Научная статья на тему 'О СОПРИЧАСТНОСТИ ПОДЛИННОМУ БЫТИЮ. СТУДЕНЧЕСКАЯ НАУЧНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ "ИДЕИ, СОБЫТИЯ, ЛИЦА: ПО СТРАНИЦАМ ЖУРНАЛА “СОЛОВЬЁВСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ”"'

О СОПРИЧАСТНОСТИ ПОДЛИННОМУ БЫТИЮ. СТУДЕНЧЕСКАЯ НАУЧНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ "ИДЕИ, СОБЫТИЯ, ЛИЦА: ПО СТРАНИЦАМ ЖУРНАЛА “СОЛОВЬЁВСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ”" Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
17
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНЧЕСКАЯ НАУКА / СОЛОВЬЕВСКИЙ СЕМИНАР / РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ / УНИВЕРСИТЕТСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Максимов Михаил Викторович

Представлена информация о молодежных проектах Межрегионального научно-образовательного центра исследований наследия В.С. Соловьева (Соловьевского семинара). Отмечается важность использования разнообразных внеаудиторных форм приобщения студентов к теоретическим и ценностным аспектам наследия В.С. Соловьева и других представителей русской философии и культуры. Дается обзор студенческой научной конференции «Идеи, события, лица: по страницам журнала “Соловьёвские исследования”», посвященной 20-летию журнала. Дан анализ тематики докладов, представленных на конференции, выявлены философские проблемы, вызвавшие наибольший интерес у ее участников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON BELONGING TO THE TRUE BEING. STUDENT SCIENTIFIC CONFERENCE “IDEAS, EVENTS, PERSONALITIES: THROUGH THE PAGES OF THE JOURNAL SOLOVYOV STUDIES”

We provide here information on youth projects of the Inter-regional Scholarly and Educational Center for the investigation of V.S. Solovyov’s legacy (the Solovyov Seminar). We note the importance of using various extracurricular means to introduce students to the theoretical and practical aspects of V.S. Solovyov’s legacy and those of other representatives of Russian philosophy and culture. This essay provides a survey of the student-run scholarly conference “Ideas, Events, People: Through the Pages of the Journal Solovyov Studies ,” marking the journal’s 20th anniversary. We give an analysis of the topics presented at the conference and identify the philosophical problems that aroused the greatest interest among the participants.

Текст научной работы на тему «О СОПРИЧАСТНОСТИ ПОДЛИННОМУ БЫТИЮ. СТУДЕНЧЕСКАЯ НАУЧНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ "ИДЕИ, СОБЫТИЯ, ЛИЦА: ПО СТРАНИЦАМ ЖУРНАЛА “СОЛОВЬЁВСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ”"»

УДК 1(052.1) ББК 87.3я52

Михаил Викторович Максимов

Ивановский государственный энергетический университет имени В.И. Ленина, доктор философских наук, профессор, профессор кафедры истории, философии и права, Заслуженный работник высшей школы Российской Федерации, Россия, Иваново, e-mail: mvmaximov@yandex.ru

О сопричастности подлинному бытию. Студенческая научная конференция «Идеи, события, лица: по страницам журнала "Соловьёвские исследования"»

Аннотация. Представлена информация о молодежных проектах Межрегионального научно-образовательного центра исследований наследия В.С. Соловьева (Соловьевского семинара). Отмечается важность использования разнообразных внеаудиторных форм приобщения студентов к теоретическим и ценностным аспектам наследия В.С. Соловьева и других представителей русской философии и культуры. Дается обзор студенческой научной конференции «Идеи, события, лица: по страницам журнала "Соловьёвские исследования"», посвященной 20-летию журнала. Дан анализ тематики докладов, представленных на конференции, выявлены философские проблемы, вызвавшие наибольший интерес у ее участников.

Ключевые слова: студенческая наука, Соловьевский семинар, русская философия, университетское образование

Mikhail Viktorovich Maksimov

Ivanovo State Power Engineering University named after V.I. Lenin, PhD in Philosophy, Professor, Professor of the Department of History, Philosophy and Law, Honored Worker of the Higher School of the Russian Federation, Russia, Ivanovo, e-mail: mvmaximov@yandex.ru

On Belonging to the True Being. Student Scientific Conference "Ideas, Events, Personalities: through the Pages of the Journal Solovyov Studies"

Abstract. We provide here information on youth projects of the Inter-regional Scholarly and Educational Center for the investigation of V.S. Solovyov's legacy (the Solovyov Seminar). We note the importance of using various extracurricular means to introduce students to the theoretical and practical aspects of V.S. Solovyov's legacy and those of other representatives of Russian philosophy and culture. This essay provides a survey of the student-run scholarly conference "Ideas, Events, People: Through the Pages of the Journal Solovyov Studies," marking the journal's 20th anniversary. We give an analysis of the topics presented at the conference and identify the philosophical problems that aroused the greatest interest among the participants.

Key words: student's science, Solovyov seminar, Russian philosophy, university education

© Максимов М.В., 2022 Соловьёвские исследования, 2022, вып. 1(73), с. 188-194.

DOI: 10.17588/2076-9210.2022.1.188-194

В декабре 2021 г. в Ивановском государственном энергетическом университете состоялась студенческая научная конференция «Идеи, события, лица: по страницам журнала "Соловьёвские исследования"», посвященная 20-летию журнала. Конференция была подготовлена в рамках молодежных проектов Соловьевского семинара - Межрегионального научно-образовательного центра исследований наследия В.С. Соловьева.

Подобные конференции давно стали традиционными в университете. И этому есть несколько причин. Важнейшая из них состоит в том, что русская философия и наследие В.С. Соловьева являются не только предметом теоретического интереса, но и важнейшим источником нравственных, эстетических, религиозных и других мировоззренческих ценностей. Приобщение к ним - одна из главнейших задач университетского образования1. Но какими должны быть формы этого приобщения и как это возможно в условиях невероятного сокращения времени на изучение философии? Одиннадцать лекций и шесть семинарских занятий - вот весь академический ресурс, которым обладает преподаватель философии. На русскую философию отводится несколько минут на лекции, посвященной историко-философскому обзору. Далее - самостоятельная работа студентов, которой надо непременно руководить, если ставить задачи заинтересовать философскими проблемами, помочь приступить к чтению философских текстов и научных статей.

Восполнить дефицит академических часов, отводимых учебными планами на изучение философии, заинтересовать студентов философскими проблемами позволяют молодежные проекты Соловьевского семинара - Межрегионального научно-образовательного центра исследований наследия В.С. Соловьева2, существующего в университете с 1999 г.

Соловьевский семинар выполняет важную роль в интеграции образовательной и научно-исследовательской деятельности, вовлекая в нее не только преподавателей, но и студентов. За годы его существования проведены десятки студенческих конференций, посвященных выдающимся русским философам, писателям и поэтам - В.С. Соловьеву, Н.Ф. Федорову, В.В. Розанову, П.А. Флоренскому,

1 См.: Максимов М.В. От Миссии Университета - к миссии кафедры (или о качестве современного философского образования) // Материалы международной научно-технической конференции «XII Бенардосовские чтения». 1-3 июня 2005 г. Иваново, 2005. С. 235-236 [1]; Максимов М.В., Максимова Л.М. Наследие Вл. Соловьева и культурная миссия современного университетского образования // Философия В.С. Соловьева в межкультурной коммуникации: к 110-летию со дня смерти В.С. Соловьева и 20-летию праведной кончины протоиерея Александра Меня / отв. ред. М.В. Максимов. Иваново, 2010. С. 111-114 [2].

2 См.: Максимов М.В. Десять лет Соловьёвскому семинару: опыт, проблемы, перспективы // Соло-вьевские исследования: периодический сб. науч. трудов Иваново. 2008. № 20. С. 7-21 [3]; Максимов М.В. Соловьевский семинар: опыт интеграции профессиональной и школьной философии // ФИЛОСОФИЯ - НАУКА - ОБРАЗОВАНИЕ. Вып. 2. Иваново, 2009. С. 84-90 [4].

М.Ю. Лермонтову, А.П. Чехову, М.А. Волошину, К.Д. Бальмонту3 и др., организованы книжные выставки, студенческие философские олимпиады, конкурсы философских эссе, музыкально-поэтические вечера, созданы фильмы о выдающихся философах. И это исключительно важно - не потерять время, дать возможность молодым людям приобщиться к высокой культуре.

Годы молодости, а особенно - студенческой, наполнены наиболее ценимой у культурных народов деятельностью - познавательной, способной захватить ум и воображение, подарить радость открытий, эстетическое наслаждение и чувство выполненного морального долга. Погруженность в мир идей порождает ощущение сопричастности подлинному бытию, сопричастности важнейшим событиям текущего дня. Это - те минуты, часы и дни, когда на второй план отступают бытовые заботы, когда текучая повседневность сменяется всеохватывающим интересом к прекрасному миру идей. Помочь своим ученикам погрузиться в этот мир, - без сомнения, наша главная задача4.

Философия сама по себе открывает возможности такого погружения. Главное - увидеть их и сделать усилие использовать эти возможности в действительность. Многолетняя деятельность Соловьевского семинара и журнал «Соловьёвские исследования» сформировали благоприятные условия для того, чтобы такая встреча студентов с научными и смысложизненными проблемами состоялась. Этому способствуют ставшие традиционными в нашем университете студенческие научные конференции, посвященные творчеству и личности крупнейшего русского философа В.С. Соловьева5. Так и в текущем учебном году в числе молодежных проектов соловьевского научно-образовательного центра было намечено проведение очередной студенческой конференции. Тематика этой конференции органично вписывалась в мероприятия, посвященные 20-летию журнала «Соловь-ёвские исследования», прошедшие в сентябре и октябре текущего года. Для творческих работ студентам были предложены важнейшие темы и проблемы, нашедшие отражение как в сочинениях В.С. Соловьева, так и в статьях исследователей его наследия, опубликованных в «Соловьёвских исследованиях». Поэтому важнейшим условием участия в этой конференции было углубленное знакомство с сочинениями В.С. Соловьева и журналом. Для студентов 2-го курса инженерно-физического факультета это знакомство началось с посещения выставки «20 лет журналу "Соловьёвские исследования": 2001-2021», развернутой в Читальном зале научной литературы Библиотеки ИГЭУ6. А далее последовали выбор темы и

3 Максимов М.В. Философско-поэтический лик Серебряного века: Константин Бальмонт и Владимир Соловьев // Соловьевские исследования. 2013. Вып. 1(37). С. 69-74 [5].

4 См.: Максимов М.В., Максимова Л.М. Идеал целостной личности и системный характер деятельности Соловьевского семинара // XV Бенардосовские чтения: тезисы докл. Междунар. науч.-техн. конф. Т. 2. Иваново, 2009. С. 191-192 [6].

5 См.: Максимов М.В. Добро есть реальная сила истории. О студенческой философской конференции, посвященной 120-летию публикации сочинения В.С. Соловьева «Оправдание добра» // Соловьевские исследования. 2017. Вып. 2(54). С. 217-220 [7].

6 См.: Максимов М.В. «Любовь сорадуется истине...»: к 20-летию журнала «Соловьёвские исследования» // Соловьевские исследования. 2021. Вып. 4(72). С. 6-24 [8].

работа с сочинениями В.С. Соловьева и статьями, опубликованными в журнале. Разнообразие предложенных тем отражало многогранность творчества В.С. Соловьева - философа, поэта, публициста. Центральное место заняли проблемы нравственной философии, философии истории, проблемы философского осмысления человека, личности и общества, права человека на достойное существование. Внимание студентов привлекли также такие темы, как этика идеала В.С. Соловьева, тема любви, совести, проблемы культуры и поэтического наследия философа.

Конференция состоялась 16 декабря. С докладами выступили второкурсники инженерно-физического факультета, для которых эта конференция оказалась первой в их студенческой жизни. Шестнадцать представленных докладов с искренним интересом были встречены слушателями - студентами, аспирантами, преподавателями кафедры истории, философии и права, работниками библиотеки.

Тематически доклады можно объединить в три группы: этика, социальная философия и поэзия В.С. Соловьева.

Анализ нравственной философии В.С. Соловьева был начат Александрой Кашиной. В своем докладе «Этика идеала В.С. Соловьева» она показала, какое место занимает идеал в структуре морального сознания, проанализировала статью Соловьева «Судьба Пушкина» и несколько статей, посвященных соответствующей тематике и опубликованных в «Соловьёвских исследованиях». Отвечая на вопросы, докладчица подчеркнула важнейшую личностную черту В.С. Соловьева - его веру в осуществимость идеала.

Проблемы нравственной философии В.С. Соловьева были в центре внимания Дарьи Родионовой, представившей доклад «Тема любви в нравственной философии В.С. Соловьева», Алины Девятовой, выступившей с докладом «Понятие "совесть" в нравственной философии В.С. Соловьева», Степана Гаврилова, проанализировавшего критику В.С. Соловьевым гедонизма, провозглашающего удовольствие высшим благом и смыслом жизни.

Доклады, посвященные социальной философии и философии истории В.С. Соловьева были посвящены таким важным и актуальным вопросам, как личность и общество (доклад Александра Масева «Учение В.С. Соловьева о личности»), право человека на достойное существование (доклад Григория Шубина), философия культуры В.С. Соловьева (доклады Юлии Золиной) и Кирилла Бакина), философия В.С. Соловьева и проблемы современного образования (доклад Андрея Тришкина), проблемы общественного прогресса (доклады Ильи Соколова и Виталия Голдовского), проблемы религии и церкви (доклад Кирилла Антонова).

Три доклада были посвящены поэтическому наследию В.С. Соловьева. В них центральное место заняли такие важные для философа темы, как эсхатология (доклад Ирины Черняевой «Эсхатологические мотивы в историософской поэзии В.С. Соловьева») и история России (доклад Марка Петрухина «Тема истории в поэтическом творчестве В.С. Соловьева»). Доклад Даниила Крюкова был посвящен поэзии В.С. Соловьева в русской музыке, в ходе которого слушатели были не только ознакомлены с творчеством таких выдающихся компо-

зиторов, как А.Т. Гречанинов, Э. Купер, Н. Ленц, Г.Л. Катуар, но и прослушали несколько вокальных сочинений, написанных этими композиторами на стихи В.С. Соловьева. Доклад был подготовлен на основе материалов одного из культурных проектов Соловьевского семинара, реализованного под руководством М.В. Максимова (поиск и публикация в «Соловьёвских исследованиях» забытых вокальных сочинений на стихи Соловьева, запись диска с программой этих сочинений в исполнении солистки Ивановской государственной филармонии Елены Лихачевой и концертмейстера Валерии Сабуровой)7.

В первый день конференции её участникам был представлен фильм «Образ В.С. Соловьева в изобразительном искусстве», созданный творческой группой студентов ФЭУ под руководством проф. М.В. Максимова.

Сообщение о конференции не может быть полным без характеристики реакции слушателей. Она была живой, активной и заинтересованной, и в этом, без всякого сомнения, заслуга докладчиков, сумевших раскрыть не только историко-философскую ценность, но и животрепещущую актуальность обсуждаемых вопросов, передать присутствующим свою увлеченность темой.

Каждому из докладчиков были заданы многочисленные вопросы. И надо сказать, что они великолепно отвечали на них, демонстрируя блестящее владение материалом.

Что же интересовало слушателей? Возьмем блок нравственной философии, и мы обнаружим неподдельный интерес молодых людей - юношей и девушек - к вечным философским и, скажем, соловьевским вопросам: смысл любви; первичность декартовского cogito или соловьевское я стыжусь; чувство стыда - это приобретенное чувство или заложенное природой; является ли человек человеком, если он утратил совесть; может ли гедонизм быть чертой национального характера; в чем отличие Богочеловека от сверхчеловека; как реализуется связь человека и Бога?

Не менее интересен и показателен блок социально-философских вопросов: совместимы ли право и этика; в чём смысл соловьевской формулы «право есть минимум добра»; возможно ли принудительное осуществление нравственности; в чём смысл прогресса; зло - это реальная сила, или просто недостаток добра; что первично - культура или государство; чем отличается глобализация от всеединства; возможно ли воссоединение христианских церквей; откуда придет апокалипсис; чем отличается идеал от утопии.

Интересным как личность оказался сам В.С. Соловьев. Вот вопросы, подтверждающие это утверждение: почему Соловьев считал, что папа является главой христиан? Почему Соловьев заставил тебя думать о будущем? Любил ли Соловьев музыку? Какие удовольствия ценил Соловьев?

Перелистываю записи, сделанные во время выступлений ребят - и докладчиков, и слушателей, задававших вопросы, и убеждаюсь еще раз в том, как

7 См.: Максимов М.В. Философский музыкально-поэтический вечер, посвященный Владимиру Сергеевичу Соловьеву // Соловьёвские исследования. 2018. Вып. 2(58). С. 167-169 [9].

велика их тяга к вопросам философского характера, охватывающим важнейшие сферы духовной, нравственной, социально-политической, правовой и экономической жизни8. И на эти вопросы надо вовремя помочь им найти ответ. Это возможно, когда возникает состояние сотворчества, взаимного доверия и сопричастности внутренней жизни каждого подлинному бытию.

Список литературы

1. Максимов М.В. От Миссии Университета - к миссии кафедры (или о качестве современного философского образования) // Материалы междунар. науч.-техн. конф. «XII Бенардосов-ские чтения». 1-3 июня 2005 г. Иваново, 2005. С. 235-236.

2. Максимов М.В., Максимова Л.М. Наследие Вл. Соловьева и культурная миссия современного университетского образования // Философия В.С. Соловьева в межкультурной коммуникации: к 110-летию со дня смерти В.С. Соловьева и 20-летию праведной кончины протоиерея Александра Меня / отв. ред. М.В. Максимов. Иваново, 2010. С. 111-114.

3. Максимов М.В. Десять лет Соловьевскому семинару: опыт, проблемы, перспективы // Соловьёвские исследования: периодический сб. науч. трудов Иваново. 2008. № 20. С. 7-21.

4. Максимов М.В. Соловьевский семинар: опыт интеграции профессиональной и школьной философии // ФИЛОСОФИЯ - НАУКА - ОБРАЗОВАНИЕ. Вып. 2. Иваново, 2009. С. 84-90.

5. Максимов М.В. Философско-поэтический лик Серебряного века: Константин Бальмонт и Владимир Соловьев // Соловьёвские исследования. 2013. Вып. 1(37). С. 69-74.

6. Максимов М.В., Максимова Л.М. Идеал целостной личности и системный характер деятельности Соловьевского семинара // XV Бенардосовские чтения: тез. докл. Междунар. науч.-техн. конф. Т. 2. Иваново, 2009. С. 191-192.

7. Максимов М.В. Добро есть реальная сила истории. О студенческой философской конференции, посвященной 120-летию публикации сочинения В.С. Соловьева «Оправдание добра» // Соловьёвские исследования. 2017. Вып. 2(54). С. 217-220.

8. Максимов М.В. «Любовь сорадуется истине...»: к 20-летию журнала «Соловьёвские исследования» // Соловьевские исследования. 2021. Вып. 4(72). С. 6-24.

9. Максимов М.В. Философский музыкально-поэтический вечер, посвященный Владимиру Сергеевичу Соловьеву // Соловьёвские исследования. 2018. Вып. 2(58). С. 167-169.

10. Максимов М.В. О социальном призвании русской философии // Соловьёвские исследования. 2014. Вып. 4(44). С. 182-188.

References (Articles from Scientific Journals)

1. Maksimov, M.V. Desyat' let Solov'evskomu seminaru: opyt, problemy, perspektivy [Ten years of the Solovyov seminar: experience, problems, prospects], in Solov'evskie issledovaniya, 2008, no. 20, pp. 7-21.

2. Maksimov, M.V. Filosofsko-poeticheskiy lik Serebryanogo veka: Konstantin Bal'mont i Vladimir Solov'ev [The philosophical and poetic face of the Silver Age: Konstantin Balmont and Vladimir Solovyov], in Solov'evskie issledovaniya, 2013, issue 1(37), pp. 69-74.

3. Maksimov, M.V. Dobro est' real'naya sila istorii. O studencheskoy filosofskoy konferentsii, posvyashchennoy 120-letiyu publikatsii sochineniya V.S. Solov'eva «Opravdanie dobra» [Good is the real power of history. On the student philosophical conference dedicated to the 120th anniversary of the

8 См.: Максимов М.В. О социальном призвании русской философии // Соловьёвские исследования. 2014. Вып. 4(44). С. 182-188 [10].

publication of V.S. Solovyov's essay "Justification of Good"], in Solov'evskie issledovaniya, 2017, issue 2(54), pp. 217-220.

4. Maksimov, M.V. «Lyubov' soraduetsya istine...»: k 20-letiyu zhumala «Solov'evskie issledovaniya» ["Love rejoices in the truth ...": to the 20th anniversary of the journal "Solovyov studies"], in Solov'evskie issledovaniya, 2021, issue 4(72), pp. 6-24.

5. Maksimov, M.V. Filosofskiy muzykal'no-poeticheskiy vecher, posvyashchennyy Vladimiru Sergeevichu Solov'evu [Philosophical musical and poetic evening dedicated to Vladimir Sergeevich Solovyov], in Solov'evskie issledovaniya, 2018, issue 2(58), pp. 167-169.

6. Maksimov, M.V. O sotsial'nom prizvanii russkoy filosofii [On the social vocation of Russian philosophy], in Solov'evskie issledovaniya, 2014, issue 4(44), pp. 182-188.

(Articles from Proceedings and Collections of Research Papers)

7. Maksimov, M.V. Ot Missii Universiteta - k missii kafedry (ili o kachestve sovremennogo filosofskogo obrazovaniya) [From the Mission of the University to the mission of the department (or on the quality of modern philosophical education)], in Materialy mezhdunarodnoy nauchno-tekhnicheskoy konferentsii «XII Benardosovskie chteniya». 1-3 iyunya 2005 g. [Proceedings of the International Scientific and Technical conf. "XII Benardos readings". June 1-3, 2005]. Ivanovo, 2005, pp. 235-236.

8. Maksimov, M.V., Maksimova, L.M. Nasledie Vl. Solov'eva i kul'turnaya missiya sovremennogo universitetskogo obrazovaniya [The legacy of V. Solovyov and the cultural mission of modern university education], in Filosofiya V.S. Solov'eva v mezhkul'turnoy kommunikatsii: k 110-letiyu so dnya smerti V.S. Solov'eva i 20-letiyu pravednoy konchiny protoiereya Aleksandra Menya [Philosophy of V.S. Solovyov in intercultural communication: to the 110th anniversary of the death of V.S. Solovyov and the 20th anniversary of the righteous death of Archpriest Alexander Men']. Ivanovo, 2010, pp. 111-114.

9. Maksimov, M.V. Solov'evskiy seminar: opyt integratsii professional'noy i shkol'noy filosofii [Solovyov seminar: experience of integration of professional and school philosophy], in FILOSOFIYa -NAUKA - OBRAZOVANIE. Vyp. 2 [PHILOSOPHY - SCIENCE - EDUCATION. Issue 2]. Ivanovo, 2009, pp. 84-90.

10. Maksimov, M.V., Maksimova, L.M. Ideal tselostnoy lichnosti i sistemnyy kharakter deyatel'nosti Solov'evskogo seminara [The ideal of an integral personality and the systemic nature of the activity of the Solovyov seminar], in XV Benardosovskie chteniya: tezisy dokladov Mezhdunarodnoy nauchno-tekhnicheskoy konferentsii. T. 2 [XV Benardos readings: tez. dokl. International Scientific and Technical conf. Vol. 2.]. Ivanovo, 2009, pp. 191-192.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.