РАЦИОНАЛЬНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ И ОХРАНА ЗЕМЕЛЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ
RATIONAL USE AND PROTECTION OF AGRICULTURAL LANDS
УДК: 332.363 DOI:10.24411/2588-0209-2020-10144
Мамонтова Ирина Юрьевна, кандидат педагогических наук, специалист по учебно-методической работе кафедры ЭТиМ ФГБОУ ВО «Государственный университет по землеустройству», г. Москва, Россия
Irina J. Mamontova, candidate of pedagogical sciences specialist in training and methodical work of the department of economic theory and management, State university of land use planning, Moscow, Russia
Аннотация. Проблемы в сфере использования и охраны земель сельскохозяйственного назначения в настоящее время являются очень актуальными.
В статье рассмотрены вопросы касающиеся использования земель сельскохозяйственного назначения: структура земель сельскохозяйственного назначения, негативные природные воздействия влияющие на качество земель, собственники земель, правовой режим земель сельскохозяйственного назначения, проблемы вовлечения неиспользуемых земельных участков в хозяйственный оборот, проблемы в системе земельно-ипотечного кредитования и другое.
Посредством использования широкого спектра научно-практических методов и системного анализа в работе сформулирован комплекс мер правового, организационного и управленческого характера для решения задачи обеспечения эффективности использования и охраны земель сельскохозяйственного назначения.
Summary. Problems in the use and protection of agricultural land are now very pressing.
The article deals with issues related to the use of agricultural land: the structure of agricultural land, negative natural impacts affecting the quality of land, owners of land, the legal regime of agricultural land, problems of involving unused land in economic circulation, problems in the system of land and mortgage lending, etc. Through the use of a wide range of scientific and practical methods and systematic analysis, the work has formulated a set of legal, organizational and managerial measures to meet the challenge of ensuring the efficient use and protection of agricultural land.
Ключевые слова: земли сельскохозяйственного назначения, использование земель, рациональное использование, охрана земель, качество земель. Keywords: agricultural lands, use of lands, rational use, protection of lands, quality of lands.
Введение
Устойчивое социально-экономическое развитие России на основе рационального и эффективного использования земель сельскохозяйственного назначения является актуальной и наиважнейшей проблемой.
Земли сельскохозяйственного назначения являются: основой для обеспечения продовольственной безопасности, как одной из главных составляющих национальной безопасности страны;
• основой для устойчивого развития агропромышленного комплекса России, а следовательно, поступательного роста и развития экономики страны;
• являются сферой существования и повышения уровня и качества жизни населения страны, обеспечивая получение экологически безопасной и биологически полноценной продукцией.
Отсюда следует важность представленного нами анализа рационального и экологичного использования земель сельскохозяйственного назначения в Российской федерации.
Цели исследования
Выявить возможные пути и методы повышения уровня эффективного использования земель сельскохозяйственного назначения, при соблюдении мер охраны этих земель.
Методы исследования
Нами использовался разнообразный теоретико-методологический, статистический и другой инструментарий для анализа статистических данных, анализа правового и экономического механизмов использования и оборота земель, существующей практики введения в оборот земель сельскохозяйственного назначения; а так же системный подход для выработки основных рекомендательных положений по улучшению использования и охраны земель сельскохозяйственного назначения.
Результаты и обсуждения
Главные цели и задачи эффективного использования земель сельскохозяйственного назначения заключаются в необходимости сохранения и рационального, эффективного использования сельскохозяйственных угодий и
агроландшафтов, создание условий для увеличения объемов производства высококачественной сельскохозяйственной продукции при условии сохранения плодородия почв, соблюдения требований в области охраны окружающей среды.
По состоянию на 1 января 2018 г. общая площадь земель сельскохозяйственного назначения в России составила 383,2 млн. га, из них земли сельскохозяйственных угодий составляли 197, 8 млн. га. Следовательно, площадь несельскохозяйственных угодий в структуре земель сельскохозяйственного назначения составляет 185.4 млн. га. При этом более 26% (101,4 млн. га) несельскохозяйственных угодий составляют земли, предоставленные и предназначенные для северного оленеводства, значительная часть которых (28 %) занята лесом.
Негативные воздействия. На значительной части сельскохозяйственных земель происходят негативные процессы: развитие эрозии, заболачивание, засоление, опустынивание, подтопление, зарастание сельскохозяйственных угодий малоценными лесными насаждениями, сорными и карантинными растениями. Эти негативные процессы приводят к неизбежно выводу земель из хозяйственного оборота, плодородные сельскохозяйственные угодья деградируют.
По результатам государственного учета показателей плодородия земель сельскохозяйственного назначения, осуществляемого федеральными государственными учреждениями, центрами и станциями агрохимической службы, центрами химизации и сельскохозяйственной радиологии, подведомственными Министерству сельского хозяйства России, площадь неиспользуемой пашни составляет 19,4 млн. га, из них около 9 млн. га заросло древесно-кустарной растительностью, около 0,5 млн. га подверглись заболачиванию и подтоплению. Но площадь пашни, пригодной для введения в сельскохозяйственный оборот, составляет более 11 млн. га , т.е. более 55% от всей неиспользуемой пашни.
Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор) в 2018 году обследовал 9,8 млн. га земель сельскохозяйственного назначения, им проведено более 42 тыс. контрольно-надзорных мероприятий и выявлено более 16,9 тыс. нарушений обязательных требований земельного законодательства на общей площади более 1 млн га:
- 11,5 тыс . нарушений на площади более 923 тыс. га, связанных с невыполнением землепользователями обязательных мероприятий по защите земель от негативных природных воздействий, влияющих на качественное состояние земля;
- 9,6 тыс.нарушений на площади 713,6 тыс. га, связанных с зарастанием сорной, древесной и кустарной растительностью;
- выявлено несанкционированных свалок на площади 1,3 тыс. га;
- выявлено несанкционированных карьеров по добыче по добыче общераспространенных полезных ископаемых на площади около 0,1 тыс. га
Собственники земли. По данным Росреестра, по состоянию на 1 января 2018года земли сельхоз назначения находились:
■ в государственной и муниципальной собственности - 255, 5 млн. га (66,7%
);
■ в частной собственности - 127,8 млн. га (33,3%), в том числе:
^ в собственности граждан - 108,5 млн.га (28,3% земель категории), причем 83,6 млн. га этих земель (77%) находились в общей долевой
собственности, из них около 18 млн. га составляют невостребованные земельные доли, собственники которых в установленный законодательством срок не передали их в аренду либо не распорядились иным образом;
^ в собственности юридических лиц - 19,3 млн. га (5%).
В связи с появлением большого количества собственников земля и наличием сельскохозяйственных товаропроизводителей различных форм собственности проблемы управления сельскохозяйственным производством в целом и землями сельскохозяйственного назначения в частности стоят как никогда остро.
Из общей площади неиспользуемых земель сельскохозяйственного назначения более половины составляют земли, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, свободны от прав третьих лиц. Остальную площадь составляют составляют земля сельскохозяйственного назначения, не используемые по целевому назначению, находящиеся в собственности граждан, юридических лиц, а так же, находящиеся в государственной и муниципальной собственности и предоставленные в постоянное (бессрочное) пользование, пожизненное наследуемое владение и аренду.
Таким образом, площадь неиспользуемых земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной собственности превышает показатель площади неиспользуемых земель, находящихся в частной собственности.
Сравнение общей площади неиспользуемых земель сельскохозяйственных угодий с данными о невостребованных долях (около 50% от неиспользуемых земель) показывает, что этот фактор во многом обуславливает отсутствие положительной динамики данного показателя.
Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения. Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения сформирован достаточно обширной нормативно-правовой базой - более десятка федеральных законов (в т.ч. Гражданский, Земельный, Лесной, Водный кодекс, федеральные законы "О развитии сельского хозяйства", "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", "О землеустройстве", "О мелиорации земель", "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", "О личном подсобном хозяйстве" и др.) и еще более значительным количеством подзаконных актов.
Основные направления государственного регулирования в сфере рационального использования земель сельскохозяйственного назначения сформулированы, в частности, в Основах государственной политики использования земельного фонда Российской Федерации на 2012-2020 годы (далее - Основы государственной земельной политики.), Доктрине продовольственной безопасности Российской Федерации, Концепции устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 года, Стратегии устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030года, Концепции развития государственного мониторинга земель сельскохозяйственного назначения и земель, используемых или предоставленных для ведения сельского хозяйства в составе земель иных категорий, и формирования государственных информационных ресурсов об этих землях на период до 2020 и иных документах стратегического планирования.
Действует масштабная Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья, продовольствия на
2013-2020 годы, ведомственные проекты - «Устойчивое развитие сельских территорий» и «Развитие мелиоративного комплекса России».
С 1 января 2020 года началась реализация Государственной программы «Комплексное развитие сельских территорий», в рамках которой предусмотрены мероприятия по сохранению и восстановлению природных ландшафтов.
Но следует отметить, что действующее законодательство не обеспечивает достаточную защиту земель сельскохозяйственного назначения, используемых для сельскохозяйственного производства. В частности, допускается включение таких земель, в том числе особо ценных , в границы населенных пунктов, а также размещение на таких землях объектов транспорта, энергетики и связи.
Остаются актуальными следующие проблемы в сфере земельных отношений:
• определение надлежащих субъектов по использованию и охране земель сельскохозяйственного назначения;
• совершенствование управления земельными ресурсами из состава земель сельскохозяйственного назначения, в том числе в части проведения землеустройства, кадастрового учета, государственной регистрации прав на земли сельскохозяйственного назначения, государственного земельного надзора и муниципального земельного контроля;
• совершенствование механизмов предоставления земельных участков сельскохозяйственного назначения и изъятие неиспользуемых или используемых с нарушением земельного законодательства земель;
• повышение залоговой ликвидности земель сельскохозяйственного назначения.
Вовлечение неиспользуемых земельных участков в хозяйственный оборот. В последнее время на законодательном уровне предпринят ряд мер, направленных на вовлечение неиспользуемых земельных участков, в том числе земельных участков сельскохозяйственного назначения, в хозяйственный оборот.
Федеральный закон от 3 июля 2016 года № 354-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка изъятия земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения при их неиспользовании по целевому назначению или использовании с нарушением законодательства Российской Федерации» определил соответствующий правовой механизм.
Исходя из результатов правоприменительной практики, можно сделать вывод, что само по себе изъятие земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства, в связи с его неиспользованием по целевому назначению, не всегда позволяет достичь результатов по вовлечению такого земельного участка в сельскохозяйственный оборот:
о На практике возникают случаи, когда продажа земельного участка на публичных торгах не осуществляется ввиду отсутствия лиц, желающих приобрести данные земельные участки на условиях, предложенных организаторами таких торгов. При этом орган государственной власти или органы местного самоуправления также не всегда обладают бюджетными средствами, необходимыми для приобретения земельного участка в государственную или муниципальную собственность в соответствии с пунктом 10
статьи 6 Федерального закона от 24 июля 2003 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».
о Следует учитывать отдельные недостатки правоприменительной практики, связанные с избыточными требованиями, предъявляемыми к добросовестным землепользователям на этапе освоения новых земельных участков, нуждающихся в культуртехнической мелиорации и земельных участков из состава залежных земель.
В настоящее время большая часть качественных пахотных земель сельскохозяйственного назначения распределена и используется сельскохозяйственными предприятиями, поэтому расширение землепользования зачастую происходит за счет вовлечения в оборот залежных, заросших древесно-кустарниковой растительностью земель, которые не обрабатывались и не использовались по назначению в течение ряда лет. Вовлечение в сельскохозяйственное производство таких земельных участков за два-три года практически невозможно. Подготовка таких земельных участков к использованию требует дополнительных финансовых вложений и отвлечения техники и работников предприятия в сезон сельскохозяйственных работ.
При этом фактически нигде документально не закрепляется в каком состоянии был приобретен земельный участок, но имеют место случаи привлечения землепользователей к административной ответственности по статьям8.7, 8.8КоАП РФ.
о Неиспользование земельных участков сельскохозяйственного назначения во многих случаях является следствием отсутствия на региональном уровне сбалансированных экономических условий для развития сельского хозяйства и эффективной работы сельхозпроизводителей (отсутствие доступа к кредитным ресурсам на выгодных условиях, стабильного рынка сбыта, необходимой производственной и транспортной инфраструктуры, административные барьеры при получении государственной поддержки).
о Органы государственной власти и органы местного самоуправления фактически не лишены возможности перевода таких земельных участков в земли иных категорий, изменения вида разрешенного использования, в том числе для продажи земельных участков на аукционах для строительства объектов различного назначения в целях пополнения своих бюджетов, а не в целях развития сельского хозяйства. В таких условиях само по себе изъятие земель сельскохозяйственного назначения не сможет обеспечить достижения целей вовлечения их в сельскохозяйственный оборот.
В этой связи, разработка законодательных механизмов, направленных на вовлечение в оборот неиспользуемых земельных участков, в том числе земельных участков сельскохозяйственного назначения, требует комплексного и системного подхода и не может сводиться только к упрощению порядка изъятия таких земельных участков.
Проблемы в системе земельно-ипотечного кредитования. Широкое распространение ипотеки земельных участков сельскохозяйственного назначения сдерживается во многом из-за неоформленности права собственности на земельные участки и невозможности их использования в качестве залоговой базы для получения кредитных средств.
Федеральным законом от 06 июня 2019г. № 138-Ф3 «О внесении изменений в Федеральный закон « Об ипотеке (залоге недвижимости)» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования залога земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения» в законодательство внесены изменения,
направленные на создание условий для привлечения дополнительных кредитных ресурсов для сельскохозяйственных товаропроизводителей.
Недостатки правовых механизмов оборота земель сельскохозяйственного назначения. Отдельной проблемой является отсутствие порядка определения разрешенного использования сельскохозяйственных земель. Классификатор видов разрешенного использования земельных участков, утвержденный приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 1 сентября 2014 года № 540, не решает этой проблемы.
Кроме того, не определено правовое значение землеустроительной документации.
Заявительный принцип осуществления государственного кадастрового учета и регистрации прав на земельные участки разрушил систему информационного обеспечения управления земельными ресурсами. По оценке экспертов, учтено и зарегистрировано не более 15 процентов земельных участков сельскохозяйственного назначения. Не разграничены земли, находящиеся в государственной собственности, отсутствует актуальная планово-картографическая основа. Сложившаяся ситуация усугубляется неопределенностью границ земельных участков, что порождает нелегитимность сделок, криминализацию земельного рынка, высокий уровень коррумпированности в сфере земельных отношений.
Государственный кадастр недвижимости в части земельных участков из состава земель сельскохозяйственного назначения не содержит сведений , позволяющих учесть специфику земель сельскохозяйственного назначения как природного ресурса, используемого в качестве главного средства производства в сельском хозяйстве.
В случае отмены деления земель на категории, исключения из законодательства принципа приоритете охраны земель и их использования в качестве средств производства в сельском и лесном хозяйстве перед использованием в качестве недвижимого имущества, установления приоритета законодательства о градостроительной деятельности над земельным законодательством при решении вопросов территориального планирования, перехода от определения общего целевого назначения и, исходя из него, непосредственно правового режима земельных участков на основе принадлежности к категории земель - к точечному определению правового режима конкретного земельного участка на основании установления его разрешительного использования создаст многочисленные риски утраты земель сельскохозяйственного назначения ввиду упрощения их выбытия из сельскохозяйственного производства и изменения их основного предназначения в пользу другого использования, в частности, застройки, и отрицательно скажется на развитии всей отрасли сельского хозяйства.
Меры экономического стимулирования целевого и рационального использования земель сельскохозяйственного назначения. Большая часть территории России характеризуется сложными природно-климатическими условиями. Следовательно высокий и стабильный уровень производства сельскохозяйственной продукции может быть обеспечен в значительной степени на основе развития мелиорации земель.
В России имеется 9,47 млн. га мелиорированных земель, в том числе 4,69 млн. га орошаемых и 4, 78 млн. га осушенных, из них фактически в сельскохозяйственном производстве для выращивания сельскохозяйственных культур используется 7,08 млн. га мелиорированных земель (75% от имеющихся), в том числе 3,89 млн. га орошаемых и 3,13
млн. га осушенных. При этом в неудовлетворительном мелиоративном состоянии находятся 0,9 млн. га орошаемых земель (19%) и 1,78 млн. га осушенных земель (37%).
В этой связи весьма актуальной остается проблема повышения эффективности использования мелиорированных земель.
В последние годы в мелиорации все большее распространение находят экономически выгодные эффективные системы орошения, нашедшие широкое применение в сельхоз предприятиях и особенно в фермерских хозяйствах.
В рамках ведомственной программы «Развитие мелиоративного комплекса России» предусмотрено оказание государственной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям, осуществляющим мероприятия по вовлечению в оборот сельскохозяйственных земель: возмещение затрат, связанных в осуществлением агролесомелиоративных, фитомелиоративных и культуртехнических мероприятий.
Альтернативными мерами, направленными на обеспечение надлежащего использования земель сельскохозяйственного назначения и вовлечение неиспользуемых земель в хозяйственный оборот могут служить меры экономического стимулирования: компенсация части затрат на проведение работ, необходимых для вовлечения в оборот новых земель путем создания современных эффективных систем орошения, или предоставление сельскохозяйственной техники сельскохозяйственным
товаропроизводителям обеспечивающим вовлечение новых земель в оборот.
Также резервы повышения эффективности использования земель сельскохозяйственного назначения могут быть реализованы путем применения гибких фискальных инструментов. Например, введение льготной (0%) налоговой ставки на период освоения и введения в полноценный хозяйственный оборот заброшенных (не используемых более 5 лет для производства сельскохозяйственной продукции) земельных участков из состава земель сельскохозяйственного назначения.
Выводы
В результате проведенного исследования сформирован комплексный список мер, необходимых для решения задачи повышения уровня эффективного использования и охраны земель сельскохозяйственного назначения:
• завершить формирование субъектами РФ перечня особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий, отнесенных к землям, использование которых для других целей не допускается;
• выполнить работы по определению местоположения границ особо ценных сельскохозяйственных земель и границ зон их охраны с включением соответствующих сведений в государственный кадастр недвижимости;
• усовершенствовать порядок установления и изменения видов разрешенного использования земельных участков в составе сельскохозяйственных земель;
• исключить случаи размещения объектов, не связанных с сельскохозяйственным производством, на сельскохозяйственных угодьях;
• выполнить комплекс мероприятий, обеспечивающих увеличение доли мелиорируемых земель в составе сельскохозяйственных угодий;
• усовершенствовать порядок оформления земельных долей;
• уточнить виды работ по землеустройству, их состав и порядок проведения таких работ;
• уточнить требования к порядку проведения работ по землеустройству;
• уточнить требования к подготовке и составу землеустроительной документации;
• установить обязанности для правообладателей земельных участков в составе сельскохозяйственных земель проводить работы по охране сельскохозяйственных земель, повышению плодородия земель и организации их рационального использования.
Необходима полная инвентаризации земель сельскохозяйственного назначения, включающей оценку качества земель, актуализацию природно-сельскохозяйственного районирования, результатом которой должно явится зонирование территорий на землях сельскохозяйственного назначения по классам земель по степени их пригодности для вовлечения в оборот.
Литература
¡.Официальный сайт Министерство сельского хозяйства Российской Федерации. URL: http://mcx.ru
2. Официальный сайт Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору ( Россельхознадзор). URL: http://www.fsvps.ru
3. Официальный сайт Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр). URL: https://rosreestr.ru
4. «Земельный кодекс Российской Федерации» от 25.10.2001 N 136-Ф3 (редакция от
27.12.2019). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_33773 (дата обращения 07.02.2020)
5. Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства» от 29.12.2006 N 264-ФЗ (последняя редакция) URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_64930 (дата обращения 07.02.2020)
6. Федеральный закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» от 24.07.2002 N 101-ФЗ (последняя редакция) URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_37816 (дата обращения 07.02.2020)
7. Федеральный закон «О землеустройстве» от 18.06.2001 N 78-ФЗ (последняя редакция) URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_32132 (дата обращения
07.02.2020)
8. Федеральный закон «О мелиорации земель» от 10.01.1996 N 4-ФЗ (последняя редакция) URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8864 (дата обращения 07.02.2020)
9. Федеральный закон «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» от 11.06.2003 N 74-ФЗ (последняя редакция) URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_42662 (дата обращения 07.02.2020)
10. Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка изъятия земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения при их неиспользовании по целевому назначению или использовании с нарушением законодательства Российской Федерации» от 03.07.2016 N 354-Ф3 (последняя редакция) URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_200731 (дата обращения 07.02.2020)
11. Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об ипотеке (залоге недвижимости) » и отдельные законодательные акты Российской Федерации в
части совершенствования залога земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения» от 06.06.2019 N 138-Ф3
URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_326255 (дата обращения 07.02.2020)
12. Приказ Минэкономразвития России от 01.09.2014 N 540 (редакция от 04.02.2019) «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков» (Зарегистрировано в Минюсте России 08.09.2014 N 33995) URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_168733/2ff7a8c72de3994f30496a0ccbb1d dafdaddf518 (дата обращения 07.02.2020)
13. Госпрограмма развития сельского хозяйства на 2013 - 2020 годы. URL: http://mcx.ru/activity/state-support/programs/program-2013-2020 (дата обращения 07.02.2020)
14. Ведомственная программа «Развитие мелиоративного комплекса России» URL: http://mcx.ru/activity/state-support/programs/program-2013-2020/info-melioration-development (дата обращения 07.02.2020)
15. Федеральная научно-техническая программа развития сельского хозяйства на 2017 - 2025 годы. URL: http://mcx.ru/activity/state-support/programs/technical-program (дата обращения 07.02.2020)
16. Меры государственной поддержки агропромышленного комплекса. URL: http://mcx.ru/activity/state-support/measures (дата обращения 07.02.2020)
17. Цыпкин Ю.А., Фомин А.А., Пакулин С.Л., Козлова Н.В., Феклистова И.С. Инновационные направления устойчивого развития агропромышленного комплекса // Международный сельскохозяйственный журнал, 2019. № 6(372). С. 84-88
18. Комов Н. В., Шарипов С. А., Цыпкин Ю. А., Конокотин Н. Г., Фомин А. А., Сорокина О. А. Управление земельными ресурсами. М.: Научный консультант, 2020. 556 с.
19. Иванов Н.И., Шевченко Т.В., Горбунов В.С. Статистический анализ современного развития агропромышленного комплекса в регионах России // Вестник РУДН. Серия: агрономия и животноводство, 2019. 14(4). С.520-558
20. Фомин А.А. Проект "цифровое сельское хозяйство" - драйвер инновационного развития АПК // АПК: экономика и управление, 2019. № 11. С. 72-76
21. Фомин А.А. Обеспечение эффективного и рационального использования земель сельскохозяйственного направления // Московский экономический журнал, 2018. № 1. С. 3
References
1. Official website Ministerstvo sel'skogo khozyaistva Rossiiskoi Federatsii. [Ministry of Agriculture of the Russian Federation]. URL: http://mcx.ru
2. Official website Federal'naya sluzhba po veterinarnomu i fitosanitarnomu nadzoru ( Rossel'khoznadzor) [Federal Service for Veterinary and Phytosanitary Supervision (Rosselkhoznadzor)]. URL: http://www.fsvps.ru
3. Official website Federal'naya sluzhba gosudarstvennoi registratsii, kadastra i kartografii (Rosreestr ) [Federal Service of State Registration, Cadastral and Cartography (Rosreestre)]. URL: https://rosreestr.ru
4. «Zemel'nyi kodeks Rossiiskoi Federatsil» ["Land Code of the Russian Federation"] dated 25.10.2001 No. 136- FZ (ed. 27.12.2019). URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_33773 (accessed 07.02.2020)
5. Federal Law«O razvitii sel'skogo khozyaistva» ["On Development of Agriculture"] dated 29.12.2006 No. 264- FZ (last edition) URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_64930 (accessed 07.02.2020)
6. Federal Law «Ob oborote zemel' sel'skokhozyaistvennogo naznacheniya» ["On Turnover of Agricultural Lands"] dated 24.07.2002 No. 101- FZ (last edition) URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_37816 (accessed 07.02.2020)
7. Federal Law «O zemleustroistve» ["On Land Administration"] dated 18.06.2001 No. 78- FZ (last edition) URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_32132 (accessed 07.02.2020)
8. Federal Law «O melioratsii zemel'» ["On Land Reclamation"] dated 10.01.1996 No. 4- FZ (last edition) URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8864 (accessed 07.02.2020)
9. Federal Law «O krest'yanskom (fermerskom) khozyaistve» ["On Peasant (Farm) Farming"] dated 11.06.2003 No. 74- FZ (last edition) URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_42662 (accessed 07.02.2020)
10. Federal law «O vnesenii izmenenii v otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossiiskoi Federatsii v chasti sovershenstvovaniya poryadka iz"yatiya zemel'nykh uchastkov iz zemel' sel'skokhozyaistvennogo naznacheniya pri ikh neispol'zovanii po tselevomu naznacheniyu ili ispol'zovanii s narusheniem zakonodatel'stva Rossiiskoi Federatsil» ["About Introduction of Amendments to Separate Acts of the Russian Federation regarding Improvement of an Order of Seizure of Land from the Agricultural Land at Their Non-use on Purpose or Use with Violation of the Law of the Russian Federation"] of 03.07.2016 No. 354-FZ (latest revision) of URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_200731 (accessed 07.02.2020)
11. The federal law "About introduction of amendments to the Federal law "About a Mortgage (Pledge of the Real Estate) " and Separate Acts of the Russian Federation regarding Improvement of Pledge of the Land Plots from the Agricultural Land" of 06.06.2019 No. 138-FZ URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_326255 (accessed 07.02.2020)
12. Order of the Ministry of Economic Development of the Russian Federation No. 540 dated 01.09.2014 (ed. 04.02.2019) «Ob utverzhdenii klassifikatora vidov razreshennogo ispol'zovaniya zemel'nykh uchastkov» ["On Approval of Classifier of Types of Permitted Use of Land Plots"] (Registered in the Ministry of Justice of the Russian Federation on 08.09.2014 No. 33995) URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_168733/2ff7a8c72de3994f30496a0ccbb1d dafdaddf518 (accessed 07.02.2020)
13. Gosprogramma razvitiya sel'skogo khozyaistva na 2013 - 2020 gody [ State program of agricultural development for 2013 - 2020 years]. URL: http://mcx.ru/activity/state-support/programs/program-2013-2020 (accessed 07.02.2020)
14. Departmental program «Razvitie meliorativnogo kompleksa Rossil» ["Development of Russian reclamation complex"]. URL: http://mcx.ru/activity/state-support/programs/program-2013 -2020/info-melioration-development (accessed 07.02.2020)
15. Federal'naya nauchno-tekhnicheskaya programma razvitiya sel'skogo khozyaistva na 2017 -2025 gody [Federal Scientific and Technical Program for Agricultural Development 2017 -
2025]. URL: http://mcx.ru/activity/state-support/programs/technical-program (accessed 07.02.2020)
16. Mery gosudarstvennoi podderzhki agropromyshlennogo kompleksa [Measures of state support for agro-industrial complex]. URL: http://mcx.ru/activity/state-support/measures (accessed 07.02.2020)
17. Tsypkin Yu.A., Fomin A.A., Pakulin S.L., Kozlova N.V., Feklistova I.S. (2019). Innovatsionnye napravleniya ustoichivogo razvitiya agropromyshlennogo kompleksa [Innovative directions of sustainable development of agro-industrial complex]. Mezhdunarodnyi sel'skokhozyaistvennyi zhurnal , No 6(372), pp. 84-88
18. Komov N. V., Sharipov S. A., Tsypkin Yu. A., Konokotin N. G., Fomin A. A., Sorokina O. A. (2020) Upravlenie zemel'nymi resursami [Management of land resources]. Moscow: Nauchnyi konsul'tant. 556 p.
19. Ivanov N.I., Shevchenko T. V., Gorbunov V.S. (2019) Statisticheskii analiz sovremennogo razvitiya agropromyshlennogo kompleksa v regionakh Rossii [Statistical analysis of modern development of agro-industrial complex in regions of Russia]. VestnikRUDN. Seriya: agronomiya i zhivotnovodstvo, No. 14(4), pp. 520-558
20. Fomin A.A. (2019) Proekt "tsifrovoe sel'skoe khozyaistvo" - draiver innovatsionnogo razvitiya APK [Digital Agriculture Project - Driver of Innovative Development of Agro-Industrial Complex]. APK: ehkonomika i upravlenie, No. 11, pp. 72-76
21. Fomin A.A.(2018) Obespechenie ehffektivnogo i ratsional'nogo ispol'zovaniya zemel' sel'skokhozyaistvennogo napravleniya [Ensuring effective and rational use of lands of agricultural purpose]. Moskovskii ehkonomicheskii zhurnal, No. 1. pp. 147-157