Научная статья на тему 'Рационализация разноуровневого управления инвестированием в основной капитал и новшества региона'

Рационализация разноуровневого управления инвестированием в основной капитал и новшества региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
108
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Будагов Артур Суренович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Рационализация разноуровневого управления инвестированием в основной капитал и новшества региона»

А.С. БУДАГОВ

РАЦИОНАЛИЗАЦИЯ РАЗНОУРОВНЕВОГО УПРАВЛЕНИЯ ИНВЕСТИРОВАНИЕМ В ОСНОВНОЙ КАПИТАЛ И НОВШЕСТВА РЕГИОНА

Рационализировать или совершенствовать разноуровневое управление (федеральное, региональное, локальное) инновационными и инвестиционными процессами можно исходя не только из установления и последовательного соблюдения компетенций и полномочий каждого из уровней управления, функционально взаимосвязанных и действующих только в рамках соответствующих ступеней управления, но и реализуемых принципов, а также целевой ориентации на достижение необходимого или оптимального результата в сложившихся организационно-экономических условиях под влиянием действия факторов внешней и внутренней сред.

В настоящее время уровни компетенций и предоставленные полномочия федерального, регионального, муниципального и локального управления нуждаются в существенной корректировке, объединяющей их для достижения инновационных и инвестиционных целей, выражающихся в повышении эффективности использования труда персонала, материально-технических и финансовых ресурсов, конкурентоспособности продукции и в целом хозяйствующих субъектов, отраслей на основе обновления и модернизации основных фондов, создания и внедрения базисных и улучшающих инноваций.

Выступая субъектом инновационной и инвестиционной деятельности, исполнительные органы государственной власти, выполняющие функции заказчиков, гарантов и инвесторов инвестиционных и научно-инновационных программ и проектов, осуществляющие регулирование процессами проектного и инновационного инвестирования, в рамках своих компетенций и полномочий должны:

- оказывать необходимую поддержку и содействие текущей инвестиционной и инновационной деятельности и перспективному развитию инвестирования средств в основной капитал и созданию технических, технологических, организационно-экономических и иных новшеств, рыночных отношений и предпринимательства в процессах проектного и инновационного инвестирования;

- на нормативно-правовой основе регламентировать повышение уровня взаимодействия административно-территориальных образований в инвестиционной и инновационной деятельности;

- содействовать расширению внешнеэкономических взаимоотношений таких субъектов инвестиционной и инновационной деятельности, как: хозяйствующие субъекты, создающие новшества, участвующие в инвестиционных проектах и программах; банки и инвестиционные компании, финансовые фонды, направляющие денежные средства в экономически и социально значимые инвестиционные проекты, в создание новшеств; организационно-правовые структуры, оказывающие участникам проектного и инновационного инвестирования услуги инжинирингового, информационного, конслатингового, маркетингового характера, а также услуги в области финансового лизинга, сертификации и стандартизации;

- осуществлять комплексные меры по поддержке отечественных новых видов производимой продукции, оказываемых услуг, развития экспортного потенциала, в том числе экспорта продукции обрабатывающих производств;

- обосновывать установление основных направлений повышения эффективности инвестирования в обновление и модернизацию основных фондов, производственного и социального инфраструктурного комплексов, освоения

технических и технологических новшеств на перспективный (средне-, долгосрочный) период времени;

- определять приоритетные направления создания и внедрения базисных и улучшающих технических, технологических и иных новшеств, формировать научно-инновационные, инвестиционные программы и проекты, прошедшие экспертизу и конкурсный отбор на оказание федеральной нормативноправовой, экономической поддержки;

- заключать контракты (договоры) на осуществление инвестиционных и научно-инновационных проектов и программ с органами управления научноинновационным и инвестиционным развитием регионального хозяйства и хозяйствующими субъектами-исполнителями инновационных и инвестиционных программ и проектов.

В рамках компетенции федеральных органов управления научно-инновационным и инвестиционным развитием национальной экономики определение основных направлений инновационного и инвестиционного развития должно обеспечиваться соответствующими органами исполнительной власти с участием общественных организаций, корпоративных объединений, занимающих на сегментах рынков капиталов, технических и технологических новшеств доминирующие места [2].

В состав основных компетенций федеральных органов управления научноинновационным и инвестиционным развитием народного хозяйства должны входить и такие комплексные меры, направленные на экономическую, финансовую, организационную поддержку инновационной и инвестиционной деятельности, как:

- формирование и корректировка нормативно-правового комплекса регламентации текущей инвестиционной и инновационной деятельности, перспективного развития проектного инвестирования, создания новшеств для хозяйствующих субъектов и инфраструктурных комплексов производственной и социальной сфер народного хозяйства;

- долевое участие в бюджетном финансировании, совместно с регионами, государственными внебюджетными фондами, инвестиционных и инновационных программ и проектов, инновационной инфраструктуры для малого и среднего предпринимательства;

- осуществление закупок наукоемкой продукции для широкого внедрения в хозяйствующих субъектах и отраслях, инфраструктурных комплексах национальной экономики;

- создание льготных условий для эффективного осуществления инновационной и инвестиционной деятельности, содействия повышению экономических и финансовых результатов отечественным и зарубежным инвесторам, вкладывающим денежные средства в инвестиционные и инновационные программы и проекты.

В качестве конкретных комплексных мероприятий федеральных органов управления инновационным и инвестиционным развитием по экономической и финансовой поддержке инвестиционной и инновационной деятельности могут выступать: введение таможенных льгот и режимов ускоренной амортизации основных фондов для хозяйствующих субъектов, в существенной мере наращивающих объемы инвестиций, повышающих уровень обновления и модернизации основных фондов, осуществляющих инновационные проекты и программы; исключение из налогообложения той части прибыли хозяйствующих субъектов, фондов, банков, которая направляется на финансирование федеральных инновационных и инвестиционных программ; создание государственных инновационных и инновационно-венчурных фондов; формирование разветвленной информационной инфраструктуры, объекты которой ориентированы на сбор, систематизацию и распро-

странение информации, необходимой для качественного осуществления инновационной деятельности; содействие росту научного кадрового потенциала для осуществления инновационной деятельности; содействие на нормативно-правовой, экономической и иной основе расширению международного сотрудничества и внешнеэкономической деятельности инновационных хозяйствующих субъектов [3].

В компетенцию такого субъекта инновационной деятельности, как орган управления текущей инновационной и инвестиционной деятельностью и перспективным развитием в регионе, входит:

- участие в реализации инвестиционных и инновационных программ и проектов федерального и регионального характера на основе заключаемого контракта с федеральным органом управления процессами инвестиционного и инновационного развития;

- определение стратегий и приоритетных инновационных и инвестиционных направлений развития региона с учетом избранных ориентаций федеральных органов на достижение экономических, финансовых и социальных результатов в процессе реализации инновационных и инвестиционных программ и проектов;

- формирование и осуществление инвестиционных и инновационных проектов и программ региона;

- бюджетное финансирование экономически и социально значимых научноисследовательских, опытно-конструкторских и технологических разработок с целью повышения конкурентоспособности продукции и хозяйствующих субъектов региона;

- инвестирование средств в создание и обновление объектов инновационной инфраструктуры административно-территориального образования;

- размещение регионального заказа на закупку продукции, создаваемой инновационными предприятиями;

- организация и контроль за осуществлением конкурсного отбора инвестиционных и инновационных проектов, включаемых в федеральные и региональные научно-инновационные и инвестиционные программы.

Компетенция и полномочия каждого из административно-территориальных образований в области инновационного и инвестиционного развития могут быть дополнены возможностью осуществления ряда отдельных и комплексных мер, учитывающих происходящие изменения в макро-, микросредах, или откорректированы с целью устранения противоречий в действиях разноуровневых органов управления научно-инновационным и инвестиционным развитием хозяйствующих субъектов, отраслей, комплексов, регионов и в целом народного хозяйства.

Рационализация разноуровневого управления инновационными и инвестиционными процессами субъектов федерации, необходимая в той мере, которая возможна при наличии должного ресурсообеспечения и сложившихся экономических, финансово-инвестиционных и инновационных условиях развития административнотерриториального образования (невысокие темпы ежегодного обновления и модернизации основных фондов, инвестиционных вложений в основной капитал, создания технических и технологических новшеств), может иметь значительную или приемлемую результативность для субъекта управления инновационным и инвестиционным развитием региона в том случае, если свои компетенции и полномочия на федеральном, региональном, муниципальном и локальном уровнях управления текущим функционированием и перспективным развитием региона органы управления будут осуществлять посредством как нормативно-правового регламентирования, так и реализации комплекса мер экономического, финансового, социального, структурно-организационного характера, темпы результативности которых превышают затраты на потребление различных видов ресурсов. При этом последовательная

взаимосогласованность осуществления разноуровневых компетенций должна отвечать требованиям отсутствия противоречивости и повтора (дублирования) управленческих воздействий на всех уровнях научно-инновационного и финансовоинвестиционного развития административно-территориального образования, его отраслей, хозяйствующих субъектов, объектов инфраструктурных комплексов производственной и социальных сфер субъекта федерации [1].

Кроме того, рационализация процесса разноуровневого управления инновационным и инвестиционным развитием административно-территориального образования возможна при согласовании субъектами управления своих целевых ориентаций на достижение экономических, финансовых и социальных результатов как в текущем периоде функционирования региона (1 год), так и в перспективном периоде времени.

Целевая ориентация для каждого из уровней управления инновационным, инвестиционным развитием означает ресурсообеспеченную и планово-расчетную обоснованную направленность развития объекта управления (национальной экономики, административно-территориального образования, муниципального образования, объекта производственного, социального инфраструктурного комплекса, хозяйствующего субъекта) на достижение установленных экономических, финансовых и социальных результатов, эффективности использования трудовых, материально-технических, финансовых и информационных ресурсов в перспективном периоде времени.

Однако для каждого из уровней управления научно-инновационным и финансово-инвестиционным развитием количественные и качественные ориентиры эффективности, экономических и финансовых результатов проектного инвестирования, вложений средств в создание и внедрение технических и технологических новшеств будут различными. При этом для субъектов управления различных уровней воздействия на научно-инновационное и финансово-инвестиционное развитие в текущем и перспективном периодах времени в силу предоставленных им и реализуемых компетенций целевая ориентация на достижение высоких экономических и иных результатов (эффективности оптимальных, планово-расчетных, желаемых) остается единой и подчиненной как собственной долгосрочной цели инновационного и инвестиционного развития, так и цели более высокой иерархии управления (например, цели инвестиционного и инновационного развития хозяйствующего субъекта подчинены аналогичным целям субъекта федерации, а также национальной экономики).

Вместе с тем ряд полномочий в рамках индивидуальных компетенций и полномочий для федеральных и региональных органов управления инновационным и инвестиционным развитием необходимо объединять с целью совместного ведения в области: создания и реализации рационального экономического механизма проведения единой текущей и перспективной ориентации на достижение оптимальных экономических, финансовых и социальных результатов; прогнозирования результативности и эффективности научно-инновационного и финансово-инвестиционного развития; размещения и эффективного использования научно-инновационных и финансово-инвестиционных ресурсов, направляемых на осуществление экономически и социально значимых программ и проектов, обновление и модернизацию объектов производственной и социальной инфраструктуры регионального хозяйства; формирования и расширения на качественной основе рынков капиталов, продукции, производимой инновационными хозяйствующими субъектами; обновления материально-технической базы инновационных предприятий (научных организационноправовых структур) федерального значения, находящихся на территории админист-

ративно-территориальных образований; создания совместных фондов инновационного, технического и технологического развития.

Основными полномочиями, в соответствии с установлением и разграничением компетенции муниципальным органам управления инновационным и инвестиционным развитием, должны выступать:

- создание благоприятных экономических условий для эффективного осуществления инновационной и инвестиционной деятельности (например, установление льгот пользования землей и другими природными ресурсами, находящимися в муниципальной собственности, по уплате местных налогов);

- финансовое участие органов управления муниципального образования на конкурсной основе в проектном инвестировании, создании технических, технологических новшеств; выпуск муниципальных займов для целей финансирования муниципальных инновационных и инвестиционных проектов; финансирование законсервированных строительных объектов, находящихся в муниципальной собственности [2].

Уровень компетенции конкретного хозяйствующего субъекта при осуществлении инновационной и инвестиционной деятельности должен в полной мере обеспечивать:

- обновление и модернизацию основных фондов, выполнение научноисследовательских, опытно-конструкторских и технологических разработок;

- осуществление маркетинговых исследований, сбыт инновационной продукции и продукции, производимой на объектах инвестирования;

- проведение технологического переоснащения, организационной и технической подготовки производства; испытания, сертификацию и стандартизацию новых технологических процессов, обновленных и модернизированных объектов предприятий, производственных и социальных инфраструктурных комплексов; охрану, приобретение и передачу прав на объекты интеллектуальной собственности; финансирование инновационных проектов, направленных на создание, внедрение и реализацию на рынке технических и технологических новшеств.

На повышение уровня управления инвестиционным процессом регионального хозяйства направлен ряд таких нормативно-правовых регламентаций Федерального закона «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений», как: установление субъектам инвестиционной деятельности специальных налоговых режимов, не носящих индивидуального характера; развитие сети информационно-аналитических центров, устанавливающих рейтинги субъектам инвестиционной деятельности; проведение на постоянной основе переоценки основных фондов в соответствии со сложившимися темпами инфляции; формирование и использование субъектами инвестиционной деятельности в регионе собственных инвестиционных фондов; размещение на конкурсной основе средств регионального, федерального бюджетов для финансирования инвестиционных проектов на возвратной и срочной основе с уплатой процентов за использование ими.

Однако наличие лишь законодательных регламентаций в осуществлении инвестиционной деятельности хозяйствующими субъектами административнотерриториальных образований без соответствующего механизма их реализации требуют соединения организационных и иных мер, форм и методов разноуровневых органов управления процессом проектного и программного инвестирования с целью ускоренного обновления и модернизации основных фондов, объектов производственной и социальной инфраструктур, направленных

на повышение качества и конкурентоспособности выпускаемой продукции, эффективности производства, экономический рост.

Таким образом, последовательное осуществление установленных компетенций, контроль за их разграничением на различных уровнях управления текущей инвестиционной и инновационной деятельностью, перспективным развитием, наполнение имеющихся полномочий разноуровневых органов управления комплексными мерами экономического, финансового, маркетингового, структурно-организационного, инновационного характера, выделение общих и индивидуальных направленностей установленных компетенций и полномочий в соединении с целевой ориентацией разноуровневых органов управления инвестиционным и инновационным развитием (субъектов текущей деятельности и перспективного развития) предоставляют возможность каждому из субъектов инвестиционной и инновационной деятельности рационально воздействовать всем управленческим инструментарием (функции, методы, способы, меры, стратегии) как на достижение наибольшей экономической результативности и эффективности использования всех видов ресурсов, так и на рационализацию состава компетенций и полномочий федерального, регионального, муниципального, локального органов управления инновационным и инвестиционным развитием в перспективном периоде времени.

Литература

1. Бовин А.А. Управление инновацией в организации / А.А. Бовин, Л.Е. Чередникова. М.: Омега-Л, 2006.

2. Дандон Э. Инновации: как определить тенденции и извлекать выгоду / Э. Дандон. М.: Вершина, 200б.

3. Трифилова А.А. Оценка эффективности инновационного развития предприятия / А.А. Три-филова. М.: Финансы и статистика, 2005.

БУДАГОВ АРТУР СУРЕНОВИЧ - кандидат физико-математических наук. Соискатель ученой степени доктора экономических наук Института проблем региональной экономики Российской академии наук.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.