Научная статья на тему 'Рационализация взаимодействия власти и бизнеса в условиях институционально деформированной экономики'

Рационализация взаимодействия власти и бизнеса в условиях институционально деформированной экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
285
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Russian Journal of Economics and Law
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВЛАСТЬ / БИЗНЕС / ИНСТИТУТЫ / ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ / ИНСТИТУЦИОНАЛЬНО ДЕФОРМИРОВАННАЯ ЭКОНОМИКА / POWER / BUSINESS / INSTITUTIONS / INSTITUTIONAL TRANSFORMATIONS / INSTITUTIONALLY-DEFORMED ECONOMY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мальгин Виктор Андреевич

Цель: проанализировать взаимодействие власти и бизнеса в условиях институционально деформированной экономики и выработать пути его рационализации. Методы: анализа и синтеза, индукции и дедукции, а также статистический и абстрактно-логический. Результаты: выявлены экономические институты, обеспечивающие рационализацию власти и бизнеса в институционально деформированной экономике: а) правовые институты; б) регулирующие институты; в) институты координации и распределения рисков. Научная новизна: предложена классификация институтов, рационализирующих взаимодействие между властью и бизнесом по различным критериям. Выявлены институты, оказывающие тормозящее влияние на развитие процессов взаимодействия власти и бизнеса в инвестиционной экономике: а) отсутствие процедуры общественной экспертизы проектов нормативно-правовых актов; б) представители бизнес-сообщества не принимают участия в работе региональных компаний, советов, рабочих групп и т. д.; в) не заключаются соглашения между министерствами и общественными объединениями предпринимателей и др. Практическая значимость: предложенные меры по рационализации взаимодействия власти и бизнеса в условиях институционально деформированной экономики будут способствовать успешной реализации предпринимательского потенциала каждого индивида.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RATIONALIZATION OF POWER AND BUSINESS INTERACTION UNDER INSTITUTIONALLY DEFORMED ECONOMY

Objective: to analyze the power and business interaction under institutionally deformed economy and to elaborate the ways of its rationalization. Methods: analysis and synthesis, induction and deduction, as well as statistical-and abstract-logical methods. Results: economic institutions are revealed, ensuring the rationalization of power and business interaction under institutionally deformed economy: a) legal institutions; b) regulating institutions; c) coordination and risk distribution institutions. Scientific novelty: institutions are classified which rationalize the power and business interaction by various criteria. Institutions are revealed which inhibit the development of power and business interaction processes in investment economy: a) lack of public expertise procedure of the normative-legal acts drafts; b) representatives of business community do not take part in the work of regional companies, councils, working groups, etc.; c) treaties are not signed between ministries and public unities of entrepreneurs, etc. Practical value: proposed measures for rationalization of the power and business interaction under institutionally deformed economy will promote the successful implementation of entrepreneurship potential of each individual.

Текст научной работы на тему «Рационализация взаимодействия власти и бизнеса в условиях институционально деформированной экономики»

УДК 338.2:334.01

В. А. МАЛЬГИН, доктор экономических наук, профессор

Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Казань, Россия

РАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВЛАСТИ И БИЗНЕСА В УСЛОВИЯХ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНО ДЕФОРМИРОВАННОЙ ЭКОНОМИКИ

Цель: проанализировать взаимодействие власти и бизнеса в условиях институционально деформированной экономики и выработать пути его рационализации.

Методы: анализа и синтеза, индукции и дедукции, а также статистический и абстрактно-логический.

Результаты: выявлены экономические институты, обеспечивающие рационализацию власти и бизнеса в институционально деформированной экономике: а) правовые институты; б) регулирующие институты; в) институты координации и распределения рисков.

Научная новизна: предложена классификация институтов, рационализирующих взаимодействие между властью и бизнесом по различным критериям. Выявлены институты, оказывающие тормозящее влияние на развитие процессов взаимодействия власти и бизнеса в инвестиционной экономике: а) отсутствие процедуры общественной экспертизы проектов нормативно-правовых актов; б) представители бизнес-сообщества не принимают участия в работе региональных компаний, советов, рабочих групп и т. д.; в) не заключаются соглашения между министерствами и общественными объединениями предпринимателей и др.

Практическая значимость: предложенные меры по рационализации взаимодействия власти и бизнеса в условиях институционально деформированной экономики будут способствовать успешной реализации предпринимательского потенциала каждого индивида.

Ключевые слова: власть; бизнес; институты; институциональные преобразования; институционально деформированная экономика.

Введение

Представленная читателю статья посвящена проблемам актуальным как для развития экономической мысли, так и для решения многих практических вопросов, связанных с рационализацией взаимодействия власти и бизнеса в условиях институционально деформированной экономики. Это особенно важно сейчас, когда страна находится в состоянии финансово-экономического кризиса.

В работе рассматриваются формы и методы взаимодействия власти и бизнеса, дана классификация институтов, регулирующих данное взаимодействие. В целях повышения эффективности власти и бизнеса необходимо активизировать такие социальные институты, как: доверие, социальная справедливость в экономических отношениях и др.

Все это, в конечном итоге, должно стимулировать формирование инновационной экономики.

В настоящее время весь мир активно обсуждает ситуацию в мировой экономике, ищет рецепты выхода из рецессии на траекторию стабилизации и экономического роста. Эти проблемы весьма актуальны и для России, которая стремиться за-

действовать все имеющиеся рычаги и стимулы для активизации своей экономики. Сегодня очевидно, что развитие экономики страны во многом зависит от того, как эффективно будут развиваться отношения между властью и бизнесом. При этом нельзя забывать, что российская экономика является институционально деформированной. В то же время, как показывает мировой опыт, «институциональные преобразования складываются в прогрессивные направления развития общества, экономики только в том случае, если проводимые институциональные реформы осуществляются в органической взаимосвязи с потребностями общества. В противном случае зарождающиеся институты могут быть обезличенным механизмом, не имеющим конкретных задач реализации своих интересов» [1].

Результаты исследования

Рассматривая отношения власти и бизнеса в исторической ретроспективе в постперестроечный период, можно увидеть два прямо противоположных этапа. Первый этап - 1990-е гг. -

характеризуется как захват государства со стороны бизнеса; второй - с начала 2000-х гг. - как проявление абсолютного доминирования власти над бизнесом [2]. Естественно, это не могло не сказаться на процессе развития взаимодействия власти и бизнеса в России, а следовательно, и на формировании эффективных институтов. В противном случае интересы власти и бизнеса продолжали бы оставаться разнонаправленными или вообще не принимались бы во внимание противоположными сторонами. Экономика так и продолжала бы оставаться институционально деформированной.

Определенные изменения во взаимодействии власти и бизнеса связаны с реформами в России начала 2000-х гг. Однако существенно изменить ситуацию во взаимодействии власти и бизнеса так и не удалось. Подчинив бизнес государству, власть оказалась не готовой и, более того, не заинтересованной в верховенстве права. Следует согласиться с А.В. Павроз в том, что «устранение институциональной неопределенности лишило бы представителей данной корпорации механизма контроля над бизнесом и возможности перераспределения экономических ресурсов в свою пользу» [3].

Исследуя данную проблему, необходимо исходить из того, что любая социально-экономическая система вырабатывает свои определенные институциональные рамки, которые определяют характер и формы взаимодействия экономических агентов вообще и государственной власти и бизнеса в частности. Если институциональная структура является рациональной, то она позволяет с большой степенью вероятности прогнозировать конечный результат того или иного взаимодействия. С другой стороны, это будет свидетельствовать об эффективности выработанного взаимодействия.

Исследования показывают, что в настоящее время нет однозначного подхода к решению проблемы взаимодействия власти и бизнеса в интересах более эффективного развития экономики как в масштабе отдельного предприятия, так и экономики в целом. Более того, простых решений здесь нет и не может быть. В то же время институционально деформированная экономика не в состоянии решать сложнейшие вопросы, связанные с удовлетворением потребностей общества. Данная проблема характерна не только для нашей

страны, она имеет глобальный характер. Ею занимаются ученые многих стран. Это объясняется тем, что в глобальной экономике стали все больше проявляться такие предпосылки, которые объективно востребовали от бизнеса и власти «понимания жизненной необходимости нахождения консенсуса в вопросах принятия управленческих решений, направленных на полное и эффективное использование имеющихся в распоряжении сторон ресурсов, устранения конфликта между ними и их согласия с принятыми решениями [4]. В качестве таких предпосылок выступают: а) демократизация всего российского общества, которая позволяет отрицательно оценивать как действия власти, так и бизнеса; б) развитие экономики знаний, что создает возможности перехода от чисто административных или чисто рыночных структур управления к поиску их комбинации. Это оказывает существенное влияние на соотношение власти и бизнеса.

Влияние на соотношение власти и бизнеса в институционально деформированной экономике оказывают и процессы глобализации производства, и движение финансового капитала. Они вызывают необходимость поиска и использования новых механизмов государственно-частного партнерства. Несмотря на то, что сегодня мы можем говорить о формировании определенного консенсуса между бизнесом и государством, опирающегося на более или менее устойчивую систему отношений, проблем здесь еще достаточно много. Немаловажную роль в оптимизации экономических интересов государства и бизнеса играет институциональная среда, формирование которой способствует росту предпринимательской и инновационной активности на основе творчества, самореализации каждого человека. Институциональная среда в данном аспекте должна характеризоваться следующими моментами:

- развитые институты демократии, общественный контроль деятельности государства и бизнеса, низкий уровень коррупции и высокая степень доверия к институтам власти и проводимой политике;

- совершенное законодательство, обеспечивающее устойчивое взаимодействие власти и бизнеса в целях повышения экономического эффекта;

- система стратегического управления взаимодействием власти и бизнеса на разных этапах

развития экономической системы. При этом она должна учитывать имеющиеся расхождения экономических интересов государства и бизнеса и возможные пути взаимодействия между ними.

Экономические институты, обеспечивающие взаимодействие власти и бизнеса в условиях институционально деформированной экономики, условно можно разделить на следующие группы:

а) правовые институты (институты судебной, законодательной и административной системы);

б) регулирующие институты (органы, занимающиеся контролированием различных сторон взаимодействия власти и бизнеса, а также обладающие правом приостановления деятельности отдельных структур бизнеса);

в) институты координации и распределения рисков (кредитно-банковская система, фондовый рынок и др.)

Соблюдение «правил игры» является обязательным для всех экономических агентов и способствует предсказуемости их деятельности, при этом важно иметь хорошо отлаженный, работоспособный механизм контроля их выполнения. Последний будет способствовать формированию адекватной среды, в которой можно обеспечить эффективное взаимодействие между субъектами хозяйственной деятельности.

Институты, регулирующие взаимодействие между властью и бизнесом, можно классифицировать по следующим критериям (см. табл.)

Критерий выделения Виды институтов

Сферы, воздействующие на взаимодействие власти и бизнеса Экономические, экологические, политические, институты безопасности, занятости и условий труда

Степень формализации Формальные, неформальные

Комплексность норм, правил, ограничений Однокомпонентные и сложнокомпо-нентные

Уровни воздействия Мега-, макро-, мезо-, мини-институты

Степень социальной справедливости Справедливые и несправедливые

Степень эффективности Эффективные, малоэффективные, неэффективные

Естественно, все институты, в конечном счете, взаимосвязаны между собой, не изолированы друг от друга, носят системный характер и в комплексе оказывают воздействие на эффективность взаимосвязи власти и бизнеса. Они должны дополнять друг друга в процессе осуществления

экономических реформ в стране, т. е. соответствовать принципу «комплементарности». Только в этом случае можно достичь желаемого результата в процессе взаимодействия бизнеса и власти. Особое значение это имеет в условиях институционально деформированной экономики, когда отсутствует оптимальное соотношение требований власти и бизнеса друг к другу. Так, например, власть всегда заинтересована в обеспечении экологической безопасности, бизнес же не хочет оплачивать достаточно высокие затраты на реализацию экономических проектов, часто просто пренебрегает экологическими нормами и т. п.

В этих условиях крайне важен поиск более совершенных механизмов, которые бы обеспечили оптимальное соотношение требований бизнеса и власти друг к другу. Необходима совокупность новых институтов, которые выращиваются или «трансплантируются» в данный момент времени и становятся актуальными для развития институциональной среды экономики. В целях повышения эффективности взаимодействия власти и бизнеса целесообразно, на наш взгляд, активизировать такие социальные институты, как: доверие, социальная ответственность, социальная справедливость в экономических отношениях. В связи с этим интересными, на наш взгляд, являются идеи Г. Клейнера о «кластерах коллективно действующих лиц» в составе экономических систем или самостоятельных субъектах экономики» [5], позволяющих, на его взгляд, совместно вырабатывать, апробировать и реализовать институциональные нормы функционирования субъектов экономики, скоординировать совместную работу бизнеса и власти и т. д. Только на пути достижения определенного консенсуса при условии, что обе стороны устанавливают общие правила поведения, вырабатывают соответствующий механизм взаимных отношений, основанных на неукоснительном выполнении правовых и морально-нравственных норм, можно добиться наибольших результатов в интересах общества, государства и бизнеса.

К сожалению, в России еще полностью не сформирована эффективная институциональная структура, которая бы способствовала оптимальному распределению собственности с точки зрения повышения эффективности хозяйственной

системы. Это оказывает отрицательное влияние на активность субъектов бизнеса и не создает возможности для выстраивания эффективного механизма взаимодействия с органами власти. Особенно сильно данные негативные моменты проявляются в условиях экономического кризиса. Здесь необходимо всегда иметь определенный запас прочности. Мировая экономика, как показывает анализ, продолжает оставаться в состоянии неопределенности и депрессивности.

Исследуя проблему взаимодействия власти и бизнеса в институционально деформированной экономике, важно иметь в виду, что государственная власть обладает особыми полномочиями по принуждению к исполнению экономическими агентами своих контрактных обязательств. Госу -дарство имеет право привлекать экономического субъекта к ответственности, а формальной нормой данного права является механизм судебной системы. Отсюда следует, что в качестве одного из важнейших институтов должен выступать суд, защищающий права и законные интересы предпринимательского сообщества, а следовательно, оказывать влияние на характер взаимодействия власти и бизнеса.

Вместе с тем, уровень доверия к российской судебной системе в обществе достаточно низок. Поэтому, когда законные интересы тех или иных бизнес-структур кем-либо ущемлены, сами предприниматели не всегда заинтересованы в обращении именно в суд и могут предпочесть иные способы защиты своих интересов, однако такая ситуация недопустима. Необходимы срочные меры по созданию хорошо функционирующей, вызывающей доверие судебной системы, которая является необходимым элементом рыночной инфраструктуры.

Нельзя не заметить и того, что неудовлетворительное соблюдение государством функции гаранта исполнения условий контракта ведет к частичной замене гражданского права и создает основу коррупционного поведения в обществе. Отсюда следует, что рационализация взаимодействия власти и бизнеса в условиях институционально деформированной экономики требует решения, прежде всего, трех наиболее важных и одновременно тесно взаимосвязанных задач:

1) разработки концепции преодоления сложившейся системы институциональных ловушек;

2) преодоления институциональной дихотомии, которая ведет к искажению форм организации частных предприятий;

3) институализации насилия в руках государственной власти и формирования механизмов выявления и интеграции общественных предпочтений; ориентации на цели, разделяемые обществом, при качественной способности их достижения с помощью государственного управления.

Выводы

Укрепление институтов, рационализация взаимодействия власти и бизнеса в условиях институционально деформированной экономики позволит сформировать такую институциональную среду, которая обеспечивала бы координацию хозяйственной деятельности всех субъектов. К сожалению, для полного и эффективного решения данной задачи необходимо устранить следующие институциональные препятствия, которые оказывают тормозящее влияние на развитие процессов взаимодействия власти и бизнеса в инновационной экономике:

а) отсутствие процедуры общественной экспертизы проектов нормативно- правовых актов;

б) представители бизнес-сообщества не принимают участия в работе региональных комиссий, советов, рабочих групп и т. п.;

в) не заключаются соглашения между отраслевыми министерствами и общественными объединениями предпринимателей;

г) редко проводятся профессиональные и рейтинговые конкурсы и др.

Эффективная институциональная среда должна включать в себя всю совокупность формальных и неформальных норм и правил. Последние и должны обеспечить координацию власти и бизнеса. При этом необходимо заметить, что национальная экономика многие годы развивалась главным образом за счет внешних источников - высоких цен на сырье, «дешевых кредитов» иностранных банков. В условиях обострения экономического кризиса, когда увеличился отток как внутреннего, так и внешнего капитала, снизились экспортные доходы, «старые» институты уже не срабатывают. Особенно остро ощущаются недостатки не только формальных стабильных институтов, но и не формальных. Так, например, в настоящий момент отсутствуют многие законы, которые

способствовали бы укреплению и повышению эффективности государственной власти и бизнеса. Поэтому во многих случаях ограничениями выступают универсальные и одномоментные решения органов власти, а также «пожелания» влиятельных политиков и чиновников. Как показывают расчеты, «замороженный» из-за избыточных административных барьеров или отсутствия должных рыночных институтов потенциал роста российской экономики достигает более 5-7 % ВВП. Нельзя недооценивать и роль неформальных институтов, которые в условиях экономического кризиса слабо согласовываются с формальными.

Таким образом, рационализация взаимодействия власти и бизнеса в условиях институционально деформированной экономики является объективно необходимой и требует инновационных подходов к решению давно назревшей проблемы

Список литературы

1. Валитов Ш. М., Мальгин В. А. Взаимодействие власти и бизнеса: сущность, новые формы, и тенденции, социальная ответственность. - М.: ЗАО «Изд-во «Экономика», 2009. - 206 с.

2. Зеленцов А. Г. Власть и бизнес в системе заинтересованных сторон // Сегодня и завтра российской экономики. Научно-аналитический сборник. - 2013. - № 58. - С. 19-27.

3. Клейнер Г. Б. Ресурсная теория системной организации экономики // Российский журнал менеджмента. -2011. - № 3. - С. 6-12.

4. Яковлев А. А. Эволюция стратегий взаимодействия власти и бизнеса в российской экономике // Российский журнал менеджмента. - 2005. - № 1. - С. 30.

5. Павроз А. В. Бизнес и государство в России: фундаментальные проблемы взаимодействия и стратегии их преодоления // Бизнес и власть в современной России: теория и практика взаимодействия. - М.: Изд-во РАГС, 2010.

6. Freeman R. E. Strateqie Management: A. Stakehoider Approach. Pitman Publishinq: London, 1984. - P. 46.

В редакцию материал поступил 21.10.13 © Мальгин В. А., 2013

Информация об авторе

Мальгин Виктор Андреевич, доктор экономических наук, профессор, Казанский (Приволжский) федеральный университет

Адрес: 420008, г. Казань, ул. Кремлевская, 18, тел.: (843) 233-71-36

( Л

Как цитировать статью: Мальгин В. А. Рационализация взаимодействия власти и бизнеса в условиях институционально деформированной экономики // Актуальные проблемы экономики и права. - 2013. - № 4 (28). - С. 100-105.

V__/

V. A. MAL'GIN,

doctor of economics, professor Kazan (Volga region) Federal University, Kazan, Russia RATIONALIZATION OF POWER AND BUSINESS INTERACTION UNDER INSTITUTIONALLY DEFORMED ECONOMY

Objective: to analyze the power and business interaction under institutionally deformed economy and to elaborate the ways of its rationalization.

Methods: analysis and synthesis, induction and deduction, as well as statistical-and abstract-logical methods.

Results: economic institutions are revealed, ensuring the rationalization of power and business interaction under institutionally deformed economy: a) legal institutions; b) regulating institutions; c) coordination and risk distribution institutions.

Scientific novelty: institutions are classified which rationalize the power and business interaction by various criteria. Institutions are revealed which inhibit the development of power and business interaction processes in investment economy: a) lack of public expertise procedure of the normative-legal acts drafts; b) representatives of business community do not take part in the work of regional companies, councils, working groups, etc.; c) treaties are not signed between ministries and public unities of entrepreneurs, etc.

Practical value: proposed measures for rationalization of the power and business interaction under institutionally deformed economy will promote the successful implementation of entrepreneurship potential of each individual.

Key words: power; business; institutions; institutional transformations; institutionally-deformed economy.

References

1. Valitov, Sh. M., Mal'gin, V. A. Vzaimodeistvie vlasti i biznesa: .su.shchno.st', novye formy, i tendentsii, sotsial'naya otvetstvennost'(Interaction between power and business: essence, new forms and trends, social responsibility). Moscow: ZAO «Izd-vo «Ekonomika», 2009, 206 p.

2. Zelentsov, A. G. Vlast' i biznes v sisteme zainteresovannykh storon (Power and business in the system of stockholders), Segodnya i zavtra rossiiskoi ekonomiki. Nauchno-analiticheskii sbornik, 2013, No. 58, pp. 19-27.

3. Kleiner, G. B. Resursnaya teoriya sistemnoi organizatsii ekonomiki (Resource theory of systemic organization of economy), Rossiiskii zhurnal menedzhmenta, 2011, No. 3, pp. 6-12.

4. Yakovlev, A. A. Evolyutsiya strategii vzaimodeistviya vlasti i biznesa v rossiiskoi ekonomike (Evolution of strategies of power and business interaction In the Russian economy), Rossiiskii zhurnal menedzhmenta, 2005, No. 1, p. 30.

5. Pavroz, A. V. Biznes i gosudarstvo v Rossii: fundamental'nye problemy vzaimodeistviya i strategii ikh preodoleniya (Business and state in Russia: fundamental problems of interaction and strategies for their solutions), Biznes i vlast' v sovremennoi Rossii: teoriya i praktika vzaimode-istviya. Moscow: Izd-vo RAGS, 2010.

6. Freeman, R. E. Strategic Management: A. Stakeholder Approach. Pitman Publishing: London, 1984, p. 46.

Information about the author

Mal'gin Viktor Andreyevich, doctor of economics, professor, Kazan (Volga region) Federal University Address: 18 Kremlyovskaya Str., 420008, Kazan, tel.: (843) 233-71-36

How to cite the article: Mal'gin V.A. Rationalization of power and business interaction under institutionally deformed economy, Aktual'nyeproblemy ekonomiki i prava, 2013, No. 4 (28), pp. 100-105.

© Mal'gin V.A., 2013

Туристическая Казань: новейший путеводитель с мини-разговорником /

авт.-сост. Г. Т. Гафурова, Г. Я. Дарчинова, М. В. Кукина, пер. с рус. Е. Н. Беляевой; авт.-сост. мини-разговорника Л. Б. Тимирясова, пер. на тат. яз. Д. Б. Исмаиловой. -Казань: Изд-во «Познание» Института экономики, управления и права, 2012. - 68 с.

Путеводитель знакомит иностранных и отечественных туристов с основными особенностями и колоритом Республики Татарстан. В помощь гостям путеводитель разделен на тематические разделы, которые позволят им сориентироваться в богатом выборе исторических, культурных и развлекательных мест Казани и Татарстана. Вниманию читателя также представлены любопытные факты из истории. Путеводитель также содержит англо-татарский и англо-русский разговорники.

J

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.