Научная статья на тему 'Рациональное пользование недрами при разработке газовых (газоконденсатных) месторождений: вопросы правового обеспечения'

Рациональное пользование недрами при разработке газовых (газоконденсатных) месторождений: вопросы правового обеспечения Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1147
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Russian Journal of Economics and Law
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО О НЕДРАХ / РАЦИОНАЛЬНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ / ОХРАНА НЕДР / ПОТРЕБНОСТИ ОБЩЕСТВА / ТЕХНИЧЕСКИЙ РЕГЛАМЕНТ / СЕРТИФИКАЦИЯ ПРОДУКЦИИ / СУБЪЕКТ ТЕХНИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ / КОНТРОЛЬ ЗА НАЦИОНАЛЬНОЙ РАЗРАБОТКОЙ МЕСТОРОЖДЕНИЯ / ЭКСПЕРТИЗА / RATIONAL USAGE / DEPOSITS PROTECTION / SOCIETY NEEDS / TECHNICAL REGULATIONS / PRODUCTION CERTIFICATION / SUBJECT OF TECHNICAL REGULATION / CONTROL OVER THE NATIONAL FIELD DEVELOPMENT / LEGISLATION ON DEPOSITS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Салиева Р. Н.

В соответствии с законодательством о недрах изложены основные требования по рациональному использованию и охране недр. Определено, что выполнение установленных требований должно обеспечиваться нормами технического законодательства. На основе анализа действующих норм в сфере регламентации, в частности, таких процессов как проектирование разработки и обустройства газовых и газоконденсатных месторождений, определена специфика правового обеспечения рационального пользования недрами при осуществлении хозяйственной деятельности. Определены задачи правового обеспечения рационального пользования недрами, сформулированы предложения по совершенствованию законодательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RATIONAL USAGE OF DEPOSITS DURING THE GAS (GAS CONDENSATE) FIELDS DEVELOPMENT: THE ISSUES OF LEGAL PROVISION

In accordance with legislation on natural deposits the author gives an account of the main requirements for the deposits' rational usage and protection. The author states that the provision of the established requirements should be supported by the technical legislation norms. On the basis of the existing norms in the regulation sphere, in particular, for such processes as projecting of the construction of gas and gas condensate deposits, the author determines the specifics of the legal provision of the deposits rational usage during the productive activity. The objectives of legal provision of the deposits' rational usage are set; the suggestions for legislation improvement are made.

Текст научной работы на тему «Рациональное пользование недрами при разработке газовых (газоконденсатных) месторождений: вопросы правового обеспечения»

УДК 347.249

Р.Н. САЛИЕВА, доктор юридических наук, профессор

Институт экономики, управления и права (г. Казань)

РАЦИОНАЛЬНОЕ ПОЛЬЗОВАНИЕ НЕДРАМИ ПРИ РАЗРАБОТКЕ ГАЗОВЫХ (ГАЗОКОНДЕНСАТНЫХ) МЕСТОРОЖДЕНИЙ: ВОПРОСЫ ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

В соответствии с законодательством о недрах изложены основные требования по рациональному использованию и охране недр. Определено, что выполнение установленных требований должно обеспечиваться нормами технического законодательства. На основе анализа действующих норм в сфере регламентации, в частности, таких процессов как проектирование разработки и обустройства газовых и газоконденсатных месторождений, определена специфика правового обеспечения рационального пользования недрами при осуществлении хозяйственной деятельности. Определены задачи правового обеспечения рационального пользования недрами, сформулированы предложения по совершенствованию законодательства.

Рациональное использование недр - это система требований, реализация которых обеспечивает полное и комплексное использование ресурсов недр для удовлетворения материальных и духовных потребностей общества.

В соответствии с действующим законодательством, основными требованиями по рациональному использованию и охране недр являются:

1) соблюдение установленного законодательством порядка предоставления недр в пользование и недопущение самовольного пользования недрами;

2) обеспечение полноты геологического изучения, рационального комплексного использования и охраны недр;

3) проведение опережающего геологического изучения недр, обеспечивающего достоверную оценку запасов полезных ископаемых или свойств участка недр, предоставленного в пользование в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых;

4) проведение государственной экспертизы и государственный учет запасов полезных ископаемых, а также участков недр, используемых в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых;

5) обеспечение наиболее полного извлечения из недр запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и попутных компонентов;

6) достоверный учет извлекаемых и оставляемых в недрах запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и попутных компонентов при разработке месторождений полезных ископаемых;

7) охрана месторождений полезных ископаемых от затопления, обводнения, пожаров и других факторов, снижающих качество полезных ископаемых и промышленную ценность месторождений или осложняющих их разработку;

8) предотвращение загрязнения недр при проведении работ, связанных с пользованием недрами, особенно при подземном хранении нефти, газа или иных веществ и материалов, захоронении вредных веществ и отходов производства, сбросе сточных вод;

9) соблюдение установленного порядка консервации и ликвидации предприятий по добыче полезных ископаемых и подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;

10) предупреждение самовольной застройки площадей залегания полезных ископаемых

и соблюдение установленного порядка использования этих площадей в иных целях;

11) предотвращение накопления промышленных и бытовых отходов на площадях водосбора и в местах залегания подземных вод, используемых для питьевого или промышленного водоснабжения.

Выполнение перечисленных требований должно обеспечиваться в большей части нормами технического законодательства. В связи с принятием и введением в действие с 1 июля 2003 года закона РФ «О техническом регулировании» законодательство в сфере регулирования вышеперечисленных процессов радикально изменяется, существенно реформируется сертификация продукции (товаров). Кроме того, в связи с продвижением России по пути вступления во Всемирную торговую организацию (ВТО) возникает потребность в унификации российского законодательства с зарубежным в сфере правового обеспечения безопасности, качества продукции (товаров), процессов производства и т.д.

В техническом законодательстве государств ЕС содержатся, в частности, нормы, регламентирующие безопасность машин и оборудования, безопасность окружающей среды, промышленную безопасность, безопасность эксплуатации зданий и установок, противопожарную безопасность, а также санитарно-эпидемиологическую безопасность и др.

В соответствии с вышеназванным законом техническое регулирование должно сопровождаться принятием и введением в действие соответствующих нормативных правовых актов. В идеале по объектам регулирования должны быть приняты: 1) технический регламент - это может быть федеральный закон или постановление Правительства либо Указ Президента Российской Федерации; 2) стандарт -это документ, в котором устанавливаются для добровольного многократного использования правила, общие принципы, характеристики процессов (методов) производства, эксплуатации и утилизации, работ или услуг; 3) декларация о соответствии или сертификат соответствия - это документальное удостоверение

того, что продукция, процессы (методы) производства, эксплуатации и утилизации, работы или услуги соответствуют установленным требованиям технических регламентов или положениям стандартов, условиям гражданско-правовых договоров.

В основном нормативном акте - Техническом регламенте - должны быть установлены обязательные для применения и соблюдения требования к объектам технического регулирования. Важно правильно определить круг объектов технического регулирования. В статье 1 Закона «О техническом регулировании», в частности, установлено, что закон регулирует отношения, возникающие при разработке, принятии, применении и исполнении обязательных требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также при разработке, принятии, применении и исполнении на добровольной основе требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг. Исходя из этого, можно утверждать, что к объектам технического регулирования относятся продукция, процессы производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации. К специальным объектам, видимо, необходимо отнести в целом процесс разработки месторождений нефти или газа, включающий проектирование обустройства нефтяных, газовых и газоконденсатных месторождений; обустройство месторождений, эксплуатацию и исследование скважин; повышение нефтегазо-отдачи пластов и производительности скважин; ремонт скважин; сбор и подготовку нефти и газа. К сожалению, процесс разработки нефтяных и газонефтяных месторождений до настоящего времени регламентируется Правилами, утвержденными коллегией Министерства нефтяной промышленности СССР 15.10.19 84 года. Существует проблема обновления этих Правил в соответствии с требованиями законодательства о техническом регулировании, а также нормами международных стандартов, в частности ISO 9001 (система управления

качеством), ISO 14001 (системы управления окружающей средой), а также ОН SAS 18001 (системы управления охраной труда и здоровья на производстве). Необходимы также нормативные акты, устанавливающие требования в сфере охраны окружающей среды к процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки и утилизации.

Проведенный анализ действующего законодательства подтверждает, что свою специфику имеет техническое регулирование в нефтегазовом комплексе, где техническое регулирование практически охватывает все виды деятельности хозяйствующих субъектов. В качестве примера с точки зрения обеспечения рационального и эффективного пользования недрами рассмотрим такой этап хозяйственной деятельности, как проектирование разработки и обустройства газовых месторождений. Нами были проведены анализ и систематизация действующих законодательных актов, регламентирующих этот вид деятельности. В частности, были изучены: 1. Действующее законодательство, регулирующее правоотношения в области проектирования разработки, обустройства и разработки газовых и газоконденсатных месторождений, в том числе проведена систематизация по следующим направлениям:

- подготовка месторождения к разработке;

- получение разрешений на землепользование, водопользование, размещение отходов, получение санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии объектов санитарным правилам и других разрешений.

2. Нормативные правовые акты, определяющие требования к разработке месторождений нефти и газа.

3. Требования промышленной безопасности к проектированию, строительству, эксплуатации, консервации и ликвидации опасных производственных объектов: регистрация в государственном реестре опасных производственных объектов; организация производственного контроля; декларация про-мыш-ленной безопасности; экспертиза про-мыш-ленной безопасности; технические устройства, применяемые на опасных про-изводственных

объектах; предупреждение чрезвычайных ситуаций; ликвидация и консервация опасных производственных объектов.

4. Требования в области охраны окружающей среды.

5. Нормативные акты по учету энергетических ресурсов и другие.

Проведенный анализ нормативных правовых актов показал, что пока нет системного технического регулирования рассматриваемых видов деятельности хозяйствующих субъектов.

В частности, выявлено, что эффективная разработка месторождений полезных ископаемых на нераспределенном фонде недр может быть обеспечена лишь в том случае, если все участники хозяйственной деятельности в сфере разработки месторождений полезных ископаемых, в частности газовых и газоконденсатных, будут руководствоваться общими принципами рационального использования природных ресурсов, а также охраны окружающей среды, такими, как:

1) сохранение и улучшение природной среды для жизни настоящего и будущего поколений;

2) сочетание научно-технического прогресса с бережным отношением к природе и рациональным использованием ее ресурсов;

3) планирование природоохранных мероприятий;

4) комплексность охраны природы; соблюдение требований законодательства и другие.

Одним из средств обеспечения эффективной разработки месторождений является право.

Нормативные правовые акты, регламентирующие предстоящую хозяйственную деятельность на этапе разработки месторождений на нераспределенном фонде недр, необходимо подготовить в соответствии со следующими задачами:

1. Создание ясной и непротиворечивой системы и процедур.

2. Формирование механизмов охраны окружающей среды, призванных способствовать рациональному использованию природных ресурсов и снижению загрязнения

окружающей среды и других негативных воздействий на нее до приемлемого уровня.

3. Обеспечение безопасности населения (технической, экологической, радиационной, санитарной, пожарной и т.д.), защиты среды обитания человека от промышленных загрязнений.

Проведен также анализ содержания проектов Правил («Правила (руководство) по проектированию разработки газовых и газоконден-сатных месторождений», «Правила (Руководство) по проектированию обустройства газовых и газоконденсатных месторождений», «Правила разработки газовых и газоконденсатных месторождений») и сформулированы предложения по внесению изменений и дополнений в указанные Проекты на основе действующих в этой сфере регулирования нормативных правовых актов.

В целом Проекты Правил носят руководящий характер, т.е. в них в основном схематично и описательно изложены такие процессы, как:

- проектирование разработки и обустройства месторождений газа и газоконденсата;

- разработка месторождений газа и газоконденсата.

Регламентируемые процессы включают в себя различные составные элементы:

- разработка дополнительных требуемых по законодательству документов;

- прохождение согласований с управленческими структурами, с общественными образованиями (местное население, малочисленные народы).

- осуществление различных видов деятельности, в т.ч. проведение опасных производственных работ, и эксплуатация особо опасных производственных объектов и другие.

В связи с этим в Проектах нормативных правовых актов указаны конкретные правовые акты, которыми следует руководствоваться при проектировании разработки и обустройства и при разработке месторождений, а также изложены соответствующие требования, содержащиеся в этих нормативных правовых актах.

В системе технического регулирования подготовленные проекты Правил проектирова-

ния разработки и обустройства и Проекты Правил разработки газовых и газоконденсат-ных месторождений представляют собой обобщающие (системообразующие) документы.

В соответствии с п.3 Методических рекомендаций по разработке систем технического регулирования в отраслях и сферах деятельности, под системой технического регулирования в отрасли понимается упорядоченная определенным образом совокупность объектов технического регулирования, для каждого из которых определены набор обязательных и добровольных требований, формы оценки соответствия этим требованиям, а также возможности их скоординированного использования в данной и смежных отраслях.

В связи с этим в каждой отрасли экономики должен быть разработан классификатор объектов технического регулирования. В частности, в газовой отрасли в таком классификаторе должны быть указаны объекты технического регулирования (например, машины и оборудование; сооружения, скважины глубокого бурения и т.п.). В соответствии с таким классификатором по каждому объекту технического регулирования должен быть разработан Технический регламент.

В технических регламентах также должны содержаться положения о контроле за рациональной разработкой месторождений. В частности, в случае нарушения требований право пользования недрами может быть ограничено, приостановлено или прекращено уполномоченными государственными органами в соответствии с законодательством. Рассмотрение, согласование проектной и технической документации на разработку месторождений полезных ископаемых осуществляет Федеральное агентство по недропользованию (пункт 5.3.13 Положения о Федеральном агентстве по недропользованию, утвержденного Постановлением Правительства от 17.06.2004 г. № 293).

Технологические проектные документы на разработку газовых и газоконденсатных месторождений подлежат обязательной государственной экспертизе для обеспечения выполнения лицензионных соглашений (договоров на

право пользования участками недр), рационального использования и охраны недр.

В соответствии с пунктом 6.3 Положения о Федеральном агентстве по недропользованию, утвержденном Постановлением Правительства от 17.06.2004 г. № 293, Приказом Федерального агентства по недропользованию от 20.07.2005 г. № 806, создана Центральная комиссия по разработке месторождений полезных ископаемых (ЦКР Роснедра), а в соответствии с Приказом от 03.03. 2005 г. № 217 территориальное отделение ЦКР - ТКР.

ЦКР проводит экспертизу технологических проектных документов на разработку наиболее крупных месторождений. Технологические проектные документы по оставшимся более мелким месторождениям подлежат экспертизе ТКР.

При проведении государственной экспертизы уполномоченные органы и должностные лица обязаны принимать меры к охране конфиденциальной информации о содержании технологических проектных документов, могущей составлять предмет государственной и коммерческой тайны (сведения о балансовых запасах, новых применяемых технологиях, технических решениях, «ноу-хау») в соответствии со ст. 139 ГК РФ.

Информация о работе скважин, соблюдении лицензионных соглашений, имеющихся отклонениях от проектных показателей является общедоступной.

Положение о государственном контроле за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, утвержденное постановлением Правительства РФ от 12 мая 2005г. № 293, определяет порядок проведения государственного контроля за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр (государственного геологического контроля), органы государственного геологического контроля, их полномочия, права, обязанности и порядок работы.

Задачей государственного геологического контроля является обеспечение соблюдения всеми пользователями недр установленного порядка пользования недрами, законодательства

и утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил) в области геологического изучения, использования и охраны недр, правил ведения государственного учета и отчетности.

Государственный геологический контроль осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере природопользования, Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору, являющейся органом государственного горного надзора, и их территориальными органами, органами государственной власти субъектов РФ.

Органы государственного геологического контроля осуществляют государственный контроль за:

- соблюдением требований законодательства Российской Федерации о недрах, утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил) и иных нормативных правовых актов, имеющих обязательную силу для всех пользователей недр при проведении ими всех видов работ, связанных с использованием и охраной недр, в том числе на континентальном шельфе Российской Федерации;

- соблюдением установленного законодательством порядка предоставления лицензий на пользование недрами;

- соблюдением пользователями недр условий, определенных в лицензии на пользование недрами;

- ведением работ по геологическому изучению и использованию недр методами и способами, исключающими экономически не обоснованные потери полезных ископаемых в недрах и снижение их качества и др.

В целом законодательство о техническом регулировании в рассматриваемой сфере общественных отношений находится в стадии формирования.

В связи с этим представляется целесообразным сгруппировать объекты технического регулирования в нефтегазовом секторе экономики в соответствии с этапами хозяйственной деятельности и соответственно построить систему норм технического регулирования.

Приведенные примеры, на наш взгляд,

подтверждают высказанное нами мнение о том, что техническое регулирование общественных отношений в различных сферах экономической (хозяйственной) деятельности представляет собой сложный процесс. При этом возникает вопрос об отраслевой принадлежности норм в сфере технического регулирования. В юридической литературе предлагается отнести технические нормы к источникам административного права [1]. В учебнике по предпринимательскому праву вопросы технического регулирования рассматриваются в разделе «Правовое обеспечение качества товаров, работ, услуг» [2]. Видимо, пока нельзя однозначно отнести нормы законодательства в сфере технического регулирования к той или иной отрасли права. В соответствии со ст.1 Закона РФ «О техническом регулировании», нормы этого закона регулируют отношения, возникающие при:

- разработке, принятии и исполнении обязательных требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации;

- разработке, принятии, применении и исполнении на добровольной основе требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг;

- оценке соответствия. Закон также определяет права и обязанности участников регулируемых отношений. Фактически нормы закона регулируют самые разнообразные отношения -и отношения по созданию системы обязательной стандартизации и сертификации, а также государственного контроля за соблюдением требований технических регламентов (это сфера публично-правового регулирования -государственного, административного, экологического права); а также отношения в сфере добровольного подтверждения соответствия (это сфера предпринимательского, гражданского права). Видимо, пока можно говорить о комплексной отрасли законодательства в сфере технического регулирования, формирующейся, в том числе и под воздействием процессов глобализации, в частности в соответствии с происходящими процессами унификации российского законодательства с документами Европейского экономического сообщества по техническому регулированию.

Список литературы

1. Тихомиров Ю.А. Техническое законодательство -новая отрасль? // Право и экономика.- 2006. - № 2. - С.4.

2. Ершова И.В. Предпринимательское право: учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ИД «Юриспруденция», 2003. - С.374-371.

В редакцию материал поступил 11.01.07.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.