Научная статья на тему 'Различия смертности взрослого населения России по уровню образования'

Различия смертности взрослого населения России по уровню образования Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
437
138
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СМЕРТНОСТЬ / СОЦИАЛЬНО ОБУСЛОВЛЕННЫЕ ПРЕДОТВРАТИМЫЕ ПРИЧИНЫ СМЕРТИ / РАЗЛИЧИЯ СМЕРТНОСТИ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ УРОВНЯ ОБРАЗОВАНИЯ / MORTALITY / SOCIALLY CONDITIONED PREVENTABLE CAUSE DEATH / DIFFERENCES IN MORTALITY LEVEL OF EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Иванова Алла Ефимовна, Землянова Е. В., Михайлов А. Ю., Головенкин С. Е.

С использованием материалов последней Всероссийской переписи населения 2010 г. дана характеристика смертности от основных причин в группах мужчин и женщин от 25 до 70 лет в зависимости от уровня образования. Установлено, что максимальные различия смертности, связанные с уровнем образования, отмечаются в группах лиц молодого возраста и во всех группах от социально обусловленных предотвратимых причин. Это позволило подтвердить гипотезу об обусловленности роста смертности в России в 1990-е годы и первую половину 2000-х годов за счет малообразованных групп населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Иванова Алла Ефимовна, Землянова Е. В., Михайлов А. Ю., Головенкин С. Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DIFFERENCES IN MORTALITY OF ADULT POPULATION OF RUSSIA ACCORDING LEVEL OF EDUCATION

The data of the last All-Russia population census 2010 was used to characterize mortality by main causes of death in groups of males and females aged from 25 to 70 years depending on level of education. It is established that maximal differences in mortality related to level of education are marked in groups of population of young age and in all groups concerning socially conditioned preventable causes. This occurrence made it possible to confirm hypothesis about conditionality of increase of mortality in Russia in 1990s and early 2000s at the expense of undereducated population.

Текст научной работы на тему «Различия смертности взрослого населения России по уровню образования»

© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2014 УДК 614.2:312.2-053.8-057.8

А.Е. ИВАНОВА1, Е.В. ЗЕМЛЯНОВА1, А.Ю. МИХАЙЛОВ', С.Е. ГОЛОВЕНКИН2

Различия смертности взрослого населения России по уровню образования

1ФБГУ «ЦНИИ организации и информатизации здравоохранения» Минздрава России, 127254, Москва; ^Красноярский государственный медицинский университет им. проф. В.Ф.Войно-Ясенецкого Минздрава России, 660022, Красноярск

С использованием материалов последней Всероссийской переписи населения 2010 г. дана характеристика смертности от основных причин в группах мужчин и женщин от 25 до 70 лет в зависимости от уровня образования. Установлено, что максимальные различия смертности, связанные с уровнем образования, отмечаются в группах лиц молодого возраста и во всех группах — от социально обусловленных предотвратимых причин. Это позволило подтвердить гипотезу об обусловленности роста смертности в России в 1990-е годы и первую половину 2000-х годов за счет малообразованных групп населения.

Ключевые слова: смертность; социально обусловленные предотвратимые причины смерти;

различия смертности в зависимости от уровня образования.

THE DIFFERENCES IN MORTALITY OF ADULT POPULATION OF RUSSIA ACCORDING LEVEL OF EDUCATION

A.E. Ivanova1, E.V. Zemlyanova1, A.Yu. Mikhaylov1, S.E. Golovenkin2

1The central research institute for health organization and informatics of the Ministry of Health of the Russian Federation, 127254, Moscow, Russia; 2The prof. V.F. Voiyno-Yasenetskiy Krasnoyarsk state medical university of the Ministry of Health of the Russian Federation, 660002 Krasnoyarsk, Russia The data of the last All-Russia population census 2010 was used to characterize mortality by main causes of death in groups of males and females aged from 25 to 70 years depending on level of education. It is established that maximal differences in mortality related to level of education are marked in groups of population of young age and in all groups concerning socially conditioned preventable causes. This occurrence made it possible to confirm hypothesis about conditionality of increase of mortality in Russia in 1990s and early 2000s at the expense of undereducatedpopulation.

Keywords: mortality; socially conditioned preventable cause death; differences in mortality level of education.

Градиент социально-экономического статуса в смертности взрослого населения является хорошо известным феноменом и широко освещен в литературе [1—8]. В большинстве исследований различий смертности по социальному классу описываются эти различия по уровню образования. В России были проведены единичные исследования, в которых анализировалась связь смертности с уровнем образования; эти работы относятся к советскому периоду и были основаны на данных переписи населения 1979 и 1989 гг. [9] или захватывали первую половину 1990-х годов [10, 11]. Более поздние работы касаются отдельных регионов [12] или выборочных групп, умерших от отдельных заболеваний [13].

Цель — определить современные различия уровней и структуры причин смерти взрослого населения России, связанные с уровнем образования.

Материалы и методы

Исследование основано на материалах Всероссийской переписи населения 2010 г. Использованы данные о распределении российского населения по полу, возрасту и уровню образования. Для расчета показателей использованы также сведения об умерших за 2011 г., уровень образования которых был указан. Для того чтобы сведения о населении и умерших были приведены к одному году, переписное распределение населения по уровню образования было применено к среднегодовой численности населения за 2011 г.

Рассчитаны стандартизованные (европейский стандарт) показатели смертности на 100 тыс. населения: в интервале 25—69 лет, а также в отдельных возрастных группах 25—39 лет, 40—54 года, 55—69 лет. Начало возрастного периода выбрано с тем расчетом, что к 25 годам основная часть населения образование завершает (по крайней мере, высшее). Конец возрастного интервала определялся разработкой материалов переписи об образовании.

Показатели смертности рассчитаны для семи основных причин, определяющих около 95% всех случаев смерти в рассматриваемых возрастных группах: болезни системы кровообращения, новообразования, травмы и отравления, болезни органов дыхания, болезни органов пищеварения, инфекционные болезни, неточно обозначенные состояния.

Выделены следующие группы по уровню образования: высшее, включая послевузовское, незаконченное высшее, среднее профессиональное, среднее общее, начальное профессиональное, основное общее, начальное, включая тех, кто не имеет образования. По данным переписи, не указали уровень образования от 2,4 до 3,4% населения в рассматриваемых возрастных группах мужчин и женщин. Среди умерших в том же возрастном интервале сведения об образовании неизвестны у 30-38% лиц, в зависимости от причины, от которой они умерли.

Результаты

Рассматриваются две гипотезы. Согласно первой гипотезе, среди умерших, уровень образования которых

Контактная информация: Иванова Алла Ефимовна, проф.; e-mail: ivanova-home@yandex.ru

Таблица 1

Смертность от 7 основных причин в группах по уровню образования (среди тех, для кого известен этот признак) и в целом населения данного возраста и пола

Образование

Возраст, годы высшее неполное высшее среднее профессиональное общее среднее начальное профессиональное общее основное начальное и ниже Всего

20—39 99,9 191,3 Мужчины 450,5 770,8 163,7 559,5 668,2 568,8

40—54 347,1 643,3 954,1 1274,4 280,3 1008,0 1216,4 1261,5

55—69 1156,0 2327,0 2743,3 2907,7 980,3 1481,6 1782,0 3086,9

20—39 33,0 56,1 Женщины 128,8 266,9 81,9 262,9 675,1 142,9

40—54 133,2 308,8 276,2 486,7 101,8 418,8 622,2 408,2

55—69 433,5 1034,1 826,6 506,8 1128,2 578,7 832,6 1124,2

Примечание. Здесь и в табл. 2—5 приведены стандартизованные показатели на 100 тыс. населения, РФ 2011 г.

Таблица 2

Смертность от 7 основных причин в группах с разным уровнем образования и в целом населения данного возраста и пола

Образование

Возраст, годы высшее неполное высшее среднее профессиональное общее среднее малообразованные Всего

Мужчины

20— 39 99,9 191,3 450,5 770,8

40— 54 347,1 643,3 954,1 1274,4

55— 69 1156,0 2327,0 2743,3 2907,7

Женщины

20— 39 33,0 56,1 128,8 266,9

40— 54 133,2 308,8 276,2 486,7

55— 69 433,5 1034,1 826,6 506,8

остался неизвестен, распределение по уровню образования такое же, как и среди тех, у которых этот признак указан. Если это так, то результаты расчета только по группе с известным образовательным уровнем позволяют обнаружить известную закономерность — нарастание уровня смертности, прежде всего от предотвратимых причин, по мере снижения уровня образования.

Согласно второй гипотезе, распределение по уровню образования среди тех, для кого этот признак известен, и среди тех, для кого он не указан, — различное. При этом в группе умерших уровень образования которых неизвестен, скорее всего, сконцентрированы лица с более низким образованием или вовсе без образования. Если это так, то показатели смертности, рассчитанные только для тех, у кого известен признак образования, окажутся ниже (или близки) у малообразованных в сравнении с лицами с более высоким образовательным статусом.

Итак, если рассчитать показатели только для тех, у кого известен признак образования, закономерность нарастания смертности по мере сокращения числа лет обучения прослеживается только в первых четырех группах, выделенных по уровню образования (табл. 1). Минимальные показатели во всех возрастах, у мужчин у женщин отмечены среди населения, имевшего высшее, включая послевузовское, образование. Среди тех, кто не закончил вуз и не получил высшего образования, пока-

затели смертности от 7 основных причин практически вдвое выше, чем в предыдущей группе. Среди лиц, получивших только среднее профессиональное образование, смертность еще более высокая, чем среди населения с неполным высшим образованием. Характерно, что наибольшие отличия фиксируются в группах лиц молодого возраста (в 2,3 раза среди 20-39-летних как мужчин, так и женщин), тогда как в возрастах старше 40 лет они существенно сокращаются (у мужчин до 1,4—1,2 раза в 40—59 лет и 55—69 лет) или становятся обратными (у женщин со средним профессиональным образованием смертность в возрастных группах старше 40 лет ниже на 10—20%, чем у сверстниц с незаконченным высшим образованием). Лица со средним общим образованием характеризуются более высокой смертностью по сравнению с лицами со средним профессиональным образованием, несмотря на аналогичное число лет обучения. Возможно, это связано с тем, что лица, получившие профессию, лучше адаптированы, чем те, кто закончил школу, не имея практических профессиональных знаний и навыков. Для мужчин различия в смертности между группами, получившими общее или профессиональное образование, особенно велики.

Дальнейший анализ смертности в зависимости от уровня образования свидетельствует о нарушении закономерности. Так, те, кто получил только начальное профессиональное образование, имеют показатели смертности такие же, а в отдельных возрастных группах даже более низкие, чем лица с незаконченным высшим или высшим образованием. У лиц с начальным образованием или вовсе не учившихся показатели сопоставимы с таковыми у тех, кто получил 11-летнее школьное или профессиональное образование.

Таким образом, проведенный анализ свидетельствует о том, что распределение по уровню образования тех, для кого этот признак известен, и лиц, уровень образования которых не указан, различно. Более того, в группе с неуказанным уровнем образования сконцентрированы малообразованные, поскольку именно для лиц с низким образовательным статусом показатели смертности оказались неадекватно малы.

Чтобы получить хотя бы обобщенную оценку смертности для малообразованных групп населения, использовали следующий подход. Поскольку известны показатель для населения в целом в соответствующих возрастных группах мужчин и женщин, а также показатели для высоко- и среднеобразованных групп, в которых недоучет минимален, можно получить суммарную оценку для малообразованных групп. К ним будут относиться лица, получившие начальное профессиональное или общее основное образование, а также те, кто ограничился только начальной шкалой (4 класса) или вовсе не учился.

1449,2 568,8

3336.1 1261,5 5658,6 3086,9

462,8 142,9

1567.2 408,2 3076,5 1124,2

Полученные данные свидетельствуют о том, что в 25—39 и 40—54 года смертность малообразованных мужчин в 2,5 раза превышает этот показатель для мужчин в целом; в интервале 55—69 лет превышение сокращается до 1,8 раза. У малообразованных женщин максимальное превышение среднего показателя смертности для женской популяции в целом приходится на 40—54 года и составляет 3,8 раза. В 20—39 лет оно составляет 3,2 раза, к интервалу 55—69 лет сокращается до 2,7 раза (табл. 2). Между полюсными группами высоко- и малообразованных различия смертности огромны: в 25—39 лет отмечается превышение в 14 раз (!), в 40—54 года 9,6—11,8 раза у мужчин и женщин, среди лиц старше 55 лет — в 4,9—7,1 раза. Полученные результаты означают, что в группах лиц молодого возраста смертность формируется преимущественно за счет малообразованных групп населения, что соответствует ранее полученным результатам [14, 15].

Следует отметить, что различия смертности женщин по уровню образования оказались больше, чем у мужчин, что противоречит результатам большинства исследований в европейских странах [7, 8].

Возрастные различия смертности в зависимости от уровня образования дают косвенное представление о том, за счет каких причин главным образом эти различия складываются. Во всех возрастных группах максимальные различия формируются за счет социально обусловленных заболеваний и причин смерти, большая часть которых полностью или частично предотвратимы.

Среди 25—39-летних с высшим образованием инфекционные болезни стали причиной смерти мужчин и женщин в 3—4,5% случаев, среди их малообразованных сверстников на долю инфекций пришлось 13,1— 15,3% всех случаев смерти. Болезни органов дыхания у малообразованных становятся причиной смерти в 2 раза чаще (5,9 и 2,5% у мужчин, 7,8 и 3,2% у женщин), болезни органов пищеварения -в 1,4 раза у мужчин (8,4 и 6,8% соответственно) и почти вдвое -у женщин (10,1 и 5,5% соответственно).

В результате в структуре смертности молодых людей с высшим образованием почти две трети всех случаев определяют травмы (58,1%), затем идут болезни системы кровообращения

(15,6%) и новообразования (8,6%), тогда как у малообразованных в структуре смертности вслед за травмами (43,5%) и болезнями системы кровообращения (18,2%) следуют инфекции (13,1%), а новообразования (2,9%) находятся лишь на 7-м месте. У молодых женщин различия структуры смертности в зависимости от уровня образования еще более впечатляющи. Среди высокообразованных женщин травмы и новообразования имеют примерно равные доли в структуре смертности (36,3 и 32,6%) и суммарно определяют две трети случаев смер-

Таблица 3

Смертность в 25—39 лет от основных причин в зависимости от уровня образования

Образование

Причина смерти высшее неполное высшее среднее профессиональное общее среднее мало-образованные Всего

Мужчины

Болезни органов дыхания 2,5 6,1 22,4 40,1 85,7 30,1

Новообразования 8,6 12,0 17,0 20,8 42,1 19,4

Травмы и отравления 58,0 108,9 224,9 407,3 629,7 274,6

Болезни системы кровообращения 15,6 27,4 72,0 123,0 263,2 96,1

Болезни органов пищеварения 6,8 13,3 38,9 59,0 122,2 46,6

Инфекционные болезни 3,0 13,1 49,1 74,4 189,7 63,2

Неточно обозначенные состояния 5,5 10,5 26,1 46,2 116,7 38,8

Женщины

Болезни органов дыхания 1,1 2,0 7,1 15,6 36,2 8,8

Новообразования 10,8 12,0 21,4 29,2 33,5 19,2

Травмы и отравления 12,0 20,1 41,1 96,5 174,4 50,7

Болезни системы кровообращения 4,2 8,1 19,9 45,5 79,9 23,2

Болезни органов пищеварения 1,8 5,8 15,1 31,3 46,8 15,1

Инфекционные болезни 1,5 5,2 15,5 30,9 70,8 17,6

Неточно обозначенные состояния 1,7 2,9 8,6 17,8 21,3 8,3

Таблица 4

Смертность в 40—54 года от основных причин в зависимости от уровня образования

Образование

Причина смерти высшее неполное ТЛЛГЧТТРР среднее професси- общее среднее мало-образо- Всего

ональное ванные

Мужчины

Болезни органов дыхания 11,6 27,4 50,7 74,9 218,5 73,5

Новообразования 60,1 115,1 153,3 150,0 323,2 157,8

Травмы и отравления 80,4 139,5 233,0 354,2 866,8 324,6

Болезни системы кровообращения 143,3 252,3 362,8 480,9 1262,3 480,6

Болезни органов пищеварения 34,2 63,7 79,7 106,1 275,8 106,2

Инфекционные болезни 5,1 20,5 39,3 54,3 177,1 56,5

Неточно обозначенные состояния 12,3 24,7 35,3 54,0 212,4 62,3

Женщины

Болезни органов дыхания 3,4 10,2 9,6 18,8 79,5 16,8

Новообразования 67,4 143,8 90,1 125,9 354,8 118,5

Травмы и отравления 17,2 38,6 41,0 86,2 275,6 66,6

Болезни системы кровообращения 30,9 81,9 89,0 167,2 546,0 134,0

Болезни органов пищеварения 10,2 25,6 33,1 59,3 183,8 46,9

Инфекционные болезни 1,6 3,9 7,4 14,7 57,1 12,2

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Неточно обозначенные состояния 2,6 4,7 5,9 14,5 70,4 13,2

ти. Среди их малообразованных сверстниц треть смертности формируют внешние причины (37,7%), а 2—3-е место делят болезни системы кровообращения и инфекции (17,3 и 15,3% соответственно) (табл. 3).

Помимо отмеченных у 25-39-летних различий в структуре смертности в зависимости от уровня образования, которые характеризуются значительно более высокой значимостью в структуре смертности малообразованных: инфекций, болезней органов дыхания и пищеварения, у 40—54-летних отмечается еще одна причина, смертность от которой существенно более значима для малообразованных, — это неточно обозначенные состояния. Их доля составляет 3,5—2% среди причин смерти лиц с высшим образованием и 6,4—4,5% в структуре причин смерти малообразованных (табл. 4). Может показаться, что это не так много, но следует отметить, что доля обозначенных состояний примерно равна таковой

болезней органов дыхания и превышает долю инфекционных болезней. Смертность от неточно обозначенных состояний у мужчин с высшим образованием составляет 12,3 на 100 тыс., среди их малообразованных сверстников - 212,4 на 100 тыс., у женщин - 2,6 и 70,4 на 100 тыс. соответствующего населения. При таких масштабах смертности малообразованных, от неточно обозначенных состояний структура их смертности представляется довольно сомнительной, в частности весьма вероятно занижена роль внешних причин [16].

В возрасте от 55 до 70 лет в структуре причин смерти преобладают болезни системы кровообращения и новообразования. Однако их соотношение в группах по уровню образования существенно различается (табл. 5). Так, у мужчин с высшим образованием на новообразования приходится более четверти (27,7%) случаев смерти, тогда как у их малообразованных сверстников менее пятой части (19,7%) случаев. У женщин различия еще больше: в группе с высшим образованием новообразования являются причиной смерти почти в половине случаев, как у их малообразованных сверстниц вдвое меньше - около четверти (25,7%) случаев. Несмотря на то что в данной возрастной группе значимость других причин, кроме болезней системы кровообращения и новообразований, сильно снижается, в этих возрастных группах, как и в группах более молодого возраста, сохраняется значительное превышение смертности от социально значимых предотвратимых причин среди малообразованных в сравнении с лицами с высшим образованием. Так, суммарный вклад болезней органов дыхания, пищеварения, инфекций и неточно обозначенных состояний составляет 12,1—09,7% в смертности мужчин и женщин с высшим образованием в сравнении с 17,2—14,8% в смертности их малообразованных сверстников.

Выводы. В России отмечаются существенные различия смертности в зависимости от уровня образо-

Таблица 5

Смертность в 55—69 лет от основных причин в зависимости от уровня образования, на 100 тыс., стандартизованный коэффициент, Россия, 2011 г.

Образование

Причина смерти высшее неполное высшее среднее профессиональное общее среднее мало-образованные Всего

Мужчины

Болезни органов дыхания 37,8 87,8 138,1 161,0 350,8 168,8

Новообразования 319,8 713,9 734,9 645,8 1115,5 709,0

Травмы и отравления 103,0 174,7 245,1 337,4 622,8 318,9

Болезни системы кровообращения 593,6 1175,9 1384,7 1485,4 2946,8 1585,4

Болезни органов пищеварения 68,4 111,7 150,7 163,1 325,3 174,6

Инфекционные болезни 8,0 21,3 34,0 41,7 101,8 45,3

Неточно обозначенные состояния 25,3 41,7 55,8 73,2 195,6 84,9

Женщины

Болезни органов дыхания 7,9 20,9 20,0 17,0 98,4 32,2

Новообразования 196,9 433,6 266,5 107,5 789,3 325,4

Травмы и отравления 22,9 30,9 46,1 25,0 224,1 71,8

Болезни системы кровообращения 171,6 456,8 413,3 316,7 1608,8 577,7

Болезни органов пищеварения 25,9 78,1 62,5 31,1 252,8 86,1

Инфекционные болезни 2,7 3,1 6,0 2,3 28,2 8,9

Неточно обозначенные состояния 5,5 10,8 12,2 7,2 74,9 22,1

вания, достигающие максимальных величин в молодых возрастах. Это свидетельствует о том, что прежде всего среди молодежи смертность формируется преимущественно за счет лиц с низким образованием.

В малообразованных группах населения независимо от возраста смертность выше от всех причин, но максимальные различия формируются за счет социально обусловленных заболеваний и причин смерти, большая часть которых полностью или частично предотвратима.

Отмеченные закономерности позволяют предполагать, что в 1990-е годы и первую половину 2000-х годов смертность в России росла главным образом за счет малообразованных групп населения. Об этом свидетельствует опережающий рост смертности в этот период как молодежи, так и лиц всех возрастов от социально обусловленных предотвратимых причин.

ЛИТЕРАТУРА

1. Kitagawa E.M., Hauser Ph. M. Differential mortality in the United States: A study in socioeconomic epidemiology. Cambridge, MA: Harvard University Press; 1973.

2. KunstA.E., Groenhof F., Mackenbach J.P. EU Working Group on Socioeconomic Inequalities in Health. Mortality by occupational class among men 30—64 years in 11 European countries. Soc. Sci. Med. 1998; 46(11): 1459—76.

3. Huisman M., Kunst A.E., Andersen O., Bopp M., Borgan J-K., Borrell C. et al. Socioeconomic inequalities in mortality among elderly people in 11 European populations. J. Epidemiol. Commun. Health. 2004; 58(6): 468—75.

4. Mishra G.D., BallK., Dobson A.J., Byles J.E. Do socioeconomic gradients in women's health widen over time and age? Soc. Sci. Med. 2004; 58(9): 1585—95.

5. CutlerD., DeatonA., Lleras-MuneyA. The determinants of mortality. J. Econom. Perspect. 2006; 20(3): 97—120.

6. Valkonen T. Social inequalities in mortality. In: Graziella Caselli, Jacques Vallin, Guillaume Wunsch, eds Demography: analysis and synthesis. vol. 2. Amsterdam: Elsevier; 2006; 195—206.

7. Klotz J. Convergence or divergence of educational disparities in mortality and morbidity? The evolution of life expectancy and

health expectancy by educational attainment in Austria in 1981— 2006. Vienna Yearbook Popul. Res. 2010; 8: 139—74.

8. Luy M., Giulio P.D., Caselli G. Differences in life expectancy by education and occupation in Italy, 1980-94. Indirect estimates from maternal and paternal orphanhood. Popul. Stud. (Camb.). 2011; 65(2): 137—55.

9. Андреев Е.М., Добровольская В.М. Социальная дифференциация смертности в России. Здравоохранение Российской Федерации. 1993; 9: 18—21.

10. Shkolnikov V.M., Leon D.A., Adamets S., Andreev E.M., Deev

A. Educational level and adult mortality in Russia: an analysis of routine data 1979 to 1994. Soc. Sci. and Med. 1998; 47(3): 357—69.

11. Школьников В., Андреев Е., Малева Т., ред. Неравенство и смертность в России. Московский центр Карнеги. М.: Сиг-налъ; 2000. 107 c.

12. Архангельский В.Н., Иванова А.Е., Рыбаковский Л.Л., Рязан-цев С.В. Демографическая ситуация в Москве и тенденции ее развития. Рыбаковский Л. Л., ред. М.: Центр социального прогнозирования; 2006; 264 с.

13. Константинов В.В., Шальнова С.А., Киреев С.В., Тимофеева Т.Н., Шестов Д.Б., Капустина А.В. и др. Относительный риск смертности среди женского населения в связи со статусом курения, употреблением алкоголя и уровнем образования. Кардиоваскулярная терапия и профилактика. 2007; 6(3): 100—5.

14. Иванова А.Е., Семенова В.Г. Новые явления российской смертности. Народонаселение. 2004; 3: 85—93.

15. Иванова А.Е., Сабгайда Т.П., Семенова В.Г., Антонова О.И., Никитина С.Ю., Евдокушкина Г.Н. и др. Смертность российских подростков от самоубийств. М.: ЮНИСЕФ; 2011. 131 с.

16. Иванова А.Е., Сабгайда Т.П., Семенова В.Г., Запорожченко

B.Г., Землянова Е.В. Никитина С.Ю. Факторы искажения структуры причин смерти трудоспособного населения России. Социальные аспекты здоровья населения [Электронный научный журнал]. 2013;32(4). URL: http://vestnik.mednet.ru/ content/view/491/30/lang.ru/ (дата обращения 14.08.2013).

REFERENCES

1. Kitagawa E.M., Hauser Ph.M. Differential mortality in the United States: A study in socioeconomic epidemiology. Cambridge, MA: Harvard University Press; 1973.

2. KunstA.E., Groenhof F., Mackenbach J.P. EU Working Group on Socioeconomic Inequalities in Health. Mortality by occupational class among men 30—64 years in 11 European countries. Soc. Sci. Med. 1998; 46(11): 1459—76.

3. Huisman M., Kunst A.E., Andersen O., Bopp M., Borgan J.-K., Borrell C. et al. Socioeconomic inequalities in mortality among

elderly people in 11 European populations. J. Epidemiol. Commun. Health. 2004; 58(6): 468—75.

4. Mishra G.D., BallK., DobsonA.J., Byles J.E. Do socioeconomic gradients in women's health widen over time and age? Soc. Sci. Med. 2004; 58(9): 1585—95.

5. CutlerD., Deaton A., Lleras-MuneyA. The determinants of mortality. J. Econom. Perspect. 2006; 20(3): 97—120.

6. Valkonen T. Social inequalities in mortality. In: Graziella Caselli, Jacques Vallin, Guillaume Wunsch, eds Demography: analysis and synthesis. Vol. 2. Amsterdam: Elsevier; 2006: 195—206.

7. Klotz J. Convergence or divergence of educational disparities in mortality and morbidity? The evolution of life expectancy and health expectancy by educational attainment in Austria in 1981— 2006. Vienna Yearbook Popul. Res. 2010; 8: 139—74.

8. Luy M., Giulio P.D., Caselli G. Differences in life expectancy by education and occupation in Italy, 1980-94. Indirect estimates from maternal and paternal orphanhood. Popul. Stud. (Camb.). 2011; 65(2): 137—55.

9. Andreev E.M., Dobrovolskaya V.M. Zdrsvookhraneniye Rossiys-koy Federatsii. 1993; 9: 18—21.

10. Shkolnikov V.M., Leon D.A., Adamets S., Andreev E.M., Deev A. Educational level and adult mortality in Russia: an analysis of routine data 1979 to 1994. Soc. Sci. and Med. 1998; 47(3): 357—69.

11. Shkolnikov V., AndreevE., Maleva T., ed. Carnegie Moscow Center. Inequality and mortality in Russia: Multi-author book. Moscow: Signal; 2000; 107 p. (in Russian).

12. Arkhangelskiy V.N., Ivanova A.E., Rybakovskiy L.L., Ryazantsev S.V. Demographic situation in Moscow and trends of its development. Rybakovskiy L.L., ed. Moscow: 2006; 264 p. (in Russian).

13. Konstantinov V.V., Shalnova S.A., Kireev S.V., Timofeeva T.N., ShestovD.B., KapustinaA.V. et al. Relative risk of mortality depending upon smoking habits, alcohol use and educational level. Cardiovasculyarnaya terapiya i profilaktika. 2007; 6(3): 100—5 (in Russian).

14. Ivanova A.E., Semynova V.G. New phenomena in Russian mortality. Narodonaselenie. 2004; 3: 85—93 (in Russian).

15. Ivanova A.E., Sabgaida T.P., Semyonova V.G., Antonova O.I., Nikitina S.Yu., Evdokushkina G.N. et al. Mortality of Russian adolescents from suisides. Moscow: UNICEF; 2011; 131 p. (in Russian).

16. Ivanova A.E., Sabgaida T.P., Semynova V.G., Zaporozhchenko V.G., Zemlyanova E.V., Nikitina S.Yu. Factors distorting death causes structure in working population in Russia. Sotsial'nye aspekty zdorov'ya naseleniya [serial online]. 2013 [cited 2013 Aug 14]; 32(4). Available from: http://vestnik.mednet.ru/content/ view/491/30/lang,ru/ (In Russian).

Поступила 07.10.13

© А. А. ШАБУНОВА, Н.А. КОНДАКОВА, 2014 УДК 614.2:008

А.А. ШАБУНОВА, Н.А. КОНДАКОВА

Региональный опыт реализации программы модернизации

здравоохранения

ФГБУН «Институт социально-экономического развития территорий» Российской академии наук, 160014, г. Вологда

Снижение количества и качества человеческих ресурсов представляет серьезную угрозу для общества в современных условиях. Для повышения качества и доступности медицинских услуг и улучшения здоровья населения реализуется Программа модернизации здравоохранения. В статье рассматриваются основные проблемы системы здравоохранения и оценки реализации Программы модернизации населением Вологодской области и медицинскими работниками.

Ключевые слова: здоровье населения; модернизация здравоохранения; удовлетворенность медицинской помощью; оценка проводимых реформ.

Контактная информация: Шабунова Александра Анатольевна, д-р эконом. наук; e-mail: aas@vscc.ac.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.