Научная статья на тему 'Разговоры с детьми: стратегии и тактики речевого поведения'

Разговоры с детьми: стратегии и тактики речевого поведения Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
954
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМЬЯ КАК МАЛАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ГРУППА / ЯЗЫКОВАЯ ЖИЗНЬ СЕМЬИ / СЕМЕЙНАЯ РЕЧЕВАЯ КОММУНИКАЦИЯ / СЕМЕЙНАЯ РОЛЬ И РЕЧЬ / РЕЧЕВОЕ ПОВЕДЕНИЕ / СТРАТЕГИИ И ТАКТИКИ РЕЧЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ / ТЕОРИЯ РЕЧЕВЫХ АКТОВ / FAMILY AS SMALL SOCIAL GROUP / LANGUAGE LIFE OF FAMILY / FAMILY COMMUNICATION / FAMILY ROLE AND SPEECH / SPEECH BEHAVIOUR / STRATEGIES AND TACTICS OF SPEECH BEHAVIOUR / SPEECH ACT THEORY

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Анохина Виктория Сергеевна, Кравченко Оксана Викторовна

Статья посвящена исследованию особенностей речевого общения с детьми в семье. На материале записей семейной речи, сделанных авторами, проанализировано речевое поведение участников диалогов «дети « родители» с позиции стратегической направленности и тактической реализации речевого коммуникативного взаимодействия. Рассмотрены особенности родительской и детской коммуникативной активности, определены состав и частотность используемых речевых тактик, выявлена обусловленность их выбора, прежде всего возрастными особенностями детей, подтверждено положение о гармоничной стратегической направленности семейного общения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Анохина Виктория Сергеевна, Кравченко Оксана Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMMUNICATION WITH CHILDREN: STRATEGIES AND TACTICS OF SPEECH BEHAVIOUR

The article is devoted to studying the features of speech communication with children in the family. By the material of family speech recordings made by the authors, the speech behaviour of the participants of dialogues “children « parents” is analysed from the position of strategic orientation and tactical implementation of speech communicative interaction. The authors consider the features of parents’ and children’s communicative activity, determine the structure and frequency of the used speech tactics, reveal the conditionality of their choice, first of all, by the age characteristics of children, and confirm the provision on harmonious strategic orientation of family communication.

Текст научной работы на тему «Разговоры с детьми: стратегии и тактики речевого поведения»

https://doi.org/10.30853/filnauki.2018-12-1.13

Анохина Виктория Сергеевна, Кравченко Оксана Викторовна

РАЗГОВОРЫ С ДЕТЬМИ: СТРАТЕГИИ И ТАКТИКИ РЕЧЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ

Статья посвящена исследованию особенностей речевого общения с детьми в семье. На материале записей семейной речи, сделанных авторами, проанализировано речевое поведение участников диалогов "дети " родители" с позиции стратегической направленности и тактической реализации речевого коммуникативного взаимодействия. Рассмотрены особенности родительской и детской коммуникативной активности, определены состав и частотность используемых речевых тактик, выявлена обусловленность их выбора, прежде всего возрастными особенностями детей, подтверждено положение о гармоничной стратегической направленности семейного общения. Адрес статьи: \м№^.агато1а.пе1/та1епа18/2/2018/12-1/13.1^т1

Источник

Филологические науки. Вопросы теории и практики

Тамбов: Грамота, 2018. № 12(90). Ч. 1. C. 66-70. ISSN 1997-2911.

Адрес журнала: www.gramota.net/editions/2.html

Содержание данного номера журнала: www .gramota.net/mate rials/2/2018/12-1/

© Издательство "Грамота"

Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.aramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: [email protected]

ЯЗЫКОЗНАНИЕ

УДК 80 Дата поступления рукописи: 02.10.2018

https://doi.org/10.30853/filnauki.2018-12-1.13

Статья посвящена исследованию особенностей речевого общения с детьми в семье. На материале записей семейной речи, сделанных авторами, проанализировано речевое поведение участников диалогов «дети — родители» с позиции стратегической направленности и тактической реализации речевого коммуникативного взаимодействия. Рассмотрены особенности родительской и детской коммуникативной активности, определены состав и частотность используемых речевых тактик, выявлена обусловленность их выбора, прежде всего возрастными особенностями детей, подтверждено положение о гармоничной стратегической направленности семейного общения.

Ключевые слова и фразы: семья как малая социальная группа; языковая жизнь семьи; семейная речевая коммуникация; семейная роль и речь; речевое поведение; стратегии и тактики речевого поведения; теория речевых актов.

Анохина Виктория Сергеевна, к. филол. н. Кравченко Оксана Викторовна, к. филол. н.

Ростовский государственный экономический университет (РИНХ) [email protected]; [email protected]

РАЗГОВОРЫ С ДЕТЬМИ: СТРАТЕГИИ И ТАКТИКИ РЕЧЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 17-04-00374 на тему «Стратегические речевые предпочтения жителей южного города (на материале семейного общения)», проводимого в ФГБОУ ВО «РГЭУ (РИНХ)»; руководитель к. филол. н., доцент кафедры русского языка, культуры и коррекции речи В. С. Анохина.

Смена общенаучной лингвистической парадигмы последней четверти двадцатого века под эгидой исследования человеческого фактора в языке на первый план выдвигает изучение того коммуникативно-речевого пространства, в котором находится человек (Р. Якобсон, М. М. Бахтин, А. Н. Баранов, Г. Е. Крейдлин, А. Вежбицкая, В. В. Дементьев, Е. А. Земская, О. А. Лаптева, О. Б. Сиротинина, М. А. Кормилицына, Г. Г. Инфантова, М. В. Китайгородская, Н. Н. Розанова, К. Ф. Седов, В. Е. Гольдин, Т. В. Шмелева и др.).

В современных исследованиях выделяют пять фундаментальных общественных институтов, предназначение которых состоит в удовлетворении важнейших жизненных потребностей человека: институт семьи и брака, политические институты, экономические институты, институты образования, науки и культуры, институт религии [17]. Институт семьи и брака является первичной социальной группой, составляющей основу государства и общества и реализующей важнейшую функцию - воспитания и социализации подрастающего поколения, передачи культурных и нравственных ценностей. Поэтому изучение семьи с точки зрения лингвистического описания процесса семейной коммуникации представляется весьма актуальным направлением исследований. Тем более что в нашей стране исследование семьи находится в рамках одного из важнейших направлений государственной политики.

Целью стратегии семейного общения является установление долгосрочных гармоничных отношений. Стратегия речевого поведения охватывает процесс построения коммуникации, тем более тогда, когда целью ставится достижение долговременных результатов.

Статус предмета лингвистического исследования стратегии и тактики речевого поведения получили в конце прошлого века в связи усилением связи языкознания с другими науками и распространением теории речевых актов в таких динамично развивающихся междисциплинарных направлениях, как лингвопрагмати-ка, когнитивная лингвистика, социо- и психолингвистика и др. В работах Т. ван Дейка, А. Вежбицкой, Дж. Л. Остина, Дж. Р. Серля, Г. П. Грайса, Н. Д. Арутюновой, Е. В. Падучевой описываются прагматические особенности речевого общения и поведения. Невозможность изучать феномен речевого поведения без опоры на данные других наук справедливо подчеркивала Т. Г. Винокур, отмечая, что «феномен речевого поведения стоит на трех китах, лишь один из которых - внутриязыковые закономерности подсистемной дифференциации стилистических явлений. Два же других - это внешние закономерности социальных и социально-психологических условий коммуникации, благодаря чему речевое поведение предстает как визитная карточка человека в обществе, отражающая реальное взаимодействие лингвистических и экстралингвистических факторов» [5, с. 29]. Понятие речевого поведения и его стратегическая направленность подробно

рассматривается в монографии В. С. Анохиной и О. В. Кравченко «Повседневная коммуникация в стратегиях и тактиках обиходно-бытового общения (на материале семейной речи)» [1].

Разговоры с детьми и о детях - очень важная лингвистическая область. М. Кронгауз подчеркивает, что для этой области «даже нет общепринятого названия. По-английски она называется baby talk, или, более научно, child oriented speech, то есть буквально речь, ориентированная на детей, или речь, обращенная к детям» [13]. Общеизвестно, что разговоры с детьми имеют свою специфику, касающуюся и стилистической организации речи ("motherese" - материнский стиль или "child oriented speech" - речь, адресованная ребенку, характеризующаяся медленным темпом, краткостью высказываний, подчеркнутой выразительностью, экспрессивностью и др.), и фонетической (например, «сюсюкание» или, наоборот, дикционно четкая речь), и лексической (специальные словечки и обращения по отношению к детям, семейный лексикон), и словообразовательной (например, уменьшительные суффиксы, редупликация), и синтаксической (упрощенный синтаксис, короткие простые предложения), и жанровой (например, укачивание - один из жанров общения с маленькими детьми). С позиций анализа стратегий и тактик речевого общения с детьми исследований пока еще недостаточно, что обусловливает актуальность темы статьи.

Типичные речевые черты общения родителей с детьми выявила А. В. Занадворова, описав маркированные выражения, характерные для родителей, проявления ролевого статуса в позициях «дети ^ родители» и «родители ^ дети», иерархическую организацию семейного речевого взаимодействия и др. [9]. А. Н. Байкуловой подробно проанализировано речевое общение с новорожденным, а также речевое воплощение семейных ролей, в том числе в речи одного и того же человека [2]. М. Кронгауз выделил определенные стратегии общения с ребенком, за которыми, по его мнению, стоит особый взгляд на детей. Ученый определяет три основные стратегии, касающиеся позиции отношения к ребенку: 1) стратегия присоединения к ребенку, когда взрослый ведет себя, как ребенок, и даже говорит, как ребенок; 2) стратегия обучения - упрощение, отчетливость, выделение всех важных элементов в языке, обучение от простого к сложному; 3) патерналистская стратегия - защита, опека, покровительство. С помощью этих стратегий М. Кронгауз описывает функции родителей и их особое отношение к ребенку: «Первая - имитация и стратегия присоединения - характерна для игр. Когда мы играем с ребенком, то стараемся быть такими же, как он. Вторая - это стратегия педагога. Взрослый человек обучает ребенка тому, что умеет делать сам, языку в том числе. И третий взгляд - это взгляд большого существа, защищающего существо маленькое, делающего жизнь маленького существа приятнее и интереснее» [13].

Обращение к психологической науке позволяет отнести перечисленные положения к теории Э. Берна, выделяющего в каждом из нас три основных состояния - «родителя», «взрослого» и «ребенка» [4]. В одну из этих позиций в определенной ситуации коммуникативного взаимодействия становится каждый из нас, соответствующим образом наполняя свое речевое поведение.

Цель нашей статьи - проанализировать речевое поведение участников диалогов «дети -о родители» с позиции стратегической направленности и тактической реализации речевого коммуникативного взаимодействия.

Многие исследования подтверждают данные о том, что разговоры с детьми, речевое поведение родителей существенно влияют на детское языковое развитие [11]. Однако исследований, выявляющих эту зависимость, пока еще очень мало. Чаще всего они касаются изучения особенностей непосредственно детской речи [8; 15; 16], языковой личности школьника [7], коммуникативного поведения [12]. В настоящее время в области изучения устной речи взрослых и детей сделано уже много, но пока еще нет ее всестороннего описания, в том числе и достаточно полного лингвистического описания речи детей разных возрастных групп. Научная новизна исследования заключается в том, что на собранном авторами материале записей речевого общения в нескольких семьях впервые проанализированы детско-родительские диалоговые взаимодействия с точки зрения состава, частотности и прагматической значимости стратегий и тактик речевого поведения.

При этом под речевым поведением мы понимали «совокупность речевых поступков, с внутриязыковой стороны определяемое закономерностями употребления языка в речи, а с внеязыковой - социально-психологическими условиями осуществления языковой деятельности» [5, с. 8], стратегию речевого поведения определяли как глобальное намерение, конечную коммуникативную цель [10], а тактики - как конкретные речевые ходы в процессе осуществления речевой стратегии [14].

Речевое поведение в диалоге можно анализировать по разным параметрам. В данной статье мы остановимся на анализе следующих параметров диалогов с детьми: длительность разговоров, количество речевых ходов, коммуникативная активность детей и родителей, частотность используемых речевых тактик.

Отталкиваясь от термина «стратегии» как планирования деятельности, охватывающей длительный период времени, в психологической интерпретации подразумевается прогноз ситуации и поведения коммуникантов. Соответственно, все виды стратегий объединяются тем, что они представляют собой своего рода гипотезу будущего развития коммуникации и обладают большей или меньшей степенью вероятности. В этом смысле стратегии поведения в речевом общении с детьми представляются весьма определенными со стороны взрослых и непредсказуемыми со стороны детей. Во многом это связано с тем, что взрослые имеют определенный опыт и представления о развитии процесса коммуникации, в то время как дети такого опыта еще не имеют.

Коммуникативная активность в собственно лингвистической традиции исследования общения рассматривается не всеми учеными как релевантный языковой параметр, однако для выявления истинных коммуникативных целей участников данный параметр считается весьма значимым, как, например, в лингвистической экспертизе текста. В данной статье мы остановимся на понятии коммуникативной активности как степени интенсивности участия в общении, определяемой количеством реплик - диалоговых речевых ходов/тактик [3].

Таблица 1. Коммуникативная активность детей и родителей

Семья 1: мать 37 лет, сестра матери 42 года, дочь 3 года Семья 2: отец 42 года, мать 42 года, дочь 11 лет, сын 5 лет Семья 3: отец 25 лет, мать 25 лет, дочь 2 года

Разговор 1 Разговор 2 Разговор 3 Разговор 4 Разговор 5

Общее количество минимальных диалоговых единств 85 305 186 305 167

Количество детских диалоговых ходов 4 66 74 156 49

Количество диалоговых ходов, обращенных к ребенку 19 270 102 305 58

Общее количество времени разговоров 20 мин. 1,5 часа 1,2 часа 1,3 часа 30 мин.

% обращенной к детям речи 22% 88% 55% 100% 38%

Из приведенной Таблицы 1 видно, что сделать вывод о каких-то закономерностях в плане коммуникативной активности детей и родителей в процессе семейного общения довольно сложно. Так, например, при взаимодействии с детьми примерно одного возраста (2 и 3 года) их коммуникативная активность совершенно разная - 4 и 49 диалоговых ходов в течение примерно одинакового количества времени (20 и 30 минут). Но явно прослеживается увеличение параметра коммуникативной активности детей и процентного отношения обращенной к ним речи с увеличением детского возраста: например, в разговорах Семьи 2 обращенная к детям речь составляет более 55%. Очевидно, что коммуникативная активность человека зависит от особенностей характера, конкретной ситуации, обстановки, возрастных особенностей и т.д.

Далее на материале 3-х описанных выше семейных разговоров (Разговор 1, Разговор 2 и Разговор 5) были проанализированы состав и частотность речевых тактик, используемых детьми и родителями.

Таблица 2. Частотность речевых тактик, используемых детьми и родителями

Семья 3 Семья 2 Семья 3

(Разговор 1) (Разговор 2) (Разговор 5)

№ п/п Название речевой Количество речевых Количество речевых Количество речевых Количество речевых Количество речевых Количество речевых

тактики тактик, тактик, тактик, тактик, тактик, тактик,

используемых используемых используемых используемых используемых используемых

взрослыми детьми взрослыми детьми взрослыми детьми

Общее

количество

1. минимальных 85 305 167

диалоговых

единств

2. Информирование 25 2 15 4 34 7

3. Согласие 10 6 4 2 13 10

4. Вопрос 13 6 24 4

5. Переспрос (вопрос- уточнение) 22 7 2 21

6. Отрицание 3 8 7 10

7. Замечание 1

8. Просьба 6 2 8 1

9. Оправдание 3 6

10. Предложение 4 4 6 2

11. Похвала 3 5 2

12. Приказ, требование 2 8 5 2

13. Порицание 2 3 1

14. Подтверждение 3 2

15. Упрек 2

16. Отказ 2 2

17. Запрет 3

18. Сомнение 1

19. Сожаление 3 2 2 1

20. Комплимент 1

21. Угроза 3

22. Уступка 1 2

23. Демонстрация 5 6 3

Из приведенных данных (Таблица 2) видно, что тактика информирования, под которой мы понимали сообщение какой-то информации, взаимный обмен ею, составляет большую часть речевых действий и взрослых, и детей. Надо отметить, что данная тактика в семейном бытовом общении реализуется чаще всего в рамках стратегии установления долгосрочных контактов и не имеет какого-то дополнительного прагматического значения - например, убеждения, внушения, призыва к действию и др.

Довольно внушительный объем в речевых действиях родителей и детей занимают тактики вопроса и переспроса, имеющие свой «возрастной подтекст». Так, например, в Семье 1 данная тактика активно используется матерью трехлетнего ребенка с целью стимулирования его речевого развития. Из Разговора 1: Дочь: Кира /Артём // Мать: Что Кира Артём? Дочь: Придут //

Мать: Придут /и что? Это хорошо? Дочь: Да! Мать: Плохо? Дочь: Смеялись //

Мать: Ну и смеялись /видишь /как ты некрасиво делаешь /да /Кира так делает? Дочь: Нет //

Дочь: Артём так делает?

Мать: Не //

Дочь: Папа пришел!

Мать: Папа пришел? Что там папа принес? Дочь: Шоколад // Мать: Шоколад папа принес? Из Разговора 5:

Дочь: Я чуть-чуть придумала // Мать: Чего ты придумала? Дочь: Папу! Мать: Папу придумала? Дочь: Да! Жду папу // Мать: Ты его ждешь?

Таким образом, стратегии и тактики речевого общения родителей с детьми имеют ярко выраженную специфику. Согласно нашим исследованиям, в зависимости от возрастных особенностей детей частотными в семейном общении являются тактики информирования, согласия, вопроса, переспроса, отрицания. В речевом поведении родителей более частотными являются следующие тактики: информирования, согласия, вопроса, переспроса, просьбы, предложения, похвалы; в речевом поведении детей - информирования, согласия, вопроса, отрицания. Нужно отметить, что в речевом поведении детей практически отсутствовали стратегически конфликтно направленные тактики, такие, как упрек, запрет, приказ. Это еще раз подтверждает выдвинутое нами положение о гармоничной направленности семейного общения.

Сейчас многие исследователи отмечают, что современный институт семьи претерпевает кардинальные изменения, отражающиеся в трансформации традиционных семейных ролей, перераспределении семейных обязанностей, появлении различных фрагментарных моделей социального взаимодействия в семье [6]. Результаты нашего исследования, ведущегося в рамках поддержанного РФФИ научного проекта, позволяют утверждать, что семья остается для людей очень важной ценностью, что семейное общение является самым экономичным и единственно надежным способом контакта, при котором осуществляется процесс социализации входящих в жизнь поколений, что институт семьи остается одной из наиболее стабильных общностей. Будучи основным институтом воспитания, именно семья обладает возможностью развития гармонизирующего начала в человеке, в том числе в отношении стратегии построения речевого общения. Дальнейшее исследование речевого семейного общения будет проводиться с целью создания модели развития гармоничных отношений, гармоничного поведения в семье на основе использования соответствующих стратегий и тактик.

Список источников

1. Анохина В. С., Кравченко О. В. Повседневная коммуникация в стратегиях и тактиках обиходно-бытового общения (на материале семейной речи): монография. Таганрог: Изд-во Волошина О. И., 2017. 183 с.

2. Байкулова А. Н. Устное неофициальное общение и его разновидности: повседневная речь горожан: монография. Саратов: Наука, 2014. 216 с.

3. Баранов А. Н. Активность участника коммуникации: методы лингвистического анализа [Электронный ресурс]. URL: http://www.dialog-21.ru/digests/dialog2014/materials/pdf/BaranovAN.pdf (дата обращения: 29.08.2018).

4. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры / пер. с англ. А. Грузберга. М.: Э, 2016. 576 с.

5. Винокур Т. Г. Говорящий и слушающий: варианты речевого поведения / вступ. ст. Л. П. Крысина. Изд-е 3-е. М.: ЛКИ, 2007. 176 с.

6. Галкина Е. П., Кадничанская М. И. Трансформация института семьи в условиях современных модернизационных процессов // Вестник Омского университета. Серия «Экономика». 2015. № 3. С. 193-200.

7. Горелов И. Н., Седов К. Ф. Основы психолингвистики. М.: Лабиринт, 2001. 304 с.

8. Детская речь: психолингвистические исследования: сб. статей / ред. Т. Н. Ушакова, Н. В. Уфимцева. М.: Институт психологии Российской академии наук, 2001. 144 с.

9. Занадворова А. В. Отражение социальной дифференциации языка в языковой жизни малых социальных групп (на примере семьи) // Современный русский язык. Социальная и функциональная дифференциация / отв. ред. Л. П. Крысин. М.: Языки славянской культуры, 2003. С. 277-340.

10. Иссерс О. С. Коммуникативные стратегии и тактики русской речи. Изд-е 4-е, стереотип. М.: КомКнига, 2006. 288 с.

11. Кериг П. К. Семейный контекст: удовлетворенность супружеством, родительский стиль и речевое поведение с детьми [Электронный ресурс]. URL: http://www.voppsy.ru/issues/1990/901/901158.htm (дата обращения: 01.08.2018).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Коммуникативное поведение [Электронный ресурс] / ред. Е. Б. Чернышова, И. А. Стернин. Воронеж: Истоки, 2004. Вып. 21. Коммуникативное поведение дошкольника. 210 с. URL: http://steminia.ru/files/757/4_Izbrannye_nauchnye_publikacii/ Gruppovoe_kommunikativnoe_povedenie/Kommunikativnoe_povedenie_doshkolnika.pdf (дата обращения: 20.08.2018).

13. Кронгауз М. Разговор с детьми и о детях [Электронный ресурс]. URL: https://postnauka.ru/video/82973 (дата обращения: 26.08.2018).

14. Сковородников А. П. О необходимости разграничения понятий «риторический прием», «стилистическая фигура», «речевая тактика», «речевой жанр» в практике терминологической лексикографии // Риторика ^ Лингвистика: сб. статей. Смоленск: СГПУ, 2004. Вып. 5. С. 5-11.

15. Харченко В. К. Словарь детской речи. Белгород: БГПИ, 1994. 256 с.

16. Цейтлин С. Н. Язык и ребенок. Лингвистика детской речи: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Владос, 2000. 240 с.

17. Юсуфов М. М. Концептуализация понятия «социальный институт» в современной социологии // Историческая и социально-образовательная мысль. 2011. № 4. С. 162-166.

COMMUNICATION WITH CHILDREN: STRATEGIES AND TACTICS OF SPEECH BEHAVIOUR

Anokhina Viktoriya Sergeevna, Ph. D. in Philology Kravchenko Oksana Viktorovna, Ph. D. in Philology Rostov State University of Economics anokhinav@mail. ru; aspiranttgpi@yandex. ru

The article is devoted to studying the features of speech communication with children in the family. By the material of family speech recordings made by the authors, the speech behaviour of the participants of dialogues "children ^ parents" is analysed from the position of strategic orientation and tactical implementation of speech communicative interaction. The authors consider the features of parents' and children's communicative activity, determine the structure and frequency of the used speech tactics, reveal the conditionality of their choice, first of all, by the age characteristics of children, and confirm the provision on harmonious strategic orientation of family communication.

Key words and phrases: family as small social group; language life of family; family communication; family role and speech; speech behaviour; strategies and tactics of speech behaviour; speech act theory.

УДК 81'271'272:811.111 Дата поступления рукописи: 01.10.2018

https://doi.org/10.30853/filnauki.2018-12-1.14

В статье предпринимается попытка рассмотреть роль гендерного фактора в конструировании речевого портрета современного политика. Материалом для анализа послужили тексты выступлений кандидатов на последних выборах президента США Хилари Клинтон и Дональда Трампа. В работе подчеркивается важность не только выявления разницы в использовании представителями разных полов языковых средств, но и учета условий и контекстуальных параметров их употребления. Правильная расстановка гендерных акцентов в значительной мере способствует решению главных прагматических задач политической коммуникации.

Ключевые слова и фразы: гендерный фактор; гендерные стереотипы; политический дискурс; политическая коммуникация; речевой портрет.

Бабенкова Елена Александровна, к. филол. н., доцент Аграшева Ольга Евгеньевна

Национальный исследовательский Мордовский государственный университет имени Н. П. Огарёва, г. Саранск

sar2001@yandex. ги; olyagrash@mail. ги

ГЕНДЕРНЫЙ ФАКТОР В РЕЧЕВОМ ПОРТРЕТЕ СОВРЕМЕННОГО ПОЛИТИКА

Антропоцентризм как подход к изучению языковых явлений в современной лингвистической науке остается доминирующей характеристикой дискурсивных исследований на протяжении многих десятилетий. Меняются условия и качественные параметры функционирования дискурсов, происходит экспансионизм области лингвистических изысканий, результирующийся в фиксации новых дискурсов, а также формировании особых междискурсивных пространств, репрезентирующих различные виды дискурсов в качестве единой исследовательской базы. Вместе с этим индивидуум как языковая личность неизменно остается в центре внимания любого коммуникативно-ориентированного анализа, своеобразной «точкой отсчета для исследования языковых явлений» [2, с. 6], что позволяет констатировать актуальность настоящей статьи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.