НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, № 4 (9) 2017 УДК 94(470.5).07:651; ББК 63.3(235.55)521-2
Бакшаев Александр Алексеевич, кандидат исторических наук, доцент кафедры архивоведения и истории государственного управления, Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина. e-mail: [email protected]
РАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ДЕЛОПРОИЗВОДСТВА В УЧРЕЖДЕНИЯХ ГОРНОГО ВЕДОМСТВА НА УРАЛЕ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX В.
Аннотация: в статье рассматривается деятельность органов горного управления по совершенствованию работы с документами в подведомственных учреждениях. Одной из основных проблем организации делопроизводства в горном ведомстве был большой объем создаваемых документов, главным образом финансово-хозяйственной отчетности. На протяжении первой половины XIX в. Министерство финансов и уральская горная администрация предпринимали меры по сокращению переписки, введению единообразия в порядок работы с документами.
Ключевые слова: делопроизводство, рационализация, горнозаводская промышленность, горный округ, Урал.
Bakshaev Alexandr Alekseevich, PhD in history, Associate Professor Chair of Archivai science and History of public administration, Ural Federal University e-mail: [email protected]
THE RATIONALIZATION OF RECORDS MANAGEMENT IN THE URALS MINING ADMINISTRATION IN THE FIRST HALF OF THE 19th
CENTURY
НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, № 4 (9) 2017
Abstract: the article considers the activities of the mining administration on improving work with documents in the subordinated institutions. One of the main problems of the organization of record keeping in the mining office was a large volume of created documents, mainly financial and economic reporting. During the first half of the 19th century, The Ministry of Finance and the Ural mining administration took measures to reduce correspondence, introduce uniformity in the procedure of working with documents.
Keywords: records management, rationalization, mining district, mining industry, the Urals.
В начале XIX в. в ходе реформирования системы государственного аппарата в России создаются новые центральные учреждения - министерства. Одновременно происходит замена коллежской системы делопроизводства министерской, основанной на принципах единоначалия. В результате реформы вводится единообразный порядок производства дел во всех министерствах и подведомственных им учреждениях. Изменения произошли и в управлении горной и металлургической промышленностью. В 1806 г. для руководства отраслью в составе Министерстве финансов был учрежден Департамент горных и соляных дел. Региональная администрация была представлена Уральским горным правлением, а также подчиненными ему органами управления отдельными казенными округами и заводами [1, с. 178-186].
Отраслевые законодательные и нормативные акты (Проект Горного положения 1806 г., штаты казенных заводов 1827-1829 и 1847 гг.) определяли структуру и функции горной администрации. Порядок постановки делопроизводства в учреждениях горного ведомства в начале XIX в. регулировался «Генеральным регламентом» 1720 г. и «Учреждением для управления губерний» 1775 г. Впоследствии с утверждением «Общего учреждения министерств» от 25 июня 1811 г. и «Учреждения губернских правлений» от 2 января 1845 г. эти документы стали регламентировать процесс работы с документами в органах горнозаводского управления [2].
НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, № 4 (9) 2017
В ряде казенных горных округов были составлены специальные правила и инструкции, определявшие порядок работы с документами. Например, в документах Государственного архива Свердловской области были выявлены «Инструкция для производства дел по главной конторе Пермских заводов» и «Правила производства дел по главной конторе Златоустовских заводов» [3]. В заводских конторах также разрабатывались нормативные документы в сфере делопроизводства, включавшие формы основных документов и регистров. В частности, подобные инструкции в первой половине XIX в. действовали на предприятиях Екатеринбургского округа (Каменском, Нижне-Исетском заводах, Березовских золотых промыслах) [4].
В первой половине XIX в. в учреждениях горного ведомства на Урале создавалось огромное количество документов. Большую их часть составляла финансово-хозяйственная отчетность, направлявшаяся как в центральные, так и региональные органы горного управления. Например, в главной конторе округа составлялись ежегодные и «третные» (по третям года) отчеты и ведомости для Министерства финансов, Департамента горных и соляных дел, Штаба Корпуса горных инженеров, Уральского горного правления, Главного начальника уральских заводов, а также губернской администрации (Пермского гражданского губернатора, казенной палаты и др.). Заводские конторы предоставляли в главную контору округа ежегодную, «третную» и ежемесячную отчетность о состоянии производства, заводских постройках, заготовке провианта, припасов и материалов, количестве и перемещении чиновников и работников заводов и др. сведения [5].
Попытки сокращения числа создаваемых в ведомствах документов предпринимались на общероссийском уровне. Например, в 1831 г. Государственным советом были определены меры по упорядочению работы с документами в государственных учреждениях, а также установлены специальные требования для ряда министерств (Иностранных дел, Народного просвещения, Морского, Государственного контроля) [6]. Министерство финансов и Департамент горных и соляных дел также пытались сократить
НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, № 4 (9) 2017 большой объем документов, поступавших из подведомственных учреждений. Для этой цели, в 1829 г. были утверждены «Правила для уменьшения огромности бумаг и облегчения их пересылки», которые были разосланы во все уральские казенные заводы. В правилах, в частности, предлагалось использовать для письма бумагу определенного размера; для переписки по маловажным вопросам с подведомственными учреждениями употреблять листы небольшого формата (в % листа); вместо скрепления сургучными печатями разрешалось заклеивать конверты, а на месте склеивания проставлять штемпель учреждения [7].
В 20-е годы XIX в. Министерство финансов выявило нарушения порядка работы с документами в уральской горной администрации. В частности, в ряде округов горные начальники вели собственное делопроизводство, учредив должность секретаря. Все поступающие предписания высшего начальства они дублировали для подведомственной им главной конторы округа, тем самым увеличивая количество создаваемых документов. Такую практику Министерство финансов сочло не соответствующей принципам министерского делопроизводства и предписало горным начальникам осуществлять работу с документами лично в главной конторе. Исключение делалось лишь на период их отсутствия на заводах [8].
Еще одним направлением рационализации делопроизводства было сокращение форм отчетности горных заводов. Так, в 1833 г. по распоряжению Департамента горных и соляных дел были разработаны правила для составления отчетных документов. Но новые формы получили отрицательные отзывы горных начальников, которые признали их «неудобными по обширности их и по многим другим признакам». Изучением состояния заводской отчетности занимался и Комитет для исправления штатов, созданный при Уральском горном правлении в 1838 г. Помимо основной деятельности члены комитета должны были определить обязанности делопроизводителей в главной и заводских конторах, предложить меры по сокращению объема
НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, № 4 (9) 2017 исходящей документации. Но новые формы так и не были разработаны из-за закрытия комитета в 1844 г. [9; 10, с. 215]
К вопросу сокращения отчетности горное ведомство вернулось в 1846 г., когда по распоряжению Главного начальника уральских заводов В. А. Глинки старшим советником Уральского горного правления Карповым был разработан проект наставления для составления заводской отчетности, включавший 46 форм документов. При этом использовался опыт Министерства финансов. Одновременно при Департаменте горных и соляных дел был учрежден специальный комитет под руководством генерала-майора Фуллона, который должен был реформировать систему отчетности всех учреждений, подчиненных Департаменту. Комитет рассмотрел проект Карпова и пришел к выводу, что новая система является еще более запутанной, чем прежняя. В результате было предписано возвратиться к старым формам. Но деятельность комитета так и не была доведена до конца. В результате в дореформенный период новые формы отчетности для казенных заводов так и не были составлены [10, с. 215].
Для решения проблемы огромной переписки в отраслевых органах управления Главный начальник уральских заводов В. А. Глинка создал специальную комиссию «для изыскания средств к сокращению письмоводства» во главе со старшим советником Второго департамента Уральского горного правления Пащенко. Причиной ее создания послужило введение новых штатов казенных заводов 1847 г., которые сокращали количество канцелярских служителей в главных и заводских конторах. Обследование состояния делопроизводства в казенных горных округах выявило значительное количество создаваемой ими финансово-хозяйственной документации. По итогам анализа этих сведений комиссия в 1851 г. подготовила проект Положения о порядке делопроизводства для казенных заводов Урала, предложила сократить количество исходящих документов, разработала более удобные формы отчетности [11].
НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, № 4 (9) 2017
Таким образом, меры по рационализации делопроизводства в горном ведомстве были направлены на введение единообразного порядка работы с документами в отраслевых учреждениях, сокращение объема переписки, регламентацию процесса составления финансово-хозяйственной отчетности. В первой половине XIX в. горной администрации так и не удалось реорганизовать систему отчетности. В итоге новый порядок и формы ведения отчетной документации были утверждены лишь во второй половине XIX в.
Список литературы:
1. Территориально-экономическое управление в России XVII - начала XX века: Уральское горное управление / К. И. Зубков, Н. С. Корепанов, И. В. Побережников, Е. С. Тулисов. М.: Наука, 2008.
2. ПСЗ РИ-! Т. 4. № 3534; Т. 20. № 18580; Т. 31. № 24686.
3. Государственный архив Свердловской области (ГАСО). Ф. 25. Оп. 1. Д. 1660. Л. 7 об.-8 об.
4. Там же. Д. 1778. Л. 71-72.
5. Там же. Д. 1660. Л. 7 об.-8 об.; Д. 1778. Л. 71-72.
6. ПСЗ РИ-П. Т. 6. Ч. 1. № 4323.
7. ГАСО. Ф. 25. Оп. 1. Д. 1669. Л. 2-2 об.
8. Там же. Д. 1544. Л. 1-2.
9. Там же. Ф. 43. Оп. 1. Д. 85. Л. 1-2;
10. Бакшаев А. А. Финансово-хозяйственная документация как источник по истории казенной горнозаводской промышленности Урала первой половины XIX в. // Документ. Архив. История. Современность. Материалы VI науч.-практ. конф. (Екатеринбург, 2-3 декабря 2016 г.). Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2016.
11. ГАСО. Ф. 25. Оп. 1. Д. 1778. Л. 187.