Научная статья на тему 'Различия в истории развития медиа в России и Китае. Закат традиционных медиа?'

Различия в истории развития медиа в России и Китае. Закат традиционных медиа? Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
7
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Шанхайская организация сотрудничества / БРИКС / медиа / средства массовой коммуникации / контент / политика «открытости» / Shanghai Cooperation Organization / BRICS / media / mass media / content / policy of “openness”

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Хуан Сюйшэн

Цель статьи – рассмотреть на основе широкого круга исторических источников различия в истории развития медиа сферы в Российской Федерации и Китайской Народной Республике. Для получения результата в статье использованы методы теоретический, сравнительный, аналитический. Автором проведено глубокое, историческое исследование зарождения, становления и современного состояния традиционных и новых медиа. В результате подробного исследования можно сделать вывод, что говорить о закате традиционных медиа, несколько преждевременно. Можно отметить успешную адаптацию медиа в обеих странах вследствие вызовов, связанных с компьютеризацией многих сторон жизни общества. Как известно в последнее время российско-китайские отношения достигли такого уровня, который позволяет говорить о стратегическом партнёрстве или взаимодействии. Это мнение подтверждается не только величиной постоянно растущего товарооборота, но и всё возрастающим влиянием таких организаций как «БРИКС» и Шанхайская организация сотрудничества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Differences in the history of media development in Russia and China. The decline of traditional media?

The purpose of the article is to examine, on the basis of a wide range of historical sources, the differences in the history of the development of the media sphere in the Russian Federation and the People’s Republic of China. To obtain the result, the article uses methods theoretical, comparative, analytical. The author has conducted a deep historical study of the origin, formation and current state of traditional and new media. As a result of a detailed study, it can be concluded that it is somewhat premature to talk about the decline of traditional media. It is possible to note the successful adaptation of media in both countries due to the challenges associated with the computerization of many aspects of society. As you know, Russian-Chinese relations have recently reached a level that allows us to talk about strategic partnership or cooperation. This opinion is confirmed not only by the size of the constantly growing trade turnover, but also by the increasing influence of such organizations as the BRICS and the Shanghai Cooperation Organization.

Текст научной работы на тему «Различия в истории развития медиа в России и Китае. Закат традиционных медиа?»

Хуан Сюйшэн

Магистр, Филологический факультет на журналиста, Российский университет дружбы народов.

Различия в истории развития медиа в России и Китае. Закат традиционных медиа?*

Аннотация. Цель статьи - рассмотреть на основе широкого круга исторических источников различия в истории развития медиа сферы в Российской Федерации и Китайской Народной Республике. Для получения результата в статье использованы методы - теоретический, сравнительный, аналитический. Автором проведено глубокое, историческое исследование зарождения, становления и современного состояния традиционных и новых медиа. В результате подробного исследования можно сделать вывод, что говорить о закате традиционных медиа, несколько преждевременно. Можно отметить успешную адаптацию медиа в обеих странах вследствие вызовов, связанных с компьютеризацией многих сторон жизни общества. Как известно в последнее время российско-китайские отношения достигли такого уровня, который позволяет говорить о стратегическом партнёрстве или взаимодействии. Это мнение подтверждается не только величиной постоянно растущего товарооборота, но и всё возрастающим влиянием таких организаций как «БРИКС» и Шанхайская организация сотрудничества.

Ключевые слова: Шанхайская организация сотрудничества, БРИКС, медиа, средства массовой коммуникации, контент, политика «открытости».

Huang Xusheng

Master, Faculty of Philology for a journalist, Peoples' Friendship University of Russia.

Differences in the history of media development in Russia and China. The decline of traditional media?

© Хуан Сюйшэн, 2024.

Abstract. The purpose of the article is to examine, on the basis of a wide range of historical sources, the differences in the history of the development of the media sphere in the Russian Federation and the People's Republic of China. To obtain the result, the article uses methods - theoretical, comparative, analytical. The author has conducted a deep historical study of the origin, formation and current state of traditional and new media. As a result of a detailed study, it can be concluded that it is somewhat premature to talk about the decline of traditional media. It is possible to note the successful adaptation of media in both countries due to the challenges associated with the computerization of many aspects of society. As you know, Russian-Chinese relations have recently reached a level that allows us to talk about strategic partnership or cooperation. This opinion is confirmed not only by the size of the constantly growing trade turnover, but also by the increasing influence of such organizations as the BRICS and the Shanghai Cooperation Organization.

Key words: Shanghai Cooperation Organization, BRICS, media, mass media, content, policy of "openness".

Несмотря на тысячелетнюю историю государственности в России и Китае, история межгосударственного сотрудничества насчитывает чуть более трехсот лет. Внимательно рассматривая историю наших стран, мы можем найти схожие черты в самых неожиданных областях. Так огромное влияние на развитие наших стран в областях торговли, культуры и межгосударственных отношений оказали торговые пути: «Великий шёлковый путь» для Китая и путь «Из Варяг в греки» для России. Обе страны пережили период изоляции от внешнего мира, чуть более длительный для Китая и более короткий для России. Так же различными были пути выхода из этой изоляции, хотя невозможно не отметить, что для обеих стран этот выход совершался в условиях значительных подвижек. В социальной, политической, экономической сферах, что вне сомнений затрагивало и ту сферу, которую мы обозначаем понятием медиа. В современных условиях под медиа следует понимать все многообразие средств передачи информации. Так же, достаточно условно мы можем разделить все медиасредства на два основных модуля: традиционные и новые. К традиционным можно отнести газеты, журналы, радио, телевидение, а к новым средствам передачи информации - появившиеся в эпоху компьютеризации. Отметим, что медиа не были чем-то застывшим и неизменным на всем протяжении их развития. Делая краткий исторический экскурс в развитие медиа, необходимо отметить ещё одну важную функцию медиа или как их ещё называют средств массовой информации. В данном случае мы говорим о функции управления. Во

многом это обуславливалось необходимостью донести до подданных указы правителя той или иной территории. В начале для передачи указов и другой информации использовались глашатаи, деревянные или глиняные таблички. Но, как и многим изобретениям, плодами которых сегодня пользуется всё человечество, мы обязаны Китаю, так и за появление первых медиа мы должны сказать спасибо ему же. Первая газета на территории современного Китая появилась в восьмом веке - газета носила название «Столичный вестник». Содержание или если использовать современную терминологию контент формировался вокруг жизни императорского двора. Печатались указы императора, информация о его перемещениях, о новых назначениях и увольнениях значительных чиновников. Важно отметить, такую значимую особенность, как массовость издания. Обеспечивалось это передовым по тому времени приемом, газеты печатались с матриц, вырезанных на деревянных досках. В последствии в Китае мастер Би Шэн изобрёл

подвижный шрифт. Позже в Европе, независимо от китайской технологии, Иоганн Гуттенберг изобрел подвижный шрифт, в отличие от китайского шрифт Гуттенберга был металлический. Первостепенной особенностью был технологический момент изготовления шрифта при помощи пуансона и матрицы. Это обеспечило массовость и относительно низкую стоимость шрифтов, что в свою очередь обеспечивало массовость и доступность изданий. Нам представляется возможным говорить о моменте, как минимум зарождения средств массовой информации. Своего пика как масс медиа печатные издания достигли в двадцатом веке.

Сходным для России является появление первых газет для узкого круга пользователей, связанных с царским двором. В отличие от Китая первые российские издания были рукописными. Появлением печатных изданий, за исключением первых опытов Ивана Федорова, можно без сомнений связать с именем царя-реформатора, впоследствии императора Петра Первого. К началу девятнадцатого века в России уже сложилась определённая система медиа изданий, в основном эти издания были связаны с правительственными учреждениями, как на общегосударственном, так и на региональном уровне. По мере развития и изменения общественных отношений, политической системы, особенно это стало заметно во время Великих Реформ, связанных с отменой крепостного права, менялся и контент медиа изданий. Доля официальной, правительственной информации уменьшалась, заменялась коммерческой, рекламной. По нашему представлению тезис о том, что во второй половине девятнадцатого века в России сложилась система массовой информации. Если не полностью идентичная европейской, то схожая с ней в весьма большой степени. Как мы видим развитие распространения информации тесно связано с прогрессом в изготовлении самого носителя информации. Поэтому нет ничего удивительного

во вспышке доступности и увеличении информации, ставшей настоящим потоком, связанным с техническим прогрессом в двадцатом веке.

Появление газет, журналов и других средств информации «европейского» типа в Китае связано с политикой открытости, начавшейся в девятнадцатом веке. Политика эта проводимая европейскими державами не всегда носила дружественный характер. Достаточно упомянуть серию Опиумных войн, развязанных Англией и другими европейскими странами. Кроме торговцев и военных в проникновении в Китай большую роль играли христианские миссионеры. Неудивительно поэтому, что первое издание на китайском языке был ежемесячный журнал, основанный британским миссионером Робертом Моррисоном. Отметим, что журнал начал издаваться в Малайзии, однако был адресован китайской аудитории. Первая китайскоязычная газета появилась в континентальном Китае (Mainland) в 1833 году. Она носила религиозный характер, так как была основана немецкой лютеранской миссией. Примерно в то же время появилась и англоязычная газета «Вестник в Гуанчжоу», основной задачей которой было сопровождение политики «открытости» Китая. После завершения Опиумных войн и подписания договора в Нанкине, который был столицей в тот период. Для миссионерской и иностранной прессы были созданы достаточно привилегированные условия, даже сам император Китая был читателем подобных изданий. В этих условиях некоторые издания умудрялись получать прибыль. При таких обстоятельствах китайские медиа взяли старт в новом этапе своего развития. Начиная с середины девятнадцатого века можно обозначить два основных этапа в этом процессе. Первым был этап, который можно охарактеризовать как «переводной», содержание первых, очень скромных изданий сводилось к переводам из английских и других иностранных изданий. Информация в основном сводилась к тому, о чём писали зарубежные издания о Китае [3]. Отметим, что сами китайцы не обладали в это время правом издания газет «европейского» типа, для издания редактором обязательно должен был быть иностранец. Создание и совершенствование национальных, китайских газет, учитывая изложенное, было связано со значительными трудностями. Несмотря на ограничения относительно распространения негативной информации об иностранцах, китайская печать носила достаточно выраженную патриотическую направленность. Даже сама политическая информация, не говоря уже о рассуждениях на политические темы, были очень необычны для китайской аудитории. До появления китайских, национальных изданий, такие обсуждения не выходили из среды чиновников. Таким образом газеты приобретали политическое влияние и оказывали поддержку «партии» соответствующего направления.

В конце девятнадцатого века русский физик и электротехник А.С. По-

пов продемонстрировал прибор, передающий сообщения при помощи азбуки Морзе. Прибор не использовал провода, кабели и тому подобные приспособления. Так с демонстрации беспроводного радиотелеграфа началась эпоха радио. Изначально аппарат использовался в режиме телеграфа, сообщения передавались при помощи точек и тире. Между тем на рубеже веков аппарат для передачи сигнала был соединён с микрофоном, ещё не совершенным, тем не менее, это соединение позволило передавать речь человеке на расстояние. Постепенно контент для передачи увеличивался, добавлялась музыка, спектакли и многое другое, таким образом, появилось новое медиа. Первая широковещательная радиостанция появилась в России, точнее тогда уже РСФСР появилась летом 1922 года. Отметим, что в связи с изменением общественно-политического строя радио, как и другие медиа находились под контролем политического руководства.

Появление первых радиостанций в Китае связано с деятельностью иностранных бизнесменов. Так в январе 1923 года начала свою работу радиостанция в Шанхае. Радиостанции создавали американцы, англичане, итальянцы, японцы, принесённые ими технологии, способствовали развитию национального, китайского радио. Первая национальная радиостанция Китая появилась в Харбине, летом 1928 года правительство Гоминьдана создало собственное «Центральное радио», в свою очередь зимой 1940 года Коммунистическая партия Китая создало собственное радио, изначально оно называлось Синьхуа, в последствие «Центральное народное радио Китая». В заключение этой части статьи отметим, что в РСФСР, а впоследствии, в СССР средства массовой информации были почти сразу взяты под жёсткий идеологический и административный контроль. В Китае большое влияние на развитие средств массовой информации (медиа) оказывали иностранные бизнесмены и правительства, правительство Гминьдана, Коммунистическая партия Китая, а также структуры «китайских милитаристов», державших под контролем целые провинции. Телевидение в СССР появилось в 1931 году, изначально это были оптико-механические системы, регулярное же вещание в относительно современном виде началось в 1949 году со стартом выпуска популярного телеприёмника КВН. Регулярное телевещание в Китайской Народной Республике началось в 1958 году.

При всей внешней схожести истории развития медиа в России и Китае, нам следует отметить существенное различие, вытекающее из нашего обзора. Формирование и совершенствование современных средств медиа в России и Китае исторически происходили во многом на основе зарубежных заимствований [1]. Обратим ваше внимание на разность в мотивации, способах и ходе заимствования. Если в случае с проникновением и внедрением в России это было во многом внутренней потребностью, в

случае с Китаем это в значительной мере было навязано извне. Сказанное не исключает переосмысление, творческую трансформацию и адаптацию в соответствие с национальными особенностями всего полученного материла как интеллектуального, так и технического. Компьютерная революция, начавшаяся в двадцатом, и продолжающаяся в двадцать первом веке кардинально изменили само понятие медиа, контент и технические средства передачи информации. В принципе создание и распространение контента возможно с использованием многих технических устройств от цифрового фотоаппарата до цветного принтера, не говоря уже о собственно компьютерах и смартфонах. Политика открытости, проводимая в России и Китае, начиная с последней трети двадцатого века, не могла не сказаться на изменении самих медиа и их содержании [2]. И если в России иностранные вещатели, допущенные на внутренний российский рынок, изначально обладали большой свободой, то в Китае КПК старалась держать этот сегмент под полным контролем. Даже если это касалось таких глобальных игроков медиа рынка, как Руперт Мердок. Заметим, что в результате в обеих странах работа медиа находится под государственным контролем, прямо или опосредованно. В качестве примера упомянем холдинг «Газпром Медиа», контролирующий большую долю медиа рынка в России. При всём при этом необходимо обратить внимание на значительное различие в принципах организации и функционирования средств медиа в обеих странах. Китай на сегодня располагает одним из крупнейших внутренних рынков, в силу численности населения. Отсюда возможность финансирования медиа за счет рекламных бюджетов, тогда как в России медиа средства, в частности можно упомянуть региональные телестанции, во многом финансируются за счет бюджетных средств. Значительным отличием является функционирование медиа, связанных с возможностями сети Интернет. Так в России в большинстве случаев эти «новые медиа» получили распространение через такие платформы, как Инстаграм1, Фейсбук2 и другие зарубежные, из собственно российских наиболее успешная это социальная сеть «Вконтакте» [4].

В Китае благодаря политике КПК, а также уже упомянутым возможностям внутреннего китайского рынка, удалось создать собственные конкурентоспособные платформы. Отдельно упомянем достаточно уникальную платформу ШеСЬа1. Эта платформа соединяет в себе средство информации, средство для осуществления платежей, средство связи (мессенджер), есть возможность создания собственного канала, различные возможности для индивидуальных и корпоративных пользователей. Не знаем можно

1 ^Запрещённая в России соцсеть.

2 ^Запрещённая в России соцсеть.

ли отнести к медиа средствам такую российскую интернет-платформу как «Госуслуги», нам представляется, что она обладает некоторыми элементами медиа. Особенно в части информации, относящейся к взаимодействию гражданина и правительственных учреждений. Власти Китая так же работают над созданием такой интегрированной платформы, безусловно, в этой работе будет учтён опыт использования упомянутых WeChat и Weibo. Правительства обеих стран активно используют социальные сети уже упоминавшиеся китайские WeChat и Douyin, правительство РФ довольно активно использует интернет-платформы, связанные с создателем российского происхождения, это Вконтакте и Telegram. Хотя основной диалог между правительством РФ и гражданами идёт через платформу «Госуслуги». Можем ли мы на основании нашего обозрения говорить о закате традиционных медиа? В известной мере -да, хотя, по нашему мнению, правильнее говорить о трансформации с упором на большую развлекательную составляющую. Отдельно отметим новый, колоссальный вызов для «новых» и традиционных медиа перед очередной трансформацией связанный с возможностями Искусственного Интеллекта.

Библиографический список:

1. Ли Цзяни Общие и уникальные черты китайских и российских СМИ. // URL: https://na-journal.ru/7-2023-

jurnalistika/6082-obshchie-i-unikalnye-cherty-kitajskih-i-rossijskih-smi.

2. СМИ Китая и России: сходство и различия // URL: https://vn.ru/news-smi-kitaya-i-rossii-skhodstvo-i-

razlichiya/

3. Цзя Лэжун Сравнительный анализ влияния глобализации на китайские и российские СМИ. // URL:

https://cyberleninka.ru/article/n/sravnitelnyy-analiz-vliyaniya-globalizatsii-na-kitayskie-i-rossiyskie-smi.

4. Габдулхакова Р.В., Козлова Ю.Б., Грогуленко Н.В. Медиаобраз: современные трактовки и подходы к из-

учению // Евразийский юридический журнал. 2021. № 4 (155). С. 406-407.

Reference

1. Li Jiani Common and unique features of Chinese and Russian media. // URL: https://na-journal.ru/7-

2023-jurnalistika/6082-obshchie-i-unikalnye-cherty-kitajskih-i-rossijskih-smi.

2. Media of China and Russia: similarities and differences // URL: https://vn.ru/news-smi-kitaya-i-rossii-skhodst-

vo-i-razlichiya/

3. Jia Lezhun Comparative analysis of the impact of globalization on Chinese and Russian media. // URL: https://

cyberleninka.ru/article/n/sravnitelnyy-analiz-vliyaniya-globalizatsii-na-kitayskie-i-rossiyskie-smi.

4. Gabdulkhakova R.V., Kozlova Yu.B., Grogulenko N.V. Media image: modern interpretations and approaches to

study // Eurasian Legal Journal. 2021. № 4 (155). P. 406-407.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.