Научная статья на тему 'Разборные шарошечные долота с вертикальными опорами'

Разборные шарошечные долота с вертикальными опорами Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
42
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Буткин В. Д., Гилев А. В., Минеев А. В., Вершинский С. Н.

Рассматриваемая конструкция опоры позволяет создавать разборные шарошечные долота с многократным использова- нием однодетального корпуса, не имеющего традиционных форм лап. При этом замковый ша

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Разборные шарошечные долота с вертикальными опорами»

БУРЕНИЕ

в.д. Буткин, д.т.н, А.в. Гилев, д.т.н, А.в. минеев, д.т.н, с.н. вершинский, аспирант, Сибирский Федеральный Университет

разборные шарошечные долота с вертикальными опорами

Рассматриваемая конструкция опоры позволяет создавать разборные шарошечные долота с многократным использованием однодетального корпуса, не имеющего традиционных форм лап. При этом замковый шарико подшипник заменяется съемным неразрезным фланцем.

Рассматриваемая конструкция опоры позволяет создавать разборные шарошечные долота с многократным использованием однодетального корпуса, не имеющего традиционных форм лап. При этом замковый шарикоподшипник заменяется съемным неразрезным фланцем.

Наиболее сложным (как конструктивно так и в изготовлении) узлом шарошечного долота (ШД) является опора шарошки. Опора серийных ШД, как известно, изготавливается по традиционной схеме Р-Ш-Р: большой роликовый подшипник, шариковый ряд, малый роликовый подшипник. При этом шариковый подшипник является замковым. Шарики, в этом случае, закладываются при сборке через отверстие в цапфе, которое затем закрывается. При изнашивании и отказе опор (что составляет примерно 80 % всех причин выхода из строя ШД) корпусная часть ШД (ниппель, лапы) остается вполне пригодной для дальнейшего использования при определенных мероприятиях.

Однако при отказе опоры, долото отправляется в металлолом, и ресурс корпуса, стоимость которого составляет до - 50% от стоимости долота, оста-

ется не выработанным.

Имеются сотни предложений по совершенствованию конструкций опор ШД, рассмотренные, в частности, в работе

Н. В. Трибенникова [1]. Им предложено замена замкового шарикового подшипника разрезной крышкой, размещаемой и закрепляемой винтами с упругим элементом и резинометаллической прокладкой в кольцевой канавке цапфы.

Полная конструкция опоры имеет ряд недостатков.

1) удержание крышкой шарошки относительно цапфы осуществляется через систему упругих и быстроизнашиваю-щихся элементов, что провоцирует вибрации и нарастание люфтов в процессе работы;

2) возможно использование только разрезной крышки, что усугубляет отмеченный выше недостаток и не обеспечивает достаточную жесткость и прочность крепления шарошки на цапфе и его надежность в стесненных условиях кольцевой канавки;

3) неизбежен значительный опасный зазор между поверхностью крышки и лапой (для возможности монтажа и крепления крышки), поэтому поверх-

ность крышки и элементы её крепления будут подвергайся форсированному износу буровой мелочью, заклиниванию породными кусками с возникновением сил, срывающих шарошку в аварийное состояние в скважине;

4) применение крышки в виде разрезной шайбы, размещаемой в кольцевой канавке между цапфой и телом шарошки, обусловливает размещение крепежных винтов по малой окружности, что ограничивает количество и диаметр винтов.

Следствием этих недостатков является ненадежность и недолговечность опорного устройства.

Указанные недостатки устранены в конструкции опоры предложенной в СФУ [2].

Новое, разработанное опорное устройство демонстрирует представленный рисунок, на котором устройство показано в разрезе вертикальной плоскостью (рисунок 1)

Представленное опорное устройство содержит несущий цапфу 1 и шарошку 4 хвостовик 2, выполненный в форме усеченного конуса или цилиндра, плавающую втулку 5, упорный подшипник скольжения 6, упругие уплотнитель-

ные элементы 7, размещенные в кольцевых канавках шарошки и цапфы; неразрезной, накидной фланец 9 из прочного материала с разделенными функциями двух частей рабочей поверхности - верхняя центральная часть фланца жестко опирается на упорный буртик 10 цапфы, а периферийная часть также жестко закрепляется крепежными элементами 11 в выточке у края торца шарошки. Нижняя часть неразрезного накидного фланца своим цилиндрическим выступом 12 входит в кольцевую канавку 8 для прижатия и удержания в этой канавке упругих уплотнительных элементов 7.

Неразрезной накидной фланец через свое центральное отверстие монтируется на цапфу сверху сквозь хвостовик 2, который вставляется в корпус долота. Таким же образом сверху неразрезного накидного фланца монтируется шайба 13 с малым коэффициентом трения. Шарошка снабжена центральным просверленным с боковой поверхности

вставного хвостовика строго по оси вращения шарошки каналом - резервуаром 14 для масла, в который вставлен с кольцевым зазором гибкий стержень 15 со шнеко - винтовой поверхностью, нижним концом закрепляемый в теле шарошки,а верхним концом -свободно входящим в цилиндрическое гнездо резьбовой пробки 16.

В процессе бурения при вращении шарошки связанный с ней шнеко - винтовой стержень вращается с такой же скоростью (250-300 об\мин), что создает движение масла во взаимосвязанных каналах и обеспечивает надежную смазку опоры по всей высоте плавающей втулки, а также препятствует проникновению в опору буровой мелочи и промывочного агента. Параметры шнеко - винтового конвейера (шаг шнеко - винта, размеры рабочей поверхности, компенсационные выточки, зазор между каналом и шнеком и др.) рассчитываются при условии, чтобы давление масла не превышало определенной величины и бы-

ло достаточным для его прокачки в замкнутой соответствующими каналами циркуляционной системе смазки подшипника.

В ШД хвостовики устанавливаются в ответных отверстиях внутри однодетального корпуса и в нем закрепляются стержнем 17 (для двухшарнирного долота) и болтами (для трехшарнирного долота).

Последний вид креплений показан в работе [2].

Сущность нового технического решения, таким образом, системно связана с принятым конструктивным принципом разборности долота, отказом от традиционной формы секций с наружными лапами, соединяемыми сваркой или различными бандажами. Вместо них несущую цапфу 1 с шарошками 4 важнейший элемент опорного устройства выполнен в виде вставляемого внутрь корпуса 3 хвостовика 2конической или цилиндрической формы, что позволило осуществить новые подходы как к креплению несущих хвостовиков (вместо

Замки для бурильных труб 3 ап ас ные ч астн к буровому обо рудова нию Переводники для бурильных колонн с зам но вон резьбой Замки технологические износостойкие для НКТ Муфты НКТ, ОТІМ, ОПГ

БУРЕНИЕ

сварки - натяжные болты или крепежные стержни), так и форме и способу монтажа основной соединительной детали-неразрезного накидного фланца 9, который без опасного зазора между поверхностью фланца и корпусом раздельно выполняют функцию жесткого и с большим моментом сопротивления соединения шарошки и цапфы (верхняя рабочая поверхность фланца) и удержания (нижней рабочей поверхностью) уплотнительных элементов 7, независимо от крепления. Одновременно по новому решается проблема смазки опоры благодаря удобному сверлению и особому размещению каналы-резервуара и конструкции хвостовика.

По сравнению с прототипом достигаются следующие преимущества:

1. Благодаря сплошному неразрезному накидному фланцу и его креплению непосредственно к телу шарошки, минуя упругое и изнашивающееся уплотнение обеспечивается жесткое замковое соединение без возникновения вибрации и люфтов в процессе работы.

2. Устраняется опасный зазор между поверхностью замкового соединения и телом корпуса, исключается износ поверхностей и фланца продуктами бурения и возникновение сил отрыва шарошки от цапфы.

В прототипе зазор между поверхностью крышки и корпуса неизбежен, а монтаж неразрезной крышки и прикрывающей ее неразрезной шайбы без зазора невозможен.

3. Простая система смазки опорных подшипников щнеко-винтовым конвейером, вращаемым самой шарошкой, обеспечивает подачу масла по всей высоте плавающей втулки и одновременно (благодаря избыточному давле-

нию масла)создает необходимый распор уплотнения 7, а так же препятствует проникновению в опору буровой мелочи и промывочного агента.

4. Расположение элементов крепления (винтов, вальцовки, сварки) на большом радиусе от оси цапфы увеличивает прочность соединения и момент сопротивления аварийному отрыву шарошки при подъеме долота в условиях зажима в скважине.

Основное техническое и экономическое преимущество предлагаемой конструкции в возможности создания разборных ШД с многократным использованием однодетального корпуса с ша-роками различного вооружения. Это

особенно важно для объектов буровых работ с воздушной доставкой ШД, в этом случае транспортные расходы могут быть снижены в 3-4 раза.

ЛИТЕРАТУРА

1. Трибенников Н.Д. Опоры шарошечных долот и перспективы их развития. -Екатеринбург: УРО РАН,2000, с 96.

2. Пат. 2191245 РФ, опорное устройство бурового шарошечного долота/ Буткин В.Д, Гилеев А.В и др; опубл 20.10.02, Бюл 29.-6с.

д^^^п^чениятодго^овки! месторождений >к разработке*

Технолопии|Х»ХИв.ека^

Полныйкомплектлицензий

Гипронг-Экот

Комплексное проектирование! обустройства! месторождений» нефти и паза

_ современна« у 3*0 «ГйПрОНГ;Дро^ного йнстйЯ«

модель ^доставление

2=Шг=»

г ТюМеНЬ’X до.41^2> Ф -

Наши пров^иий.

Обустройство,ме отранспорта,

|а„сГно-Палья"о=«ое

Западио-Могутлорское

Каменное (Юго

Крапивенское

Го^сере^«-ПпеоГ^арт<-«кое

рославльское Славинское Талинское

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.