Научная статья на тему 'Равнодушное и циничное «Поколение надежд» уральской глубинки? (результаты социологического опроса студентов г. Березники Пермского края)'

Равнодушное и циничное «Поколение надежд» уральской глубинки? (результаты социологического опроса студентов г. Березники Пермского края) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
253
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ / ТИП ПОКОЛЕНИЯ / КРАХ ПОКОЛЕНИЯ / РЕЛИГИЯ / ПАТРИОТИЗМ / SOCIAL ASSISTANCE / TYPE OF GENERATION / COLLAPSE OF GENERATION / RELIGION / PATRIOTISM

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Шилов Владимир Викторович

На основе социологического опроса березниковских студентов, проведенного осенью 2013 г., показаны основные проблемы молодого поколения российской провинции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Шилов Владимир Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Main problems of young generation of Russian provinces are shown in the article on the base of poll of students from Berezniki in autumn, 2013.

Текст научной работы на тему «Равнодушное и циничное «Поколение надежд» уральской глубинки? (результаты социологического опроса студентов г. Березники Пермского края)»

Владимир ШИЛОВ

равнодушное и циничное «поколение надежд» уральской глубинки? (результаты социологического опроса студентов г. Березники Пермского края)

На основе социологического опроса березниковских студентов, проведенного осенью 2013 г., показаны основные проблемы молодого поколения российской провинции.

Main problems of young generation of Russian province are shown in the article on the base of poll of students from Berezniki in autumn, 2013.

Ключевые слова:

социальная помощь, тип поколения, крах поколения, религия, патриотизм; social assistance, type of generation, collapse of generation, religion, patriotism.

Сегодня численность молодежи РФ составляет около 40 млн молодых граждан, т.е. примерно 27% общей численности насе -ления страны. Молодое поколение любого общества обладает высоким уровнем мобильности, интеллектуальной активности и здоровья, что выгодно отличает ее от других групп населения.

Понятие «молодежь» имеет несколько определений (как и воз -растные границы этой социальной общности), тем не менее в оте -чественной социологии еще в прошлом столетии В.Т. Лисовским было предложено довольно интересное определение: «Молодежь

— поколение людей, проходящих стадию социализации, усваива -ющих, а в более зрелом возрасте уже усвоивших образовательные, профессиональные, культурные и другие социальные функции»1.

Молодежь не только имеет социально историческую природу, но ее социальная роль зависит от общественного строя, культуры и свойственных данному обществу закономерностей социализации.

Далее отметим, что динамичные общества (регионы) рано или поздно должны активизировать и даже организовывать многие ресурсы, одним из которых и является молодежь.

Молодежь ни прогрессивна, ни консервативна по своей природе, она — потенция, готовая к любому начинанию.

Данная тема довольно интересна; она дискуссионна и требует отдельного исследования, но уже сегодня с полной уверенностью можно сказать, что перед любым современным обществом остро стоит вопрос о необходимости минимизации издержек и потерь, которые несет государство из за проблем, связанных с социализа цией молодых людей и интеграцией их в единое экономическое, политическое и социокультурное пространство. Актуально это и для современной России2.

С этой целью осенью 2013 г нами был проведен социологиче -ский опрос студенческой молодежи в г Березники Пермского края

1 Социология молодежи / под ред. В.Т. Лисовского. — СПб.: Изд-во СПбГУ, 1996; Лисовский В.Т. Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России. - СПб., 2000.

2 См. напр.: Молодежь России и вызовы XXI века: социально -нравственные проблемы адаптации в новых исторических условиях / под общ. ред. А.А. Шулуса. - М., 2001.

ШИЛОВ

Владимир

Викторович —

к.и.н., заведующий

кафедрой

общенаучных

дисциплин

Березниковского

филиала ПНИПУ,

член правления

Пермского

отделения

Российского

общества социологов

vvs595959@mail.ru

по теме: «Молодежь глазами молодых». Несколько слов об этом населенном пун -кте западного Урала.

Сегодня Березники — крупнейший про -мышленный центр Пермского края. Это второй по численности (156 350 жителей, согласно последней переписи РФ 2010 г.) и экономическому и социокультурному потенциалу город Западного Урала1 (после краевого центра — Перми).

Тем не менее в наши дни Березники счи -тают «уральской провинцией», «сырьевым придатком» РФ (с 1990 -х гг. топливно -энергетический комплекс Пермского Прикамья значительно потеснил машино строение), и все таки историко культурное и природное наследие Березников и Верхнекамья в целом заслуживает при -стального внимания отечественных иссле дователей на уровне РФ2.

На этой весьма рядовой территории нами и был проведен опрос студентов ВПО и СПО г. Березники Пермского края, который проводился в таких учебных заведениях, как Березниковский филиал Пермского национального исследова -тельского политехнического университета (БФ ПНИПУ), Березниковский филиал Пермского государственного националь ного исследовательского университета (БФ ПГНИУ), Березниковский строи -тельный техникум, Березниковский поли технический колледж, Березниковское медицинское училище (техникум), Березниковский техникум профессио нальных технологий.

Всего опросом было охвачено 319 респондентов в возрасте от 17 до 28 лет (каждый десятый студент — житель Усольского района, и каждый 15 — житель Соликамска).

Итак, на первый вопрос анкеты: «Какие группы населения в нашем обществе Вы считаете наиболее нуждающимися в соци альной защите (выбрать не более двух ответов)?» — были получены следующие ответы: «пожилые и престарелые» — 210 респондентов, или 33,3%, «инвалиды» —

1 Шилов В.В. Березники между прошлым и будущим: исторический опыт регионального раз -вития (вместо предисловия) // Индустриальные города России : материалы всероссийской научно -практической конференции. — Березники : ИД «ТКТ», 2007, с. 3-54.

2 Шилов В.В., Мельничук А.Ф., Соколова Н.Е., Цыпуштанов В.А. Памятники археологии и архитектуры Березниковско-Усольского комплекса. Каталог. — Березники, 1994.

205, или 32,6%, «дети» — 100, или 15,9%, «подростки и молодежь» — 48, или 7,6%, «бомжи» — 23, или 3,6%, «женщины» — 17, или 2,7%, и «другие, все понемногу» назвали 1% респондентов («ветераны, сту денты, наркозависимые»).

Здесь приятно отметить, что молодое поколение на 1 е место ставит пожилых и престарелых, что говорит не только об их кругозоре (контент анализ российских СМИ показывает актуальность данной темы), но и об их альтруизме (не зацикли ваются на себе).

Но в то же время на вопрос: «Как Вы думаете, к какой группе населения в боль шой мере применимо выражение “крах поколения”?» — респонденты ответили: к подросткам и молодежи — 223 опрошен ных, или 71%, к пенсионерам — 22, или 7%, к людям 40—50 лет — 14, или 4,5%, и выбрали вариант ответа «затрудняюсь ответить» 55 респондентов, или 17,5%.

Как мы видим, березниковское студенчество по отношению к подросткам и молодежи настроено довольно пессими стично, считая данную социальную общ ность «крахом поколения». Это довольно тревожный сигнал для властей, социоло -гов, политологов, педагогов и обществен ных организаций.

На третий наш вопрос: «Какое влияние оказали Ваши родители на то, как сложи лась Ваша жизнь?» — респонденты отве тили: «считаю, что оказали положитель ное влияние» — 281 чел., или 87,8%, «счи -таю, что никакого влияния не оказали»

— 13, или 4%, и затруднились ответить 26 респондентов, или 8,2%.

Эти данные довольно интересны, осо бенно для родителей. Возможно, народ -ную аксиому: «Яблоко от яблони недалеко падает» родителям обязательно нужно учитывать.

В связи с этим респондентам был задан и такой вопрос: «Как складывались Ваши взаимоотношения с родителями?» Полученный результат приведен в табл. 1.

Как видно, с одной стороны, с матерью у подрастающего поколения более «полное взаимопонимание», но, с другой стороны, с матерью чаще «иногда бывают конфликты». Вызывает тревогу и тот факт, что у 8% респондентов наличествует «полное отсут ствие взаимопонимания» с родителями.

На вопрос: «Применяли ли Ваши роди тели физические наказания по отноше нию к Вам?» — вариант «да» выбрали 102

Таблица 1

Ответы респондентов на вопрос о том, как складывались их отношения с родителями

№ п/п Вариант ответа Отношения с родителями Отношения с отцом Отношения с матерью

1 Полное взаимопонимание 42% 110 (18%) 146 (24%)

2 Иногда бывали конфликты 50% 145 (23,7%) 160 (26,3%)

3 Полное отсутствие взаимопонимания 8% 32 (5,2%) 17 (2,8%)

респондента (32%) и вариант «нет» — 215 респондентов (68%). Думается, есть над чем задуматься представителям «ювеналь ного подхода».

Интересна оценка уральской студенче ской молодежи вопроса: «К какому типу поколений относится, на Ваш взгляд, современная молодежь и Вы лично?». На этот непростой вопрос были получены сле дующие ответы: «к равнодушному поколе нию» — 120 респондентов, или 34,5%; «к поколению надежд» отнесли себя 93 опро -шенных, или 27%; «к циничному поколе -нию» — 49, или 14%; «к потерянному поко -лению» — 47, или 13,5%; «к скептическому поколению» — 28, или 8%; и около 3% опро -шенных выбрали варианты: «затрудняюсь ответить»; «к поколению гамбургеров и кока колы»; «переизбытка всего»; «сво боды цинизма»; «затрудняюсь ответить за себя, но современная молодежь потеряна, за исключением немногих».

Данные тоже довольно тревожны (высо -кий процент «поколения равнодушных»

— 34,5%, «циничных людей» — 14% и «потерянного поколения» — 13,5%. Итого

— 62%).

Внушает долю оптимизма, что все таки 27% представителей молодежи относят себя к «поколению надежд».

Разумеется, задан был и такой вопрос: «Какие проблемы молодежи Вы считаете сегодня наиболее серьезными?» Результаты, с одной стороны, были предсказуемы, но порой и неожиданны. Итак, в порядке убывания значимости респонденты отве тили: «проблему трудоустройства» — 130 ответов, или 21,5%; «получения образова ния» — 111, или 18,3%; «соблазна легких денег, добытых сомнительным путем» — 92, или 15,2%; «состояния физического и психического здоровья» — 81, или 13,4%; «ущербности духовных интересов» — 61, или 10%; «невозможности обрести мате риальную независимость» — 49, или 8,1%; «отсутствия уважения со стороны старших (родителей, преподавателей)» — 41, или

6,8%; «отсутствия своего “пространства” в родительской семье и бесперспективно -сти получения собственного жилья» — 35, или 5,7%; и 1% отметили «стереотипность мышления»; «наркотики»; «отсутствие условий для занятий спортом».

Учитывая, что в современном россий -ском обществе (в СМИ) много внима -ния уделяется религии, некоторые даже утверждают, что религия — это и есть духовные скрепы для РФ, нами был задан и такой вопрос: «Верите ли Вы, что с помощью религии можно что либо изме нить в лучшую сторону в современной России?».

На данный вопрос ответили «да» только 74 респондента (23,2 %) и «нет» — 145 респондентов (45,8%), а 98 респондентов (31%) ответили «не знаю».

На вопрос: «Считаете ли Вы себя верую щим человеком?» — вариант «да» выбрали 179 респондентов (56%), «нет» — 79 респондентов (24,7%), и ответ «не знаю» отметили 62 респондента (19,3%).

На вопрос: «Какая конфессия (веро -исповедание) Вам ближе?» — березников -ские студенты ответили: «православие»

— 255 респондентов, или 84%; «буддизм»

— 12 респондентов, или 4%; «католицизм»

— 6 чел., или 2,1%; «протестантство» — 4 чел., или 1,3%; ислам и иудаизм — по 1 чел., или по 0,3%.

Также были получены следующие ответы (8,3%): «никакая», «воздержусь»; «церковь “Свет истины” г. Березники», «агности -цизм», «атеизм», «сатанизм», «старосла вянское язычество», «растафарианство», «ко всему отношусь равнодушно».

Примечательно, что ислам, привержен -цев которого в РФ значительное число, из березниковских студентов отметил только 1 респондент, в то же время приверженцев такой экзотической религии, как растафа рианство1 — 2 чел.

1 Социология молодежи. Энциклопедический словарь / отв. ред. Ю.А. Зубок, В.И. Чупров. — М. : Academia, 2008.

Березниковским студентам был также задан вопрос об их отношении к «панк -молебну» в храме Христа Спасителя, к наказанию участниц панк - рок группы Pussy Riot (одна из них — Мария Алехина — до недавнего времени отбывала наказание в г. Березники, и в город не раз приезжали российские правозащитники, и даже сэр Пол Маккарти написал письмо березни -ковскому судье с просьбой помиловать осужденную Алехину).

На этот вопрос были получены сле -дующие ответы: а) они получили 2 года заключения справедливо — 98 (36,7%); б) наказание должно было быть еще более суровым — 101 (37,9%); в) наказать нужно было, но без лишения свободы — 58 (21,6%); г) их вообще не нужно было наказывать — 10 (3,8%).

Видимо, здесь налицо признаки «нетер -пимости и жестокости», что должно слу -жить сигналом не только педагогам, но и политикам всех уровней. Последние, кстати, все реже стали употреблять в своих речах термин «толерантность». Впрочем, данный результат можно списать и на юношеский максимализм.

Тем не менее нетерпимость к ина -комыслию, наряду с существующей в современном российском обществе «пропастью между богатыми и бед ными», может привести к еще более глу бокой конфронтации между различными слоями населения, к росту социальной напряженности.

И на последний наш вопрос: «Считаете ли Вы себя патриотом России?» — полу -чены следующие ответы: только 162 респондента (50,8%) считают себя патрио -тами, 56 респондентов (17,5%) таковыми себя не считают. Вариант «затрудняюсь ответить» выбрал 101 респондент, или 31,7% опрошенных.

Таким образом, проблема патриотизма, о чем в последнее время много говорят представители власти (в т.ч. при обсужде -нии «единой концепции учебника истории России»), стоит в современном россий ском обществе довольно остро: к сожале -нию, только каждый второй считает себя патриотом России.

Это довольно тревожный сигнал для властей, политологов, социологов и педа гогов, т.к. именно молодежь (тем более, в нашем случае речь идет о студенческой

молодежи) в скором времени будет зани мать ключевые посты в политике, эконо мике, социальной сфере нашего государ ства.

Здесь же очень осторожно можно про вести историческую параллель с запад -ным миром полувековой давности, когда после бурных 60 -х и 70 - х гг. XX в. амери -канскую и европейскую молодежь иначе как «бунтующим поколением» никто не называл. Интересно, что президент Франции Шарль де Голль, досрочно ушедший в отставку, в 1968 г. сказал, что его «сняли» с поста студенты Сорбонны и песни Джо Дассена...

Впрочем, в конце прошлого века, и осо бенно в начале XXI в., молодое поколение Запада стало скорее конформистским, приспособленческим, чем революцион ным. Наш социологический опрос также выявил на сегодняшний момент сходную тенденцию: березниковское студенчество представляет самих себя как «равнодуш ное поколение».

Предварительно можно сделать вывод, что, видимо, молодое поколение г. Березников в настоящее время имеет ряд проблем, характерных для молодежной среды (проблема потребления нарко тиков, молодежной преступности, безра ботицы), но их накал сравнительно более низкий, чем в «лихие 90 е».

В заключение стоит отметить, что регио нальная молодежь и ее проблемы должны самым пристальным образом изучаться социологами, политологами, властными структурами, т.к. эти проблемы не только напрямую связаны с федеральной про блемой, т.е. привлечением инвестиций в регионы, созданием новых рабочих мест, пополнением местных бюджетов, но и решение их будет способствовать росту национального самосознания в целом, т.к. общерусская культура (молодежная куль -тура здесь должна занимать самое достой ное место) складывается именно из регио нальных компонентов, которые выражены в локальных вариантах.

Подводя итог, отметим, что получен -ные результаты социологического опроса нужно учитывать при составлении кон -кретных программ (на которых и бази -руется молодежная политика в целом) на местном, региональном и федеральном уровнях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.