Равновесная подготовка как база для поворотов в художественной гимнастике
Ивашина Валерия Владимировна,
преподаватель, соискатель на степень кандидат педагогических наук, Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма
E-mail: [email protected]
В статье говориться о проведённом анкетировании, состоящем из 12 вопросов, среди студенток Российского Государственного университета физической культуры, спорта, молодежи и туризма первого, второго курсов бакалавриата, магистров второго года обучения, гимнасток высокой квалификации, разряда в кандидаты мастера спорта, мастера спорта и мастера спорта международного класса, занимающихся художественной гимнастикой на протяжении 9-14 лет, о применении равновесной подготовки, мелкого инвентаря, упражнений на вестибулярную устойчивость, пространственную ориентацию в пространстве в процессе тренировки различных видов поворотов повышенной трудности гимнастками высокого спортивного мастерства для повышения технического уровня и о средствах развития физических качеств, необходимых для выполнения сложных поворотов и вращений. В исследовании освещены вопросы, затрагивающие тему статьи.
Ключевые слова: равновесие, подготовка, поворот, равновесная подготовка, баланс.
Введение. Современные требования, предъявляемые к соревновательным комбинациям спортсменок в художественной гимнастике, диктуют условия наивысшего технического мастерства при выполнении различных фундаментальных групп трудности телом.
Обратившись к правилам соревнований по художественной гимнастике с уверенностью, можно сказать, что основу технической сложности гимнастических комбинаций составляют повороты, прыжки, равновесие и бросковые элементы. Базой для их выполнения служат специальные двигательные качества, характерные для художественной гимнастики - прыгучесть, способность к вращательным действиям, способность к пространственно-временным действиям.
В настоящее время по правилам соревнований оценка за техническую трудность остается открытой. Это дает возможность спортсменкам выполнять максимально возможное количество вращении при выполнении сложных поворотов. Поворот это - вращение тела вокруг вертикальной оси. Повороты в художественной гимнастике имеют базу, основанную на равновесии. Для этого в учебно-тренировочном процессе решаются по мимо основных задач, и задачи, имеющие частных характер. Такие как совершенствование равновесной подготовки, развитие вестибулярной устойчивости, совершенствование ориентации в пространстве. Этот материал строится по принципу соподчинения: гимнастка постепенно обогащает свой технический арсенал, методично осваивая всё более сложные и, главное, технические содержательные упражнения.
Устойчивость тела спортсмена, выполняющего упражнения равновесного характера, как правило, влияет на спортивный результат и определяет его. Это влияние носит позитивный характер, но, к сожалению, нередко и негативный. В видах спорта, сложных по координации устойчивость тела, как научно-практический факт, является предметом исследований и экспериментов ученых, специалистов практиков, спортсменов, имеющих добротную соревновательную практику, на протяжении десятилетий. Однако проблема остается далеко не решенной. К тому же, возникают новые проблемы и даже трудности в обучении спортивным упражнениям, проведении учебно-тренировочных занятий [2,3].
Методика и организация исследования. Во время анкетирования по средством браузера Google (опрос), 54 студенток РГУФКСМиТ разных разрядов от 1 взрослого разряда до разряда мастера спорта международного класса было выяс-
сз о со -а
I=i А
—I
о
сз т; о m О от
З
ы о со
о с
о
сч
нено, что при выполнении поворотов уделяется большое внимание равновесию.
Результаты исследования и их обсуждение.
Данные опроса показали, что 40,7% это кандидаты в мастера спорта, а 29,6% - мастера спорта. Стаж занятий колеблется от 9 до 15 лет.
Одним из первых вопросов являлся, вопрос о том, когда вы допускаете меньше всего ошибок при выполнении поворотов, на что 55,6% опрошенных сказали - в середине, 37% в начале упражнения, оставшиеся 7% - в конце.
63% гимнасток сообщили, что с лентой сложнее всего выполнять повороты. В свою очередь на булавы приходится 0%.
При выполнении поворотов уделяется большое внимание равновесию. 88,9% респондентов сообщили об основных ошибках и как следствие потери равновесия - это сход с оси. Остальные 11,1% приходится на подпрыгивание, низкий полупалец и падение (рис. 1).
Рис. 1. Ответы респондентов на вопрос «Какие ошибки чаще других Вы допускаете при выполнении поворотов» в процентном соотношении
Были получены разные ответы на вопрос о факторах, мешающих выполнять поворот, такие как недостаточное вращение, недостаточная растяжка, недостаточное владение техникой и другие. Это говорит о недостаточной физической подготовленности гимнасток.
43 (79,6%) опрошенных сообщили, о том, что координация - это важное качество для успешного выполнения вращения. На гибкость пришлось 85,2% и равновесие на 100%.
Был задан открытый вопрос об отличии выполнения поворотов в начале или в конце упражнения и чем. На что был дан неоднозначный ответ. Кто-то ссылается на усталость, снижение работоспособности, а кто-то на недостаточный разогрев организма (рис. 2).
Был задан открытый вопрос о том, что используют спортсменки для устранения ошибок в технике поворота, улучшениях физических качеств необходимых для выполнения вращения с наибольшим количеством оборотов. В нашем исследовании мы получили следующие данные, которое говорят о том, что, гимнастки применяют различные специальные упражнения, такие как турляны (последовательное медленное переступание вокруг себя на одной ноге без касания пола другой), равновесия различного характера - со сменой формы, с ограниченной опорой, с использованием мелких тренажеров.
Сохранение равновесия при выполнении поворотов у 63% опрошенных вызывает наибольшую трудность, 24,1% ответили о сохранении формы (рис. 3).
Рис. 2. Ответы респондентов на вопрос «Какие физические качества, на Ваш взгляд, необходимы для успешного выполнения поворотов» в процентном соотношении
Рис. 3. Ответ на вопрос «Что вызывает у Вас наибольшую трудность при выполнении поворотов» в процентом соотношении
Были выделены четыре поворота, которые выполняют все гимнастки с различными оценками «очень хорошо» и «хорошо». Панше выполняют 20 гимнасток из 54 с оценкой «5», 25 спортсменок выполняют фуэте, а 26 - аттитюд. Шпагат с помощью руки с согнутой ногой выполняют 28 респондентов с оценкой «очень хорошо». Передний шпагат без помощи руки вызывает наибольшую трудность при выполнении - одна гимнастка из 54 выполняет этот элемент на оценку «5», 18 человек на оценку «3», а 16 - не делаю вообще. Боковой шпагат без помощи руки туловище в горизонтальном положении и шпагат с помощью руки с прямой ногой («затяжка») - выполняют 15-20 спортсменок с оценкой «4».
Выводы. Современный этап развития художественной гимнастики характеризуется высоким уровнем роста трудности исполняемых элементов, которые обуславливают повышенные требования к технической подготовке гимнасток. Это говорит о сложности в отношении исполнения поворотов или вращений повышенной ценности.
Исходя из вышесказанного, тренерам и гимнасткам высокой квалификации следует уделять больше внимание специально-двигательной подготовки. Это специфическая подготовка с учетом структуры и техники движений, работы по созданию высокого уровня двигательных действий гимнастки, который позволил бы успешно овладеть сложной программой. Процесс равновесной подготовки - это основа для выполнения поворотов. Для этого рекомендуется включать в программу
тренировок классический экзерсис на средине с использованием элементов равновесия специфичных для художественной гимнастики, ограничивать опору при выполнении равновесий - упражнения на низком бревне, выполнять элементы равновесия на мелких балансировочных тренажерах, таких как полусферы, баландсборд, балансировочный диск, платформа или доска. Применять метод выполнения элементов с выключенным зрительным и слуховым анализаторами.
Успешность обучения и совершенствования в художественной гимнастике во многом определятся вниманием гимнастки к движениям, их деталям, отчетливостью восприятия, или иначе - координацией движений. Главным средством воспитания координационных способностей считаются физические упражнения увеличенной координационной трудности и включающие элементы новизны [1, 4].Трудность физических упражнений можно повысить за счет модификации пространственных, временных и динамических параметров, а также за счет внешних ситуаций, модифицируя последовательность расположения элементов и их форм; меняя площадь опоры или же повышая ее подвижность в упражнениях на баланс и т.п.; сочетая двигательные навыки.
Для развития гибкости в художественной гимнастике используют упражнения, в основном в двух режимах, направленные - активный и пассивный. На успешные выполнения базовых элементов без предмета, такие как равновесия, повороты и вращательные движения, особенно важны активная и пассивная гибкость в позвоночнике и тазобедренном суставе. Современная художественная гимнастика уделяет специальное внимание этому качеству.
Активная гибкость достигается за счет мышечных напряжений, проходящих через суставы мышц, пассивная проявляется за счет приложения внешних сил.
Литература
1. Белокопытова Ж.А. Оценка соревновательной деятельности гимнасток высокой квалификации: метод. рекомендации. К., 1992.28 с. 3.
2. Болобан В.Н. Критерии оценки статодинами-ческой устойчивости тела спортсмена и си-
стемы тел в видах спорта, сложных по координации / Болобан В.Н., Литвиненко Ю.В., Оцу-пок А.П. // Физическое воспитание студентов, 2012. - № 4. - С. 17-24.
3. Крупеня С.В. Бюмехаычы особливост технки виконання опорного стрибка типу «переворот» квалiфiкованими пмнастками на стрибковому столi // Теорiя i методика фiзичного виховання i спорту, 2010. - № 1. - С. 76-81.
4. Нестерова Т.В. Структура многолетней подготовки спортсменок на уровне достижений в художественной гимнастике // Современный олимпийский спорт и спорт для всех: XI меж-дунар. науч. конгресс: в 4 ч. Минск, 2007. Ч. 1. С.182-185.
EQUILIBRIUM PREPARATION AS A BASIS FOR TURNS IN RHYTHMIC GYMNASTICS
Ivashina V.V.
Russian State University of physical culture, sports, youth and tourism
The article talks about a questionnaire survey, consisting of 12 questions, among the students of the Russian State University of Physical Culture, Sports, Youth and Tourism of the first and second years of bachelor's degree, masters of the second year of study, gymnasts of high qualification, category of candidates for master of sports, master of sports and master of sports of international class, engaged in rhythmic gymnastics for 9-14 years, on the use of balanced training, small equipment, exercises for vestibular stability, spatial orientation in space in the process of training various types of turns of increased difficulty by gymnasts of high sportsmanship to improve their technical level and on the means of developing physical qualities necessary for performing complex turns and rotations. The study highlights issues that affect the topic of the article.
Keywords: balance, preparation, turn, equilibrium preparation, balance.
References
1. Belokopytova Zh.A. Evaluation of the competitive activity of highly qualified gymnasts: method. recommendations. K., 1992, 28 p. 3.
2. Boloban V.N. Criteria for assessing the statodynamic stability of an athlete's body and body system in sports that are difficult in coordination / Boloban V.N., Litvinenko Yu.V., Otsupok A.P. // Physical education of students, 2012. - № 4. - P. 17-24.
3. Krupenya S.V. Biomechanical peculiarities of the technique of a support striking of the "coup" type by qualified gymnasts on a striking table // Theory i methodology of physical vikhovannya i sport, 2010. - № 1. - pp. 76-81.
4. Nesterova T.V. The structure of long-term training of athletes at the level of achievements in rhythmic gymnastics // Modern Olympic sports and sports for all: XI Intern. scientific. Congress: at 4 o'clock. Minsk, 2007. Part 1. Pp. 182-185.
С
о со "О m
m
О m
П m 1=1
m
сз
m О от
■s
Ы
о со