Научная статья на тему 'Раздельное обучение: проблемы и перспективы'

Раздельное обучение: проблемы и перспективы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3595
440
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
совместное обучение / раздельное обучение / гендерный подход / одаренность

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Болотов М. А.

Современное состояние системы образования обусловлено противоречивыми тенденциями, складывающимися как в самом образовании, так и в российском обществе в целом. Прежде всего, гендерное образование учитывает различие полов: особенности физического и психического развития и связанных с этим проблем обучения. Выявление и развитие интеллектуальных способностей учащихся одна из задач раздельного обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Раздельное обучение: проблемы и перспективы»

УДК 37

РАЗДЕЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ © М. А. Болотов

Стерлитамакская государственная педагогическая академия им. З. Биишевой Россия, Республика Башкортостан, 453103 г. Стерлитамак, пр. Ленина, 49.

Тел.: +7 (347) 343 31 52.

E-mail: [email protected]

Современное состояние системы образования обусловлено противоречивыми тенденциями, складывающимися как в самом образовании, так и в российском обществе в целом. Прежде всего, гендерное образование учитывает различие полов: особенности физического и психического развития и связанных с этим проблем обучения. Выявление и развитие интеллектуальных способностей учащихся — одна из задач раздельного обучения.

Ключевые слова: совместное обучение, раздельное обучение, гендерный подход, одаренность.

История совместного воспитания мальчиков и девочек невелика. В нашей стране оно стало директивно применяться примерно с конца 50-х гг. А до этого воспитание традиционно было раздельным. Еще в дореволюционной России длительное время практиковалось раздельное обучение юношей и девушек в мужских и женских классических гимназиях, коммерческих училищах и учебных заведениях других типов. Юношей готовили к государственной военной или гражданской службе, занятию коммерцией, наукой, преподавательской деятельностью в высших и средних учебных заведениях. К началу XX в. не только в России, но и во многих странах Западной и Центральной Европы именно мужчине отводилась ведущая роль во всех сферах государственной и общественной жизни. Женщина же должна была посвятить себя в основном семье, поэтому школьное образование девочек соответствующим образом отличалось по своему содержанию от подготовки мальчиков.

Советская власть с первых лет существования демонстрировала совершенно иной подход к школьной политике. В партийной программе РКП(б), принятой на VIII большевистском съезде в марте 1919 г., говорилось о необходимости совместного обучения детей обоего пола. Мотивировалось это стремлением устранить существовавшее до революции неравноправие женщин и мужчин. В соответствии с этим Народный комиссариат просвещения РСФСР ввел 31 мая 1918 г. в школах страны обязательное совместное обучение мальчиков и девочек, просуществовавшее без изменения ровно четверть века - до лета 1943 г. Реформа затронула малую часть учащихся. Например, для РСФСР число школ с раздельным образованием (мужских и женских школ в общей сложности) не превышало 2% от их общего количества. По итогам реформа оценивалась как не очень успешная: по сравнению с совместным обучением нет преимуществ в организации педагогического процесса, но есть трудности в воспитательной работе. Было принято решение отменить проведение реформы (по официальной формулировке учитывались опыт работы школ, пожелания родителей и мнения учителей). Постановление Совета Министров СССР от

1 июля 1954 г. восстанавливало совместное обучение мальчиков и девочек во всех школах с 1954/55 учебного года [1].

Вопрос о плюсах и минусах совместного и раздельного обучения является не столько психо-лого-педагогическим, сколько социально-антропологическим. Прежде всего, нужно различать спонтанную сегреграцию мальчиков и девочек и более или менее сознательную систему гендерной социализации, принятую в соответствующем обществе. Первый феномен практически универсален. Выбор игрушек и товарищей по играм везде и всюду имеет ярко выраженные гендерные свойства и предпочтения [2].

Гендерные стереотипы представления о подходящих данному полу занятиях и интересах появляются у детей уже в 2.5-3 года, причем девичьи стереотипы более гибки, а мальчиковые более ригидны. Это связано как с опережающим когнитивным развитием девочек, так и с тем, что общество определяет мужские роли более жестко, чем женские, и придает им большую ценность. По мере формирования гендерной идентичности, игровое общение детей, равно как и их эмоциональные привязанности, все больше дифференцируются по полу. Начиная с 4 лет гендерную сегрегацию чаще инициируют и энергичнее поддерживают мальчики, осуждая и высмеивая тех, кто эти границы на-рушает.Предпочтение гендерно-типичных игр и занятий у мальчиков сильнее и устойчивее, чем у девочек. По данным лонгитюдного исследования Маккоби и Джеклин (1987), у 4.5-летних детей однополые игры относятся к разнополым как 3:1, а у 6.5-летних - как 11:1. В кросс-культурном исследовании Б. Уайтинг и К. Эдвардс (1988), объектом которого были дети десяти разных культур в Африке, Индии, Филиппинах, Мексике и США, 3-6-летние дети две трети игрового времени проводят с детьми своего пола, а 6-10-летние - три четверти. В среднем детстве гендерная сегрегация усиливается, между 8 и 11 годами мальчики и девочки почти все время играют отдельно. Различия между мальчиками и девочками независимо от конкретного стиля их социализации настолько велики, что Элинор Маккоби (1998) считает возмож-

ным говорить о существовании двух разных культур детства, благодаря которым формируются и закрепляются те свойства, с которыми чаще всего ассоциируются маскулинность и фемининность.

Часто гендерное образование трактуют как просто раздельное обучение мальчиков и девочек. Это не правильно. Прежде всего, гендерное образование учитывает различие полов: особенности физического и психического развития и связанных с этим проблем обучения. Но главная его идея состоит в равенстве мужчин и женщин в современном обществе, а значит, равенстве мальчиков и девочек в их праве на образование. Наша цель - максимальное раскрытие личности, гармоничное ее развитие. Препятствуют этому гендерные стереотипы, закрепленные в нашем сознании. Школа же, как продукт общества, естественным образом эти стереотипы воспроизводит: мужчина - добытчик, глава семьи и вождь, а женщина - мать, хозяйка и нежная подруга. Притом что не все женщины хотят быть именно такими, и, что еще более неожиданно, не все мужчины стремятся подходить под идеал своего пола.

В подавляющем большинстве известных нам древних обществ мальчиков и девочек готовили к принципиально разным видам деятельности. Гендерные роли и различия старались закреплять с раннего детства, а индивидуальные вариации и нарушения гендерного порядка подавляли и искореняли. Там, где трудовая и общественная деятельность была исключительно мужской прерогативой, внесемейное обучение существовало только для мальчиков. Обучение девочек проходило исключительно в семье или в рамках женской половины дома. Когда появилось общественное образование - школа, оно было исключительно мужским. Женские школы появились только в XIX в., причем служили исключительно семейно-домашним функциям. Представление о необходимости давать женщинам такое же, а возможно - и совместное образование, как и мальчикам, появилось только в результате женского освободительного движения. Объективной социальной предпосылкой массового школьного, а затем и высшего образования женщин является массовое вовлечение женщин в трудовую и общественную деятельность. В обществах, где мальчиков и девочек готовили к разным видам деятельности, раздельное обучение (и даже полное отсутствие женского образования) было функционально оправдано. Это касалось и содержания, и методов обучения.

Психологические особенности мальчиков и девочек, в чем бы они ни состояли, равно как и тенденция самих детей к гендерной сегрегации, не исчезают, давая пищу новым теоретическим спорам. Мальчики от природы более ранимы, больше запрограммированы на болезнь, а значит, более уязвимы для педагогического воздействия. Они легко перенимают женский тип поведения, становятся нерешительными, боятся девочек, попадают

под их прессинг. Девочки развиваются быстрее мальчиков, подчиняют их себе. А тут еще и учителя в основном женщины, которым психология девочек гораздо ближе и понятнее. В результате, мальчики не могут вырваться из-под женского давления. Есть и еще один аспект.

В школе девочки лучше учатся за счет аккуратности, большей собранности, лучшего почерка и т. п. У мальчиков же на этом фоне формируется комплекс неуспешности. В школах с раздельнополовым обучением мальчик будет равным среди равных в ситуации, когда различия обусловлены лишь разным уровнем способностей и характерологическими особенностями.

На какие особенности при раздельном обучении мальчиков и девочек стоило бы обращать внимание? Психиатрам нередко приходится сталкиваться с последствиями так называемой дидактоге-нии. Это педагогические ошибки, вызывающие у ребенка стресс, который в дальнейшем может перерасти в психическое расстройство. Одна из самых распространенных дидактогений в нашей школе -установка на послушность ребенка, на то, чтобы он был малозаметен, молчалив, не мешал. А мальчики, как правило, совсем другие. Они обычно гораздо более шумные, подвижные, активные, чем «идеальный ученик». И, находясь в ситуации педагогического давления, когда нужно сорок пять минут просидеть в однообразной позе, не вертеться, не разговаривать, они испытывают стресс.

Кто такие послушные, незаметные дети? Это неуверенные в себе дети с комплексами. А здоровый мальчишка обычно - шалун, жизнерадостный, веселый. Вот типично мальчишеское поведение, поведение здорового ребенка. А если в школе установка на незаметность и послушность? Кого это воспитывает? Возникает порочный круг: мальчишка, у которого потребность в разрядке больше, чем у девочек, на уроке вертится. На него прикрикивают, он нервничает и от этого еще хуже усваивает материал. При раздельном обучении этой дидакто-гении можно было бы избежать. Например, уроки для мальчиков можно было бы сделать короче, грамотно чередовать физическую и умственную нагрузку, даже в середине урока давать им возможность двигательной разрядки. Ведь сейчас очень многие дети страдают двигательной расторможен-ностью из-за минимальной мозговой дисфункции. И это опять-таки почти всегда бывают мальчики. А в смешанных классах от мальчиков требуют, чтобы они даже на переменах ходили по струнке. Нормальному мальчику, отсидевшему урок, хочется порезвиться, побороться с товарищами.

Школа - место, где дети получают не только знания, но и социальные навыки. Очень многие установки, усвоенные в школьном возрасте, остаются у людей на всю жизнь. А теперь вдумаемся: какая основа взаимоотношения полов закладывается при совместном обучении? Удается ли воспитать

у девочек уважение к мальчикам, а у мальчиков -романтическое, заботливое, трепетное отношение к девочкам? Увы, с каждым поколением этот идеал отдаляется от нас все больше и больше. И далеко не последнюю роль тут играет то, что мальчики и девочки с детсада растут вместе и знают друг друга «вдоль и поперек». В противоположном поле уже нет флера тайны, которая манит, интригует, притягивает. Девочки не воспринимают мальчиков как сильный пол, потому что одноклассники слабее их. Испытывая давление, мальчики либо подчиняются девочкам, становясь подкаблучниками, либо занимают оборонительную позицию, воспринимая девчонок как своих врагов. Ни то, ни другое, разумеется, не способствует формированию рыцарских чувств.

При раздельном обучении ситуация коренным образом меняется. Мальчики и девочки перестают конкурировать в классе, и если в воспитании мальчиков основной упор делается на развитии мужественности, а в воспитании девочек - женственности, то в их взаимоотношениях происходит явная перемена к лучшему. Мальчики проявляют галантность и заботу о девочках, а девочки не пытаются доминировать, подражая сорванцам, а стараются произвести впечатление своими хорошими манерами, умением красиво накрыть на стол, приготовить что-то вкусное.

Женщины и мужчины по-разному приобретают знания, поэтому девочек и мальчиков надо и учить по-разному. Мальчики позже начинают говорить, менее способны к четким формулировкам, им свойственно интуитивное мышление, но у них больше творческих возможностей. А девочки более консервативные, вербальные, у них раньше и лучше развивается речь, они умеют четко формулировать, любят кропотливую конкретную деятельность. Мальчикам лучше не на словах объяснять, а дать возможность сделать самому, девочкам, напротив, необходимо все объяснить в деталях. Усвоив что-то, девочка будет твердо стоять на этих позициях, а мальчик охотнее придумает новую комбинацию. Мальчик медленнее думает и отвечает, нередко имеет проявления гиперкинетического синдрома, может даже числиться «трудным» ребенком. Важно не убить в нем желание познавать. При совместном обучении, когда девочки оказываются во многом успешнее, оно нередко пропадает уже в младших классах: мальчик превращается в хронического двоечника. А когда их разделяют, бывшие двоечники догоняют девочек и становятся отличниками.

Мальчики обладают остро выраженными способностями к поисковому поведению. Ведущими методами их обучения стали проблемный, поисковый. Исследовательская работа на уроках математики стимулирует выдвижение новых идей. В данном случае учитель выступает не носителем догмы, а партнером или научным руководителем. В классе работают и консультанты, способные, помимо учителя, оказать помощь однокласснику, что способствует формированию психологически комфортной обста-

новки. В классах мальчиков показательны решение задач на сообразительность, проведение мозговых штурмов. При повторении материала активность снижается, необходимо в задачи вносить элемент новизны.

Среди сторонников раздельного обучения -врачи, психологи, генетики, педагоги. Их главный аргумент: мальчики и девочки развиваются по-разному - у них разные интересы, игры, пристрастия. Поэтому учить ребят лучше порознь, учитывая физические возможности, период полового созревания и психологию восприятия [3].

Действительно, в биологическом и психологическом развитии мальчики отстают от девочек на два года, поэтому в начальной школе обычно хуже учатся. Успеваемость девочек выше, их чаще хвалят учителя - и это может подавить у «сильной половины» класса стремление хорошо учиться. Простой пример - перемена: девочки усидчивы, они могут и на переменке продолжать работать, чтобы дописать начатое. А мальчишек после звонка не удержать, лучше их отпустить, зато они быстрее сконцентрируются и легко нагонят упущенное.

Некоторые ученые смотрят глубже. По мнению Владимира Базарного, руководителя Научновнедренческой лаборатории физиолого-здраво-

охранительных проблем образования Администрации МО, при совместном обучении мальчики подражают девочкам и перенимают присущие им качества: прилежность, стремление услужить и понравиться, отсутствие протестных установок и т. д. Другими словами, ценности мужского характера исчезают, природные задатки нивелируются - и мальчики развиваются по женскому типу, усваивая женский эталон социального поведения. Тогда как в раздельных классах они учатся налаживать отношения в своем коллективе, не прячась за спинами девочек, у них воспитываются типичные мужские черты: воля, смелость, решительность и т. п. У мальчиков и девочек свои особенности мышления, восприятия новой информации. Значит, нужно использовать разные приемы и формы преподавания.

В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г. подчеркнута исключительная роль талантливых и высокообразованных людей, обеспечивающих своей деятельностью целенаправленный общественный прогресс, развитие новых социально-экономических отношений. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в творческой и активной личности растущего человека, способного адекватно реагировать на нестандартные ситуации, самостоятельно и само-продуктивно использовать приобретенные знания в меняющихся жизненных ситуациях.

Для раскрытия одаренности ребенка необходима атмосфера психологического комфорта, принятие его таким, какой он есть, уважительное отношение к его личности и творческим проявлениям. Именно такие условия обеспечивает ребенку система раздельного обучения.

Творчество, будучи высшей формой человеческой деятельности, в современном обществе все более теряет элитарную узость своего проявления и приобретает существенное значение для человеческой деятельности в целом. Творческое начало присутствует во всякой деятельности, исполняемой не механически, а с глубоким знанием дела в соответствии со склонностями и духовными потребностями. Творчество присуще познавательной и предметно-практической деятельности личности и обладает объективными возможностями для реализации человеком потребности в самовыражении путем реализации в деятельности, накопленного познавательного и практического опыта в форме и объеме, которые наиболее адекватны достигнутому уровню личностного развития, соответствуют имеющимся интересам, потребностям.

Потенциальная задача каждого педагога -сформировать у одаренного ребенка компетентность в построении плана - проекта самореализации. При этом необходимо создать условия для трансформации мотивов его деятельности в осознанные цели поступков и действий, оценки промежуточных результатов, проведения самостоятельной диагностики перспектив своего развития и способов их достижения.

Наибольший успех в обучении и развитии ученика может быть достигнут тогда, когда учебная программа соответствует его потребностям и возможностям. В связи с этим для развития интеллектуальной одаренности школьников в условиях раздельного обучения возникает необходимость их обучения по специально разработанным программам. Главная цель данных программ - обеспечение оптимального соответствия их содержания, методов, форм реализации уровню и особенностям развития детей в условиях раздельного обучения. Программы для развития интеллектуальной одаренности должны соответствовать следующим требованиям:

- ускоренное и более глубокое, усложненное прохождение материала с целью обеспечения оптимальной нагрузки для развития способностей школьников;

- сбалансированность, направленность на развитие двигательной и эмоциональной сфер, общения и лидерских качеств;

- развивающий, творческий характер; использование проблемных ситуаций, мозгового штурма; «мягкого» соревнования, сотрудничества и других эффективных методов работы;

- вариативность, личностно-ориентированная, индивидуализированная направленность;

- учет ведущей деятельности того или иного возрастного периода, обеспечивающей развитие соответствующих возрасту новообразований личности;

- сотрудничество с родителями;

- диагностическое обеспечение, т.е. система оценки эффективности программы.

В системе раздельного обучения могут быть выделены следующие формы обучения школьников:

- обучение индивидуальное или в малых группах по программам творческого развития в определенной области;

- работа по исследовательским и творческим проектам в режиме наставничества (в качестве наставника выступают, как правило, ученый, деятель науки или культуры, специалист высокого класса);

- система творческих конкурсов, фестивалей, олимпиад; научно-практические конференции и семинары.

Можно выделить четыре стратегии обучения, которые могут применяться для развития интеллектуальной одаренности в условиях раздельного обучения учащихся:

- ускорение, позволяющее учесть потребности и возможности определенной категории учащихся, отличающихся высоким темпом развития;

- углубление, эффективное по отношению к учащимся, которые обнаруживают экстраординарный интерес по отношению к той или иной области знания или области деятельности;

- обогащение, ориентированное на качественно иное содержание обучения с выходом за рамки изучения традиционных тем за счет установления связей с другими темами, проблемами, дисциплинами и предполагающее обучение детей разнообразным приемам и способам деятельности;

- проблематизация, предполагающая стимулирование личностного развития учащихся путем использования оригинальных объяснений, пересмотра имеющихся сведений, поиска новых смыслов и альтернативных интерпретаций [4].

Являясь составной частью непрерывного образования, раздельное обучение становится не только средством повышения эффективности учебно-воспитательного процесса, но и средством развития личности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Пыжиков А. В. Раздельное обучение в советской школе // Педагогика школьная. иЯЬ: http://www.portalus.ru.

2. Раздельное обучение // Российская педагогическая энциклопедия: в 2-х т./ Гл. ред. В. В. Давыдов. Т. 2. М.: Большая Российская энциклопедия, 1999. С. 601.

3. Раздельное обучение // Большая Советская энциклопедия / Гл. ред. Б. А. Введенский. 2-е изд. Т. 35. М.: Большая Советская энциклопедия, 1955. С. 614.

4. Фалькович И. В. Одаренные дети // Школа. 2000. №4. С. 37-38.

5. Терелецкова Е. В. // Вестник Башкирского университета. 2008. №1. С. 149-152.

Поступила в редакцию 25.11.2009 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.