УДК 332
Сологуб Владимир Антонович
доктор социологических наук, профессор
кафедры государственного и муниципального управления
Южно-Российского института управления Российской академии народного
хозяйства и государственной службы
Хашева Ирина Анатольевна
кандидат экономических наук, доцент
кафедры государственного и муниципального управления
Южно-Российского института управления Российской академии народного
хозяйства и государственной службы
ihasheva@mail .ru
Vladimir A. Sologub
doctor of sociological sciences, professor
departments of state and municipal authority
Southern Russian institute of management of the Russian academy of national economy and public service, Rostov-on-Don [email protected] Irina A. Hasheva
Candidate of Economic Sciences, associate professor departments of state and municipal authority
Southern Russian institute of management of the Russian academy of national economy and public service, Rostov-on-Don ihasheva@mail .ru
КОНВЕРГЕНЦИЯ ВЛАСТИ И БИЗНЕСА: ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ И РАЗВИТИЯ (НА МАТЕРИАЛАХ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ)
CONVERGENCE OF THE POWER AND BUSINESS: PROBLEMS OF INTERACTION AND DEVELOPMENT (ON MATERIALS OF THE ROSTOV REGION)
Аннотация. Статья посвящена исследованию теоретических и практических аспектов управления экономикой региона на основе взаимодействия органов власти и бизнес-структур. Рассматриваются основные доминанты процесса взаимодействия институтов «власть» и «бизнес». В работе показано, что развитие партнёрства власти и бизнеса в настоящее время тормозится ввиду наличия целого ряда проблем и барьеров институционального и финансово-экономического характера. Представлены информационно-аналитические материалы по результатам социологических опросов и мониторинга административных барьеров при развитии малого и среднего предпринимательства в Ростовской области.
Ключевые слова: власть, бизнес, институциональные преобразования, региональная экономика, органы власти, бизнес-сообщество, система управления и контроля.
Annotation. The article investigates theoretical and practical aspects of the regional management of the economy on the basis of interaction between authorities and business structures. The main dominant of the interaction between institutions "power" and "business". In the show, but that the development of partnerships between business and government is currently inhibited due to the presence of a number of challenges and barriers to institutional and economic nature. It presents information and analytical materials on the results of opinion polls and monitoring administrative barriers to the development of small and medium business in the Rostov region.
Keywords: рower, business and institutional reforms, regional economy, governments, the business community, the system management and control.
Особенностью развития современной России является ее включение в процессы интеграции, в результате которых существенной трансформации подвергаются практически все общественные отношения, где особое место занимает взаимодействие органов государственной власти и влиятельных групп интересов. Увеличивается количество задач, стоящих перед региональными органами власти, увеличивается количество бизнес-структур в различных отраслях экономики, которые нуждаются в развитии новых форм взаимодействия с ними.
Именно это обстоятельство особенно актуализирует вопрос о формировании эффективного взаимодействия в русле реализации основных приоритетов системы государственного управления. То есть, в условиях сложившейся кризисной экономической и политической ситуации остается актуальным вопрос эффективного взаимодействия бизнес-структур с властями, с акцентом на поиск конвергентной платформы, где в диалоге могут быть найдены выгодные для всех субъектов решения [2, с.268]. Отсюда целью данной статьи является выявление наиболее сложных проблем системы взаимодействия органов государственной власти и бизнеса в современных условиях.
В настоящее время построение эффективной системы управления региональной экономикой сопряжено с рядом трудностей как практического, так и методологического характера. Учитывая ту большую роль, которую бизнес играет в рамках региональной экономической системы, а также его возрастающее влияние на многие общественные процессы, возникает необходимость определения механизмов воздействия и взаимодействия региональных органов власти на его развитие. Изменения в обществе характеризуются приданием этому взаимодействию нового характера, а также формированием новых стратегий управления отношениями типа «государство -общество», «власть - бизнес», что является неотъемлемым условием развития гражданского общества.
Проблема взаимоотношений бизнеса и региональной власти находится сегодня в центре общественного внимания и научных дискуссий. Однако
единства мнений по поводу принципов отношений между этими акторами социальной жизни не существует. Разброс простирается от воззрений на региональные власти как на враждебную для бизнеса инстанцию, осуществляющую его жесткий контроль и регулирование, до представлений о сугубо благожелательном отношении власти к предпринимательству, защите его от проявлений иностранной конкуренции, о его технической и рыночной поддержке, дешевых кредитах и т.д. В действительности между бизнесом и органами управления различных государств можно наблюдать разные варианты отношений. Но в любом случае, именно региональные органы власти создают условия для развития экономики и частного предпринимательства в регионе, задают параметры влияния бизнес-структур на социальную жизнь [7, ^280].
Под взаимодействием государства и бизнеса в системе рыночной экономики понимается процесс совместной деятельности государственных и частных институтов, направленной на разработку, принятие и реализацию эффективных решений по развитию социально-экономической системы, в целом, и достижение целей отдельных хозяйственных подсистем, базирующийся на согласовании экономических интересов сторон и рациональном использовании ресурсов общества.
Рассматривая отношения власти и бизнеса в исторической ретроспективе в постперестроечный период, можно увидеть два прямо противоположных этапа. Первый этап - 1990-е гг., характеризуется как захват государства со стороны бизнеса; второй - с начала 2000-х гг., как проявление абсолютного доминирования власти над бизнесом [3, а100]. Естественно, это не могло не сказаться на процессе развития взаимодействия власти и бизнеса в России, а, следовательно, и на формировании соответствующих институтов.
Что касается современной системы взаимодействия органов государственной власти и предпринимательского сообщества, то можно констатировать, что сегодня провозглашены задачи институционализации и легитимации корпоративного представительства интересов бизнеса на основе принципа «равного удаления власти от бизнеса». В этих условиях важной составляющей его стало осознание необходимости регламентирования отношений корпоративных ассоциаций и органов государственной власти, а также актуализация управления этими отношениями на федеральном и региональном уровнях. В этой связи В.В. Путин предложил ряд мер по реализации новой системы взаимодействия: воссоздание единого правового поля для отношений в русле усиления вертикали власти. Главным механизмом в этом процессе явился диалог, направленный на принятие согласованных решений между предпринимательским сообществом и органами государственной власти по основным политическим и социально-экономическим проблемам развития страны [6, а79].
В этом аспекте были предложены новые правила: объединение представителей бизнеса (особенно крупного) в ассоциации как основное условие отношений с властью; выплата всех налогов; строгая регламентация и прозрачность механизма взаимодействия. Только при таких условиях представи-
тели бизнеса смогли участвовать в подготовке тех или иных документов, разрабатываемых в Государственной думе и Правительстве Российской Федерации, затрагивающих их экономические интересы. При этом, власть оставила за собой действенные рычаги давления на бизнес, например, заявления о пересмотре результатов «дикой приватизации». Таким образом, бизнес-сообщество получило возможность официального лоббирования своих интересов только при помощи специально созданных ассоциаций.
Наиболее влиятельной ассоциацией является общественная организация, Российский союз промышленников и предпринимателей, накопивший мощную сеть по всей стране. Средний бизнес России был объединен, в большей степени по инициативе власти, в общественную организацию «Деловая Россия», главной целью которой является налаживание взаимодействия с обществом и властью для того, чтобы добиться позитивных изменений в экономической политике государства и в развитии предпринимательства.
Для защиты интересов субъектов среднего и малого бизнеса в органах государственной власти сравнительно недавно было создано объединение предпринимательских организаций России (ОПОРа). Организация включает в себя 110 некоммерческих организаций и 80 региональных отделений, способствует консолидации предпринимателей и иных граждан для участия в формировании благоприятных политических, экономических, социальных, правовых и иных условий развития предпринимательской деятельности в Российской Федерации, а также обеспечение эффективного развития экономики.
Таким образом, государство, создавая сеть ассоциаций бизнеса, определило основные каналы взаимодействия всех уровней предпринимательского сообщества с государством с целью формирования «прозрачных» отношений и создание таких объединений придает отношениям власти и предпринимательского сообщества характер единой общефедеральной системы.
Однако, несмотря на то, что сегодня мы можем говорить о формировании определенного консенсуса между бизнесом и государством, опирающегося на более или менее устойчивую систему отношений, проблем здесь еще достаточно много. Немаловажную роль в оптимизации экономических интересов государства и бизнеса играет более интенсивное развитие институциональной среды, формирование которой способствует росту предпринимательской и инновационной активности на основе творчества, самореализации каждого человека. Институциональная среда в данном аспекте должна характеризоваться следующими моментами:
- общественным контролем за деятельностью государства и бизнеса, низким уровнем коррупции и высокой степенью доверия к институтам власти и проводимой политике. Легитимный механизм обеспечения контроля за деятельностью госаппарата со стороны гражданского общества будет способствовать более полному представительству интересов бизнеса (в том числе, и малого). Конструктивная критика действий властей, двусторонние консультации, дей-
ствия сторон, которые способствуют выработке взаимоприемлемого политического решения - все это признаки институционального протекания конфликта интересов бизнеса и власти;
- совершенным законодательством, обеспечивающим устойчивое взаимодействие власти и бизнеса в целях повышения экономического эффекта. Создавая законодательную основу для нормативно-правового регулирования развития малого предпринимательства, государство своими действиями усиливает производственно -инновационную привлекательность бизнеса и расширяет его потенциальные возможности во взаимодействии и сотрудничестве с иными акторами; [5, с.94];
- системой стратегического управления взаимодействием власти и бизнеса на разных этапах развития экономической системы. При этом она должна учитывать имеющиеся расхождения экономических интересов государства и бизнеса и возможные пути взаимодействия между ними.
Еще одной проблемной зоной выступает укрепление финансовой и имущественной основы предпринимательства. Для увеличения возможностей роста малого и среднего бизнеса в кризисных условиях и обеспечения программ импортозамещения требуется повышение объемов финансирования программ стартапов и расширения бизнеса в приоритетных сферах, улучшение доступа к кредитным ресурсам [4, с.31].
В качестве иллюстрации этой проблемы в статье использованы данные социологического исследования «Мониторинг административных барьеров при развитии малого и среднего предпринимательства в Ростовской области», проведенного Некоммерческим партнерством «Ростовское региональное агентство поддержки предпринимательства». Исследование проводилось в 20 муниципальных образованиях Ростовской области. Объем выборки составил 800 респондентов. Территория опроса представлена следующими городами и муниципальными образованиями: г.Азов, г.Зверево, г.Волгодонск, г.Донецк, г.Новочеркасск, г.Ростов-на-Дону, г.Таганрог, г.Шахты; Боков-ский, Верхнедонской, Егорлыкский, Зерноградский, Мартыновский, Куйбышевский, Пролетарский, Сальский, Белокалитвинский, Багаевский, Октябрьский, Усть-Донецкий районы. В социологическом опросе использовался метод анкетирования, респондентам было предложено ответить на 49 вопросов.
По мнению большинства опрошенных, базовым принципом эффективного взаимодействия государственных и частных институтов должна выступать преимущественная поддержка хозяйствующих бизнес-структур, которая может быть сосредоточена на проектах, реализующих конкурентные преимущества, усиливающие инновационные позиции территории и активизирующие инновационную и внешнеэкономическую активность хозяйствующих структур. Вместе с тем, доступ к финансированию для многих компаний, по мнению респондентов, затруднен из-за высоких процентных ставок по кредитам. Оценивая доступность финансирования, многие полагают, что субъекты малого и среднего предпринимательства в Ростовской области
ощущают недостаток в собственном капитале и им сложно получить доступ к государственным субсидиям.
Практически недоступно для молодых компаний получение инвестиций за счет размещения акций на рынке. Все эти факторы получили оценку от 1,68 до 1,92 по 5-балльной шкале. Более доступными источниками финансирования для предпринимателей являются средства, привлекаемые из частных источников - 2,34. Анализ результатов анкетирования в Ростовской области показал, что для ведения предпринимательской деятельности большинство респондентов используют займы и кредиты (62,13%), из которых большинство отмечает незначительные трудности в их оформлении (не более 3 по 5-балльной шкале) или вообще их не испытывают (рис. 1).
■Да «нет (37г5&%)
Рис. 1. Пользуетесь ли Вы займами и кредитами для предпринимательской деятельности?
Причем, среди основных проблем при заключении бизнес-структурами кредитных договоров с банками, выделяются: высокие процентные ставки, большое количество требуемых документов, предоставление излишнего обеспечения и длительность оформления документов (рис. 2).
Рис. 2. С какими проблемами Вы столкнулись при обращении за кредитами?
Альтернативной банковскому кредитованию в Ростовской области были установлены правовые основы такой формы финансовой поддержки бизнеса как микрозаймы для целей предпринимательской деятельности. Данная форма финансирования регулируется Федеральным законом №151-ФЗ от 02.07.2010 г. «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» [8]; однако более 90% предпринимателей предпочитают не пользоваться услугами микрофинансовых организаций (рис. 3). В случае оформления займов (включая льготные микрозаймы) предпринимателей не устраивает их короткий срок (48,27%) и небольшие суммы (20,09%).
2,88°/о
Да, пользовался ■ Нет. не пользовался
Не слышал о таких мнкрофннансовых организациях
Рис. 3. Пользовались ли Вы услугами микрофинансовых организаций, предоставляющих льготные микрозаймы для целей предпринимательской деятельности?
Почти половина респондентов Ростовской области (44,91%) обращались за субсидиями в Правительство Ростовской области или в органы местного самоуправления (рис. 4.). Основными видами являются: субсидирование затрат начинающим предпринимателям (58,15%), субсидирование процентной ставки по кредитам (27,74%) и субсидирование затрат по договору лизинга (10,95%) (рис.5).
■ Да, обращался за субсидиями в "Не обращался, так как не смог выполнить
администрацию муниципального требования (22,34%)
образования (города, района) (27,55%)
■ Не обращался, так как не слышал о ■ Да, обращался за субсидиями в возможности субсидирования (16,7894)
Правительство Ростовской области
(17 36%) Не обращался, так как считаю это
неэффективным (15,97%)
Рис. 4. Обращались ли Вы за государственными или муниципальными субсидиями?
27,74%
0,24%/ |1>22% 0,73% J 0,97%
■ Субсидирование затрат начинающим предпринимателям
Субсидирование процентной ставки по кредитам (27,74%)
■ Субсидирование затрат по договору лизинга (10,95%)
■ Субсидирование затрат по приобретению банковской гарантии (1,22) Субсидирование затрат по участию в выставочно- ярмарочных мероприятиях (0,97%)
■ Субсидирование затрат на обучение (0,73%)
■ Субсидирование затрат по подключению к сетям газо-, электро-, водоснабжения (0,24%)
Рис. 5. За каким видом субсидии Вы обращались?
Примечательно, что существующими проблемами при обращении предпринимателей за субсидиями были отмечены: завышенные критерии отбора претендентов (23,58%), сложный перечень документов и порядок их представления (19,11%) и длительные сроки рассмотрения заявок (12,20%). На отсутствие проблем указывает 27,85% опрошенных предпринимателей (рис.6).
Рис. 6. С какими проблемами Вы столкнулись при обращении за субсидией?
Проведенный социологический опрос показал, что в Ростовской области проблема навязывания услуг посредников при подготовке документов, в целом, не стоит остро (2,44%). Однако в некоторых районах достаточно большое количество опрошенных указало на этот факт в качестве основной проблемы при обращении за субсидией (Егорлыкский - 14,29%, г. Новочеркасск - 10,53%). Кроме того, представители бизнеса отмечают необходимость предоставления на областном уровне такого вида финансовой поддержки (субсидии) как компенсация стоимости приобретенных основных средств и программного обеспечения.
Следует обратить внимание и на такую проблему как осуществление контрольно-надзорных мероприятий, проводимых в отношении бизнеса. Взаимодействие в рамках формальных отношений требует от органов территориального управления административного, экономического регулирования предпринимательской деятельности, организацию конкурсов на государственные и муниципальные заказы и т.д., то есть создавать приемлемые условия для ведения бизнеса на своей территории. Со своей стороны, бизнес
обязуется создавать рабочие места, регулярно выплачивать заработную плату, размер которой должен обеспечивать адекватное воспроизводство рабочей силы, в полном объеме и своевременно уплачивать все положенные налоги.
Однако, как отмечает К.Е. Гришин, современные реалии таковы, что такая система взаимоотношений бизнеса и власти в большинстве регионов попросту непродуктивна. На данный момент на уровне регионов в основном отмечается активное развитие именно так называемой «серой» зоны взаимоотношений данных акторов.
Результаты анкетирования субъектов предпринимательской деятельности в Ростовской области свидетельствуют, что после заявления В.В. Путина о необходимости пресечения избыточной активности контрольно-надзорных органов в предпринимательской сфере, наблюдается некоторое снижение количества проверок со стороны всех органов государственного (муниципального) контроля. Вместе с тем, количество внеплановых и плановых проверок на предприятиях области практически сравнялось. Респонденты указали, что из контрольно-надзорных органов наиболее часто предприятия и организации проверяют налоговые органы (42%), органы государственного пожарного надзора (13,9%), территориальные органы Роспотребназора (11,6%) (рис. 7).
Рис. 7. Представители каких государственных и муниципальных контрольно-надзорных органов наиболее часто
проверяют Ваше предприятие?
В послании Президента В.В. Путина Федеральному Собранию в 2014 году прозвучали и такие постулаты как «.. .необходимо предусмотреть для малого бизнеса надзорные каникулы», то есть предприятия освободят от плановых проверок на три года в том случае, если оно приобрело надежную репутацию и в течение трех лет не имело существенных нареканий. Однако мониторинг частоты проверок предприятий и организаций Ростовской области показывает, что около 30% респондентов указывают на проверку 1 раз в год, 38% указывают на ежемесячные проверки со стороны органов государственной и муниципальной власти (рис.8).
■ 1 раз в год (31.38%) ■ 1-2 раза в месяц (7,75%)
■ Реже 1 раза в год (29.88%) Чаше 5 раз в мес. (4.5%)
■ Реже чем 1 раз в месяц (23.0%) ■ 3-5 раз в месяц (3.5%)
Рис. 8. Какова средняя частота каких-либо проверок на Вашем предприятии (в организации)?
Все это приводит к тому, что в некоторых районах области наблюдается высокий показатель неофициальных платежей при проверках. Такие платежи предлагают 46,51% опрошенных в Верхнедонском районе и 39,13% респондентов в г. Азове. По Ростовской области данный показатель составляет 17, 7%. (рис. 9).
■ Соглашаются с обоснованными результатами проверки и платят штраф (28,63%)
(25,48%)
Отстаивают свои права в законном порядке
■ Соглашаются даже с необоснованными результатами проверки во избежание
Предлагаются неофициальные платежи проверяющим (деньги, услуги или товары)
дополнительных проблем (28,12%) (\1 77%)
Рис. 9. Как, по Вашему мнению, поступают предприниматели, если в ходе проверок выявляются какие-либо нарушения?
К числу условий, формирующих благоприятную среду для взаимодействия государства и бизнеса, можно отнести информационную подсистему системы региональной экономики, предполагающей активное применение информационных технологий и создание единого регионального информационного пространства. Данное направление оказывает положительное воздействие на управленческие процессы в органах государственной власти, обеспечивает улучшение регионального имиджа и инвестиционной привлекательности региона, а также способствует росту эффективности функционирования коммерческих компаний за счет реализации принципа интерактивности взаимодействия государства и бизнеса, повышения прозрачности деятельности органов государственной власти, оперативности принятия решений, а в целом дает позитивный эффект развитию экономики региона. К слову сказать, в Ростовской области наиболее эффективным видом поддержки и на местном (97,25%), и на областном уровне (89%), по мнению респондентов, является информационно-консультационная поддержка. Наименее эффективной на местном уровне по данным опроса является имущественная поддержка (56%) (рис 10).
Рис. 10. Оцените эффективность оказания бизнесу следующих видов государственной поддержки на областном уровне
Другое важное направление взаимодействия региональных политических элит и предпринимателей - участие представителей бизнеса в осуществлении социальной политики. В современной России финансовые ресурсы субъектов Федерации и местного самоуправления не соответствуют возложенным на них функциям. В результате региональные политические элиты вынуждены прибегать к «квазифискальным» практикам взаимодействия с бизнесом. Как следствие, бизнес и крупные предприятия иногда инициативно, а иногда под давлением власти реализуют широкий спектр социальных проектов не только для своих компаний, но и для населения региона или города. В целом, экономические акторы с нарастающей включенностью демонстрируют социально ответственное поведение по отношению к тем территориям, на которых они реализуют свои бизнес-программы. Такое положение дел свело ситуацию к тому, что социально-экономическое развитие многих регионов РФ во многом стало зависеть от неформальных ресурсов бизнеса (так называемые взносы на дофинансирование территорий). Учитывая, что благоприятные условия ведения бизнеса напрямую зависят от отношений с властью, предприниматели с разной степенью охоты, но все же идут на дополнительные (сверх налогов) отчисления.
Таким образом, рассматривая отношения власти и бизнеса можно сказать, что власть совместно с бизнесом ищет пути эффективного взаимодействия. Анализ показывает, что ключевой задачей развития взаимодействия органов региональной власти и бизнес-структур является снижение роли «серых» практик и усиление роли формальных инструментов взаимодействия. В частности, необходимо совершенствование механизмов управления бизнес-структурами. Достижение равновесия с помощью взаимных уступок и компромиссов будет способствовать достижению стабильности, которая катали-
зирует позитивные изменения, придаст им необходимую устойчивость и динамику. Соответственно, развитие системы управления нуждается в дальнейших теоретических и практических исследованиях.
Литература:
1. Гришин К.Е. Методические подходы к формированию организационных основ взаимодействия власти и предпринимательских структур. // Электронный ресурс [Режим доступа: свободный] http:l ib.herzen.spb.ru/text/grish in_22_53_290_293.pdf
2. Лобова Л.А. Взаимодействие малого бизнеса с органами государственной власти: элитологический аспект // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2016. №1. С. 268.
3. Мальгин В.А. Рационализация взаимодействия власти и бизнеса в условиях институционально деформированной экономики // Актуальные проблемы экономики и права. 2013. № 4. С. 100.
4. Мишурова И.В. Трансформация системы управления малым и средним бизнесом на региональном уровне // Государственное и муниципальное управление: ученые записки СКАГС. 2015. № 2. С. 31.
5. Пешкова Е.П. Совершенствование управления взаимодействием малого и крупного бизнеса // Государственное и муниципальное управление: ученые записки СКАГС. 2015. № 2. С. 94.
6. Сигарева Л.В. Актуальные вопросы формирования системы взаимодействия органов государственной власти и бизнеса в современной России // Омский научный вестник. 2010. №3-88. С. 79.
7. Ткачева Л.Е. Исследование форм и механизмов взаимодействия региональной власти и бизнес-структур //Бизнес в законе. 2011. №6. С. 280.
8. Федеральный закон Российской Федерации от 02.07.2010 №151-ФЗ (ред. от 29.12.2015) «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» // Собрание законодательства РФ, 05.07.2010, №27, ст. 3435.
Bibliography:
1. Grishin K.E. Methodical approaches to formation of organizational -governmental foundations of cooperation between the authorities and business organizations // http:lib.herzen.spb.ru/text/grishin_22_53_290_ 293.pdf
2. Lobova L.A. Interaction of small business with public authorities: elitologichesky aspect // State and municipal management. Scientific notes SKAGS. 2016. №1. P. 268.
3. Malgin V.A. Streamlining the interaction between business and government in conditions institutionally deformed economy // Actual problems of Economics and Law. 2013. № 4. P. 100.
4. Mishurova I.V. Transformation of small and medium business management system at the regional level // State and municipal management. Scientific notes SKAGS. 2015. №2. P. 31.
5. Peshkova E.P. Improving the management of the interaction of small and large businesses // State and municipal management. Scientific notes SKAGS. 2015. №2. P. 94.
6. Sigareva L. V. Actual issues of interaction of the system of public authorities and business in modern Russia // Scientific Herald of Omsk. 2010. №388. r. 79.
7. Tkachev L.E. The study of forms and mechanisms of interaction between the regional government and business structures // Business in law. 2011.
№6. r. 280.
8. Federal Law of the Russian Federation dated 02.07.2010 №151 (12.29.2015) "On microfinance and microfinance organizations" // Meeting of the legislation of the Russian Federation, 05.07.2010, №27, Art. 3435.