Научная статья на тему 'РАЦИОНАЛЬНОЕ И ИРРАЦИОНАЛЬНОЕ В СОВРЕМЕННОМ МИФОТВОРЧЕСТВЕ НАРОДА: ПОЛИТИЧЕСКАЯ МИФОЛОГИЯ'

РАЦИОНАЛЬНОЕ И ИРРАЦИОНАЛЬНОЕ В СОВРЕМЕННОМ МИФОТВОРЧЕСТВЕ НАРОДА: ПОЛИТИЧЕСКАЯ МИФОЛОГИЯ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
155
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Социология
ВАК
Ключевые слова
РАЦИОНАЛЬНОЕ МЫШЛЕНИЕ / ИРРАЦИОНАЛЬНОЕ МЫШЛЕНИЕ / МИФ / СОВРЕМЕННАЯ МИФОЛОГИЯ / ФАЛЬСИФИКАЦИЯ / ПОЛИТИЧЕСКАЯ МИФОЛОГИЯ / ИДЕОЛОГИЯ / ПОЛИТИКА / ЭЛИТА / ОБЩЕСТВО / RATIONAL THINKING / IRRATIONAL THINKING / MYTH / MODERN MYTHOLOGY / FALSIFICATION / POLITICAL MYTHOLOGY / IDEOLOGY / POLITICS / ELITE / SOCIETY

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Афанасьев Ньургун Вячеславович

Автор в работе затрагивает общественную функцию современной политической мифологии и рассматривает его общие черты с классическими формами мифов. Современная политическая мифология прошла долгий путь от классических мифов первобытного общества к сознательному идеологическому мифотворчеству, где на смену политическим фактам и знанию приходят легенды, вымыслы, символы и образы. В статье раскрывается проблематика современного политического мифотворчества со стороны идеологии. После этого дается обоснование, что идеологическое мифотворчество является самым эффективным инструментом в руках фальсификаторов истории ради достижения своих политических целей. Основными выводами проведенного исследования являются, что политический миф входящий к категории инструментов, обслуживающих идеологические интересы имеет значительную характеристику иррационального компонента. Но в современных условиях политический миф является плодом рациональных действий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RATIONAL AND IRRATIONAL IN THE CONTEMPORARY MYTH-MAKING OF THE PEOPLE: POLITICAL MYTHOLOGY

The author in the work touohes upon the sooial funotion of modern political mythology and examines its oommon features with classical forms of myths. Modern political mythology has come a long way from the classical myths of primitive society to the conscious ideological myth-making, where legends, fictions, symbols and images replace political facts and knowledge. The article reveals the problems of modern political myth-making from the side of ideology. After that, a substantiation is given that ideological myth-making is the most effective tool in the hands of the falsifiers of history in order to achieve their political goals. The main conclusions of the study are that the political myth included in the category of instruments serving ideological interests has a significant characteristic of an irrational component. But in modern conditions, the political myth is the fruit of rational action.

Текст научной работы на тему «РАЦИОНАЛЬНОЕ И ИРРАЦИОНАЛЬНОЕ В СОВРЕМЕННОМ МИФОТВОРЧЕСТВЕ НАРОДА: ПОЛИТИЧЕСКАЯ МИФОЛОГИЯ»

Рациональное и иррациональное в современном мифотворчестве народа: политическая мифология

Афанасьев Ньургун Вячеславович,

кандидат филологических наук, доцент, заведующий кафедрой «Фольклор и культура» ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» E-mail: [email protected]

Автор в работе затрагивает общественную функцию современной политической мифологии и рассматривает его общие черты с классическими формами мифов. Современная политическая мифология прошла долгий путь от классических мифов первобытного общества к сознательному идеологическому мифотворчеству, где на смену политическим фактам и знанию приходят легенды, вымыслы, символы и образы. В статье раскрывается проблематика современного политического мифотворчества со стороны идеологии. После этого дается обоснование, что идеологическое мифотворчество является самым эффективным инструментом в руках фальсификаторов истории ради достижения своих политических целей. Основными выводами проведенного исследования являются, что политический миф входящий к категории инструментов, обслуживающих идеологические интересы имеет значительную характеристику иррационального компонента. Но в современных условиях политический миф является плодом рациональных действий.

Ключевые слова: Рациональное мышление, иррациональное мышление, миф, современная мифология, фальсификация, политическая мифология, идеология, политика, элита, общество.

Введение

На сегодняшний день современное мифотворчество стало объектом пристального внимания исследователей. Этот интерес во многом можно объяснить тем, что в обществе происходит переоценка самого феномена мифологии. Рассматривая миф как культурный универсальный феномен, мы неизбежно сталкиваемся с необходимостью детального рассмотрения мифотворчества нового времени. Что такое миф в современных условиях, какова его общественная функция, и что общего у него с классическими формами мифов.

Анализ сходства и различия между первобытной и современной мифологией приводит нас к лучшему пониманию последней. Мифы традиционных обществ были целостными системами, с помощью которых аккумулировался и обобщался многовековой опыт первобытного коллектива. Они выполняли важную социальную роль. По сути дела, миф был краеугольным камнем того фундамента, на котором возводились общественные институты и строились социальные отношения.

С развитием и усложнением различных аспектов жизни социума, начиная от политики и кончая экономикой, мифология начинает утрачивать свои лидирующие позиции среди мировоззренческих систем. Традиционная мифология начинает распадаться, и первичный синкретизм становиться источником разнообразных форм группового сознания. Таки образом, на обломках традиционной мифологии вырастают зрелые религиозные системы, которые, в свою очередь, становятся основой науки и философии.

Двадцатое столетие, которое ознаменовалось великими достижениями

210

и катастрофами, из «книжного» общества превратилось в общество «экранное». Массовое воздействие электронных СМИ стало благодатной почвой для формирования современного мифотворчества. Широкие круги общества, используя современны коммуникационные возможности, стали одновременно создателями мифов и их активными потребителями. С самого рождения современный человек попадает под влияние мифов, через которые он перенимает идеалы и ценности старших, и далее самостоятельно их формирует уже в собственные ценности [15, с. 52].

Существование современных и традиционных мифов является процессом параллельным, и те и те являются оставляющими системы мифологии в целом. И в современных условиях мы можем вести речь о мифологии религиозной, мифологии художественной и мифологии политической.

Предлагаем подробнее остановиться на последней из них - мифологии политической.

Основное

Современная политическая мифология прошла долгий путь от классических мифов первобытного общества к сознательному идеологическому мифотворчеству, где на смену политическим фактам и знанию приходят легенды, вымыслы, символы и образы. Под политическим мифом Кр. Флад понимает повествование с идеологической направленностью, которое претендует на истину в представлении о сегодняшнем дне, минувшем и возможном будущем [19, с. 14]. Это позволяет нам прийти к выводу о принадлежности политического мифа к категории инструментов, обслуживающих идеологические интересы.

Между мифом и идеологией многие ученые ставят знак равенства. На наш взгляд, это справедливо с небольшим замечанием о том, что для мифа характерным является значительный иррациональный компонент. По справедливому замечанию А.Н. Кольева, политический миф не может быть реализован

без рациональной компонента основы. Это еще раз подтверждает, что современные политические мифы имеют под собой идеологическую подоплеку. Идеологи сознательно эксплуатируют мифологические сюжеты, но те же самые процессы могут происходить бессознательно в массах [13, с. 130].

О том, что различные виды этих процессов следует различать, пишет Н.С. Автономова. По ее словам, миф может быть рожден как в результате целенаправленной реконструкции, так и так и имитирован бессознательно. В первом случае он является продуктом сознательной работы идеологов, цель которых заключается в том, чтобы косвенным способом внедрить в массовое сознание выгодные им идеологические штампы и стереотипы, которые бы человек не подвергал рациональному критическому осмыслению [2, с. 235].

Безусловно, между мифами, которые пытаются объяснить окружающую действительность и передать переживания человека, и мифами, являющимися продуктом индивидуального творчества, есть существенная разница, и они никоим образом не подлежат отождествлению.

Между тем, стать элементом идеологической практики могут и мифы, возникшие спонтанным образом.

Политический миф в современных условиях является не стихийным творчеством народных масс, а плодом рациональных действий. Современные мифы появились на свет в результате интеллектуальных усилий с целью подкрепления и обоснования тех или иных идеологических моделей, в отличие от их классических предшественников, далеких от теоретизирования.

Но есть существенная разница между искусственно созданными профессионалами политическими мифами и мифами религиозной направленности и традиционной мифологией, хотя в центре внимания любых мифов остается мифологизированное прошлое определенных территорий, а также события и исторические персонажи, имеющие важное значение для народа,

211

страны. Политические мифы локального характера, используемые в роли политических инструментов выполняют такие функции, как формирование новых идеалов, поддержка местных традиций или низвержение социокультурного фундамента [4, а 36].

Российское общество на протяжение столетий было богато политической мифологией, что было обусловлено достаточной изолированностью страны от остального мира и крайне недостаточными знаниями об этом мире. Мифы рождались в гуще народных масс в периоды общественных катаклизмов либо создавались провластной элитой для укрепления верховной власти, ее сакрализации. Создавая картину окружающей действительности в позитивных тонах, мифы пытались примирить народные массы и отдельных индивидов с тяжелой жизнью и недружественным окружением.

Например, в Советском Союзе на смену православной мифологии пришла коммунистическая, где начало новой эры ознаменовал исторический залп «Авроры». Как и у античных мифов, большевики создали свой пантеон «героев», некрополь и новую историю, которая открывала путь к всемирному счастью и равенству, при этом история дореволюционная была историей тьмы, зла, угнетения простых людей и т.д.

Современное российское общество развивается в условиях столкновения различных мифотворческих ресурсов, которые работают в интересах ряда политических сил, каждая из которых руководствуется своими интересами.

Создаваемые по заказу политиков мифы политического и идеологического характера превращаются в фактор массового сознания в том случае, если они гармонируют, не вступают в противоречие с исторической, классической мифологией народа, цивилизационны-ми и национальными архетипами. Одним из таких «вечных» мифов россиян является имперский миф, миф о русской идее, своем русском пути и «Третьем Риме» [1, а 127].

Сознание мифологического типа определяет организацию россий-

ского социальной жизни, подпитывая убежденность в своем мессианстве, особой роли в мировой истории. Отечественная мифология в некотором роде служит укреплению информационной безопасности страны, примиряя широкие круги населения с противоречиями между интересами правящей верхушки и народом. Идеологическая и политическая мифология позволяет российскому народу сплотиться в критические моменты истории.

1. Историческая живучесть мифологии, ее роль в качестве неотъемлемого элемента культуры на протяжении всех исторических периодов обусловливает необходимость ее глубокого теоретического изучения, что и происходит в наше время по разным направлениям. Например, Г.В. Осипов в своем фундаментальном труде произвел анализ социологических и философских аспектов различных подходов к исследованию мифов социального характера [14, ^ 24].

2. Изучается сущность мифологии социальной направленности, осуществляется сравнительный анализ мифов и других форм общественного сознания. Исследуются особенности и направления современного мифотворчества и мифологии в целом, прежде всего в контексте влияния на этот феномен со стороны СМИ, цифровых коммуникаций, рекламы и т.д. [6; 18; 20; 21].

3. Анализируется отечественное мифотворчество, как современное, так и классическое, что предполагает осуществление классификации современных мифов и мифов советской эпохи, их влияние на отдельных индивидов и общество в целом [17; 14].

Для нашей страны в теперешних исторических условиях самым актуальным является направление, отмеченное в третьем пункте. Эта актуальность основана на следующих соображениях.

Во-первых, глобализационные процессы, которые не могут не затронуть Россию, ведут к серьезной трансформации привычного мирового порядка, внося в него фундаментальные изменения. Именно такие переломные време-

212

на придают мифотворчеству новый импульс, расширяют его границы.

Во-вторых, Россия продолжает проходить непростой период своей истории, период политической и экономической турбулентности. Такие исторические эпохи также характеризуются активизацией процессов мифотворчества

В-третьих, сложности современной эпохи подталкивают народы к стремлению переосмыслить свою историю, пересмотреть концепции своей культурной идентичности, что применительно к России означает возрождение традиционных традиций и смыслов, что входит уже в сферу влияния мифов [3, с. 7].

Современные мифы социальной направленности оставляют основу для манипулирования сознанием масс. А значит, как отдельные мифы, так и мифология в целом могут и должны быть подвергнуты критическому рассмотрению и осознанию.

В рамках современного политического мифотворчества в России применяется широкий выбор тем, которые помогают удержать имидж власти на приемлемом уровне и добавить ему привлекательности. Это можно рассмотреть с позиции исследования гносеологических параметров образа (маркеров) Чужого.

Современными исследователями тема «чужого» рассматривалась достаточно интенсивно (О.В. Манцерова, И.В. Приорова, М.М. Бичарова, И.В. Лебедева, Е.В. Хлыщёва, С.Н. Якушен-ков, А.П. Романова и др.). Исследовались филологический, этнической, социально-политической аспекты этой темы. Рассматривая научную литературу по данной тематике, считаем целесообразным остановится на таком ее проявлении, как представление в качестве «чужих» некоей элитной группы, которая отделена от остальных людей свой системой ценностей и взаимным непониманием. Эта тема особенно любопытна и выделяется среди массива работ в этой сфере именно благодаря своей элитологической направленности.

Понятие «чужого» достаточно активно используется в целях манипуляции

общественным сознанием. Наделяя помеченные этим ярлыком людей, страны и народы всеми мысленными и немыслимым отрицательными чертами, делается попытка сплочения общества вокруг вымышленных «угроз» и, кроме того, это удобный способ возвеличить себя в своих глазах на счет принижения окружающих, не имея на этот оснований и не желая прилагать для этого никаких усилий.

Чаще всего сигнал «чужой» вызывает настороженность, чувство угрозы [16, с. 232]. Именно так и относятся к элите большинство рядовых граждан, поскольку именно за государственной элитой, правящим классом, закреплено право на насилие.

Среди самых эффективных инструментов в борьбе с «чужой» элитой отмечают борьбу в информационном поле, что зачастую связано с фальсификациями. Как считает профессор П.Л. Карабущенко, среди главных целей политической мифологии следует отметить манипулирование мнением целевой аудитории, когда «чужие» сознательно наделяются отрицательными характеристиками [12, с. 205]. При это мифы о самих представителях политического истеблишмента зачастую подкрепляются профессиональной работой PR-технологов, а некоторые из них даже могут стать частью официальную истории.

Анализируя политическую историю, приходим к выводу, что идеологическое мифотворчество было самым эффективным инструментом в руках фальсификаторов истории ради достижения свои политических целей. К этому инструменту в равной мере прибегают как авторитарные или тоталитарные режимы, так и элиты демократических стран [8; 5].

Наравне с коррупцией, историческая фальсификация является инструментом деструктивной направленности в руках правящих верхушек. Как свидетельствует анализ, главными предметом заботы властных элит, ради чего они прибегают к фальсификациям, является история, которая может проде-

213

монстрировать негативную роль в ней представителей властной верхушки, а также сам факт о принадлежности к элите тех или иных людей. Манипуляции через фальсификацию истории являются сильнейшим механизмом влияния на сознание масс. В собственных глазах правящая верхушка видит себя наследницей, если не правопреемниками героических предков. В истории страны они выделяют светлые героические страницы, оставляя в забытьи преступления и иные темные деяния предков [10, с. 156].

Большое значение для политической карьеры современных политиков играют различного рода рейтинги, которые дают им оправдание их пребыванию на верхних ступенях властной лестницы. Однако насколько рейтинги объективны и является ли их главной задачей беспристрастные замеры популярности того или иного политика или политической силы? Как отмечает профессор Карбушенко П.Л., значительная часть таких исследований проводятся в рамках PR технологий в интересах конкретного политика или партии, а некоторые из представителей так называемой элиты дутыми рейтингами просто пытаются скрыть свою интеллектуальную несостоятельность [9, с. 218-220].

По мнению многих исследователей, роль фальсификаций в жизни социума и отдельного индивидуум настолько велика, что современная наука не вправе игнорировать это явление. И эта роль непрерывно возрастает в процессе развития информационных технологий и охвата ими все больших слоев населения, что делает исключительно актуальной проблему верификации опубликованной информации. В наше время одним из самых эффективных методов, позволяющих проверить достоверность информации, считается герменевтический метод. С его помощью мы можем не только сделать глубокий анализ текста, но также изучить личность самого автора. Бытует устойчивое мнение, что адекватному пониманию текста способствует знание особенностей написав-

шего его автора. Можно с уверенностью констатировать, что современное общество испытывает потребность уже не столько к свободному доступу к информации, сколько в ее верификации [7, с. 310-326].

Как свидетельствует анализ таких явлений, профессиональные качества представителей элиты непосредственно связаны с их качествами внутренними. Видимо, этим объясняется зачастую крайне непрофессиональные действия правящей верхушки, что приводит их к необходимости искать оправдания через грубую фальсификацию. История становится одной из первых жертв такой фальсификации [11, с. 264-274].

Исследователи практически едины во мнении, что анализируя исторические тексты, следует активно обращаться к методике герменевтики, что позволит устранить политические мифы из нашего прошлого и выявить фальсификации.

Вывод

Таким образом, рассматривая современную мифологию, мы должны понимать, что она не является классической мифологией, механически перенесенной на современную почву. Речь идет о мифе рационализированном, который принял форму символа. Но, в качестве одной из форм идеологии, современная мифология политической направленности характеризуется наличием всех ее особенностей, при этом преобладание в ней иррациональной составляющей, что обусловливает наличие признаков классической мифологии. А суть политической мифологии состоит из идеологической модели.

Литература

1. Августин Блаженный. О Граде Бо-жием. - М.: АСТ, 2000. - 1296 с.

2. Автономова, Н.С. Разум. Рассудок. Рациональность. М.: Наука, 1988. -288 с.

3. Андреев А.П., Селиванов А.И. Русская традиция. М.: Алгоритм, 2004. -319 с.

214

4. Балынская Н.Р. Особенности функционирования журналистики в процессе формирования современного мифа // Ценности интеллигибельного мира. Вып. 2. - Магнитогорск: Изд-во МГТУ им Г.И. Носова. 2005. - С. 31-37.

5. Вартумян А.А. Исторический контекст формирования постсоветских региональных элит / А.А. Вартумян // Элитология России: современное состояние и перспективы развития: мат-лы I Всерос. элито-логического конгресса (7-8 октября 2013 г., г. Ростов-на-Дону). - Ростов н/Д.: Изд-во ЮРИФ РАНКиГС, 2013. - Т. 1. - С. 44-51.

6. Зуй М.И. Социология-мифология-философия (типы сознания) // Социологические исследования. 1996. № 2. С. 13-22.

7. Карабущенко П.Л. Историческая герменевтика: фальсификация, верификация, истина / П.Л. Карабу-щенко // Каспийский регион: политика, экономика, культура. - 2013. -№ 3 (36). - С. 310-326.

8. Карабущенко П.Л. Политическая история: истина и фальсификация политического прошлого / П.Л. Ка-рабущенко // Каспийский регион: политика, экономика, культура. -2010. - № 2. - С. 310-327.

9. Карабущенко П.Л. Рейтинг и антирейтинг элит: имитация и фальсификация элитности в элитах / П.Л. Карабущенко // Каспийский регион: политика, экономика, культура. - 2013. - № 4 (37). - С. 215-223.

10. Карабущенко П.Л. Фальсификация политической истории как средство борьбы элит за власть / П.Л. Карабущенко // Гуманитарные исследования. - 2013. - № 2 (46). - С. 150157.

11. Карабущенко П.Л. Элита власти в вертепе политической фальсификации / П.Л. Карабущенко // Каспийский регион: политика, экономика, культура. - 2013. - № 2 (35). -С. 264-274.

12. Карабущенко П.Л. Элитология мифа: монография / П.Л. Карабу-

щен-ко. - Астрахань: Издательский дом «Астраханский университет», 2009. - 322 с.

13. Кольев, А.Н. Политическая мифология: Реализация социального опыта. М.: Логос, 2003. - 384 с.

14. Осипов Г.В. Социальное мифотворчество и социальная практика. М.: Норма, 2000. - 543 с.

15. Панарин А.С. Народ без элиты. -М.: Изд-во Алгоритм, 2006. - 352 с.

16. Романова А.П. Культурная безопасность и страх перед чужим /А. П. Романова // Каспийский регион: политика, экономика, культура. -2013. - № 2 (35). - С. 228-237.

17. Соболева Н.И. Социальная мифология: социокультурный аспект // Социологические исследования. 1999. № 10. С. 145-148.

18. Тощенко Ж.Т. Время мифов и пути преодоления // Социологические исследования. 2006. № 1. С. 37-44.

19. Флад К. Политический миф. Теоретическое исследование. - М.: Прогресс-Традиция, 2004. - 264 с.

20. Черныш М.Ф. Противоречия становления социального партнерства // Социологические исследования. 2004. № 6. С. 16-25.

21. Шелов-Коведяев Ф.В. Сознание-миф-жизнь // Общественные науки и современность. 2007. № 4. С. 28-38.

RATIONAL AND IRRATIONAL IN THE CONTEMPORARY MYTH-MAKING OF THE PEOPLE: POLITICAL MYTHOLOGY

Afanasyev N.V.

North-Eastern Federal University

The author in the work touches upon the social function of modern political mythology and examines its common features with classical forms of myths. Modern political mythology has come a long way from the classical myths of primitive society to the conscious ideological myth-making, where legends, fictions, symbols and images replace political facts and knowledge. The article reveals the problems of modern political myth-making from the side of ideology. After that, a substantiation is given that ideological myth-making is the most effective tool in

215

the hands of the falsifiers of history in order to achieve their political goals. The main conclusions of the study are that the political myth included in the category of instruments serving ideological interests has a significant characteristic of an irrational component. But in modern conditions, the political myth is the fruit of rational action.

Keywords: rational thinking, irrational thinking, myth, modern mythology, falsification, political mythology, ideology, politics, elite, society. References

1. Augustine the Blessed. About the City of God. - M.: AST, 2000. - 1296 p.

2. Avtonomova, NS Reason. Reason. Rationality. M.: Nauka, 1988. - 288 p.

3. Andreev A.P., Selivanov A.I. Russian tradition. M.: Algorithm, 2004. - 319 p.

4. Balynskaya N. R. Features of the functioning of journalism in the process of the formation of a modern myth // Values of the intelligible world. Issue 2. - Magnitogorsk: Publishing house of the Moscow State Technical University named after G.I. Nosov. 2005. - S. 31-37.

5. Vartumyan AA Historical context of images of post-Soviet regional elites / AA Var-tumyan // Elitology of Russia: current state and development prospects: materials of the I All-Russian. elitological congress (October 7-8, 2013, Rostov-on-Don). - Rostov n / a.: Publishing house of JURIF RANKiGS, 2013. - T. 1. - S. 44-51.

6. Zui M.I. Sociology-mythology-philosophy (types of consciousness) // Sociological research. 1996. No. 2. S. 13-22.

7. Karabuschenko P.L. Historical herme-neutics: falsification, verification, truth / P.L. Karabuschenko // Caspian region: politics, economics, culture. - 2013. - № 3 (36). - P. 310-326.

8. Karabuschenko P.L. Political history: truth and falsification of the political past / P.L. Karabuschenko // Caspian region: pol-

itics, economics, culture. -2010. - № 2. -P. 310-327.

9. Karabuschenko P.L. Rating and anti-rating of elites: imitation and falsification of elite in the elites / P.L. Karabuschenko // Caspian region: politics, economy, culture. - 2013. -№ 4 (37). - P. 215-223.

10. Karabuschenko P.L. Falsification of political history as a means of the struggle of elites for power / P.L. Karabuschenko // Humanitarian research. - 2013. - № 2 (46). - Pp. 150-157.

11. Karabuschenko P.L. Power elite in the den of political falsification / P.L. Karabuschen-ko // Caspian region: politics, economics, culture. - 2013. - № 2 (35). - P. 264-274.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Karabuschenko P.L. Elitology of myth: monograph / P.L. Karabushchenko-ko. - Astrakhan: Publishing house "Astrakhan University", 2009. - 322 p.

13. Koliev, AN Political mythology: Realization of social experience. M.: Logos, 2003. - 384 p.

14. Osipov G.V. Social myth-making and social practice. M.: Norma, 2000. - 543 p.

15. Panarin A.S. A people without an elite. - M.: Publishing house Algorithm, 2006. - 352 p.

16. Romanova A.P. Cultural security and fear of the stranger / A.P. Romanova // Caspian region: politics, economics, culture. - 2013. -№ 2 (35). - P. 228-237.

17. Soboleva N.I. Social mythology: sociocul-tural aspect // Sociological studies. 1999. No. 10. S. 145-148.

18. Toshchenko Zh.T. Time of myths and ways of overcoming // Sociological research. 2006. No. 1. S. 37-44.

19. Flood K. Political myth. Theoretical research. - M.: Progress-Tradition, 2004. -264 p.

20. Chernysh M.F. Contradictions of the formation of social partnership // Sociological studies. 2004. No. 6. S. 16-25.

21. Shelov-Kovedyaev F.V. Consciousness-myth-life // Social sciences and modernity. 2007. No. 4. S. 28-38.

216

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.