Научная статья на тему 'РАЗГОВОР ДВУХ ПРИЯТЕЛЕЙ О ПОЛЬЗЕ ЖУРНАЛОВ ПО РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ. (БЕСЕДА М.В. МАКСИМОВА С ГЛАВНЫМ РЕДАКТОРОМ ЖУРНАЛА «РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ» А.А. ЕРМИЧЁВЫМ)'

РАЗГОВОР ДВУХ ПРИЯТЕЛЕЙ О ПОЛЬЗЕ ЖУРНАЛОВ ПО РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ. (БЕСЕДА М.В. МАКСИМОВА С ГЛАВНЫМ РЕДАКТОРОМ ЖУРНАЛА «РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ» А.А. ЕРМИЧЁВЫМ) Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
46
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖУРНАЛ «РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ» / КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ ЦЕЛОСТНОСТЬ РОССИИ И РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ / ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЙ СЕМИНАР «РУССКАЯ МЫСЛЬ» / ЖУРНАЛ «СОЛОВЬЁВСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ» / НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР «СОЛОВЬЕВСКИЙ СЕМИНАР» / РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ В РОССИЙСКИХ УНИВЕРСИТЕТАХ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Максимов Михаил Викторович, Ермичёв Александр Александрович

Представлено обсуждение проблем издания журналов, посвященных истории русской философии и культуры. Выявляются предпосылки учреждения, цели и задачи журналов «Соловьёвские исследования» и «Русская философия». Подчеркивается роль научных центров - ивановского Межрегионального научно-образовательного центра исследований наследия В.С. Соловьева (Соловьевского семинара) и петербургского семинара «Русская мысль» - для становления журналов. Отмечается значение источниковедческих исследований и публикаций, как важнейшего условия и предпосылки достоверной реконструкции истории русской философии. Рассматриваются различные формы научной и просветительской деятельности журналов проблемы подготовки исследовательских кадров, способных и готовых работать с архивными документами. Дается характеристика тематического разнообразия содержания первых двух выпусков журнала «Русская философия».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A CONVERSATION BETWEEN TWO FRIENDS ABOUT THE BENEFITS OF JOURNALS ON RUSSIAN PHILOSOPHY (CONVERSATION BETWEEN M.V. MAKSIMOV AND THE EDITOR-IN-CHIEF OF THE JOURNAL “RUSSIAN PHILOSOPHY” A.A. ERMICHEV)

The present essay offers a discussion of the problems connected with establishing a journal devoted to the history of Russian philosophy and culture. In this article, we reveal the prerequisites that were needed for the creation, goals and objectives of the journals “Solovyov Studies” and “Russian Philosophy”. The role of scientific centers - the Ivanovo Interregional Scientific and Educational Center for the Investigation of V.S. Solovyov’s Legacy (Solovyov Seminar) and the St. Petersburg seminar “Russian Thought” - in the formation of journals is emphasized. We show the importance of source studies and publications as the most important condition and prerequisite for a reliable reconstruction of the history of Russian philosophy. We also consider the various forms of scientific and educational activities of journals and the problems associated with the training of research personnel who are capable and ready to work with archival documents. Finally, we characterize the thematic diversity of the content of the first two issues of the journal “Russian Philosophy”.

Текст научной работы на тему «РАЗГОВОР ДВУХ ПРИЯТЕЛЕЙ О ПОЛЬЗЕ ЖУРНАЛОВ ПО РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ. (БЕСЕДА М.В. МАКСИМОВА С ГЛАВНЫМ РЕДАКТОРОМ ЖУРНАЛА «РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ» А.А. ЕРМИЧЁВЫМ)»

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ SCIENTIFIC LIFE

УДК 1(09)(47) ББК 87.3(2):76.024.712

Михаил Викторович Максимов

Ивановский государственный энергетический университет имени В.И. Ленина, доктор философских наук, профессор, профессор кафедры истории, философии и права, главный редактор журнала «Соловьёвские исследования», Заслуженный работник высшей школы Российской Федерации, Россия, Иваново, e-mail: mvmaximov@yandex.ru Александр Александрович Ермичёв

Русская христианская гуманитарная академия, доктор философских наук, профессор, профессор кафедры философии и религиоведения, Россия, Санкт-Петербург, e-mail: 7723516@gmail.com

Разговор двух приятелей о пользе журналов по русской философии

(Беседа М.В. Максимова с главным редактором журнала «Русская философия»1 А.А. Ермичёвым)

Аннотация. Представлено обсуждение проблем издания журналов, посвященных истории русской философии и культуры. Выявляются предпосылки учреждения, цели и задачи журналов «Соловьёвские исследования» и «Русская философия». Подчеркивается роль научных центров -ивановского Межрегионального научно-образовательного центра исследований наследия В.С. Соловьева (Соловьевского семинара) и петербургского семинара «Русская мысль» - для становления журналов. Отмечается значение источниковедческих исследований и публикаций, как важнейшего условия и предпосылки достоверной реконструкции истории русской философии. Рассматриваются различные формы научной и просветительской деятельности журналов проблемы подготовки исследовательских кадров, способных и готовых работать с архивными документами. Дается характеристика тематического разнообразия содержания первых двух выпусков журнала «Русская философия».

Ключевые слова: журнал «Русская философия», культурно-историческая целостность России и русская философия, просветительский семинар «Русская мысль», журнал «Соловьёвские исследования», научно-образовательный центр «Соловьевский семинар», Русская философия в российских университетах

1 Журнал «Русская философия» издается Русской Христианской гуманитарной академией в Санкт-Петербурге. Предполагается выход двух выпусков в год (в июне и декабре); объем каждого выпуска по 13 - 14 п.л. Первые два выпуска вышли в свет в декабре 2021 г. Редактор журнала - д.ф.н., проф. А.А. Ермичёв, секретарь- к.ф.н. О.И. Кулиев.

© Максимов М.В., Ермичёв А.А., 2022 Соловьёвские исследования, 2022, вып. 2(74), с. 121-133.

Mikhail Viktorovich Maksimov

Ivanovo State Power Engineering University named after V.I. Lenin, PhD in Philosophy, Professor, Professor of the Department of History, Philosophy and Law, Honored Worker of the Higher School of the Russian Federation, Russia, Ivanovo, e-mail: mvmaximov@yandex.ru Alexander Alexandrovich Ermichev

Russian Christian Humanitarian Academy, Doctor of Philosophy, Professor, Professor of the Department of Philosophy and Religious Studies, Russia, St. Petersburg, e-mail: 7723516@gmail.com

A Conversation between two Friends about the Benefits of Journals on Russian Philosophy

(Conversation between M.V. Maksimov and the editor-in-chief of the journal "Russian Philosophy " A.A. Ermichev)

Abstarct. The present essay offers a discussion of the problems connected with establishing a journal devoted to the history of Russian philosophy and culture. In this article, we reveal the prerequisites that were needed for the creation, goals and objectives of the journals "Solovyov Studies" and "Russian Philosophy". The role of scientific centers - the Ivanovo Interregional Scientific and Educational Center for the Investigation of V.S. Solovyov's Legacy (Solovyov Seminar) and the St. Petersburg seminar "Russian Thought" - in the formation of journals is emphasized. We show the importance of source studies and publications as the most important condition and prerequisite for a reliable reconstruction of the history of Russian philosophy. We also consider the various forms of scientific and educational activities of journals and the problems associated with the training of research personnel who are capable and ready to work with archival documents. Finally, we characterize the thematic diversity of the content of the first two issues of the journal "Russian Philosophy".

Key words: the journal "Russian Philosophy", cultural and historical integrity of Russia and Russian philosophy, educational seminar "Russian thought", the journal "Solovyov Studies", scientific and educational center "Solovyov seminar," Russian philosophy in Russian universities

DOI: 10.17588/2076-9210.2022.2.121-133

М. В . Максимов . Дорогой Александр Александрович, прежде всего, позвольте поздравить Вас с событием неординарным - учреждением журнала «Русская философия» и выходом в свет двух его первых номеров. Впервые за многие не то, что десятилетия - столетия истории русской философии появился журнал, само название которого утверждает явление, существование которого у многих вызывает сомнение и даже отрицание. Какими соображениями Вы, многоопытнейший исследователь русской мысли, руководствовались, отваживаясь на такое предприятие?

А.А.Ермичёв . Михаил Викторович, не я был инициатором издания и не мне адресуется Ваш вопрос. Инициатором «Русской философии» выступил наш ректор, доктор философских наук, профессор Богатырев Дмитрий Кириллович, известный, помимо своих работ по философии культуры и образования,

еще и как постоянный редактор книжной серии «Pro et contra». Но, безусловно, я поддержал его начинание. Главное-то в Вашем вопросе - в ином. Вы говорите, что некоторые сомневаются, есть ли русская философия, а то, быть может, ее нет вовсе. Так сказать, явления - нет, а журнал, придуманный изучать его -есть. Нет, скептиков я прошу успокоиться. Русская философия есть, существует и, даст Бог, будет существовать. Но вопрос о социально-культурном статусе этого явления имеет место быть.

М. В . Максимов. По названию Ваш журнал, безусловно, - первый. Но однажды, в 2014 году, в «Вестнике РХГА» Вы опубликовали рецензию на несколько выпусков журнала «Соловьёвские исследования», в которой назвали его «первым в истории России журналом по истории отечественной философии»2. Ну что ж, будем считать, что в нашей огромной стране на сегодняшний день есть, по крайней мере, два журнала по русской философии. Вы полагаете этого достаточно?

A.А. Ермичёв . А я и не отрицаю. Да, «Соловьёвские исследования» - первый в России журнал по истории отечественной философии. Разумеется, Ваше детище несет на себе родовые отметины общего состояния философии в России, уровня историко-философских исследований и, в частности, источниковедения. Но первый - Ваш. И вдогонку - а почему бы не быть и второму? Существует же несколько журналов по русской литературе, по русскому искусству. Почему бы не быть второму журналу по русской философии? Кстати, и третий журнал есть: я обращу Ваше внимание на большое количество материалов о русской философии, предлагаемых журналом «Вопросы философии». Помнится, - не знаю, как сейчас обстоят дела, - Александр Фазлаевич Замалеев в Петербургском университете издавал «Вече» - альманах по истории русской философии и культуры. Что касается нас, то посмотрим, как пойдут дела, найдутся ли авторы, найдется ли читатель...

М.В. Максимов. Отчасти согласен с Вами по поводу «родовых отметин». Но скажу, что в замысел «Соловьёвских исследований» входило, между прочим, намерение стать лабораторией исследования и площадкой обсуждения проблем, связанных с изданием Полного собрания сочинений и писем В.С. Соловьева в двадцати томах. Но, к сожалению, своевременно это не было понято (или не было воспринято по ряду субъективных причин) издателями ПСС и П

B.С. Соловьева. Только в последние годы ситуация начинает меняться благодаря публикациям Б.В. Межуева, В.В. Сидорина, А.Л. Рычкова, К.Ю. Бурмистрова,

2 См.: Ермичёв А.А. «Соловьёвские исследования» за 2014 год. Издание Ивановского энергетического университета // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. 2014. Т. 15, вып. 1. С. 344 [1].

М.В. Медоварова3. Здесь надо отметить и Ваши публикации в «Соловьёвских исследованиях»4. Но таких - источниковедческих - публикаций, к сожалению, пока очень мало: около сорока, посвященных В.С. Соловьеву, и чуть более полусотни - другим русским философам. Тем не менее одна из постоянных рубрик нашего журнала - «Наследие В.С. Соловьева: исследования и публикации», и мы ждем и приглашаем авторов. Приоритет именно этому направлению. А какое место займет источниковедческое направление в Вашем журнале? Достаточно ли специалистов, готовых сидеть в архивах и расшифровывать рукописи? Как готовятся такие специалисты на философских факультетах?

А . А . Е р м и ч ё в . Вы говорите о самом важном в работе историка русской философии - об источниках, из которых - или - от которых истекает вся наша наука истории русской философии. Не помнить об этом главном факторе невозможно. Иначе - всё, профессионализм отсутствует, профессионала изначально нет ...

Если мы примем русскую философию, возможную, по мнению некоторых, в невербальном исполнении, то перед нами образуется один круг источников. Если мы признаем философию в слове - круг источников сужается до библиографии и архива. Чудаковатое представление о невербальной философии мы оставим, а вот о главном в Вашем вопросе - о месте источника в журнале и понимании его, о специалистах, готовых сидеть в архиве, о том, как их готовят на факультетах, - нельзя не сказать.

Но ведь и без «вневербальной философии» у нас хлопот достаточно. Кто-то видит в истории философии филиацию идей, а другой видит ее стороной культуры. Первый подчас гнушается вторым, а второй, погруженный в конкретику имен, обстоятельств, событий, бессилен воспарить к движению категорий. Поделился я с одним из своих питерских коллег жалобой на отсутствие полной библиографии С.А. Аскольдова-Алексеева, он же, переспросив об имени, заявил: «Ну, что же - помню, фигура в целом, второстепенная. Дорогой Вы мой, Александр Александрович, история философии творится высоко, в идейных небесах, а не в пыли библиотек и архивов. От ионийцев до Хайдеггера и Линькова с Ильенковым - вот история философии, и тогда же, русской. Оттого-то, зачем нам его библиография? Конечно, если Вы работаете на уровне феноменологическом, то

3 См., например: Межуев Б.В. Первое издание «Оправдание добра» (1897 г.): отклики современников. Ч. 1 // Соловьёвские исследования. 2022. Вып. 1(73). С. 6-25 [2]; Сидорин В.В. Вл.С. Соловьев и Н.И. Кареев: к творческой истории «Оправдания добра» // Соловьёвские исследования.

2020. Вып. 4(68). С. 8-19 [3]; Владимир Соловьев. <Бог есть всё. Всё становится Богом> / подгот. публ. и коммент. А.Л. Рычкова и К.Ю. Бурмистрова //Соловьёвские исследования. 2019. Вып. 2(62). С. 19-38 [4]; Медоваров М.В. Полемика Владимира Соловьева и Александра Киреева о соединении церквей в 1897 году: хронология, контекст, источники // Соловьёвские исследования.

2021. Вып. 3(71). С. 22-64 [5].

4 См.: Ермичёв А.А. Вл. Соловьев о Белинском / публ. А.А. Ермичёва // Соловьёвские исследования. 2011. Вып. 1(29). С. 4-13 [6].

и флаг Вам в руки. Сами найдите эту библиографию. Успехов Вам». Мой собеседник знал, что я вижу историю русской философии подобно истории русской литературы - эмпирической наукой, разумеется, с приличествующими предмету методологическими и иными обобщающее-философскими отсылками. На мой взгляд, феноменологическое рассмотрение является наиболее адекватной формой познания истории русской философии, почти не выделившейся из русской жизни и культуры. К собственно философии (то есть философии по Гегелю и Линькову) русские пришли только в начале ХХ века. С этого времени она начиналась как правильная философия, к которой было приложимо логическое рассмотрение. Но когда такое стало возможно, то оказалось, что место правильной философии было занято журналом «Под знаменем марксизма». В наших университетах всегда и до сих пор учат истории философии по-прежнему, а множество источников, о которых вопиёт в своих изданиях М.А. Колеров, никого не интересуют. В заключение скажу, что по мере сил будем выполнять Ваше пожелание.

М. В . Максимов. В России более пятидесяти высших учебных заведений готовят студентов по специальности «философия». Разумеется, это очень разные вузы. Не у всех такие богатые философские традиции, как, скажем, у МГУ имени М.В. Ломоносова или СПбГУ. Не везде есть кафедры истории русской философии, хотя соответствующие курсы читаются, есть специалисты, но, как видим, журналы по русской философии учреждаются не в ведущих философских университетах: в провинции, в Ивановском государственном энергетическом университете (в 2001 г.)5, и в культурной столице страны, в РХГА (в 2021 г.). Почему так?

А.А. Ермичёв . Вы, собственно, уже ответили на свой вопрос, сказав, что центры исследований русской философии - это наши столицы. Особенно я выделил бы выдающееся значение Москвы. Но это значит, что появление первого журнала по истории русской философии - а таковым являются Ваши «Соловь-ёвские исследования» - зависело от случайных причин. В Иванове появился М.В. Максимов, который нашел общий язык с ректором технического вуза.

М . В . М а к с и м о в . Мне лично ответ на вопрос «почему в Иванове?» представляется не таким простым и однозначным, но это - особая тема. Я хотел бы вернуться к Вашему журналу. Мне кажется, что «широкие массы» преподавателей философии до сего дня, к сожалению, не избавились от явного комплекса - скептического отношения к русской философии. Можно говорить о разных причинах этого, но одна из них - недоступность текстов - точно преодолена. За последние три десятилетия опубликованы и продолжают публиковаться и от-

5 См.: Максимов М.В. «Любовь сорадуется истине...»: к 20-летию журнала // Соловьёвские исследования. 2021. Вып. 4(72). С. 6-24 [7].

дельные книги, и собрания сочинений русских философов разных направлений и веков. Лидируют В.В. Розанов, С.Л. Франк, К.Н. Леонтьев, И.А. Ильин... Правда, «не везёт» В.С. Соловьеву - за двадцать два года опубликованы только четыре тома из заявленного полного собрания в двадцать томов. Но ведь в любом случае всё это надо читать и осмысливать .Кстати, с чтения и осмысления текстов Соловьева начались Соловьевский семинар в ИГЭУ (в 1999 г.) и его естественное продолжение - журнал «Соловьёвские исследования» (в 2001 г.). Здесь - пример классического пути становления научного журнала: он возникает как печатный орган научного центра. Я только добавлю, что и центр, и журнал - исключительно инициативные проекты. Меня никто не вызывал и не поручал создавать центр и издавать журнал. Иного и не могло быть в техническом университете, где философия всего лишь общеобразовательный предмет. А как начинался журнал «Русская философия»? Как родился замысел? Почему только сейчас, не раньше, ведь РХГА образована в 1989 г. и у вас есть философский факультет?

А . А . Е р м и ч ё в . Наше частное образовательное учреждение (ЧОУ) давно к нему шло. Обратите внимание на наше имя - Русская, не Российская, а Русская академия. Назову давно издаваемую серию «Русский путь: pro et contra», назову постоянный раздел о русской философии в журнале «Вестник РХГА», назову второе десятилетие работающий просветительский семинар «Русская мысль». Возможно, потому, что теперь, когда стало видно, что количество учебных часов на философию упало, что сокращается преподавательский корпус на философских факультетах, пришло время для нашего журнала. Осторожно назову и другой повод. Рухнула советская идеократия, а теперь на наше сознание стало давить глобальное восстание соединенного Запада. Да кто же мы есть? Да будем мы во веки веков!

М. В . Ма к с и м о в . Имя - это судьба. Известно, что «как назовешь корабль, так он и поплывет». Название Вашего журнала - «Русская философия» - исключительно ответственное. Почему такое название? Связан ли выбор такого имени с многолетней деятельностью руководимого Вами Историко-методологического семинара «Русская мысль»?

А . А . Ер м и ч ё в . Вы спрашиваете: почему наш журнал имеет такое - так Вы говорите - ответственное название. А что, собственно, в нем ответственного? Русская философия существует. Вот и журнал посвящен русской философии. Большая ответственность лежит на тех, кто делает журнал; но точно такая же - на тех, кто делает журнал, ну, предположим, «Станкостроение» (если такой журнал имеется).

Русская христианская гуманитарная академия давно шла к этому своему журналу. Идея образовательного учреждения, основанного на принципах хри-

стианского гуманизма, получившего свое полное выражение в русской философии, уже предполагала семинар «Русская мысль» и отдел «Русская философия» в «Вестнике РХГА» и появление нашего журнала.

М.В. Максимов . Ваш семинар существует с 2005 года. Это что же - потребовалось 16 лет, чтобы понять, что Ваш семинар - выдающееся явление в научной жизни не только Петербурга, но и всей России? Участники семинара -крупнейшие специалисты - историки русской философии из разных университетов страны и зарубежья. Казалось бы, сама ситуация подсказывала необходимость создания печатного органа. Заинтересованность в публикации докладов наверняка была. Например, одна из стенограмм заседания Вашего семинара была опубликована в «Соловьёвских исследованиях»6. Были какие-то сдерживающие обстоятельства?

А . А . Ермичёв . Нет, сдерживающих обстоятельств внутри Академии не было. Многие статьи в «Вестнике РХГА» первоначально были выступлениями на семинаре.

М.В. Максимов . Во всём, что мы делаем, наряду с объективными обстоятельствами присутствует субъективный фактор. Готовясь к нашему разговору, я еще раз перелистал Вашу бесценную книгу «Имена и сюжеты русской философии»7, подаренную Вами в 2014 г. на Московском вокзале, когда Вы пришли проводить нас с Ларисой Михайловной после одной из петербургских конференций. В этой книге нашли отражение Ваши широчайшие научные интересы: от Чаадаева до Франка и Степуна, от славянофилов до марксистов, и каждая статья - на высочайшем уровне. А Ваши библиографические указатели по истории русской философии, философским журналам являются, я уверен, настольными книгами каждого исследователя, работающего в этой области. Словом, Вы как ученый, на мой взгляд, в полной мере соответствуете требованиям, предъявляемым к главному редактору журнала с таким именем - «Русская философия». Имел ли значение этот субъективный фактор для формирования научной программы журнала, его целей и задач?

А.А. Ермичёв. Все было проще. Задумав журнал, ректор РХГА знал, что кто-то из его работников должен будет им руководить. Этим работником оказался я.

М.В. Максимов . Учредителем Вашего журнала является Русская христианская гуманитарная академия. Как я понял из статьи ректора академии

6 См.: Козырев А.П. Русская софиология: от Вл. Соловьева к о. С. Булгакову. Стенограмма заседания Историко-методологического семинара «Русская мысль» // 2010. Вып. 2(26). С. 104-140 [8].

7 Ермичёв А.А. Имена и сюжеты русской философии. СПб.: Наука, 2014. 710 с. [9].

профессора Д.К. Богатырёва8, открывающей первый выпуск журнала, учредитель принял активное участие в формировании повестки, над которой Вам и редколлегии предстоит работать. Каковы программные цели и задачи журнала «Русская философия»?

А . А . Е р м и ч ё в . По большому счету, целью журнала является утверждение идентичности культурно-исторической целостности России. Наша задача -исследование истории русского сознания, с тем чтобы в переменчивых обстоятельствах его бытия обнаруживать его константу - русскую идею. Разумеется, предполагается возможное внимание к интерпретациям известного и поиск незамеченных историографических проблем.

М. В . Максимов . Вот именно в таком определении программных целей журнала «Русская философия», предполагающих «утверждение идентичности культурно-исторической целостности», и состоит, на мой взгляд, трудность и ответственность Вашего предприятия. Как сформировать под такие цели работоспособную редколлегию? Впрочем, в первых двух номерах журнала Вам удалось собрать авторов с весьма различными мировоззренческими и научными позициями. Это дает надежду на сотрудничество и в будущем ради достижения поставленной цели. И всё же, как формировался состав редакционной коллегии и редакционного совета журнала и не опасаетесь ли Вы, как главный редактор, непримиримых противоречий внутри коллектива?

А . А . Ер м и ч ё в . Дорогой Михаил Викторович, сами знаете, как... Мы запрашивали известных знатоков русской философии об их согласии помогать журналу в этом качестве, то есть членов коллегии и совета, и, получив его, смело напечатали их имена на оборотной стороне титульного листа первых двух номеров. Нам было достаточно знать их научную позицию и интересы, а им - поверить, что цель нашего издания - всего лишь научное исследование процесса русского мышления. Этого было достаточно. Теперь, по выходе двух номеров, мы подступили к нашим друзьям-коллегам с вопросами о качестве нашей работы. Им, наверное, будет что сказать.Но я отмечу, что членами редакционного совета и редакционной коллегии журнала являются известные историки русской философии как у нас, так и за рубежом.

М. В . Максимов . Журнал - важнейший фактор научной, образовательной и воспитательной деятельности вуза. Я убедился в этом, организуя на протяжении двух десятилетий работу научного центра и журнала по этим направлениям. И Соловьёвский семинар, и «Соловьёвские исследования» стали не

8 См.: Богатырёв Д.К. Русская философия в России // Русская философия. 2021. Вып. 1. С. 7-24 [10].

только центрами научной коммуникации и дискуссионными площадками для ученых, мы активно вовлекаем в наши научные и образовательные проекты студентов, проводим регулярные студенческие научные конференции по русской философии и наследию В.С. Соловьева9. Журнал открывает великолепные возможности знакомить студентов с философским периодическим изданием, читать и обсуждать философские тексты. Это очень важно. Какое место займет журнал «Русская философия» в жизни академии?

А.А. Ермичёв . Знаете, на этот вопрос ответить легко. Уверен, что уже сейчас в планах учебных занятий найдется место для статей журнала.

М . В . М а к с и м о в . Увы, учебных занятий по философии катастрофически мало. Вот типичная ситуация для технических университетов: вся философия в один семестр: 11 лекций и 6 семинарских занятий, а вместо экзамена - зачет. Сколько минут преподаватель может посвятить русской философии? Неизбежно надо выбрать что-то самое важное. Каким проблемам, каким именам Вы отдали бы предпочтение?

А.А. Ермичёв. Мое предпочтение - проблеме незрелости русского сознания, не сумевшего справиться с трудностями социально-экономической и социально-политической истории России, что и привело к кризису 1917-1989 годов. Я говорил бы о блеске и нищете русского мышления, о линии Белинского - Чернышевского - народников - Ленина и линии Чаадаева - Соловьева - веховцев.

М . В . М а к с и м о в . В ходе одной из наших дискуссий о русской философии в ответ на мое утверждение о ее ключевой фигуре - В.С. Соловьеве - Вы сказали, что такой фигурой является В.Г. Белинский. Ваша оценка осталась прежней?

А.А. Ермичёв . Михаил Викторович, припоминая обстоятельства нашего разговора, снова скажу: если центральным событием русской истории является большевистская революция, то начальной фигурой русской мысли (и в этом смысле - главной) является В.Г. Белинский, который сделал русское сознание податливым (не найду более точного слова) для революционных идей. Вы, говоря о В.С. Соловьеве как центральной фигуре русского сознания, имеете в виду другие критерии.

9См., например: Максимов М.В., Максимова Л.М. Добро есть реальная сила истории. О студенческой философской конференции, посвященной 120-летию публикации сочинения В.С. Соловьева «Оправдание добра» // Соловьёвские исследования. 2017. Вып. 2(54). С. 217-220 [11].

М . В . М а к с и м о в . Безусловно, общеобразовательный учебный курс философии можно существенно обогатить проблематикой русской философии. Но как это сделать? В чём Вы видите основные проблемы?

А . А . Е р м и ч ё в . Я так давно не преподавал институтский курс философии, что не решаюсь высказаться по этому вопросу. Мне кажется, что на материалах русской философии было бы правильным рассматривать проблему человека - навершия мирового бытия и, возможно, его последнего творения.

М. В . Максимов . Руководителей вузов всегда заботят вопросы реальной пользы философских начинаний. Что тут скрывать, в технических университетах, как отметил один мой знакомый, мы вынуждены доказывать пользу философии. В вашей гуманитарной академии ситуация, разумеется, иная. Учреждение журнала «Русская философия» в РХГА - вполне закономерно и естественно. Уверен, что у журнала прекрасное будущее. Уже первые два выпуска, увидевшие свет в 2021 году, демонстрируют в целом высокий научный уровень издания и являются несомненным успехом.

Конечно, ещё рано ожидать устоявшиеся рубрики. Это дело времени и предпочтений не только главного редактора и редколлегии, но и во многом -авторов, которые будут наполнять редакционный портфель и определять тем самым тематический репертуар журнала. Но уже по статьям первого и второго выпусков можно утверждать, что редакцию интересуют вопросы специфики русской философии и историософии. И в первом, и во втором выпусках опубликованы статьи и материалы, посвященные творчеству крупнейших русских философов и мыслителей - В.Г. Белинского10, В.С. Соловьева11, Ф.М. Достоевского12, К.Н. Леонтьева13, Н.Я. Данилевского, Н.Ф. Федорова, Н.А. Бердяева14, С.Н. Булгакова, И.А. Ильина, Ф.А. Степуна. Интересны разделы «Архив русской философии» и «Библиография». Важно сохранить их в следующих выпусках журнала.

Большая часть авторов первых двух выпусков - петербуржцы и москвичи, что вполне объяснимо, учитывая столичный статус этих городов. Тем не менее, на мой взгляд, одним из приоритетных направлений развития журнала должно стать расширение «географии» авторов. А как Вы видите в целом пер-

10 См.: Маслин М.А. Личность и реформы Петра Великого в наследии Виссариона Белинского // Русская философия. 2021. Вып. 1. Октябрь. С. 76-91 [12].

11 См.: Шапошников Л.Е. Идейное наследие В.С. Соловьева и православное богословие // Русская философия. 2021. Вып. 1. Октябрь. С. 92-100 [13].

12 См.: Сабиров В.Ш., Соина О.С. Иван и Дмитрий Карамазовы: два типа русского философствования // Русская философия. 2021. Вып. 1. Октябрь. С. 25-45 [14].

13 См.: Светлов Р.В. Империя и Россия: версии К. Леонтьева и О. Шпенглера // Русская философия. 2021. Вып. 2. Декабрь. С. 92-105 [15].

14 См.: Дитрих В. Федор Степун и Николай Бердяев // Русская философия. 2021. Вып. 1. Октябрь. С. 132-148 [16].

спективы журнала? Вы полагаетесь на стихийный поток поступающих в редакцию статей или у редакции есть перспективный издательский план? Если есть, то каким темам, проблемам, именам будут посвящены ближайшие (на полтора -два года) выпуски журнала «Русская философия»?

А.А. Ермичёв . В первых двух выпусках журнала опубликованы статьи 22 авторов из Петербурга, Москвы, Белграда, Софии, Кракова, Пекина, Берлина и др. Главные проблемы первых номеров - специфика русской философии и предметное поле религиозной философии в России. Мы рады любому предложению о сотрудничестве с журналом специалистов из всех регионов. Более того, мы настоятельно просим Вас, дорогие коллеги, не забывать о нашем журнале. Мы ждем от Вас самых разнообразных материалов. А Вам, Михаил Викторович, скажу особо: Вы, задавая такие вопросы (допустим о перспективном издательском плане), просто забыли о разных «весовых категориях» Вашего и нашего журналов. «Соловьёвские исследования» - это двадцать лет жизни, устойчивый круг авторов, это всероссийская известность, это огромное количество проведенных научных конференций, это Ваш огромный опыт руководства журналом. Мы (вдвоем с секретарем редакции О.И. Кулиевым) выпустили два номера... О чем еще говорить?

Впрочем, пример «Соловьёвских исследований» вдохновляет.

М.В. Максимов . Спасибо за беседу, Александр Александрович! Желаю Вам и всем Вашим коллегам спокойной и успешной работы.

Список литературы

1.Ермичёв А.А. «Соловьёвские исследования» за 2014 год. Издание Ивановского энергетического университета // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. 2014. Т. 15, вып. 1. С. 342-344.

2. Межуев Б.В. Первое издание «Оправдание добра» (1897 г.): отклики современников. Ч. 1 // Соловьёвские исследования. 2022. Вып. 1(73). С. 6-25.

3. Сидорин В.В. Вл.С. Соловьев и Н.И. Кареев: к творческой истории «Оправдания добра» // Соловьёвские исследования. 2020. Вып. 4(68). С. 8-19.

4. Владимир Соловьев. <Бог есть всё. Всё становится Богом> / подгот. публ. и коммент. А.Л. Рычкова и К.Ю. Бурмистрова //Соловьёвские исследования. 2019. Вып. 2(62). С. 19-38.

5. Медоваров М.В. Полемика Владимира Соловьева и Александра Киреева о соединении церквей в 1897 году: хронология, контекст, источники // Соловьёвские исследования. 2021. Вып. 3(71). С. 22-64.

6. Ермичёв А.А. Вл. Соловьев о Белинском / публ. А.А. Ермичёва // Соловьёвские исследования. 2011. Вып. 1(29). С. 4-13.

7. Максимов М.В. «Любовь сорадуется истине.»: к 20-летию журнала // Соловьёвские исследования. 2021. Вып. 4(72). С. 6-24.

8. Козырев А.П. Русская софиология: от Вл. Соловьева к о. С. Булгакову. Стенограмма заседания Историко-методологического семинара «Русская мысль» // 2010. Вып. 2(26). С. 104-140.

9. Ермичёв А.А. Имена и сюжеты русской философии. СПб.: Наука, 2014. 710 с.

10. Богатырёв Д.К. Русская философия в России // Русская философия. 2021. Вып. 1. С. 7-24.

11. Максимов М.В., Максимова Л.М. Добро есть реальная сила истории. О студенческой философской конференции, посвященной 120-летию публикации сочинения В.С. Соловьева «Оправдание добра» // Соловьёвские исследования. 2017. Вып. 2(54). С. 217-220.

12. Маслин М.А. Личность и реформы Петра Великого в наследии Виссариона Белинского // Русская философия. 2021. Вып. 1. Октябрь. С. 76-91.

13. Шапошников Л.Е. Идейное наследие В.С. Соловьева и православное богословие // Русская философия. 2021. Вып. 1. Октябрь. С. 92-100.

14. Сабиров В.Ш., Соина О.С. Иван и Дмитрий Карамазовы: два типа русского философствования // Русская философия. 2021. Вып. 1. Октябрь. С. 25-45.

15. Светлов Р.В. Империя и Россия: версии К. Леонтьева и О. Шпенглера // Русская философия. 2021. Вып. 2. Декабрь. С. 92-105.

16.Дитрих В. Федор Степун и Николай Бердяев // Русская философия. 2021. Вып. 1. Октябрь. С. 132 - 148.

References (Articles from Scientific Journals)

1. Bogatyrev, D.K. Russkaya filosofiya v Rossii [Russian philosophy in Russia], in Russkaya filosofiya, 2021, issue 1, pp. 7-24.

2. Ditrikh, V. Fedor Stepun i Nikolay Berdyaev [Fedor Stepun and Nikolay Berdyaev], in Russkaya filosofiya, 2021, issue 1, pp. 132-148.

3. Ermichev, A.A. «Solov'evskie issledovaniya» za 2014 god. Izdanie Ivanovskogo energetich-eskogo universiteta ["Solovyov studies" for 2013. The publication of Ivanovo state powerengineering university], in VestnikRusskoy khristianskoy gumanitarnoy akademii, 2014, vol. 15, issue 1, pp. 342-344.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Ermichev, A.A. Vl. Solov'ev o Belinskom [Vl. Solovyov about Belinsky], in Solov'evskie issledovaniya, 2011, issue 1(29), pp. 4-13.

5. Kozyrev, A.P. Russkaya sofiologiya: ot Vl. Solov'eva k o. S. Bulgakovu. Stenogramma zasedaniya Istoriko-metodologicheskogo seminara «Russkaya mysl'» [Russian Sophiology: from Vl. Solovyov to Fr. S. Bulgakov. Transcript of the meeting of the Historical and Methodological Seminar "Russian Thought"], in Solov 'evskie issledovaniya, 2010, issue 2(26), pp. 104-140.

6. Maksimov, M.V., Maksimova, L.M. Dobro est' real'naya sila istorii. O studencheskoy filosof-skoy konferentsii, posvyashchennoy 120-letiyu publikatsii sochineniya V.S. Solov'eva «Opravdanie dobra» [The good is real power of history. On the student philosophical conference devoted to the 120th anniversary of the publication "Justification of good"], in Solov 'evskie issledovaniya, 2017, issue 2(54), pp. 217-220.

7. Maksimov, M.V. «Lyubov' soraduetsya istine...»: k 20-letiyu zhurnala ["Love Rejoices in Truth ...": to the 20th anniversary of the journal "Solovyov Studies"], in Solov'evskie issledovaniya, 2021, issue 4(72), pp. 6-24.

8. Maslin, M.A. Lichnost' i reformy Petra Velikogo v nasledii Vissariona Belinskogo [Personality and Reforms of Peter the Great in the Heritage of Vissarion Belinsky], in Russkaya filosofiya, 2021, issue 1, pp. 76-91.

9. Medovarov, M.V. Polemika Vladimira Solov'eva i Aleksandra Kireeva o soedinenii tserkvey v 1897 godu: khronologiya, kontekst, istochniki [The Dispute between Vladimir Solovyov and Alexander Kireev about the Union of Churches in 1897: Chronology, Context, Sources], in Solov 'evskie issledovaniya, 2021, issue 3(71), pp. 22-64.

10. Mezhuev, B.V. Pervoe izdanie «Opravdanie dobra» (1897 g.): otkliki sovremennikov. Ch. 1 [The First Edition of "The Justification of Good" (1897): the Responses by Contemporaries. Part 1], in Solov'evskie issledovaniya, 2022, issue 1(73), pp. 6-25.

11. Sabirov, V.Sh., Soina, O.S. Ivan i Dmitriy Karamazovy: dva tipa russkogo filosofstvovaniya [Ivan and Dmitry Karamazov: two Types of Russian Philosophizing], in Russkaya filosofiya, 2021, issue 1, pp. 25-45.

12. Shaposhnikov, L.E. Ideynoe nasledie V.S. Solov'eva i pravoslavnoe bogoslovie [Ideological Heritage of Vladimir Solovyov and orthodox Theology], in Russkaya filosofiya, 2021, issue 1, pp. 92-100.

13. Sidorin, V.V. Vl.S. Solov'ev i N.I. Kareev: k tvorcheskoy istorii «Opravdaniya dobra» [Vl. Solovyov and N.I. Kareev: the question of the creative history of the "Justification of the Moral Good"], in Solov 'evskie issledovaniya, 2020, issue 4(68), pp. 8-19.

14. Solov'ev, Vladimir. <Bog est' vse. Vse stanovitsya Bogom> [Vladimir Solovyov. <God is all. All becomes God>], in Solov 'evskie issledovaniya, 2019, issue 2(62), pp. 19-38.

15. Svetlov, R.V. Imperiya i Rossiya: versii K. Leont'eva i O. Shpenglera [Empire and Russia: Versions of K. Leontiev and O. Spengler], in Russkaya filosofiya, 2021, issue 2, pp. 92-105.

(Monographs)

16. Ermichev, A.A. Imena i syuzhety russkoy filosofii [Names and Stories of Russian Philosophy]. Saint-Petersburg: Nauka, 2014. 710 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.