Научная статья на тему 'Рациональные направления развития бетоноукладочного комплекса'

Рациональные направления развития бетоноукладочного комплекса Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
141
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
монолитный бетон / железобетон / бетонные заводы / бетононасосы / машины и оборудование / бетоноукладочный комплекс

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Большакова Полина Владимировна

В данной статье рассматриваются вопросы применения и развития технических средств бетоноукладочного комплекса. Приведены направления развития, показаны области применения средств бетоноукладочного комплекса в РФ и за рубежом, выявлена эффективность их применения в практике строительного производства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Большакова Полина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Рациональные направления развития бетоноукладочного комплекса»

Рациональные направления развития бетоноукладочного комплекса Большакова П. В.

Большакова Полина Владимировна /Bolshakova Polina Vladimirivna - магистр, кафедра технологии и организации строительного производства,

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение Высшего профессионального образования Национальный исследовательский университет Московский государственный строительный университет, г. Москва

Аннотация: в данной статье рассматриваются вопросы применения и развития технических средств бетоноукладочного комплекса. Приведены направления развития, показаны области применения средств бетоноукладочного комплекса в РФ и за рубежом, выявлена эффективность их применения в практике строительного производства.

Ключевые слова: монолитный бетон, железобетон, бетонные заводы, бетононасосы, машины и оборудование, бетоноукладочный комплекс.

Увеличение объемов монолитного строительства характеризуется переходом РФ на рыночные отношения и спросом службы заказчика (застройщика) на эту продукцию [1, 2]. Ответственность служб заказчика возросла перед инвесторами и потребителями строительной продукции [1, 2].

Монолитный бетон и железобетон широко используются в промышленном, транспортном, энергетическом, жилищном и гражданском и других видах строительства (табл. 1).

Таблица 1. Распределение объемов монолитного бетона и железобетона по основным видам строительства

Наименование видов строительства Объем применения монолитного бетона и железобетона

по годам, млн. м

1970 1975 1980 1983 1985 1987* 1990* 1995* 2000*

Общий объем по стране 83,2 111,0 106,2 102,9 101,8 103,0 110,4 119,0 123,0

в том числе:

гражданское 22,0 15,5 15,3 14,5 12,0 12,5 14,0 18,5 20,0

промышленное 29,0 38,7 31,4 30,7 30,0 30,5 33,0 37,0 38,5

сельскохозяйственное 4,1 9,0 9,5 8,3 8,0 8,2 9,2 11,2 12,0

ирригационное 6,5 9,8 10,0 10,0 12,0 12,0 13,4 15,0 15,1

энергетическое 7,5 8,0 8,0 8,0 8,5 8,5 9,0 10,3 10,3

транспортное 4,1 6,2 6,5 7,1 7,5 7,5 7,9 8,0 8,1

прочие виды 10,0 13,8 25,5 24,3 23,8 23,9 19,0 19,0

Для выявления изменений обычно используют метод статистического моделирования по экспертным оценкам. Для этого разрабатываются формы исследовательских анкет [2, 3].

Объем применения согласно экспертной оценке. Ежегодный объем применения монолитного бетона и железобетона в отечественном строительстве — более 100 млн. м3

В результате повышения технического уровня строительства с применением монолитного бетона и железобетона годовая выработка бетонщика в 1990 г. повысилась с 154 до 210 м3, что в 1,5-2 раза ниже, чем в таких развитых капиталистических странах, как США и ФРГ [2, 5].

Вместе с тем темпы роста объемов конструкций из монолитного бетона, возводимых по прогрессивной технологии, остаются низкими, а затраты труда на многих стройках превышают нормативные и составляют 2,27 чел.-ч на 1м3 бетона (нормативные по ЕНиР 1,52 чел.-ч) [1, 5]. Медленно совершенствуется техника для производства указанных работ.

Основными причинами такого положения являются недостаточное оснащение строительных организаций высокоэффективными механизмами, оборудованием и материалами, в том числе суперпластификаторами [4, 6].

В подрядных строительных организациях находятся в эксплуатации около 19,2 тыс. инвентарных и передвижных заводов и установок. Центральные бетонные заводы и ряд приобъектных бетоносмесительных установок являются высокомеханизированными предприятиями со значительным объемом автоматизированных процессов и операций. И, тем не менее, большинство из них не отвечает уровню современных требований и нуждается в переоснащении более современным оборудованием и средствами автоматизации [2, 6]. На таких заводах и установках приготавливается около 50 % бетонной смеси. Годовая выработка на одного работника на крупных предприятиях составляет 2-2,8 тыс. м3, в системе Минэнерго она превышает 3,5 тыс. м3, а в среднем по стране составляет 1,8 тыс. м3.

Одной из причин относительно низких показателей является малая средняя емкость смесителей. Только 5 % от выпускаемого количества бетоносмесителей и 12% общей полезной емкости составляют крупные смесители (с объемом готового замеса 800 л и более). Средневзвешенная вместимость бетоносмесителей составляет по стране около 300 л. По строительным министерствам с учетом бетоносмесительных цехов заводов железобетонных изделий она колеблется от 525 до 327 л [5, 6].

Основным средством доставки бетонных смесей на строительные площадки являются автосамосвалы. Технологическим транспортом (автобетоновозы и автобетоносмесители), обеспечивающим высокое качество бетонной смеси, перевозится около 18 % общего объема.

Большая вместимость барабанов, высокие эксплуатационные качества автобетоносмесителей современных моделей способствуют повышению производительности труда рабочих в 2-2,5 раза и экономят материальные ресурсы (табл. 2).

Таблица 2. Парк технологических автомашин и экономия трудовых и материальных ресурсов

в 1985 г. (базовом) и 1991 г.

Всего по РФ Годовой объем перевозимой смеси, млн. м3 Потребность в автомашинах Экономия

Бетоносме- сители Бетоново- зы Самосва- лы затрат труда, чел.-лет бетона при доставке спецав- тотранс- портом цемента из расчета 0,3 т на 1 м3 смеси

2009 г. 2015 г. 76.402 76.402 10700 11770 15750 15080 11450 12595 5140 3450 3820 4200 1146 1260

При перевозке бетона автосамосвалом годовые потери составляют 5 %.

Бетонные работы на этом технологическом переделе связаны с применением тяжелого ручного труда. Основным способом укладки бетона является технологическая схема с использованием крановой технологии - до 90 % общего объема.

Применение автобетононасосов в различных строительных организациях показало, что годовая эксплуатационная производительность их колеблется в пределах от 1,5 до 12-15 тыс. м3. Средняя годовая выработка по стране на один бетононасос составляет 3,3 тыс. м3.

В ФРГ, Италии, США и др. странах технология укладки бетонной смеси конвейерами, бетоноукладчиками и бетононасосами применяется весьма широко. Удельный вес бетонной смеси, уложенной бетононасосами, достигает в США 20 %, бетоноукладчиками - 20-25 %; в ФРГ бетононасосами - 30-35 %, бетоноукладчиками -10-15 %. В этих странах выпускают бетоноукладчики и бетононасосы широкой модификации различного назначения и разной производительности: средняя годовая выработка - 15-16 тыс. м3 смеси, а на отдельных бетононасосах до 30-35 тыс. м3 [2, 4, 5].

Для повышения эффективности работы бетононасосов в нашей стране необходимо создать специализированные бетоноукладочные комплексы в составе бетоносмесительных установок, автобетононасосов и автобетоносмесителей с подчинением их единой диспетчерской службе. Укладку бетона целесообразно организовать по системе «франко-опалубка». Это исключит потери бетонной смеси при перегрузке, уменьшит потери рабочего времени при эксплуатации высокопроизводительных машин (табл. 3).

Таблица 3. Экономия затрат труда и объемы монолитного бетона, укладываемого бетононасосныыми комплексами

Наименование Годовой расчет выработки на 1 бетононасос, м Потребность в бетононасосах Объем уложенного бетона, тыс. м

1991 г. 2015 г.

Всего по строительным организациям (без ремстройконтор и межхозяйственных строительных организаций) 18000 16000 19958 28800

В целях дальнейшего расширения применения монолитного бетона и железобетона в промышленном и жилищно-гражданском строительстве, а также повышения технического уровня строительства с применением монолитного бетона и железобетона необходимо:

Строительным ведомствам и специализированным фирмам:

- расширить практику организации в составе трестов и управлений специализированных подразделений по приготовлению, транспортированию и укладке бетона, арматуры и опалубочным работам, оснащенных высокопроизводительной техникой и механизмами, имея в виду создание таких подразделений во всех районах сосредоточенного строительства;

- оснастить указанные подразделения средствами механизации приготовления и укладки бетона и создать необходимые условия для их полной загрузки, обеспечив одновременно ремонтными базами и средствами для технического обслуживания машин;

- Минтяжмашу необходимо принять меры к существенному повышению качества строительной техники для производства работ по приготовлению, транспортированию и укладке бетона;

- обеспечить расширение серийного производства прогрессивных машин и оборудования для их выполнения (мобильных бетоносмесительных установок производительностью 60 м3/ч, ленточных и секционных конвейеров бетоноукладчиков, блоков приготовления и введения химических добавок, автобетоновозов с емкостью кузова 4-6 м3, автобетоносмесителей с гидроприводом, установок для мойки технологического транспорта регенерации отходов).

Литература

1. Олейник П. П., Кузьмина Т. К. Моделирование деятельности технического заказчика на этапе предпроектной проработки и подготовки к строительству. Технология и организация строительного производства. / М: - 2013 - № 2 (3) - С 18-20.

2. Кузьмина Т. К., Олейник П. П., Синенко С. А. Деятельность заказчика в рыночных условиях. Справочник / Москва, 2015.

3. Кузьмина Т. К. Анкетирование как составной этап исследования адаптации деятельности службы заказчика-застройщика в рыночных условиях. Промышленное и гражданское строительство. / Ежемесячный научно-технический и производственный журнал М: - 2011, № 12 - С. 69-70.

4. Жадановский Б. В., Синенко С. А., Кужин М. Ф. Организационно-технологические решения приготовления и транспортирования бетонных смесей. Технология и организация строительного производства. 2014. № 4. С. 25-27.

5. Zhadanovsky B., Sinenko S. Pressure method of concreting piles. Advanced Materials Research. 2013. Т. 838841. С. 280-283.

6. Жадановский Б. В., Синенко С. А. Перспективы повышения технического уровня производства бетонных работ в современном строительстве. Научное обозрение. 2014. № 9-2. С. 435-438.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.