Научная статья на тему 'Разгон лесотранспортной единицы при развороте после столкновения ее с берегом'

Разгон лесотранспортной единицы при развороте после столкновения ее с берегом Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
48
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛЕСОТРАНСПОРТНАЯ ЕДИНИЦА / СИЛА СОПРОТИВЛЕНИЯ ПОТОКУ / МОМЕНТ ИНЕРЦИИ / ГИДРОДИНАМИЧЕСКИЙ МОМЕНТ / TIMBER RAFTING UNITS RESISTANCE FORCE / INERTIA MOMENT / HYDRODYNAMIC MOMENT

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Барабанов В. А.

Рассмотрена фаза разгона лесотранспортной единицы после соприкосновения ее с берегом реки при самосплаве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACCELERATION OF A TIMBER RAFTING UNIT DURING ITS TURN UPON COLLISION WITH A RIVERBANK

An acceleration phase of a timber rafting unit upon its contact to a riverbank during selffloating has been examined.

Текст научной работы на тему «Разгон лесотранспортной единицы при развороте после столкновения ее с берегом»

РАЗГОН ЛЕСОТРАНСПОРТНОИ ЕДИНИЦЫ ПРИ РАЗВОРОТЕ ПОСЛЕ СТОЛКНОВЕНИЯ ЕЕ С БЕРЕГОМ

ACCELERATION OF A TIMBER RAFTING UNIT DURING ITS TURN UPON

COLLISION WITH A RIVERBANK

Барабанов В.А. (САФУ, г. Архангельск, РФ) Barabanov V.A. (NARFU, Arkhangelsk, Russia)

Рассмотрена фаза разгона лесотранспортной единицы после соприкосновения ее с берегом реки при самосплаве.

An acceleration phase of a timber rafting unit upon its contact to a riverbank during selffloating has been examined.

Ключевые слова: лесотранспортная единица, сила сопротивления потоку, момент инерции, гидродинамический момент.

Key words: timber rafting units resistance force, inertia moment, hydrodynamic moment.

Движение сплоточной единицы рассматриваем как плоское вращательное движение твёрдого тела, подверженного воздействию речного потока, вокруг вертикальной оси, располагаемой в пересечении граней, точке касания берега (рис.1).

Рисунок 1 - Схема к определению гидродинамического момента при развороте лесотранспортной единицы относительно вертикальной оси

Уравнение движения запишем следующим образом

(У + Л)^ = ±МП -МГ, (1) т

где J - момент инерции вращающихся масс;

л .. йа

Л3 - присоединенный момент инерции;--угловое ускорение;

т

МП - момент привода (внешних сил) (знак плюс - разгон, знак минус -торможение); МГ - момент результирующей силы сопротивления воды;

Силы действия ветра и влечения от уклона реки не учитываем в виде их небольшой величины (менее 3%) по сравнению с силами и моментами, указанными выше.

При исследовании динамики разворота важную роль играет определение гидродинамического момента. При его определении делаем следующие допущения:

1. Силы сопротивления ряда пучков речному потоку будем относить к граням ряда 1-2 и 1-4 (Рис.1).

2. Силы сопротивления развороту ряда будем относить к граням 2-3 и 34.

3. Центробежные силы, ввиду малости не учитываем.

4. Направление течения реки считаем нормально к грани 1-2 лесо-транспортной единицы в её первоначальном положении.

Рассмотрим гидродинамические силы, относимые к грани 1-4. Если на этой грани на расстоянии х от оси вращения выделим элементарный отрезок длиной dx, то элементарный момент сил от взаимодействия с водой при квадратичном законе сопротивления определится как

M . = £ —dx■ T■ V2 ■ x, i 4 1*2

где £ - коэффициент силы сопротивления воды; — - плотность воды; Т - осадка единицы (средняя); х - расстояние от оси до элементарного отрезка; V - скорость (относительная) движения элементарного отрезка грани 1-4, определяемая выражением

V = VP ■ sina-сх,

где VP - скорость течения потока; а - угол поворота; а - угловая скорость поворота.

Обозначим = £ 4 ■— ■ T, тогда гидродинамический момент М1-4 определится интегрированием элементарных моментов

В B

МХ_А = | г1-4 ■ V2 x2dx = г1-41 (V2 ■ sin a ■ x - 2VP sin асах2 + с2 xi)dx. (2)

0 )

Гидродинамический момент на грани 2-3 определится, с некоторыми допущениями, выражением

£ £

Мг_2 = гг_2 ■V2cos2a— = cos2a—; (3)

где r1-2 - сопротивление лесотранспортной единицы потоку при относительной скорости движения в потоке, равной V=1;

£ - D

- - плечо результирующей силы Р1-2 относительно оси вращения.

Гидродинамический момент от сил сопротивления воды развороту является суммой моментов

М^ = М1-4 + Мх_ 2.

Знаки в выражении момента поставлены с учётом того, что считаем положительным направление, совпадающее с направлением поворота. При от-

сутствии течения гидродинамический момент на грани 1-2 равен нулю, а на грани 1-4 он направлен против направления разворота.

Разгон от состояния покоя до скорости равномерного движения

При VP= 0 и МГ = -М1-4, уравнение ( 1) принимает вид

(1+ Х) % = Мп - Мг .

Гидродинамический момент определяется выражением (2), которое при VP = 0 превращается в уравнение

в

-2 2

Мг = 1 а2х2ёх. ( 4)

Умножим левую и правую части уравнения (4) на ёа и проинтегрируем его по угловой скорости в пределах её изменения от а1 до а2.

2 в 2

Мг |ёа = г_41 х3ёх |«ёа.

Интегрируем

проинтегрируем по х

Преобразуем

в

Мг |((2 = г1-41 х3ёх

а3

МГ ((2 = 1 Г1-4 ((23 -(13)

г в4

Мг = (а2 +((+а2). (5)

Если лесотранспортная единица разгоняется при развороте из состояния покоя ( = 0 и примем конечную скорость а2=(, т.е. равной любой угловой

скорости от нуля до скорости равномерного движения 0 <а2<щ.

Для этих условий уравнение ( 5 ) примет вид

г ■ В4 Мг = Г1-4-В- ( Г 12

Угловое ускорение в уравнении ( 5 ) представим в виде

ёа ёр ёа

р =---— = а—. (6)

ёр ёХ ёр

Тогда с учётом выражений ( 5 ) и ( 6 ) выражение ( 1 ) будет

7 ёр N г1-4 ■ В4а2

1 (~Г =— —> (7)

ёХ а 12

где = (1+ Л) - момент инерции с учётом присоединённого момента инерции;

N - мощность привода;

^ N

Мп =--момент привода.

а

Разделим переменные и решим уравнение (7) относительно углового пути

0

0

а

ю

2

3

0

ш

Л-а-йа 2

йр = т?-тг а

N гх_4В4

а 12

При интегрировании уравнения считаем, что J0 и г1-4 на участке интегрирования (диапазон угловых скоростей) постоянные.

Для интегрирования перепишем уравнение следующим образом

а За айа , ОЛ

= I N Г В ( 8)

0 а

а 12

Г ■ В4

Обозначив в = — , преобразуем выражение (8)

т ®о 2 л

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

З г а йа

Р = в 1> (9)

0--а

в

По выражению ( 9 ) определяем угловой путь разгона при развороте единицы до скорости равномерного вращения а>0 при постоянной заданной мощности привода.

Для решения этой задачи, т.е. определения мощности привода разворота при заданном угловом пути разгона в радианах преобразуем (9) в виде

N

Ы-

в _ 3 вРр

N , З

_ао в

о

отсюда

а Зе 3

N = в^--(10)

3 вФт> V '

е 3 0 _1

Для определения продолжительности разгона при развороте воспользуемся уравнением (7), преобразовав его следующим образом

т йа N 2

— =--ва .

йг а

Разделим переменные и преобразуем уравнение

Зйа

йг =

N 2

--ва

а

Продолжительность разгона при развороте определяется интегралом вида

30 —г айа

г айа /11 \

г =—Н—з' (11)

в ^а _ а

N г, 4 ■ в4 где а = 3 —, в = ■ *_4

в 12

Проинтегрируем и получим формулу для определения длительности разгона при развороте лесотранспортной единицы

J, 1 , a1 + am + ml 1 . 2m + a 1.. / t = — (— Zn—-+3--j=(arctg --arctg-=)). ( 12)

в 6a (a -m0) aV3 aV3 V3

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.