Научная статья на тему 'ГОСУДАРСТВЕННАЯ ТАЙНА КАК ОБЪЕКТ УГОЛОВНО-ПРАВОВОЙ ОХРАНЫ'

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ТАЙНА КАК ОБЪЕКТ УГОЛОВНО-ПРАВОВОЙ ОХРАНЫ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
государственная измена / шпионаж / государственная тайна / внешняя безопасность РФ / специальный субъект / иностранное государство / разглашение государственной тайны / high treason / espionage / state secret / external security of the Russian Federation / special subject / foreign state / disclosure of state secrets

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Черкасова Екатерина Сергеевна, Синдей Афродита Дмитриевна, Агеев Николай Владиславович

В настоящей статье рассматриваются наиболее важные аспекты привлечения ответственности за нарушение законодательства о государственной тайне РФ. Отметим, что данная проблема является чрезвычайно актуальной для нашей страны, как, в принципе, и для любого государства, так как разглашение сведений, представляющих государственную тайну, способно нанести непоправимый вред интересам национальной экономики, информационной и государственной безопасности, а также огромному количеству других сфер общественной и государственной жизнедеятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATE SECRET AS AN OBJECT OF CRIMINAL LAW PROTECTION

This article discusses the most important aspects of bringing responsibility for violation of the legislation on state secrets of the Russian Federation. It should be noted that this problem is extremely urgent for our country, as, in principle, for any state, since the disclosure of information representing a state secret can cause irreparable harm to the interests of the national economy, information and state security, as well as a huge number of other spheres of public and state life.

Текст научной работы на тему «ГОСУДАРСТВЕННАЯ ТАЙНА КАК ОБЪЕКТ УГОЛОВНО-ПРАВОВОЙ ОХРАНЫ»

67 | Страница • АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ БОРЬБЫ С ПРЕСТУПЛЕНИЯМИ № 5 - 2 0 2 3

УДК 34

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ТАЙНА КАК ОБЪЕКТ УГОЛОВНО-ПРАВОВОЙ ОХРАНЫ

Черкасова Екатерина Сергеевна,

Синдей Афродита Дмитриевна,

Агеев Николай Владиславович,

Студенты, Кубанский государственный аграрный университет

В настоящей статье рассматриваются наиболее важные аспекты привлечения ответственности за нарушение законодательства о государственной тайне РФ. Отметим, что данная проблема является чрезвычайно актуальной для нашей страны, как, в принципе, и для любого государства, так как разглашение сведений, представляющих государственную тайну, способно нанести непоправимый вред интересам национальной экономики, информационной и государственной безопасности, а также огромному количеству других сфер общественной и государственной жизнедеятельности.

Ключевые слова: государственная измена, шпионаж, государственная тайна, внешняя безопасность РФ, специальный субъект, иностранное государство, разглашение государственной тайны.

Проблема обеспечения национальной безопасности Российской Федерации касается и такой важной сферы жизнедеятельности общества, как информационная. Такие понятия, как «информационная безопасность», «национальная безопасность», «государственная тайна» лежат в основе различного рода политических доктрин и концепций в нашем государстве.

В 1993 году государственная тайна была закреплена в Законе Российской Федерации «О государственной тайне», в соответствии с которым государственная тайна

- это сведения в сфере военной, внешнеэкономической, политической деятельности государства, которые защищаются государством [3]. За разглашение государственной тайны виновное лицо могло быть привлечено к уголовной ответственности. К информации, составляющей государственную тайну, относятся сведения в военной сфере (например, о технике, о разработке определенного вида оружия], сведения в сфере экономики, науки и техники (например, о природных богатствах, местах их нахождения и добычи], сведения в области внешней политики и экономики, а также в сфере оперативно-розыскной и разведочной деятельности [4, с.182].

Обращаясь к положениям Уголовного закона, можно заметить, что государственная тайна выступает предметом нескольких преступлений, существенно различающихся характером и степенью общественной опасности.

Во-первых, сведения, содержащие государственную тайну, выступают предметом состава государственной измены по ст. 275 УК РФ. В литературе неоднократно высказывались замечания по поводу конструкции рассматриваемого состава. Как отмечает Папеева К.О, «При конструировании диспозиции ст. 275 УК РФ в новой редакции законодатель неоднократно нарушает правило «экономии текста» уголовного закона.... Нельзя не отметить, что в новой редакции исследуемая норма стала излишне громоздкой».

Безусловно, такая конструкция состава создает сложности при ее оценке и применении. В рамках одного состава фактически содержатся признаки нескольких самостоятельных преступлений, различающихся между собой как объективными, так и субъективными признаками. Представляется, что новая форма государственной измены

- переход на сторону противника - и, например, выдача государственной тайны

Страница | 68

существенно различаются как по объективным признакам, так и по степени общественной опасности, и требуют самостоятельного правового регулирования.

Кроме того, еще больше усложняет проблему ее толкования, указание в диспозиции ст. 275 Уголовного кодекса РФ на шпионаж как на одну из разновидностей государственной измены. Исходя из позиции законодателя, шпионаж является самостоятельным преступлением при условии совершения его иностранным гражданином или лицом без гражданства, и будет являться разновидностью государственной измены при совершении гражданином России. Признак субъекта положен в основу разграничения идентичных по своим объективным и субъективным признакам составов. Не совсем ясна цель такой законодательной дифференциации, тем более, что санкции практически не отличаются [7, с.352].

В соответствии с Законом РФ от 21.07.1993 № 5485-1 «О государственной тайне», под доступом к сведениям, составляющим государственную тайну, понимается «санкционированное полномочным должностным лицом ознакомление конкретного лица со сведениями, составляющими государственную тайну» [3]. Таким образом, термин «доступ» к сведениям может заменить существующую громоздкую формулировку признака субъекта как «доверены или стали известны по службе, работе или учебе, или в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации».

Также не сильно различающимися являются и действия, предусмотренные в диспозиции статей, которые состоят в разглашении (ст. 283 УК РФ] или выдаче (ст. 275 УК РФ] государственной тайны. Представляется, что термины «выдача» и «разглашение» во многом совпадают. Речь идет о сообщении сведений, образующих государственную тайну, лицам, не имеющим права доступа к ней. Разница лишь в том, что при государственной измене эта информация становится известна представителям иностранных государств, различного рода международных или иностранных организаций, а при разглашении государственной тайны - любому лицу [5, с.245].

Еще одной новеллой уголовного законодательства явилось дополнение Уголовного кодекса РФ статьей 283.2 «Нарушение требований по защите государственной тайны». В данной норме речь фактически идет о носителях государственной тайны, в том числе и о людях. В соответствии с частью первой рассматриваемой нормы запрещается выезд за пределы Российской Федерации лицам, которые были допущены к государственной тайне. Речь идет об особых лицах, которые в соответствии с законодательством получали или имеют доступ к информации, которая относится к государственной тайне. [4, с.183].

Подводя итог, следует отметить, что уголовно-правовое регулирование вопросов охраны государственной тайны требует комплексного, нового подхода, который бы унифицировал и систематизировал действующие нормы об ответственности за преступления, посягающие на государственную тайну.

Что касается конструкции составов преступлений, предметом которых выступает государственная тайна, то представляется целесообразным объединить в рамках одного состава деяния, связанные с получением и разглашением сведений, относящихся к государственной тайне. В целях дифференциации ответственности в рамках этого же состава в качестве квалифицирующего признака предусмотреть специального субъекта преступления, а именно «лицо, допущенное к сведениям, составляющим государственную тайну» [2].

В заключении необходимо отметить, для того чтобы защитить сведения государственной значимости, органы государственного управления предусматривают особый правовой режим, направленный на то, чтобы защитить государственную тайну. Это режим секретности. Но практика свидетельствует о том, что обеспечить конфиденциальность сведений и исключить их выход за пределы компании подчас весьма сложно. Это представляет наибольшую сложность сейчас, когда активно развиваются инновационные технологии, при помощи которых злоумышленники похищают секретные сведения. Разглашение конфиденциальных сведений представляет собой нарушение в сфере информации. При совершении этого нарушения злоумышленники раскрывают тайные сведения и разглашают их третьим лицам или

69 | Страница

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ БОРЬБЫ С ПРЕСТУПЛЕНИЯМИ № 5 - 2 0 2 3

неограниченному кругу субъектов. Поэтому проблема уголовно-правовой защиты государственной тайны в современных условиях приобретает все большую актуальность и требует четкого правого регулирования с учетом государственных, общественных интересов, а также интересов личности.

Список использованных источников

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993] (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 01.07.2020 № 11-ФКЗ, от 4 октября 2022 года № 5-ФКЗ, от 4 октября 2022 года № 6-ФКЗ, от 4 октября 2022 года № 7-ФКЗ, от 4 октября 2022 года № 8-ФКЗ) // СЗ РФ, 01.07.2020. № 31. ст. 4398.

2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 04.08.2023] // Собрание законодательства РФ, 17.06.1996, N 25, ст. 2954.

3. Закон РФ от 21.07.1993 N 5485-1 (ред. от 04.08.2023] «О государственной тайне» // Российская газета, N 182, 21.09.1993.

4. Дзанагова, М. К. Привлечение к ответственности за нарушение законодательства о государственной тайне РФ / М. К. Дзанагова // Право и государство: теория и практика. - 2022. - № 7(211]. - С. 181-183.

5. Журавлева, Л. А. Проблемы, связанные с соотношением сведений о мерах безопасности с государственной тайной / Л. А. Журавлева, Р. Ф. Гарифуллина // Актуальные проблемы права и государства в XXI веке. - 2020. - Т. 12, № 1. - С. 244-248.

6. Звонарева, А. Ю. Государственная тайна в системе обеспечения национальной безопасности / А. Ю. Звонарева // Академическая мысль. - 2022. - № 4(21]. - С. 159-162.

7. Миронов, А. А. Допуск к государственной тайне лиц со стороны защиты в уголовном процессе / А. А. Миронов // Вопросы российской юстиции. - 2021. - № 12. - С. 348-354.

8. Стяжкина, С. А. Уголовно-правовая охрана государственной тайны / С. А. Стяжкина // Вестник Удмуртского университета. Серия Экономика и право. - 2023. - Т. 33, № 4. - С. 728-734.

STATE SECRET AS AN OBJECT OF CRIMINAL LAW PROTECTION

Cherkasova E. S., Syndei A. D., Ageev N. V.

Abstract: This article discusses the most important aspects of bringing responsibility for violation of the legislation on state secrets of the Russian Federation. It should be noted that this problem is extremely urgent for our country, as, in principle, for any state, since the disclosure of information representing a state secret can cause irreparable harm to the interests of the national economy, information and state security, as well as a huge number of other spheres of public and state life.

Keywords: high treason, espionage, state secret, external security of the Russian Federation, special subject, foreign state, disclosure of state secrets.

Учредитель и издатель: Общество с ограниченной ответственностью «Издательство Концепция» Адрес: 390044, г. Рязань, ул. Крупской, д. 17, корп. 1. Контактный телефон (933) 600 03 30, E-mail: Nauka-pravo77@yandex.ru Отпечатано в типографии Общество с ограниченной ответственностью «Издательство Концепция» г. Рязань, ул. Крупской, д. 17, корп. 1. Подписано в печать 10.11.2023г. Выход в свет 15.11. 2023г. Тираж 250 экз. Заказ № РПР-333/114-20. Цена свободна

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.