Научная статья на тему 'Рационализация питания школьников разных возрастных групп'

Рационализация питания школьников разных возрастных групп Текст научной статьи по специальности «Фундаментальная медицина»

CC BY
917
190
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ / ШКОЛЬНИКИ / ПИТАНИЕ / СИБИРЬ / HEALTH SAVING TECHNOLOGIES / SCHOOLCHILDREN / FOOD TECHNOLOGY / SIBIRIA

Аннотация научной статьи по фундаментальной медицине, автор научной работы — Куликова Н. В., Самолюк Н. Г., Федотов А. С., Кротенко Н. М.

Рассмотрена проблема питания школьников как основной показатель состояния здоровья. Представлены рекомендации по реализации коррекции системы питания школьников в условиях Сибири. Цель работы на основе оценки результатов мониторинга жизнедеятельности и здоровья школьников разных возрастных групп из Сибири разработать методические рекомендации по рациональному сбалансированному питанию. Результаты исследований свидетельствуют о неадекватном рационе и режиме питания школьников. В Сибири наблюдается прогрессирующее ухудшение состояния здоровья учащихся за годы обучения, часть заболеваний связана с несбалансированным питанием. Мы предлагаем проект, в ходе реализации которого проводятся исследования в школах и разрабатываются научно обоснованные рекомендации по адекватному рациону и режиму питания для школьников разных возрастных групп из Сибири в холодное и теплое время года. Рекомендации будут внедрены в практику, в результате чего предполагаем общее оздоровление школьников и снижение обращаемости по заболеваниям желудочно-кишечного тракта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по фундаментальной медицине , автор научной работы — Куликова Н. В., Самолюк Н. Г., Федотов А. С., Кротенко Н. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RATIONAL BALANCED NUTRITION OF SCHOOLCHILDREN OF VARIOUS AGE GROUPS

The problem of nutrition of schoolchildren as the main index of health status is considered. Recommendations for implementation of correction system of school feeding in conditions of Siberia will be presented The purpose of work: on the basis of the results of monitoring living activity and assessment of the health of schoolchildren of different age groups in Siberia to develop guidelines on the rational balanced nutrition. Studies bear witness to inadequate diet and regimen of feeding of schoolchildren. In Siberia a progressive deterioration in the health of students during the years of learning is observed, part of diseases is associated with an unbalanced diet. We offer the project, in course of realization of which study in schools are carried out, scientifically grounded recommendations on appropriate diet and regimen of feeding for schoolchildren of different age groups in the Siberia in the cold and warm period of the year are developed. Implementation of recommendations will result in the general improvement of children health and reduction in medical aid appealability due to diseases of the gastrointestinal tract.

Текст научной работы на тему «Рационализация питания школьников разных возрастных групп»

[гиена и санитария 2/2013

4. Vyalov I.S. Formation of selfkeeping behavior at the Russian and foreign students with risk factors for health. Vestnik Rossiyskogo universiteta druzhby narodov. Series: Sociology. 2011; 3: 86-94.

5. Vyalov S.S., Kuznetsov VI., Khodorovich A.M. New possibilities of identification of the latent diseases at students by means of screening diagnostics within the Health program: introduction and efficiency. Vestnik Rossiyskogo universiteta druzhby narodov. Series: Medicine. 2010; 1: 106-11. (in Russian).

6. Sakharova O.B., Kiku P.F., Lapardin M.P., Grishanov A.V Hygienic assessment of a condition of a food of students of Far East state university. Zdorov’e naseleniya i sreda obitaniya. 2008; 5: 32-5.

7. Kicha D.I., Maksimenko L.V, Fomina A.V, Kaplan B.M. Hygienic bases of a healthy lifestyle: Manual. Moscow: Publishing house of Russian University of Friendship of the People; 2003.

8. Grigorovich O.A., Minina S.M., Shumkova M.I. A food and psychophysiological characteristics of girls in the conditions of examinations. In: Congress materials «Food and health». Moscow.; 2007: 26. (in Russian).

9. Agadzhanyan N.A. ed. Health of Students: Moscow : Publishing house of Russian University of Friendship of the People; 1997.

10. Agadzhanyan N.A., Severin A.E., Ermakova N.V., Radysh I.V., Rozanov V.V., KhodorovichA.M. et al. Intensification of training and health of students. Technologies of live systems. 2006; 3 (5-6): 31-40. (in Russian).

11. Kicha D.I., Daurova F.Yu., Tsakoeva A.A. Prevention of diseases of parodont at students of Russian University of Friendship of the

People from South East Asia. Messenger of the Russian university of friendship of the people. Series: Medicine. 2008; 2: 52-7.

12. Krasnoshchekov V.V., MamaevaA.N. Management of adaptation of the American students. Nauchnyy vestnik Moskovskogo gosu-darstvennogo tekhnicheskogo universiteta grazhdanskoy aviatsii. 2007; 116: 125-33. (in Russian).

13. Kuznetsov V.N., Nizovtseva T.R. Features of adaptation of foreign students at Northern state medical university. Ekologiya chelove-ka. 2007; 9: 39-41. (in Russian).

14. Maksimenko L.V. About relevance of psikhologo-pedagogical support of foreign students. In: Kudryashov E.A. ed. Modern problems of higher education: Materials III of the International scientific and methodical conference (on April 14-15, 2011 South Western State University, Kursk). Kursk: South Western State University; 2011: 338-43. (in Russian).

15. MartinchikA.N., Maev I.V., Yakushevich O.O. General nutritsi-ologiya. Moscow: MEDpress-infom; 2005. (in Russian).

16. Onishchenko G.G. About a sanitary and epidemiologic condition of educational institutions. Voprosy pitaniya. 2008; 77 (2): 4-9.

17. Sorokin D.Yu., Sorokina V.M. The pedagogical mechanism of formation at students of the relation to a healthy lifestyle as professional value. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2010; 4: 66-9. (in Russian).

18. TsakoevaA.A., DaurovaF.Yu., KichaD.I. Condition of parodont at medical students from South East Asia. Parodontologiya. 2008; 3: 75-8. (in Russian).

Поступила 09.01.12

© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2013 УДК 613.2-057.874(571.1/.5)

Н.В. Куликова1, Н.Г. Самолюк1, А.С. Федотов1, Н.М. Кротенко2

РАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУПП

1Томский государственный педагогический университет, 634061, Томск; 2Сибирский государственный медицинский университет, 634050, Томск

Рассмотрена проблема питания школьников как основной показатель состояния здоровья. Представлены рекомендации по реализации коррекции системы питания школьников в условиях Сибири.

Цель работы - на основе оценки результатов мониторинга жизнедеятельности и здоровья школьников разных возрастных групп из Сибири разработать методические рекомендации по рациональному сбалансированному питанию. Результаты исследований свидетельствуют о неадекватном рационе и режиме питания школьников. В Сибири наблюдается прогрессирующее ухудшение состояния здоровья учащихся за годы обучения, часть заболеваний связана с несбалансированным питанием.

Мы предлагаем проект, в ходе реализации которого проводятся исследования в школах и разрабатываются научно обоснованные рекомендации по адекватному рациону и режиму питания для школьников разных возрастных групп из Сибири в холодное и теплое время года. Рекомендации будут внедрены в практику, в результате чего предполагаем общее оздоровление школьников и снижение обращаемости по заболеваниям желудочно-кишечного тракта.

Ключевые слова: здоровьесберегающие технологии; школьники; питание; Сибирь

N. V. Kulikova1, N. G. Samolyuk1, A. S. Fedotov1, N. M. Krotenko2 — RATIONAL BALANCED NUTRITION OF SCHOOLCHILDREN OF VARIOUS AGE GROUPS

1Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Professional Education Tomsk State Pedagogical University, 634061, Tomsk, Russian Federation; 2Federal State budgetary Institution of Higher professional education Siberian State Medical University of the Ministry of Health of Russian Federation, 634050, Tomsk, Russian Federation

The problem of nutrition of schoolchildren as the main index of health status is considered. Recommendations for implementation of correction system of school feeding in conditions of Siberia will be presented The purpose of work: on the basis of the results of monitoring living activity and assessment of the health of schoolchildren of different age groups in Siberia to develop guidelines on the rational balanced nutrition.

Studies bear witness to inadequate diet and regimen offeeding of schoolchildren. In Siberia a progressive deterioration in the health of students during the years of learning is observed, part of diseases is associated with an unbalanced diet. We offer the project, in course of realization of which study in schools are carried out, scientifically grounded recommendations on appropriate diet and regimen of feeding for schoolchildren of different age groups in the Siberia in the cold and warm period of the year are developed. Implementation of recommendations will result in the general improvement of children health and reduction in medical aid appealability due to diseases of the gastrointestinal tract.

Key words: health saving technologies; schoolchildren; food technology; Sibiria

52

По данным Минздрава РФ, только 2,8 % выпускников школ страны можно считать сейчас абсолютно здоровыми [1].

Ученые установили: если в детском организме не хватает витаминов, минеральных веществ и микроэлементов, это приводит к таким нарушениям здоровья, как задержка роста, анемия, остеопороз (повышенная хрупкость костей), болезни желудочнокишечного тракта (ЖКТ). До 80% выпускников школ из-за этого имеют ограничения в выборе профессии. По данным Центральной военно-врачебной комиссии Минобороны РФ, ежегодно освобождаются от военной службы свыше 90 тыс. юношей, имеющих болезни, связанные с недостаточным питанием [2]. По статистике, у 70-80% детей во всех регионах России в рационе питания слишком редко имеются овощи и фрукты. Дефицит витаминов выявляют круглый год независимо от сезона [4].

Томская область в отношении здоровья и питания школьников не является исключением. По данным Департамента здравоохранения Томской области, в школах Томской области обучаются 103 059 детей, из них только 11% заканчивают школу полностью здоровыми, а 60% имеют различные функциональные отклонения, 23% - хроническую патологию, 6% - это дети с выраженными нарушениями здоровья и дети-инвалиды. У более половины учащихся выявляют признаки так называемых школьных болезней: заболевания нервной системы, ЖКТ, проблемы со зрением и осанкой. Прогрессирующее ухудшение состояния здоровья за годы обучения в образовательных учреждениях наблюдают у 70% учащихся в виде функциональных расстройств, переходящих в стойкую хроническую патологию к окончанию школы: в 4-5 раз возрастает заболеваемость органов зрения и костно-мышечной системы; в 3 раза - органов пищеварения; в 2 раза - количество нервно-психических расстройств; в 5 раз - число детей с заболеваниями эндокринной системы. За время обучения в школе уровень заболеваемости органов пищеварения (по сравнению с таковой у детей начальных классов) в группе от 11 до 14 лет повысился до 34,7%, от 15 до 17 лет - до 36,8% [4]. Наблюдающееся увеличение количества заболеваний среди школьников за последнее десятилетие в Сибири значительно обусловлено неправильным питанием.

Учителя, родители и школьники не знают, как правильно питаться, каков должен быть режим питания для школьников разных возрастных групп в зависимости от периода года. В 10-х классах до 45% родителей не следят за рационом питания своих детей, кроме того, формирование предпочтений в еде создают средства массовой информации (широкая реклама продуктов, содержащих повышенное количество жира, сахара и соли), что ведет к дезориентации как старшего, так и молодого поколения в выборе здоровой пиши и вырабатывает неправильную идеологию питания [2, 3].

Проблема также в том, что здоровьем в школе занимаются несколько ведомств, в том числе образование и здравоохранение, и они не могут поделить между собой обязанности и ответственность. Сегодня

мнения о том, какое ведомство и за что должно отвечать, расходятся [1].

Таким образом, отсутствуют критерии оценки питания детей в школах, не решены вопросы эффективного управления и контроля системы производства школьного питания, не учитываются все звенья организации питания - от поставщика до потребителя (школьник), отсутствует обучение рациональному сбалансированному питанию педагогов, детей, родителей.

В предлагаемом нами проекте планируется реализация исследования в школах, и разрабатываются научно обоснованные рекомендации по адекватному рациону и режиму питания для школьников разных возрастных групп из Сибири в холодное и теплое время года, в результате чего предполагаются снижение обращаемости по заболеваниям ЖКТ и общее оздоровление школьников. Рекомендации по питанию будут основаны на результатах научных исследова-ниий, учитывающих не только возрастной состав, но и уровень здоровья, основной обмен и энергозатраты школьников.

Для выполнения проекта поставлены следующие задачи:

1) разработка критериев и методов оценки результатов мониторинга жизнедеятельности и здоровья школьников разных возрастных групп;

2) исследование основного и должного основного обмена и энергозатрат, тестов САН (самочувствие, активность, настроение), клинические показатели в холодное и теплое время года в Сибири;

3) разработка суточного пищевого рациона на основе результатов исследований для теплого и холодного времени года в Сибири с апробацией в школах;

4) сравнение обращений по заболеваемости и тестам САН в опытных и контрольных классах по данным врачебного контроля школы;

5) составление методических рекомендаций по рациональному сбалансированному питанию школьников разных возрастных групп и внедрение результатов научно-исследовательских работ в практику;

6) повышение квалификации преподавателей, учителей, обучение старшекурсников Томского государственного педагогического университета (ТГПУ) и Сибирского государственного медицинского университета (СибГМУ) по рациональному питанию школьников, подготовка поваров (профессиональное училище № 14 Томска) по технологии приготовления здоровьесберегающего питания.

Благоприятным фактором для выполнения проекта являются наличие при ТГПУ кафедры безопасности жизнедеятельности, ориентированной на реализацию здоровьесберегающих технологий, и накопленный многолетний опыт выполнения выпускных квалификационных работ студентами по данной проблеме. Другим благоприятным фактором являются создание экспериментальной лаборатории и сотрудничество с другими заинтересованными учреждениями: Сиб-ГМУ, общеобразовательными и корреляционными школами, профессиональными кулинарными училищами, ведущими специалистами сферы питания Томска. В проекте принимают участие специалисты разного профиля: врач, биолог, педагог, технолог,

53

[гиена и санитария 2/2013

которые направляют и корректируют исследовательскую деятельность студентов в рамках выполнения выпускных квалификационных работ и магистерских диссертаций.

Нами выполняется и планируется следующая деятельность по проекту:

1) разработка критериев и методов оценки результатов мониторинга жизнедеятельности и здоровья школьников разных возрастных групп; исследование и обработка материала по показателям основного и должного основного обмена, отклонений от должного и энергозатрат в холодное и теплое время года у 400 школьников; 2) составление суточного пищевого рациона с учетом полученных параметров и его апробация в школах; 3) изучение обращений по заболеваемости в опытных и контрольных группах по данным врачебного контроля и тестов САН; 4) разработка методических рекомендаций по рациональному и сбалансированному питанию школьников разных возрастных групп; 5) повышение квалификации преподавателей, учителей, обучение старшекурсников (ТГПУ и СибГМУ) по рациональному питанию школьников, подготовка поваров (профессиональное училище № 14) по технологии приготовления здоровьесберегающего питания; семинары для родителей, учеников.

Исследования будут проведены в четырех образовательных учреждениях Томска. Их результаты помогут реализовать в жизнь специалисты Центра здоровьесберегающих технологий и профилактики Томского областного института повышения квалификации и переподготовки работников образования (ТОИПКРО) и профессионального училища № 14 по подготовке поваров.

Ожидаемые результаты для конкретного практического использования: 1) снижение обращаемости по желудочно-кишечным заболеваниям и общее оздоровление в разновозрастных группах школьников Сибири после внедрения методических рекомендаций разработанного рационального сбалансированного питания в теплое и холодное время года; 2) повышение квалификации преподавателей, учителей (ТОИПКРО), старшекурсников (ТГПУ и СибГМУ) и повышение уровня знаний для родителей, учеников по рациональному питанию школьников; подготовка поваров (профессиональное училище № 14) по технологии приготовления здоровьесберегающего питания в школах различного профиля.

Первые исследования по данному проекту проведены в МОУ «Самусьский лицей им. акад. В.В. Пекарского» (пос. Самусь Томской области) в феврале 2011 г.

Цель работы - исследовать режим, сбалансированность и рациональность питания учеников старших классов сельской школы в зимнее время года.

Материалы и методы

Использовали анкетный метод (режим, сбалансированность питания и количество потребляемой пищи) у 41 ученика (22 девушки и 19 юношей) 1011-х классов сельской школы в возрасте 16,8 ± 0,07 года, также объективные показатели (масса тела,

рост, частоту сердечных сокращений (ЧСС), систолическое и диастолическое артериальное давление (АД)), основной обмен и количество калорий, получаемых с пищей. Данные представлены в виде среднего значения М и среднеквадратического отклонения SD.

Результаты и обсуждение

Основной обмен выше у юношей (2174,5 ± 294 ккал), чем у девушек (1555,6 ± 190 ккал) (р < 0,001). Клинические показатели в пределах нормы: ЧСС 72,5 ± 1,9 в 1 мин, систолическое АД 122,6 ± 1,8 мм рт. ст., диастолическое - 70,5 ± 1,1 мм рт. ст.

Установлено, что большинство (80,5%) школьников питались за день 3 раза и более, остальные - 2 раза. 17% школьников не завтракали (пили только чай). Большинство (68,3%) школьников перекусывали 1-2 раза между основными приемами пищи: чай или кофе, торт, конфеты, шоколад, бутерброд, каша, пирожок, печенье, выпечка, фрукты, салат.

Рацион завтрака различный: 24,4% употребляли мясное блюдо и сладкий чай, 14,6% - молочную кашу и чай, 39% - чай с печеньем, выпечкой или булочкой.

В меню обеда у 30 школьников входил суп. На второе у 22 школьников было в основном мясное блюдо с гарниром, у остальных 19 - хлеб, картофель, рис, чай или кофе. В меню 11 школьников первое блюдо не входило, второе предусматривало рыбное или мясное блюдо (котлета, сосиска, колбаса, курица) с гарниром в виде картофеля, макарон, гречки. Пили обычно чай или кофе, редко морс или сок.

Рацион ужина у 22 школьников состоял из мясного или рыбного блюда с гарниром, у 15 - из супа или гарнира в виде лапши, картофеля в различных видах, каши, 4 не ужинали. Из 37 школьников салат употребляли 9. Во время ужина пили чай или кофе, редко морс или сок.

68,3% школьников употребляли хлеб во время каждой еды. Большинство школьников редко употребляли овощи и фрукты, морепродукты, отмечено также недостаточное количество жидкости. 17,1% школьников жареные блюда употребляли ежедневно, остальные - 3-4 раза в неделю.

Как у юношей, так и у девушек повышено употребление углеводов в 1,5 раза, а потребление жиров понижено в 0,6 раза. Употребление белков у девушек было в пределах нормы, у юношей выявили превышение нормы в 1,5 раза, причем у юношей белки и жиры животного происхождения преобладали на 70%, у девушек - на 60%. У юношей с пищей поступало 2052,1 ± 540 ккал, у девушек -2003,8 ± 603,5 ккал.

При анализе полученных результатов установили, что у части школьников нарушен режим питания, оно не сбалансировано по белкам, жирам и углеводам: снижено количество потребляемого жира и повышено количество потребляемых углеводов. Полученные результаты могут служить основанием для рекомендаций родителям и педагогам по рациональному сбалансированному питанию школьников старших классов в зимнее время года.

54

Литер атура

1. Выступление Б. Мальцева на заседании Координационного совета по местному самоуправлению 21.08.09. http://duma. tomsk.ru/pade/13696/.

2. Онищенко Г. Г. Задачи и стратегия школьного питания в современных условиях. Вопросы питания. 2009; 78 (1): 16-21.

3. Пасько О., Крючкова И., Галкина С. Состояние и решение проблем школьного питания в Омском регионе. Питание и общество. 2009; 8: 4-5.

4. Справочно-информационный материал Департамента здравоохранения Томской области «О состоянии здоровья школьников Томской области». http://duma.tomsk.ru/pade/13605/.

References

1. B. Maltsev’s performance at meeting of Coordination council on local government 21.08.09. http://duma.tomsk.ru/pade/13696/. (in Russian).

2. Onishhenko G. G. Tasks and strategy of a school food in modern conditions. Voprosy pitanija. 2009; 78 (1): 16-21. (in Russian).

3. Pas’ko O., Krjuchkova I., Galkina S. Condition and the solution of problems of a school food in Omsk the region. Pitanie i obsh-hestvo. 2009; 8: 4-5. (in Russian).

4. Reference material of Department of health care of the Tomsk region “About a state of health of school students of the Tomsk region”. http://duma.tomsk.ru/pade/13605/. (in Russian).

Поступила 15.02.12

© В.А. ДОЦЕНКО, И.А. КОНОНЕНКО, 2013 УДК 613.263

В.А. Доценко, И.А. Кононенко

НОВЫЙ ВИД ХЛЕБА В ПИТАНИИ ЗДОРОВОГО И БОЛЬНОГО ЧЕЛОВЕКА

ГБОУ ВПО Северо-Западный государственный медицинский университет им. И.И. Мечникова Министерства здравоохранения РФ, 191015, Санкт-Петербург

Проведены гигиеническая оценка нового вида хлеба, определение его гликемического индекса. Результаты исследования показали, что новый вид зернового хлеба имеет высокую пищевую и биологическую ценность и безопасен для здоровья человека. Новый вид хлеба имеет низкий гликемический индекс. Рекомендуется использовать его в диетическом питании лицам с ожирением, сердечно-сосудистой патологией и сахарным диабетом 2-го типа, и для профилактического питания лицам с факторами риска развития этих заболеваний.

Ключевые слова: гликемический индекс; хлеб; пищевые волокна; здоровое питание; диетическое питание

V. A. Dotsenko, I. A. Kononenko - A NEW TYPE OF BREAD IN THE DIET OF HEALTHY AND SICK PERSON

Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Professional Education North-Western State Medical University named after 1.1. Mechnikov of the Ministry ofHealth, 191015, Saint-Petersburg, Russian Federation

In the study the hygienic assessment of a new type of bread in terms of quality and safety was performed. The results of the study showed that a new type of corn bread has a high nutritive and biological value, it is safe for human health. The glycemic index of bread was determined by the method described by FAO, WHO in 1998, "Carbohydrates in Human Nutrition." A new type of bread has a low glycemic index. This makes it possible to use the bread in dietary nutrition for persons who are overweight, suffers from the cardiovascular disease and type 2 diabetes, as well as for preventive nutrition for healthy individuals with risk factors for these diseases.

Key words: glycemic index, a new type of bread, food fibers, healthy nutrition, dietary nutrition

Современные тенденции в производстве пищевых продуктов ориентированы на обеспечение населения продуктами здорового питания, способными удовлетворять потребности организма в незаменимых нутриентах. Хлеб, являясь продуктом массового потребления, в наибольшей степени подходит для этой роли. Обогащение хлеба различными добавками способствует увеличению его пищевой и биологической ценности, а также снижению гликемического индекса (ГИ) [1, 2]. Это позволяет использовать такие виды хлеба не только в здоровом, но и в диетическом питании.

Цель исследования - гигиеническая оценка нового вида хлеба, определение его ГИ.

Материалы и методы

Гигиеническую оценку хлеба проводили в аккредитованной испытательной лаборатории. Содержание белков в хлебе определяли методом Кьельдаля [3], жиров

Доценко Владимир Антонович (Dotsenko Vladimir Antonovich), e-mail: [email protected].

- экстракционно-весовым методом [4], пищевых волокон - ферментным методом [5], содержание углеводов и калорийность - расчетным методом [6]. Определение содержания витаминов В1 и В2 осуществляли методом флюоресценции [7, 8], витамина РР - колориметрическим методом [9], витамина Е - методом высокоэффективной жидкостной хроматографии [10]. Содержание кальция, магния, калия, фосфора, марганца, железа, меди и цинка определяли атомно-абсорбционным методом [6, 11]. Определение в хлебе токсических элементов проводили атомно-абсорбционным методом [12-14], микотоксинов и пестицидов - методом тонкослойной хроматографии [15-18], радионуклидов - в соответствии с МУ 5778-91 и МУ 5779-91 [19, 20], наличие генно-инженерно-модифицированных организмов (ГМО) -методом полимеразной цепной реакции [21].

ГИ хлеба определяли по методологии, описанной организацией ООН по вопросам продовольствия и сельского хозяйства «Углеводы в питании человека» [22]. В исследовании принимали участие 30 здоровых добровольцев в возрасте от 18 до 55 лет.

55

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.