Научная статья на тему 'Рационализация проектирования космических аппаратов информационного обеспечения, создаваемых с использованием унифицированных платформ негерметичного модульного конструктивного исполнения'

Рационализация проектирования космических аппаратов информационного обеспечения, создаваемых с использованием унифицированных платформ негерметичного модульного конструктивного исполнения Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
119
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОСМИЧЕСКИЙ АППАРАТ / SPACECRAFT / ПЛАТФОРМА / PLATFORM

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Шангина Е.А., Патраев В.Е.

Рассмотрены некоторые принципы проектирования КА информационного обеспечения с использованием унифицированных космических платформ, позволяющих рационализировать процессы их разработки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Шангина Е.А., Патраев В.Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DESIGN RATIONALIZATION OF INFORMATION SUPPORT SPACECRAFT, DEVELOPED WITH NON-HERMETIC MODULAR UNIFIED PLATFORMS USE

Some principles of information support spacecraft development with unified space platforms use which allow to facilitate design process are considered.

Текст научной работы на тему «Рационализация проектирования космических аппаратов информационного обеспечения, создаваемых с использованием унифицированных платформ негерметичного модульного конструктивного исполнения»

Решетневскуе чтения. 2013

По результатам испытаний были сделаны следующие выводы.

- Методика испытаний корректна и дает устойчивые результаты.

- Наилучшим термическим сопротивлением обладает ЭВТИ с новой облегченной прокладкой - на 10% лучше, чем ЭВТИ с прокладкой из гофрированной пленки. Термическое сопротивление ЭВТИ с новой прокладкой зависит от числа слоев, но незначительно.

- Применять ЭВТИ с новой облегченной прокладкой с числом слоев более 20 нецелесообразно. Оптимальное рекомендуемое число слоев - 10.

- ЭВТИ с гофрированной прокладкой обладает наихудшими теплофизическими параметрами. При этом число слоев начиная с десяти не оказывает существенного влияния на термическое сопротивление ЭВТИ.

- ЭВТИ со стекловуалью сравнима по термическому сопротивлению с ЭВТИ с новой облегченной прокладкой. Влияние числа слоев на термическое сопротивление начиная с десяти слоев незначительно.

© Танасиенко Ф. В., Рудько А. А., Басынин В. В., 2013

УДК 658.51

РАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ КОСМИЧЕСКИХ АППАРАТОВ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ, СОЗДАВАЕМЫХ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ УНИФИЦИРОВАННЫХ ПЛАТФОРМ НЕГЕРМЕТИЧНОГО МОДУЛЬНОГО КОНСТРУКТИВНОГО ИСПОЛНЕНИЯ

E. А. Шангина, В. Е. Патраев

ОАО «Информационные спутниковые системы» имени академика М. Ф. Решетнева» Россия, 662972, г. Железногорск Красноярского края, ул. Ленина, 52. E-mail: Shangina@iss-reshetnev.ru

Рассмотрены некоторые принципы проектирования КА информационного обеспечения с использованием унифицированных космических платформ, позволяющих рационализировать процессы их разработки.

Ключевые слова: космический аппарат, платформа.

DESIGN RATIONALIZATION OF INFORMATION SUPPORT SPACECRAFT, DEVELOPED WITH NON-HERMETIC MODULAR UNIFIED PLATFORMS USE

E. A. Shangina, V. E. Patraev

JSC "Academician M. F. Reshetnev "Information Satellite Systems" 52, Lenin str., Zheleznogorsk, Krasnoyarsk region, 662972, Russia. E-mail: Shangina@iss-reshetnev.ru

Some principles of information support spacecraft development with unified space platforms use which allow to facilitate design process are considered.

Keywords: spacecraft, platform.

Многие современные и все перспективные КА информационного обеспечения разработки ОАО «ИСС» созданы или проектируются с использованием унифицированных космических платформ (УКП) негерметичного модульного конструктивного исполнения, прошедших квалификацию в составе предыдущих проектов. К таким УКП относятся платформы «Экспресс-1000», «Эспресс-2000», «Экспресс-4000» и их модификации. Например, на базе УКП «Экспресс-1000» разработаны или разрабатываются КА «Луч-5А», «Луч-5Б», «Луч-5В», «Амос-5», «ТЕЬКОМ-3», «Ямал-300К», «Экспресс-АТ1», «Экспресс-АМ8», «АО^аЬ» («Э-1000Н»), «Экспресс-АТ2» («Э-1000К») [1].

Общие принципы проектирования КА на базе УКП имеют ряд особенностей, позволяющих эффективно применять их на практике и рационализировать, таким образом, процесс проектирования КА. К ним относятся:

- возможность рационализации задач и объемов работ по обеспечению и контролю надежности КА, выполняемых на этапах проектирования, благодаря созданному заделу по системам, что учитывается при разработке ПОН, КПЭО, ТЗ на КА и составные части;

- возможность ужесточения в ТЗ, ТТЗ требований к показателям надежности вновь разрабатываемых КА и повышения, таким образом, их конкурентоспособности благодаря подтвержденным показателям надежности оборудования и систем базовых УКП;

- возможность изменения характеристик УКП, имеющих запасы по различным ресурсам;

- существенное сокращение новизны (изменяемости) заимствуемого оборудования бортовых систем по категориям А и В без ущерба эффективности и надежности, что позволяет рационализировать объемы их отработки;

Крупногабаритные трансформируемые конструкции космических аппаратов

- возможность проведения независимых, параллельных испытаний платформы и полезной нагрузки, а также комплексных испытаний оборудования, систем и КА, позволяющих рационализировать этапность их отработки и получить определенные временные и экономические преимущества.

Данные принципы позволяют рационализировать процессы разработки КА с одновременным обеспечением требуемых показателей надежности. Их эффективность подтверждена летными испытаниями и эксплуатацией КА на базе УКП [2].

Библиографический ссылки

1. Чеботарев В. Е., Косенко В. Е. Основы проектирования космических аппаратов информационного обеспечения : учеб. пособие / Сиб. гос. аэрокосмич. ун-т. Красноярск, 2011. 488 с.

2. Патраев В. Е. Методы обеспечения и оценки надежности космических аппаратов с длительным сроком активного существования : монография / Сиб. гос. аэрокосмич. ун-т. Красноярск, 2010. 136 с.

References

1. Chebotarev V. E.,Kosenko V. E. Osnovy proekti-rovanija kosmicheskih apparatov informacionnogo obe-spechenija : ucheb. Posobie / Sib. gos. ajerokosmich. un-t. Krasnojarsk, 2011. 488 s.

2. Patraev V. E. Metody obespechenija i ocenki nadezhnosti kosmicheskih apparatov s dlitel'nym srokom aktivnogo sushhestvovanija: monografija / Sib. gos. ajerokosmich. un-t. Krasnojarsk, 2010. 136 s.

© Шангина E. А., Патраев В. Е., 2013

УДК 629.78.018:681.5

АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ТЕПЛОВЫМИ ПОТОКАМИ ПРИ ТЕПЛОВАКУУМНЫХ ИСПЫТАНИЯХ

А. В. Шевляков1, И. А. Выхристюк1, А. Г. Верхогляд\ Ю. В. Чугуй1, В. И. Халиманович2, В. В. Христин2

1Конструкторско-технологический институт научного приборостроения СО РАН Россия, 630058, г. Новосибирск, ул. Русская, 41 E-mail: ghost2613@mail.ru, chugui@tdisie.nsc.ru

2ОАО «Информационные спутниковые системы» имени академика М. Ф. Решетнева» Россия, 662972, г. Железногорск Красноярского края, ул. Ленина, 52

Представлена система управления тепловыми потоками при проведении тепловакуумных испытаний. Приведен алгоритм автоматического вывода испытываемого объекта на заданное температурное распределение.

Ключевые слова: предполетные испытания, тепловакуумные испытания, автоматизация.

AUTOMATED CONTROL SYSTEM OF HEAT FLUXES AT THERMOVACUUM TESTS

A. V. Shevliakov1,1. A. Vykhristiuk1, A. G. Verkhogliad1, Yu. V. Chugui1, V. I. Halimanovich 2, V. V. Khristich2

technological Design Institute of Scientific Instrument Engineering of the Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences 41, Russkaia Str., Novosibirsk, 630058, Russia E-mail: ghost2613@mail.ru, chugui@tdisie.nsc.ru 2 JSC "Academician M. F. Reshetnev "Information Satellite Systems" 52, Lenin str., Zheleznogorsk, Krasnoyarsk region, 662972, Russia

Control system of heat fluxes at thermo vacuum test is considered. The algorithm for automatic obtaining of specified temperature distribution is presented.

Keywords: preflight tests, thermo vacuum test, automation.

1. Введение. Современная стратегия эксперимен- (ТВИ) являются важной составляющей предполетной

тальной отработки космических аппаратов (КА) осно- отработки КА [2]. Во время ТВИ имитируются такие

вывается преимущественно на наземной отработке условия космоса, как вакуум, солнечный поток, рез-

систем и частей КА. При этом имитация штатных ус- кие перепады температуры по поверхности КА.

ловий эксплуатации производится в наиболее полном Современные системы для проведения ТВИ имеют

возможном объеме [1]. Тепловакуумные испытания возможность использования сотен устройств подвода

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.