Научная статья на тему 'Рационика: постановка проблемы'

Рационика: постановка проблемы Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
132
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Туркулец Алексей Владимирович

В статье рассматривается вопрос об интегративном характере современного научного знания. Автор выдвигает тезис о необходимости формирования новой концептуальной научной дисциплины рационики, предметное содержание которой ориентировано на исследование всего многообразия способов рационального освоения мира человеком.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Rationics as New Subject to Study

Rationics as the new concept of integrated approach of the modern science is represented in the article. The author dwells upon the necessity to form rationics as the new subject researching the ways of rational assimilation of the world by an individual.

Текст научной работы на тему «Рационика: постановка проблемы»

нительного рассмотрения вместе с другими проектами и сценариями будущего России. Но это выходит за пределы нашего пилотного обмена мнениями.

ЛИТЕРАТУРА

1. Русская доктрина (Сергиевский проект) / Под ред. А.Б. Кобякова и В.В. Аверьянова. М., 2007; Калашников М., Кугушев С. Третий проект. Спецназ Всевышнего. М., 2006; Проект Россия. Кн. 1-2. М., 2007; и др.

2. Россия реформирующаяся // Ежегодник ИС РАН. Вып. 1-6. 2002-2007.

3. Разноуровневая идентичность. Майкоп, 2006; Тхагапсоев Х.Г. Кавказская идентичность в процессах российской социокультурной трансформации // Этнократии на Юге России в экспертном измерении. Ростов н/Д, 2007; и др.

4. Евразийский проект: кавказский вектор // Южнороссийское обозрение. 2005. № 30.

5. Дугин А.Г. Обществоведение для граждан Новой России. М., 2007.

6. Трубецкой Н.С. Наследие Чингисхана. М., 2007.

7. См.: Новикова Л.И., Сиземская И.Н. Евразийский искус // Мир России - Евразия: Антология. М., 1995. С. 11.

8. Савицкий П.Н. Евразийство // Русская идея. М., 2002. С. 354.

9. Трубецкой Н.С. Общеевропейский национализм // Русская идея. М., 2002. С. 382-383.

10. Трубецкой Н.С. Мы и другие // Глобальные проблемы и перспективы цивилизации. М., 1993. С. 92.

11. Орлова И.Б. Евразийская цивилизация. Социально-историческая ретроспектива и перспектива. М., 1998.

Публикацию подготовил В.В. Черноус 3 февраля 2008 г.

РАЦИОНИКА: ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ

А. В. Туркулец

Процессы, протекающие в современном научном знании, характеризуются усилением интегра-тивного взаимодействия между предметными областями ранее не зависимых друг от друга научных дисциплин. Профессиональное творчество современного ученого в широких областях как фундаментальных, так и прикладных наук часто выражается в способности соединить принципиально несоединимое, в умении нетривиально синкретизировать традиционно контрарные темы, проблемы, идеи и методы. На этом пути возможно появление новых, более перспективных и динамичных научных дисциплин, которые обладают лишь одним преимуществом по отношению к пара-дигмальному знанию - они имеют право на ошибку.

Вопрос о создании науки - не теоретический, а, скорее, практический. Научная дисциплина не может выйти из-под пера того или иного мыслителя как некий продукт его субъективной фантазии. Она должна "созреть" в недрах практики, явиться выражением на-

Туркулец Алексей Владимирович - доктор философских наук, профессор кафедры гуманитарных дисциплин Хабаровской государственной академии экономики и права.

сущных, злободневных проблем, интересующих человека именно необходимостью своего скорейшего преодоления. Однако не всякая практическая злободневность автоматически продуцирует формирование нового научного направления. Необходим сознательный, целенаправленный, преднамеренный поиск оснований для творчества в науке. А это уже теоретический вопрос. Умение осознать "видимые", но никем пока не воспринимаемые "вещи", воспринять "носящиеся в воздухе идеи" и дать им правильное выражение, определить для них соответствующее место в общем ряду разумного творчества человечества - все это предполагает индивидуальное творчество "отдельно взятого ученого".

На наш взгляд, сегодня сложились все предпосылки для синтеза теории и практики в направлении "создания-возникновения" новой научной дисциплины - рационики. Ее можно предварительно определить как комплекс философских и научных исследований, предметом которых является изучение способов (форм) разумного освоения мира человеком.

У каждой науки, кроме каких-либо полумифических предпосылок, "витающих в воздухе", должно быть нечто более конкретное

и весомое - предмет, метод, средства выражения, некие классификационные признаки, внутренняя дифференциация (по уровням, целям, применимости на практике) и т.д. Попытаемся определить все эти необходимые атрибуты формирующейся научной дисциплины.

Предмет рационики - изучение способов разумного освоения мира человеком и себя как человека (разумного существа) в этом мире. Это довольно древняя проблема, которая неявно существовала еще на заре истории, когда человек не имел специальных средств для ее последовательного и всестороннего осмысления, когда он лишь становился разумным существом. Как понимать самоназвание человека - Homo sapiens? Какими признаками должно обладать существо, чтобы оно было признано разумным? Что значит "разуметь"? Как объяснить жгучее желание современного человечества отыскать в безднах космоса собратьев по разуму? В каких случаях и почему человек "теряет собственный разум" и если вдруг такое случилось, как помочь отыскать, вновь обрести утерянное? Каковы границы "разумения человеческого"? Что противостоит разуму человека: неразумие или сверхразумие? А может быть, и то и другое?

Данные вопросы лишь намечают предметное поле рационики. Подобные формулировки дают нам возможность оценить злободневность ее предметной области лишь для обыденного сознания, но не актуальность ее предмета для научного разума, осуществляющего последовательный и систематический поиск истины.

Актуальность исследований предметной области рационики с точки зрения современной науки выражается в необходимости аутентичного понимания исторического опыта рационального освоения действительности; рационального осмысления "онто-экзистен-циальной ситуации", в которой находится современное человечество; выработки программ (проектов) преобразования данной ситуации в направлении создания условий для более адекватного бытия человека как разумного существа.

Рационику можно представить как комплексную, интегративную, философски ориентированную междисциплинарную отрасль знания, вскрывающую мировоззренческие, методологические, гносеологические, онтологические и

аксиологические проблемы бытия Универсума через призму исследования феномена разума. Круг этих проблем довольно широк: от общего видения предмета рационики как новой парадигмы разумного освоения и преобразования мира до раскрытия всего богатства практически-предметной стороны этого всеобъемлющего процесса; от определения предмета рационики как объекта междисциплинарного исследования до выявления ее места и роли в развитии философии, науки и духовной культуры в целом.

Такое широкое определение предмета рационики не может не привлечь внимания исследователей самых различных областей знания - философов и психологов, этологов и экологов, историков и социологов, специалистов многих других наук, так или иначе исследующих феномен разума. Это обстоятельство требует ответственного отношения исследователей к концептуальной проработке как каждой из проблем рационики, так и всего комплекса рациономических дисциплин в целом.

Концептуальным ядром рационики является понятие разума, которое в наше время приобретает статус многозначной философской категории и основополагающего принципа понимания сущности мира и человеческого существования в нем.

В онтологическом плане разум понимается как способность человека предметно творчески отражать (выражать, воспроизводить) сущностные характеристики мира с целью его наиболее адекватного самой человеческой сущности освоения и преобразования. Рассматривая человека как наиболее эволю-ционно развитый вид существ (в условиях Земли), разум можно определить как одно из важнейших оснований нашего бытия, образец совершенства его структурной и функциональной организации, явление планетарного характера, исходный компонент многих объективных процессов, непременный фактор развития самого человека. Конечно, разум не дан человеку так же, как его прочие природные, естественные силы (анатомические, морфологические, физиологические особенности строения тела человека). Скорее, разум пред-задан ему как некая перманентная задача по собственному овладению, преобразованию и совершенствованию. Онтологически разум -лишь потенция, но не акциденция.

В философско-методологическом (гносеологическом) плане разум обозначается как интеллектуальное средство, инструмент, способ познания окружающего мира и своего места в нем. Разум характеризуется здесь как определенная совокупность субъектно-интел-лектуальных операций (действий), основное содержание которых выступает фундаментом опознавания и осознавания себя в качестве самостоятельной личности. В этом отношении разум приписывается человеку как его неотъемлемое, уникально-универсальное атрибутивное свойство.

Необходимо отметить, что в реальной предметности существования разума онтологический и гносеологический аспекты "сращены", выступают как неразделимое единство, образуя некую целостность. Лишь в рамках теоретического анализа (с четко оговоренными целями и в четко очерченных границах применения результатов их достижения) можно выделять данные стороны как относительно самостоятельные.

Функции рационики вытекают из особенностей ее предмета, дифференциации ее предметных уровней, места и роли в системе духовно-интеллектуального знания человечества.

Эвристическая функция выражает специфические возможности рационики в открытии новых форм объективной и субъективной реальностей. Данная функция непосредственно связана с творческой сущностью человека как деятельного, активно преобразующего и созидающего мир существа. Наиболее полно эта функция проявляется в столкновении реального и виртуального пластов существования современного человека. Используя так называемые "виртуальные технологии познания", человек способен создавать новые пространственно-временные миры, проявляя и совершенствуя свои скрытые, потенциально бесконечные способности разумного творчества.

Гносеологическая функция рационики связана с анализом рациональных и внера-циональных феноменов в общей структуре человеческого знания, способов и механизмов их получения, обновления и накопления, выявлением специфики субъектно-объектных и субъектно-субъектных отношений в процессе развития различных форм знания.

Соотношение рационального и внера-ционального в процессе познания - отдельная

глубокая и весьма широкая тема [1]. Здесь можно отметить лишь следующее:

• Предметная область рационики не исключает, а даже требует исследования многообразной сферы внерациональной практики освоения существующей действительности. Более того, одним из фундаментальных положений рационики является тезис о диалектике рационального и внерационального в бытии человека [2]. Диалектика понимается здесь не просто как анализ противоречий рационального и внерационального, как указание на их взаимосвязь или фиксация их взаимной дополнительности, а как процесс перехода одного в другое, как одновременный процесс трансформации, взаимопревращения ("перерастания") рационального и внерационального "в-свое-иное";

• Рационика не является средством подавления чувств, эмоций, контроля над волей и т.п. "диктаторским инструментом интеллектуального издевательства" над человеком (так же, как, например, психология, традиционно понимаемая как "наука о душе", не ставит своей целью морализировать по поводу душевных переживаний человека). Наоборот, рационика позволяет более глубоко проникнуть в суть внерациональных феноменов процесса социального познания. На основе процедур, применяемых в рационике к такому "неадекватному" (нетрадиционному) предмету исследования, каким являются внерациональ-ные компоненты процесса познания, последние и могут быть более или менее адекватно выражены, обозначены, описаны как таковые (по своей сути).

Человеко-творческая функция выражает одну из главных целей рационики: создание условий и предпосылок для формирования нового человека (осознающего ответственность за силу и слабость собственного разума), способного не только соответствующим образом использовать, но и созидать, развивать, творчески преобразовывать собственную человеческую природу, разумно увеличивать свой разумный потенциал. Необходимо подчеркнуть, что рационика не ставит перед собой задачу по формированию нового типа человека. Это было бы в лучшем случае наивно и утопично, а в худшем - антигуманно и античеловечно. Всевозможных призывов и опытов по "выращиванию нового человека" в истории человечества было немало. Задача

рационики более чем скромная: исследование различных взаимосвязей (не только детерминистских) бытия человека, трансформирующих его существование в направлении все большей адеквации его собственной разумной природе, с одной стороны, и содействие усилению роли самого человека в преобразовании или даже создании новых оснований собственного развития - с другой.

Прогностическая функция связана с решением вопроса о том, каковы возможные перспективы развития феномена разума в будущем, применения его в различных формах и сферах человеческой активности. Традиционно здесь выделяются различные уровни прогнозов: оперативно-ситуационные, краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные, стратегические. По мере реализации данной функции рационика использует прогностический инструментарий различных наук. Например, на уровне оперативно-ситуационных прогнозов рационика, как правило, использует прогностические модели эмпирической социологии, демографии, экономики. На уровне стратегических прогнозов рационика взаимодействует с философской футурологией ("футурологией разума").

Идеологическая функция - это апология существующей социально-политической доминанты в общественном сознании (политические, государственно-правовые аспекты). Необходимо иметь в виду, что рационика не занимается оправданием сложившихся в данный момент исторического времени социально-политических и социально-правовых условий существования общества. Используя весь свой "дисциплинарный багаж", она скорее осуществляет рациональную критику данных условий, предлагает продуманные механизмы решения накопившихся в социально-политическом и правовом пространстве проблем. Рационика существует не в безвоздушном пространстве. На нее оказывают как прямое, так и косвенное давление существующие формы государственной и негосударственной власти. В конкретных социальных условиях спе-циалистам-рационикам приходится выражать те или иные социально-политические предпочтения. Как бы ни был широк их выбор, безусловной доминантой в их профессиональной работе являются интересы граждан, конкретных людей, своим трудом созидающих, а не разрушающих общечеловеческие, гума-

нистические основы существования человечества.

Безусловно, данный перечень функций лишь приблизительно описывает назначен-ность рационики и, конечно, может быть продолжен в зависимости от целеустановок исследователя, применяющего эвристический аппарат рационики к предмету своего внимания.

Конспективно, не касаясь деталей, можно выделить три основных и перспективных направления исследования предмета рационики: субстанциальное, аналитическое и нормативное.

Содержание субстанционального направления составляет природная, биологическая, физиологическая реальность - мозг как естественный носитель всех духовных способностей человека, его структура, состояние, формирование, становление и развитие, взаимодействие с прочими системами организма человека. Научные, философско-критические исследования в рамках этого направления составляют онтологическое содержание предмета рационики в новой научной и культурно-мировоззренческой парадигме. Необходимо отметить, что по мере развития данного направления происходит тесное взаимодействие ра-ционики с комплексом естественнонаучных дисциплин (например, с исследованиями физиологии высшей нервной деятельности). Весьма неоднозначными являются здесь исследования так называемых скрытых резервов мозговой активности человека (проблема экстрасенсорики, эмпатии, телекинеза и т.п. "экстрафеноменов"). Здесь необходимо дать научную интерпретацию особенно модным сегодня паранаучным, эзотерическим и мистическим концепциям, предлагающим свое видение подобной тематики.

Аналитическое направление занимается исследованием проблем эмоционально-чувственного, интуитивного и рассудочно-рационального познания феномена разума, определением основных понятий и формулированием теоретических принципов развития знания в его многообразных формах и модификациях. Здесь также рассматривается вопрос о структурной размерности человеческого разума (или даже любого, принципиально иного разума), его природно-допустимых разновидностях, возможностях его моделирования и т.д. Это составляет гносеологическое содержание предмета рацио-ники.

Нормативное направление дополняет дескриптивные исследования в рамках рацио-ники прескриптивными положениями. Содержание этого направления включает в себя проблемы выбора познавательных моделей, образцов, возможных путей развития рацио-ники, прогнозирования знаний о формах и состояниях самого разума, оценку тенденций их развития. Эта своеобразная номотетика разума рассматривает вопросы нормы и патологии в его функционировании (различные инверсии, девиации, аберрации и проч.), исследует императивные критерии и факторы изменения и преобразования разума, затрагивает вопросы аксиологических интерпретаций его осуществления.

Реализация установок данных направлений требует анализа не только внутренних, но и внешних опорных (побудительных) мотивов генезиса рационики. В этом смысле особое значение имеет социальная мотивация ее развития, которая требует отдельного исследования.

Рассмотрим вопрос о методе рационики.

Вернее и более корректно следует говорить о системе методов данной формирующейся научной дисциплины. Это связано с традиционной дифференциацией научного знания на теоретический и эмпирический уровни [3].

Соответственно, теоретический ("спекулятивный") уровень рационики включает в себя: ряд философских методов (единство логического анализа и исторического описания, восхождение от абстрактного к конкретному и т.д.), процедуры рефлексивного познания; общенаучные методы (формально-логические методы познания, структурно-системный анализ и т.д.) и собственно рациономи-ческие процедуры постижения предмета исследования (прецессионный анализ, статифика-ция случайно девиацирующих единиц, рациональная метанаррация). Более подробное и содержательное освещение собственно рацио-номических и рационалистических процедур познания, используемых в рационике, требует отдельного специального исследования. Специфика использования данных процедур кроется в особенностях предметной области рационики.

На эмпирическом уровне также можно выделить несколько групп методов: традиционные эмпирические методы научного познания (наблюдение, измерение, эксперимент и т.д.); нетрадиционные методы, что обусловлено спе-

цификой внерационального как предмета исследования рационики ("экзистенциальный анализ", метод свободных ассоциаций, гипноз, "вчувст-вование", медитация, интуиция, эмпатические и экстатические состояния сознания и т.д.); собственно рационалистические процедуры познания (постижения) предмета исследования (трансгрессия, эксцессизация, инверсионные/ толерантные описания, нарративные модели).

Однако использование данных методов и процедур исследования (как теоретических, так и эмпирических) происходит в рационике не внешним формальным (линейным) образом по отношению к ее предмету, подобно использованию геометром метрически-шкалирован-ных инструментов (линейки, транспортира, угольника и т.п.). В результате использования методов рационики происходит видоизменение ее предметной области и, соответственно, перманентное уточнение самой системы ее методов. Подобные диалектические взаимосвязи предмета и методов его познания в науке уже не являются чем-то новым и неожиданным. В качестве примера можно указать на ситуацию, сложившуюся в квантовой механике периода ее формирования (исследования В. Гейзенберга, М. Планка, А. Пуанкаре, Н. Бора и других ведущих физиков начала XX в.).

Средства выражения рационики вполне традиционны для "нормальной науки" [4]: категориально-текстуальные; образно-графические (визуальные); предметно-модельные. Средства выражения традиционной науки вполне статичны, т.е. по мере их использования они остаются неизменными по содержанию и физически-предметному воплощению. В рационике применяются и так называемые "динамические средства выражения", которые воплощаются в системе организационных мероприятий [5]: а) целерациональные (конференции, симпозиумы, семинары, отдельные исследовательские лаборатории, группы, комиссии и прочие "интеллектуально предметные действия", которые самим фактом своего организационного осуществления выражают степень исследования проблем рационики); б) ценностно-рациональные (социально-этические проекты и программы, например, в сфере образования, услуг, политического управления); в) аффективные ("культово-ритуальные действа", организуемые с целью исследования внерациональных феноменов

процесса познания, например, массовые шествия, празднества, спортивные состязания, митинги, карнавалы, шоу).

Классификационные признаки рацио-ники указывают на ее место в общей системе научных дисциплин. Рационика, безусловно, является интегративной наукой, возникающей на стыке нескольких гуманитарных наук (комплекса социальных, философских, педагогических наук) - с одной стороны, и естественных - с другой (комплекса психологических, биологических, медицинских наук). Своим основным сюжетным линиям рацио-ника обязана философскому знанию, которое не всегда, как известно, может быть прописано по научному адресу.

Философия вносит оценочный момент в понимание разума, его места и роли в Универсуме. Все более усиливающийся в современной культуре интерес к рефлексивному осмыслению феномена ratio свидетельствует о перманентном методологическом влиянии философии на процесс разумного преобразования человеком собственного бытия. Есть основания полагать, что по мере дальнейшего развития рационики ее сфера исследований будет все больше расширяться и углубляться на основе использования философского инструментария и насыщения ее философской проблематикой. С другой стороны, конкретные рационалистические исследования будут осуществляться в свете новых философских идей, нового философского видения мира.

В силу того, что рационика возникает на стыке различных наук и занимает некое пограничное, промежуточное место в пространстве научных знаний, ее проблематика весьма подвижна и динамична, что вполне естественно. Отсюда следует, что любое описание квалификационных признаков рацио-ники не может быть полным и окончательным отображением специфики ее предметной области. Таким образом, рационика является научной дисциплиной, открытой для предметных и методологических новаций.

Внутренняя дифференциация. Уровни рационики. Рационика есть целостное единство трех составных частей: рациономии, ра-ционалистики и соответствующей им аксиологии.

Рациономия - теория разума - объединяет философские и научные исследования, цель которых - изучение разумных (рацио-

нальных) способов освоения действительности в их всеобщих, универсально-абстрактных основаниях, свойствах и качествах. Характеризуется доминированием рационалистических методов познания.

Рационалистика - совокупность эмпирических, прикладных научных исследований, задача которых - наиболее полным образом прояснить вопрос о применении положений рационики на практике, в реальном функционировании человеческого общества, в деятельности социальных групп, в поступках отдельных личностей.

Аксиологические темы в рамках ра-ционики связаны с ценностными аспектами разумной/неразумной деятельности человека (субъекта познания) в соотношении с традиционными/нетрадиционными системами его связей с обществом в целом, социальными институтами, группами или коллективами, отдельными людьми, а также с самим собой. Возможна интерпретация данных соотношений в структурном (пространственно-географическом) и динамическом (темпорально-времен-ном) планах.

В силу того, что содержание рационики представлено фундаментальным и прикладным уровнями постижения, правомерно выделить эти уровни в качестве самостоятельных.

Фундаментальный уровень (рациономия) есть философская рефлексия над феноменом разума, исследование его возникновения, места и роли в Универсуме, перспектив развития. Здесь осуществляется теоретическая связь рационики с философией, естествознанием и науковедением в целом, происходит взаимообогащение их методологических и когнитивных оснований.

Прикладной уровень (рационалистика) указывает на материально-практическое, этическое и эстетическое отношения к разумной способности человека. Здесь осуществляется выход рационики за пределы фундаментального знания в сферу конкретного распредмечивания и объективирования содержания ее концепций и идей в социологии, психологии, антропологии, социальной технологии, эстетике, этике и т.п. Происходит проникновение и широкое применение фундаментальных теоретических идей (рациономический комплекс) на уровне эмпирического и обыденного знания, их реализация в общественной практике.

В современных условиях уже ведутся исследования, посвященные художественно-образному аспекту отношения человека к проблеме разума, что составляет предмет рациоэстетических исследований [6]. Определенный опыт использования рациональной методологии имеется в гуманистической психотерапии - имеется в виду рационально-эмоциональная терапия А. Эллиса [7]. В перспективе обозначаются и такие аспекты, как историческая рациология, обращение к истории формирования и становления как самой рационики, так и объекта ее исследования [8].

Необходимо отметить и относительную дисциплинарную самостоятельность рацио-этики, которая исследует нравственные нормы и принципы, регламентирующие практические отношения людей в процессе познания и преобразования собственного бытия, а также моральные критерии рациональной деятельности человека, вопросы разумного обоснования различных систем нравственности, разумного отношения человека к миру, себе подобным и самому себе.

В заключение необходимо отметить, что рационика как наука о разуме в XXI в. постепенно выдвигается в первый ряд объектов познавательно-преобразовательной и оценочной деятельности человека. В этих условиях особый смысл и значение приобретают исследования границ разумной реальности, описание ее вновь открываемых свойств, творческое осмысление места и роли концепций рациономии и рационалистики в системе интеллектуального знания. Особое значение имеет выявление перспективных направлений исследования специфики рацио-ники как органического единства интеллектуального и эмоционально-чувственного освоения реальности, определения в ней места и роли научно-рациональных и вненаучных методов познания мира и самого феномена разума.

В нарушение некоторых традиций изложения научного текста хотелось бы представить читателю собственные критические замечания по поводу изложенного. "Витающие в воздухе идеи" способны кристаллизоваться в новые философские, научные направления,

если затрагивают смысложизненные проблемы человеческого существования, способствуют их предметно практическому преодолению или, по крайней мере, объяснению. Однако не это главное в данной ситуации. Никакие "идейные кристаллизации" не могут претендовать на статус научного знания, если не выражают в структурной упорядоченности своих категориальных комплексов объективных законов или, на худой конец, законосообразных связей и корреляций. Безусловно, слишком широким и даже "бескрайним" представлено предметное поле рационики. Если всерьез говорить о функциях, то необходимо строго определять механизм их реализации, прояснять соподчи-ненность предметной проблематике, раскрывать их динамические соотношения. Вполне справедливые нарекания могут вызвать представленные направления исследования предмета рационики: почему выделяется только три направления и каковы критерии их различения и перспективности? Нечетко определен их профессиональный инструментарий и практические применения. Продолжать перечислять слабые (спорные) места вышеизложенного материала бессмысленно. Проблема находится только на стадии постановки. Актуальность ее обусловлена тем исключительным интересом, который проявляют к разуму исследователи самых различных научных областей. Настоящая статья - это призыв к обсуждению, к дискуссии по поводу науки о разуме.

ЛИТЕРАТУРА

1. Рациональное и внерациональное: грани проблемы: Сб. ст. Ростов н/Д, 2002.

2. Туркулец A.B. Рациональное и внерациональное (когнитивный анализ). Хабаровск, 2003.

3. Степин B.C. Философия науки. Общие проблемы. М., 2006. С. 156.

4. Кун Т. Структура научных революций: Пер. с англ. / Сост. В.Ю. Кузнецов. М., 2003. С. 34.

5. Вебер М. Избранные произведения: Пер. с нем. М., 1990. С. 628.

6. Пигулевский В.О. Ирония и вымысел: от романтизма к постмодернизму. Ростов н/Д, 2002.

7. Эллис A. Гуманистическая психотерапия: Рационально-эмоциональный подход. СПб.-М., 2002.

8. Исторические типы рациональности. М., 1995.

11 октября 2007 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.