Научная статья на тему 'Рационально-предметный профессиональный стиль педагога физического воспитания'

Рационально-предметный профессиональный стиль педагога физического воспитания Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
101
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТИЛЬ / ТРЕНИРОВОЧНЫЙ ПРОЦЕСС

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Русаков Александр Альбертович

В статье обозначена проблема использования педагогами физического воспитания наиболее рационального профессионального стиля в тренировочном и учебно-воспитательном процессе в зависимости от целевых задач, индивидуальных характеристик, от внешних факторов и субъектных предпочтений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Русаков Александр Альбертович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Rational and subject professional style of the teacher of physical training

The article designates the problem of using the most efficient style of professional activity in the training and educational process according to the targets, individual characteristics, external factors and subjective preferences by physical training teachers.

Текст научной работы на тему «Рационально-предметный профессиональный стиль педагога физического воспитания»

напряженности. Это, по их мнению, позволит расслабить мышцы и более качественно произвести выстрел.

Достаточно серьезное влияние на эффективность соревновательной деятельности при стрельбе из пистолета оказывают хорошо развитые умения во время отложить выстрел при затянувшейся паузе прицеливания (r= +0,39), а также навыки правильного расположения туловища, а также точного расположения стоп и ног (r=+0,34). Тренеры отмечают, что многие курсанты военно-учебных заведений осуществляют неправильные действия при расположении стоп и ног. Это приводит к неправильному распределению давления на них. Расположение стоп ног и распределение давления на них очень важны для балансировки тела стрелка. Исследованиями установлено, что многие классные стрелки используют позицию, когда ноги находятся на ширине плеч. Вес при этом положении располагается равномерно на две стопы. Это позволяет спортсменам достичь чувства сбалансированности.

ВЫВОДЫ

Проведенное исследование позволило выявить следующие показатели: высокий уровень морально-психологической готовности; хорошо развитые навыки плавного прицеливания, нажатия на спусковой крючок и удержания пистолета. Далее идут: постановка правильного дыхания во время прицеливания и при проведении выстрела, а также хорошо развитые навыки правильной и однообразной изготовки к стрельбе на огневом рубеже. Важны умения курсантов абстрагироваться от разных неблагоприятных факторов внешней среды во время соревнований, хорошо развитые навыки точного расположения стоп ног, правильное прицеливание и переход к удержанию пистолета при полной концентрации внимания на выстреле.

Контактная информация: d_ivanov@inbox.ru

Статья поступила в редакцию 21.02.2016

УДК 378.796

РАЦИОНАЛЬНО-ПРЕДМЕТНЫЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТИЛЬ ПЕДАГОГА

ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Александр Альбертович Русаков, кандидат педагогических наук, доцент, Иркутский государственный университет, г. Иркутск

Аннотация

В статье обозначена проблема использования педагогами физического воспитания наиболее рационального профессионального стиля в тренировочном и учебно-воспитательном процессе в зависимости от целевых задач, индивидуальных характеристик, от внешних факторов и субъектных предпочтений.

Ключевые слова: педагог физической культуры, профессиональный стиль, тренировочный процесс.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2016.02.132.p151-154

RATIONAL AND SUBJECT PROFESSIONAL STYLE OF THE TEACHER OF

PHYSICAL TRAINING

Alexander Albertovich Rusakov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer.

Irkutsk State University, Irkutsk

Annotation

The article designates the problem of using the most efficient style of professional activity in the training and educational process according to the targets, individual characteristics, external factors and

subjective preferences by physical training teachers.

Keywords: physical training teacher, professional style, training process.

Изучение уровня понимания профессионального стиля деятельности учителя физической культуры и спортивных тренеров позволило нам получить следующие результаты. По данным наблюдения, анкетирования и интервьюирования относительно предпочтений в выборе стиля выяснилось, что подавляющее большинство спортивных тренеров проявление того или иного стиля связывают, во-первых, с ситуативными особенностями, а во-вторых, с возрастными характеристиками объектов тренировочного процесса. Так, тренеры, особенно командных видов спорта, работающие с группами спортивного совершенствования (16 лет и старше), во время соревновательного периода используют безапелляционный авторитарный стиль, так как в это время любая инициатива спортсмена, отступление от выработанного сценария могут привести к возникновению рассогласованности в команде. В условиях стрессовой обстановки тренер сознательно использует всю полноту своей власти, единолично принимая решения, но в то же время он несет и основную ответственность за результат. Методами воздействия при этом являются диктат и поощрение.

В подготовительный период, когда тренировочный процесс проходит в максимальном и субмаксимальном режимах, в системе «тренер - спортсмен» и «тренер - команда» прослеживаются принципы диалогизма, партнерства, сотрудничества, являющиеся признаками демократического стиля. В это время тренер активно привлекает спортсменов к выработке определенных тактических наработок, причем именно спортсмен часто является инициатором принятия решения.

В восстановительный период тренер до минимума снижает контроль за деятельностью спортсменов, сознательно ограничивая свои обязанности. Основными методами спортивно-тренировочного процесса этого периода являются рекомендации и консультации. Это обусловлено тем, что спортсмены групп спортивного совершенства достаточно долгое время занимаются спортивной деятельностью и имеют определенный опыт и стойкую мотивацию на успех.

Вышеизложенное свидетельствует о том, что в зависимости от ситуации тренеры, работающие со спортсменами достаточно высокой квалификации, используют в своей практике полный диапазон стилей - от догматично-авторитарного до попустительски-либерального.

Тренировочный процесс в группах начальной подготовки (10-12 лет) характеризуется преобладанием достаточно жесткого авторитарного стиля деятельности тренера, обусловленного двумя основными причинами:

- во-первых, несформированностью функциональных (спортивно значимых) умений и навыков, предполагающей репродуктивно-подражательный уровень взаимодействия в системе «тренер - спортсмен»;

- во-вторых, возрастными индивидуально-психологическими особенностями воспитуемых, для которых в данном возрасте характерна повышенная возбудимость, вызывающая необходимость использования в практической деятельности методов и приемов преимущественно подавляющего характера, субъект-объектной направленности: жесткого организационного регулирования и усиленного контроля за правильностью выполнения упражнений. Использование данного стиля деятельности обусловлено необходимостью в небольшой промежуток времени сформировать достаточный объем спортивной подготовленности, которая будет использована как тренером, так и спортсменом в процессе углубленного погружения в спортивно-тренировочную деятельность.

Занятия с тренировочными группами (13-15 лет) характеризуются включением во взаимодействия тренера и спортсмена эвристического (большей самостоятельности; осознания своих потенциальных возможностей; зоны ближайшего развития способностей как общей, так и технико-тактической направленности) и креативного (инициативность в

решении поставленной задачи; стремление выяснить причинные связи и зависимости) уровней.

Чем больший опыт спортивной деятельности имеется у воспитанников, тем более творчески-разнообразным становится процесс взаимодействия всех субъектов тренировочной деятельности. Профессиональный стиль тренера постепенно меняется от авторитарного к демократическому, включающему систему индивидуальных заданий, поощрения оправданной инициативы, творчества, совместного поиска наиболее эффективного решения поставленных задач.

Подобная тенденция к повышению эффективности типологически обоснованного стиля в зависимости от возраста и подготовленности учащихся прослеживается и у учителей физической культуры в школе.

Проведенное исследование показало, что более комфортно в профессиональной деятельности чувствуют себя учителя, работающие с учащимися той возрастной группы и той функциональной подготовленности, которая наиболее соответствует их стилевой направленности.

Проанализировав стилевую направленность педагогов физической культуры в профессиональной деятельности, позволило нам в числе прочих выделить рационально-предметный стиль. Он понимается нами как ситуативная стратегия педагогической деятельности, основанная на достаточном уровне сформированности профессиональных компетентностей с учетом внешних факторов и условий (половозрастная наполняемость, уровень обученности, условия труда и т. д.) и характеризуется следующими особенностями [1,3]:

- характер индивидуально-стилевых проявлений преподавателя физической культуры может изменяться в зависимости от внешних факторов и субъектных предпочтений;

- эффективность учебно-воспитательного процесса обусловливается проявлением стилевых особенностей и зависит от возрастных характеристик учащихся и уровня их подготовленности;

- стилевые особенности учителя физической культуры является аккумулирующей субстанцией поведенческих характеристик учителя, включающих стиль управления, общения, поведения и когнитивный стиль.

Применение рационально-предметного стиля деятельности способствует нейтрализации недостатков и приводит к более полной реализации положительных личностных свойств, способностей, задатков учителя. При этом происходит своеобразное «сращивание» объективных требований деятельности, уровня профессиональных компетентностей и свойств личности, причем характер такой зависимости может быть, как прямым, так и обратным.

ЛИТЕРАТУРА

1. Русаков, А. А. Формирование стиля профессиональной деятельности будущего учителя физической культуры : автореф. дис ... канд. пед. наук / Русаков А.А. - Москва, 2010. - 20 с.

2. Русаков, А.А. Основы теории спорта : учебное пособие / А.А. Русаков. - Иркутск : Изд-во Восточно-Сибирская государственная академия образования Иркут. Гос. Пед. ун-та, 2013. - 142 с.

3. Русаков, А.А. Профессионально-стилевое формирование учителя физической культуры в педагогическом вузе : монография / А.А. Русаков. - Иркутск : [б. и.], 2012. - 130 с.

REFERENCES

1. Rusakov, A.A. (2009), Style forming of professional practice of future physical éducation teacher, dissertation, Moscow.

2. Rusakov, A.A. (2013), Bases of sport theory: Study guide, East-Siberian State Academy of Education ISPU, Irkutsk.

3. Rusakov, A.A (2012), Professional-style forming of physical education teacher in the Pedagogical University: Monograph, Vsgao, Irkutsk.

Контактная информация: irkrusakov@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 08.02.2016

УДК 618.525

ИССЛЕДОВАНИЕ ФУНКЦИИ РАВНОВЕСИЯ ГИМНАСТОВ С СИНДРОМОМ

ДАУНА

Светлана Владимировна Седоченко, кандидат педагогических наук, Тамара Павловна Бегидова, кандидат педагогических наук, профессор, Павел Юрьевич Королев, кандидат педагогических наук, доцент, Воронежский государственный институт физической культуры» (ВГИФК), г. Воронеж; Екатерина Юрьевна Мукина, кандидат педагогических наук, доцент, Анастасия Сергеевна Мукина, студентка, Медицинский институт Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина (ТГУ), г. Тамбов

Аннотация

Адаптивный спорт активно развивается, расширяя представления о возможностях лиц, имеющих отклонения в состоянии здоровья. В статье представлены результаты исследования координационных способностей гимнастов с синдромом Дауна с использованием стабилоанализатора компьютерного с биологической обратной связью «Стабилан-01-2».

Ключевые слова: Специальная Олимпиада, Спортивный Союз Людей с Синдромом Дауна, спортивная гимнастика, координационные способности.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2016.02.132.p154-159

RESEARCH OF FUNCTION OF BALANCE OF GYMNASTS WITH SYNDROME OF

DOWN

Svetlana Vladimirovna Sedochenko, the candidate of pedagogical sciences, Tamara Pavlovna Begidova, the candidate of pedagogical sciences, professor, Paul Yuryevich Korolev, the candidate of pedagogical sciences, the senior lecturer, Voronezh state institute of physical training; Ekaterina Yurievna Mukina, the candidate of pedagogical sciences, the senior lecturer, Anastasia Sergeevna Mukina, the student of Medical institute of the Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov

Annotation

Adaptive sports develop actively, expanding representations about the opportunities of the individuals having deviations in a state of health. The article presents the results of research of the coordination abilities of the gymnasts with a syndrome of down with application of computer analysis of stability with the biological feedback "Stabilan -01-2".

Keywords: SU-DS Sports Union for athletes with Down Syndrome, sports gymnastics, coordination abilities.

ВВЕДЕНИЕ

Специальная Олимпиада - программа круглогодичных тренировок и соревнований, цель которой социальная адаптация людей с ментальными нарушениями, являясь частью международного олимпийского движения, представляет в МОК интересы спортсменов с интеллектуальными нарушениями, в том числе, с синдромом Дауна. Для них, кроме Специальной Олимпиады, существует другое направление адаптивного спорта - Спортивный Союз людей с Синдромом Дауна (SU-DS Sports Union for athletes with Down Syndrome) - движение для достижения высоких спортивных результатов, а в перспективе - возможное его вхождение в программу Паралимпийских игр.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.