ЛЕСОИНЖЕНЕРНОЕ ДЕЛО
кластеров лесосек ОАО «Соликамскбумпром» обеспечивает снижение времени простоев на 19,8 %, расхода топлива - на 0,048 кг/мин., а также повышение сохранности подроста и снижение негативного воздействия машин на корневые системы и почвы.
Результаты получены при выполнении поисковой научно-исследовательской работы в рамках реализации ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 гг.
Библиографический список
1. Тетерина, М.А. Обоснование параметров обрабатывающе-транспортной системы «харвестер-форвар-дер» (на примере предприятий Пермского края): дис. ... канд. техн. наук: 05.21.01 - М., 2009. - 332 с.
2. Якимович, С.Б. Выбор систем заготовки древесины в условиях неопределенности/С.Б.Якимович, М.А. Тетерина// Известия СПбГЛТА. Вып. 185. - СПб: СПбГЛТА, 2008. - С.263-268.
3. Обоснование ресурсосберегающих технологий лесопромышленного комплекса, адаптированных к природным условиям Пермского края, с минимизацией затрат на лесовосстановление: отчет о НИР /МарГТУ; рук. Якимович С.Б. - Гос. контракт № 01.29/07. - Йошкар-Ола, 2007 г., 500 с.
4. Азаренок, В.А. Сортиментная заготовка леса: Учеб. пособие / В.А. Азаренок, Э.Ф. Герц, А.В. Мех-ренцев - Уральская ГЛТА: Екатеринбург, 1999. -134 с.
5. Патент № 2365093 РФ. Способ заготовки сортиментов машиной манипуляторного типа// Яки-мович С.Б., Груздев В.В., Крюков В.Н., Тетерина М.А. - Заявлено 26.02.2008. Опубликовано 27.08.2009.
АЛГОРИТМ РАСЧЕТА В СИСТЕМЕ АВТОМАТИЗИРОВАННОГО
проектирования оптимальных параметров размещения
лесовозных ВЕТОК и УСОВ
Д.Н. АФОНИЧЕВ, проф. каф. транспорта леса и инженерной геодезии ВГЛТА, д-р техн. наук
Размещение лесовозных веток и усов в осваиваемых лесных массивах предполагает установление ширины зоны тяготения к ним и протяженность участков веток и усов различных конструкций в зависимости от грузонапряженности и местных условий таким образом, чтобы затраты на вывозку древесины и строительство дорог, отнесенные к 1 м3 заготовленной древесины, были минимальными [1, 2]. Поиск оптимальных параметров размещения лесовозных веток и усов представляет собой сложную многовариантную задачу, решение которой осуществляется в системе автоматизированного проектирования (САПР) лесовозных автомобильных дорог [2, 3]. Существующие модели, алгоритмы и программное обеспечение САПР лесовозных автомобильных дорог не учитывают ограничений размеров лесосек и возможности комбинированного применения усов различных конструкций и магистральных трелевочных волоков [1, 3-5], что приводит к результатам проектирования, не согласующимся с лесоводственными требованиями. Для исключения указанного недостатка необходимо в математическом обес-
dmafonichev@yandex. ru печении САПР предусмотреть ограничения площади лесосеки A (га) и ее ширины dy (км)
(1)
A < A ; dy < d ,
доп7 У Л доп7
где Адоп - допустимая в данных условиях площадь лесосеки, га;
dЛ доп - допустимая в данных условиях ширина лесосеки, км.
Алгоритм поиска в САПР оптимальных параметров размещения лесовозных веток и усов, показанный в виде блок-схемы на рис. 1 и 2, требует ввода следующих исходных данных:
Адоп - наибольшая допустимая площадь лесосеки, га;
A - минимальная площадь лесосеки, га;
AA - шаг изменения площади лесосеки, га;
dЛ доп - наибольшая допустимая ширина лесосеки, км;
dy - минимальная ширина зоны тяготения к усу (минимальная ширина лесосеки), км;
Ady - шаг приращения ширины зоны тяготения к усу, км;
82
ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 5/2010
ЛЕСОИНЖЕНЕРНОЕ ДЕЛО
l0 - расстояние от оси ветки до границы лесосеки, км;
Lp - длина петлевого разворота, км; l - протяженность уса после погрузочного пункта, необходимая для устройства петлевого разворота, км;
Г - ликвидный запас древесины, м3/га; kpy, kpT, kpn - коэффициенты удлинения уса, магистральных и пасечных трелевочных волоков;
kpB1, kPB2, kpB3 - коэффициенты развития глубинного, промежуточного и головного участков ветки;
В - коэффициент, учитывающий прокладку веток по неэксплуатационным площадям;
kO1, kO2, kO3 - коэффициенты, учитывающие затраты на строительство, ремонт и содержание ответвлений и разветвлений для глубинного, промежуточного и головного участков ветки;
Лв - коэффициент, учитывающий отдаленность затрат на вывозку по ветке; c - коэффициент, учитывающий часть объема вывозки древесины, приходящуюся на дни с высокой влажностью грунтов; a - расстояние от начала магистрального волока до границы пасеки, км; a1 - расстояние от места погрузки до границы пасеки, км;
a2 - дополнительный пробег трелевочного трактора в пределах погрузочного пункта, км;
ап - ширина зоны тяготения к пасечному волоку, км;
z - расстояние от уса до магистрального волока, км;
Qn - полезная нагрузка на автопоезд, м3; k - коэффициент использования полезной нагрузки;
byx - стоимость пробега автопоезда по усу без груза, руб./км;
C , CB2, CB3 - единовременные затраты на постройку 1 км глубинного, промежуточного и головного участков ветки, руб./км;
BB1, BB2, BB3 - ежегодные затраты на содержание и ремонт 1 км глубинного, промежуточного и головного участков ветки, руб./км;
CT, Сп - стоимость устройства магистрального и пасечного волоков, руб./км; bT, Ьп - стоимость трелевки древесины по магистральным и пасечным волокам, руб./(м3 • км);
Cyn, Cyr - стоимость строительства и содержания 1 км уса с покрытием и грунтового (снежно-уплотненного), руб./км; byn, byr - стоимость вывозки древесины по усу с покрытием и грунтовому (снежно-уплотненному), руб./(м3' км);
K - стоимость устройства погрузочного пункта, руб.
мальных параметров размещения лесовозных веток и усов (начало)
ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 5/2010
83
ЛЕСОИНЖЕНЕРНОЕ ДЕЛО
Рис. 2. Блок-схема алгоритма расчета в САПР оптимальных параметров размещения лесовозных веток и усов (окончание)
В представленном алгоритме блок 1 (рис. 1) осуществляет расчет стоимости устройства и содержания петлевых разворотов СрП, СрГ и оптимальных расстояний ТПРП и ТПРГ между петлевыми разворотами
С = Т C • С = Т C
^РП Р^УП’ ^РГ Р^УГ
(2)
ТПРП 0, ^
kucnQnLPCyn .
ydybyxkpy
ТПРГ 0,1
kucnQnLPCyr
ydybyxkpy
(3)
Блок 2 (рис. 1) определяет расстояние между погрузочными пунктами /П, расстояние от последнего погрузочного пункта до границы зоны тяготения ветки lK
ln = 0,14
kK
ybTkpTdy
kK
kpy (Cyp + ВуГ) + — + kpTCT(k —1)
1К =-----------------П---------------+ 0,5/П. (4)
100ydy (kPTbT - kpybyr)
Количество погрузочных пунктов m составляет
84
ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 5/2010
ЛЕСОИНЖЕНЕРНОЕ ДЕЛО
m =
k_ ( A
ln L100dy
■ — L'] +1
(5)
Значение m округляется до целого числа и уточняется величина 1П по формуле
, k ( A , ) (6)
In =-----1----—-L\ . (6)
m —11100d,,
A
Условная ширина зоны тяготения к
усу dy равна
dy = 0,2^
ап (-^^ + ^Ст^рт^п ) Сп^рп^П1
. (7)
ап У1пЪпКп
Протяженность уса с покрытием l (рис. 1, блок 3) рассчитывается по формуле cA
кт
- + l0 + 1р 1П .
(8)
100dy
Протяженность грунтового уса lyr (рис. 2, блок 4) равна
A
lyn 1 l0 lK 1 lp •
кгт
— Um + ln — + ln • (9)
100dy
Блок 5 (рис. 2) определяет следующие затраты (руб./м3):
- на строительство и содержание усов, отнесенные к 1 м3 вывезенной древесины Zr
- на вывозку 1 м3 древесины по усу Z2;
- на устройство погрузочных пунктов и магистральных трелевочных волоков, отнесенные к 1 м3 вывезенной древесины Z3;
- на трелевку 1 м3 древесины по магистральным волокам Z4;
- на трелевку древесины по пасечным волокам и устройство пасечных волоков Z5.
к
= — Цуп^уп hr^yr ^рппп ^■'рг^г'Ь (10) Ау
где пП, пГ - количество петлевых разворотов с покрытием и грунтовых.
Z2 =
100dk
У'^РУ
lK [1УПЪУП + ЪУГ (lyr lP a1)] +
Х^+ Р[1УПЪУП + Ъуг (0,5(1п + Р) — lP — a1)] + \ , (11) +Hbyn [l0 — а1 + 0,5(H — 1п )]
A(1 — c) Ac
где P = ——— — К; H =
100d„
100d„
1
Z3 = — {кРТСТ [lK — a + (ln — a)(m — 1)] + mK}. (12) Ay
Х
4
100dykPTbT
A
l
К
a2 +
lK — a 2 .
+
+ ( A
1100dy
lK J
a2 +
ln — a 2 .
(13)
Z =
k
РП
C
n [(dy — kz)(—— — lK) +
ran
100d,,
+dylK ] + ^[(dy — kz)2 х \. (14)
k
x(
100d
lK ) + dylK ]
Реализация алгоритма позволяет получить следующие оптимальные параметры размещения лесовозных веток и усов, которые соответствуют минимальным суммарным удельным затратам на строительство, ремонт и содержание ветки, строительство и содержание усов, вывозку по усам, устройство погрузочных пунктов, трелевочных волоков и трелевку древесины:
A . - площадь лесосеки, га; dB - ширина зоны тяготения к ветке, км; dy. - ширина зоны тяготения к усу, км; l , l - протяженность уса с покрытием и грунтового, км;
1п. - расстояние между погрузочными пунктами, км;
lK - расстояние от последнего погрузочного пункта до границы зоны тяготения ветки, км;
m . - количество погрузочных пунктов; kj - положение уса на лесосеке (при k. = 1 ус прокладывается по краю, при k = 2 ус прокладывается посередине); п пГ. - количество петлевых разворотов с покрытием и грунтовых.
Индекс обозначает принадлежность к участкам ветки: j = 1 - глубинный участок; j = 2 - промежуточный участок; j = 3 - головной участок.
Разработанный алгоритм позволяет найти оптимальные параметры размещения лесовозных веток и усов, которые соответствуют требованиям по ограничению площади и ширины лесосек, и дополняет математическое обеспечение САПР лесовозных автомобильных дорог.
ЛЕСНОИ ВЕСТНИК 5/2010
85