Научная статья на тему 'Разложение темпов роста ВВП: структурные темпы роста продолжали замедляться'

Разложение темпов роста ВВП: структурные темпы роста продолжали замедляться Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
73
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
economic growth / total factor pro- ductivity / the gap in output / oil prices / terms of trade / environment.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мария Казакова

Резкое падение цен на нефть в конце 2014 г. еще не отразилось на показателях российской экономики в полной мере. Дальнейшее сокращение темпов роста ВВП в 2014 г. до 0,6% – это преимущественно следствие продолжающегося снижения структурных темпов роста, т.е. тенденций, определяющих экономическую динамику на протяжении последних трех лет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Decomposition of GDP Growth Rates: Structural Growth Rates Continued to Slow Down

Sharp fall of oil prices by the end of 2014 have not yet fully reflected on the economic indices. SUMMARY Further decline of GDP growth rates in 2014 to 0.6% is the result of continued decline of structural growth rates, i.e. tendencies which characterize economic dynamics throughout latest three years.

Текст научной работы на тему «Разложение темпов роста ВВП: структурные темпы роста продолжали замедляться»

РАЗЛОЖЕНИЕ ТЕМПОВ РОСТА ВВП: СТРУКТУРНЫЕ ТЕМПЫ РОСТА ПРОДОЛЖАЛИ ЗАМЕДЛЯТЬСЯ*

Мария КАЗАКОВА, канд. экон. наук

Резкое падение цен на нефть в конце 2014 г. еще не отразилось на показателях российской экономики в полной мере. Дальнейшее сокращение темпов роста ВВП в 2014 г. до 0,6% — это преимущественно следствие продолжающегося снижения структурных темпов роста, т.е. тенденций, определяющих экономическую динамику на протяжении последних трех лет.

Продолжающееся замедление роста российской экономики связано в первую очередь со снижением структурной составляющей темпов роста ВВП, обусловленным сокращением рабочей силы и капитала, а также со стагнацией совокупной факторной производительности. Кроме того, торможение роста ВВП России объясняется уменьшением в нем

удельного веса внешнеторговой составляющей, обусловленным снижением цен на нефть (среднегодовой уровень мировых цен на нефть в 2014 г. не отражает их резкого падения в конце года). Что касается конъюнктурной компоненты темпов роста ВВП РФ, то она остается отрицательной. Тем не менее наши расчеты не позволяют сделать вывод об усилении циклического спада в российской экономике в 2014 г. (См. рис. 1.)

Методика декомпозиции темпов роста ВВП РФ основана на методологии разложения макроэкономических показателей на структурную, внешнеторговую и конъюнктурную (деловые циклы и случайные шоки) составляющие, применяющейся в развитых странах (ОЭСР) и доработанной с учетом специфики

Рис. 1. Фактический, структурный и внешнеторговый темпы роста ВВП, а также конъюнктурная компонента темпа роста ВВП (или сумма компонент бизнес-цикла и шоков) в 2010-2014 гг., в % к предыдущему году

Годы

-Фактический ВВП -Структурный ВВП

-Внешнеторговый ВВП -Сумма компонент бизнес-циклов и случайных шоков

Источник: Росстат, Минэкономразвития РФ, МВФ, расчеты автора.

* — Статья из Оперативного мониторинга экономической ситуации в России «Тенденции и вызовы социально-экономического развития» № 2 (февраль 2015 г.), размещенного на сайте Института экономической политика им. Е.Т. Гайдара.

МАКРОЭКОНОМИКА

российской экономики. Эта специфика заключается в высокой степени зависимости от условий внешней торговли, которые в упрощенном виде могут быть заданы динамикой мировых цен на нефть (Синельников-Мурылев, Дробышевский, Казакова, 2014).

В соответствии с логикой наших расчетов первым этапом разложения темпов роста ВВП на компоненты является выделение его структурной составляющей в соответствии с методикой, применяющейся в этих целях странами ОЭСР (Giorno, Richardson, Roseveare, van der Noord, 1995).

Структурная составляющая экономического показателя представляет собой его фундаментальную часть. Ее наиболее важным признаком является медленное изменение во времени. В противоположность структурной составляющей конъюнктурная составляющая определяется текущей ситуацией на рынке и, соответственно, быстро изменяется.

Вторым этапом разложения темпов роста ВВП России является выделение внешнеторговой составляющей, объясняемой условиями торговли, в частности динамикой мировых цен на нефть.

Рис. 2. Разрыв в выпуске российской экономики в 1999-2014 гг., в %

Годы

Источник: расчеты автора.

На последнем этапе разложения темпов роста ВВП выделяется его конъюнктурная составляющая, включающая компоненту бизнес-цикла в сумме со случайными шоками, путем вычитания из фактического темпа роста ВВП его структурной и внешнеторговой составляющих.

Результаты разложения темпов роста ВВП позволяют выделить разные стадии развития экономики России: период восстановительного роста (1999-2000 гг.); рост за счет увеличения инвестиций и уровня загрузки капитала (2001-2003 гг.); период высоких темпов экономического роста за счет благоприятных условий торговли (2004-2008 гг., на которые пришелся пик повышения мировых цен на нефть); перегрев экономики (начало 2008 г.); мировой экономический кризис (вторая половина 2008-2009 гг.) и последовавшая за ним новая фаза бизнес-цикла российской экономики (с 2010 г. по настоящее время).

На основе разложения темпов роста ВВП нами также был оценен разрыв в выпуске экономики России, т.е. отклонение текущего объема ВВП от структурного ВВП, полученного в результате декомпозиции, который при некоторых условиях может считаться потенциальным. (См. рис. 2.)

Как следует из рис. 2, в 2014 г. при отрицательной конъюнктурной компоненте темпов экономического роста разрыв в выпуске - положительный (и составляет 1%) за счет того, что уровень фактического ВВП превышает уровень структурного. Тем не менее перегрева в экономике, как можно было бы ожидать, при этом не наблюдается, поскольку темпы роста фактического ВВП меньше темпов роста структурного: при высоких нефтяных ценах факторы производства используются на 100% и увеличения их объема не наблюдается.

По нашим расчетам, в 2014 г. экономика оказалась близка к пороговому значению своих производственных возможностей (т.е. фактический темп роста ВВП был близок к своему потенциальному значению). В этих условиях стимулирующие меры бюджетной и денежно-кредитной политики будут неэффективными

30 ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РОССИИ • ТОМ 22 • № 2 • ФЕВРАЛЬ-МАРТ 2015

и вместо повышения темпов роста экономики приведут к ускорению инфляции. Манипулирование процентными ставками или обменным курсом рубля, без сомнения, может оказать некоторое стимулирующее воздействие на темпы роста ВВП, однако этот эффект будет краткосрочным, поскольку ни ставки, ни обменный курс не являются фундаментальными факторами экономического роста.

Вместе с тем при наиболее вероятном диапазоне прогнозных темпов роста ВВП России в 2015 г. (от -2 до -6% по сравнению с 2014 г.) мы ожидаем отрицательного разрыва в выпуске (фактический выпуск оказывается ниже потенциального). В этом случае стимулирующие меры денежно-кредитной и бюджетной политики будут воздействовать на экономику по-

ложительным образом с точки зрения повышения темпов ее роста.

В то же время необходимо понимать, что данный эффект не будет носить долгосрочного характера. Достижению высоких и устойчивых темпов роста российской экономики в будущем должны способствовать фундаментальные причины: во-первых, вовлечение в производство новых факторов, в частности человеческого капитала; во-вторых, повышение качества имеющихся факторов, таких как производственные мощности и рабочая сила, т.е. увеличение совокупной факторной производительности. А для этого необходимы структурные реформы, в том числе направленные на совершенствование качества институтов и диверсификацию экономики. ■

Литература

1. Дробышевский С., Казакова М. Декомпозиция темпов роста ВВП России в 1999-2015 гг. // Экономическое развитие России. 2015. № 1. С. 45-46.

2. Синельников-Мурылев С., Дробышевский С., Казакова М. Декомпозиция темпов роста ВВП России в 1999-2014 годах // Эконо-

мическая политика. 2014. № 5. С. 7-37: http://iep.ru/ru/publikatcii/7125/ publication.html 3. Giorno C., Richardson P., Roseveare D., van der Noord P. Estimating Potential Output, Output Gaps and Structural Budget Balances // Economics Department Working Papers. 1995. No. 152. OECD.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.