УДК 797.212.4
Различные спортивные игры и физические упражнения как средство роста продуктивности занятий по физической культуре в ВУЗе
Евдокимов И.М.*
Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического
приборостроения г. Санкт-Петербург, Россия ORCID: 0000-0003-1148-1180, evdokimov-ivan@mail. ru *
Аннотация: В статье предлагается подход к разработке и экспериментальному обоснованию использования различных спортивных игр и физических упражнений в решении задач комплексной программы физического воспитания студентов высших учебных заведений.Научная новизна заключается в том, что в настоящее время недостаточно изучено и проанализировано воздействие различных спортивных игр на улучшение физического развития, двигательной активности и функциональных возможностей организма студентов с целью дальнейшего роста продуктивности на занятиях по физической культуре. Полученные выводы обладают большой практической значимостью поскольку создают возможности оптимизации учебного процесса и повышении результативности на учебных занятиях по физической культуре. Материалы. Этот исследовательский труд направлен на выявление специфического воздействия различных физических упражнений, применяемых в играх, на физическое развитие студентов на учебных занятиях. Это необходимо для успешного овладения учебной программой по физической культуре. Методы исследования. Анализ и обобщение научной литературы, педагогический эксперимент, применение комплекса методов исследования, анализ полученных данных. Результаты. Исследование показало, что спортивные игры и применяемые физические упражнения могут быть эффективным средством для улучшения физической формы студентов и развития двигательных навыков, необходимых для успешного освоения учебной программы. Использование спортивных игр в рамках игрового метода способствует созданию атмосферы взаимодействия между студентами и преподавателем, что оптимизирует процесс обучения и повышает мотивацию. Заключение. Проведенное исследование показало, что использование спортивных игр, игрового метода и применение физических упражнений привело к улучшению уровня физической подготовленности и возможностей адаптации организма студентов. Это указывает на потенциал применения спортивных игр для улучшения физических характеристик и функциональных способностей организма, необходимых для занятий физической культурой.
Ключевые слова: обучение, спортивные игры, физические качества, двигательная активность, дыхательная система, физические упражнения, пульс, формирование двигательных умений, развитие двигательных качеств.
Для цитирования: Евдокимов И.М.* Различные спортивные игры и физические упражнения как средство роста продуктивности занятий по физической культуре в ВУЗе. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2024; 19(3): 137-140.
Various sports games and physical exercises as means of increasing the productivity of physical education classes at the university
Ivan M. Evdokimov*
St. Petersburg State University of Aerospace Instrumentation
St. Petersburg, Russia ORCID: 0000-0003-1148-1180, [email protected]*
Abstract: The article proposes an approach to the development and experimental substantiation of using various sports games and physical exercises in solving the tasks of a comprehensive physical education program for students of higher educational institutions. The scientific novelty of the problem is that currently the impact of various sports games on improving physical development, motor activity and functional capabilities of students' bodies has not been sufficiently studied and analyzed in order to further increase productivity in physical education classes. The obtained conclusions have a great practical significance, because they create opportunities to optimize the educational process and improve performance in physical education classes. Materials. This research work is aimed at identifying the specific effects of various physical exercises used in games on the physical development of students in the classroom. This is necessary for successful mastery of the physical education curriculum. Research methods. Analysis and generalization of scientific literature, pedagogical experiment, application of a set of research methods, analysis of the data obtained. Results. The study showed that sports games and applied physical exercises can be an effective means to improve the physical fitness of students and develop motor skills necessary for the successful development of the curriculum. The use of sports games as part of the game method helps to create an atmosphere of interaction between students and the teacher, which optimizes the learning process and increases motivation. Conclusion. The conducted research showed that the use of sports games, the game method and the use of physical exercises led to an improvement in the level of physical fitness and the ability to adapt the body of students. This indicates the potential of using sports games to improve the physical characteristics and functional abilities of the body necessary for physical education.
Keywords: training, sports games, physical qualities, motor activity, respiratory system, physical exercises, pulse, formation of motor skills, development of motor qualities.
For citation: Ivan M. Evdokimov*. Various sports games and physical exercises as means of increasing the productivity of physical education classes at the university. Russian Journal of Physical Education and Sport. 2024; 19(3): 137-140.
Введение
Игра и физические упражнения играют важную роль в современном мире. Спортивные игры и игровая деятельность человека издавна использовались для совершенствования его психической и физической активности. В настоящее время значимость спортивных игр, их функций и роли существенно возросла. Подвижные игры оказывают разнообразное влияние на организм человека. Спортивные игры и физические упражнения рассматриваются как эффективное средство физического воспитания и развития физических качеств студентов. Использование игровых методов, включая спортивные игры, позволяет наладить обратную связь между обучаемым и преподавателем, оптимизируя процесс обучения и повышая мотивацию к занятиям физической культурой [1]. Исследования показывают, что сочетание физических упражнений и раз1 личных спортивных игр эффективно повышает результативность занятий физической культурой. Ряд авторов подчеркивают необходимость обогащения программы по физическому воспитанию за счет включения новых спортивных игр. Включение новых спортивных игр может не только повысить вовлеченность учащихся в занятия физической культурой , но и улучшить их общее состояние здоровья [2,4].
Материалы и методы
Для исследования эффективности применения спортивных игр и физических упражнений на занятиях физической культурой была разработана экспериментальная методика.
Педагогический эксперимент проводился в течение одного семестра обучения на базе Санкт-Петербургского государственного университета аэрокосмического приборостроения. Были сформированы по одной контрольной и одной экспериментальной группе студентов 2-го курса в количестве 15 человек в каждой.
Контрольная группа занималась по учебному плану вуза, используя ряд спортивных игр, подобранных с учетом их преимущественного влияния на развитие определенных двигательных качеств, а также формирование двигательных умений и навыков согласно рабочей программе вуза. Экспериментальная группа занималась по модифицированной методике, основанной на использовании физических упражнений, подобранных и классифицированных в соответствии с их преимущественным воздействием на развитие комплекса двигательных качеств.
Уровень общей физической подготовленности студентов, вовлеченных в эксперимент, был определен в начале и по завершении периода занятий в течение учебного семестра. Он был примерно одинаков в обеих группах.
Выбор спортивных игр и физических упражнений, а также время и место их проведения, определялись с учетом педагогических целей занятия. Для оценки влияния экспериментальных методик на физическую подготовку, в начале и конце педагогического эксперимента были проведены контрольно-педагогические испытания по тестам, предусмотренным рабочей программой дисциплины по физической культуре для студентов вузов. Состояние дыхательной и сердечно-сосудистой систем контролировалось с помощью проб Генчи и Штанге, а также учета частоты пульса.
Результаты и обсуждение
Исследование адаптационных способностей организма с помощью проб Штанге и Генче, а также показателя реакции частоты сердечных сокращений, проведенное в начале эксперимента, выявило следующее: В пробе Штанге у 58,3% студентов из контрольной группы функциональное состояние дыхательной системы соответствовало норме. В то же время, 41,6% студентов не укладывались в пределы нормы, что свидетельствует о несоответствующем возрасту уровне развития дыхательной системы и общей физической подготовленности организма к интенсивным физическим нагрузкам.
В пробе Генчи 39,6% студентов показали результаты в норме. Однако 60,4% студентов продемонстрировали результаты ниже нормы, что указывает на относительно слабый уровень физического развития и недостаточную подготовку дыхательной системы и организма в целом к нагрузкам в условиях дефицита кислорода.
Показатель реакции частоты сердечных сокращений у 43,5% студентов контрольной группы свидетельствует о недостаточной степени физической подготовленности как сердечно-сосудистой, так и дыхательной систем.
В ходе завершения учебного семестра в контрольной группе были получены следующие результаты экспериментов: проба Штанге показала, что у 73,8% студентов средняя продолжительность задержки дыхания составила 36,2±1,3 секунд, что свидетельствует о хорошей подготовке дыхательной системы. Проба Генчи выявила, что у 64,5% студентов показатели были в норме, а у 35,5% - ниже нормы.
Анализ частоты сердечных сокращений продемонстрировал улучшение, однако у 24,6% испытуемых наблюдалось превышение нормы.
Сравнение исходных данных уровня общей физической подготовки до начала занятий и данных, полученных по завершении учебных занятий, показало достоверное улучшение результатов.
В начале эксперимента экспериментальная группа студентов показала следующие результаты: при проведении пробы Штанге у 55% студентов показатели функционального состояния дыхательной системы соответствовали норме, в то время как у 41,6% они не укладывались в нормативные значения, что указывает на слабое развитие дыхательной системы. Проба Генчи выявила нормальные результаты у 47,1% студентов, в то время как у 52,8% результаты пробы были ниже нормы, что свидетельствует о относительно низком уровне готовности дыхательной системы и организма к нагрузкам в условиях дефицита кислорода.
Исследование адаптационных возможностей организма студентов экспериментальной группы, проведенное с использованием проб Генчи, Штанге и контроля частоты сердечных сокращений, показало значительные результаты. По истечении шести месяцев тренировок 81,6% студентов продемонстрировали задержку дыхания, свидетельствующую о высоком уровне подготовки дыхательной системы, Проба Генчи показала, что 83,3% студентов находились в пределах нормы, а у 16,7% результат оказался ниже установленного уровня. Анализ частоты сердечных сокращений также выявил положительные изменения. Сравнение исходных данных общего физического состояния до начала занятий и результатов, полученных после шести месяцев учебных занятий, продемонстрировало статистически значимое улучшение.
Заключение
В процессе проведенного исследования выявилась возможность использования спортивных игр для повышения физических качеств и функциональных возможностей организма, необходимых в процессе проведения учебного занятия по физической культуре.
Результаты эксперимента свидетельствуют о том, что применение спортивных игр на занятиях по общей физической культуре является эффективным средством развития физических качеств обучающихся. Это положительно влияет на уровень их физической подготовленности, способствует укреплению сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем организма, а также повышает адаптационные возможности организма.
Внедрение игровых технологий и спортивных игр позволяет создать более эффективное взаимодействие между участниками образовательного процесса и активизирует обучение благодаря доступности и индивидуализации [3]. Проведенное исследование показало возможность применения спортивных игр для повышения физических качеств и функциональных возможностей организма, что обусловливает необходимость в дальнейшем их внедрение в процесс обучения в вузе.
Список литературы
1. Евдокимов И.М., Павлов И.Д. Роль функциональных резервов организма студентов при адаптации к физическим нагрузкам. Физическая культура и спорт: интеграция науки и практики: материалы XVII Международной научно-практической конференции (25 декабря 2020г.). Ставрополь: Изд-во СКФУ. 2021: 185-187.
2. Андриенко О.А. О необходимости применения игровых технологий обучения. Балканское научное обозрение. 2019; 3-2(4): 5-8.
3. Моисеева К.С. Игра как средство активизации учебно - познавательной деятельности младших школьников. Новая наука: психолого-педагогический подход. 2017; 1: 59-61.
4. Бахарева С.Ю., Ляликова Н.Н., Байбакова Т.В., Черний Е.А., Кузнецова Н.С. Подвижные игры как мотивация в обучении техники баскетбола на учебных занятиях студентов 1 курса. Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2020; 1(179): 17-20.
References
1. Evdokimov I.M., Pavlov I.D. The role of functional reserves of the body of students in adapting to physical exertion. Fizicheskaya kul'tura I sport: integraciya nauki I praktiki: materialy XVII Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii (25 dekabrya 2020 goda) [Physical culture and sport: integration of science and practice: materials of the XVII International Scientific and Practical Conference (December 25, 2020)]. Stavropol: Publishing House of NCFU. 2021: 185-187 [In Russ.].
2. Andrienko O.A. On the need to use game-based learning technologies. Balkanskoe nauchnoe obozrenie. 2019; 3-2(4): 5-8 [In Russ.].
3. Moiseeva K.S. Game as a means of activating educational and cognitive activity of younger schoolchildren. Novaya nauka: psihologo-pedagogicheskij podhod. 2017; 1: 59-61 [In Russ.].
4. Bakhareva S.Yu., Lyalikova N.N., Baibakova T.V., Cherniy E.A., Kuznetsova N.S. Outdoor games as motivation in teaching basketball techniques in the classroom of 1st year students. Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta. 2020; 1(179): 17-20 [In Russ.].
Статья поступила в редакцию: 18.08.2024
Евдокимов Иван Михайлович - кандидат педагогических наук, доцент, Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения, 190000, Россия, г. Санкт-Петербург, ул. Большая Морская, дом 67, e-mail: [email protected]