Научная статья на тему 'РАЗГЛАШЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТАЙНЫ: ОБЪЕКТИВНЫЕ ПРИЗНАКИ'

РАЗГЛАШЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТАЙНЫ: ОБЪЕКТИВНЫЕ ПРИЗНАКИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
государственная тайна / разглашение / национальная безопасность / объект / объективная сторона / конфиденциальность / секретность / state secret / disclosure / national security / object / objective side / confidentiality / secrecy

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — А А. Сметанин

Разглашение государственной тайны осуществляется без преступного сговора с зарубежными разведывательными органами и без желания вступать в такой сговор с целью причинения ущерба безопасности России. Тем не менее, данное преступление объективно способствует утечке российских секретов за пределы страны и их дальнейшему использованию в действиях, направленных против безопасности нашего государства. В данной статье рассмотрены объективные признаки преступления, предусмотренного ст. 283 Уголовного кодекса РФ, проанализированы объект преступления и объективная сторона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DISCLOSURE OF STATE SECRETS: OBJECTIVE SIGNS

The disclosure of state secrets is carried out without criminal collusion with foreign intelligence agencies and without the desire to enter into such a conspiracy in order to damage the security of Russia. Nevertheless, this crime objectively contributes to the leakage of Russian secrets outside the country and their further use in actions directed against the security of our state. This article examines the objective signs of a crime under Article 283 of the Criminal Code of the Russian Federation, analyzes the object of the crime and the objective side.

Текст научной работы на тему «РАЗГЛАШЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТАЙНЫ: ОБЪЕКТИВНЫЕ ПРИЗНАКИ»

РАЗГЛАШЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТАЙНЫ: ОБЪЕКТИВНЫЕ ПРИЗНАКИ

А.А. Сметанин, капитан полиции МВД по Республике Карелия (Россия, г. Петрозаводск)

DOI:10.24412/2500-1000-2024-10-5-210-213

Аннотация. Разглашение государственной тайны осуществляется без преступного сговора с зарубежными разведывательными органами и без желания вступать в такой сговор с целью причинения ущерба безопасности России. Тем не менее, данное преступление объективно способствует утечке российских секретов за пределы страны и их дальнейшему использованию в действиях, направленных против безопасности нашего государства. В данной статье рассмотрены объективные признаки преступления, предусмотренного ст. 283 Уголовного кодекса РФ, проанализированы объект преступления и объективная сторона.

Ключевые слова: государственная тайна, разглашение, национальная безопасность, объект, объективная сторона, конфиденциальность, секретность.

Источники, относящиеся к государственной тайне Российской Федерации, отличаются как физическими характеристиками, так и содержанием информации. Однако их объединяет высокая значимость и необходимость для защиты государственных интересов в области политической и экономической безопасности, обеспечения суверенитета, а также поддержки научно-технического прогресса.

Регулирование порядка обращения с государственной тайной в РФ осуществляется посредством административно-правовых мер. В то же время, важную роль в охране государственной тайны играют положения УК РФ, которые определяют основания для уголовной ответственности за действия, представляющие общественную опасность и связанные с нарушением установленного порядка обращения с государственной тайной.

Необходимость защиты государственной тайны объясняется тем, что охрана этих сведений является гарантией сохранения целостности конституционного порядка и национальной безопасности России. Установление правовых ограничений в сфере обращения с информацией, касающейся государственной тайны, в определенной степени ограничивает конституционное право граждан на свободный поиск, получение, передачу, воспроизведение и распространение информации любыми законными способами (ст. 29 Конституции РФ [1]). Тем не менее, это не относится к данным, которые являются государственной тайной, что указано в данной статье Конституции

РФ, поскольку они находятся под особой защитой государства. Включив данное уточнение в указанную норму, законодатель хотел акцентировать внимание на значимости государственной тайны как одного из уникальных видов административно-правового режима. В целом, эта конституционная норма представляет интерес как для теоретических, так и для практических исследований. Это утверждение подтверждается тем, что, к сожалению, в ряде стран, включая Российскую Федерацию, право на информацию не всегда обеспечивается и реализуется в полной мере. Разглашение государственной тайны рассматривается как отдельный состав преступления, а именно преступление, предусмотренное ст. 283 УК РФ.

Суть непосредственного объекта состава преступления, описанного в ст. 283 УК РФ, заключается в определении, представленном в ст. 2 Закона РФ от 21.07.1993 № 5485-1 «О государственной тайне» [3] (далее по тексту -Закон о государственной тайне). Это касается термина «государственная тайна». Данный закон дает следующее толкование: это информация, охраняемая государством в сферах военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которой способно причинить вред безопасности Российской Федерации.

В сфере уголовного права вопрос о сущности непосредственного объекта государственной тайны продолжает порождать научные

дискуссии, что, в свою очередь, приводит к отсутствию единого мнения. Некоторые ученые полагают, что непосредственным объектом преступлений, направленных на охрану государственной тайны, являются общественные отношения, возникающие в ходе классификации информации как государственной тайны, ее засекречивания или рассекречивания, а также в процессе защиты этих данных в интересах государственной безопасности [4, с. 35]. Некоторые ученые рассматривают объект данного преступления как совокупность социальных взаимодействий, которые определяют информационную безопасность [6, с. 31]. В любом случае, обе представленные точки зрения авторов согласуются в том, что информация, защищаемая уголовным законодательством, играет ключевую роль в обеспечении безопасности государства. Это означает, что она угрожает обороноспособности, суверенитету, территориальной целостности, экономике и другим важным аспектам государственной жизни. Позиция Е.В. Пономаренко несколько отличается, поскольку она предлагает рассматривать непосредственный объект данного преступления как общественные отношения, которые обеспечивают защиту государственной тайны [5, с. 121].

Собрав все высказанные мнения, которые формируют содержание уголовно-правовой доктрины относительно понимания непосредственного объекта преступления, предусмотренного статьей 283 УК РФ, можно сказать, что наиболее точным определением будет рассматривать его как совокупность общественных отношений, возникающих в процессе защиты и обеспечения конфиденциальности информации, касающейся государственной тайны.

Устанавливая правовые ограничения на свободу получения, обмена, хранения и использования информации, государство затрагивает гражданские права, закрепленные в Конституции РФ.

Что означает термин «информационные права и свободы»? Как они реализуются на практике? Отвечая на эти вопросы, важно отметить, что именно декларативное закрепление в высшем нормативно-правовом акте государства гарантий свободного доступа к информации, подкрепленное мерами юридиче-

ской ответственности за их нарушение, является основой для осуществления данного социально-экономического права человека. Защита государственной тайны осуществляется через механизмы информационной безопасности. Кроме того, такая защита может быть обеспечена введением законодательно установленных ограничений, например: ограничение свободного доступа к информации, связанной с государственной безопасностью, территориальной целостностью или общественным порядком, с целью предотвращения беспорядков или преступлений и т.п. Охрана государственной тайны служит средством обеспечения информационной безопасности, что является важнейшим аспектом национальной безопасности. Для достижения согласия по вопросам общих интересов государство предпочитает выбирать наименее конфликтный путь, чтобы минимизировать негативное воздействие на общественные отношения. В этой связи устанавливаются определенные ограничения на свободный доступ к информации, а также разрабатываются нормы обращения с конфиденциальными данными.

Объективная сторона данного преступления включает в себя следующие признаки:

а) активные действия, заключающиеся в раскрытии сведений, относящихся к государственной тайне;

б) последствия - предоставление третьим лицам доступа к информации, составляющей государственную тайну;

в) наличие причинной связи между раскрытием государственной тайны и получением соответствующих сведений третьими лицами.

Разглашением государственной тайны следует считать любой способ, при котором информация, касающаяся государственной тайны, становится известной. Это распространение может происходить в различных ситуациях, например, когда человек изучает определённые документы, упоминает в беседе конфиденциальные данные, которые не должны быть доступны, или анализирует различные схемы, модели, образцы и так далее, что в конечном итоге приводит к тому, что эта информация становится доступной для посторонних.

Предложенная законодателем интерпретация объективной стороны рассматриваемого

деяния включает в себя ключевой аспект, касающийся условий, при которых возникает уголовная ответственность. В данном контексте речь идет о наличии оговорки в ч. 1 ст. 283 УК РФ, согласно которой разглашенные данные должны быть переданы третьим лицам, в частности, тем, кто не имеет доступа к секретной информации.

С учетом вышеизложенного, можно сделать вывод, что данный состав преступления является формальным, так как с момента фактического раскрытия сведений, составляющих государственную тайну, возникает угроза их использования во вред безопасности и другим важным интересам России. Также важно отметить, что особо охраняемые сведения, которые были распространены, могут быть квалифицированы по статье 283 УК РФ только в том случае, если в совершенных действиях отсутствуют признаки государственной измены (ст. 275 УК РФ).

Бланкетный характер описания признаков объективной стороны преступления, упомянутого в ст. 283 УК РФ, требует обращения к законодательным актам, касающимся других сфер. Процедура защиты и обращения с информацией, связанной с государственной тайной, регулируется Законом о государственной тайне. Этот закон включает в себя правила

классификации информации, относящейся к государственной тайне, по различным уровням секретности, перечень сведений, отнесенных к государственной тайне, а также систему подзаконных нормативных актов, таких как инструкции, положения, памятки и другие документы.

Способы раскрытия государственной тайны могут различаться, но это не влияет на квалификацию данного преступления и не изменяет степень уголовной ответственности.

Таким образом, проведя анализ объективных признаков преступления, описанного в статье 283 УК РФ, можно сделать вывод, что оно имеет формальный характер, поскольку преступление считается завершенным с момента совершения действия (распространения информации). При этом тот факт, что к данной информации получили доступ посторонние лица, не влияет на его квалификацию как материального.

Следствием данного деяния является то, что сведения, относящиеся к государственной тайне, стали доступны третьим лицам. При этом не имеет значения, использовались ли эти сведения во вред Российской Федерации или нет. Достаточно лишь установить факт нарушения государственной тайны и ее передачи другим лицам.

Библиографический список

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://pravo.gov.ru.

2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-Ф3 (ред. от 02.10.2024) // Официальный интернет-портал правовой информации. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://pravo.gov.ru.

3. Закон РФ от 21.07.1993 № 5485-1 (ред. от 08.08.2024) «О государственной тайне» // Официальный интернет-портал правовой информации. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://pravo.gov.ru.

4. Кузнецов, А.П. Преступления против основ конституционного строя и безопасности государства: учебное пособие. - Н. Новгород, 2006.

5. Пономаренко, Е.В. Преступления против основ конституционного строя и безопасности государства: учебное пособие. - М.: Юрлитинформ, 2016.

6. Пудовочкин, Ю.Е. Преступления против безопасности государства. - М.: Юрлитинформ, 2009.

DISCLOSURE OF STATE SECRETS: OBJECTIVE SIGNS

A.A. Smetanin, Police Captain

The Ministry of Internal Affairs of the Republic of Karelia (Russia, Petrozavodsk)

Abstract. The disclosure of state secrets is carried out without criminal collusion with foreign intelligence agencies and without the desire to enter into such a conspiracy in order to damage the security of Russia. Nevertheless, this crime objectively contributes to the leakage of Russian secrets outside the country and their further use in actions directed against the security of our state. This article examines the objective signs of a crime under Article 283 of the Criminal Code of the Russian Federation, analyzes the object of the crime and the objective side.

Keywords: state secret, disclosure, national security, object, objective side, confidentiality, secrecy.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.