по усам, устройство погрузочных пунктов, трелевочных волоков и трелевку древесины, а также требованиям по ограничению площади и ширины лесосек. Представленный алгоритм дополняет математическое обеспечение системы автоматизированного проектирования лесовозных автомобильных дорог.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Afonichev D.N. CALCULATION ALGORITHM IN THE SYSTEM OF OPTIMAL PARAMETERS AUTOMATED DESIGN FOR THE SPUR AND BRANCH ROADS ALLOCATION. The algorithm of optimal parameters calculation for the branch and spur roads allocation is worked out. These parameters correspond to the minimized total specific expenses for the construction and maintenance of branch and spur roads, spur-road-based transportation, loading points, and skid ways design, lumber skidding, as well as to the requirements for cutting area space and width limitations. This given algorithm supplements mathematical support for the systems of logging roads automated design.

Текст научной работы на тему «Алгоритм расчета в системе автоматизированного проектирования оптимальных параметров размещения лесовозных веток и усов»

ЛЕСОИНЖЕНЕРНОЕ ДЕЛО

кластеров лесосек ОАО «Соликамскбумпром» обеспечивает снижение времени простоев на 19,8 %, расхода топлива - на 0,048 кг/мин., а также повышение сохранности подроста и снижение негативного воздействия машин на корневые системы и почвы.

Результаты получены при выполнении поисковой научно-исследовательской работы в рамках реализации ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 гг.

Библиографический список

1. Тетерина, М.А. Обоснование параметров обрабатывающе-транспортной системы «харвестер-форвар-дер» (на примере предприятий Пермского края): дис. ... канд. техн. наук: 05.21.01 - М., 2009. - 332 с.

2. Якимович, С.Б. Выбор систем заготовки древесины в условиях неопределенности/С.Б.Якимович, М.А. Тетерина// Известия СПбГЛТА. Вып. 185. - СПб: СПбГЛТА, 2008. - С.263-268.

3. Обоснование ресурсосберегающих технологий лесопромышленного комплекса, адаптированных к природным условиям Пермского края, с минимизацией затрат на лесовосстановление: отчет о НИР /МарГТУ; рук. Якимович С.Б. - Гос. контракт № 01.29/07. - Йошкар-Ола, 2007 г., 500 с.

4. Азаренок, В.А. Сортиментная заготовка леса: Учеб. пособие / В.А. Азаренок, Э.Ф. Герц, А.В. Мех-ренцев - Уральская ГЛТА: Екатеринбург, 1999. -134 с.

5. Патент № 2365093 РФ. Способ заготовки сортиментов машиной манипуляторного типа// Яки-мович С.Б., Груздев В.В., Крюков В.Н., Тетерина М.А. - Заявлено 26.02.2008. Опубликовано 27.08.2009.

АЛГОРИТМ РАСЧЕТА В СИСТЕМЕ АВТОМАТИЗИРОВАННОГО

проектирования оптимальных параметров размещения

лесовозных ВЕТОК и УСОВ

Д.Н. АФОНИЧЕВ, проф. каф. транспорта леса и инженерной геодезии ВГЛТА, д-р техн. наук

Размещение лесовозных веток и усов в осваиваемых лесных массивах предполагает установление ширины зоны тяготения к ним и протяженность участков веток и усов различных конструкций в зависимости от грузонапряженности и местных условий таким образом, чтобы затраты на вывозку древесины и строительство дорог, отнесенные к 1 м3 заготовленной древесины, были минимальными [1, 2]. Поиск оптимальных параметров размещения лесовозных веток и усов представляет собой сложную многовариантную задачу, решение которой осуществляется в системе автоматизированного проектирования (САПР) лесовозных автомобильных дорог [2, 3]. Существующие модели, алгоритмы и программное обеспечение САПР лесовозных автомобильных дорог не учитывают ограничений размеров лесосек и возможности комбинированного применения усов различных конструкций и магистральных трелевочных волоков [1, 3-5], что приводит к результатам проектирования, не согласующимся с лесоводственными требованиями. Для исключения указанного недостатка необходимо в математическом обес-

dmafonichev@yandex. ru печении САПР предусмотреть ограничения площади лесосеки A (га) и ее ширины dy (км)

(1)

A < A ; dy < d ,

доп7 У Л доп7

где Адоп - допустимая в данных условиях площадь лесосеки, га;

dЛ доп - допустимая в данных условиях ширина лесосеки, км.

Алгоритм поиска в САПР оптимальных параметров размещения лесовозных веток и усов, показанный в виде блок-схемы на рис. 1 и 2, требует ввода следующих исходных данных:

Адоп - наибольшая допустимая площадь лесосеки, га;

A - минимальная площадь лесосеки, га;

AA - шаг изменения площади лесосеки, га;

dЛ доп - наибольшая допустимая ширина лесосеки, км;

dy - минимальная ширина зоны тяготения к усу (минимальная ширина лесосеки), км;

Ady - шаг приращения ширины зоны тяготения к усу, км;

82

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 5/2010

ЛЕСОИНЖЕНЕРНОЕ ДЕЛО

l0 - расстояние от оси ветки до границы лесосеки, км;

Lp - длина петлевого разворота, км; l - протяженность уса после погрузочного пункта, необходимая для устройства петлевого разворота, км;

Г - ликвидный запас древесины, м3/га; kpy, kpT, kpn - коэффициенты удлинения уса, магистральных и пасечных трелевочных волоков;

kpB1, kPB2, kpB3 - коэффициенты развития глубинного, промежуточного и головного участков ветки;

В - коэффициент, учитывающий прокладку веток по неэксплуатационным площадям;

kO1, kO2, kO3 - коэффициенты, учитывающие затраты на строительство, ремонт и содержание ответвлений и разветвлений для глубинного, промежуточного и головного участков ветки;

Лв - коэффициент, учитывающий отдаленность затрат на вывозку по ветке; c - коэффициент, учитывающий часть объема вывозки древесины, приходящуюся на дни с высокой влажностью грунтов; a - расстояние от начала магистрального волока до границы пасеки, км; a1 - расстояние от места погрузки до границы пасеки, км;

a2 - дополнительный пробег трелевочного трактора в пределах погрузочного пункта, км;

ап - ширина зоны тяготения к пасечному волоку, км;

z - расстояние от уса до магистрального волока, км;

Qn - полезная нагрузка на автопоезд, м3; k - коэффициент использования полезной нагрузки;

byx - стоимость пробега автопоезда по усу без груза, руб./км;

C , CB2, CB3 - единовременные затраты на постройку 1 км глубинного, промежуточного и головного участков ветки, руб./км;

BB1, BB2, BB3 - ежегодные затраты на содержание и ремонт 1 км глубинного, промежуточного и головного участков ветки, руб./км;

CT, Сп - стоимость устройства магистрального и пасечного волоков, руб./км; bT, Ьп - стоимость трелевки древесины по магистральным и пасечным волокам, руб./(м3 • км);

Cyn, Cyr - стоимость строительства и содержания 1 км уса с покрытием и грунтового (снежно-уплотненного), руб./км; byn, byr - стоимость вывозки древесины по усу с покрытием и грунтовому (снежно-уплотненному), руб./(м3' км);

K - стоимость устройства погрузочного пункта, руб.

мальных параметров размещения лесовозных веток и усов (начало)

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 5/2010

83

ЛЕСОИНЖЕНЕРНОЕ ДЕЛО

Рис. 2. Блок-схема алгоритма расчета в САПР оптимальных параметров размещения лесовозных веток и усов (окончание)

В представленном алгоритме блок 1 (рис. 1) осуществляет расчет стоимости устройства и содержания петлевых разворотов СрП, СрГ и оптимальных расстояний ТПРП и ТПРГ между петлевыми разворотами

С = Т C • С = Т C

^РП Р^УП’ ^РГ Р^УГ

(2)

ТПРП 0, ^

kucnQnLPCyn .

ydybyxkpy

ТПРГ 0,1

kucnQnLPCyr

ydybyxkpy

(3)

Блок 2 (рис. 1) определяет расстояние между погрузочными пунктами /П, расстояние от последнего погрузочного пункта до границы зоны тяготения ветки lK

ln = 0,14

kK

ybTkpTdy

kK

kpy (Cyp + ВуГ) + — + kpTCT(k —1)

1К =-----------------П---------------+ 0,5/П. (4)

100ydy (kPTbT - kpybyr)

Количество погрузочных пунктов m составляет

84

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 5/2010

ЛЕСОИНЖЕНЕРНОЕ ДЕЛО

m =

k_ ( A

ln L100dy

■ — L'] +1

(5)

Значение m округляется до целого числа и уточняется величина 1П по формуле

, k ( A , ) (6)

In =-----1----—-L\ . (6)

m —11100d,,

A

Условная ширина зоны тяготения к

усу dy равна

dy = 0,2^

ап (-^^ + ^Ст^рт^п ) Сп^рп^П1

. (7)

ап У1пЪпКп

Протяженность уса с покрытием l (рис. 1, блок 3) рассчитывается по формуле cA

кт

- + l0 + 1р 1П .

(8)

100dy

Протяженность грунтового уса lyr (рис. 2, блок 4) равна

A

lyn 1 l0 lK 1 lp •

кгт

— Um + ln — + ln • (9)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

100dy

Блок 5 (рис. 2) определяет следующие затраты (руб./м3):

- на строительство и содержание усов, отнесенные к 1 м3 вывезенной древесины Zr

- на вывозку 1 м3 древесины по усу Z2;

- на устройство погрузочных пунктов и магистральных трелевочных волоков, отнесенные к 1 м3 вывезенной древесины Z3;

- на трелевку 1 м3 древесины по магистральным волокам Z4;

- на трелевку древесины по пасечным волокам и устройство пасечных волоков Z5.

к

= — Цуп^уп hr^yr ^рппп ^■'рг^г'Ь (10) Ау

где пП, пГ - количество петлевых разворотов с покрытием и грунтовых.

Z2 =

100dk

У'^РУ

lK [1УПЪУП + ЪУГ (lyr lP a1)] +

Х^+ Р[1УПЪУП + Ъуг (0,5(1п + Р) — lP — a1)] + \ , (11) +Hbyn [l0 — а1 + 0,5(H — 1п )]

A(1 — c) Ac

где P = ——— — К; H =

100d„

100d„

1

Z3 = — {кРТСТ [lK — a + (ln — a)(m — 1)] + mK}. (12) Ay

Х

4

100dykPTbT

A

l

К

a2 +

lK — a 2 .

+

+ ( A

1100dy

lK J

a2 +

ln — a 2 .

(13)

Z =

k

РП

C

n [(dy — kz)(—— — lK) +

ran

100d,,

+dylK ] + ^[(dy — kz)2 х \. (14)

k

x(

100d

lK ) + dylK ]

Реализация алгоритма позволяет получить следующие оптимальные параметры размещения лесовозных веток и усов, которые соответствуют минимальным суммарным удельным затратам на строительство, ремонт и содержание ветки, строительство и содержание усов, вывозку по усам, устройство погрузочных пунктов, трелевочных волоков и трелевку древесины:

A . - площадь лесосеки, га; dB - ширина зоны тяготения к ветке, км; dy. - ширина зоны тяготения к усу, км; l , l - протяженность уса с покрытием и грунтового, км;

1п. - расстояние между погрузочными пунктами, км;

lK - расстояние от последнего погрузочного пункта до границы зоны тяготения ветки, км;

m . - количество погрузочных пунктов; kj - положение уса на лесосеке (при k. = 1 ус прокладывается по краю, при k = 2 ус прокладывается посередине); п пГ. - количество петлевых разворотов с покрытием и грунтовых.

Индекс обозначает принадлежность к участкам ветки: j = 1 - глубинный участок; j = 2 - промежуточный участок; j = 3 - головной участок.

Разработанный алгоритм позволяет найти оптимальные параметры размещения лесовозных веток и усов, которые соответствуют требованиям по ограничению площади и ширины лесосек, и дополняет математическое обеспечение САПР лесовозных автомобильных дорог.

ЛЕСНОИ ВЕСТНИК 5/2010

85

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.