Научная статья на тему 'Рациональное применение средств предупреждения совершения осужденными новых преступлений как принцип уголовно-исполнительного законодательства'

Рациональное применение средств предупреждения совершения осужденными новых преступлений как принцип уголовно-исполнительного законодательства Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
347
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОСУЖДЕННЫЕ / ПРОФИЛАКТИКА ПРЕСТУПЛЕНИЙ / ПРИНЦИПЫ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА / ИСПОЛНЕНИЕ УГОЛОВНЫХ НАКАЗАНИЙ / CONVICTS / CRIME PREVENTION / PRINCIPLES OF PENITENTIARY LEGISLATION / EXECUTION OF CRIMINAL PUNISHMENTS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бочкарев В.В.

С принятием в 1997 году Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации впервые было определено профилактическое направление в качестве цели уголовно-исполнительного законодательства. В то же время предупредительная цель не нашла своего продолжения в системе норм, определяющих задачи, принципы и соответствующие средства ее обеспечения. Отсутствие четких правовых механизмов обеспечения приоритетных направлений негативно сказывается на конечных результатах работы служб и подразделений ФСИН России, что в итоге отражается на системе безопасности государства, общества и личности. Автор предлагает наряду с другими принципами уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации закрепить принцип рационального применения средств предупреждения совершения осужденными новых преступлений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Criminal Executive Code of the Russian Federation was adopted in 1997 and for the first time the prevention was defined as a goal of penitentiary legislation. At the same time this purpose has not found its continuation in the system of the rules defining the objectives, principles and appropriate means of ensuring it. The lack of clear legal mechanisms for ensuring the priority areas has a negative impact on the final results of the work of the services and departments of the Federal Penitentiary Service of Russia, which ultimately affects the system of the security of the state, society and individual. The author proposes to fix the principle of the rational use of means of preventing new crimes committed by the convicts among the principles of penitentiary legislation of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Рациональное применение средств предупреждения совершения осужденными новых преступлений как принцип уголовно-исполнительного законодательства»

Раздел 6. Пенитенциарная система

БОЧКАРЕВ В.В., bochkar22@rambler.ru Кафедра организации режима и надзора в уголовно-исполнительной системе; кузбасский институт Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации, 654066, г. Новокузнецк, просп. октябрьский, 49

bochkarev v.v.,

bochkar22@rambler.ru Chair of regime organization and supervision in the penal system; Kuzbass Institute of

the Federal Penitentiary Service of Russia, oktyabrsky Avenue 49,

Novokuznetsk, 654066,

Russian Federation

РАЦИОНАЛЬНОЕ ПРИМЕНЕНИЕ СРЕДСТВ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ

совершения осужденными новых преступлений как принцип уголовно-исполнительного законодательства

Аннотация. с принятием в 1997 году Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации впервые было определено профилактическое направление в качестве цели уголовноисполнительного законодательства. В то же время предупредительная цель не нашла своего продолжения в системе норм, определяющих задачи, принципы и соответствующие средства ее обеспечения. отсутствие четких правовых механизмов обеспечения приоритетных направлений негативно сказывается на конечных результатах работы служб и подразделений ФсИН России, что в итоге отражается на системе безопасности государства, общества и личности. Автор предлагает наряду с другими принципами уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации закрепить принцип рационального применения средств предупреждения совершения осужденными новых преступлений.

Ключевые слова: осужденные; профилактика преступлений; принципы уголовно-исполнительного законодательства; исполнение уголовных наказаний.

RATIONAL USE OF MEANS OF PREVENTING NEW CRIMES COMMITTED BY THE CONVICTS AS A PRINCIPLE OF PENITENTIARY LEGISLATION

Annotation. The Criminal Executive Code of the Russian Federation was adopted in 1997 and for the first time the prevention was defined as a goal of penitentiary legislation. At the same time this purpose has not found its continuation in the system of the rules defining the objectives, principles and appropriate means of ensuring it. The lack of clear legal mechanisms for ensuring the priority areas has a negative impact on the final results of the work of the services and departments of the Federal Penitentiary Service of Russia, which ultimately affects the system of the security of the state, society and individual. The author proposes to fix the principle of the rational use of means of preventing new crimes committed by the convicts among the principles of penitentiary legislation of the Russian Federation.

Keywords: convicts; crime prevention; principles of penitentiary legislation; execution of criminal punishments.

современное состояние Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации (далее - ФСИН) характеризуется новыми идеями и подходами к исполнению уголовных наказаний. Так, для улучшения технологии реализации уголовно-правовых мер защиты общества предусмотрена Концепция развития Уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года*,

* Утверждена Распоряжением Правительства РФ от 14 окт. 2010 г. N 1772-р: ред. от 23 сент. 2015 г. // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2010. N 43. Ст. 5544; 2015. N 40. Ст. 58.

предполагающая совершенствование деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания, с учетом международных стандартов и потребностей общественного развития; гуманизацию условий содержания лиц, заключенных под стражу, и лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы; повышение гарантий соблюдения их прав и законных интересов в соответствии с международными стандартами.

Обеспечение целей законодательства и перспективных направлений развития ФСИН возможно путем внедрения новых форм и методов работы с осуж-

106

денными, которые должны найти соответствующее правовое закрепление. однако прежде чем исследовать конкретные меры воздействия на осужденных, необходимо четко определиться с фундаментальными основами уголовно-исполнительного законодательства. Речь идет о принципах уголовно-исполнительного законодательства, обеспечивающих стабильное развитие общества и норм отрасли права.

В области отечественного пенитенциарного права под принципом уголовно-исполнительного законодательства понимаются руководящие положения, идеи, отражающие общую направленность и наиболее существенные черты политики государства в сфере исполнения наказаний [1, с. 183]. Так, по мнению А.с. Мих-лина, принципы уголовно-исполнительного права - это: «Руководящие правовые идеи, выражающие основные правовые взгляды государства на характер уголовно-исполнительного законодательства и регулирование общественных отношений при исполнении уголовных наказаний» [2, с. 70]. Таким образом, принципы отрасли права пронизывают все уголовноисполнительное законодательство, в ином случае тот или другой правовой аспект не вписывается в призму уголовно-исполнительных правоотношений.

следует отметить, что в теории права и законодательстве проблема принципов проходит сложный этап своего теоретического осмысления и законодательного выражения. В уголовно-исполнительном законодательстве и теории данной отрасли права эти проблемы пока достаточно полно не решены, поскольку принципы уголовно-исполнительного законодательства лишь декларированы в ст. 8 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее - УИК РФ), однако их правовая сущность и содержание не раскрыты. В связи с этим, на наш взгляд, отраслевая правовая материя остается недостаточно совершенной для выполнения функций исполнения наказания. В этом смысле, как справедливо отмечает профессор М.П. Мелентьев, «...заряд многих норм рассматриваемой отрасли права направлен на осуществление целого ряда управленческих операций, которые возложены на учреждения и органы, исполняющие наказания» [3, с. 27].

Таким образом, принципы уголовно-исполнительного законодательства представляют собой руководящие идеи и положения, выраженные в нормах уголовно-исполнительного права, отражающие наиболее существенные черты политики государства, обусловленные целями наказания и требованиями обеспечения прав человека, а также выражающие единые подходы к деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, определяющие содержание процесса исполнения наказания, требования, предъявляемые к персоналу, характеризующие качественные особенности правового положения осужденных в системе социальных связей. они являются формой правовой идеологии и призваны обеспечивать важную функцию -задавать правовой материи и механизму ее реализации определенные качественные параметры, оказывать воздействие на правосознание и поведение людей [4, с. 5-11].

Анализ уголовно-исполнительного законодательства позволяет нам утверждать, что далеко не все фундаментальные основы борьбы государства с преступлениями нашли свое отражение в ст. 8 УИК РФ. Например, в ст. 2 Федерального закона от 28 декабря 2010 г. N 390-ФЗ «О безопасности»* предусматривается принцип «приоритета предупредительных мер в целях обеспечения безопасности». В целях реализации указанного принципа п. 45 стратегии национальной безопасности Российской Федерации** предусматривает, что обеспечение государственной и общественной безопасности осуществляется путем повышения эффективности деятельности правоохранительных органов и специальных служб, органов государственного контроля (надзора), совершенствования единой государственной системы профилактики преступлений и иных правонарушений, разработки и использования специальных мер, направленных на снижение уровня криминализации общественных отношений.

Таким образом, законодательство, определяющее безопасность общества и

* Собр. законодательства Рос. Федерации. 2011. N 1. Ст. 2.

** О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации: указ Президента РФ от 31 дек. 2015 г. N 683 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2016. N 1 (ч. II). Ст. 212.

государства, значительное место отводит профилактическому направлению, которое должно реализовываться, в том числе при исполнении различных видов уголовных наказаний.

Для реализации профилактического направления при исполнении наказаний законодатель в 1997 году закрепил в УИк РФ цель уголовно-исполнительного законодательства: «предупреждение совершения осужденными новых преступлений» (ч. 2 ст. 1 УИк РФ). Наличие цели предполагает соответствующую систему, однако законодатель до сих пор не представил юридическую конструкцию средств профилактики. В то же время в рамках отдельных правовых элементов можно идентифицировать некоторые из них, такие как надзор, охрана, использование инженернотехнических средств, постановка осужденных на профилактический учет, и другие предупредительные средства. очевидно, что в дальнейшем для законодателя было бы правильно и логично предусмотреть на уровне уголовно-исполнительного закона такую профилактическую систему всех типов уголовных наказаний.

Если говорить более детально, то, исходя из криминологических основ, средства профилактики разделяются на общие меры, т.е. применяемые ко всем осужденным без исключения, и индивидуальные, т.е. направленные на отдельные категории осужденных, требующих такого внимания [5, с. 354]. Применение индивидуальных средств зависит от многих обстоятельств: объекта профилактики (т.е. самого осужденного), субъекта профилактики (т.е. должностного лица), наличия соответствующей законодательной базы, организации и др. Если применение общих средств очень жестко связано приговором суда, четко устанавливается и мало подвержено изменениям, то индивидуальные средства основаны больше на поведении осужденных, что свидетельствует о необходимости нестандартного подхода к их реализации. В такой ситуации от субъектов организации индивидуальной профилактики зависит многое, и прежде всего соблюдение требований оптимального сочетания «достаточности и необходимости». Именно такой подход предполагает принцип «рационального применения средств предупреждения совершения осужденными но-

вых преступлений», где «необходимость» - это минимально допустимый объем и интенсивность мер, а «достаточность» -это максимально допустимый порог их применения. Примерно так же понимается «рациональность» в ряде иных литературных источников, согласно которым указанное понятие подразумевает «разумность или рассудочность» [6, с. 569].

Если мы выходим за пределы указанного диапазона, то, с одной стороны, позволяем определенным категориям осужденных вести противоправную деятельность, с другой - индивидуальные предупредительные меры превращаются в карательные, требующие более серьезных ресурсов и средств, что в условиях оптимизации штатной численности ФСИН не представляется возможным.

В поддержку указанной мысли следует упомянуть о принципе «рационального применения средств исправления», цель которого закреплена также в ч. 1 ст. 1 УИк РФ. Складывается такая ситуация, что по отношению к цели исправления указанный принцип предусмотрен в законе, а по отношению к цели предупреждения он отсутствует.

Наиболее наглядным предупредительным средством, используемым в местах лишения свободы, является применение сотрудниками к осужденным физической силы специальных средств и огнестрельного оружия (ст. 86 УИК РФ, ст.ст. 29-31 Закона РФ от 21 июля 1993 г. N 5473-I «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы»*). В целях обеспечения рационального применения указанных средств профилактики законодатель установил, что интенсивность применения мер безопасности определяется с учетом складывающейся обстановки, характера правонарушения и личности правонарушителя. Таким образом, указанные средства применяются в минимальном объеме и только для пресечения противоправного действия. Такую же позицию можно привести по отношению к иным средствам индивидуальной профилактики, к которым относится реализация мер дисциплинарной ответственности, изменение вида исправительного учреждения и условий,

108

постановка осужденных на профилактический учет.

Исходя из проведенного анализа мы считаем необходимым внести изменения в ст. 8 УИк РФ и сформулировать ее следующим образом:

«статья 8. Принципы уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации

Уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации основывается на принципах законности, гуманизма, демократизма, равенства осужденных перед законом, дифференциации и индивидуализации исполнения наказаний, соединения наказания с исправительным воздействием, стимулирования правопослушного по-

ведения, рационального применения мер принуждения, средств исправления и предупреждения новых преступлений».

Выработанный нами подход позволяет сделать новый шаг, направленный на формирование единой и согласованной юридической конструкции принципов уголовно-исполнительного законодательства, определяющих основные тенденции и развитие норм законодательства, не только связанных с изоляцией лиц в учреждениях УИс, но и без такого воздействия. Более того, настало время на законодательном уровне предусмотреть конкретное содержание принципов уголовно-исполнительного законодательства, позволяющее раскрыть их сущность и правовую природу.

Список литературы

1. Уголовно-исполнительное право: учебник: в 2 т. Т. 1. Общая часть / под общ. ред. Ю.А. Калинина. 2-е изд., испр. и доп. М.: Логос; Рязань: Акад. права и управления ФСИН России, 2006. 444 с.

2. Уголовно-исполнительное право: учебник для вузов / отв. ред. А.С. Михлин. М.: Высшее образование, 2007. 430 с.

3. Мелентьев М.П. Функции исправительно-трудового права и механизм их осуществления. М., 1980. 132 с.

4. Маликов Б.З., Фазлыева Л.Н. О значении и единстве принципов института исполнения лишения свободы и принципов уголовно-исполнительного законодательства // Уголовно-исполнительное право. 2015. N 1. C. 5-11.

5. Криминология: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / под ред. Г.А. Аванесова. 5-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. 575 с.

6. Философский энциклопедический словарь. М., 1983. 840 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.