Научная статья на тему 'Раздел Палестины в контексте действия британского мандата'

Раздел Палестины в контексте действия британского мандата Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
497
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
MANDATE HOLDER / BALFOUR DECLARATION / PALESTINE / JEWISH SETTLERS / ARAB-ISRAELI CONFRONTATION / МАНДАТАРИЙ / ДЕКЛАРАЦИЯ БАЛЬФУРА / ПАЛЕСТИНА / ЕВРЕЙСКИЕ ПОСЕЛЕНЦЫ / АРАБО-ИЗРАИЛЬСКОЕ ПРОТИВОСТОЯНИЕ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Иванова Анна Андреевна

В статье рассматривается проблематика, связанная с регулированием взаимоотношений между палестинскими арабами и еврейскими иммигрантами со стороны Британии, выступавшей в качестве мандатария, в период с 1922 по 1948 г. Отмечается, что среди главных причин, приведших к арабо-израильскому противостоянию, - действия Британии, которая в зависимости от собственных интересов могла либо поощрять еврейскую иммиграцию, либо, наоборот, подстрекать арабов к выступлениям против допуска евреев в Палестину.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Partition of Palestine in the context of the British Mandate

The article deals with the problems associated with the regulation of relations between the Palestinian Arabs and Jewish immigrants from Britain, who acted as a mandate holder, in the period from 1922 to 1948. It is noted that among the main reasons that led to the Arab-Israeli confrontation are the actions of Britain, which, depending on their own interests, could either encourage Jewish immigration, or, conversely, incite Arabs to oppose the admission of Jews to Palestine.

Текст научной работы на тему «Раздел Палестины в контексте действия британского мандата»

ЭТНИЧЕСКИЕ КОНФЛИКТЫ

ББК 66.094 УДК 323.1

А.А. Иванова

Раздел Палестины в контексте действия Британского мандата

В статье рассматривается проблематика, связанная с регулированием взаимоотношений между палестинскими арабами и еврейскими иммигрантами со стороны Британии, выступавшей в качестве мандатария, в период с 1922 по 1948 г. Отмечается, что среди главных причин, приведших к арабо-израильскому противостоянию, - действия Британии, которая в зависимости от собственных интересов могла либо поощрять еврейскую иммиграцию, либо, наоборот, подстрекать арабов к выступлениям против допуска евреев в Палестину.

Ключевые слова: мандатарий, декларация Бальфура, Палестина, еврейские поселенцы, арабо-израильское противостояние.

Актуальность обращения к вопросам, касающимся политики Британии на подмандатных палестинских землях в период с 1922 по 1948 г. и взаимоотношений между палестинскими арабами и еврейскими иммигрантами, въехавшими на территорию Палестины, обусловлена необходимостью всестороннего изучения межэтнических и межрелигиозных отношений в Святой Земле в описываемый период времени, поскольку предпринятые мандатарием действия административно-политического и военного характера в управлении подмандатными территориями привели к арабо-израильскому противостоянию, продолжающемуся и по сей день.

Сложности для Британии в управлении подмандатной палестинской территорией были обусловлены противоречивыми положениями, с одной стороны, ст. 3 мандата и ст. 22 устава Лиги Наций, налагавшими на мандатария обязанности по опеке и развитию подмандатных территорий с учетом интересов местного арабского населения, а с другой - ст. 2 мандата и декларацией

© Иванова А.А., 2018

Бальфура, в которой закреплялись обязательства мандатария перед сионистскими организациями, заботившимися о соблюдении интересов еврейских поселенцев. Поскольку декларация Бальфура фактически признавала еврейских иммигрантов, в том числе и будущих, в качестве коренного населения Палестины, арабское население оказывалось в положении народа, права которого на палестинские земли были серьезно ущемлены. В сложившейся ситуации британская администрация фактически должна была выражать интересы «отсутствующего», то есть еще не репатриировавшегося в Палестину еврейского населения. Однако это не мешало ей оказывать поддержку и формировавшемуся арабскому национально-освободительному движению1. С подобной трактовкой официального политического курса Британии на подмандатной территории коррелирует мнение ряда израильских исследователей, выражающих несогласие с тезисом о том, что «англичане помогали евреям вытеснять местное арабское население Палестины и позволили евреям наводнить Пале-стину»2.

Тем не менее известно, что Британия никогда не придавала большого значения своим обязательствам перед арабами, хотя с течением времени и вынуждена была все чаще выступать в качестве «третейского судьи для двух принципиально несовмести-

« 3

мых и политически непримиримых национальных движений»3. Доказательством этому может служить телеграмма министра иностранных дел Грэя британскому послу в Риме Дж. Родду от 21 сентября 1916 г. о том, что Британия готова признать независимое арабское государство в случае, если бы арабы «преуспели в установлении своей независимости», и единственное обещание, которое было дано, состояло в сохранении независимого мусульманского контроля над святыми местами ислама4. Однако арабские лидеры нередко шли на компромиссы с британскими властями в неоправданной надежде заручиться их поддержкой в борьбе против сионистов5.

Разумеется, интересы еврейских поселенцев представляла не только британская администрация, но и собственно сами еврейские организации: «умеренное» сионистское крыло, выступавшее за постепенное экономическое и культурное освоение Палестины, то есть разделявшее положения декларации Бальфура, а также «непримиримые» во главе с В. Жаботинским, не признававшие компромиссов с арабами и ставившие себе целью создание на землях Палестины моноэтнического еврейского государства (идея «железной стены»).

Поддержка британской администрацией еврейских иммигрантов и еврейских организаций стала одной из причин того, что арабская и еврейская стороны заняли в отношении друг друга непримиримые позиции. Уже в начале действия мандата в Палестине отмечались столкновения между арабским и еврейским населением, сопровождавшиеся насилием, погромами и массовыми убийствами.

Цветянский А.В. Ближний Восток в политике Великобритании в 1914-1923 гг.: автореф. дис. ... канд. ист. наук. Нижний Новгород, 2007. C. 18.

Бард М. Мифы и факты. Путеводитель по арабо-израильскому конфликту. М.: Еврейское слово, 2007. C. 26-27.

Последнее государство крестоносцев: британское мандатное правление в Палестине в зеркале зарубежной историографии / А.Д. Эпштейн, С.А. Ко-жеуров, И.А. Фадеев // Уральское востоковедение. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2011. Вып. 4. С. 168. Самарская Л.М. Декларация Бальфура в контексте англо-сионистской дипломатии в период Первой мировой войны / Под ред. И.Д. Звягельской. М.: Ин-т востоковедения РАН, 2016. C. 22.

Pappé I. A history of modern Palestine: one land, two peoples. 2nd ed. Cambridge: CUP, 2006. P. 107.

2

3

4

5

События 1929 г. Выводы и рекомендации комиссий У. Шоу и Х. Симпсона

Особенно кровопролитным было восстание в 1929 г. в Иерусалиме, известное как События 1929 года (Восстание Западной Стены, Восстание Бурак). В восстании приняло активное участие крестьянское арабское население. В ходе восстания, распространившегося на Наблус, Хайфу, Акку и Яффу, согласно официальным данным британских властей, было убито 196 человек, из них 109 евреев и 87 арабов, свыше 500 человек были ранены. Арабы устроили погромы в Хевроне, Цфате, Шхеме, Рамалле, Дженине и Газе. Восстание было подавлено британскими вооруженными силами и вынудило Лигу Наций созвать в 1930 г. специальную мандатную комиссию, разбиравшуюся в причинах конфликта и отметившую в своих выводах, что выступление арабов носило антибританский характер, было направлено, прежде всего, против интересов мандатария, в то время как еврейское население оказалось лишь косвенно причастно к случившемуся кровопролитию. Таково, во всяком случае, было мнение вице-председателя мандатной комиссии Ван Риса, озвученное им на заседании XII сессии комиссии6 и в дальнейшем подтвержденное фактом бойкота, объявленного арабами британским властям7.

Сам мандатарий учредил комиссию по расследованию обстоятельств арабских волнений 1929 г. под руководством сэра Уолтера Шоу, которая собрала свидетельства обеих сторон8. Комиссия Шоу пришла к выводу о том, что одной из причин беспорядков и насилия стало недовольство палестинцев просионистской политикой мандатария. Комиссия рекомендовала исключить декларацию Бальфура из текста мандата, ограничить еврейскую иммиграцию и скупку земли евреями. Министр по делам колоний лорд Пассфилд включил эти рекомендации во вторую Белую книгу, выпущенную правительством Британии9.

Кроме комиссии Шоу в Палестине действовала также британская комиссия под руководством сэра Хоупа Симпсона, опубликовавшая свой отчет в 1930 г.

Комиссия Симпсона, отметив, что британские власти предприняли все от них зависящее, чтобы воспрепятствовать беспорядкам, в качестве причин последних указала следующие: усилившаяся еврейская репатриация и приобретение евреями земель сельскохозяйственного назначения, изгнание с земель арабских феллахов, приведшее к возникновению класса «безземельных» арабов, рост стоимости земли, невозможность аренды земель и осуществления сельскохозяйственной деятельности на них арабами в связи с позицией Еврейского Национального Фонда, рост безработицы среди арабского населения, во многом обусловленный отказом еврейских предприятий принимать на работу арабских рабочих и ремесленников.

Комиссия рекомендовала ограничить еврейскую иммиграцию, прекратить практику скупки евреями арабских земель, создать

League of Nations. Permanent Mandates Commission. Minutes of the Twentieth Session. Held of Geneva from June 9th to June 24th, 1931, including the report of the Commission to the Council [Электронный ресурс]. URL: http://unispal.un.org/ UNISPAL.NSF/0/6BB46B F1877EEB1405256616005 E1FF2 (дата обращения: 05.12.2016). Pappé I. Op. cit. P. 118. Shaw W., Sir. Commission on the Palestine Disturbances of August 1929. London, 1930. Pp. 150-157. Pappé I. Op. cit. P. 108.

s

7

8

9

палестинский законодательный орган с арабским большинством, увеличить количество мандатных вооруженных сил, ограничить полномочия сионистских организаций10.

Сделанные выводы и рекомендации не привели к существенному изменению ситуации в Палестине, поскольку на практике реализованы не были. Британская администрация предложила созвать Законодательный совет с правом последнего слова за Британией, но это предложение было отвергнуто как арабами, так и евреями.

Подозрительность, с которой как арабы, так и евреи относились к политике мандатария на подмандатных территориях, была вполне объяснима, поскольку еще в 1915 г. Британия обещала арабам содействие в создании независимого государства, в состав которого входила бы Палестина, однако обещание свое не выполнила. В отношении палестинских евреев действия Британии также отличались непоследовательностью, так как мандатарий в зависимости от меняющейся политической конъюнктуры и исходя из собственных интересов то поощрял иммиграцию, то пытался ее ограничить.

Мандатарий всерьез и не рассматривал идею учреждения независимого арабского государства в Палестине, планируя создать на Ближнем Востоке так называемую Британскую ближневосточную империю, в которой Палестине, ввиду ее географического положения и большого стратегического значения, предназначалась центральная роль. И.А. Генин в связи с этим отмечает, что «даже мандатная комиссия Лиги Наций, которая была формально обязана следить за выполнением мандатарием условий мандата, ... была вынуждена несколько раз констатировать, что Англия систематически не выполняет своих обязательств по мандату»11.

Таким образом, маневрируя в зависимости от обстоятельств, англичане то поощряли сионистскую иммиграцию, то, наоборот, подстрекали арабов к выступлениям против допуска евреев в Палестину.

25 апреля 1931 г. ведущие арабские политические партии сформировали так называемый Верховный арабский комитет (ВАК), который призвал к прекращению еврейской иммиграции, запрету продажи земли евреям, созыву законодательного собрания и объявил всеобщую забастовку сроком на месяц.

К середине мая 1931 г. Британия ввела в Палестине военное положение и пообещала ограничить еврейскую иммиграцию до 4500 человек в следующие полгода. ВАК не устроили эти предложения мандатария, и он призвал к продолжению восстания.

Продолжение восстания. Выводы и рекомендации комиссий лорда Пиля и Дж. Вудхеда

Беспорядки на подмандатных палестинских землях продолжались в течение нескольких лет. В мае 1936 г. ВАК объявил всеобщую забастовку и организовал общенациональную демонстрацию. Только в Иерусалиме на улицы вышли более 2 тыс. арабов.

10 Palestine. Report on Immigration, Land Settlement and Development / J.H. Simpson. L., 1930. [Электронный ресурс]. URL: http://archive.li/3cekZ (дата обращения: 05.12.2016).

11 Генин И.А. Палестинская проблема. Стенограмма публичной лекции, прочитанной в Центральном лектории Общества в Москве. М.: Правда, 1948. С. 5.

А в Яффе три недели спустя британская полиция уже была вынуждена открыть огонь по демонстрантам по причине эскалации насилия12. К концу лета 1936 г. беспорядки охватили значительную часть сельской местности. В октябре 1936 г. ВАК предложил установить перемирие в связи с приездом в Палестину комиссии лорда Пиля.

Изучив на месте положение дел и заслушав более 130 свидетелей с обеих сторон, комиссия в качестве причины арабского восстания назвала неприятие арабами идеи о еврейском «национальном очаге». Комиссия предложила заменить мандат на систему соглашений между британской администрацией, арабами и сионистами и создать два государства: арабское, включающее восточную часть Трансиордании и большую часть Палестины, и еврейское - на оставшейся части палестинской территории.

Соглашение предусматривало также строгие гарантии безопасности этнических меньшинств в обоих государствах, создание сухопутных, военно-морских и военно-воздушных сил, сохранение гражданской и промышленной инфраструктуры (дорог, портов, нефтепроводов и др.), создание третьей зоны, включающей Иерусалим и Вифлеем, которая должна была остаться подмандатной территорией, выплату евреями компенсационных выплат в пользу арабов за потерю последними части своей территории13.

Хотя обе конфликтующие стороны с предложенным планом не согласились, 13 сентября 1937 г. министр иностранных дел Британии Энтони Иден все же представил Лиге Наций проект раздела Палестины и предложил направить туда техническую комиссию для разработки детального плана раздела. Реализация этого плана была отложена из-за позиции арабов и евреев. Последние, несмотря на то что Сионистский конгресс в Базеле, состоявшийся в том же году, одобрил идею раздела, не поддержали в итоге план лорда Пиля в связи «с враждебностью со стороны арабов»14.

В 1938 г. в целях выявления возможности реализации плана лорда Пиля была создана комиссия сэра Джона Вудхеда, которая должна была сформулировать рекомендации относительно установления границ арабского и еврейского государств, степени их экономической самостоятельности, этнического состава населения и т. д. Вудхед и его комиссия пришли к выводу о невозможности в сложившихся условиях и с учетом позиций конфликтующих сторон осуществить план лорда Пиля на практике.

К 1939 г. боевые действия между еврейской и арабской палестинскими общинами прекратились, а во время Второй мировой войны Британия вынуждена была отложить процесс их территориального размежевания.

Завершающий период действия британского мандата и раздел Палестины

Во время войны арабское освободительное движение оказалось расколотым. Великий муфтий бежал, открыто примкнув к немецким нацистам. В 1944 г. политические арабские фракции,

12 Pappe I. Op. cit. P. 119.

13 British Palestine Mandate: Text of the Peel Commission Report (July 1937) [Электронный ресурс] // Jewish Virtual Library. URL: http:// www.jewishvirtuallibrary. org/jsource/History/peel1. html (дата обращения: 05.12.2016).

14 Последнее государство крестоносцев: британское мандатное правление в Палестине в зеркале зарубежной историографии. С. 164.

понуждаемые к объединению сирийским премьером Джамилем Мардамом, выдвинули Мусу аль-Алами в качестве делегата на александрийскую конференцию по созданию организации «Лига арабских государств» (ЛАГ). В 1945 г. Джамиль Мардам способствовал возрождению ВАК, а аль-Алами организовал за рубежом с помощью ЛАГ Бюро Палестины для противодействия сионистской колонизации.

В условиях военного времени британские власти Палестины выражали свою поддержку сионистам, полагая их союзниками в войне с Германией. В британской армии прошли службу 18 800 палестинских евреев. Впоследствии они сформировали ядро армии Израиля после 1948 г. При этом мандатарий всеми способами пытался воспрепятствовать переселению из Европы еврейских беженцев, пострадавших в ходе войны и геноцида. Понимая это, ишув сопротивлялся одновременно как арабам, так и британской администрации, все чаще прибегая к террористическим актам. Д. Бен-Гурион отмечал в своих дневниках, что именно репатриация евреев и их обустройство в Палестине способствуют осуществлению сионистских планов15.

Арабы, уступавшие ишуву в организационном и военно-техническом отношении, в большей степени тяготели к стремящейся сохранить свои позиции Британии, однако зачастую выступали объектом политических манипуляций с ее стороны. Это обстоятельство вкупе со слабой политической, общественной и военной организацией палестинских арабов не позволило им создать собственное независимое государство.

Сионистам, однако, удалось решить задачу государственного оформления своих интересов. Генеральная Ассамблея ООН, обсуждавшая рекомендации комиссии по разделу Палестины, 29 ноября 1947 г. приняла резолюцию о разделе Палестины. 14 мая 1948 г. после окончания срока действия британского мандата на палестинских землях было провозглашено государство Израиль. Британские войска покинули территорию Палестины.

Заключение

Анализ политической и экономической ситуации позволяет выявить следующие причины, способствовавшие возникновению не прекращающегося до сих пор арабо-израильского конфликта: (1) двойственный характер политики мандатария, не заинтересованного в создании независимого арабского государства в Палестине; (2) растущая экономическая зависимость и обнищание палестинских арабов на фоне ничем не ограниченной скупки сионистскими фондами земель сельскохозяйственного назначения; (3) политическая неорганизованность и разобщенность арабского населения, отсутствие сформировавшихся политических сил, способных отстаивать интересы арабского народа Палестины; (4) рост влияния сионистов и их организаций в Палестине; (5) постоянное

увеличение количества еврейских иммигрантов и интенсивное 15 Pappé I. Op. cit. P. 108.

строительство еврейских поселений на территориях, принадлежавших палестинским арабам.

Учитывая вышесказанное, можно сделать вывод о том, что решение арабо-израильской проблемы следует искать, не прибегая к помощи внешних сил, которые преследуют собственные геополитические интересы и не заинтересованы ни в урегулировании конфликта, ни в создании условий для полноценного социально-экономического развития Палестины. Обе конфликтующие стороны с учетом собственных национальных интересов и интересов своих ближайших соседей по региону должны искать мира не на полях сражений, а за столом переговоров. Учитывая непростой многолетний опыт совместного проживания на земле Палестины, арабы и евреи должны научиться без помощи посредников выстраивать взаимовыгодные межнациональные и межэтнические отношения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.